православие в финляндии история и современность

Финляндия глазами русского паломника

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность Собор Успения Божией Матери в Хельсинки Что знаем мы о своем северном соседе – Финляндии? Родина финского Деда Мороза Йоулупукки, живущего в Лапландии, и мобильников Nokia, композитора Яна Сибелиуса и политика Маннергейма, муми-троллей, сауны, бумаги, краски, колбасы… Можно до бесконечности перечислять национальные бренды, ставшие достоянием мировой общественности. Хотя, например, мало кто знает, что очень певучим финский язык делает полное отсутствие шипящих и явное преимущество гласных – и именно из-за этой особенности автор «Властелина колец» Толкиен взял финский за основу языка эльфов.

Да, чуть не забыла: Финляндия – излюбленное место отдыха россиян, давно соперничающее по популярности с Турцией и Египтом. Авторитетная газета «Хельсингин Саномат» сообщает, что в этом году российские туристы уже оставили в Финляндии около 1 миллиарда евро. И что интересно: русские дворяне во времена Николая I наезжали в Гельсингфорс (Хельсинки) потому, что по политическим соображениям их выезд за пределы империи был затруднен (почти как мы недавно ездили в «советскую заграницу» – Прибалтику). А теперь россияне устремились в Финляндию потому, что, наоборот, границы открыты. Впрочем, не только.

Действительно, у россиян и финнов гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Начнем с того, что 100 лет назад мы все были жителями одной страны: с 1809 по 1917 год Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи. За этот срок, кстати, в России сменилось пять императоров.

И во многом потому государственной религией Финляндии является не только лютеранство (Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии), как можно было бы подумать, но и Православие (Финляндская Православная Церковь). Да-да, Православие такая же государственная религия этой балтийской страны, как и куда более распространенное лютеранство. Ныне лютеранство здесь исповедуют около 85% населения (а живут здесь 5,5 млн. человек), а Православие – 1,1% (русское население – 26 тыс. человек и карелы – 35 тыс.). При 80-кратной разнице такое положение дел можно было бы назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу. Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная; например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения страны, и шведский – с 5,5% населения. Аналогия, как говорится, налицо. Во-вторых, признание за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется теми самыми историческими особенностями. С 1809 по 1917 год страна была под покровительством православной империи, и хоть что-то общее с бывшей метрополией должно же у нее остаться. Лютеранская же Церковь здесь так прижилась благодаря другой стране – Швеции.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточной части страны, поближе к России, где я и побывала. Так, столицей финского Православия считается город Куопио, где находится кафедральный собор святого Николая (1806–1815) и, кстати, православный музей – один из самых значительных в Западной Европе. Основан музей был в 1957 году и подчиняется Православному Церковному Управлению Финляндии. Музей представляет собой холл и 12 экспозиционных залов на двух этажах. В верхних выставлены утварь и иконы, внизу – литургический текстиль. Все экспонаты XVIII и XIX столетий.

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современностьПравославное кладбище в Хельсинки Здесь же, в Куопио, располагается и резиденция архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва. Службы в храме идут на финском, церковнославянском и русском языках. Из религиозных праздников, как мне рассказывали, широко празднуются Пасха, Рождество и Иванов день. Именно в эти праздники в основном можно застать православного финна в церкви. Причем, говорят, они не сильно утруждают себя частыми молитвами: помолиться раз-два в месяц считают вполне достаточным.

Финляндская Православная Церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, несмотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) Церковью, подчиняющейся с 1923 года напрямую Константинопольскому патриарху. До этого она оставалась в составе Русской Православной Церкви. В 1940 году восточные финны вновь перешли к России. Сейчас Православная Церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

В отличие от Русской Православной Церкви, использующей юлианский календарь, Финляндская Православная Церковь живет по григорианскому летосчислению. Есть в стране и православные приходы, находящиеся в юрисдикции Московской Патриархии. Так, часть Русской Православной Церкви в стране – Покровский и Никольский приходы и часовня блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки, домовый храм Казанской иконы Божией Матери в Пори и храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы в Турку. По сведениям самого многочисленного Никольского прихода, членами его являются свыше 1,5 тысяч человек. После распада СССР и падения «железного занавеса» много православных переехало в Финляндию из стран бывшего Союза. И с 1990-х годов прошлого века вообще количество прихожан православных храмов постоянно растет.

В Йоэнсуу, на улице Церковной

В первый свой приезд в Финляндию я также побывала в губернии Северная Карелия, которая на востоке граничит с другой Карелией – республикой в составе России. Административным центром губернии является город Йоэнсуу с населением свыше 70 тысяч человек – это двенадцатый по численности город страны. Основан этот уютный тихий городок (переводится его название как «Устье реки»), кстати, в 1848 году императором Николаем I.

– У нас примерно 30 км общей границы с Россией. Эта близость во все времена сильно сказывалась не только на укладе нашей жизни, но и на вероисповедании. И сегодня это влияние прослеживается в религии, песнях, кухне, – сказал мне мэр Йоэнсуу Кари Карьялайнен.

Надо отметить, что православная община Северной Карелии – самая многочисленная по всей Финляндии. Вообще Йоэнсуу можно назвать культурным и учебным центром Финляндской Православной Церкви. В городе создан Центр православной культуры с постоянно действующей выставкой. Главные экспонаты – церковный календарь и различные сакральные предметы. Представлено здесь и более 150 работ финского художника Пентти Оксанена, на которых он запечатлел все православные храмы, часовни и молельные дома Финляндии.

Работает в городе и православная семинария (ректор – протоиерей Рауно Пиетаринен), активно сотрудничающая, как мне говорили, с Санкт-Петербургской духовной академией. Рядом с семинарией построена в традициях византийской церковной архитектуры совсем новая каменная церковь святого Иоанна Богослова, прекрасные фрески которой поразили меня. В Университете Восточной Финляндии в Йоэнсуу, где я тоже побывала, на кафедре теологии изучают Православие, готовят священнослужителей для православных храмов Финляндии.

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современностьНа улице Церковной Городок этот также известен своими замечательными церквями – целая улица называется Кирккокату, что значит Церковная. Она проходит по центру города между двумя его основными храмами – православной деревянной церковью святителя Николая на севере и евангелическо-лютеранской на юге. Самой значимой частью изумительной деревянной православной церкви святителя Николая (1887 года постройки) является иконостас, расписанный в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. Кстати, в городе популярны легенды о кошках, облюбовавших эту церковь. Впрочем, подтвердить не могу – сама я их не видала…

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современностьСегодня между Россией и Финляндией активно развиваются паломнические связи. Две государственные Церкви страны нередко проводят совместные семинары, где православные и лютеранские священники обсуждают общее духовное наследие и понимание института Церкви. «У наших Церквей много общего, – сказал митрополит Хельсинкский Амвросий после одного из семинаров. – И не только единые корни и научное наследие. У нас одни и те же этические идеалы, хотя и доносим мы их с разными нюансами».

Источник

ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность
Успенский собор, Хельсинки

Финляндская Православная Церковь, автономная поместная Церковь в составе Константинопольского Патриархата

Каноническое устройство

Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств. Основы православного вероучения преподаются православным учащимся в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ.

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность
Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г.

Епархии

Исторический очерк

Монашеская миссия

Центрами Православия в этих землях были монастыри, в большинстве небольшие, но также и великие обители как Валаамская, Соловецкая, Коневская и Свирская. На исходе первой трети XVI века преподобный Трифон, просветитель лопарей, основал близ берега Баренцева моря Печенгский Троицкий монастырь.

Шведское владычество

Однако в ходе продолжавшихся на протяжении столетий русско-шведских войн многие монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI века карельские земли оказались под шведским владычеством. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Часть начеления, не желавшая изменять вере, бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была по большей части обращена. Из-за государственного давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах. Эти приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским.

В то же время, хотя Финляндия оставалась под властью Швеции, после завоевания Петром I Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге. Т.н. «Старая Финляндия» и Карелия оставались в подчинении Новгородского владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими до 1764 года, после чего вошла в ведение Санкт-Петербургской епархии. Большинство паствы в «русской Финляндии» составляли чины гарнизонных войск.

Русская Финляндия

При этом, почти все православные жили на востоке Великого Княжества: в Выборгской и Куопиоской губерниях. Немалую долю составляли военные, многие храмы в Финляндии в XIX веке возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться. К 1885 году относится основание Братства прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1886 году началось восстановление Трифоно-Печенгской обители.

В то же время, вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м годам относятся первые переводы богослужебных текстов на финский, согласно имеющимся сведениям уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы, а 1880-е финский стал все сильнее проникать в церковный обиход.

Финская епархия Русской Церкви

В 1892 году была основана самостоятельная епрахия Выборга и всей Финляндии, первым архиереем которой стал известный архиепископ Антоний (Вадковский). Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. За время его правления были построены новые храмы, была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря. Архиепископ Антоний поощрял процесс утвержения финского в церковной жизни, в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Стали выходить журнал «Aamun Koitto» («Утренняя заря») на финском и «Рождественские» и «Пасхальные» листки на русском.

С 1905 по 1917 год епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский), позже патриарх Московский и всея Руси. Он активно посещал приходы и стремился узнать нужды верующих и духовенства. 4 декабря 1905 года Высочайше был утвержден приходской устав для православных приходов в Финляндии, что содействовало упорядочению их внутренней жизни.

Автономная Церковь

В результате переворота 1917 года в России Финляндия обрела независимость. Общение между местной епархией и священноначалием почти полностью прекратилось. В независимой Финляндии Православная Церковь сохранила статус государственной Церкви меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны. В декабре 1920 года патриарху Московскому Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 года был дан положительный ответ.

Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, а также под государственным нажимом, в ноябре 1922 Православное Церковное Управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финлядскую Православную Церковь под омофор Константинопольского патриарха Мелетия IV. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского патриарха как автономная архиепископия. Патриарх Мелетий также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской Автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа (Аава).

При архиепископе Германе, управлявшем Церковью до 1960 года, произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Владыка был надежным кормчим Церкви и привел ее к восстановлению молитвенного общения с Русской Православной Церковью, утраченного вследствие революции и ее последствий. В 1979 году последовало создание Оулуской епархии и Йоэнсууского викариатства. 1 января 2018 года архиепископская кафедра Финляндии была перенесена из Куопио в Хельсинки.

Предстоятели

Исторические титулы предстоятеля

Святые и святыни

Статистика

Средства массовой информации

Учебные заведения

Организации

Источник

Православие в Финляндии

Возникновение православия в Финляндии

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность

Валаам. Главный собор

Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в ХII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV века и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI веке.

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность

В ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены дотла. В начале XVI века западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство.

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность

После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX века был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря.

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность

Большой толчок развитию Православия дало присоединение Финляндии к России в 1809 году. Был совершен перевод богослужения, а также многих духовных сочинений на финский язык. В 1892 была образована Финляндско-Выборгская православная епархия. До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом Княжестве Финляндском была частью Русской Православной Церкви. После получения Финляндией независимости чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Патриарху Московскому и всея России о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, что было признано Патриархом 11 февраля 1921 года.

Финская Автономная Православная Церковь в юрисдикции Вселенского Патриархата

При этом с 2 по 13 июля 1923 года в Константинополе находилась финская делегация, которая и обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой об автокефалии; несмотря на протесты как Московской Патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви, 6 июля 1923 года последовал Томос о даровании автономии Финляндской православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а 8 июля того же года Патриарх Мелетий Метаксакис совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава, который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии.

На основании пар.3 Указа Президента Финляндии К. И. Стольберга от 29 декабря 1923 г. архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определен Коневский монастырь. Исполняющим должность Архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому Церковному Управлению Патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года, предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение», был оставлен правительством без последствий.

В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московсковского Патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о «воссоединении» предусматривалось проведение Собора Финской Церкви). Но 30 апреля 1957 года Синод Русской Православной Церкви принял решение признать Финляндскую Архиепископию в сущем статусе, т.е. как автономную Церковь в составе Константинопольского Патриархата и передать в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь. 7 мая 1957 года между Русской Православной Церковь и Финляндской Архиепископией было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

В 1980 году Финляндская Автономная Церковь обращалась ко Вселенскому Патриарху с просьбой дарования ей автокефалии, но никакого ответа на данную просьбу из Стамбула не последовало.

Сегодня к Финляндской Автономной Церкви принадлежит около 2 процентов населения (57 тысяч) страны и она признана второй национальной религией Финляндии. Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата состоит из 25 приходов, имеет 50 церквей и 100 часовен.

Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Финляндии

Как реакция на введение в 1920-х годах в Финляндской православной церкви нового стиля, западной Пасхалии, антиканонической смене иерархической власти (ссылка в Коневецкий монастырь архиепископа Серафима (Лукьянова)) и переходе в юрисдикцию Константинополя, без согласия на то Патриарха Тихона, а также господствующего на территории Финляндии филетизма, в стране возникли несколько частных православных общин, которые позднее вошли в лоно Русской Православной Церкви.

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность

В 1945 году на территории Финляндии было образовано Финляндское благочиние Московского Патриархата в которое вошли: эвакуированная с архипелага вглубь Финляндии братия Валаамского монастыря, Покровская и Никольская общины в Хельсинки.

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность

Никольский храм, Хельсинки

С целью благоустроения церковной жизни приходов юрисдикции Московского Патриархата в Финляндии, расширения их деятельности и усиления контакта с представителями Финляндской православной церкви, евхаристическое общение с которой было восстановлено годом ранее, в 1958 году Финляндское благочиние было преобразовано в Финляндское благочиние Патриарших приходов Русской Православной Церкви, при этом, как уже говорилось выше, Ново-Валаамский монастырь был передан в юрисдикцию Финляндской Архиепископии. 30 мая 1972 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Покровский и Никольский приходы, принадлежащие юрисдикции Московского Патриаршего Престола, поручить архипастырскому окормлению Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима».

В период управления Хельсинкской епархией Финляндской Архиепископии Константинопольского патриархата митрополитом Иоанном (Ринне), последний выразил свое желание о переходе русских общин в юрисдикцию Финляндской Православной Церкви. Позицию Русской Православной Церкви по этому вопросу выразил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В переписке с настоятелем Покровской русской общины иеромонахом Лонгином (Талыпин) митрополит Никодим (Ротов) 30 сентября 1973 года заявил: «Московский Патриархат не будет менять положения своих приходов в Хельсинки, так как это даёт возможность укреплять отношения между Церквами».

Со стороны финляндских граждан православного вероисповедания, русских по-национальности, неоднократно поступали просьбы об открытии в Финляндии новых приходов Патриаршей юрисдикции. Так в 1954 году возбуждались ходатайства об открытии приходов в г. Котка и г. Лахти, в конце 1955 года в г. Тавастгусе, причем последнее сопровождалось более чем тысячью подписями. В 1990-е годы на территории Финляндии по многочисленным просьбам русскоязычных верующих были открыты несколько приходов: в городах Пори, Тампере, Лахти (в том числе на территории дипломатического представительства России в городе Турку — Успенский храм).

Покровский и Никольский приходы, часто именуемые в отличие от финских православных приходов «старостильными», в настоящее время значительно выросли за счет эмигрантов из стран бывшего СНГ, а также своей просветительской деятельности. Общая численность зарегистрированных прихожан старостильных приходов приближается сегодня к 3 тысячам (в Никольском приходе — около 2 тысяч человек; в Покровской — около 700 человек). Более того, общая численность верующих, придерживающихся юлианского календаря среди православных Финляндии, значительно превышает официальные данные, поскольку по законодательству Финляндии только постоянно проживающие в стране могут регистрировать свою вероисповедную принадлежность.

Всего по состоянию на 2011 год в Финляндское благочиние Патриарших приходов РПЦ входит 7 приходов, расположенных в городах — Хельсинки (3 прихода), Турку, Пори, Тампере, Лахти и нескольких православных общин.

Источник

История Православия в Финляндии

православие в финляндии история и современность. Смотреть фото православие в финляндии история и современность. Смотреть картинку православие в финляндии история и современность. Картинка про православие в финляндии история и современность. Фото православие в финляндии история и современность

С XVII в., времени подчинения Карелии Швецией, стали предприниматься настойчивые попытки обращения карел в лютеранство. Не желая изменить вере своих отцов — Православию, большинство населения покинуло родные края и переселилось на восток, в русскую Карелию.

Православие в Финляндии стало возрождаться лишь в XIX веке, после подписания в 1809 году Фридрихсгамского мирного договора, по которому великое Княжество Финляндское до реки Торнео, с Аландскими островами вошло в состав Российской Империи. На финском языке стали совершаться богослужения, издавалась православная литература.

Православные приходы в Финляндии находились в то время в ведении Санкт-Петербургского митрополита, руководившего ими через Выборгское духовное правление.

После октябрьского переворота 1917 г. Финляндии была предоставлена независимость. Вскоре после провозглашения независимости возник и так называемый финляндский церковный вопрос. Политическая недоброжелательность государственной власти Финляндии 20-х гг. ко всему русскому и преобладание в стране инославных исповеданий определили движение за отторжение православной Финляндско-Выборг­ской епархии от юрисдикции Московского Патриархата.

В 1918 году был составлен “Основной статут Финляндской Православной Церкви”, который ставил Православную Церковь в Финляндии в положение официальной национальной Церкви меньшинства. В 1919 году Церковный Собор в г. Сердоболе (ныне Сортавала) вынес решение о переходе к автокефальному состоянию и для создания необходимых условий обратился к Святейшему Патриарху Тихону с ходатайством об автономии, которая рассматривалась как переходная ступень к автокефалии.

Грамотой Святейшего Патриарха Тихона от 29 января (11 февраля) 1921 г. Финляндской епархии, именовавшейся уже Финляндской Православной Церковью, была предоставлена автономия. Однако под давлением государственной власти Финляндии часть духовенства предприняла усилия, направленные на полное отделение Финляндской Церкви от Матери — Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Воспользовавшись временным устранением Святейшего Патриарха Тихона от церковных дел, шовинистически настроенная часть Церковного Управления спешно выработала проект нового, автокефального устройства. В ноябре 1922 года проект был подан правительству на рассмотрение. Согласно этому проекту, вопреки опыту церковной жизни, для введения в жизнь нового положения не требовалось благословения Матери-Церкви, но предлагалось обратиться за утверждением к Константинопольскому Патриарху.

В конце мая 1922 года от духовенства Финляндской Православной Церкви была направлена в Стамбул специальная делегация. Вопреки церковным канонам, Священный Синод Константинопольской Церкви счел себя правомочным рассмотреть прошение делегации. Грамотой Константинопольского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) от 6 июня 1923 г. Финляндской Церкви (вопреки ожиданиям членов делегации) была предоставлена автономия, ибо оснований для автокефалии, как заявлялось в решении Священного Синода, усмотрено не было. Вскоре после этого Чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндской Церкви заявил о принятии новой юрисдикции. Одновременно было решено ввести в церковно-богослужебную практику григорианский календарь с западной пасхалией. О происшедших изменениях Святейший Патриарх Тихон был извещен Посланием Церковного Управления от 10 октября 1923 г.

После смены юрисдикции первым Предстоятелем Автономной Финляндской Православной Церкви был избран архиепископ Серафим (Лукьянов). Но уже в начале 1924 года за несоответствие требованиям государственного закона об официальном языке он был отстранен от управления Церковью, а на его место в 1925 году был поставлен викарный епископ Карельский Герман (Аав) 8 с новым титулом “Архиепис­коп Карельский и всей Финляндии”.

Большие потери понесла Финляндская Архиепископия во время второй мировой войны. Только в 1949 году государство изыскало необходимые средства на ремонт и строительство храмов, часовен, жилых домов для духовенства.

В первые послевоенные дни многие в Финляндии стали вспоминать о Матери — Русской Православной Церкви. На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) начали поступать прошения о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Валаамские иноки, оказавшиеся в годы войны на территории Финляндии, ходатайствовали о скорейшем возвращении на родину.

Осенью 1945 года с целью выяснения положения иноков Валаамского монастыря, ходатайствовавших о принятии их в ведение Московского Патриархата, а также для беседы с архиепископом Германом о возвращении Финляндской Архиепископии в лоно Матери — Русской Православной Церкви, Финляндию посетила делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. За две недели пребывания в Финляндии были воссоединены с Матерью-Церковью иноки Валаамского монастыря (благодаря этому среди братии прекратилось продолжавшееся более двадцати лет разделение на “старостильников” и “новостильников” и был восстановлен юлианский календарный стиль), вошли в юрисдикцию Московского Патриархата две, так называемые, “евлогианские” общины (быв­шая Выборгская и Гельсингфорсская). Братия Коневского монастыря была воссоединена с Русской Православной Церковью в октябре 1945 года игуменом Валаамского монастыря Харитоном. Обе монашеские общины — Валаамская и Коневская были оставлены в зависимости от Финляндской Архиепископии по вопросам административным и экономическим. В результате бесед митрополита Григория с архиепископом Германом и епископом Гельсингфорским Александром (†1969) последние дали заверение, что в ближайшее время будут приняты меры к возможному воссоединению с Московским Патриархатом. В мае 1948 года митрополит Григорий по поручению Святейшего Патриарха Алексия I вновь обратился с письмом к архиепископу Герману по тому же вопросу.

На состоявшемся в 1955 году Церковном Соборе было решено оставить Православную Финляндскую Церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Собор определил также считать церковным центром Финляндской Православной Церкви г. Куопио.

После ухода на покой архиепископа Павла (Олмари), Церковный Собор Финляндской Архиепископии избрал своим предстоятелем митрополита Иоанна (Ринне), вошедшего в церковную историю непосредственным участием в организации церковного раскола на территории Эстонии. В августе 2001 года архиепископ Иоанн заявил о своем намерении уйти в отставку, в связи с чем на очередном Соборе в октябре месяце 2001 г. предстоятелем был избран митрополит Лев (Макконен).

В настоящее время в Финляндской Архиепископии (Константино­поль­ского Патриархата) насчитывается около 60 тысяч верующих (боль­шую часть из которых составляют русскоязычные верующие, переехавшие в последние годы на постоянное место жительства в Финляндию, а также православные ингерманланцы из республик бывшего Советского Союза).

Архиепископия поделена на три епархии: Карельскую с центром в г. Куопио, Гельсингфорсскую — с центром в г. Хельсинки и Оулусскую с центром в г. Оулу. Имеется также викариатство с центром в г. Йоенсуу. В Архиепископии насчитывается около 50 храмовых зданий и более 60 часовен.

Для решения текущих церковных вопросов каждые пять лет созывается Церковный Собор, состоящий из 32 членов — 16 клириков и 16 мирян. Исполнительным органом является Церковное Управление, состоящее из епископов, секретаря-юриста и двух членов (священника и мирянина), избираемых на Церковном Соборе.

Архиепископия является второй государственной церковью Финляндии и пользуется материальной поддержкой государства. На государственные средства содержатся епископы, Церковное Управление, духовенство и ряд малоимущих приходов. За счет государства финансируется преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях.

С 1969 года в г. Куопио — резиденции Архиепископа — действует Православный церковный центр. В здании Центра располагается храм во имя апостола Иоанна Богослова, рабочие помещения Архиепископа, канцелярия, библиотека, насчитывающая около 6 тыс. томов, и церковный музей. Духовное богатство библиотеки и музея составляют рукописи, иконы, драгоценная церковная утварь, облачения, вывезенные из Валаамского и Коневского монастырей.

Ежегодно издается Православный церковный календарь. Имеется ряд периодических изданий, среди которых — “Aamun Koitto” (“Утрен­няя заря”) — официальный орган Архиепископии, выходящий два раза в месяц.

Ново-Валаамский монастырь, основанный в 1939 г. теми валаамскими и коневскими монахами, которые перебрались в Финляндию, является единственным мужским монастырем в Архиепископии. В 1977 году в монастыре воздвигнут новый Спасо-Преображенский храм.

В Линтульском женском монастыре, также основанном некогда переехавшими в Финляндию русскими монахинями, в настоящее время насчитывается около 10 сестер, занятых в основном сельским хозяйством и изготовлением церковных облачений.

Особенно почитаются в Финляндии святые просветители карелов преподобные Сергий и Герман Валаамские († ок. 1353), Арсений Коневский (†1447), Трифон Печенгский (†1583) и Александр Свирский (†1533).

* *Редакция выражает благодарность сотруднику ОВЦС иеромонаху Никите (Добронравову) за предоставленный материал и помощь в написании статьи.

1 Знаменский П. В. История Русской Церкви: учебное руководство. СПб., 1996. С. 14.

2 ПСРЛ. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 1997. С. 449.

3 С 1595 до 1763 г. (с перерывами в 1617–1685 и 1690–1708 гг.) существовало Карельское викариатство Новгородской епархии.

4 Церковный Вестник. 1892. № 45. Ноябрь. С. 715–716.

5 Позднее митрополит Санкт-Петербургский (†1912).

6 Буевский А. С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в первой половине XX столетия (Кандидатское сочинение). М., 1951. С. 64–65.

7 Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 9 марта 1939 г. Архив ОВЦС МП.

8 Архиепископ Герман (Аав) родился в 1878 г. в Эстонии. Окончил Рижское духовное училище и Семинарию. Служил на приходах Эстонской епархии. В 1923 г. Патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом) хиротонисан во епископа Сортавальского, викария Архиепископа Финляндского. С 1925 г. — Архиепископ Карельский и всея Финляндии.

9 Переписка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с Архиепископом Карельским и всея Финляндии Германом за 1946 г. Архив ОВЦС МП.

10 Журнал Московской Патриархии. 1957. № 6. С. 12.

11 Архиепископ Павел (в миру Георгий Гусев, в Финляндии принял фамилию Олмари) родился 28 августа 1914 г. в Санкт-Петербурге. Окончил Сердобольскую Духовную семинарию. В 1937 г. принял монашеский постриг в Валаамском монастыре и в 1938 г. там же рукоположен во иеромонаха. В 1940–1941 гг. служил военным священником. В 1941–1945 гг. был преподавателем и священником для православных солдат. С 1945 по 1955 гг. был главным редактором журнала “Aamun Koitto”. В 1955 г. хиротонисан в сан епископа.

12 Письмо проф. Кауко Пиринена от 21 ноября 1961 г. Архив ОВЦС МП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *