православные истории о загробной жизни
РАССКАЗЫ ОЧЕВИДЦЕВ О ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Жизнь после смерти есть. И тому существуют тысячи свидетельств. До сих пор фундаментальная наука от подобных рассказов отмахивалась. Однако, как говорила Наталья Бехтерева, знаменитый учёный, всю жизнь изучавшая деятельность мозга, наше сознание — такая материя, что, кажется, уже подобраны ключи к тайной двери. Но за ней обнаруживается ещё десять… Что же все-таки находится за дверью жизни?
«Она всё видит насквозь…»
Галина Лагода возвращалась с мужем на «жигулях» из загородной поездки. Пытаясь разойтись на узком шоссе со встречным грузовиком, муж резко вырулил вправо… Автомобиль смяло о стоявшее у дороги дерево.
Галину привезли в калининградскую областную больницу с тяжелейшими повреждениями мозга, разрывами почек, лёгких, селезёнки и печени, множеством переломов. Сердце остановилось, давление было на нуле. — Пролетев чёрный космос, я оказалась в сияющем, залитом светом пространстве, — рассказывает мне Галина Семёновна спустя двадцать лет. — Передо мной стоял огромный мужчина в ослепительно-белой одежде. Его лица я не разглядела из-за направленного на меня светового потока. «Зачем ты сюда пришла?» — сурово спросил он. «Я очень устала, позвольте мне немного отдохнуть». — «Отдохни и возвращайся — у тебя ещё много дел». Придя в сознание после двух недель, в течение которых она балансировала между жизнью и смертью, больная рассказала завотделением реаниматологии Евгению Затовке, как проходили операции, кто из врачей где стоял и что делал, какое привозили оборудование, из каких шкафов что доставали. После очередной операции на раздробленной руке Галина во время утреннего врачебного обхода спросила врача-ортопеда: «Ну как ваш желудок?» От изумления он не знал, что ответить — действительно, врача мучили боли в животе. Сейчас Галина Семёновна живёт в ладу с собой, верит в Бога и совершенно не боится смерти.
Юрий Бурков, майор запаса, не любит вспоминать о прошлом. Его историю рассказала жена Людмила: — Юра упал с большой высоты, сломал позвоночник и получил черепно-мозговую травму, потерял сознание. После остановки сердца он долго лежал в коме. Я пребывала в ужасном стрессе. Во время одного из посещений больницы потеряла ключи. А муж, придя наконец в сознание, первым делом спросил: «Ты нашла ключи?» Я испуганно замотала головой. «Они лежат под лестницей», — сказал он. Лишь много лет спустя он признался мне: пока был в коме, видел каждый мой шаг и слышал каждое слово — причём как бы далеко от него я ни находилась. Он летал в виде облачка, в том числе и туда, где живут его умершие родители и брат. Мать уговаривала сына вернуться, а брат объяснил, что все они живы, только больше не имеют тел. Спустя годы, сидя у постели тяжело болевшего сына, он успокаивал супругу: «Людочка, не плачь, я точно знаю, что сейчас он не уйдёт. Ещё год побудет с нами». А через год на поминках умершего сына вразумлял жену: «Он не умер, а только раньше нас с тобой переселился в другой мир. Поверь мне, ведь я там был».
Савелий КАШНИЦКИЙ,Калининград — Москва.
Выход из тела — защитная реакция
Чашка и платье в горошек
Эту историю рассказал Андрей Гнездилов, доктор медицинских наук: «Во время операции у пациентки остановилось сердце. Врачи смогли завести его, и, когда женщину перевели в реанимацию, я навестил её. Она посетовала, что её оперировал не тот хирург, который обещал. А ведь видеть врача она не могла, находясь всё время в бессознательном состоянии. Пациентка рассказала, что во время операции какая-то сила вытолкнула её из тела. Она спокойно разглядывала врачей, но тут её охватил ужас: а что если я умру, не успев попрощаться с мамой и дочкой? И её сознание мгновенно переместилось домой. Она увидела, что мама сидит, вяжет, а дочка играет с куклой. Тут зашла соседка, принесла для дочки платье в горошек. Девочка бросилась к ней, но задела чашку — та упала и разбилась. Соседка сказала: «Ну, это к добру. Видно, Юлю скоро выпишут». И тут пациентка вновь оказалась у операционного стола и услышала: «Всё в порядке, она спасена». Сознание вернулось в тело. Я зашёл в гости к родственникам этой женщины. И выяснилось, что во время операции к ним… заглядывала соседка с платьем в горошек для девочки и была разбита чашка». Это не единственный загадочный случай в практике Гнездилова и других работников Санкт-Петербургского хосписа. Их не удивляет, когда врачу снится его больной и благодарит за заботу, за трогательное отношение. А утром, приехав на работу, врач узнаёт: больной-то ночью умер…
Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии: — Православные люди верят в загробную жизнь и бессмертие. В Священном Писании Ветхого и Нового заветов существует множество подтверждений и свидетельств этому. Само понятие смерти мы рассматриваем только в связи с грядущим воскресением, и эта тайна перестаёт быть таковой, если жить со Христом и ради Христа. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек», — говорит Господь (Ин. 11, 26). По преданию, душа усопшего в первые дни ходит по тем местам, в которых творила правду, а в третий день возносится на небо к престолу Божию, где до девятого дня ей показывают обители святых и красоту рая. В девятый день душа опять приходит к Богу, и её отправляют в ад, где пребывают нечестивые грешники и где душа проходит тридцатидневные мытарства (испытания). На сороковой день душа опять приходит к Престолу Божию, где она предстаёт обнажённой перед судом собственной совести: прошла ли она эти испытания или нет? И даже в том случае, когда некоторые испытания обличают душу в её грехах, мы надеемся на милосердие Бога, у которого все дела жертвенной любви и сострадания не останутся втуне.
Апологетические беседы. О загробной жизни
Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Мы веруем, что связь человека с Богом не прерывается по смерти, что и за смертным порогом душа, любящая Бога и сохранившая верность Ему, будет жить в великой радости и счастье постоянного общения с Богом. И мы верим, что в этом, в общении с Богом, заключаются в предельной степени все радости, все счастье, доступное человеческому существу.
Но не правы ли тогда те, кто говорит, что христианская вера корыстная, что мы верим в Бога и служим Ему из страха смерти и бедствий, которые она может принести нам, а также из корыстной надежды на плату блаженством, которое Бог даст нам по смерти за служение Ему при жизни? Но это, конечно, не так.
Все христианские учители, касавшиеся этого вопроса, говорят, что служение Богу из-за страха пред адом или из жажды райской награды — недостойно христианина. Авва Дорофей, древний почитаемейший наставник монахов, говорит, что служить Богу из-за страха — это состояние раба, служить из-за награды — состояние наемника, и лишь служить Богу ради Него Самого, из любви к Нему, есть истинно христианское сыновнее состояние, единственно достойное состояние чада Божия.
Если бы христианство основывалось на страхе пред адом и на ожидании райского вознаграждения, то и в учении Христовом, и в проповеди апостольской было бы сказано гораздо больше и о том, и о другом.
Между тем и Евангелия, и Послания изумительно мало говорят об этом. Господь лишь кратко упоминает о муке вечной, уготованной диаволу и аггелам его, куда будут отосланы и нераскаянные грешники, и о вечной радостной жизни, ждущей праведных, никак не давая подробного описания райских радостей. Апостол же, говоря об этом, лишь вкратце повторяет слова ветхозаветного пророка: «Не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2, 9).
Конечно, эта краткость Господа и Его апостолов в описании райской жизни происходит не оттого, что они опасались упрека в корыстности своей проповеди, а оттого, что невозможно нашим человеческим языком описать и нашим трехмерным сознанием понять условия иного, внетелесного бытия. Но из этой краткости, почти молчания Евангелия относительно подробностей райского жития можем мы вывести заключение, что не на этом основываются призывы христианства.
Основным обещанием Господа для всех в Него верующих и Его любящих являются Его слова: «Возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». По-славянски это звучит еще ярче: «Да идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин 14, 3). Конечно, ожидание такой награды никак нельзя назвать наемничеством. Это есть проявление любви. Ибо только для любящего ценно быть там, где тот, кого он любит. И если христианин служит Богу для того, чтобы быть с Ним в вечности, то он не наемник, а чадо Божие.
Однако Священная история знает примеры и еще более высокого взлета в служении Богу, когда люди, безгранично преданные Господу, любившие Его беспредельно, готовы были отречься от счастья быть с Ним и обречь себя на муку отлучения от Него — ради свершения Его задач. Так, святой пророк Моисей, испрашивая у Бога прощение своему народу, восклицал: «Прости им грех их, если же нет, то изгладь и меня из Твоей книги жизни, в которую Ты вписал меня» (см.: Исх 32, 32). Так, апостол Павел говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9, 3). Так безмерно любящий человек может иногда отказаться от всего более в жизни ценимого счастья общения с тем, кого любит, если этого требует польза любимого. Тут высота самоотвержения.
Но не будем смешивать святейшего самоотвержения праведного Моисея и апостола Павла с готовностью грешника жертвовать своим спасением, то есть будущим общением с Богом, ради тех или иных греховных искушений. Там через край переливаются любовь к Богу и преданность Его делу, а тут равнодушие к Богу и к собственной душе. Так отказ любящей матери от счастья пребывания с любимым ребенком, когда этого требует его благо, нельзя смешивать с преступным небрежением нелюбящих родителей к нелюбимым детям.
Итак, не из трепета перед адом, не из корыстного желания заслужить блаженство на небесах служит христианин Господу. Но, служа Ему по любви к Нему, знает христианин, что и Господь, в безграничной мере отвечая любовью на любовь, не оставит души, верной Ему, в сколько-нибудь бедственном состоянии, но привлечет ее к Себе по слову Своему: «Идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин 14, 3).
Так, плоха невеста, выходящая замуж не по любви к жениху, а по стремлению получить от него удовольствия и богатство. Но если она по любви стремится к своему жениху и в то же время, зная его богатство и любвеобильность, уверена в своем будущем счастье, то это естественно и хорошо. Таким должно быть по учению Церкви отношение подлинного христианина к своему Господу.
Но не будем при этом думать, что слова Христовы о вечном блаженстве и о вечных муках не имеют существенного значения в христианстве. Как и всякое слово Господне, эти слова имеют важное значение, но лишь на периферии Церкви, где страх пред мукой может остановить душу, готовую к злодеянию, или жажда вечного блаженства заставит очнуться заснувшую душу и подвигнет ленивого христианина к выполнению своего жизненного долга.
В своем же воспитании человеческих душ Церковь стремится к тому, чтобы ее чада имели перед собой целью не только спасение от мук или приобретение блаженства, а прежде всего стяжание любви Божией, чтобы не ради чего-нибудь иного, но только ради Него Самого стремилась христианская душа к Богу, зная притом, что там, где Он, там райская радость, ибо там полнота любви.
«Я не видел ни ангелов, ни туннеля, ни света»: 5 реальных историй от людей, которые пережили клиническую смерть
Роман
— Несколько лет назад мне поставили диагноз «гипертония» и положили в больницу. Лечение было мутным и состояло из уколов, систем и разнообразных анализов, вторую же половину дня делать было особо нечего. В четырехместной палате нас было двое, врачи говорят, что летом вообще обычно пациентов меньше. Я познакомился с коллегой по несчастью, и оказалось, что у нас с ним много общего: почти ровесники, оба любим ковырять электронику, я менеджер, а он снабженец — в общем поговорить было о чем.
Беда пришла внезапно. Как он мне потом рассказывал: «Ты говорил, потом замолчал, глаза стеклянные, сделал 3-4 шага и упал». Очнулся я через три дня в интенсивной терапии. Что я помню? Да ничего! Вообще ничего! Очнулся, очень удивившись: всюду трубки, пикает что-то. Мне сказали, что мне повезло, что всё было в больнице, сердце не билось три минуты примерно. Оправился я быстро — за месяц. Живу обычной жизнью, слежу за здоровьем. Но я не видел ни ангелов, ни туннеля, ни света. Вообще ничего. Мой личный вывод: вранье это всё. Умер — и ничего дальше нет.
В операционной ко мне подключили разные приборы, и анестезиолог начал вслух зачитывать их показания. Вскоре я начала задыхаться, и услышала слова врача: «Теряю контакт с пациенткой, не чувствую ее пульса, надо спасать ребенка». Голоса окружающих стали затихать, их лица расплывались, потом наступила темнота.
Я снова очутилась в операционной. Но теперь мне стало хорошо, легко. Врачи суетились вокруг тела, лежащего на столе. Приблизилась к нему. Это лежала я. Мое раздвоение меня потрясло. И даже могла парить в воздухе. Я подплыла к окну. На улице было темно, и вдруг меня охватила паника, я почувствовала, что непременно должна привлечь к себе внимание врачей. Я стала кричать, что я уже выздоровела и что со мной — с той — больше не надо ничего делать. Но они меня не видели и не слышали. От напряжения я устала и, поднявшись выше, зависла в воздухе.
Под потолком возник сияющий белый луч. Он опускался ко мне, не слепя и не обжигая. Я поняла, что луч зовет к себе, обещает освобождение от изоляции. Не раздумывая, направилась ему навстречу.
Я передвигалась вдоль луча, будто к вершине невидимой горы, чувствуя себя в полной безопасности. Достигнув вершины, увидела чудесную страну, гармонию ярких и в то же время почти прозрачных красок, сверкавших вокруг. Это невозможно описать словами. Я во все глаза смотрела по сторонам, и все, что находилось вокруг, наполняло меня таким восхищением, что я крикнула: «Боже, какая красота! Я должна написать все это». Меня охватило горячее желание возвратиться в мою прежнюю реальность и отобразить на картинах все, что здесь увидела.
Подумав об этом, я снова очутилась в операционной. Но на этот раз смотрела на нее как бы со стороны, словно на экран кинотеатра. И кино казалось черно-белым. Контраст с красочными пейзажами чудесной страны был разительным, и я решила снова перенестись туда. Чувство очарования и восхищения не проходило. А в голове то и дело возникал вопрос: «Так жива я или нет?» И еще я опасалась, что если зайду слишком далеко в этот неведомый мир, то возврата уже не будет. И в то же время очень не хотелось расставаться с таким чудом.
Мы приближались к огромному облаку розового тумана, мне захотелось оказаться внутри него. Но Дух остановил меня. «Не лети туда, это опасно!» — предостерег он. Мне вдруг стало тревожно, я почувствовала некую угрозу и решила вернуться в свое тело. И очутилась в длинном темном туннеле. Летела по нему одна, Пресветлого Духа рядом уже не было.
Я открыла глаза. Увидела врачей, комнату с кроватями. На одной из них лежала я. Около меня стояли четверо в белых одеждах. Приподняв голову, я спросила: «Где я? И где же та прекрасная страна?»
Врачи переглянулись, один улыбнулся и погладил меня по голове. Мне стало стыдно за свой вопрос, ведь они наверняка подумали, что у меня не все в порядке с головой.
Артем
— Свое тело со стороны во время смерти не видел. И очень сожалею об этом.
Сначала был просто резкий преломляющий свет, через секунды он пропал. Невозможно было дышать, я паниковал. Я понял, что умер. Никакого умиротворения не было. Только паника. Потом необходимость дышать будто бы пропала, и эта паника начала проходить. После начались какие-то странные воспоминания о том, что вроде бы раньше было, но немного видоизмененные. Что-то вроде ощущения, что это было, но не совсем с тобой. Как будто я летел вниз по какому-то пространству и смотрел слайды. Всё это вызывало эффект дежавю.
В конце концов, снова вернулось ощущение невозможности дышать, горло чем-то сжимало. Потом стал ощущать, будто бы я расширяюсь. После уже открыл глаза, в рот было что-то вставлено, суетились реаниматологи. Сильно тошнило, болела голова. Ощущения от оживления были крайне неприятные. В состоянии клинической смерти был около 6 минут 14 секунд. Идиотом вроде бы не стал, никаких дополнительных способностей не открыл, а наоборот, временно утратил ходьбу и нормальное дыхание, а также способность кататься на бэме, потом всё это долго восстанавливал.
Александр
Врач поставил диагноз «острая сердечная недостаточность» и начал меня оживлять. О том периоде, когда я находился в состоянии клинической смерти, у меня такие воспоминания: я не только слышал, что говорили окружающие, но и наблюдал со стороны за происходившим. Я видел, как мне что-то вкололи в область сердца, видел, как для моего оживления использовали дефибриллятор. Причем в моем сознании картинка была такой: мое тело и врачи находятся на поле стадиона, а на трибунах сидят мои близкие и наблюдают за происходившим. Кроме того, мне казалось, что я могу контролировать процесс реанимации. Был момент, когда мне надоело валяться, и я тут же услышал, как врач сказал, что у меня появился пульс. Потом подумал: вот сейчас будет общее построение, все будут напрягаться, а я вот всех обманул и могу полежать — и врач закричал, что у меня опять остановилось сердце. В конце концов я решил вернуться. Добавлю, что не испытывал страха, когда смотрел, как меня оживляют, и вообще, не относился к этой ситуации как к вопросу жизни и смерти. Мне казалось, что все в порядке, жизнь идет своим чередом.
Вилли
Вилли Мельников: «Я двигался в толще бездонно-бескрайней какой-то сути, материи, сравнимой с Солярисом Станислава Лема. И вот внутри этого Соляриса я передвигался, сохраняя себя как такового, но в то же время ощущал себя частью всего этого. И слышал какие-то языки, неслыханные мной до того. Не то чтобы они слышались, исходили оттуда – они именно жили там, и я имел возможность дышать ими».
Он продолжал путешествие и добрался до насыпи невообразимой высоты. За ней простиралось пространство неописуемой глубины. Был велик соблазн сорваться вниз, но Вилли удержался. Здесь он встретил странных существ, которые постоянно видоизменялись.
«Это был некий симбиоз растительной, животной, архитектурной и, может быть, какой-то еще полевой формы жизни. И благожелательство, и приветливость, такое доброе приглашательство, которое исходило от этих существ».
Как и многие другие люди, оказавшиеся в состоянии клинической смерти, Вилли Мельников не хотел возвращаться. Однако, вернувшись, 23-летний парень понял, что стал другим человеком.
«Удивительно, что ко мне “пришли” довольно экзотические языки коренных обитателей Филиппин и индейцев обеих Америк. Но остаются еще два, которые я до сих пор не идентифицировал. Я могу на них говорить, писать, думать, но что они такое и откуда, я не знаю до сих пор».
О жизни после смерти
Публикуемая ниже беседа с митрополитом Лимасольским Афанасием состоялась в рамках телевизионной программы «По особому случаю. С Фёдором Кириаку» («Επί τω αυτώ. Με τον Θεόδωρο Κυριακού») канала «Альфа Кипр». Фёдор Кириаку – кипрский богослов. Разговор с владыкой Афанасием шел о темах, которые особенно волнуют всех – как верующих, так и неверующих: что ждет нас после того, как мы испустим последний вздох, в каком состоянии мы будем пребывать, ожидая Страшного суда, каким будет сам Суд, помнит ли душа свои земные впечатления и привязанности, что такое ад и рай и как и кто совершает этот выбор, почему Церковь не принимает учение о переселении душ и о многом другом, касающемся жизни и смерти.
– Геронда, хочу поблагодарить вас за согласие поучаствовать в этой беседе. Тема смерти, а точнее жизни после смерти, касается всех людей, как верующих, так и неверующих. Прежде всего я хочу спросить: существует ли жизнь после смерти? Есть ли в Священном Писании и в учении Церкви свидетельства, которые подтверждали бы существование жизни после смерти?
– Это точно. Поскольку темой нашей беседы будет жизнь после смерти, и далее мы поговорим более детально об этом, я бы хотел привести в пример живых святых нашей Церкви, которые являют себя через чудеса. Вы прожили некоторое время на Святой Горе Афон, рядом со старцем Паисием, и сейчас мне вспомнилось явление святой Евфимии старцу Паисию, которое было потрясающим событием даже для самого старца Паисия, а он, конечно же, знал, что для святых возможно многое, в том числе и общение с верующими людьми.
– Свидетельства о жизни после смерти есть и в Священном Писании. Сам Христос в Евангелии от Луки рассказывает нам историю о богаче и Лазаре. Это не притча, а факт. Жил бедный Лазарь, который умер и Ангелами Божиими был приведен в рай. Жил и богач, имя которого не названо, он умер и попал в место страданий. «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25: 46). Святые апостолы и святые отцы Церкви свидетельствуют, что жизнь после смерти действительно существует. Ведь если бы ее не было, тогда в чем смысл всего, что мы делаем? Это была бы жизнь, приговоренная к могиле.
– Известно, что было проведено множество исследований и написано много томов книг о предсмертном и посмертном опыте людей. Люди, которые шагнули за черту смерти, но по какой-то причине вернулись обратно, рассказывают о том, что с ними произошло. Также они говорят и о встрече с людьми, которые уже умерли. Какова позиция Церкви относительно посмертного опыта человека?
Я должен признать, что таковой опыт существует. Но позволь мне сказать, что это опыт не посмертный, а смертный, т.е. происходящий в момент смерти. Посмертного опыта нет ни у кого, потому что, умерев, человек уже не возвращается обратно. Поэтому здесь мы можем говорить только об опыте, который происходит с человеком во время смерти. Святые отцы говорят, что человек имеет силы души, и вот в тот момент, когда человек подходит к границе своего существования, активизируются эти силы души и люди действительно могут видеть и духов, и лукавых бесов, и многое другое. Весь этот опыт происходит в момент смерти. И это не выдумка, а реальность. Люди действительно все это видели и пережили. Существуют тысячи свидетельств, и я встречал многих людей, которые во время исповеди со всей искренностью мне рассказывали о том опыте, который с ними произошел. Исходя из данных свидетельств, мы можем сказать, что иной мир, т.е. мир духовный, существует.
– Геронда, известно, что разные народы имеют разное представление о смертном часе. Например, европейцы имеют один опыт, а индусы совсем другой. Насколько те или иные представления верны?
– По моему скромному мнению, у каждого народа есть свои традиции и свои предубеждения. Поскольку весь этот опыт как раз не является посмертным, но происходит во время смерти и поскольку это не есть от Бога, но от человеческой природы, то каждый человек основывается на том опыте, который он несет в себе и на который оказывают влияние традиции, народ, история. Он смотрит на эту ситуацию по-своему. Весь этот опыт не есть опыт Святого Духа. Это опыт нашей человеческой природы, который человек переживает во время смерти. Т.е. человек доходит до момента смерти, проживает все процессы, которые происходят с ним в это время, но не умирает и возвращается обратно.
– В одной из погребальных стихир Иоанна Дамаскина есть такие слова: «Как же страшно таинство смерти, когда душа из тела исторгается, гармония их силой разрушается и прирожденный их союз по воле Божией распадается». Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент, когда душа разлучается с телом.
– Это насильственное разлучение. После этого тело остается мертвым, как, например, если отсекается какая-то часть тела у человека и становится омертвевшим членом. Душа же – это «вдохновение» Божие, когда Он вдунул в лице Адама дыхание жизни (см.: Быт. 2: 7). В тот момент, когда человек зачинается в чреве его матери, Божественная энергия создает нашу душу, она дает нам как духовную жизнь, так и биологическую.
– То есть душа – некая духовная сущность?
– Это творение Божие, это наше «я», которое содержит все наши характеристики, кроме тела. Тело наше умрет, а душа никогда.
– А когда мы говорим «по образу и подобию», это имеет отношение по большей части к душе или ко всему человеку?
– Ко всему человеку, потому что Бог создал человека в единстве души и тела. Но когда это единство распадается, хоть человек и остается подобным «по образу» своим телом (поэтому мы и почитаем святые мощи, ведь биологически они мертвы, но через Бога они живы по Его благодати), остается личность человека, его совесть – все это заключается в его душе. Наша душа знает, кем она была, что делала, кто были ее родственники, где она жила и как.
Наша душа уносит с собой все элементы своей личности. Она знает, кем была, кто ее родственники
– Получается, наша душа имеет память и после смерти?
–Да. Она уносит с собой все элементы своей личности.
– Очень хорошо, геронда, что вы об этом сказали, потому что многих людей волнует вопрос, что происходит с памятью человека после смерти.
– Ничего не исчезает. Личность человека сохраняется полностью.
– Но разве это не мучение для человека уносить с собой все земные воспоминания?
– Изменяются ощущения. Переходя в Царствие Божие, человек имеет уже другие ощущения. Не телесные ощущения, но духовные. Приведем простой пример: если маленький ребенок вдруг потеряет из виду свою маму хотя бы на 15 минут, он будет взволнован, но, когда ему уже 30 лет, он в ней уже не имеет нужды даже на пять часов. То есть изменились его ощущения. Он вырастает, становится независимым, приобретает новую свободу. Когда же человек умирает, уходит из этой жизни, его ощущения полностью меняются и он получает новый «взгляд» на происходящее, через призму которого он в дальнейшем будет смотреть на свою прошлую жизнь.
– Существует мнение, что когда человек умирает, то в течение 40 дней находится в подвешенном состоянии и имеет некую связь с родственниками, с местом, где он жил, и т.д. Существует ли подтверждение данному мнению?
– Когда душа отделится от тела, она покидает этот тварный мир. Там, где она находится теперь, уже нет ни места, ни времени. Соответственно, там нет понятия 20 дней или 40. Такое исчисление времени существует только для нас живых. В подражание Христу в течение 40 дней и до Вознесения, когда Он пребывал со Своими учениками, мы посвящаем эти дни поминовению усопшего: молимся, совершаем поминальные службы. Действительно, святые отцы говорят, что в течение 40 дней человек проходит сложный духовный период, поэтому и Церковь совершает сугубое поминовение в течение 40 дней. Душа же вне времени, а мы во времени. Эти 40 дней – для нас, для души же это уже вечность.
– Но людей особенно волнует вопрос, есть ли у души в это время возможность видеть то, что происходит на земле?
– Да, я это слышал. Многие об этом говорят, но я бы не стал поддерживать это мнение, потому что отсюда рождаются разные суеверия и предубеждения. Говорят: я увидел воробья, или пчелку, или бабочку… это была душа моего сына или мужа и т.д. Святые отцы говорят, что в этот период человек проходит духовный суд, вспоминает прошлое, проходит испытание мытарствами. Все это возможно, но чтобы душа человека воплощалась в пчелу или бабочку… Это, конечно же, не так.
– Раз уж вы упомянули тему мытарств, вспомним святого Макария Египетского, который живописно рисует борьбу, происходящую между ангелами и лукавыми созданиями за дальнейшую участь души. Часто, когда люди об этом слышат, испытывают сильный страх. Можете как-то пролить свет на этот вопрос?
– Каждый грех, который совершает человек, подчиняет его определенной страсти. Свободно подчинившись своим грехам и страстям, он уже является их рабом. Каждая страсть и каждый грех, как утверждают святые отцы, управляется разными бесами. Как у ангелов есть свои чины и таланты, например у одного есть дар молитвы, у другого – бодрствования и бдения и т.д., так и бесовские чины имеют свои страсти и грехи. Когда душа выходит из тела, если она не освободилась от греха, то над ней имеют власть бесы, которые пытаются ее с пути к Богу увести. Если же душа исповедалась, решила все свои духовные вопросы, жила церковными таинствами, тогда бесы не имеют над ней власти и не могут сбить ее с пути.
Если душа не была духовно готова уйти из этого мира, тогда возникает проблема, и тут очень помогают наши молитвы
Если же она не была духовно готова уйти из этого мира, тогда возникает проблема, и тут очень помогают наши молитвы в течение 40 дней, помогают святые ангелы, наш Ангел Хранитель, Пресвятая Богородица и все святые. Поэтому каждый вечер на вечерней молитве мы просим, чтобы наша душа не встретилась с темными и страшными духами, а также просим нашего Ангела Хранителя, чтобы он предстоял рядом с нами в момент нашего исхода, чтобы он помог нам пройти мытарства, не претерпев никакого вреда.
– Из того, что вы сказали, можно предположить, что когда умирают святые, то бесы даже не появляются в их поле.
– Это так. Но не потому, что они были безгрешны, а потому, что покаялись. Покаяние освободило их от суда. Поэтому и Господь наш Иисус Христос говорит: «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30). То есть он и ко Христу подходил, видно, не зная, что это Христос, и ничего в Нем не нашел. Еще очень хорошо об этом говорил апостол Иуда, брат Господний, он рассуждал о Страшном суде, об архангеле Михаиле и бесах, о Моисее.
– Люди часто говорят о некоем «среднем» состоянии души. Что под этим подразумевается?
– Фёдор, я думаю, что у нас, православных, нет такого термина. Святые отцы его не используют. Это схоластический термин Запада. Мы же знаем, что, когда человек умирает, он находится в некоем месте, вне тварного мира, и там ожидает воскресения мертвых. Это промежуток между смертью и Страшным судом, воскресением мертвых, и, конечно же, вне времени. То есть души не ждут, когда же будет Суд: завтра или послезавтра; они перманентно пребывают в настоящем времени. Поэтому у них и отсутствует тревога о времени. Это ожидание, о котором говорится в Апокалипсисе, когда души ожидают правосудия Божия и Воскресения тел, чтобы, соединившись с телами, они могли вкусить радость пребывания в Царствии Божием – те, кто сможет, конечно же.
– У них есть предчувствие, что их ждет?
– Конечно. История нашей Церкви полна таких откровений и опыта святых людей.
– Тот факт, что существует предчувствие рая или осуждения, означает, что в период между смертью и Судом все уже окончательно определено?
– Не окончательно, поэтому мы и молимся.
– Вы считаете, что наша молитва может что-то изменить?
– Конечно, может. Есть случаи, когда участь усопших менялась по молитве святых людей. Тогда какой смысл панихид, литургий, милостыни, которые нас побуждает совершать Церковь? Если бы не было от этого никакой пользы для усопших, то не было бы и смысла все это делать.
– Получается, панихиды для кого совершаются, для нас?
– Панихида – это не психологическое явление и даже не просто формальная традиция, это церковное действо. Вся Церковь, собранная во имя Христово, совершая святую Евхаристию (благодарение), преподносит благодарение за упокой душ умерших. Суть панихиды – это поминовение души во время Божественной литургии, на проскомидии, когда мы достаем частицы за усопших, и вот оттуда начинается панихида, которая достигает кульминации во время Евхаристии и заканчивается панихидой. Это не отдельная служба, это целый литургический процесс, когда вся Церковь молится за усопших.
– У нас на Кипре после смерти человека на протяжении многих лет семья заказывает поминальные службы, а в Греции, насколько мне известно, через 3–5 лет уже перестают. Чем это обусловлено?
– Я думаю, что дело в местных традициях, но наша кипрская традиция будет получше. Потому что как мы можем перестать поминать наших родителей, наших восприемников, наших дядей и тетей, родственников?
– Геронда, есть и еще одна добрая традиция, когда в день поминальной службы родственники причащаются.
– Да, и причащаются. Это своего рода выражение благодарности нашим родителям и родственникам.
– Люди рассказывают историю – не знаю, насколько она достоверна, – о молитве одного современного святого, который помог спастись своему духовному отцу. Речь об отце Ефреме Катунакском и старце Никифоре. Вы слышали эту историю?
– Я слышал ее от самого старца. Он нам много раз ее рассказывал. Когда старец Никифор почил, к сожалению, душа его не спаслась, и отец Ефрем узнал об этом через молитву. Тогда в течение трех лет отец Ефрем стал раздавать все, что старец Никифор оставил после себя – деньги, вещи и др., – в виде милостыни разным подвижникам, скитам, монастырям, чтобы те совершали литургии и молились о спасении души старца Никифора. Параллельно и сам он очень много молился, и это была пламенная молитва. Он спустился в ад своего старца и победил ад в самом себе. Он совершил огромный духовный труд. Как-то он мне говорил, что служил Литургию и увидел отказ Бога помиловать старца, он был подобен крепкой бетонной стене, и тогда он сказал Богу: «Господи, да, он попал в ад, но я, которого он мучил, я его прощаю, а Ты, Бог, Которому он ничего не сделал, разве Ты не можешь его простить?». Как видите, он боролся с Богом. Но не потому, что Бог более суровый, чем отец Ефрем, а потому, что все это было для того, чтобы активизировать духовные силы отца Ефрема. Наш святой старец Ефрем рассказывал нам, что постепенно он начал чувствовать, как душа его старца стала подниматься. Он же продолжал свой молитвенный подвиг, проливал слезы, служил литургии, поминальные службы, литии, пока не почувствовал, что душа старца окончательно спасена.
– Вы попали на Святую Гору в самое лучшее время, ведь вам удалось познакомиться с великими святыми людьми.
– Да, я с ними познакомился, но не смог им подражать, поэтому и пользы из этого не вышло.
– Ну, мы с этим не согласимся… Похожую историю я слышал и про старца Ефрема Аризонского.
– Старец Ефрем Аризонский тоже является великим святым. Для меня он равноапостольный. Когда я ездил к нему в Аризону, он мне рассказал о явлении Христа, которое случилось с ним. Когда Христос пришел и сказал ему: «Иди со Мной», он Ему ответил: «Я иду, Господи, но только я не один, что же будет с моими монахами?». Тогда Господь ему сказал: «Пусть и монахи твои идут». «А монахини?» – спросил старец. «Пусть и монахини», – ответил Христос. «А другие, которые следуют за мной, что с ними будет?» – «Раз они следуют за тобой, то пусть и они идут с тобой». Вот такое дерзновение имел старец Ефрем перед Господом.
– Очень многие люди задаются вопросом, и даже моя дочь у меня спрашивала: когда люди умирают, то узнают ли души друг друга?
– Да, конечно. Например, Лазарь узнал богача, и богач тоже узнал Лазаря. Сам Христос в Евангелии подтверждает этот факт. Ведь мы не теряем свою личность.
– Но те отношения, которые были между нами, они ведь не сохраняются, так?
– Нет, таких отношений уже не будет. Не будет и того лица, которое у нас сейчас. Допустим, ребенок инвалид, он может быть обезображен, но когда он воскреснет, то он уже не будет инвалидом и обезображенным. Или если ребенок умер в 3 месяца, он не воскреснет таким же младенцем, нет. Это будет некий совершенный возраст, зрелый как телесно, так и духовно.
Мирских отношений уже не будет. Не будет и того лица, которое есть у нас сейчас
– И нам уже не нужно будет слушаться отца или мать?
– Нет, это все человеческое останется здесь. Поэтому и Христос в Евангелии на вопрос про женщину, у которой было семь мужей: «Чьей она будет женой?», ответил, что они заблуждаются, так как в Царствии Божием уже будут пребывать как ангелы. Там уже нет тех телесных связей, которые существовали в этом мире.
– Просто людям хотелось бы, чтобы те отношения, которые они имели здесь, перешли вместе с ними на Небо…
– И это можно понять по-человечески.
– Поговорив о периоде, который проживает душа после смерти и до Страшного суда, мы дошли до темы рая и ада. Прокомментируйте, пожалуйста, эту тему. Что говорит об этом Церковь, потому что вопрос эсхатологии в основном обсуждается достаточно поверхностно, в то время как это очень важный вопрос, который, по идее, должен определять весь наш жизненный путь. Но прежде чем перейти к этой теме, вспомним, что есть три необычных случая перемещения людей в Небесную обитель. Во-первых, это Пресвятая Богородица.
– Да, Она умерла, на третий день воскресла и вознеслась на Небо ко Христу.
– То есть Богородица сейчас пребывает на Небе телесно, так?
– А Ее тело отличается от того тела, которое воскреснет после Страшного суда?
– Наша Пресвятая Богородица уже воскресла. Она же не может воскреснуть снова. А другие души пока еще ожидают воссоединения со своими телами и воскресения.
– Есть еще два случая: это Илия и Енох. Где они сейчас пребывают?
– Только Бог это знает, мы не ведаем. Святые отцы говорят, что они в «бездне великой» (Пс. 35: 7). Мы не знаем, где они, но Господь их сохраняет до Второго Пришествия. Сначала будет провозглашена правда Церкви в эпоху антихриста, антихрист убьет их, и тогда они подвергнутся физической смерти. А потом будет воскресение мертвых.
– Затронем тогда тему Страшного суда. Это, конечно же, будет самое потрясающее для всего человечества событие, когда все люди предстанут пред Господом.
– Воскреснут все. И когда мы говорим все, имеются в виду все без исключения.
– А те, кто будет жив на тот момент?
– Они изменят свое состояние в тот же миг. Что же касается Суда, то это не будет некий диалог человека с Богом. Это будет явление Христа. Христос явит себя всему миру. Все, кто любил Его и очистил свою душу, соединятся с Ним в совершенной любви, в меру той любви, которую они имели здесь на земле. Для тех же, кто не полюбил Его и не принимал Его в своей жизни, Он будет тьмой и поэтому для них Его явление станет вечным адом. То есть Христос не скажет, например: «Ты иди в ад, ты достоин наказания». Мы сами, кто возлюбил Христа, переместимся в вечный свет, а те, кто не любил, окажутся в вечном огне. Это будет наша собственная реакция на присутствие Христово рядом с нами.
Ад, как и рай, – это наша собственная реакция на присутствие Христово рядом с нами
– Про ад говорится много, но можем ли мы сказать что-то определенное?
– Давайте лучше сначала скажем, что такое рай. Рай – это Христос, это вечный свет, вечная радость, вечная жизнь. Отсутствие Христа, то есть отсутствие любви, – это есть тьма, которая вызывает страх, неуверенность и другие негативные чувства. Не Христос наказывает человека, но из-за Его отсутствия человек оказывается во тьме. И вот это состояние называется адом, мучением, наказанием. Это не значит, что Господь подготовил такое место, куда Он их потом всех поместит и будет мучить. Конечно, поскольку человек будет духовным и материальным существом одновременно, то он будет находиться в некоем месте. И вот то место, где будут находиться люди, избравшие тьму, называется адом.
– Это будет два отдельных места, или все люди будут находиться в одном месте, но в разных состояниях?
– Раз они находятся в разном состоянии, то, да, это будут отдельные места.
– Получается, что ад – это когда человек не может жить в любви Христовой, так?
– Лицезрение Христа будет для него мучением. Приведем пример. Представь, что тебя заставили жить с человеком, которого ты ненавидишь. Одно только его присутствие у тебя будет вызывать невыносимые чувства. То же самое будет и с душой. Она не захочет видеть Христа. Даже если ей скажут: «Покайся и приходи», она не захочет.
– В древней Церкви существовали и другие мнения. Мне вспоминается Ориген, который говорил об оправдании всех людей.
– Да, но неужели Господь, Который есть любовь, не может допустить того, что говорил Ориген?
– Исключено, потому что Господь был предельно четким: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46). Господь ведь не сказал, что в какой-то момент Он может все изменить. И дело не в том, что Он может или не может, Он может, конечно. Дело в том, что это выбор самого человека, и Господь не хочет препятствовать свободному выбору человека. Как вы себе это представляете? «Ты отбыл тысячу лет в аду, теперь давай приходи в рай»? Человек сам не захочет пойти в рай. Это вопрос свободы человека. Он сам выбрал жизнь вдали от Христа.
– Но, может быть, слово Христа было столь сурово чисто ради воспитательных целей, чтобы удержать человека от зла.
– Слово Христово было окончательным. Церковь отрицает утверждение об оправдании всех людей, потому что Сам Господь не оставил нам ни малейшего об этом свидетельства. Он был абсолютно ясным.
– Есть христиане, попавшие под влияние восточных философий, которые говорят, что параллельно верят в переселение душ. Объясните, почему эти два понятия, т.е христианство и вера в переселение душ, не могут существовать в человеке одновременно.
– Потому что, Федор, переселение душ отменяет воскресение. Когда я воскресну, какое тело я получу? То, которое сейчас, или то, которое у меня было сто лет назад или тысячу?
Переселение душ отменяет воскресение. Когда я воскресну, какое тело я получу?
Если я сменил сто или пятьсот тел, какое я получу по воскресении? Теряется человеческая индивидуальность. Человек – это уникальное существо, неповторимое. В случае, если существует переселение и человек становится повторяющимся существом, то теряется его уникальность. Таким образом, нет воскресения, если существует переселение душ.
– И если существует карма, то теряется свобода выбора человека…
– Да, теряется свобода человеческой воли, а также и присутствие Божие в нашей жизни. Ведь все учение о творении Божием говорит нам, что мы созданы по Его образу и подобию. А раз человек подчинен карме и у него нет свободного выбора, тогда он теряет свое подобие Богу. Мы произносим: «Чаю воскресения мертвых». Точка. Этим все сказано. Мы не можем принять никакого перевоплощения душ.
– Это, конечно, сложная тема, ведь она затрагивает очень многих людей, целые народы…
– Мы с уважением относимся к этой теории, мы не осуждаем людей, которые так верят. Кто мы такие, чтобы кого-то осуждать. Но сами мы в это не верим. Мы отвечаем только за себя, во что мы сами верим.
– Геронда, благодарю вас, что нам удалось прояснить многие вопросы по обозначенной теме. Дерзну сказать, что когда я разговариваю с вами, то вижу перед собой настоящего православного епископа, который, опираясь на нашу православную традицию, говорит о том, во что верит наша Церковь.
– И я вас благодарю. Всех вам благ. С Богом!