правом законодательной инициативы обладали история

Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР История деятельности первых Государственных Дум дореволюционной России: сравнительный анализ традиций правотворчества

§ 1. 2. Право законодательной инициативы

На царскосельских совещаниях К.И. Пален предлагал лишить Думу права самостоятельно составлять законопроекты. Эта точка зрения не была поддержана присутствующими[1]. Тем не менее, законодательная инициатива депутатов Думы была обставлена целым рядом ограничений[2]. Законопроект мог быть внесен не одним депутатом, а лишь группой народных избранников, включавшей не менее 30 членов нижней палаты. В случае признания Думой подготовленного проекта желательным министерства имели право принять на себя ответственность за его дальнейшую разработку. Лишь в случае отказа правительства от подготовки будущего закона, думская комиссия приступала к его обсуждению по существу. При этом срок, в течение которого министр должен был внести инициированный представительными учреждениями проект, особо в законодательстве не оговаривался[3]. Поэтому, дабы не ставить законотворческий процесс в зависимость от произвола правительственных чиновников, в соответствии с думским Наказом и в нарушении всех прочих правовых норм комиссии нижней палаты приступали к обсуждению вопроса одновременно с министерством[4]. Совет министров, не желая поступаться своими прерогативами, в этом случае чаще всего отказывался содействовать работе депутатов. Например, в 1909-1910 гг. Министерство внутренних дел не предоставляло соответствующей думской комиссии необходимых материалов для подготовки законов о введении земства в Архангельской, Астраханской и Ставропольской губернии, которые в это время разрабатывались в самом ведомстве[5]. Однако имели место и противоположные случаи. Так, в ходе второй сессии III Думы при обсуждении законопроекта об отмене чиншевого права правительство, согласившись разработать собственный проект, не возражала против того, чтобы аналогичной работой занялась и нижняя палата[6].

Правом законодательной инициативы обладали и члены Государственного совета, однако они пользовались этой прерогативой чрезвычайно редко. За период 1906-1917 гг. члены верхней палаты внесли всего 13 законопроектов[7]. 9 марта 1908 г. на IV Съезде уполномоченных дворянских обществ А.Б. Нейгардт объяснил это так: «Всех дел сразу не переделаешь, а Государственный совет сам провести закон не может. Очевидно, таковой должен быть передан в ту же Думу, которая и без того обременена делом, а следовательно, инициатива Государственного совета не только бы не помогла, но, напротив, помешала бы правильности и последовательности работы как Думы, так и своей»[8].

[1] Русский конституционализм… М., 2001. С. 100.

[2] Следует иметь ввиду, что конституционный строй отнюдь не гарантировал представительным учреждениям право законодательной инициативы. Так, согласно французской конституции (хартии) 1814 г., палата депутатом им не обладала. Аналогичная ситуация имела место во Франции в 1852-1869 гг. (Алексеев А.А. Бюджетное право французского парламента // Журнал Министерства юстиции. Окт. 1915. № 8. С. 41-42).

[3] Государственная дума. Приложение к стенографическим отчетам. Созыв III. Сессия II. СПб., 1909. Т. I. № 17. С. 62-63.

[4] Особые журналы Совета министров Российской империи. 1914 год. М., 2006. С. 113-115; Стб. 263-264.

[5] Там же. Стб. 265; ГА РФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 3. Л. 7.

[6] Государственная дума. Приложение к стенографическим отчетам. Созыв III. Сессия II. СПб., 1909. Т. I. № 17. С. 63.

[7] Государственный совет Российской империи, 1906-1917: Энциклопедия. М., 2008. С. 94-95.

[8] Объединенное дворянство: Съезды уполномоченных губернских обществ: В 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 548.

[9] Законотворчество думских фракций. 1906-1917 гг. М., 2006. С. 11.

[10] Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 611.

[11] ГА РФ. Ф. 102. Оп. 265. Д. 369. Л. 72.

[12] Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 603.

Источник

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Пар­ла­мент­ская Законодательная инициатива оз­на­ча­ет, что про­ек­ты за­ко­нов вно­сят­ся субъ­ек­та­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в со­ста­ве за­ко­но­дательного ор­га­на (де­пу­та­та­ми). В Фе­де­раль­ном со­б­ра­нии РФ пра­вом законодательной инициативы. об­ла­да­ет ка­ж­дый де­пу­тат Государственной ду­мы и ка­ж­дый член Со­ве­та Фе­де­ра­ции. В Гер­ма­нии же до­пус­ка­ет­ся толь­ко груп­по­вая законодательная инициатива де­пу­та­тов бун­дес­та­га: за­ко­но­про­ек­ты мо­гут вно­сить лишь пар­тий­ные фрак­ции или груп­пы де­пу­та­тов, на­счи­ты­ваю­щие не ме­нее 5% от со­ста­ва па­ла­ты, то есть не ме­нее тридцати де­пу­та­тов. В ря­де стран чле­нам верх­них па­лат пар­ла­мен­тов ин­ди­ви­ду­аль­ное или груп­по­вое пра­во законодательной инициативы не пре­дос­тав­ля­ется; оно при­над­ле­жит верх­ней па­ла­те в це­лом (Бе­ло­рус­сия, Поль­ша и другие).

В Ав­ст­рии пра­вом законодательной инициативы поль­зу­ют­ся как Фе­де­раль­ный со­вет (верх­няя па­ла­та) в це­лом, так и 1/3 его чле­нов. Для со­циа­ли­стических стран бы­ло ха­рак­тер­но на­де­ле­ние пра­вом законодательной инициативы так­же внут­ри­пар­ла­мент­ских ор­га­нов – ко­мис­сий. Ны­не это встре­ча­ет­ся ред­ко. Так, со­глас­но статьям 12 и 13 За­ко­на КНР о пра­во­твор­че­ст­ве, законодательная инициатива при­над­ле­жит пре­зи­диу­му Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей (он су­ще­ст­ву­ет лишь во вре­мя еже­год­ной крат­ко­вре­мен­ной сес­сии), а так­же, по­ми­мо про­чих субъ­ек­тов, По­сто­ян­но­му комитету Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей (это из­бран­ный Все­ки­тай­ским со­б­ра­ни­ем из его со­ста­ва ор­ган, из­даю­щий за­ко­ны по мно­гим во­про­сам и за­ме­щаю­щий Все­ки­тай­ское со­б­ра­ние в пе­ри­од ме­ж­ду сес­сия­ми), специальным ко­ми­те­там и де­ле­га­ци­ям (тер­ри­то­ри­аль­ным и ар­мей­ско­му объ­е­ди­не­ни­ям де­пу­та­тов). Пар­ла­мент­ские ко­мис­сии име­ют пра­во законодательной инициативы так­же в Бра­зи­лии.

Спе­циа­ли­зированная законодательная инициатива осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ор­га­на­ми, пре­ду­смот­рен­ны­ми в кон­сти­ту­ци­ях и за­ко­нах. Так, в Рос­сии пра­вом законодательной инициативы об­ла­да­ют за­ко­но­да­тель­ные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны субъ­ек­тов РФ, а так­же (по во­про­сам их ве­де­ния) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ, Вер­хов­ный суд РФ, Выс­ший ар­бит­раж­ный суд РФ. В Ита­лии пра­вом законодательной инициативы поль­зу­ют­ся так­же об­ла­ст­ные со­ве­ты, а по эко­но­мическим и со­ци­аль­ным во­про­сам – Национальный со­вет эко­но­ми­ки и тру­да. В Бра­зи­лии к чис­лу субъ­ек­тов пра­ва законодательной инициативы от­не­се­ны так­же Ге­не­раль­ный про­ку­рор рес­пуб­ли­ки и Фе­де­раль­ный вер­хов­ный суд.

В не­ко­то­рых стра­нах оп­ре­де­лён осо­бый круг субъ­ек­тов пра­ва законодательной инициативы по во­про­сам из­ме­не­ния кон­сти­ту­ции, при­ня­тия или от­ме­ны кон­сти­ту­ци­он­ных, ор­га­ни­че­ских или до­пол­няю­щих (кон­сти­ту­цию) за­ко­нов. Со­глас­но статье 134 Кон­сти­ту­ции РФ, пред­ло­же­ния о по­прав­ках и пе­ре­смот­ре её по­ло­же­ний мо­гут вно­сить Пре­зи­дент РФ, Со­вет Фе­де­ра­ции, Государственная ду­ма, Пра­ви­тель­ст­во РФ, за­ко­но­дательные (пред­ста­ви­тель­ные) ор­га­ны субъ­ек­тов РФ, а так­же не ме­нее 1/5 чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции или де­пу­та­тов Государственной ду­мы. В Бра­зи­лии статья 60 Кон­сти­ту­ции пре­дос­тав­ля­ет пра­во законодательной инициативы по из­ме­не­нию Кон­сти­ту­ции не ме­нее чем 1/3 чле­нов Па­ла­ты де­пу­та­тов или Фе­де­раль­но­го се­на­та, Пре­зи­ден­ту рес­пуб­ли­ки, бо­лее чем по­ло­ви­не за­ко­но­дательных со­б­ра­ний фе­де­раль­ных еди­ниц, ко­то­рые долж­ны при­нять со­от­вет­ст­вую­щее ре­ше­ние от­но­си­тель­ным боль­шин­ст­вом сво­их чле­нов.

Источник

Прокурор разъясняет

​​​​​​​Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.

Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).

Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:

— Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

— Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

— законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

— не менее 1/5 членов Совета Федерации;

— не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.

Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:

— Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

— члены Совета Федерации;

— депутаты Государственной Думы;

— законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

— Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);

— Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).

Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.

Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:

— депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ

— высшее должностное лицо субъекта РФ;

— высший исполнительный орган субъекта РФ;

— член Совета Федерации от субъекта РФ;

— представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;

-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);

— уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:

— почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);

— совет муниципальных образований субъекта РФ;

-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);

— суды, функционирующие на территории субъекта РФ;

— региональные отделения политических партий.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

23 августа 2021, 10:38

Право законодательной инициативы (Кассационный отдел)

​​​​​​​Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.

Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).

Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:

— Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

— Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

— законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

— не менее 1/5 членов Совета Федерации;

— не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.

Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:

— Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

— члены Совета Федерации;

— депутаты Государственной Думы;

— законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

— Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);

— Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).

Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.

Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:

— депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ

— высшее должностное лицо субъекта РФ;

— высший исполнительный орган субъекта РФ;

— член Совета Федерации от субъекта РФ;

— представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;

-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);

— уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:

— почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);

— совет муниципальных образований субъекта РФ;

-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);

— суды, функционирующие на территории субъекта РФ;

— региональные отделения политических партий.

Источник

Прокурор разъясняет

Разъясняет старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области Масалова К.А.

В любом государстве существуют определенные нормы и правила поведения, но процесс создания таких норм различен в зависимости от формы государства и действующей системы органов государственной власти в нем. В юридической науке под правотворческой деятельностью понимается формирование права в широком смысле, а в узком – создание нормативных правовых актов.

Право законодательной инициативы представляет собой полномочие субъектов права, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, конституциям (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, вносить проекты законов в органы, обладающие законодательной властью, которые в обязательном порядке должны быть обсуждены с точки зрения возможности и (или) необходимости их принятия к рассмотрению.

Процесс создания закона подразделяется на подготовку проекта, рассмотрение и принятие его правотворческим органом, опубликование нормативного правового акта. Законодательная деятельность является более узким понятием, и включает в себя подготовку законодательной инициативы, внесение и обсуждение законопроекта, принятие и опубликование (обнародование) принятого закона.

Правом на принятие федерального законотворческого решения наделена Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Она может создавать, изменять или отменять определенные правовые нормы, работать над текстом принимаемого законопроекта, поскольку правотворческая работа – это длительный процесс, в отдельных ситуациях занимающий несколько лет.

В Российской Федерации, в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Несмотря на то, что Генеральный прокурор РФ не значится среди субъектов законодательной инициативы, органы прокуратуры не находятся в стороне от законотворческого процесса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», наряду с депутатами, высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ, представительными органами местного самоуправления, к числу субъектов законодательной инициативы конституциями (уставами) субъектов РФ отнесены прокуроры соответствующих субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Устава Свердловской области прокурор Свердловской области наделен правом по внесению проектов законов Свердловской области в Законодательное Собрание Свердловской области. Кроме того, в 93 уставах из 94 муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, также и территориальные прокуроры наделены правом по внесению проектов нормативных правовых актов в соответствующие представительные органы власти местного самоуправления.

Формы и порядок взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления регламентируются ведомственными приказами Генерального прокурора РФ по направлению деятельности, к числу которых отнесены инициативная разработка проектов нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры, участие в обсуждении законопроектов, принятых к рассмотрению Законодательным Собранием Свердловской области, участие в работе комитетов и рабочих групп законодательного органа, направление замечаний на выявленные в ходе правовой экспертизы проектов, внесенных иными субъектами права, нарушения федерального законодательства, коррупциогенные факторы и недостатки юридической техники, и другие формы.

Порядок принятия законов Свердловской области, их обнародования и вступления в силу определяются Уставом Свердловской области в его статьях 64, 65 и 67 и Областным законом от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области», которым определены основные стадии законотворческого процесса в Свердловской области (статья 34), предмет законодательной инициативы (статья 41), требования к оформлению текста проекта закона Свердловской области, являющегося предметом законодательной инициативы, и прилагаемым к нему документам (статья 44).

Как правило, вносимые прокурором проекты направлены на приведение действующих региональных законов в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, в отдельных случаях восполнены пробелы в правовом регулировании, установленные правоприменительной практикой.

Так, по инициативе прокуратуры Свердловской области в Закон Свердловской области от 14.06.2005 № 52-О «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» введена административная ответственность за нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг (статья 4-2), за неисполнение постановления областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или постановления территориальной комиссии Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятых по вопросам, отнесенным к их компетенции (за исключением постановлений, принятых при рассмотрении дел об административных правонарушениях) (статья 34-2).

Источник

Новости

В соответствии с законом прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Прокуроры всех регионов Сибирского федерального округа воспользовались данным правом. В первом полугодии 2021 г. ими внесен 41 законопроект, 38 из них уже приняты.

По инициативе прокуроров приняты законы по вопросам проведения выборов, установления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, пожарной безопасности, противодействия коррупции, проведения публичных мероприятий, патриотического воспитания, установления административной ответственности, деятельности мировых судей и др.

Прокуроры использовали также право по внесению в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов или иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Так, Верховным Советом Республики Хакасия с учетом предложений прокурора в июне 2021 г. принят закон «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О прожиточном минимуме в Республике Хакасия», которым скорректирован порядок установления величины прожиточного минимума в регионе в соответствии с изменившимися нормами федерального законодательства.

С учетом внесенных изменений в федеральные законы по инициативе прокурора Кемеровской области – Кузбасса усовершенствовано правовое регулирование вопросов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, внесены изменения в пять региональных законов.

1 Изображения

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации
по Сибирскому федеральному округу

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу

14 октября 2021, 09:13

Прокуроры регионов Сибири активно реализуют право законодательной инициативы, защищая права и интересы граждан

В соответствии с законом прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Прокуроры всех регионов Сибирского федерального округа воспользовались данным правом. В первом полугодии 2021 г. ими внесен 41 законопроект, 38 из них уже приняты.

По инициативе прокуроров приняты законы по вопросам проведения выборов, установления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, пожарной безопасности, противодействия коррупции, проведения публичных мероприятий, патриотического воспитания, установления административной ответственности, деятельности мировых судей и др.

Прокуроры использовали также право по внесению в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов или иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Так, Верховным Советом Республики Хакасия с учетом предложений прокурора в июне 2021 г. принят закон «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О прожиточном минимуме в Республике Хакасия», которым скорректирован порядок установления величины прожиточного минимума в регионе в соответствии с изменившимися нормами федерального законодательства.

С учетом внесенных изменений в федеральные законы по инициативе прокурора Кемеровской области – Кузбасса усовершенствовано правовое регулирование вопросов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, внесены изменения в пять региональных законов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *