практический навык измерение артериального давления
Оценочный лист для оценки практического умения «Измерение артериального давления»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)
Проверяемый практический навык: измерение артериального давления
Перечень практических действий
Проверить исправность прибора для измерения артериального давления в соответствии с инструкцией по его применению.
Проверяем исправность прибора для измерения артериального давления в соответствии с инструкцией по его применению. Прибор готов к использованию
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль
Здравствуйте! Меня зовут …..
Я медицинская сестра/фельдшер …отделения
Попросить пациента представиться
Назовите пожалуйста свою Фамилию, Имя, Отчество
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией
ФИО пациента совпадает с регистрацией в медицинской документации
Сообщить пациенту о назначении врача
По назначению врача необходимо измерить артериальное давление
Объяснить ход и цель процедуры
1. Вам когда-нибудь проводили данное исследование?
2. Исследование проводится с целью определения функциональных показателей вашего здоровья.
3. Вы принимали препараты повышающие, либо понижающие АД?
3. Пили крепкий чай, кофе?
4. Пользовались глазными, назальными каплями?
6. Не беспокойтель….процедура безболезненна.
7. Вам необходимо занять удобное положение и расслабить руку.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру
Вы согласны на проведение данной манипуляции
Определить размер манжеты
Манжет соответствует размеру плеча пациента
Подготовка к проведению манипуляции
Предложить (помочь) пациенту занять удобное положение на кушетке лежа на спине нижние конечности не скрещены, руки разогнуты.
Либо сидя ноги не скрещены. Рука согнута в локтевом суставе находится в устойчивом положении.
Займите пожалуйста положение лежа на спине, руки вдоль туловища, расслаблены.
Либо…..(если исследование сидя)
Займите пожалуйста положение сидя.
Ноги не скрещивайте.
В момент проведения исследования прошу не разговаривать.
Проверить герметичность упаковки одноразовой антисептической салфетки
Одноразовая антисептическая салфетка….срок годности не истек, герметичность упаковки не нарушена
Обработать руки гигиеническим способом
Обрабатываю руки гигиеническим способом согласно методическим указаниям МУ 3.5.1 3674-20
Надеть нестерильные перчатки
Освободить от одежды левую руку пациента выше локтевого сгиба.
Левую руку освободите от одежды выше локтевого сгиба
Расположить руку пациента на уровне сердца ладонью вверх на уровне сердца
Наложить манжету прибора для измерения артериаль-
ного давления на плечо пациента
Проверить, что между манжетой и поверхностью плеча помещается два пальца
Между манжетой и поверхностью плеча помещается два пальца
Убедиться, что нижний край манжеты располагается на 2,5 см выше локтевой ямки
От нижнего края манжеты располагается на 2,5 см выше от локтевой ямки
Поставить два пальца левой руки на предплечье в области лучезапястного сустава в месте определения пульса
Пальпируем пульс на лучевой артерии
Другой рукой закрыть вентиль груши прибора для измерения артериального давления (тонометра)
Произвести нагнетание воздуха грушей прибора для измерения артериального давления (тонометра) до исчезновения пульса в области лучезапястного сустава
Зафиксировать показания прибора для измерения артериального давления (тонометра) в момент исчезновения пульса в области лучезапястного сустава
Пульс на лучевой артерии перестал определяться на …..мм.рт.ст
Спустить воздух из манжеты прибора для измерения артериального давления (тонометра)
Мембрану стетофонендоскопа поместить у нижнего края манжеты над проекцией локтевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к поверхности тела
Повторно накачать манжету прибора для измерения артериального давления (тонометра) до уровня, превышающего полученный результат при пальцевом измерении по пульсу на 30 мм рт.ст.
Нагнетаем воздух в манжету до уровня, превышающего полученный результат при пальцевом измерении по пульсу на 30 мм рт.ст.
Сохраняя положение стетофонендоскопа, медленно спустить воздух из манжеты
Фиксировать по шкале на приборе для измерения артериального давления (тонометре) появление первого тона Короткова – это значение систолического давления
Фиксировать по шкале на приборе для измерения артериального давления (тонометре) прекращение громкого последнего тона Короткова – это значение диастолического давления
Для контроля полного исчезновения тонов продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона
Выпустить воздух из манжеты
Снять манжету прибора для измерения артериального давления (тонометра) с руки пациента
Сообщить пациенту результат измерения артериального давления
Ваше АД составляет ….мм.рт.ст
Уточнить у пациента о его самочувствии
Как вы себя чувствуете?
Помочь пациенту подняться с кушетки. Попрощаться.
Вам помочь подняться?
На это исследование АД окончено. Вы можете пройти в палату….
Вскрыть упаковку и извлечь из нее салфетку с антисептиком одноразовую
Утилизировать упаковку салфетки с антисептиком одноразовой в ёмкость для медицинских отходов класса «А»
Утилизирую отходы в соответствии с СанПиНа 2.1.3684-21
Обработать (протереть) мембрану и оливы стетофонендоскопа салфеткой с антисептиком одноразовой
Утилизировать салфетку с антисептиком одноразовую в ёмкость для медицинских отходов класса «Б»
Утилизирую отходы в соответствии с СанПиНа 2.1.3684-21
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б»
Утилизирую отходы в соответствии с СанПиНа 2.1.3684-21
Обработать руки гигиеническим способом
Обрабатываю руки гигиеническим способом согласно методическим указаниям МУ 3.5.1 3674-20
Записать результаты в медицинскую карту пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях (форма 003/у)
Система оценивания: каждый правильно выполненный пункт задания оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за данное задание составляет 40 баллов.
Оценка 5 «отлично» выставляется за 39-36 баллов
Оценка 4 «хорошо» выставляется за 35-32 балл
Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется за 31-28 баллов
Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если обучающийся набрал 27 и ниже баллов.
Нормативные и методические документы, используемые для создания оценочного листа (чек-листа)
1. ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело утвержденный приказом Минобрнауки России №502 от 12.05.2014
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 514)
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2016 №425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства»
7. ГОСТ Р 52623.1-2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования
8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 декабря 2020 года N 44 Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 №834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Чек-лист измерение АД 2021
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Оценочный лист (чек-лист)
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Проверяемый практический навык: измерение артериального давления
(оценивается сформированность ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.7, ОК 3, ОК 6)
3. Кожный антисептик.
4. Емкость для дезинфекции.
5. Дезинфицирующие салфетки.
6. Емкость для отходов класса «А».
7. Емкость для отходов класса «Б».
8. Медицинская карта стационарного больного (форма 003/у).
Перечень практических действий
Отметка о выполнении
Проверить исправность прибора для измерения артериального давления (тонометра) в соответствии с инструкцией по его применению
Проверить исправность прибора для измерения АД (тонометра) в соответствии с инструкцией по его применению, убедиться, что фонендоскоп находится в рабочем состоянии
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль
Попросить пациента представиться
Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией
Пациент идентифицирован в соответствии с медицинской картой стационарного больного (003-У_
Сообщить пациенту о назначении врача
Вам назначена процедура измерения АД
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру
У Вас нет возражений на выполнение данной процедуры? Возражений пациента на выполнение процедуры нет.
Объяснить ход и цель процедуры
Контроль артериального давления необходим для определения дальнейшей тактики
Подготовка к процедуре
Накрыть кушетку одноразовой простыней
Предложить (помочь) пациенту занять удобное положение на кушетке лежа на спине нижние конечности не скрещены, рук разогнуты
Вам необходимо лечь удобно или я могу Вам в этом помочь. Ноги и руки выпрямить, во время проведения процедуры не разговаривать, не делать резких движений.
Проверить герметичность упаковки одноразовой антисептической салфетки
Герметичность упаковки одноразовой антисептической салфетки не нарушена. Визуальная целостность упаковки сохранена.
Проверить срок годности одноразовой антисептической салфетки
Срок годности соответствует сроку хранения.
Обработать руки гигиеническим способом
Обрабатываю руки гигиеническим способом.
Надеть нестерильные перчатки
Освободить от одежды руку пациента выше локтевого сгиба, оставив один тур одежды или положив одноразовую салфетку
Освободите от одежды руку выше локтевого сгиба или я могу Вам помочь.
Расположить руку пациента на уровне сердца ладонью вверх
Определить размер манжеты
Размер манжеты соответствует обхвату плеча пациента
Наложить манжету прибора для измерения артериального давления (тонометра) на плечо пациента
Проверить, что между манжетой и поверхностью плеча помещается два пальца
Убедиться, что нижний край манжеты располагается на 2.5 см выше локтевой ямки
Нижний край манжеты располагается на 2,5 см выше локтевой ямки
Поставить два пальца левой руки на предплечье в области лучезапястного сустава в месте определения пульса
Другой рукой закрыть вентиль груши прибора для измерения артериального давления (тонометра)
Произвести нагнетание воздуха грушей прибора для измерения артериального давления (тонометра) до исчезновения пульса в области лучезапястного сустава
Зафиксировать показания прибора для измерения артериального давления (тонометра) в момент исчезновения пульса в области лучезапястного сустава
Нагнетаю воздух до исчезновения пульса. В момент исчезновения пульса артериальное давление равно …. (назвать показатели давления).
Спустить воздух из манжеты прибора для измерения артериального давления (тонометра)
Мембрану фонендоскопа поместить у нижнего края манжеты над проекцией локтевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к поверхности тела.
Повторно накачать манжету прибора для измерения артериального давления (тонометра) до уровня, превышающего полученный результат при пальцевом измерении по пульсу на 30 мм рт.ст.
Накачиваю манжету на 30 мм рт. ст. выше предыдущего показателя.
Сохраняя положение фонендоскопа, медленно спустить воздух из манжеты
Систолическое давление равно …… (назвать показатели давления)
Диастолическое давление равно …… (назвать показатели давления)
Для контроля полного исчезновения тонов продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона
Убеждаюсь в полном исчезновении тонов.
Выпустить воздух из манжеты
Снять манжету прибора для измерения артериального давления (тонометра) с руки пациента
Сообщить пациенту результат измерения артериального давления
Ваше артериальное давление равно ….. (назвать показатели давления).
Уточнить у пациента о его самочувствии
Как Вы себя чувствуете?
Пациент чувствует себя удовлетворительно.
Помочь пациенту подняться с кушетки
Можно вставать. Нужна ли Вам моя помощь?
Вскрыть упаковку и извлечь из нее салфетку с антисептиком одноразовую
Утилизировать упаковку салфетки с антисептиком одноразовую в емкость для медицинских отходов класса «А»
Обработать (протереть) мембрану и оливы фонендоскопа салфеткой с антисептиком одноразовой
Утилизировать салфетку с антисептиком одноразовую в емкость для медицинских отходов класса «Б»
Утилизировать одноразовую простынь в емкость для медицинских отходов класса «Б»
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б»
Обработать руки гигиеническим способом
Обрабатываю руки гигиеническим способом.
Записать результаты в медицинскую карту пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях (форма 003/у)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Рабочая программа «Танцевальная студия»
Рабочая программа по ДОП образованию «Юный турист»
Развитие творческих и физических способностей детей посредством хореографии
Портфолио педагога дополнительного образованаия (хореографическое искусство)
Справочный материал «Техники и виды росписей» для детей школьного возраста
Методическая разработка игры-сказки «Сказка про Удода»
Методическая разработка экологического праздника «Лесная азбука»
Методическая разработка экологической сказки_Сказка про Гаичку
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5246032 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как правильно измерять артериальное давление
Измерение давления – необходимая процедура для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сегодня предлагается множество тонометров для домашнего использования. Но правильно ли вы измеряете давление, когда врача нет рядом? Мы расскажем, что нужно знать об этой процедуре и как обеспечить максимальную достоверность результатов.
Что такое давление
Артериальное давление – это показатель силы воздействия крови на стенки сосудов. На практике измеряют два его вида, в зависимости от направления движения крови.
В работе системы кровообращения выделяют две фазы, составляющие промежуток между двумя ударами сердца. Систола сопровождается сокращением мышцы. Происходит выброс крови, которая попадает в сосуды и направляется к органам. В этот момент измеряют систолическое давление (так называемое верхнее).
Во время второй фазы – диастолы – кровь возвращается в сердце. При этом мышца расслабляется, а полости органа расширяются. Тогда определяется диастолическое (нижнее) давление. Первый показатель обычно выше второго, поскольку сопряжен с мышечным напряжением. Разница между ними называется пульсовым АД.
Зачем измерять давление
Артериальное давление необходимо держать под контролем. Здоровый человек измеряет его время от времени – когда чувствует недомогание. Следует делать это регулярно при:
Ежедневный контроль проходят работники, от состояния здоровья которых зависит безопасность других людей (например, водители рейсового транспорта).
В целом отслеживать показатель важнее тем, у кого он склонен повышаться. Идеально, когда тонометр показывает «120-129/80-84». Можно не беспокоиться, если систолическое снижается до 100 мм ртутного столба, а диастолическое – до 60 мм. О гипертонии можно говорить при показателях выше 140 и 99 соответственно.
Почему возникает гипертония (гипертензия)
Гипертоническая болезнь – это первичная гипертензия. Повышенное АД в этом случае вызвано внутренними факторами:
Нездоровый образ жизни усугубляет риски. Важный фактор – наследственная предрасположенность.
Вторичная гипертензия является одним из симптомом заболеваний, не затрагивающих напрямую сердечно-сосудистую систему. Ее самые распространенные виды – нефрогенная (связанная с болезнями почек), нейрогенная (вызываемая повышением внутричерепного давления) и эндокринная (при сахарном диабете, гиперандрогении, дисфункции гипофиза и надпочечников).
Вторичная гипертензия иногда выступает реакцией на прием препаратов. Обычно ее вызывают нестероидные противовоспалительные средства и глюкокортикостероиды, средства, подавляющие аппетит.
Измерительные приборы
Приборы, помогающие измерить артериальное давление, называются тонометрами. Они бывают механическими и электронными. Первые постепенно исчезают, хотя их еще можно встретить в поликлиниках. Вторые широко используются в домах. Внешне их действия схожи, отличаются принципы работы и трудоемкость.
Механические тонометры
Такой тонометр не имеет привычной «коробочки», которая представляется современному человеку. Устройство состоит из четырех частей:
Дополнительно требуется фонендоскоп. Манжета надевается на плечо, через грушу в нее нагнетается воздух для сдавления плечевой артерии. Потом человек, занимающийся измерением, постепенно открывает клапан и фонендоскопом слушает звуковые тоны.
Как только тоны появляются, можно взглянуть на шкалу манометра и зафиксировать первую цифру. Это систолическое АД. Когда они затухают, манометр показывает диастолическое АД.
В одиночку измерить давление таким устройством сложно – понадобится помощь второго человека. Зато в силу отсутствия электроники вероятность получения ошибочных цифр практически исключена.
Электронные тонометры
Они удобнее для домашнего использования. В составе такого тонометра есть прибор, оснащенный процессором и дисплеем. Полуавтоматические имеют грушу, автоматические накачивают манжету воздухом без участия человека.
Манжеты не всегда надеваются на плечо. Есть модели, которые фиксируются на запястье. При этом шланг, соединяющий манжету и прибор, отсутствует, и «коробочка» оказывается непосредственно на руке пациента.
Независимо от типа, в нужный момент устройство начинает спускать воздух. Оно самостоятельно зарегистрирует колебания воздуха внутри манжеты. После интеллектуальной обработки полученных данных на дисплее появятся результаты. Часто электронным тонометром измеряют и пульс, поэтому он выдает не две, а три цифры.
Какой тонометр удобнее
Для домашних нужд однозначно удобнее автоматический тонометр. Он избавляет человека от необходимости совершать лишние движения. Накачивание груши требует пусть небольшого, но усилия, следовательно, АД может оказаться выше.
Механический позволяет правильно определить показатель с высокой степенью точности, у автоматических присутствует погрешность.
Электронные могут работать от батареек или от сети. Второй вариант надежнее: когда батарейки садятся, искажений не избежать. Для суточного мониторинга подходят устройства, крепящиеся на запястье. Они позволяют человеку не сидеть целый день дома и при этом держать давление под контролем.
Выбор руки
Часто люди приходя к заключению, что правильно измерить АД можно только на левой руке, поскольку она ближе к сердцу. На самом деле, для тонометра это безразлично, ведь кровь одинаково поступает в обе части тела.
Нельзя игнорировать такие правила эффективного измерения:
На доминирующей руке (правой – у правшей, левой – у левшей) показатель может быть выше. Разница в пределах 10 мм рт. ст. вполне допустима. В юном и пожилом возрасте она бывает больше, и это не говорит о патологии.
Почему давление на разных руках отличается
В доминирующей руке АД может быть повышенным в условиях больших физических нагрузок. В работающей конечности мускулатура развивается активнее, в результате артерия в ней сдавливается сильнее.
Если человек – правша и предпочитает лежать на диване, гиподинамия меняет ситуацию. Мускулатура не оказывает влияния, и разность давлений обусловливается только спецификой кровеносной системы. Левая подключичная артерия связана с аортой, где АД – высокое, а правая – с плечеголовным стволом, где оно ощутимо ниже.
Медицинскую причину стоит искать, если разница превышает 20 мм рт. ст. Это может указывать на:
В последнем случае именно подобная асимметрия позволяет своевременно выявить угрозу жизни. Это может быть тромбоэмболия, аневризма или новообразование.
Методы измерения
Выделяются два метода, соответствующих типам используемых тонометров. Механический работает по аускультативному методу, известному более века. Он предполагает выслушивание звуковых тонов. Электронный (полуавтоматический или автоматический) основан на осциллометрическом методе. Измерение осуществляется на основе анализа коррелирующих колебаний крови в артерии и воздуха – в манжете.
Можно классифицировать методы и по периодичности. При клиническом проводятся два измерения с повтором через две минуты. Суточное мониторирование предполагает, что пациент 24 часа носит на запястье тонометр. Он измеряет АД каждые 20-30 минут и дает полную картину динамики показателя.
Человек в это время может сидеть, лежать, ходить, спать, заниматься привычными делами. «Эффект белого халата», когда давление поднимается при виде врача или посещении клиники, исключается.
Как правильно мерить давление
Для получения наиболее достоверных результатов следует придерживаться инструкции Гарвардской медицинской школы:
Если прибор сильно накачал манжету (до боли), результаты могут оказаться искаженными. Лучше повторить процедуру.
При клинических измерениях пациент сидит на стуле, ровно поставив ступни на пол и прислонившись спиной к спинке. При острых состояниях допускается лежать во время процедуры. Обстановка должна быть спокойной, тихой. Если пациенту жарко или холодно, стоит подождать до нормализации микроклимата. Разговаривать во время измерения нежелательно.