православные рассказы и истории читать бесплатно
Православная литература, библиотека художественных книг
Библиотека св. отцов и церковных писателей
Сейчас в разделе чел.
Всего записей 2492
Обновления на почту
©2021 Художественная литература
Это Тбилиси, детка! (фрагмент) — Мария Сараджишвили
Рассказы Марии Сараджишвили непременно заставят читателя полюбить Грузию — страну экзотическую и в тоже время близкую по христианскому духу, широте души и сердечности. Вы окунетесь в густую атмосферу сегодняшнего Тбилиси…
Русская литература XIX века (Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры)
В книгу вошли краткие пересказы наиболее значительных произведений русской литературы XIX в. Издание адресовано самому широкому читательскому кругу — ученикам старших классов, абитуриентам, студентам, учителям и преподавателям, а также тем, кто просто любит литературу.
Нерентабельные христиане. Рассказы о русской глубинке (фрагмент) — Петр Давыдов
«Нерентабельные христиане» — живые и правдивые рассказы о жителях северной глубинки. Стойких и смелых. Невероятно мудрых, но в тоже время немного наивных. О вольных жителях деревень — тех, кто никогда не поменяет суровую свободу малой родины на комфорт в «капсуле» многоэтажного дома.
Евангельские притчи вчера и сегодня (фрагмент) — протоиерей Владимир Хулап
Протоиерей Владимир Хулап, историк и библеист, рассматривает притчи в историческом контексте эпохи. Рассказывая о жизненном устройстве древнего общества, книга проясняет смысл примеров и образов, которые использовал Иисус в своей проповеди. Авторский рассказ сопровождают слова святых отцов и богословов.
Стихи о Рождестве Христовом
Сборник стихов русских поэтов о Рождестве Христовом.
Записки не писателя — Шмелев И.С.
…Так и озаглавлю. Я не писатель, но надо подвести итог: стукнуло – 70. Пора. Начерно прикинуть, – и потрясен: сколько. Но дело не в «сколько», а – что. Неужели… познал. Едва-ли сумею изложить, но обязан все же попытаться.
Боль. Любовь. Вера. Записки выжившего — Владимир Гурболиков
Все, о чем рассказано здесь, правда. Это автобиографические записки об очень личном. О том, что было пережито, прочувствовано…
Серёжа Старк — Антонина Осоргина
19-го февраля 1940 года после продолжительной болезни тихо отошёл ко Господу на 10‑м году жизни Серёжик Старк. Простое объявление в газете… Те, кто не знал его, прочли, остановились на мгновение, подумали: «Бедный мальчик, совсем ещё маленький… всего 9 лет».
Вглядываясь в Лик Христа. Евангелие как приглашение к радости (фрагмент) — митрополит Амвросий (Ермаков)
Книга митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова) — это опыт чтения Евангелия как опыт узнавания Бога, полный радости, удивления и благодарности.
Книга о молитве. Тяжесть правила или разговор с Отцом? (фрагмент) — протоиерей Алексий Уминский
Размышления отца Алексея Уминского о молитве — выстраданные, драматичные, безжалостные к духу самоуспокоенности — будоражат и призывают к сыновнему разговору с Богом.
Невыдуманные истории. Рассказы
Автор этих заметок много лет работает преподавателем вуза в Вологде. Наш читатель знает его по публикациям 2003 и 2004 годов (На краю непознанного мира и Звонок из Германии, «Вера», №№ 453, 464). «Сам я выписываю вашу газету неизменно уже 13 лет, – пишет Владимир Антонович. – Посылаю вам документальные рассказы-миниатюры, написанные мной на основе личных наблюдений».
Есть ли душа у студента?
|
1996 год. Идёт заседание учёного совета университета. В рубрике «Разное» объявлено, что приглашён профессор-богослов из Московской Духовной академии для встречи со студентами и преподавателями. Вот только трудность возникает с помещением: проводить встречу надо в дневное время, иначе студенты разбегутся, а днём все аудитории заняты.
Поднимается немолодой профессор из бывших преподавателей атеизма и говорит возмущённо:
– Вот до чего мы дожили. Попов приглашаем в храм науки! Считаю, что никаких помещений им давать нельзя. Может быть, мы и души студентов им отдадим?!
В наступившей тишине негромко прозвучал вопрос:
– Так всё-таки есть души у студентов?
Действительно, если душа есть, то есть и Бог, значит, встреча с богословом полезна. А если нет души, то и беспокоиться атеистам не о чём.
Решили отпустить студентов с занятий и предоставить для встречи актовый зал.
Мытарь и фарисей
Звонит мне однажды знакомый и приглашает завтра с утра в баню. Я говорю:
– Какая баня, завтра воскресенье! Всегда на Руси утром в воскресенье люди в церковь ходили.
– Ну, не знаю, – говорит он, – кому что, а для меня в бане с веничком попариться – святое дело.
Среди моих сослуживцев-преподавателей большинство так и проводит воскресное утро: кто спортом занимается, кто на рыбалке, кто просто отсыпается. А когда дачный сезон, тут и говорить нечего: труд на земле – в первую очередь. И подумал я не без гордости, что я не такой, как они: в воскресенье и праздники иду, как положено, в храм.
На Благовещенье выходим мы с женой из дома, идём на праздничную службу. Видим, как наш сосед, работник налоговой службы, одетый в форму, садится в машину.
– Смотри-ка, – говорю я, – такой праздник, а наш мытарь поехал налоги собирать.
– А ты фарисей, – отвечает жена.
И верно, я тот самый фарисей, что стоял в храме и молился: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…»
В кого она такая?
Стою на остановке. Из подъехавшего автобуса выходит знакомая девушка, студентка медучилища, подходит к киоску, покупает автобусные талоны, один талон разрывает и выбрасывает в урну. (Автобусы тогда ходили без кондукторов.) Я подхожу, здороваюсь и интересуюсь, что она такое делает. Очень смутившись, она объясняет, что у неё не оказалось талона, проехала бесплатно, а вот теперь с долгом рассчиталась. Просит никому не рассказывать.
Я знаю, что девушка православная, часто вижу её с родителями в церкви, но чтобы так пунктуально соблюдать заповедь «не укради»…
Однажды в разговоре с её отцом не удержался, поведал об этом случае и услышал его рассказ:
– А она у нас всегда была такая честная. Бывает, ложусь подремать после обеда, прошу её: «Будут мне звонить – говори, что меня нет». Она отказывается: «Не могу обманывать». Не знаю, в кого она такая. Помню, когда она ещё в начальных классах училась, у них была учительница – ярая безбожница, редкость даже по тем советским временам. На уроках антирелигиозной пропагандой занималась. И вот на Светлой седмице приходит наша Лена из школы и говорит:
– Сегодня Анна Петровна сказала: «Поднимите руки, кто ходил с бабушкой на Пасху в церковь».
– Ну и много детей подняли руки?
– Много. Но не все, некоторые испугались, что будут ругать.
– Как нет? Ты что, учительницу обманула?
– Я не обманула: я не с бабушкой в церковь ходила, а с мамой и папой.
Особенный праздник
Случается иногда такое, о чём вспоминать не хочется. Но всё же решил рассказать эту историю, очень уж поучительной она кажется.
К православной вере мы с женой пришли ещё в 70-е годы. Тогда в церковь ходить приходилось тайком, чтобы не узнали на работе. Постепенно отходили от советских праздников, демонстраций и других обычаев, хотя давалось это нам, преподавателям вуза, нелегко. Пришедшая в 1991 году новая власть, при всех своих недостатках, порадовала терпимостью к религии. Хорошо и то, что отменили праздник Октябрьской революции – страшный день, с которого начались в России неисчислимые беды, – заменив его Днём народного единства и совместив этот день с празднованием Казанской иконы Божией Матери. Даст Бог, отменят у нас и другие праздники, установленные большевиками по случаю неблагодатных событий. День защитника Отечества можно отмечать не 23 февраля, когда столкнулись русские люди в братоубийственной бойне, а, например, 21 сентября – в память о Куликовской битве. А женщин можно поздравлять не 8 марта, когда большевичка К.Цеткин организовала шествие революционерок, а в день святых жён-мироносиц, во второе воскресенье после Пасхи. Думаю, что большинство населения не стало бы возражать против таких переносов.
А вот с празднованием Нового года дело сложнее. Различие между старым и новым календарями разделило наш народ на две части: для одних идёт последняя неделя Рождественского поста, для других это время развлечений и буйства плоти. И никаких перспектив устранить это разделение не видно, поскольку у большинства народа отношение к этому празднику трепетное. Кого ни спроси про Новый год, он просветлеет лицом и скажет: это праздник особенный. Только и остаётся православным молиться, чтобы Господь вразумил наш народ и власти.
День 31 декабря 2001 года был в нашей семье обычным. Вечером все улеглись спать в своё время. Я лёг в двенадцатом часу и занялся чтением, рассчитывая, что часам к двум отгрохочут фейерверки, умерятся шумы многоквартирного дома и можно будет уснуть. Около 12 часов я решил послушать, что нам скажет Президент, и включил радио. Отзвучали куранты, и тут я услышал странный железный стук и сильный шум в ванной комнате. Захожу туда и вижу, что в вертикальной трубе-стояке большая дыра, откуда хлещет мощная струя воды (к счастью, холодной). Перекрыть эту трубу можно только в подвале, куда доступа нет.
Разбудил своих домашних и, пока дочь и зять боролись с наводнением, стал звонить в аварийную службу. Дежурная сказала мне, что бригада где-то далеко на выезде, и я услышал в трубке звон бокалов. Тогда я бросился в квартиру сантехника, который жил в нашем подъезде, и узнал, что он на улице. Во дворе веселье было в разгаре. Перебегая от одной подвыпившей компании к другой и шарахаясь от летящих с грохотом и воем ракет, я наконец нашёл сантехника, уговорил его открыть подвал и перекрыть вентиль. К счастью, обошлось без сильного затопления, так как струя била, в основном, в стенку над ванной. Но нервотрёпка была изрядная.
Что же это было? Конечно, внезапный прорыв чугунной трубы иногда случается, но почему именно с двенадцатым ударом курантов? Расскажи мне кто-нибудь такое, не поверил бы. Позже я пришёл к выводу, что это не было случайностью. Отец Павел Флоренский писал, что, кроме законов природы, существуют столь же незыблемые духовные законы. Если первые устанавливают связь между физическими явлениями, то вторые распространяются на нравственную сферу и поступки людей. А поступки мои были такие.
Накануне описанного события, то есть 30 декабря, у нас на кафедре было решено отметить наступление Нового года. Мне бы надо было тихонько уйти, но не смог. Сидел за столом раздражённый, наконец, сказал, что сейчас пост, что мне не до праздников и, извинившись, ушёл. В общем, испортил людям настроение.
Превознёсся я над другими тем, что не встречаю Новый год, а встретить всё-таки пришлось. Особенный у меня получился праздник.
Двойка на экзамене
Когда на экзамене преподаватель ставит студенту двойку, это душевная драма и для того, кто её получает, и для того, кто её ставит. Девушки нередко плачут, парни более сдержанны, но и они тяжело переживают неудачу. Возникает обида на преподавателя, даже неприязнь, которая может продолжаться долго. Переживает и сам преподаватель из-за того, что огорчил человека.
Конечно, проще не ставить двоек. При этом избавляешься от переживаний и от тягостной неоплачиваемой работы, которую сулит повторный экзамен. И студенты таких добрых преподавателей любят. Поэтому так и тянется рука поставить тройку и отпустить бездельника восвояси. Но что можно ждать от такого горе-троечника, когда он выйдет в жизнь?
Когда-то я, закончив институт с дипломом инженера-физика, долгое время работал в радиопромышленности, занимаясь разработкой новой техники. Не раз приходилось видеть, как дорого обходится ошибка неграмотного инженера, а бывает, что оборачивается и большой бедой. Поэтому я и стараюсь поступать так, чтобы не вышел из стен вуза плохой специалист, даже если приходится огорчать студента и его родителей.
Ну а как же заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя»? Заповедь эта – самая трудная, но она даёт единственно верную линию поведения: студентов надо любить. Тогда и двойка на экзамене – это всё равно что наказание, к которому с болью в сердце вынужден прибегать любящий отец, чтобы вразумить непутёвого сына.
Учился у нас на физическом факультете один очень приметный парень: бойкий, крепкого телосложения, светловолосый и, видно, смышлёный, но учёба его не интересовала. Не знаю, как он добрался до третьего курса, может быть, на преподавателей действовали его успехи в спорте или напористость.
На третьем курсе я читал большой и сложный раздел теоретической физики под названием «Электродинамика и теория относительности». Лекции и семинары этот крепыш посещал редко, не помогали ни мои увещевания, ни вызовы в деканат. Наступила сессия. На экзамене он посидел полчаса над билетом и ушёл. На пересдачу явился с пачкой шпаргалок, зная, что я смотрю на это сквозь пальцы: не помогают шпаргалки на экзамене по физике. Ответ его явно не дотягивал до тройки. Через две недели наступил срок последней пересдачи, но за это время ничего не прибавилось в его голове. Видно, она была крепко забита чем-то другим. Очень долго я пытался вытянуть его на тройку: предлагал задачи, доступные даже школьнику, разрешал пользоваться конспектом, но всё было тщетно.
– Какой же из вас будет инженер, если вы даже с алгеброй не в ладах?
– А я не в инженеры собираюсь, а учителем физики в школу.
– Ну и чему же вы научите детей, если вы так и не усвоили, что такое электромагнитное поле! А главное, не поняли, что значит учиться.
В общем, в третий раз поставил я ему двойку, но ушёл он спокойно и, как мне показалось, без особой обиды на меня. На следующий день вышел приказ о его отчислении, а через некоторое время его призвали в армию. Отслужил он два года, вновь вернулся в наш университет и восстановился на третьем курсе. Когда он снова явился ко мне сдавать «электродинамику», я с трудом его узнал. Из разболтанного лентяя он превратился в собранного и старательного студента. Безо всяких натяжек я поставил ему «хорошо». Закончил он обучение с неплохими показателями и уехал работать учителем куда-то в глубинку.
Встретил я его лет через десять, когда он приехал на курсы повышения квалификации. Разговорились. Оказывается, работает он уже директором школы в районном городе. Ведёт в старших классах физику, информатику. Женился, растит двоих сыновей. Школа его славится тем, что выпускники поступают в столичные вузы физико-технического профиля.
– А знаете, – сказал он, – вы тогда правильно сделали, что двойку мне поставили. Это мне на пользу пошло. Я ведь какой был, мне всё было «до лампочки» – и учёба, и работа. В общем, никчёмный человек.
– Наверное, армия повлияла на ваш характер?
– Армия, конечно, повлияла. Но знаете, что ещё меня сильно задело? Уходя с того, третьего, экзамена, забирая зачетку со стола, я увидел у вас на глазах слёзы. Ну, думаю, довёл я преподавателя. А потом понял, что вы из-за меня очень сильно расстраивались. С тех пор я и стал думать, что в жизни моей что-то не так.
Улыбнулся этот приветливый и открытый человек и добавил:
– А с электромагнитным полем я разобрался. Теперь веду кружок радиолюбителей, и, вы знаете, отбою нет от детей, желающих в нём заниматься.
«Было чудо, стало чудовище»
Ехали в автомобиле четверо немолодых, малознакомых между собой людей. Путь был неблизкий, дорога однообразная: вдоль шоссе тянулись заснеженные поля и леса. И разговор тоже был однообразным: две женщины на заднем сиденье увлечённо пересказывали эпизоды из своей любимой телепередачи «Криминальная хроника». Только и слышалось: всю семью зарезали, из горящего дома никто не выбрался, всех обокрал и сбежал.
Наконец, мужчина, сидевший рядом с водителем, не выдержал:
– Ну и передачи вы смотрите. А что-нибудь хорошее по этому ящику можно увидеть?
– А что поделаешь, если жизнь такая. Что у нас в жизни, то и на экране, – ответила одна из женщин.
– Нет, жизнь не такая, – сказал мужчина. – Вот у меня на дачном участке есть и клумба с цветами, и помойка. Пчела летит к цветам, а муха – на помойку. Так вот, тележурналисты – это мухи помойные.
– Ну, не все такие, – вмешался водитель. – Вот я недавно смотрел хороший документальный фильм про изобретателя телевидения Владимира Зворыкина. Он после революции уехал из России в Америку, поэтому американцы считают его своим. Умер он в 80-е годы и к концу жизни очень огорчался, видя, что стало с его детищем. «Было чудо, стало чудовище» – вот что он говорил про телевидение. И телевизора у себя в доме не держал.
– Не знаю, как там сейчас в Америке, – продолжал мужчина, – а у нас такие фильмы крутят – прямо пособие по воспитанию маньяков-убийц. Как не понимают телевизионщики, что и сами пострадают от роста преступности. Ведь скоро и у нас, как в Америке, подростки начнут врываться в школы и расстреливать своих учителей и одноклассников.
– Но ведь всегда в конце фильма зло бывает наказано и добро побеждает, – возразила женщина.
– Ну, во-первых, добро, которое наворотило вокруг себя горы трупов, – это уже не добро, а во-вторых, зрителя не конец интересует, а сцены насилия и разврата. Такова уж греховная природа человека: порок кажется интересным, а добродетель скучна. Есть у Анны Ахматовой такие строки: «Этот рай, где мы не согрешили, тошен нам». Так всегда. Например, открываю газету, вижу две статьи: одна про качество питьевой воды в нашем городе, другая про банду преступников. В первой статье есть важные для меня сведения, но читать я буду вторую. А зрительные образы на экране воздействуют гораздо сильнее, чем текст. Если молодой человек смотрит с любопытством, как совершается преступление, значит, он сам в этом преступлении участвует. Это и есть воспитание преступника.
– Теперь стали и хорошее показывать, – сказала другая женщина. – Вот передают, что в России стало больше детей рождаться. Глядишь на молодых мамаш с малышами – сердце радуется.
– Платить стали за детей, вот и рожают, – откликнулась первая.
– А я вам расскажу то, что по телевизору не увидишь, – сказал водитель. – У нас в посёлке церкви никогда не было, а сейчас один пенсионер часовню строит, уже к концу дело идёт. Причём никто не помогает, почти всё сам делает, один раз только нанимал рабочих.
– Значит, деньги лишние есть, – сказала первая женщина.
– Какие у него деньги, у самого дом разваливается, а часовню из таких брёвен выложил – золотом отливает. Просто душа его к Богу потянулась.
Все замолчали, каждый думал о своём.
«Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращённое» (Притч. 10, 32).
Православные рассказы
Православные рассказы в нашей подборке постоянно обновляются!
Дорогие братья и сестры! Мы постарались собрать добрые и поучительные православные рассказы, которые могли бы укрепить вас, ободрить и принести духовную пользу.
Читать православные рассказы очень легко — для этого вам нужно просто нажать на название понравившегося произведения.
Читать православные рассказы серии «Окна нашего двора»:
Этот цикл полюбился уже многим нашим читателям!
Православные рассказы из сборника «Женская доля»:
Эти произведения трогают до глубины души…
И другие православные рассказы:
Истории кукольной Мастерицы. Голубые птицы
В одном небольшом городке жила кукольная Мастерица. Все игрушки она дарила хмурым прохожим, и те невольно улыбались в ответ. А, бывало, рукодельницу просили починить старую куклу или сшить для нее новый наряд… Так, однажды, Мастерица достала голубой фетр и стала ловко орудовать ножницами. Потом затянула нитку в тонкую иголочку, и пальцы ее быстро-быстро заскользили по […]
Рецепт засолки семги в домашних условиях
Этот рецепт засолки семги в домашних условиях с пошаговыми фото поможет вам все сделать правильно. Деликатес, который получится, можно использовать как для праздничных, так и для постных салатов, бутербродов, роллов, блинов, канапе, тарталеток… Такие закуски несомненно порадуют ваших близких. Итак, если вы не желаете покупать готовую красную рыбку в магазине и хотите узнать, как сделать […]
Неверующий муж (4 рассказ серии «Окна нашего двора»)
Мария Георгиевна суетилась у стола: домашние маринады, горячая картошечка, запеченная рыбка… Дивно хорошо! Входная дверь открылась. Вошел муж. Мария Георгиевна неодобрительно заметила:
Плод любви
Восьмая притча про авву Артемона. Любили братья из монастыря аввы Артемона послушать наставления старца. Так они его однажды спросили: — Позволительно ли нам обличать пороки ближнего своего? Авва немного подумал и произнес:
Рассказ «Выстраданная радость»
Надежда в Бога верила, иначе не обижалась бы на Него. А причин для обиды было достаточно
Конфеты из фиников и кокосовой стружки
Отличным угощением станут конфеты из фиников и кокосовой стружки, если вы соблюдаете пост, придерживаетесь диеты или правильного питания. Они состоят только из растительных ингредиентов, также мы обойдемся без добавления Распечатать рецепт Конфеты из фиников и кокосовой стружки. Рецепт с пошаговыми фото Конфеты из фиников и кокосовой стружки могут храниться в холодильнике до двух недель, поэтому […]
Рассказы
Облака
Стоим с группой паломников на просторной смотровой площадке у крутого склона высокого холма. Внизу плавный изгиб широкой реки, а за ней бесконечные дали: поля, леса, между которыми разбросаны редкие посёлки, угадываемые по блеску оцинкованных жестяных крыш. Серая ленточка шоссе с мелькающими машинками. Цепочка грузовых вагончиков медленно ползёт вдоль опушки леса. Игрушечный тепловозик давно скрылся за деревьями, а вагончики всё тянутся и тянутся. По всей этой неизмеримой шири, в глубокой тишине которой онемели все признаки деятельного присутствия человека, неспешно движутся тени облаков. На недолгое время участок ландшафта погружается в сумрак, но вскоре вновь оживает, освещённый ещё высоким послеполуденным солнцем. Музыка света звучит в безмолвии души.
Золотая метка
В Берлине осенью листья облетают далеко не со всех деревьев. Иные всю зиму стоят зеленые. Будто забыли в календарь взглянуть. Или из упрямства. Дескать, ну и что, что зима? Постоят зиму зелеными и летом продолжают. Я даже всех названий этих деревьев не знаю. Наверное, что-то вроде «Наглые зимние зеленушки». И зима бывает дождливой. Но ледяной дождь, конечно же, хуже. Выйдешь из дома под дождиком, а вернешься уже в мороз. Покупатели выходят из лавки бодрым шагом, ступают на каток и летят кувырком в разные стороны. Такой зимний берлинский розыгрыш с матерками. Правда, длиться все это будет недолго. Да и матерки у немцев бедные. Не в них вся радость жизни. Когда-нибудь снег все равно растает. В Берлине – довольно быстро. Такой климат.
Лицо человека
Я сижу за столом и смотрю на море, мачты и птиц. Наверное, это чайки.
Рядом со мной бабушка пьет утренний цикорий с булочкой. С тех пор, как бабушка стала слепнуть, у нее появилась привычка всё ощупывать руками. Вот и сейчас в одной руке бабушка держит чашку, а другой щупает блюдце. Её пальцы – холодные и сухие – стучат по тонкой керамике. Динь-динь – раздается приглушенный серебрянный звон. Динь-динь.
Женитьба
— Ох как не хочется помирать, родименькие мои, а сердечко чует – не встану больше.
Прерванный путь
Тобольск, сентябрь 1737 года
Нарочный из губернской канцелярии поклонился Владыке Антонию и отдал бумагу.
— Ступай, не жди, — ласково сказал старец и сломал печать.
Прочтя, он пристроил свиток на аналой и позвал, хмуря брови:
Канцелярист приблизился неслышно, взял послание и развернул.
То был монарший указ: Березовских священников, что служили у Престола верой и правдой и совершали Долгоруким молебны, всенощные и Литургии, наказать и сослать в Охотск.
— Прочесть вслух? – спросил Ваня, потрясенно водя взглядом по бумаге.
Старец покачал головой.
— Надо бы по форме в губернскую канцелярию отписать, что получен указ.
Коллизия обязанностей
Из цикла «Обыденное чудо»
В курсе Нравственного богословия есть одна, небольшая по объёму, но очень актуальная в жизни мирянина тема. Она именуется красивым словосочетанием: «коллизия обязанностей».
Но, на поверку, это противоречие зачастую оказывается мнимым, и исходит из ложной иерархии ценностей, в контексте которой мы существуем. Если распланировать свою жизнь правильно, неразрешимость и безвыходность такой проблемы отпадёт сама собой.
Из рассказов Павла Никитича
Ничего страшного
В приемном отделении скорой помощи появилась пенсионерка – приятная дама интеллигентного вида.
– Что случилось? – спросила медсестра, не поднимая головы от смартфона.
– На огороде какая-то мушка укусила, – пожаловалась бабулечка, – в голову, с правой стороны. И теперь и голова болит, и ухо правое болит, и отёк вокруг уха.
Медсестра внимательно осмотрела место укуса, больное ухо и безмятежно пропела:
– Ничего стра-ашного. Ухо у Вас норма-альное, отёка не-ет.
– Но правая сторона болит!
– Я же вам сказала: ничего стра-ашного! В больницу класть Вас не с чем.
– Я и не хочу в больницу. Просто хочу узнать, почему у меня болит.
Сеня, Рождество и доброта
Новый дом
Сеню, когда он лишился родителей, тётка отвезла за город к бабке и деду. Как вошли они только в калитку, да как выросла пред ними избёнка в искристом снегу, так решил он про себя: «Убегу. Минутку выберу — и убегу».
Было тут ему непривычно. Первое – слишком тихо. Второе – всё делается неторопясь. «Поспешай неспеша», — дед говорит. И мобильник не ловит.
Уезжая, тётка крепко мяла в объятиях Сеню, звонко целовала в щёку бабу Шуру и деда Костю. А потом поклонилась им и сказала:
— Ну, воздай вам Создатель за доброту.
Сеня это запомнил. Слово новое – доброта – полюбилось ему. С тех пор он его где надо и где не надо вставлял. Скажет — и слушает, что выходит.
Баба Шура
Возмездие
Как только со вспаханного предполья и ожелтённого песком бережья спала роса, обмочила у корневищ землю, а небо улыбнулось ребристому морю синевой и остылостью осеннего солнца, в побережном поле, где обычно вареновские предприниматели сеяли попеременно семечку и кукурузу, вышли два охотника со спаниелями. Один шлёпал по рыхлому чернозёму в сапогах со стороны моря, другой в армейских ботинках – от железной дороги. Где-то у заброшенного полевого стана, пути их пересеклись.
Бедолага во плоти гордого человека
— По вечерам меня часто гложет страх. – Начал разговор, закуривая сигарету «Парламент», плосколицый, с кривым носом мужичок.
На вид он был похож на замордованного работой слесаря. Одет был, как и все работники металлургических заводов в мутно-синию спецодежду. Затасканная и обесцвеченная от постоянной стирки роба сильно зауживала его социальный статус и принижала его внутреннюю потребность быть человеком с большой буквы «Я». На груди и спине топорщились потускневшие буквы: ПАО «ТАГМЕТ», ПАО «ТМК». Казалось ещё немного, и они, эти изжёванные стиральными машинками аббревиатуры, выскочат из спецодежды и затеют пляску за ради спасения задёрганного и растоптанного окриками производственных мастеров работяги.
Колыбельная для мотанки
У станции Метро х, на самом морозе, на шатком деревянным ящике сидела странная женщина. Ну сидела себе и что тут такого, скажете вы? Мало ли таких? Может устала, может торговка, может попрошайка. Ни под одну из этих категорий женщина не подходила. Дорогая в пол лисья шуба, массивные бриллиантовые серьги, словно застывший на морозе лед, добротная обувь, свежий маникюр и ухоженное лицо с брендовым, но потекшим гримом, делающим ее лицо похожим на лицо клоуна, который забыл, что его профессия смешить и улыбаться, но горе реальной жизни обнажило нутро, пытаясь содрать маску.
Миссионер
Отец Геннадий проснулся от холода.
Открыв глаза, он услышал, как дрожат сложенные из цельных брёвен стены, как свирепая буря завывает на все лады.
Не верится, что всего полночи назад в этой же самой часовне отслужена всенощная, и ни одно, даже легчайшее, дуновенье, не потревожило собравшихся прихожан; тихо и мягко струился свет, снег блистал тысячами алмазов…
«Ууаауу»,— взревел ветер, бросая в самые малые, невидимые глазу щели, колкую порошу.
Батюшка поднялся на ноги, крупно дрожа от стужи. Старая малица* уже не так держала тепло, ее продувало.
Каждый шаг давался с трудом: часовня, недавно прибранная и украшенная, теперь оказалась усеянной наметенными за ночь снежными горками.
Суслик решил накопить в своих подземных хранилищах зерна на три года вперёд.
День и ночь он таскал с полей в нору ячмень, пшеницу, просо, горох. Не досыпал, не доедал, мёрз, простуживался на ветрах и не заметил, как потерял здоровье.
И вот, когда последнее зерно легло в подземные закрома, он упал от изнеможения и слабости на кучу с накопленной едой. Он лежал, не имея возможности пошевелить хвостом и лапами. Испытывал страшную боль в теле, от которой не хотелось ни есть, ни пить, ни спать, ни думать о лучшей жизни. Суслик безразлично смотрел на огромное скопище зерна; ему было противно и мерзко. И сказал он тогда:
Люди как мухи, а мухи как люди
Коллекторы позавидуют
— Семёныч, ты представляешь какая досада. – Обратился долговязый, нескладного вида мужичок к высокому, подтянутому, спортивного вида человеку средних лет.
Голова мужичка всё время дергалась и напоминала упавшую с дерева большую грушу, воткнутую кустурком в липкую грязь… Тагметовская спецовка, какую обычно носят бригадиры-прокатчики, висела на нём нелепо и мешковато. Из-под прокопчённого козырька оранжевой каски топорщились два сердитых мутных зрачка и напряжённо сверлили гладкое лицо собеседника.
— Чё у тебя? – Лениво полуобернулся Семёныч, даже не сделав усилий поднять веки и взглянуть на говорившего.
Воткнув руки в боки, мужичок шагнул вперёд и смачно шмыгнул носом, видимо, для самоутверждения и успеха мероприятия.
Рыба рыбака видит издалека
На Востоке, поверх кургана, заалело робко и застенчиво. Безмятежно поползли к верху тучки, рваные и очернелые. Снизу некоторые из них окрасились пурпуром. Краснота давила на ночную черноту и медленно её поедала. У Черевичкина, браконьера-любителя, в душе тоже алело, но ярче и насыщеннее, внутри его всё укреплялось хорошим настроением. Только что он выхватил из тихости воды карпа килограмма на три, а до этого, в потёмках ему попался на спиннинговую насадку лещ под полтора килограмма. Казалось бы, поймал удачно, иди себе домой, отсыпайся.
Красота и старый художник
Она выпорхнула из подъезда, словно птичка из гнезда. Легко и радостно, расправляя свои крылышки. Мельком улыбнулась угрюмому старику на скамейке. И в этой мимолетной щедрости было что-то искреннее и детское. Дети дарят улыбки, когда им хорошо. Женщины часто улыбками пользуются. Она по-детски подарила свою улыбку незнакомому старику, и тут же об этом забыв, полетела дальше – навстречу своей жизни. А старик, сидящий на скамейке, вдруг опешив, выпрямился, дотронулся рукой до бороды, поправил на лбу волосы.
В стужу на Иоанна Кронштадтского
Наталье Андреевне было сорок лет, она считала себя прихожанкой Свято-Никольского мужского монастыря. Кому-то покажется странным, женщина – прихожанка мужской обители. Да в наше время ничему удивляться не приходится. Монахов в монастыре было всего ничего, основная братия – трудники, а прихожане в подавляющем большинстве горожане. Как суббота-воскресенье – храм полный. На автобусе, на машинах приезжали. Второго января в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского из Свято-Никольского традиционно шёл крестный ход в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. При монастыре действовала православная трудовая община во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Имя великого святого община получила в честь знаменательного события.
Николкина дорожка
Зима ворвалась властно в небольшое село в районе областного центра: замела пути-дороги, запретила электрическому току бежать по проводам к лампочкам, телевизорам, электронным регуляторам отопительных котлов, сковала насосную станцию, оставив потребителей без благ цивилизованного быта. Люди в нетерпении страха давили на кнопки мобильных телефонов, внезапно ощутив беспомощность перед грозной стихией природы. Даже собаки, попрятавшиеся в будки, почувствовали, что сейчас лучше не высовываться, поджать хвост и свернуться калачиком.
Страницы
Поиск на сайте
Как помочь проекту?
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Вы можете поддержать наш проект, перечислив доступную вам сумму на
наш счёт.
Кроме того, вы можете разместить на своём сайте наш баннер.
Правила
Вход для авторов
Вопрос священнику
Вопрос психологу
Ответы православных психологов:
Мы в социальных сетях
Купить наши книги
Случайная цитата
О текущих беседах лучше всего было сказано уже очень давно:
Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: «Что значит такой-то? Нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему». Потом начал и сих осуждать и говорить: «Нет никого достойного, кроме Макария». Спустя немного начал говорить: «Что такое Макарий? Нет никого достойного, кроме Василия Великого и Григория Богослова». Но скоро начал осуждать и сих, говоря: «Что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого достойного, кроме апостолов Петра и Павла». Я говорю ему: «Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». И, поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: «Что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». Наконец возгордился он и против самого Бога, и, таким образом, лишился ума.