практикум по истории государственного управления в россии
история госуправления. практические задания. Практических заданий по дисциплине государственное и муниципальное управление
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Форма обучения: заочная
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Группа __Вл18ГУ171____
Студент
Т.С. Пухова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Тема 1: Предмет и методология науки о государственном управлении
Цели практического занятия:
Закрепление теоретического материала, формирование навыков применения на практике основ государственного и муниципального управления.
Задания на практическое занятие:
Заполните таблицу 1. Каждому из приведенных в ней терминов, определений и понятий, найдите соответствующее им определение из таблицы 2.
Б. Неконсервативный подход
Г. Экономическая функция
Д. Материалистическая теория
Ж. Европейская хартия о местном самоуправлении
З. Политическая функция
Распределите ниже перечисленные страны в таблице 4 в зависимости от формы правления: Италия, Франция, США, Литва, Камерун, Чили, Российская Федерация Бразилия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Украина, Уругвай, Финляндия, Румыния, Киргизия
Классификационная матрица
Парламентская республика | Президентская республика | Смешанная республика |
Германия, Греция, Ирландия, Италия, Литва, Израиль, Финляндия, Киргизия | США, Камерун, Чили, Бразилия, Турция, Уругвай | Франция, Российская Федерация, Украина, Румыния |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Государственное управление как система реализации государственной власти Цели практического занятия: Закрепление теоретических знаний по вопросам формирования и функционирования системы государственной власти в Российской Федерации, формирование навыков применения на практике основ государственного управления. Задания на практическое занятие:
Заполните пропущенные слова в следующих предложениях:
В соответствии со ст. 81 Конституции РФ:
1. Президент РФ избирается сроком на _6_лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
2. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации 35__ лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более __2_ сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ (ст. 81) и на ее основе Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
На представленных ниже схемах государственного устройства Российской Федерации заполните структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Федеральное собрание | |
Совет федерации | Государственная дума |
Судебная система РФ
Задание № 2:
Определите орган государственной власти, функциями которого являются:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
в) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов (по представлению Президента);
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
ОТВЕТ: Государственная дума
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Тема 3: Федеральные органы государственного управления
Цели практического занятия:
Закрепление теоретического материала, формирование навыков применения на практике основ государственного и муниципального управления.
Задания на практическое занятие:
Задание № 1 Составьте схему структуры Федеральной власти РФ и аппарата Совета Безопасности при Президенте РФ, охарактеризуйте его основные функции.
Основные функции Совета безопасности при президенте РФ:
1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.
Задание № 2
Охарактеризуйте основные функции Администрации Президента РФ и взаимодействия Администрации с другими органами власти.
Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:
-организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;
-подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой, а также подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении;
-подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту Российской Федерации документов;
-обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;
-подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;
-обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
-осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
-подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд Российской Федерации, предложений Президенту об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
-обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами, а также диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;
-обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
-содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам;
-обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;
-организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по осуществлению актов помилования;
-сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;
-учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;
-обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Администрация при реализации возложенных на нее функций: взаимодействует: с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными судами Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и иностранными организациями;
-подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
-подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внутренней и внешней политике Российской Федерации;
-осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции учредителя средств массовой информации;
-подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, урегулирования конфликта интересов, реформирования и развития государственной и муниципальной службы;
-подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области местного самоуправления;
-осуществляет учет лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, лиц, кандидатуры которых представлены для назначения на эти должности, и других лиц в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведет базы персональных данных указанных лиц;
-принимает меры по профилактике коррупции, осуществляет проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, должностей государственной службы и руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими указанные должности, а также другие проверки в соответствии с указами Президента Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. №400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» // Парламентская газета, № 98, 31.05.2003.
-запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также от организаций;
-пользуется государственными банками данных, использует государственные, в том числе правительственные, системы связи;
-осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении;
-организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов;
-исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента Российской Федерации;
-осуществляет во взаимодействии с Управлением делами Президента Российской Федерации финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях), лиц, замещающих в Администрации должности федеральной государственной гражданской службы, и их социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение деятельности Администрации, в том числе единого порядка документооборота в Администрации и комплектования архивного фонда.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4
Тема 4: Федерализм и организация государственного управления
Цели практического занятия:
Закрепление теоретического материала, формирование навыков применения на практике основ государственного и муниципального управления.
Задания на практическое занятие:
Задание № 1 В статье 1 Конституции нашей страны закреплено:
История государственного управления в России
Содержимое разработки
ШМО МАОУ «Гимназия №5»
по самостоятельному изучению дисциплины «История государственного управления в России»
для учащихся профильного уровня
Предмет учебной дисциплины история государственного управления в России – возникновение, развитие и преобразование государства и его аппарата, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов.
Задачи учебного предмета – дать научно обоснованное понимание:
1. социально-экономических и политических предпосылок возникновения государства, всей системы его учреждений (государственного аппарата), их изменений и упразднений, объем полномочий, компетенции, направления деятельности и взаимопомощи;
2. общего и особенного в развитии Российского государства, специфики управления больших территорий;
3. реформ и контрреформ в области государственного строительства, в том числе и деятельности реформаторов;
4. истории самоуправления в России;
5. роли правящих и наиболее крупных политических партий на разных этапах развития российской государственности;
6. исторически достоверной характеристики государственных деятелей.
Методические указания к изучению предмета:
Государственное управление осуществляется через деятельность государственных учреждений всех типов. Поэтому история государственного управления это прежде всего история государственных учреждений во всем многообразии аспектов изучения от исторической динамики их структуры и состава, специфики деятельности в процессе осуществления функций до определения места в государственном аппарате.
История государственного управления находится на стыке нескольких исторических и правоведческих дисциплин. Это — часть отечественной истории, с которой ее объединяет историзм в объяснении закономерностей и явлений, связь истории государственного управления с конкретной исторической обстановкой, использование для исследования многообразия исторических источников, и прежде всего документальных материалов, архивов. С правовыми науками историю госуправления объединяет известное единство объекта изучения — политические и правовые институты, использование при исследовании наряду с другими источниками и нормативного материала.
История государственного управления как история государственных учреждений имеет свои собственные объекты изучения, отличающие специфику ее как части истории России. Она изучает внутреннюю организацию государственных учреждений, направления их деятельности, формы воздействия на объект управления, а также значение и место каждого государственного учреждения в государственном аппарате.
Знание истории государственного управления в России поможет свободнее ориентироваться в современной обстановке, в тех реформах управления, которые осуществляются в последние годы в России.
В учебном курсе рассматривается становление и развитие государственного управления в России в IX – XX вв. При этом выделяется четыре основных раздела курса, соответствующие исторической специфике государственного управления в России: раздел I. – Государственные учреждения и особенности государственного управления дореволюционной России; раздел II – Становление советской государственной системы; раздел III – Государственный аппарат СССР; раздел IV – Современный государственный аппарат. В каждом из выделенных разделов исторический материал структурируется с точки зрения вопросов организации и деятельности высших, центральных и местных органов управления и самоуправления. Отступление от названного принципа делается только при рассмотрении советской государственной системы. Период 20-80-х гг. рассматривается им как единый этап истории российской государственности, где основной акцент сделан на особенностях отраслевого управления как наиболее специфичного.
В истории российской государственности выделяют десять периодов.
Это обусловлено социально-экономическим укладом общества – уровнем экономического и технического развития, формы собственности и фактором государственного развития.
1. Древняя Русь (9-12 вв.).
2. Период самостоятельных феодальных государств Руси (12-14 вв.).
3. Московское государство (15-17 вв.).
4. Российская империя периода абсолютизма (18-середина 19 вв.).
5. Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина 19-начало 20 вв.).
6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).
7. Период становления советской государственности (1918-1920 гг.).
8. Переходный период и период нэпа (1921-1930 гг.).
9. Период государственно-партийного социализма (1930-начало 1960-х гг.).
10. Период кризиса социализма (1960-90-е гг.).
11. Российская федерация в период становления и развития демократического режима (1991г.- начало 21 в.).
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России
Проблема этногенеза восточных славян.
Быт, образ жизни и верования восточных славян.
Тема 2. Этапы становления Российской государственности. Особенности политического и социального строя Российского государства.
Русь удельная, ее отношения с государствами Европы и Азии.
Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-волынское княжество.
Новгородская республика. Отражение шведско-немецкой агрессии. А. Невский. Русь и Орда. Завоевание Руси (1237-1240 гг.).
Возвышение Москвы. Политика московских князей (И. Калита, Д. Донской). Формирование единого российского государства. Завершение политического объединения русских земель. Феодальная война XV века.
Правление Ивана III Судебник 1497 г. Освобождение от золотоордынского ига (1480 г.)
Сословно-представительная монархия. Правление Ивана Грозного. Венчание на царство (1547 г.) Реформы Ивана Грозного (Земский собор, Стоглав, создание новых приказов, стрелецкого войска, отмена кормлений). Судебник 1550 г. Расширение государственных границ (присоединение Казани 1552 г., Астрахани 1556 г., Сибири 1582 г.). Опричнина (1565-1572 гг.). Ливонская война (1558-1583 гг.). Причины войны, ход военных действий, итоги войны. Война с Крымским ханством. Итоги правления Ивана Грозного
Правление Б. Годунова (1598-1605гг.). Причины «смутного времени». Самозванцы. Лжедмитрий I (1605-1606 гг.). Лжедмитрий II. Восстание под предводительством Болотникова И.И. Царствование В. Шуйского (1606-1610 гг.). «Семибоярщина» (1610-1613 гг.). Народные ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г.
Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I и А. Меньшиков (1725-1727 гг.). Петр II (1727-1730). Анна Иоановна и Бирон (1730-1740 гг.). Иван Антонович. Анна Леопольдовна (1740-1741 гг.). Елизавета Петровна (1741-1761 гг.). Петр III (1761-1762 гг.)
Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Экономическое и политическое развитие России. Положение дворян. Жалованные грамоты дворянству и городскому сословию (1762 г.). Уложенная комиссия (1667-1668 гг.). Внешняя политика. Разделы Польши (1772 г., 1793 г., 1795 г.). Русско-турецкие войны (1768-1774 гг.), (1787-1791 гг.). Отношения с Францией и американскими колониями. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева (1773-1775 гг.)
Тема 3. Общая характеристика экономического развития России в IX — XVIII вв.
Хозяйственные отношения в Древней Руси.
Экономика Киевской Руси. Внешнеторговые связи Киева и Новгорода.
Социально-экономическое развитие России в XVI в. Реформы Ивана Грозного; опричнина; становление крепостничества.
Социально-экономическое развитие России в XVII в. Последствия смутного времени. Соборное Уложение 1649 г.
Экономическое развитие России в годы правления Петра I.
Экономическая политика Екатерины Великой (1762-1796 гг.
Тема 4. Российская империя на пути к
индустриальному обществу XIX в.
Император Александр I. Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов
Николай I. Крымская война (1853-56 гг.)
Александр II. Реформы: крестьянская 1861 г., земская, городская, судебная, военная, просвещения. Новая система местного управления.
Александр III. Контрреформы. Внешняя политика. Подготовка союза «Антанта».
Начало правления Николая II. Венчание на царствование. Ходынская трагедия.
Тема 6. Россия в начале XX в.
Экономическое развитие России.
Политический строй и политические партии.
Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. Итоги революции. Государственная Дума.
Реформы П.А. Столыпина. Аграрная реформа.
Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914-1920 гг.
Международное положение накануне войны.
Начало первой мировой войны. Характер войны, цели и планы воюющих сторон.
Ход военных действий на восточном фронте в 1914-1916 гг.
Итоги войны. Заключение мира.
Февральская революция и ее итоги.
Двоевластие в стране. Временное правительство и Петросовет.
Правительственные кризисы и выход большевиков на политическую арену.
Выступление генерала Корнилова на Петроград.
Октябрьское восстание в Петрограде 1917 г. Первые декреты советского правительства.
Гражданская война и иностранная интервенция.
Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы, военный коммунизм. Русская эмиграция.
Образование СССР и признание его иностранными государствами. Индустриализация страны.
Коллективизация сельского хозяйства.
Тема 9. СССР в годы второй Мировой и Великой Отечественной войн.
Татарстан в годы Великой Отечественной войны.
Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Отношения с Англией, Францией. Вступление в Лигу Наций. Дипломатические отношения с фашистской Германией.
Расширение территорий СССР и война с Финляндией.
Битва под Москвой. Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге.
Татарстан в годы ВОВ. Помощь фронту и стране.
Тема 10. СССР в условиях холодной войны
Социально-экономическая жизнь страны.
НТР. Культура в послевоенный период.
«Оттепель». Разоблачение культа личности И.В. Сталина на XX съезде КПСС.
Реформы в экономике.
Тема 11. Власть и общество 80-х годов. Распад СССР
СССР в середине 60-80 гг.
СССР в 1985-1991 гг.
Попытка государственного переворота 1991 г.
Распад СССР. Беловежское соглашение.
Становление новой российской государственности.
Октябрьские события 1993 г.
Социально-экономическая модернизация 2000-2010 гг..
Внешняя политика: отношения с иностранными государствами и странами СНГ.
Тема 13. Отечественная культура и ее вклад в мировую культуру.
Культурная жизнь страны
Культура Древней Руси.
Культура Киевской Руси. Влияние принятия христианства на русскую культуру.
Русская культура XIII-XVII вв.
Русская культура XVIII в.
Русская культура в первой половине XIX в.
Русская культура во второй половине XIX в.- начале XX в.
Советская культура в 1917-1940 гг.
Отечественная культура во второй половине XX в.
Организация самостоятельной работы
Ее реализация призвана:
— во взаимодействии с другими учебными дисциплинами обеспечить соответствующую квалификацию требованиям подготовку специалистов соответствующего профиля;
— дать студентам систематизированные основы научных знаний об основных этапах и тенденциях отечественной истории с древнейших времен до наших дней;
— формировать историческое сознание, способствовать воспитанию чувства патриотизма, личной ответственности за безупречное выполнение конституционных обязанностей граждан России;
— развивать черты интеллигентной личности, сознание достоинства и внутренней свободы, стремление к расширению своей эрудиции, способность к аналитическому мышлению.
Содержание программы концентрирует внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых вопросах истории России.
Дисциплина изучается в течение одного учебного года. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, конференции, самостоятельная работа. Предлагаются темы рефератов, которые используются на семинарских занятиях и учебных конференциях. Самостоятельная работа проводится под руководством преподавателя и включает в себя подготовку докладов, написания и обсуждения рефератов и т.д. форма контроля знаний предусматривает индивидуальное собеседование, тестирование по отдельным темам курса, написания контрольной работы.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
Каковы причины события или явления?
Кто заинтересован в данном политическом событии или явления?
Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
Как можно в целом оценить данное событие или явление?
Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?
Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)
АЛГОРИТМ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Изложить высказанное своими словами.
Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
Дополнить высказывание, если это необходимо.
Оценить высказывание с моральной точки зрения.
ПАМЯТКА: КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ
Понимать как построена книга.
Отобрать важное, основное.
Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.
План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части)
Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.
Простой план – выделение и наименование главных частей.
В сложном плане главные части делятся на дополнительные.
Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.
Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.
Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.
Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтение.
Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество автора книги, название, год и место издания.
В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.
Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат. Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.
1.Название тем писать ручкой с цветной пастой.
2. Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать –цветной.
3. Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.
4. Весь текст разделить на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.
5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое ) слово, отражающее данную мысль.
6. Каждый абзац пишется с красной строки.
7. Между абзацами оставляется чистая строка.
8. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом»
ПАМЯТКА: КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАННОЕ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИЛОСЬ
Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.
По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:
— прокомментировать новые данные;
— оценить их значение;
— сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации важно устанавливать мыслительные связи, структурировать новые сведения. С точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ
Посмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.
Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.
Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.
Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).
Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.
ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ
Причина и характер войны:
— основные противоречия, приведшие к войне;
— подготовка к войне, соотношение сил;
2. Ход войны (основные этапы):
— повод к войне и ее начало;
— основные этапы и главные сражения;
— окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).
ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
Интересы какого класса выражает исторический деятель?
Значение его личных качеств.
Оценка результатов деятельности исторической личности.
ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ
МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ
Задачи революции («зеркально»причинам).
Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
Класс – гегемон (класс руководитель данной революции).
Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
Значение: а) международное; б) внутреннее.
ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ)
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
Определи вывод, который будешь доказывать
Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ НА СРАВНЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.
Определи черты сходства и различия.
Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.
Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу:
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ТРЕБОВАНИЮ К РЕЧИ
Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактам или обобщение фактов и формулирование выводов.
Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
Правильность и чистота речи.
Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
1. Эволюция восточнославянской государственностив 1X – XII вв.
2. Составьте схему. Органы государственной власти СССР
Верховный Совет СССР
Генеральный прокурор СССР
Президиум Верховного Совета СССР
Верховный суд СССР
Комитет народного контроля СССР
Совет Министров СССР
Государственное управление Удельной Руси в XII – первой половине XIV вв. Политическая раздробленность. Новгород Великий. Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества.
2. Составьте схему. Органы государственной власти СССР в 1990-1991 гг.:
Съезд народных депутатов СССР
Верховный Совет СССР
Генеральный прокурор СССР
Комитет конституционного надзора СССР
Совет Министров СССР
Председатель Совета Министров СССР
Председатель конституционного надзора СССР
Администрация Президента СССР
Система управления государством в XV в. Боярская Дума. Приказы. Вотчинное и поместное землевладение, формы зависимости крестьян. Судебник 1497 г.
Составьте схему. Органы государственной власти РФ в 1993-2001 гг.:
- реальная история женского доминирования
- вентилируемый фасад в омске