пречистенка 13 история дома барельеф

Cмешанные чувства. Пречистенка,13

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Сразу хочу сказать, речь пойдет не о архитектуре и даже не о истории, и это не реклама одного из самых дорогих жилых комплексов, это и не брюзжание в сторону современной застройки или реконструкции. И, наконец, это не записки путешественника. Это просто впечатление человека лениво и беззаботно прогуливающегося по узким улочкам и переулочкам, в поисках атмосферы старой Москвы. Впечатление, а далее любопытство, которого заставили не только углубиться в тему, рыться в интернете, искать все и всех причастных к истории, строительству и далее к реконструкции одного здания, своеобразие которого настолько велико, что в первый момент и не поймешь, оно шокирует своей новизной ( в буквальном смысле) и помпезностью или все таки восхищает своей элегантностью и импозантностью.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Этот дом как-то неожиданно возник перед глазами в районе со стоящими в одном ряду и напротив, московскими усадьбами и особняками, с их колоннами, мезанинами, балконами и как, кажется, уютом и теплом в прошлом.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Но здание по адресу Пречистенка 13 оставляет странное чувство, там столько всего смешалось — начало века, модерн, декор в стиле неоклассики, архитектор, немецкого происхождения, доходный дом с именитыми жильцами, литературный квартал, художники из Бубного валета, Булгаков, герои его книг и даже бал сатаны. Вот так, вот, господа! А ведь кто-то пройдет и поморщиться: «тьфу, новодел!»

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Дом, действительно реконструирован и претерпел значительные изменения от первоначального своего облика. Но, такова судьба этого, именно, жилого комплекса — жить, изменяться со временем и нести черты разных эпох, быть странно притягательным, отталкивающим и интригующим одновременно. Я вас окончательно запутала?

Это хорошо. Немного интриги не повредит.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Изначально участок под строительство доходного дома в самом центре купило «Северное домостроительное общество», организованное в 1889 году знаменитым русским предпринимателем Саввой Мамонтовым. В задачи общества входило строительство роскошной гостиницы в центре Москвы и нескольких городских особняков на продажу. Савва Иванович Мамонтов был инициатором внедрения стиля модерн по заказе новых строительных обьектов. По его мнению новый стиль способен не только преобразить московские улицы, но и привлечь богатых покупателей. Проектированием новых домов занялся главный архитектор Общества Л.Н. Кекушев.

Но стечение обстоятельств, приведших к банкротству, а далее к аресту С.И. Мамонтова в 1899 году не позволил реализовать этот проект.

Торгово-строительное общество под руководством Я.И. Рекка возвело этот роскошный доходный дом.

Проект принадлежал немецкому архитектору Густаву Гельриху, члену Московского архитектурного общества (с 1906г). В тот период он плодотворно работал и создал много интересных зданий в центе российской столицы.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Композиция здания и декор впечатляют. В рустрированную стену первых двух этажей врезаны трехгранные окна, они ломают поверхность стены, сами становясь частью сложного объема, эркеры третьего — пятого этажей продолжают игру с формами, они в отличие от первых двух этажей выступают за плоскость стены и каждый и сверху «коронован» открытым балконом. Лоджии с арками и балясинами, угловой закругленный эркер, над которым располагаются балкон и вогнутое башнеобразное завершение, казалось слишком много всего для одного архитектурного объекта, но нет, все элементы композиции органично сочетаются. В декоре здания использованы лепные украшения неоклассики. Угловая башня с вазами и скульптурой, первоначально игравшая существенную роль в силуэте улицы, «растворилась» в надстройке 1980-х годов и дом потерял свое очарование.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Дом, как нечто живое, имеет свою историю. Он находится в литературном квартале, его роскошные в прошлом интерьеры послужили идеями, пространствами, местами действия, а многие жильцы становились прототипами художественных произведений.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

На верхнем этаже здания проживал А.П. Фаберже — родственник основателя известнейшей ювелирной фирмы и юрисконсульт его конторы. Александр Петрович владел двумя квартирами под номерами 11 и 12, расположенными напротив друг друга.

После того, как он покинул революционную Россию, его апартаменты превратили в коммунальную квартиру. Часть комнат отдали коммуне художников, среди которых был друг писателя Михаила Булгакова, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников.

Дом номер 13, своим видом впечатлял Михаила Булгакова, где он бывал частым гостем и туда же предположительно поместил героев из двух своих произведений— «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита».

Возможно квартира родственника Фаберже и стала той самой ювелиршиной квартирой, в которой остановился Воланд. И где дал свой единственный бал в Москве.пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Источник

Легенды в камне: что расскажут дома Пречистенки

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Когда Потемкину в потемках
Я на Пречистенке найду,
То пусть с Булгариным в потомках
Меня поставят наряду

Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах. Пока Пречистенку обновляют, mos.ru рассказывает об истории этой улицы и ее знаковых домах.

Дорога к монастырю и престижный район

В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская — от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части — Пречистенку и Ленивку (Волхонку).

Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская — неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.

Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.

Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».

В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую — в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название — Пречистенка — вернули в 1994 году.

Жемчужины Пречистенки

Белые палаты

В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем — под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Усадьба XVIII века

Дом 8, расположенный напротив Белых палат, — городская усадьба XVIII века. Но в основе здания — палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.

Доходный дом Костяковой

Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца — художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков. Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Дом генерала Орлова

В основе дома 10 — сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.

В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Усадьба Хрущевых-Селезневых

Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы — усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом. В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Доходный дом Рекка

Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 — 3000 рублей в год.

Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Дом Ермолова

В основе дома под номером 20 по Пречистенке — особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».

Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.

В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года — предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.

В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Дом князя Долгорукова

Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефпречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельеф

Гимназия Поливанова

Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.

В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.

«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)

Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.

В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.

Источник

Привет из Средневековья: кто и когда «поселил» рыцарей на московских домах

Доходный дом Филатовой

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефФото: um.mos.ru

Семиэтажный доходный дом А.Т. Филатовой на Арбате считается главным достижением Валентина Дубовского. Он строился в 1913–1914 годах и с самого начала был рассчитан на очень состоятельных жильцов: витражи, мраморные ступени, дубовые перила, огромные зеркала, в каждой большой квартире при кухне была обязательная комнатка для прислуги. Этот дом охраняют сразу два рыцаря. Один из них чем-то опечален и, по одной их легенд, именно он послужил «прототипом» для персонажа Коровьева-Фагота известного булгаковского романа: в образе этого рыцаря он сопровождал свиту Волонда, Мастера и Маргариту:

«– Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»

В этом доме когда-то жил композитор Эдуард Колмановский, а писатель Варлам Шаламов приходил сюда в гости к специалисту по французскому языку профессору В.Н. Клюеву.

В 1990 году в здание переехал «Дом Актера», а позже театральная организация получила помещение в аренду на 45 лет.

Доходный дом купца Демента

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефФото: mos.ru

В 1912 году на Большой Полянке для купца Я.М. Демента по проекту Дубовского был построен шестиэтажный дом с эркерами. Главный фасад щедро декорирован венками, медальонами и масками львов, а в нишах между первым и вторым этажами гостей встречают фигуры двух львиц. Охраняют этот дом и два рыцаря в латах, которые заняли свое место на крыше центрального эркера. К сожалению, один из них не дожил до наших дней, и найти его можно только на старых фотографиях, зато второй продолжает нести свою вахту: глаза его полуприкрыты, но он очень внимательно смотрит вниз.

Будущий владелец дома учился кожевенному делу в Германии, а позже открыл в Москве свой кожевенный завод, где применяли самую передовую технологию выделки кож и пошива кожаных изделий. Трудолюбие и стремление предлагать только качественный товар сделали Якова Демента одним из крупнейших в России фабрикантов и купцом первой гильдии. Не забывал он и о возвышенном, каждый год покупая в Большом театре ложу на весь сезон. В доме на Большой Полянке семья занимала бельэтаж, а все остальные квартиры сдавались. Демент и его близкие жили в двух больших объединенных квартирах, где у каждого была своя комната, а еще пять больших комнат отвели под зимний сад, где росли пальмы и другая экзотика и круглый год звучали птичьи трели.

Яков Демент сумел наладить жизнь и после революции: организовал акционерное общество «Промкож», которое покупало шкурки у охотников. Из них шили шубы и шапки. Только вот жил он уже в других условиях: сначала в подвале на Тверском бульваре, а потом в комнате в Сокольниках. В 1928 году Демент уехал лечиться в Германию и в Россию больше не возвращался.

Сегодня дом продолжает жить активной деловой жизнью – здесь теперь располагаются офисы, а само здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

Доходный дом Эпштейна

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефФото: wikimapia.org

Дом в неоготическом стиле в Гусятниковом переулке был построен Дубовским в 1912 году. Поселившийся здесь средневековый рыцарь в доспехах, кажется, уже забыл «о доблестях, о подвигах, о славе»: он «живет» на уровне второго этажа, с грустью смотрит на прохожих, словно ждет, что кто-нибудь остановится и заговорит с ним. Если присмотреться, то можно разглядеть в его взгляде усталость, но меч он все равно держит очень крепко. Дом в шесть этажей с высокими окнами и строгим декором многим напоминает средневековый замок. До революции в нем было всего шесть квартир. Интересно, что раньше на этом месте стоял дом, где с 1892 по 1904 год жил отец русской авиации Н.Е. Жуковский, имя которого теперь носит улица по соседству.

Сегодня здание включено в реестр московских объектов культурного наследия, а его квартиры стали офисными помещениями.

Доходный дом Шугаевой

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефФото: mos.ru

Семиэтажное здание на Садовой-Самотечной строили с 1913 по 1914 год. Автор проекта ­­– архитектор Василий Волокитин – создал доходный дом в стиле скандинавского модерна. Он сразу же обращает на себя внимание: крылатые львы, благородные средневековые воины и дамы, мечи и щиты. А надо всем возвышается строгий рыцарь с мечом. Интересно, что окна в здании разных размеров и форм – полукруглые, прямоугольные и в форме арок. Стены с первого по шестой этаж имитируют каменную кладку. На первом этаже дома размещались лавки и магазины, а все, что выше, сдавалось под квартиры.

Хозяйка дома Анна Шугаева была женой Сергея Шугаева – владельца сразу шести доходных домов в Москве и обладателя личного почетного гражданства.

В марте 2019 года дом получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Сегодня, как и сто лет назад, первый этаж отдан под магазины, а все остальные этажи – жилые.

Доходный дом Рекка

пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть фото пречистенка 13 история дома барельеф. Смотреть картинку пречистенка 13 история дома барельеф. Картинка про пречистенка 13 история дома барельеф. Фото пречистенка 13 история дома барельефФото: wikipedia.org

В 1910–1911 годах на углу Пречистенки и Лопухинского переулка возвели шестиэтажный доходный дом по проекту архитектора Густава Гельриха. Заказчиком был банкир и предприниматель Яков Рекк. Дом построен в стиле русского модерна, а вознесенные на самый верх два рыцаря не только охраняли богатых и важных жильцов (аренда на год стоила 1200 – 3000 рублей), но и словно вытягивали здание до самого неба.

Среди квартирантов до революции особое место занимали представители фамилии Фаберже: здесь жил Александр Фаберже – родственник прославленного ювелира и юрисконсульт семейной фирмы. После революции хозяин уехал из страны, а его квартира стала одной из многочисленных коммуналок (новые жильцы были уверены, что в доме спрятан клад, и отчаянно его искали в течение многих лет). Кстати, именно в этом доме поселились художники группы «Бубновый валет» – яркие представители русского авангарда.

Сюда приходил в гости Михаил Булгаков, который не просто знал истории бывших хозяев, но и сделал дом героем своих произведений. Он буквально «списал» с местных интерьеров «нехорошую квартиру» в романе «Мастер и Маргарита»: люстру, на которой качался Бегемот, камин и деревянные диванчики на лестничных площадках. Указывает на преемственность и имя бывшей хозяйки квартиры в романе – вдовы ювелира Анны Францевны Фужере. Здешним интерьерам нашлось место и в «Собачьем сердце»: мраморные ступени парадной лестницы, швейцар, ковровая дорожка «переехали» из дома № 13 на Пречистенке в дом, где жил профессор Преображенский.

В начале XXI века здание пережило серьезную реконструкцию, а сегодня, как говорят девелоперы, это один из самых престижных жилых домов столицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *