праздничный фейерверк история фейерверка история праздника
История салютов: от первых фейерверков до наших дней
Сейчас праздничный салют перестал уже быть неведомым, пугающим и волшебным действом, а превратился в прекрасное и ожидаемое завершение торжества. Красивый и яркий фейерверк оказывает гипнотическое и чарующее воздействие на людей до сих пор, но мало кто задумывается, кто же придумал запускать в небо эти сияющие цветы из искр?
КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ФЕЙЕРВЕРКИ?
Определить точную датировку, когда именно появился первый фейерверк в мире, не представляется возможным. Ученые склоняются к мысли, что случилось это около 2-ух тысяч лет назад на территории Китайской империи. Хотя ритуальные огненные действа с кострами и факелами совершались еще в древнем Египте, Греции, Римской империи и Киевской Руси еще задолго до начала летосчисления нашей эры. Например, перед играми гладиаторов, а также на виллах знати устанавливались наземные лампады и фонарики, которые придавали торжеству атмосферности и освещали действо. А в качестве прообраза первых петард или трубок для запуска масштабных фейерверков можно назвать метание в военных целях снарядов с греческим огнем. Эта горючая и взрывчатая смесь из селитры была изобретена в 673 году греческим ученым для византийского императора. Выбрасывалась в противника из метательных трубок по принципу сифона. Столб огня, с рассыпающимися вокруг искрами, смотрелся очень эффектно, конечно, если забыть, что греческий огонь долгое время оставался смертоносным и негасимым.
ПЕРВЫЙ САЛЮТ В МОСКВЕ
История фейерверков в Российской империи связана с именем императора Петра Первого. Благодаря этому правителю, много путешествовавшему в юности, в его родной стране появилось множество нововведений. К примеру, царь увидел первые фейерверки, проезжая через территорию Германии. И уже в 1690 году у себя дома устроил дорогостоящий фейерверк на потеху боярам, впервые увидавшим ракеты, и как они взлетают к небу. Кстати, ради справедливости стоит отметить, что так называемые «потешные огни» в России были известны еще в 14 веке. Но именно при Петре началось развитие первой пиротехники и ее производство на местных предприятиях. Этому поспособствовало, не в последнюю очередь, начало собрания царем обширной библиотеки, в которой можно было найти первые руководства по истории петард и редкие фолианты об истории древних фейерверков.
В более новое время для России и истории развития пиротехники знаковым стал первый салют Победы. Это событие имело большую важность для страны, а также стало первым салютом войны, которым праздновалась победа Красной Армии над немецкими захватчиками в 1943 году. Первый салют Великой Отечественной был дан 5 августа после освобождения войсками Белгорода и Орла. Именно поэтому Белгород и Орёл носят почетное звание городов первого салюта, а праздничные фейерверки в этих городах из года в год остаются одними из лучших в стране.
Связан с историей пиротехники России и еще один военный фейерверк. Состоялся он на Красной площади в 1945 году 9 мая, когда Красная Армия выиграла во Второй Мировой Войне, положив ей конец. Этот салют запомнился во всем мире, так как стал на долгие десятилетия самым масштабным, красивым и важным в истории как страны, так и планеты. С тех пор культура пиротехники крепко вошла в традиции и жизнь общества, и без фейерверка теперь сложно представить себе празднование каких-либо важных и торжественных мероприятий.
Кто и как придумал салют. 7 быстрых фактов
9 мая в Москве и еще 25 городах России прогремел праздничный салют, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Первый документально подтвержденный салют в России состоялся в 1709 году, когда в Москву после победы под Полтавой вошли войска Петра I во главе с императором. Практика поджигания взрывоопасных предметов, которые ярко и весело бабахают, зародилась еще раньше, более тысячи лет назад. Отвратительные мужики рассказывают о том, как из бамбуковой палки салют эволюционировал в событие, которое показывают по крупнейшим телеканалам.
Статуя Ли Тяня в Люянге, Китай
Согласно самой популярной версии происхождения фейерверков, начало древней традиции положил монах Ли Тянь из города Люянг, Китай. Люянг до сих пор является крупнейшим производителем фейерверков в мире, а еще в эпоху Империи Сун (960 — 1279) в честь Ли Тяня был построен храм. Китайцы ежегодно посещают его, чтобы почтить память изобретателя — традицию принято поддерживать 18 апреля.
Позже китайские вояки догадались, что взрывоопасной смесью можно пугать не только бесплотных духов, но и врагов. Порошок засыпали в бумажные трубки, которые затем крепились к стрелам — те, в свою очередь, взорвали немало монгольских задниц.
Спустя еще пару сотен лет китайцы стали использовать фейерверки не только в боевых, но и в навигационных целях. Запущенная в воздух стрела с взрывным багажом освещала дорогу. Таким образом, фактически, была придумана первая сигнальная ракета. А заодно — современная технология салюта, которая предполагает взрывы в небе, а не на земле.
В XIII веке метод изготовления пороха стал активно распространяться по Европе. В средневековой Англии праздничными огоньками заведовали так называемые «зеленые люди» — специально обученные мужчины, которые прикрывали головы листьями из соображений безопасности. Во время празднования они шли впереди процессии, разбрасывая яркие огоньки из специальной емкости, закрепленной на шесте. Это была довольно опасная профессия.
Сам образ «зеленого человека» уходит корнями в историю многих европейских народов и широко представлен в архитектуре и фольклоре
Фейерверки и салюты особенно полюбились европейским правителям, которые взяли за правило украшать бойкой иллюминацией свои замки по особым поводам. Один из первых прецедентов был зафиксирован в 1486 году, когда женился король Англии Генрих VII. В 1685 году придворный пиротехник английского короля Джеймса II устроил настолько впечатляющий салют, что немедленно был посвящен в рыцари.
К концу эпохи Возрождения специалистов по пиротехнике централизованно обучали в специальных школах. Особенно широкое распространение эта наука получила в Италии; именно итальянцы стали первыми для разнообразия добавлять в привычную формулу цветные элементы.
С тех пор принцип не претерпел критических изменений: что 1000 лет назад, что сейчас, основа салюта — трубка с взрывоопасной смесью, с добавлением различных окрашивающих металлов. Тем не менее, формулу до сих пор активно развивают, стараясь сделать ингредиенты безопасными для окружающей среды.
Сейчас в России можно посмотреть салют на 23 февраля, 9 мая, 12 июня, 7 ноября и в Новый год.
Задолго до Нового года в магазинах оживляется торговля пиротехникой. Мальчишки пугают прохожих взрывами петард и испытывают от этого ни с чем не сравнимое удовольствие. А уж в новогоднюю ночь в российских городах просто начинается канонада — взрывы ракет и замысловатые огненные фонтаны. Между тем, традиция запускать праздничные фейерверки существует уже не одну сотню лет…
Порох в бамбуке
Китайцы первыми начали встречать Новый год взрывами — еще несколько тысяч лет назад. Считалось, что громкие звуки и оглушительный треск отпугивают злых духов.
Поэтому на всех важнейших праздниках и церемониях, а особенно в последние дни двенадцатого лунного месяца (китайский Новый год) обязательно устраивались громкие демарши против нечистой силы. До изобретения пороха в качестве петард использовались высушенные стебли бамбука — в огне он оглушительно взрывался.
В дальнейшем искусство фейерверков становилось все более совершенным. Китайские мастера придумывали различные смеси и составы, начиняли ими разнообразные емкости, и вскоре научились делать праздничные салюты всех оттенков и форм — в небо взлетали разноцветные птицы, и с оглушительным треском распадались на тысячи ярких огней…
Когда между Европой и Китаем установились прочные торговые связи, фейерверки проникли и в западные страны. Европейцам быстро полюбились шумные красочные «небесные китайские огни», и вскоре обычай отмечать празднества взрывами и яркими огнями стал повсеместным. В Европе появились собственные мастера по изготовлению фейерверков. Признанным центром, где делали все необходимое для самых красочных праздничных огней, стала Италия.
Местные мастера во многом превзошли китайцев — для праздничных шоу итальянцы использовали разнообразные хитрости и приспособления. Например, целые живописные композиции — стоящие статуи вдруг начинали извергать огонь, с деревьев взлетали сотни ярких бабочек…
Все важнейшие праздники и церемонии — коронации и дни рождения монархов, Рождество и Пасха, сопровождались фейерверками и праздничной иллюминацией…
Потешные огни
В России до Петра I фейерверками почти не увлекались, хотя и тогда существовали «потешные огни». Согласно историческим документам, фейерверки устраивались еще при Дмитрии Донском — из привезенных западными купцами заготовок. Но русский прижимистый люд не любил выбрасывать деньги буквально на ветер, и модной эта забава не стала. Правда, в Стрелецком полку существовал «пороховой заведующий», в обязанности которого входило придумывать и запускать фейерверки — но устраивались они крайне редко.
С приходом на царствование молодого Петра I положение изменилось. Царь очень любил пышные фейерверки, и праздничные салюты и иллюминации стали частью жизни России.
Без них не обходилось ни одно мало-мальски важное мероприятие. Все придворные торжества сопровождались красочным представлением в воздухе. Фейерверки стали непременным атрибутом и для народных гуляний — например, на Масленицу или в Святки.
Надо сказать, что изготовление и запуск фейерверков оставалось достаточно дорогим удовольствием — в небо улетали тысячи рублей. Но полученное удовольствие того, наверно, стоило. По воспоминаниям очевидцев, фейерверки петровских времен представляли собой просто произведение искусства.
С помощью огней на небе рисовали целые художественные картины — изображения дворцов, людей, библейские сюжеты, военные баталии… Например, один из самых первых, еще достаточно скромных фейерверков, устроенный в начале царствования Петра, представлял собой картину на мифологический сюжет — Геркулес, борющийся со львом…
Именно при Петре появилась традиция новогоднего фейерверка — только при нем этот праздник стал праздником. Новый год начали отмечать согласно веденному юлианскому календарю — 1 января. По указу царя предписывалось праздновать Новый год 7 дней, празднично украшать ворота домов еловыми и можжевеловыми ветвями, а по ночам зажигать праздничную иллюминацию.
На Красной площади, а затем и в Петербурге, на стрелке Васильевского острова, 1-ого января устраивались грандиозные фейерверки. Они были так красочны и великолепны, что Петр повелевал запечатлевать их на гравюрах.
Бомбардиры-фейерверкеры
Естественно, что создание столь грандиозного и красочного зрелища требовало наличия настоящих мастеров. Вначале за изготовление фейерверков отвечала особая рота Преображенского полка. Затем появлялось все больше служб и мастеров для изготовления «потешных огней».
16 мая 1696 года в Москву прибыли немецкие военные инженеры и четыре бомбардира, обязанностью которых было исключительно изготовление фейерверков. Через год в Россию приехал немецкий «огнестрельный художник» Яган Бус.
Тогда же Петр I решил послать заграницу «для учения бомбардирского дела, Преображенского полку солдат, Степана Буженинова, Данила Новицкого, Василья Корчмина, Ивана Овцына, Ивана Алексеева». Вернувшись на родину, они стали признанными мастерами своего дела, особенно В.Д. Кормчин, изготавливавший самые красочные фейерверки петровской эпохи.
Интересно, что сам Петр был отличным фейерверкером. Именно он придумал множество пиротехнических составов и сюжетов для фейерверков. Один иноземный посланник так описал страсть царя к «потешным огням»: «На масленице непременно пускал блестящие фейерверки, которые сам всегда устраивал, собственными руками изготовлял на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года, с пушечною пальбою при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманные царем, горели далеко за полночь».
Спустя несколько лет, когда мастерство царя выросло, про его «потешные огни» писали так: «В фейерверке замечались красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем, и многочисленные огненные дожди, превращавшие ночь в день».
В архивах Петра сохранились многочисленные рецепты создания фейерверков — с подробным описанием составов и различных тонкостей в их изготовлении.
Миллионы огней
После Петра искусство фейерверков уже не достигало столь грандиозного размаха, но праздничная иллюминация и салюты обязательно присутствовали на любых важных государственных мероприятиях.
Тем временем искусство производства разного рода фейерверочных приспособлений шло вперед. Была открыта бертолетова соль, позволявшая создавать очень яркие и красочные огни, появились разнообразные ракеты.
В XIX веке фейерверки были не столь красочно-художественны, как при Петре, зато распространились повсеместно. Любой помещик считал своим долгом устроить шумный и яркий фейерверк в своем имении. В результате появилось множество фабрик и лавочек, торгующих всем необходимым для украшения праздников.
После революции фейерверочные традиции были разрушены — фейерверки практически не устраивались. Но во время Отечественной войны эта традиция приобрела новое звучание — каждая победа Красной армии отмечалась салютом. Самый красочный и большой салют был дан 9 мая 1945 года.
Долгое время только праздничными салютами — на 7 ноября и на 9 мая практически и ограничивалось все отечественное фейерверочное искусство.
Но в последнее время наблюдается повышение интереса к праздничным фейерверкам. Конечно, им еще далеко до петровских живых картин, но обилие разного рода «потешных огней» на прилавках может удовлетворить самого требовательного покупателя. И в новогоднюю ночь небо наших городов теперь расцвечивается миллионами огней — к радости многочисленных зрителей…
Новогодние фейерверки: Как вера в злых духов превратила огонь в искусство
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древнекитайские монахи-фейерверкеры
Пиротехническое искусство зародилось еще до Рождества Христова. Его родиной считается Древний Китай. Первый прототип современного фейерверка – молодой зеленый бамбук, который при попадании в огонь трещал и взрывался. При помощи «летающих огней» китайцы отпугивали злых духов и вступали в контакт с высшими силами природы.
Искрящийся бамбук долгое время был популярным сопровождением китайских священнодействий. В 11 веке, в поисках формулы бессмертия, даосские монахи смешали уголь, селитру и серу, получив вспыхивающий огнями порошок. Действие этой смеси успешно обкатали в пиротехническом шоу по случаю годовщины правления китайского императора Чжу Юсуна. Зрелище настолько покорило китайцев, что фейерверки стали обязательным сопровождением всякой праздничной церемонии, а контроль над процессом доверили обученным монахам-пиротехникам.
Постепенно устройство фейерверка совершенствовалось, и вместо бамбуковых стеблей порохом заполнялись бумажные трубы с фитилями. Подожженные сосуды беспорядочно летали в воздухе, что надоумило китайцев снабдить конструкцию направляющими элементами. Так появились первые пиротехнические ракеты.
Европейские фейерверочные традиции и королевские предзнаменования
К 15 веку фейерверк пришел в Европу, превратившись из ритуального действа в искусство. В период Ренессанса в Италии и Германии образовались две главные пиротехнические школы. Итальянцы успешно упражнялись в создании максимально сложных фейерверков, поэтому пиротехника быстро стала обязательной частью венецианских карнавалов.
Первый известный европейский фейерверк запущен на свадьбе короля Англии Генриха VII, что положило начало праздничной пиротехнической традиции. Чуть позже огненное шоу организовывалось не только в праздники, но и в политических целях, завлекая народ на собрания и ораторские выступления. Несмотря на дороговизну, фейерверк стал любимым развлечением европейцев, а состоятельные организаторы шоу таким образом подчеркивали свой престиж. Пиротехники создавали все более сложные композиции, а в подготовке наземных показов участвовали слесари, плотники и архитекторы.
История зафиксировала один из самых неудачных европейских фейерверков в день свадьбы французского короля Людовика XVI с Марией-Антуанеттой. Тысячи желающих полюбоваться грандиозным зрелищем образовали столпотворение, что привело ко множеству смертей. Позже историки еще не раз назовут этот эпизод дурным предзнаменованием для королевской семьи.
Огненный бум царской России и Ломоносов в роли пиротехника
Первые упоминания о фейерверках в России датируются 14 веком. Тогда для развлечения Дмитрия Донского «потешные огни» завозились из Германии. Со временем заморское ремесло подхватили доморощенные пиротехники. Первый полноценный российский фейерверк выпал на честь жителей Устюга в 1674 году. Но особого размаха огненные забавы достигли при Петре I. Государь безумно любил фейерверки, часто принимая непосредственное участие в организации шоу. Он лично занимался изобретением смесей для цветных огней, чертил эскизы пиротехнических комбинаций. За годы своего царствования он настолько разбаловал подданных этими забавами, что ни один праздник не обходился без масштабного фейерверка, ставшего символом петровского правления со всей его смелостью, блеском и размахом. Вступление России в новый 18 век по приказу Петра I ознаменовалось особо красочным фейерверком, растянувшимся на целую неделю.
За годы правления Романовых пиротехнические навыки русских постоянно совершенствовались. Огненные шоу достигли своего высшего расцвета к 1750 году, когда у руля русской артиллерии встал граф Петр Шувалов. Он был известным изобретателем, экcпериментатором и поклонником пиротехники. В 1755 году по протекции Шувалова на государственную службу назначен итальянский специалист Джузеппе Сарти, прославившийся грандиозным лондонским фейерверком. Известными «шуваловскими» фейерверкерами были Михаил Данилов и Михаил Мартынов. В 1752 году они впервые организовали в Москве «зеленый огонь» — огромные огненные фонтаны.
Особое место отводилось фейерверку в Петербурге. Освещение жилищ того времени было очень скудным. Долгие зимние месяцы жители проводили в потемках. Естественно, что многочасовой императорский фейерверк стал особенно грандиозным событием в жизни петербуржцев. Праздничные шоу считались делом государственного уровня, поэтому средств на них не жалели. За одно представление расходовалось громадное количество дорогостоящего пороха. Кроме того, сооружались одноразовые макеты дворцов, театров, которым предстояло сгореть в пламени огненных композиций.
В создании сценария светового шоу обязательно участвовала Академия наук. В организации самых важных придворных представлений отметились даже химик Ломоносов и его ближайший ученик Клементьев. Артиллерийские чины отвечали за подготовку спецснарядов. В долгие огненные представления вкладывался замысловатый сюжет, как правило, прославляющий правящую династию и силу государства. А для того, чтоб суть происходящего была доступна каждому зрителю, издавались пригласительные с описаниями фейерверков — аналог современных театральных программок. Накануне шоу информация публиковалась отдельными изданиями с масштабными гравюрами предстоящего фейерверка. Дополнительно программа дублировалась в «Санкт-Петербургских ведомостях».
Шоу состояло из множества ракет и огней, которые поджигались и запускались в строгой очередности. Огненные картины дополнялись подсвеченными статуями и силуэтами. Все это синхронно двигалось, громыхало и свистело, представляя зрителю самые интересные композиции. Так, по случаю победы под Полтавой, небо озарило изображение шведского льва, пасть которого раздирал русский богатырь, а над ними сияла надпись: «Сим победиши!» А годовщина основания Петербурга надолго запомнилась горожанам фейерверком в виде поверженной древнерусским Перуном шведской короны, над которой искрились фигуры богов греко-римской мифологии.
Последний дореволюционный фейерверк был запущен в России в августе 1915-го в честь взятия Перемышля. Октябрьский переворот лишил пиротехническую отрасль масштабности и зрелищности, а былые традиции огненных шоу не везде продолжаются.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История Фейерверков
В Древнем Риме в торжествах, празднуемых в честь богини Палы в память о том дне, когда был основан Рим, после угощения зажигали жниво и лавр, через которые прыгали люди.
Достоверно известно, что уже во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненно-световыми эффектами.
По мере роста культурного и технического уровня люди совершенствовали огненно-световые эффекты, и не всегда за счет чисто пиротехнических средств, но применяя технические новшества, различные механизмы. Латинский писатель Клодиан в 403 г. н.э., описывая проведенный фейерверк, сначала упоминает о машинах и декорациях, воздвигнутых в цирках, а уже затем о чисто пиротехнических элементах, бегущих огнях, которые извивались по расписным доскам, не сжигая их, притом быстро вращаясь, образовывая разные круги и огненные шары. Описание латинским поэтом Клавдианом, жившим при дворе императора Гонория, амфитеатральных игрищ, поставленных в первый день 399 года, дополняет картину фейерверка различными ракетами и огненными колесами.
Определенный скачок в развитии пиротехники в целом, и фейерверочного искусства в частности, произошел после изобретения Калини-ком Гелиопольским в 668 г. так называемого «греческого огня». Огонь этот был двух типов: метательный и палящий. Первый имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра из металлических труб. Второй, способный сильно гореть, греки выдували из длинных труб, под напором воздуха вылетали огненные шары, которые опаляли пехоту и кавалерию. Состав «греческого огня» хранился греками около 400 лет в секрете, и постоянно употреблялся ими в военном деле и фейерверках.
Но все-таки коренной переворот в пиротехнике и фейерверочном искусстве безусловно произошел после открытия и широкого применения пороха, благодаря которому стало возможным регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки.
О применении пороха в военном деле достоверно известно, что широкое распространение артиллерии в Китае относится к началу XIII века.
В 1232 году в войне между китайцами и монголами были использова-ны огнестрельные пушки. Когда монголы осадили город Кай-Фэнг-Фу, китайцы оборонялись пушками, стрелявшими каменными ядрами. Кроме того, были применены и разрывные бомбы, снаряженные порохом.
В Италии артиллерия была уже известна в 1326 году. Французы использовали пушки при осаде города Пюи-Гийома в 1338 году. В сражении при Кресси в 1346 году англичане применили’ пушки против французов. В России первые артиллерийские орудия появились в 1389 году, во время княжения Дмитрия Донского. Вот как это событие отметил летописец: «Лета 6879 (1389) вывезли на Русь арматы и стрельбу огненную, и от того часу уразумели из них стреляти». Тем не менее следует отметить, что употребление пороха в России было тогда уже известно.
Практически одновременно с применением пороха в артиллерии он стал применяться и для устройства фейерверков.
Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В это время при проведении феерверков стали применяться различные дополнительные средства: скульптура, архитектурные сооружения. Строились специальные помосты для размещения фейерверочных фигур. Такие помосты назывались фейерверочным театром. Существенно расширился арсенал фейерверочных изделий, фейерверк стал отражать существо торжества.
Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков.
Это игралище представляло собой фейерверк с декоративным оформлением. В нем были использованы сложные фейерверочные изделия. В других источниках указывается, что Лжедмитрий I в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке против царских палат. При этом была показана, в частности, декорация в виде трехглавого змея (дракона), который «беспрестанно дышал огнем».
С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейерверочные фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Позднее сам Петр I свидетельствовал, что если любимым развлечением его отца, царя Алексея Михайловича, была охота, то он к этому интереса не имел, но с юности питал большую страсть к мореплаванию и фейерверкам.
Петр I постоянно интересовался зарубежными достижениями в области пиротехники и фейерверочного искусства, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства фейерверочных представлении он иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в «немецкой слободе». Однако следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять фейерверочные изделия и устраивать фейерверки.
Большие фейерверки были сожжены в честь «великого посольства» в Амстердаме и Вене. Находясь за границей, Петр I неоднократно сам устраивал фейерверки в ознаменование торжественных событий. Так, получив известие о победе русских войск над турками в Причерноморье, Петр I распорядился организовать в Амстердаме празднество с приглашением на него многочисленных гостей. В заключительной части торжества был сожжен фейерверк.
В «статейном списке» посольства была сделана следующая запись: «Ноября в 28 день был в Амстердаме у великих и полномочных послов для одержания побед над турецкими войсками и триумф, на котором были многие начальные люди и амстердамские бургомистры, и по обеде пусканы многие художественные огнестрельные гранаты и верховые и водяные ракеты, и была музыка». Судя по тому, что на проведение фейерверка израсходовали 400 ефимков, он был внушительных размеров и богато оформлен.
Следует отметить, что этот и другие фейерверки готовились и сжигались русскими мастерами-пиротехниками, находившимися в свите «великого посольства». В упомянутом «статейном списке» подчеркивалось: «. огненные потехи и верховые ракеты, которые устроены от московских бомбардиров, зело изрядные и удивления достойные».
Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие фейерверочных составов. При изготовлении фейерверочных изделий стали применяться: ис-кристые, искристо-форсовые, серные, селитросерные с добавлением окрашивающих солей составы, позволившие качественно улучшить зрелищный эффект фейерверочных изделий и увеличить их производство.
К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверочных изделий, известных в Европе.
Основным бичом всех фейерверочных представлений по-прежнему оставалась их пожаро- и взрывоопасность. Известно, что когда летом 1699 года в связи с прибытием шведского посольства был устроен в Москве фейерверк, то от запускавшихся ракет возник пожар, продолжавшийся почти целые сутки. В результате пожара в столице сгорели сотни жилых домов и других построек.
В преддверии нового столетия Петр I стал осуществлять основные реформы, связанные с большими изменениями в области культуры и быта, что отразилось на характере публичных мероприятий того времени. Много новшеств было внесено в празднования государственных и общественных событий. В некоторых источниках сохранились сведения об организации правительством Петра I празднования нового 1700 года.
Петровским указом от 20 декабря 1699 года предписывалось горожанам, проживавшим на «больших и проезжих знатных улицах», украсить свои дома на время с 1 по 7 января ветвями сосновых, еловых и можжевеловых деревьев. Наступление нового года должно было отличаться совершением специальных богослужений в церквах и молитвами. В указе также говорилось: «Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на Большой Красной площади огненныя потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина именитым людям, каждому на своем дворе из нескольких пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкентов или много мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где есть пространство, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть или кто похочет на столбах поставить по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, и, наполняя соломою или хворостом, зажигать».
Действительно, празднование нового столетия проходило в Москве в соответствии с данным указом. В «Дворцовых разрядах» упоминаются торжественное богослужение, парад войск и салют, а в «Поденной записке» отмечаются факты устройств фейерверков и иллюминаций, сооружение триумфальных ворот и украшения многих домов «ветвями от разных деревьев». Один из современников писал, что в течение недели не умолкала пальба, производившаяся из 200 орудий на Красной площади и многих тысяч ружей на частных дворах. По словам того же очевидца, ночью везде горели огни и хлопали ракеты. Торжества закончились большой процессией, крестным ходом на Иордань. При Петре I огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить «несколько ракетов, сколько у кого случится», свидетельствует о значительном производстве фейерверочных изделий. Кроме того, в новогодние тор жества большое значение придавалось широко распространенным в народном быту праздничным кострам.
В качестве примера организации и проведения «огненной потехи» той поры обратимся к описанию праздничных торжеств, посвященных встрече нового, 1704 года, которое состоялось в Москве.
«Фейерверочный театр занимал пространство шириной и глубиною около 80 метров и находился на возвышении со спуском в шесть ступеней. Фейерверочное представление началось с того, что был зажжен находившийся в центре задней стороны театра «государственный орел», символизировавший Россию. Его высота равнялась примерно 20 метрам. На распростертых крыльях орла были расположены панно с изображением Белого и Азовского морей, одной лапой он держал панно с изображением Каспийского моря.
Орел горел разноцветными огнями в течение получаса. За это время к нему приблизилась сбоку, ведомая двумя конями, ладья-колесница с находившимся в ней Нептуном. Он держал панно с изображением Бал-тийского моря, которое было им передано в свободную лапу орла. После этого ладья с Нептуном, также горевшая цветными огнями, удалилась. Вслед за тем загорелись «разными и удивительными» огнями два больших щита, выдвинутых сзади и поставленных по сторонам «государственного орла». На одном из них были изображены грабли, собирающие колосья, а над ними помещена надпись: «расточенное собирает». Эта аллегорическая картинка напоминала зрителям о том, что овладение русскими войсками Ижорской земли с городами Нотебургом, Канцами и другими является только возвратом исконно принадлежавших России территорий. Пояснительная надпись перекликалась с другой, имевшейся под изображением карты Ижорской земли на одной из трех триумфальных арок, воздвигнутых в Москве еще осенью 1703 года и стоявших во время описываемого фейе рверка. Эта надпись подчеркивала, что не «чуждая» земля завоевана, а «наследие отцов наших». На другом щите была изображена птичья клетка («птицеловка») с открытыми дверцами и над ней надпись: «Праздна будет егда прельщение не поможет». Данная аллегория говорила о необходимости применять в военном деле обман неприятеля, хитрость, подобную той, которую птицелов применяет, чтобы словить птиц.
Как видно из приведенного выше описания, наряду с чисто пиротехническими, огненными композициями в фейерверках начала XVIII века значительное место занимали специальные декорации, которые придавали определенное смысловое значение фейерверочному представлению. Среди них первое место занимали щиты, обведенные фитилями, пропитанными медленно горящими составами. Они давали сплошную огненную линию и использовались для выполнения крупным планом всевозможных контурных изображений, посвященных тем или иным событиям. В представлении большая роль отводилась различным транспарантам, наиболее пригодным для быстрого чередования тех или иных изображений. Эти изображения в основном помещались по обеим сторонам полупрозрачной материи транспаранта и были видны зрителям в зависимости от его освещения то с одной, то с другой стороны. Употреблялись и транспаранты с прорубленными отверстиями, сделанными в картоне, досках или ином плотном материале. Эти отверстия образовывали штриховой или сплошной линией контуры необходимого рисунка и освещались фейерверочными огнями с задней стороны транспаранта. Для фейерверочных представлений изготавливались и чисто театральные, объемные декорации в виде павильонов, беседок, галерей, террас, статуй и т.п., которые в свою очередь оснащались различными фейерверочными изделиями.
Разнообразная практика по устройству фейерверочных представлений во время царствования Петра I оказала большое воздействие на дальнейшее развитие фейерверочного искусства. Конечно, проведение таких грандиозных представлений требовало больших материальных затрат и огромного количества людей, занятых в подготовке и проведении зрелища, что было под силу государству либо очень богатым вельможам.
На протяжении всего XVIII века фейерверочные представления занимали первостепенное место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, в 1730 году соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.
В 1809 году под руководством графа А.А.Аракчеева было разработано «Положение о фейерверках», которое систематизировало и поставило под контроль государства производство фейерверочных изделий и проведение фейерверков. Любой желающий мог заказать в военной лаборатории необходимое количество фейерверочных изделий и проведение фейерверка. Личный состав лаборатории был в состоянии провести фейерверк, если возникала такая необходимость.
В первой половине XIX века фейерверочное искусство обогатилось двумя новшествами: ракетами с парашютом и боевыми ракетами. Первые позволяли увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного спускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки (звездок, швермеров, огненного дождя) ракет. Это значительно усилило зрелищный эффект фейерверка. Открытие французским химиком К.Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие хлорноватых кислот, бариевой и стронциевой, позволило еще более повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Создание цветных огней с использованием бертолетовой соли и хлорноватых кислот произвело переворот в фейерверочном искусстве. Новые фейерверочные составы, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей. Постепенно фитильные щиты и декорации вышли из употребления. Огонь контурных свечей, яркий и чистый, позволял создавать впечатляющий зрелищный эффект и при относительно небольших фигурах и декорациях. Это позволяло устраивать более компактные и менее дорогостоящие фейерверочные представления. Проведение фейерверков становилось доступным частным лицам и небольшим общественным организациям. Увеличение спроса на фейерверочные представления и как следствие на фейерверочные изделия привело во второй половине XIX века к резкому увеличению числа частных фабрик, специализировавшихся на изготовлении и проведении фейерверков. Грандиозные по масштабу и пышности фейерверки, организуемые государством, стали проводиться реже. В основном они сопровождали особо торжественные общегосударственные праздники.
К концу XIX века специальные декорации феерверков создаются все реже, мельчают в масштабах, становятся менее интересными по содержанию и художественному исполнению. Зрелищный эффект в основном достигается за счет чисто пиротехнических и фейерверочных средств.
В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.
В период с 1917-го по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейерверочные представления были такими же, как и в начале века, небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов. Мастера-пиротехники сохраняли прежние традиции русского фейерверочного искусства.
Первый военный салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода. Салют был произведен из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля.
В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве.
После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. Отечественными предприятиями было разработано значительное количество салютных выстрелов калибров 310, 195, 105 мм, с огненно-световыми и звуковыми эффектами. Но все-таки салюты, олицетворявшие собой силу и мощь государства, не смогли полностью вытеснить собственно фейерверочные представления, которые, конечно, не обладают такими качествами, но более гармонично вписываются в композицию небольших праздников.
Так, в 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской власти (1967 год), к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (1970 год), к 50-летию образования СССР (1972 год), для этих праздников также разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия.
Необходимость развития серийных феерверочных изделий была вызвана еще и тем, что в мастерских, производящих фейерверочные изделия, часто возникали несчастные случаи, пожары, в связи с чем в 1968 году было запрещено их изготовление в условиях парковых мастерских. Новый качественный скачок в развитии отечественного фейерверочного искусства произошел в 1992 году, когда в сложившихся экономических условиях предприятия-изготовители фейерверочных изделий были вынуждены расширить ассортимент и получили возможность реализовывать свою продукцию не только государственным учреждениям, но и коммерческим организациям, имеющим в своем штате пиротехников. При предприятиях были открыты курсы, готовившие специалистов для проведения фейерверков.
Безусловно, это расширило круг потенциальных потребителей, что стимулировало предприятия увеличить объем выпускаемой продукции. В свою очередь изменение социально-политических ориентиров в обществе вызвало изменение в его культурной жизни, что выразилось в увеличении культурно-массовых зрелищ (фестивалей, презентаций, юбилеев и т.п.), непременным атрибутом которых стали фейерверки. Это привело к бурному росту количества организаций, занимающихся проведением огненно-световых зрелищ.
Большую роль в популяризации фейерверочных представлений играют различные фестивали, в частности проводимый в Москве в ЦПКиО им. Горького фестиваль фейерверков «Прометей». Большую роль в пропаганде и распространении фейерверков играют предприятия-изготовители пиротехники, которые постоянно рекламируют свою продукцию, и организации, занимающиеся ее реализацией, такие, как АО «Пиро-Росс», являющееся самым крупным поставщиком этой продукции.
Из приведенного выше исторического обзора можно сделать вывод, что развитие фейерверочного искусства неразрывно связано с социально-экономическими и культурно-эстетическими потребностями общества. Различные социальные эпохи накладывали свой неповторимый отпечаток на фейерверочное искусство, которое в свою очередь отражало культурно-эстетические потребности и научно-технический уровень своего времени.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов