праверка навыку чытання 2 клас тэкст
Техника чтения во 2 классе. Тексты для проверки техники чтения
Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.
Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.
У второклассников проверяется:
Требования к чтению
В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.
Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.
Нормы техники чтения во втором классе
Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:
Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС
Оценка
1 полугодие
2 полугодие
Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.
От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.
Тексты для проверки техники чтения во 2 классе
Проверка в I полугодии
Текст №1 Куница
Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.
(51 слово. В. Чаплина)
Текст №2 Лето
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.
(59 слов. И. Соколов-Микитов)
Текст №3 Сила не право
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.
(57 слов. К. Ушинский)
Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
Текст №6. Золотой подснежник (проверка в декабре)
После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.
Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.
Текст №7
В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.
С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.
Текст №8. Чудесная елка (проверка в декабре)
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Проверка во II полугодии
Текст №1 Может ли дерево взлететь?
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.
(63 слова. Дж. Родари)
Текст №2 Первая гроза
Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.
Текст №3 Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
Текст №4. Курочка
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
(52 слова. Е. Чарушин)
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Тексты для проверки техники чтения по четвертям 2 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Входная контрольная работа (10 – 15 сентября).
Миша с папой гуляли в лесу.
— Папа, смотри, кусок железа. Какой старый и ржавый!
— Нет, Миша, это не кусок железа. Это осколок снаряда. Давно — давно была война. В этом лесу шло сражение. Здесь погибло много наших солдат. Я был ранен в грудь.
— Вот этим самым снарядом?
— Может быть этим. Я не знаю.
— Папа, а больше не будет войны?
— Мы не хотим войны, Миша. Мы сделаем все, чтобы ее не было.
1. Где мальчик нашел кусок железа?
З. Откуда взялся осколок снаряда?
4. Что бы ты сделал, чтобы не было войны?
Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. Увидел желтую лисичку и тоже наколол.
А утром под лопушком вместо голубой звезды нашел красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень.
(62 слова) Г. Циферов.
2. Что он наколол на свои колючки?
З. Что сделал ежик с голубой звездочкой?
4. Во что превратилось звездочка утром?
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала:
— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали вёревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:
(81 слово) А. Толстой.
1. Как помогла мышь льву?
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала:
— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали вёревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:
(81 слово) А. Толстой.
1. Как помогла мышь льву?
Ворон и лисица.
Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:
Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
— Ах, ворон, коли бы еще у тебя и ум был, быть бы тебе царем.
(72 слова) А. Толстой.
. Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
“Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть”. Так вот и обрядила она старика.
Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы и в кружок собрались, ветви вниз опустили. “Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи”.
(96 слов) По Г. Скребицкому.
1. Какие краски использует Осень?
2. Кого разукрасила осень на лесной поляне? В какие цвета?
З. Какие деревья одела Осень в золотую парчу?
В саду зелень кустов и деревьев уже потускнела, даже подсохла за лето. Но зато как славно выглядывает из побуревшей листвы румяное яблоко или сизая слива!
Уже закончился сбор вишни, крыжовника, смородины, малины, началась уборка яблок, слив и груш. В августе убирают только ранние сорта, а зимние ещё красуются на деревьях и ждут своей очереди.
Заботливый садовод последний раз в этом году разрыхлил почву вокруг деревьев, под кормил их и теперь проверяет подпорки и собирает падалицу.
(74 слова) Г. Скребицкий.
1. Какие плоды собирают летом?
2. Как заботится садовник о плодовых деревьях? Расскажите.
На самом берегу ручья, у зелёного лесного болотца, густо цветут незабудки.
Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы.
В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.
Приятно смотреть на чистый голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит, плещется лесной ручеёк.
Летают над ними стрекозы, порхают бабочки.
А высоко-высоко в голубом летнем небе над недвижными макушками высокого леса тихо плывут белые летние облака.
(66 слов) И. Соколов-Микитов.
1. Чем хороши скромные цветы незабудки?
2. На каком фоне незабудки особенно красивы?
Хитрый Лис и умная Уточка.
Пришел на речку, верно: лапки с перепонками наследили на снегу у берега. А сама Уточка под тем же кустом сидит, распушилась вся.
1. Как Уточка перехитрила Лиса?
2. Утонула ли Уточка?
З. Каких еще водоплавающих птиц ты знаешь?
(74 слова) По А. Рыжкову.
1. Кого автор назвал Майка?
2. Что умела делать Майка?
(70 слов) По Г. Скребицкому.
1. Каким автор описал дятла?
2. Чем питается дятел?
. Приступил к работе художник – Весна – Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый. “А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему!” Взяла она тонкие неясные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпал первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых серых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом.
(137 слов) Г. Скребицкий.
1. Почему автор называет Весну художником?
Прилетела Муха к Человеку и говорит:
— Ты хозяин над всеми зверями, ты все можешь сделать. Сделай мне хвост.
— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.
Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:
— Ну, ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост взять. Я разрешаю.
Обрадовалась Муха и вылетела в окно.
1. Для чего нужен был хвост Мухе?
2. Как муха надоедала человеку?
З. А ты как думаешь, для чего нужен хвост?
Жил человек в лесу возле Синих Гор. От много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск.
Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал соей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.
И жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете.
Днем и ночью сверкали над башнями этого города красивые звезды.
И, конечно, этот город назывался Москва.
1. Где жил и работал человек?
2. Сколько ребятишек у него было?
3. Как их звали и где они жили?
Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утёсы Синих гор. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки, меж густых кедровых вётвей бойко прыгали серьге юркие белки. Под деревьями, на мягком белом снегу, отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц. Вот в тайге что-то застонало, загудело, треснуло. Должно быть, ломая сучья, обвалилась с вершины дерева гора обледенелого снега.
Раньше, когда Гек жил в Москве, ему представлялось, что вся земля состоит из Москвы, то есть из улиц, домов, трамваев и автобусов.
Теперь же ему казалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса.
1. Куда отправились герои отрывка на прогулку?
2. Как Геку представлялась земля раньше, до его прогулки?
2. Что казалось Геку на этой прогулке?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тексты для проверки техники чтения 2 класс
Проверку сформированности навыка чтения желательно проводить 3 раза в год: в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце четвертой четверти. Но иногда учитель предпочитает проверять технику чтения по окончанию каждой четверти.
В проверку техники чтения входит не только оценка скорости чтения, но также учитывается правильность чтения, осознанность и выразительность. Об этом я более подробно писала в статье «Как проверить технику чтения ребенка».
Норма техники чтения во 2 классе
1 полугодие
Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие
Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
Эти тексты можно использовать не только для проверки техники чтения ребенка, но и для пересказа. Как научить ребенка пересказывать можно прочитать в статье «Учим ребенка пересказывать».
Тексты для проверки техники чтения во 2 классе
Воробьиный термометр
Цветочные часы
Ребята сделали в лагере цветочные часы. По краю клумбы посадили маки. Они первыми просыпаются. Рядом разместили гвоздику. Она раскрывает лепестки после мака. За гвоздикой — ноготки. Они цветут среди дня. Самым последним на клумбе оказался душистый табак. Он показывает вечернее время.
В центре клумбы посадили подсолнухи. Их золотые головки целый день стоят лицом к солнцу. Подсолнухи будут стрелками часов. (По В. Ветлипой)
(60 слов)
Вопросы:
Бобры
На берег вылез большой бобр. Хвост толстый и плоский, как лопата. Передние лапы короче задних.
Бобр обгрыз ветки, потащил их к воде. Он двигался быстро, ловко. Скоро бобр появился опять и направился к дереву.
На берегу возвышались холмики. Ветки деревьев бобры облепили грязью. Это были жилища бобров. (По Ю. Дмитриеву)
(61 слово)
Вопросы:
Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
(65 слов)
Вопросы:
Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (По Е. Житкову)
( 68 слов)
Вопросы:
(70 слов)
Вопросы:
Белка
В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться.
(70 слов )
Вопросы:
Утренние лучи
Выплыло на небо чудесное солнышко. Стало рассыпать свои золотые лучи.
Первый луч попал в гнездо жаворонка. Жаворонок выпорхнул из гнезда. Он поднялся в небо и запел чудесную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Побежал зайчик добывать на завтрак росистой травки.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и разбудил кур. Стали они червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Зажужжала пчёлка, выползла из улья и полетела собирать медок с душистых цветов. (По К. Ушинскому)
(72 слова)
Вопросы:
Посмотри на свои руки. Посмотри на них с уважением.
Вот стол. Ты за столом сидишь. Вот парта. За партой ты учишься. Вот окно. Через него ты смотришь на улицу.
Книгу, дом, хлеб, платье, пальто — всё это сделали человеческие руки. Они могут вырастить хлеб, построить дом, написать книгу, забросить мяч в сетку, отправить космический корабль на Луну. Всё могут, всё умеют человеческие руки. И человек должен уважать дело своих рук и труд другого человека. (По Л. Кассилю)
(75 слов)
Вопросы:
Морозные узоры
За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стёклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.
Вот длинная ветвь пальмы. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.
Откуда появились снежные узоры? Их рисует Мороз Иванович. Чем он их рисует? Прозрачным паром, который всегда есть в воздухе.
На холодном стекле окна оседают тёплые пары воды. Они застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на окне сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце. (По М. Гумилевской)
(82 слова)
Вопросы:
Праздник урожая
Осенью жители деревни устроили праздник урожая. Из конца в конец главной улицы поставили столы. На столах стоят корзины с наливными яблоками, сочными грушами, разными овощами.
С огородов пожаловали на праздник урожая кочаны капусты. Сорок одёжек и все без застёжек. За ними — морковь. Кто поест моркови, тому прибавится крови. А вот и свёкла — мастерица румянить щёки. Огурцы, репка, редька, картофель — все овощи в сборе.
Каждый из овощей на свой лад хорош. Всякий запасся на зиму летним солнцем, летними дождиками и взял от земли частицу её большой силы. (По И. Стрелковой)
(88 слов)
Вопросы:
Родничок
Утром в поле родился родничок. Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а пчёлка уже летит на работу сок с цветов собирать. Говорит пчёлка родничку:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Я не знаю, я ещё маленький.
— Родничок, родничок, — говорит пчела, — дай водички попить.
— Пей досыта, пожалуйста.
Напилась пчёлка, отблагодарила и улетела.
Окреп родничок, веселее забулькал. Солнышко поднялось высоко над горизонтом.
Мимо пролетала птичка-синичка, она увидела его и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Пей досыта, пожалуйста.
Напилась птичка-синичка воды, отблагодарила его и улетела по своим делам. А родничок стал всё больше, всё светлее, всё сильнее.
Поднялось солнышко над самым горизонтом, стало в поле совсем тепло. (По В. Белову)
(107 слов)
Вопросы:
Если техника чтения ребенка ниже нормы, то он не сможет хорошо учиться. Необходимо повышать качество чтения и понимание прочитанного. Для этого нужно очень много читать (что очень сложно при плохом качестве чтения) или воспользоваться специальными приемами и упражнениями, т.к. причины плохого чтения могут быть разными.
В помощь медленно читающим детям и детям, которым никак не удается продвинуться в сторону увеличения скорости чтения можно помочь, используя чтение по слоговым таблицам или же, что гораздо результативнее, использовать комплексный подход, содержащий различные профессиональные методики.
Для этого я вам предлагаю воспользоваться книгами:
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ — это
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Работая с этими слоговыми таблицами ребенок получит:
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах. Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
Скачать файл
Слоговые таблицы помогают развить у детей навыки быстрого чтения. Но часто бывает, что ребёнок застревает на скорости чтения 10-20 слов в минуту. Этот момент важно вовремя отследить и начать сразу выполнять нужные упражнения.
Я создала тренинг, который поможет без особого труда преодолеть этот барьер. Его удобно использовать как дома, так и при работе с целым классом. Разнообразие заданий не даст детям заскучать, а родителям и учителям не придется подолгу подбирать нужный материал и мучить детей изнурительным, невероятно трудным на этом этапе процессом — чтением.
Скачать ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Вместе с тренингом в подарок вы получите небольшую книгу — 20 слоговых таблиц для отработки навыков чтения (не повторяют таблиц большой книги).
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!