правление империи в правление царя ашоки

Ашока

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Ашока Великий (अशोक, Aśoka, «[рождённый] без боли») — император империи Мауриев с 273 до н. э. по 232 до н. э.. После ряда военных успехов Ашока подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Мисора. Ашока известен распространением буддизма, и со времён Ашоки осталось немало исторических памятников.

Содержание

Происхождение, детство

Ашока был внуком Чандрагупты и сыном Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочью бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал ее в гарем потому, что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери.

В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Приход ко власти

Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходного правителя. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.

Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.

О дальнейших событиях источники приводят противоречивую информацию. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит, при попытке захватить город.

Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

В пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

Калинга

Через восемь лет после взошествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса).

В своём эдикте Ашока сообщает, чго во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.

Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании».

Традиция считает, что, увидев множество трупов, причинённые страдания и рарушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.

Внутренняя политика

Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Было налажено производство и эспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений. Развлеченям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми.

По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения: Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог.

Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных.

Ашока даже создал нечто подобное институту правозащитников. Для этого он расширил состав верховных государственных чиновников (махаматр), добавив к ним «махаматр дхармы». Их обязанностями были наставления в практике дхармы, а также забота о поддержании справедливости во всех уголках империи. В том числе и инспекция тюрем:

Расширение границ империи Мауриев

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Империя Мауриев включала огромную территорию. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям. Cудя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду уже сложилось представление о значительном по территории государстве во главе с «правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от южного океана до вершин Гималаев» Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далёкими соседями.

Для определения границ империи Мауриев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определённую ценность представляют данные китайских путешественников, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами.

В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются йоны и камбоджцы как народы, живущие на западе страны. Под ионами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии. Для греческого населения и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке. Некоторые исследователи полагают, что ионы периода Ашоки были потомками тех греческих поселенцев, которые здесь обосновались ещё при Александре Македонском.

Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около современного Джелалабада), что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком).

Исходя из свидетельств поздней кашмирской хроники «Раджатарангини» и дневников китайских пилигримов, можно полагать, что в империю Ашоки входила и часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала. Данные эпиграфики и письменных источников позволяют включать в империю территорию современной Бенгалии.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство. Однако Маурии поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы, туда посылались проповедники. Дипломатические связи поддерживались со многими странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном, некоторыми областями Центральной Азии и т. д.

В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорит:

Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были посланы: маурийские послы (дута), целью которых было распространение буддизма.

Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендрой для распространения буддизма.

Царь Цейлона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил своё посольство в Паталипутру.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Принятие буддизма

С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Мауриев как небольшая секта бродячих монахов буддизм к III веку до н. э стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община — сангха, были оформлены основные канонические сочинения.

Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учёными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений. Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасака, то есть светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов. В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине. Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал ещё до начала войны.

Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых учёных о том, что Ашока будто бы был царём-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.

В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путём насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием в народе. Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжёлым для царя и его власти последствиям.

В конце царствования Ашока входит в очень тесный контакт с буддийской общиной и, по некоторым сведениям, отступив от своих прежних принципов, начинает даже гонения против адживиков и джайнов.

Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определённые трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины. Он издаёт специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины. Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвящённых преимущественно дисциплинарным вопросам.

Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.

Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам. Поэтому в надписях не упоминается о нирване, четырёх благородных истинах, восьмеричном пути и других специальных понятиях. Главное — это практическая направленность надписей, которые сам император называл «эдиктами о дхарме».

Последние годы правления Ашоки и наследники

Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати) стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.

По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания. Oдно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.

В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита — тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко пе случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.

Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки. Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чем свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствии заговора.

Источник

Ашока Великий: от жестокого царя до милосердного буддиста

Царь Ашока считается одним из величайших правителей Индии. Он был третьим царём империи Мауриев. Его военные успехи уступают достижениям его деда в этой области, но Ашока в первую очередь вошёл в историю как правитель-буддист. Его вклад в поддержание буддизма и морали сделал его выдающейся фигурой в индийской истории.

Обширная империя

Империя Мауриев ― крупнейшее в истории царство на индийском континенте. Во время расцвета империя Мауриев занимала не только территорию современной Индии, но и Бутан, Непал, Бангладеш, Пакистан, Афганистан и часть Ирана. Большая часть этих земель была завоёвана во время правления Чандрагупты Маурья, первого правителя династии и деда Ашоки.

Борьба за трон

Ещё в раннем возрасте Ашока продемонстрировал потенциал военачальника и руководителя. Шансы Ашоки унаследовать трон были низкими из-за старших братьев. Но из-за способностей Ашоки при дворе начали считать, что Биндусара оставит трон ему, и братья почувствовали себя неуверенно. Особенно Сусима, старший сын Биндусары, которому было что терять.

Сусима решил устранить младшего брата. Он убедил отца отправить Ашоку в Таксилу (территория современного Пакистана) для подавления восстания. План Сусимы провалился, потому что Ашоку встретили там с распростёртыми объятиями, и бунты затихли без кровопролития.

Сусима продолжал настраивать отца против Ашоки, которого в итоге на два года отправили в ссылку. Но восстание в Удджайне вынудило Биндусару вернуть Ашоку. Ашока подавил восстание, но был ранен. Лечился он у буддийских монахов. По мнению исследователей, там Ашока познакомился с учением Будды.

В следующем году (275 г. до н.э.) Биндусара заболел и умер. Между Ашокой и его братьями началась борьба за трон. Ашока победил и стал третьим правителем империи Мауриев.

Жестокое начало правления

Считается, что в первые несколько лет правления Ашока был жестоким царём. По легенде, он решил проверить министров на преданность и приказал им срубить все фруктовые деревья и цветы, и оставить только деревья с шипами. Министры были озадачены таким приказом и переспросили. После того как они попросили повторить приказ три раза, Ашока впал в ярость, «достал меч и срубил головы 500 министрам».

По другой легенде, Ашока построил камеру пыток, которую называли «ад Ашоки». Здание было красивым снаружи, но страшным внутри. Его построили по просьбе Гирики, палача Ашоки, который вдохновился пятью пытками ада.

Две легенды о преображении Ашоки

Вторая легенда более известна и связана с завоеванием Калинги. Победив противников, Ашока вошёл в столицу Калинги, чтобы оценить разрушения. Количество трупов потрясло императора. Он решил отказаться от насилия и принял буддизм.

Ашока принимает буддизм и распространяет учение

После принятия буддизма император начал пропагандировать буддийскую религию в своей империи и за её пределами. Это видно из его указов, которые вырезали на скалах и столбах, чтобы все могли прочесть. Эти приказы касаются различных областей жизни и приняты под влиянием буддийского учения. Например, один из указов связан с охраной животных.

«Раньше на кухне царя Пиядаси каждый день убивали сотни животных для приготовления карри. Но теперь, после принятия этого указа, разрешено убивать только трёх животных: двух павлинов и оленя, оленя ― не каждый день. В некоторые дни не убивают даже этих трёх животных».

В Британском музее размещён фрагмент одного из столбов Ашоки, на котором написано о милосердии правителя.

«Я думаю над тем, как принести счастье всем людям, не только своим родственникам или жителям столицы, но и тем, кто живёт далеко от меня. Я отношусь с одинаковым уважением ко всем. Я одинаково отношусь ко всем сословиям. Я почтил представителей всех религиозных учений приношениями. Считаю своей обязанностью наносить личные визиты людям».

Упадок империи и религии

Благодаря покровительству Ашоки статус буддизма повысился, но ненадолго. Ашока умер в 232 г. до н.э., а империя Мауриев пала 50 лет спустя. Буддизм исчез в Индии. Тем не менее благодаря Ашоке буддизм стал одной из мировых религий и по-прежнему популярен в соседних с Индией странах.

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]

С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Источник

Император Ашока — самый знаменитый и могущественный правитель во всей индийской истории

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Ашока (санскр. अशोक, Aśoka, «рождённый без боли») — правитель империи Маурьев с 273 года до н. э. по 232 год до н. э. Сам себя он называл Дэванамприя Пиядаси.

И мператор Ашока после ряда военных успехов подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура. Повелитель огромной империи после многочисленных побед на полях сражений отказался от насилия и дал клятву никогда не воевать. Он стал идеальным правителем и до конца жизни стремился нести людям просвещение и справедливость, распространяя учение Дхармы:

Все люди — мои дети. Всё, чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей.

Ашока вошёл в историю как великий покровитель буддизма. По мнению современных исследователей, для превращения буддизма в мировую религию этот правитель сделал больше, чем кто бы то ни было.

Колесо на вершине столба, который он установил в Сарнатхе во время паломничества по святым местам, теперь украшает национальный флаг свободной Индии.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Предсказание Будды

Считается, что Будда Шакьямуни предсказал приход Ашоки.

Однажды Будда отправился в город просить пищу. Его путь проходил по берегу, где играли дети. Они строили из песка замки, где были и царский дворец, и сокровищница. Дети даже распределили между собой роли царя, царицы и сановников.

Когда Будда с учениками приблизился к ним, маленький мальчик, который изображал царя, увидел, что они пришли, и очень обрадовался. Он набрал горсть песка и гальки, которые изображали царские сокровища, и подбежал к Будде. Увидев, что мальчик хочет наполнить чашу Будды песком, ученик Ананда собрался его прогнать, но Будда сказал:

– Позволь мне принять это подношение. Это особый знак.

Будда опустил свою чашу, но мальчик не мог дотянуться. Тогда он подозвал одного из своих сановников, попросил его встать на четвереньки. Мальчик встал ему на спину, чтобы положить подношение в чашу Будды.

Увидев это, Ананда и другие ученики очень удивились и спросили:

– Это не простой мальчик, – ответил Будда. – Благодаря своему намерению и связи, что возникла между нами сегодня, он через двести пятьдесят лет после моей Махапаринирваны станет великим царём. Он поможет распространять моё Учение и поддержит сангху. Он воздвигнет по всему миру столько статуй Будды, сколько песчинок у него на ладонях. Это совершенно особый ребёнок, и его друзья, которые помогали ему сегодня, и впредь будут поддерживать его деяния.

Затем Будда произнёс особую молитву-посвящение и продолжил свой путь по направлению к городу. Таким было его пророчество о царе Ашоке.

Как и было предсказано, Ашока появился через двести пятьдесят лет после Махапаринирваны Будды.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Происхождение и детство

Ашока был внуком Чандрагупты — основателя династии Маурьев. Чандрагупта был первым правителем империи Маурьев. Он управлял империей двадцать четыре года и затем передал власть своему сыну — Биндусару. Биндусара был отцом Ашоки.

Матерью Ашоки была Субхадранги — дочь бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал её в гарем потому, что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки в гареме был весьма низким, у него было много братьев от более знатных жён царя и ещё старший брат от той же матери.

В детстве Ашока был резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

Ашока не отличался внешней красотой. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку уважали чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Приход ко власти

Прибыв в Удджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходный правитель. В этом городе он женился на Шакья Кумари — красивой дочери богатого торговца Видишанагара. Она родила ему двоих детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусема не смог успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Ашока смело подвёл войска к городу и осадил его. Граждане Таксилы вместо противостояния устроили новому правителю великий приём.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Восстание в Таксиле показало неспособность Сусемы управлять страной. На собрании советников стало ясно, что если Сусема по традиции станет царём, то в империи не будет справедливости, и она придёт в упадок. Поэтому Ашоке дали понять, что после смерти отца именно он вопреки традиции возглавит империю. Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Удджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи. Официальная коронация Ашоки состоялась только спустя четыре года после захвата им власти — в 268 года до н.э.

Ашока был очень образованным государственным деятелем. Он управлял Магадхой мудро и умело. Совет советников и чиновников государства был предан императору. Восемь лет в государстве царили мир и спокойствие.

Война с Калингой и раскаяние Ашоки

Через восемь лет после восшествия на трон Ашока объявил войну маленькому государству Калинга (Орисса). Калинга имела богатую и плодородную землю между Годавари и Манханди, поэтому была важным стратегическим и торговым объектом. Но люди Калинги были патриотами и готовились сразиться и умереть в защиту родины.

Армия Калинга воевала с армией Магадхи, проявляя чудеса храбрости, но Ашока всё же одержал трудную победу. Во время битвы было взято в плен 150 тысяч и убито более 100 тысяч человек. Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Учение, которое передал ему Ученик Будды Упагупта, принесло покой Ашоке.

Внутренняя политика

Деятельность Ашоки внутри империи была уникальной. Он запретил жертвоприношения и упразднил принудительные работы. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов.

Развлечениям прежних правителей Ашока предпочитал паломничество, раздачу подарков и встречи с простыми людьми. Он посещал святые места в течение многочисленных поездок. Ашока так объяснил цель паломничеств: «…чтобы встречать брахманов и шраман и делать им подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме».

По всей империи Ашока инициировал строительство университетов. Наланда – самый известный университет того времени – стал центром образования в Магадхе.

Все деньги из государственной казны расходовались на благосостояние людей. Он развивал сельское хозяйство, торговлю и различные ремёсла. Строились каналы для ирригации и шлюзы для торговых кораблей. Ашока прокладывал добротные дороги по всей стране, чтобы помочь росту торговли и развитию ремёсел. Для блага путешественников он сажал деревья с обеих сторон дороги. Вырывались колодцы, строились навесы и дома отдыха.

Была распространена бесплатная медицинская помощь – и для людей, и для животных. Ашока – первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определённых мест и сажал там, где их не было. В одной из надписей-эдиктов он даже выразил желание, чтобы обитатели леса в его империи жили счастливо.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Продвижение Дхармы и эдикты Ашоки

Самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных. «Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме».

Ашока полагал, что послание Дхармы не должно быть неподвижным. Он хотел, чтобы она распространялась повсюду в Индии и за её пределами. Поэтому он повелел, чтобы слова Дхармы наносились на скалы и колонны по всей стране. Эти надписи –эдикты Ашоки – внедряли Дхарму в социальную этику и мораль жителей страны. Ашока желал, чтобы его послание достигло людей всех стран и дало возможность им следовать и распространять Дхарму для блага всего мира.

К настоящему времени сохранилось более 150 эдиктов. Основную их часть составляют различные местные версии 14 Больших наскальных эдиктов, а также двух Особых наскальных эдиктов, Малого наскального эдикта и семи колонных эдиктов. Такие надписи можно найти сегодня в Индии и за её пределами. В Индии они были обнаружены в Мадхья Прадеш, Гуджарат, Уттар Прадеш, Махараштра, Орисса, Андхра Прадеш и в районе Сиддапура Читрадурга, а также в Коппала и Маски в Райчуре района Карнатака. Вне Индии они были найдены в районе Пешвар в Пакистане, а также около Кандагара в Афганистане и на границе Непала.

«Дхарма приумножилась двумя средствами: благодаря основанным на дхарме повелениям, и благодаря переубеждению. Из этих двух, повеления дают мало, тогда как переубеждение даёт много. Основываясь на дхарме, я повелел защищать животных и многое другое. Но именно благодаря переубеждению в народе возросла дхарма не убивать живых существ и не вредить им».

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Круг вопросов, освещённых в эдиктах, включал принятие и распространение буддизма, нравственные и религиозные законы, послушание родителям, заботу царя о благополучии подданных и защите животных. Моральные правила, освещённые в эдиктах, не были специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма или какого-либо другого религиозного течения. Ни о каких религиозно-философских категориях буддизма в эдиктах не говорится. Это были традиционные этические положения, хорошо понятные различным слоям населения независимо от этнической и религиозной принадлежности. Принципы дхармы, которые отражались в эдиктах Ашоки, должны были стать общими для населения всей империи и как бы подняться над дхармами варн, объединений и разных социальных групп.

«Должное отношение к рабам и слугам, уважение к учителям – доброе дело; воздержание (от убиения) живых существ – доброе дело; брахманам и шраманам даяния – доброе дело. Это и иное подобное – и есть церемония дхармы. О ней должны говорить и отец, и сын, и брат, и хозяин, и друг, и близкий – вплоть до соседа: вот что такое – доброе дело, вот какая церемония должна совершаться, пока не будет достигнута цель».

Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам. Поэтому в надписях не упоминается о нирване, четырёх благородных истинах, восьмеричном пути и других специальных понятиях буддизма.

Для распространения принципов Дхармы Ашока даже создал нечто подобное институту правозащитников. Для этого он расширил состав верховных государственных чиновников махаматр, добавив к ним дхарма-махаматр. Эти чиновники встречались с людьми различных религий и жили среди них. Они помогали преодолевать ошибочные идеи относительно других религий. Обязанностью дхарма-махаматров также было наблюдать, чтобы деньги, предназначенные для религиозных целей, были потрачены должным образом. Они совершали поездки по империи и посещали суды, где пересматривали дела и, обнаружив ошибки, изменяли наказание. Подобных чиновников никогда более не существовало в истории. Помимо них, другие чиновники также совершали поездки по империи каждые пять лет и распространяли Дхарму среди людей.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Распространение буддизма и Третий буддийский собор

Точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией, не является верной. Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.

«Тот, кто восхваляет свою религию, по причине излишней преданности, и порочит другие, имея мысль: «прославлю так свою религию», только вредит собственной религии. Поэтому полезно дискутировать. Следует слушать и уважать доктрины, проповедуемые другими. Деванампия Пиядаси повелевает, чтобы все разбирались в коренных доктринах других религий».

В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путём насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием в народе. Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжёлым для царя и его власти последствиям.

После семнадцати лет правления Ашоки, взаимоотношения буддистов с представителями других религий резко осложнились. Трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. Было много ленивых и плохих монахов, подававших плохой пример. Учение Будды теряло свою силу. Ашока почувствовал это и издал специальный указ о борьбе против раскольников – он выгнал многих ленивых монахов из монастырей и лишил их сана. Он пригласил достойных и серьёзных монахов в Ашокарама, близ Паталипутры, на Третий буддийский собор. Моггалипутра Тишья был главой на соборе монахов, которые пришли со всей страны. Ашока сидел с Великими Учителями и спрашивал каждого монаха-бхикшу: «Чему учил Будда?» После собора учение Будды получило новый импульс.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Ашока не был похож на других царей, которые посылали свои армии, чтобы победить соседние страны. Он говорил, что победа Дхармы – наивысшая победа, и посылал в другие страны буддийских монахов нести свет, который он получил от Учения Будды. Проповедники Учения Будды были в Сирии, Египте, Македонии, Бирме и Кашмире. На остров Цейлон (Шриланка) он послал своих собственных детей Махендру и Сангхамитру. В результате таких деяний Учение Будды распространилось во все страны Восточной Азии.

Последние годы правления Ашоки и судьба империи

Ашока, который был воплощением сострадания, доброты и любви, много страдал в старости. Так как его сыновья – Махендра, Кунала и Тивала – занимались распространением Учения Будды, его внуки Дашарата и Сампрати начали ссориться за право наследства трона.

Если верить поздним буддистским писаниям, к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампрати стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампрати распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине более не выполнялись.

Немного известно относительно последних десяти лет жизни Ашоки и об обстоятельствах его смерти. Некоторые источники говорят: «император чувствовал отвращение к жизни, и поэтому он совершил паломничество как буддийский монах со своим наставником, чтобы успокоить свой ум. В конце он пришёл в Таксилу и остался там. Ашока оставил землю в возрасте семидесяти двух лет».

Наследникам Ашоки не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. После смерти Ашоки империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 году до н. э. вследствие заговора.

правление империи в правление царя ашоки. Смотреть фото правление империи в правление царя ашоки. Смотреть картинку правление империи в правление царя ашоки. Картинка про правление империи в правление царя ашоки. Фото правление империи в правление царя ашоки

Уникальность Ашоки в истории человечества

В течение тридцати семи лет Ашока управлял огромной империей как способный император, умелый законодатель, герой, не знающий поражений, монах среди царей, благородный проповедник Дхармы и как друг своих подданных. В истории человечества он единственный, кто назвал себя «Дэванамприя» и «Пиядаси» во многих своих надписях. «Дэванамприя» означает ‘Любимый Богами’, а «Пиядаси» — ‘Радость Видящих’. Эти имена соответствовали характеру Ашоки. Он стал своим собственным учителем и желал только одного – быть настоящим учеником Будды. Он посвятил свою жизнь счастью и благосостоянию своих людей.

Некоторые историки говорят, что Ашока следовал Учению Будды настолько преданно, что стал монахом. Хотя Ашока был императором, он часто посещал монастыри и строго соблюдал обеты, аскезы и предписания. В течение своего пребывания там он тщательно изучал Учение Будды.

Ашока покинул мир две тысячи лет назад, но его империя справедливости, Дхармы, отказа от насилия, сострадания и доброты к подданным осталась идеалом для мира и в наши дни. Как сказал английский историк Г.Д. Уэллс: «В истории человечества были тысячи царей и императоров, которые называли себя «Моё Величество», «Моё Высочество» и «Моё Августейшество» и так далее. Они недолго сияли и быстро исчезли. Но имя Ашоки сияет даже сегодня, и его сияние подобно яркой звезде».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *