практическая значимость проекта по истории

Исследовательская работа по истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Полтавский агротехнологический техникум»

«Мои земляки в годы Великой Отечественной войны»

Подготовил: студент 2 курса по профессии «Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства» Безручка Виталий Анатольевич

Руководитель: преподаватель истории Сайберт Светлана Андреевна

Наша история, это люди, чей жизненный опыт и знания должны передаваться из поколения в поколение, как и память о них.

В последнее время возрастает интерес к героическому прошлому нашей страны, открываются новые страницы истории. В каждом уголке нашей необъятной Родины есть свои герои. Ценой огромных усилий и жертв они спасли нашу родную землю от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Такие герои жили и трудились в нашем посёлке.

Цель исследования: изучить жизненные пути земляков-ветеранов Великой Отечественной войны.

Гипотеза исследования: изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволят нам больше узнать о жизни земляков-ветеранов.

1. Изучить и проанализировать литературные источники о земляках-ветеранах.

2. Найти и обобщить биографические сведения о жизни земляков- ветеранов.

4. Оформить стенд и альбом о ветеранах.

Объект исследования : земляки-ветераны Великой Отечественной войны, жившие в селе Еремеевка в послевоенное время.

Предмет исследования: судьбы земляков-ветеранов.

Методы исследования: работа с литературой, ресурсами Интернета, изучение документов семейного архива, анализ, синтез, обобщение.

Территориальные рамки исследования определяются границами села Еремеевка Полтавского района Омской области.

Основу исследования составили документы следующих архивов: архивы семей ветеранов Великой Отечественной войны, содержащиеся в фондах Полтавского краеведческого музея, Полтавской районной библиотеки. Документы этих фондов включают в себя приказы, протоколы, наградные листы, записи и т.д. Уникальными и значимыми являются также и личные архивы семей ветеранов ВОВ, в которых содержатся документы, награды, фотографии. При написании работы были использованы не опубликованные ранее воспоминания ветеранов, предоставленных музеем школы села Еремеевка, газетные публикации разных лет, материал многотомного издания «Вернулись с Победой».

Структура данной работы определяется ее целью, задачами и логикой исследования. Исследовательская работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения. Основная часть работы посвящена событиям из жизни земляков-ветеранов Великой Отечественной войны, живших в селе Еремеевка.

Практическая значимость. Фактический материал работы может быть использован на занятиях по истории при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и во внеклассной работе. А также, может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.

Великая Отечественная война – одна из самых страшных и героических страниц прошлого нашей Родины. Она продолжалась 1418 дней и ночей (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), из них на советско-германском фронте боевые действия велись 1320 дней.

Война проверяла людей на силу духа и стойкость. Мужественно проявили себя уроженцы Еремеевского села, защищая рубежи своей Родины. Наши земляки с честью выдержали все испытания. Более тысячи человек,награждены за проявленное мужество и отвагу боевыми орденами и медалями.

Изучив страницы книги, мы выяснили, что информации о наших земляках-ветеранах, жившихв с. Еремеевка, практически нет. Поэтому мы провели поисково-исследовательскую работу по сбору биографических данных и материала о личном вкладе земляков-ветеранов в дело Победы.

Иван Ефимович Москаленко родился 16 апреля 1921 года в селе Еремеевка Полтавского района Омской области. Рос в многодетной семье. Образование 4 класса. Получил гражданскую профессию – тракторист. Ещё до войны 23 октября1940 года Иван Ефимович был призван в ряды Красной армии на действительную службу, которую проходил в Украине в составе 617 стрелкового полка. Служил ординарцем командира кавалерийского полка.

В том же полку, в сапёрной роте служил земляк Ивана Ефимовича, такой же молодой, красивый юноша, Афанасьев Василий Александрович. С болью в голосе и со слезами на глазах рассказывал о гибели своего друга ветеран. Он видел, как фашисты расстреливали солдат, среди которых был его земляк. Ничем не мог помочь Иван Ефимович. Но в душе надеялся, что, может, всё-таки Василий жив, только ранен. Ползком подобрался к месту гибели друга. Удостоверившись, что Василий мёртв, взял его медальон, военный билет и отдал командиру.

Я знаю, никакой беды

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что и их мог, но не сумел сберечь –

Речь не о том, но всё же, всё же…

Ещё многих товарищей своих он потерял в последующие дни и месяцы, но эта первая утрата, когда он был бессилен чем-нибудь помочь, глубокой болью отзывается в его сердце и сейчас.

Иван Ефимович до самозабвения любит лошадей. Пока были силы, он держал в хозяйстве лошадь. «Лошадка – она спасительница и незаменимый помощник»,– с любовью в голосе говорит ветеран. Умная лошадь и из беды выручит. Знаешь, в годы войны спасла меня лошадь от неминуемой гибели».

Случилось это так. Их рота отступала. Немцы взорвали мост. Переправу через безымянную реку насквозь простреливали немцы.

«Страшно очень было, ведь я не умел плавать », – вспоминает ветеран. Прыгнул в воду и ушёл на глубину. Думал, что утону. Чувствую, что кто-то рядом плывёт. Сделал ещё одно усилие, вынырнул из воды и увидел свою спасительницу». Это была его лошадь, которая, оказывается, постоянно находилась рядом с хозяином. Ухватившись за конский хвост, боец оказался на берегу. Вынес его верный товарищ, друг, таким образом, из боя. Видно, не судьба была ему в тот раз погибнуть.

Вновь дороги войны, бои, отступления, тяжёлое ранение и госпиталь в глубоком тылу. Ранение было очень тяжёлым. После поправки Ивана Ефимовича комиссовали, и поехал он домой. Прибыл, устроился работать в колхоз.

В октябре 1942 года ему пришла повестка. Он и его родные были очень удивлены. Ведь с таким ранением его не должны были призывать.

Я столько раз видал рукопашный

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне…

И вновь в одном из боёв – серьёзное ранение. Это произошло в августе 1943 года. Снова госпиталь, отправили в город Барнаул. В 1944 году получил нестроевую группу и до мая 1945 года служил в городе Омске. Когда вернулся в родное село, в военкомате ждала его медаль «За оборону Сталинграда».

После войны женился Иван Ефимович, родились трое сыновей. Однажды его младший сынишка, уйдя в школу, забыл выключить утюг, который стоял на столе, покрытый скатертью. Пока пожар заметили, пока огонь потушили – стол, в котором хранились документы и награды, сгорел. Так и не увидели наград деда внуки… Осталась только запись о награждении в военном билете, который хранился месте.

Много лет проработал добросовестно на благо села. Дом Москаленко, расположенный на улице Комсомольской, всегда отличался чистотой, порядком и уютом. Много цветов, ухоженный палисадник. Проезжая с родителями мимо их дворика, часто я видела двух старичков, сидящих на резной скамеечке. Родители называли фамилию, и сразу вспоминалась фотография юного ординарца, находящуюся в нашем небольшом сельском музее. Долго и счастливо прожили эти люди. Вырастили достойных сыновей. Появились долгожданные внуки.

«Когда не стало любимой жены, Иван Ефимович продал свой домик и переехал к младшему сыну Сергею. Здоровье стало подводить. Раненая нога не ходит», – вздыхая, говорит Иван Ефимович. Сегодня он тоже ведёт войну. Теперь уже не с внешними врагами, а с возрастом и болезнями. И каждый день выходит из неё победителем. Он в курсе всего, что происходит в стране. Читает газеты, смотрит телевизор.

Здесь, под Кировоградом, он получил легкое ранение, и уже через 7 дней был снова в строю.

На границе с Румынией форсировал реку Прут. Затем Венгрия. Освободив Будапешт, полк обогнул озеро Балатон и начал освобождение Австрии. На Балатоне Григорий получил второе и 1,5 месяца лечился в Венгрии в полевом госпитале.

И, наконец, Германия. На подступах к Берлину прошло переформирование 1000 истребительно-противотанкового артиллерийского полка в 18 танковый корпус. Мужество Григория Ивановича отмечено Орденами Славы II и III степени, медалью «За отвагу», медалями «За взятие Вены», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта». Вместе со своим отделением взял Григорий Иванович в плен немецкого генерала и двух офицеров с ценными оперативными документами, что помогло в освобождении Кировограда. За эту операцию получил орден Славы III степени.

Возвратившись в 1946 году домой, стал он работать в родном совхозе, а затем до пенсии мастером газового участка.

Дмитрий Яковлевич Черненко, родился в счастливое, мирное время, но много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных. Всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей тех грозовых событий. В нашем селе ветеранов осталось всего два. Об одном из них я хочу рассказать.

Дмитрий Яковлевич Черненко родился 12 августа 1923 года на хуторе №10 Коконовского сельского совета в обычной семье, переехавшей в Сибирь в 1914 году. В семье было шестеро детей, и когда в 1930 году все крестьянское имущество стали забирать в колхозы, семья решила вернуться на Украину.

Спустя четыре года семья вновь возвращается в Сибирь. Поселились в Новосергеевке. Когда началась война, Дмитрий уже работал слесарем в местной кузнице. 11 декабря 1941 года парня в числе других 18-летних ребят призвали в армию и некоторое время обучали военному делу в Омске.

В конце февраля 1942 года военный эшелон привез пополнение из Омска на станцию города Буй неподалеку от Ярославля. Солдат расквартировали по близлежащим деревням, и начались солдатские будни военного времени.

За год с небольшим советские войска на том участке, где служил Дмитрий Черненко, продвинулись на 600 километров западнее. В апреле 1943 года он стоял в обороне под Старой Руссой Новгородской области. Первого мая пришел приказ – наступать. Впервые лицом к лицу с врагом, страх и ужас первого боя – навсегда остались в памяти фронтовика.

На третий день наступления рядового Черненко ранило. После лечения в госпитале его направили в 12-й погранполк по охране тыла Северо-Западного фронта. Вскоре новое назначение – 278-й армии войск НКВД Центрального фронта. Солдат отправился на Орловско-Курскую дугу.

Самый тяжелый бой для Черненко был на Орловско-Курской дуге под Прохоровкой 12 июля 1943 года. И хотя это было танковое сражение, но вели то его люди.

За проявленную в этих боях солдатскую отвагу Дмитрий Черненко был награжден первой в его военной биографии медалью «За боевые заслуги».

23 августа 1943 года советские войска прорвали оборону противника. Часть, в которой служил Д. Черненко, двинулась в сторону Харькова, а потом взяли курс на Белоруссию. На станции Зябровка, где в довоенное время был советский аэродром, начальник снабжения оставил рядового Черненко охранять боеприпасы, за которыми вскоре должны были прийти машины.

Генерал-майор приказал ему догонять свою часть. В одной из местных деревень Дмитрий Черненко нагнал однополчан. В это время старшина достал где-то муки, местные женщины напекли для солдат хлеба. Рядовой и старшина погрузили свежие буханки на телегу и повезли своим. Когда ехали мимо станции, в толчее случайно телегой зацепили солдата. Тот вскрикнул. Дмитрий Черненко обернулся – и не поверил своим глазам: перед ним стоял его родной брат Павел. Оказалось, он служил в этой же 175-й дивизии, только в роте противотанковых ружей. Дмитрий спрыгнул с телеги, обнялись.

Потом Павла тяжело ранило в бою и его отвезли в госпиталь. Из госпиталя в дивизию Павел возвращался вместе с однополчанином Дмитрия – минометным мастером. Так они до конца войны служили вместе.

Как-то ночью, двигаясь по территории вражеской Германии, небольшая группа советских солдат, среди которых был Д. Черненко, заметили тени движущихся им навстречу людей и услышали немецкую речь. Оказалось, им навстречу двигались три немца и с ними русская девушка. Черненко решил действовать и ухватил одного из них. Все трое сразу сдались. За проявленное мужество Дмитрия Черненко представили к награде – ордену Красной Звезды.

Известие о долгожданной Победе застало братьев Черненко на реке Эльба.

После войны Павла определили заведовать складами, а Дмитрий продолжал службу в Советской Армии на территории Германии в городе Магдебурге.

Домой в Новосергеевку Дмитрий Черненко вернулся в 1947 году. Здесь началась новая, трудовая веха его жизни. Работал в колхозе учетчиком тракторной бригады, потом заведовал фермой, был бригадиром полеводческой бригады, а с 1963 года на протяжении 20 лет был управляющим Новосергеевского отделения Полтавского совхоза. Уже на пенсии с супругой Евдокией Петровной они переехали к дочери в Еремеевку.

Здоровья вам, дорогие наши, ветераны. Низкий поклон от всех тех, кому действительно дорог мир, счастливый смех ребенка; кто хочет, чтобы, «завтра» у России все-таки было, как у государства великого. Своим народом горжусь, прежде всего!

Источник

Проектная деятельность на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОУ СОШ п.Поливаново

Мо «Барышский район»

Лазарева Юлия Сергеевна

учитель истории и обществознания

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

Типология проектов 5

Этапы работы над проектом 8

2.2.1. поисковый этап 9

2.2.2. аналитический этап 13

2.2.3.практический этап 14

2.2.4.презентационный этап 17

2.2.5. контрольный этап 19

Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. С этих позиций уникальна проектная технология.

Проект – форма организации совместной деятельности людей.

Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.

Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Задачи проектной деятельности:

— Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

— Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

— Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

— Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.

По доминирующему в проекте методу выделяют :

При выполнении проекта ученик:

— Структурирует проект в логике научного исследования,

— Включает в проект аргументацию его актуальности,

— Определяет объект и предмет исследования,

— Обозначает цели и задачи проектного исследования, Обозначает цели и задачи проектного исследования, Формулирует гипотезу исследования,

— Определяет методы исследования,

— Конкретизирует источники информации, Выводит методологию исследования,

— Определяет пути решения проблем,

— Осваивает новое опытным путем,

— Оформляет проект в виде выводов,

— Подтверждает или опровергает гипотезу,

— Выходит на новый спектр проблем.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

— Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,

— Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,

— Обобщает и анализирует информацию,

— Корректирует поиск по уточненным направлениям,

— Анализирует и обобщает новые факты,

— Организует проведение «внешней» оценки.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

— Договаривается с группой или учителем о жанре,

— Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

— Стремится получить творческий продукт,

— Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

— Намечает «игровые» роли,

— Подчиняет логику ролей содержанию проекта,

— Проигрывает «виртуальные реальности».

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

— Обозначает результат в начале проектной деятельности,

— Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

— Получает конкретный материальный продукт.

— Задает жесткую структуру,

— Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

Получает конкретный материальный продукт.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

парные (между парами участников);

групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта. Роль педагога в этом случае особенно велика.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

2.2. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Проектная деятельность включает в себя несколько условно выделенных этапа. Последовательность этапов работы над проектом отвечает этапам продуктивной познавательной деятельности: создание проблемной ситуации, проблема, поиск способов решения данной проблемы, решение.

Этапы работы над проектом:

определение темы проекта;

поиск и анализ проблемы.

сбор и изучение информации;

анализ имеющейся информации;

поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

составление плана реализации проекта (пошаговое планирование работы);

выполнение запланированных технологических операций;

текущий контроль качества;

внесение, если требуется, изменений в работу.

подготовка презентационных материалов;

изучение возможностей использования результатов проекта

анализ результатов выполнения проекта;

оценка качества выполнения проекта.

Теперь рассмотрим каждый из этапов более подробно.

2.2.1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП.

Важными компонентами любой учебной деятельности (урок, классные часы или внеурочное мероприятие) является целеполагание и обозначение проблемы, эти же компоненты должны стать неотъемлемой частью и проектной деятельности учащихся: формулирование название проекта, выявление его значимости.

Данный этап начинается с определения тематического поля проектов, под которым понимается определенная, ограниченная сфера знаний, которая выделяется на основе наблюдений за познавательными нуждами и интересами учеников.

Роль педагогического работника в данном случае заключается в выявление круга интересов учащихся, деятельности, которая захватывает ученика и, которая активизирует его скрытые потенциальные возможности. Для осуществления данной цели достаточно лишь прислушаться к тому о чем говорят ученики, интересоваться их увлечениями, быть в курсе их предпочтений.

Один из простейших способов определения темы, это когда учитель предлагает список тем для работы над проектами. При этом необходимо этот список вывесить на стенде. Но даже самый полный список, составленный учителем, исходит из его представлений и вкусов, ограничен его профессиональными интересами и границами учебного предмета. Поэтому важно привлечь учащихся к выбору тем проекта и подтолкнуть его к выполнению. Один из вариантов это метод поощрения (возможность получения более высокой оценки по учебному предмету, сдача зачета в виде проекта и т.д.), к которому прибегают большинство педагогов. Он вполне допустим, особенно в ситуации, когда у учеников еще нет опыта работы над проектом или сам учитель только начал вводить в свою педагогическую деятельность данный метод. Нередко случается, что отправная тема, предложенная учителем в процессе обсуждения может меняться, корректироваться, в результате чего возникает новый замысел.

Следующим шагом является постановка проблемы, под которой понимается противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Идеальным вариантом будет, когда учащиеся сами выдвигают проблему, а роль учителя сводится лишь к помощи выдвижения проблемы путем наводящих косвенных вопросов. О сформированности умения решать проблему можно говорить в отношении учащихся 10-11 классов. Ученики старшего возраста способны самостоятельно выполнять некоторые поисковые шаги, например определять, в чем заключаются причины возникновения проблемы.

Учащимся среднего звена, особенно 5-6 классам, требуется помощь учителя, но ни в коем случае эта помощь не должна сводится к тому, что педагог сам формулирует проблему и дает ее уже в готовом виде ученикам. Главной задачей является не столько получить точно сформулированную проблему от учащихся (это маловероятно, особенно если проектной деятельностью начали заниматься только со среднего звена), сколько научить алгоритму выявления проблемы, умению критично мыслить.

Проблемные ситуации возникают там, где есть несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может быть открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории. Еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между бытовыми представлениями и научными знаниями. Например, противоречие между бытовыми представлениями о роли женщин в революционных событиях двадцатого века и научно доказанными фактами. Кроме того, нередко проблемой является потребность в открытии малоизвестных страниц истории своего региона. Например, история Барышского района в истории страны. Эту тему можно сузить до «история п.Поливаново в истории страны» или «С чего начинается Родина. ».

Поиск и анализ проблемы не должен занимать большой промежуток по времени, поэтому в случае необходимости учитель может помочь ученикам, используя метод «Микрофон»:

назовите события, которые более всего запомнились или чем-то поразили, увлекли вас во время изучения предыдущего материала?

Знаете ли вы, что делала в годы гражданской войны ваша прапрабабушка?

После этого происходит постановка цели проекта «Женщины в 1917-1920 гг.» данный проект не будет ограничиваться только историей, здесь можно привлечь знания учащихся по другим дисциплинам, тем самым он будет способствовать укреплению межпредметных связей.

какую цель преследовал Поливанов при основании нашего поселка?

Почему одна из улиц поселка названа Московской?

Как и кто из жителей поселка получил известность в пределах района, области или страны?

Затем происходит целевая установка проекта «история моего поселка в истории страны».

Учеников можно разделить на группы, в зависимости от интересов и желания, которые будут создавать индивидуальные проекты:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2.2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

После формулирования цели и задач проекта необходимо определить, какая информация необходима для их достижения.Если речь идет об учениках, впервые осуществляющие проектную деятельность, то во время работы учитель чаще ставит сам задачи по поиску информации, предлагает им разные источники информации и способы ее получения. Педагогу целесообразно сосредоточить внимание на том, как грамотно ученики применяют известный им или предложенный учителем способ получения информации из нескольких источниках.

Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.

Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете. Например, в рамках реализации проекта «история моего поселка в истории страны» будет актуальным обучение анкетированию (вопросы анкеты могут составляться активной группой или учителем) или культуре проведения социологических опросов; так же необходимо познакомить учащихся с работой архивов.

Отдельное собрание групп проводится библиотечное занятие. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.

Другое собрание посвящается обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончанию занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего реферата и составить список используемой литературы и других источников информации.

Следующее собрание проектной группы отводится знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социологического опроса.

Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы, если того требует ситуация, организуются консультационные встречи с участниками подгрупп.

Отдельное собрание проектных групп предполагает подведение итогов проделанной работы. Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведенных социологических исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над рефератом. Второй, не менее важной, задачей, которая должна обсуждаться это подготовка презентации или иных форм отчета.

Часто во время работы над проектом учащиеся находят ранее неизвестные учителю источники информации и получают самые свежие сведения. И иногда учителя считают своим долгом обработать всю литературу, которой оперируют ученики, дабы не показаться некомпетентным в данном виде работы. Но все же учитель, прежде всего, является носителем проектной культуры и должен отвечать за соблюдение общего алгоритма работы.

Опасна и другая крайность, когда учитель не интересуется тем, как проходит работа по обработке информации. Проектная деятельность хотя и является творческой и самостоятельной, но тем не менее она должна корректироваться (если есть в том необходимость).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЯ НА АНАЛИТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.2.3. ПРАКТИЧЕКИЙ ЭТАП.

Практический этап — это этап реализации запланированных действий, путем применения различных технологий и новых способов деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований и т.д.). Этот этап в проектной деятельности характеризуется наивысшей степенью самостоятельности учащихся.

На данном этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

— Систематизируют полученные данные;

— Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

— Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете.

Деятельность учителя на данном этапе сводится к контролю за тем, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.).

И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.2.4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Каждая проектная деятельность должна завершиться получением определенного результата. Его формы могут быть различными: от видеофильмов, альбомов до компьютерных газет, экспозиций музея или генеалогического древа.

Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта. А не для рассказа о процессе работы над проектом. Поэтому презентацию проектов необходимо организовать специальным образом. Здесь открываются возможности для творческого поиска. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт и т.д.

По своему педагогическому эффекту это один из важных этапов проекта, когда ученик получает возможность презентовать результаты своей работы. Проведение презентаций можно удачно сочетать с работой с семьями учащихся.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЯ НА ПРЕЗЕНТАЦИОННОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.2.5. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

После проведения презентации учащимся проводится оценка, как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.

При формировании оценочной самостоятельности необходимо учитывать особенности возраста учащихся. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. Учащиеся 5-6 классов могут сделать вывод о соответствии продукта замыслу, сравнивать ожидаемый и полученный продукт.

Важным шагом будет являться предложение и обсуждение прозрачных, то есть заранее известных и понятных для подростков критериев оценки качества продукта. Сначала инициатива по подготовке критериев должна исходить от учителя, а учащиеся, оценивая, должны получить опыт работы с корректно заданными критериями. Тогда в старших классах они смогут предлагать критерии и способ для оценки продукта.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1.самостоятельность работы над проектом

2.актуальность и значимость темы

3.полнота раскрытия темы

4.оригинальность решения проблемы

5.артистизм и выразительность выступления

6.как раскрыто содержание проекта в презентации

7.использование средств наглядности, технических средств

8.ответы на вопросы

1.важность темы проекта

2.глубина исследования проблемы

3.оригинальность предложенных решений

4.качество выполнения продукта

Ш вариант. Рейтинговая оценка проекта

Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *