появление первых оригинальных философских текстов на руси относят к
Тема 2. История философии
Основными принципами философии конфуцианства являются …
| человеколюбие |
| следование ритуалу |
| выполнение долга |
принцип недеяния | |
следование единому пути | |
труд для всеобщей пользы |
Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции …
| неоплатонизма |
схоластики | |
рационализма | |
деизма |
По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью …
| чисел |
стихий | |
атомов | |
молитв |
Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является …
| очевидность, ясность |
достоверность опыта | |
практическая реализуемость | |
общезначимость логических выводов |
Н. Я. Данилевский, предвосхитивший теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, является создателем теории …
| культурно-исторических типов |
пассионарности | |
общественно-экономических формаций | |
ноосферы |
Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено …
| К. Марксом |
Ф. Шеллингом | |
О. Контом | |
Гераклитом |
В философии Просвещения высшей исторической ценностью человечества считается …
| прогресс |
искусство | |
сильное государство | |
индивидуальная воля |
Философская система К. Маркса может быть определена как …
| диалектический материализм |
вульгарный материализм | |
объективный идеализм | |
стихийная диалектика |
Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом …
| Платоном |
Пифагором | |
Диогеном Синопским | |
Сенекой |
В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …
| Т. Кампанеллой |
Н. Макиавелли | |
Дж. Боккачо | |
Т. Мором |
Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к …
| XI–XII векам |
XIX веку | |
XX веку | |
VI веку до н. э. |
К числу основных шести даршан относятся …
| ньяя |
| санкхья |
| миманса |
| вайшешика |
чарвака | |
джайнизм |
Идейное движение эпохи Возрождения, отстаивающее уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, получает название …
| гуманизма |
либерализма | |
антроподицеи | |
секуляризации |
Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ …
| Р. Декарт |
Ф. Бэкон | |
Б. Паскаль | |
И. Кант |
Определение человека как «политического животного» было сформулировано …
| Аристотелем |
Платоном | |
К. Марксом | |
Ф. Ницше |
Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу …
| К. Марксу |
И. Фихте | |
Г. Гегелю | |
Ф. Бэкону |
К понятиям, связанным с философией буддизма, относятся …
| хинаяна |
| махаяна |
| нирвана |
пуруша | |
драхма | |
Веды |
Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ …
| Ф. Бэкон |
Иоанн Дунс Скот | |
Б. Рассел | |
Ч. Пирс |
В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан …
| по образу и подобию Бога |
исключительно греховным существом | |
абсолютно свободным | |
двуногим и без перьев |
Основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны …
| Г. Гегелем |
Ф. Энгельсом | |
П. Гольбахом | |
Э. Гуссерлем |
Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал …
| проект воскрешения мертвых |
проект строительства коммунизма | |
русское мессианство | |
дело социалистической революции |
Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между …
| универсализмом и индивидуализмом |
материализмом и идеализмом | |
космоцентризмом и теоцентризмом | |
стоицизмом и эпикуреизмом |
Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется …
| номинализмом |
теодицеей | |
универсализмом | |
реализмом |
Одним из ключевых понятий кантовской теории познания является …
| вещь в себе |
бытие-в-мире | |
софизм | |
эпохе |
С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется …
| естественным человеком |
цивилизованным человеком | |
вежливым человеком | |
циничным человеком |
Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …
| советскую и русскую зарубежную |
массовую и элитарную | |
формальную и неформальную | |
прогрессивную и консервативную |
Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в …
| отчуждении человеческой сущности |
разуме, мыслящем Я | |
чувственной природе человека | |
природной необходимости |
Основными представителями древнекитайской философии даосизма являются …
| Лао-цзы |
| Чжуан-цзы |
Кун-Фу-цзы | |
Мо-цзы | |
Мэн-цзы |
Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________».
| эвдемонизм |
аскетизм | |
прагматизм | |
утилитаризм |
Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» …
| П. Я. Чаадаева |
А. С. Хомякова | |
А. Н. Радищева | |
А. С. Пушкина |
Николай Кузанский, утверждая, что «у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека», отстаивает позицию …
| антропоцентризма |
телеологизма | |
креационизма | |
фатализма |
Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является …
| панлогизм |
материализм | |
иррационализм | |
теоцентризм |
Воздерживаться от суждений призывала античная школа …
| скептицизма |
стоицизма | |
неоплатонизма | |
кинизма |
Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что …
| человек создает Бога по своему образу и подобию |
Бог создает человека по своему образу и подобию | |
Бог умер | |
Богочеловек совмещает в личностном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природы |
Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о …
| свободе воли |
универсалиях | |
символе веры | |
Троице |
Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа …
| стоицизма |
эпикуреизма | |
аскетизма | |
даосизма |
В традиции немецкой классической философии система субъективного идеализма была создана …
| И. Фихте |
Д. Юмом | |
К. Ясперсом | |
Г. Гегелем |
Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …
| советскую и русскую зарубежную |
массовую и элитарную | |
формальную и неформальную | |
прогрессивную и консервативную |
По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная …
| дедукция |
индукция | |
диалектика | |
апологетика |
Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом …
Русская философия XIX века
Тема 7: Отечественная философия
7.1. Предфилософия. Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к XI–XII вв. Развитие Ф. в России началось с принятием христианства. 9 в. письменность Кирилла и Мефодия. Первый древнерусский философ Илларион 11 в. построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включалась в процесс творчества божественного света. Он размышлял и предназначении русского народа в мире. Князь Владимир Монамах 11-12 в. изложил этические предписания: «покаяние, слезы и милостыня», «лжи остерегайся и пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело». Но главное «страх Божий имейте превыше всего». В начале 16 в. монах Филофей изложил теорию «Москва – третий Рим». История осуществляется лишь во взаимоотношении Бога и «избранного народа». Первые два Рима (1) старый Рим; 2) Новый Рим – Константинополь) пали из-за измене истинной вере – православию; 3) Москва. И «стоять ему вечно». Отсюда берет начало и идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского народа, идея «Святой Руси». Максим Грек 16 в. выступал за отмену монастырской собственности, обличал роскошь, стяжательство в монаст. жизни. Ивану Грозному советует обратиться к справедивости, нравственному поведению и ответственности перед народом.
До XVIII века мы не находим в России самостоятельной философии. Философское мировоззрение было подчинено религиозному. Этот период можно назвать периодом предфилософии – «прологом» русской философии.
В философском плане в XIV – XV вв. наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру и мышление. Исихазм – это мистическое философское течение о путях человека к единению с Богом через очищение сердца слезами и через сосредоточение сознания в самом себе (имеется сходство с методами йоги). На основе исихазма возникло движение нестяжателей под руководством Нила Сорского, который считал, что монахи должны жить своим трудом; главное их занятие – духовное самосовершенствование, стремление к моральной чистоте; борьбу со злом надо начинать с очищения своего сознания. В период формирования Московского государства в начале XVI века складывается ставшая широко известной одна из важнейших идеологем отечественной государственности – «Москва –третий Рим».
Одним из наиболее крупных общественных событий XVII века стал раскол православной церкви.
В центре раскола стоят три исторических лица: 1) патриарх Никон, решивший поставить «священство выше царства»;
2) царь Алексей Михайлович, «тишайший» и вместе с тем активно укреплявший могущество России;
3) протопоп Аввакум Петров, духовный вождь и мученик старой веры.
В дальнейшем на развитие отечеств. филос. оказало распространение культурных и научных достижений других стран.
Итак, повторимся: до XVIII века мы не находим в России самостоятельной философии.
7.2. Александр Николаевич Радищев(1749-1802)— один из ярчайших представителей русского Просвещения
| Человек – природное существо и нельзя подавлять в нем природные страсти. Душа человека отлична от телесности и внушает надежду на бессмертие души. Последняя необходима для нравственного самосовершенствования. Призыв к революции звучит в книге «Путешествия из Петербурга в Москву». Автор говорит не только о своем твердом убеждении, что народная революция произойдет, но и о том, что у победившего народа появится своя собственная |
народная культура. Для Радищева источник зла — самодержавие, для писателя не может быть доброго царя, так как неограниченная царская власть неизбежно развращает ее носителей.
Русская философия XIX века
К русским философам XIX века относятся … П. Я. Чаадаев Н. Г. Чернышевский А. И. Герцен В. С. Соловьев
7.3. Борьба между западниками и славянофилами. В 19 веке русская Ф. достигла своего развития. На первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России).
ласти культуры, науки, права, материального благополучия — являются прямыми и косвенными плодами католицизма как «политической религии». Католическая церковь для Чаадаева выступает прямой и законной наследницей апостольской церкви. К православию он относится намного холоднее. Христианство может быть понято только через историю, а история осмыслена лишь через христианство. Россия, «заблудившаяся» между Востоком и Западом, раскроет в будущем смысл общечеловеческой истории, она способна «дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе»! Монаршей волей Чаадаев был объявлен сумасшедшим, ему было запрещено печататься.
Славянофилы (братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев) считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. Православие они считали основой русского мировоззрения, обеспечивающей развитие общественного быта. Они отвергали западный эгоизм и индивидуализм. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, соборность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.
В философии славянофильства берет начало идея о несовместимости внутренней свободы с подчинением внешней необходимости. Следствием этой типично русской концепции явилась тенденция к правовому нигилизму. Подчеркивая примат свободы, славянофилы рассматривали как негативное внешнее ограничение человеческой свободы, подчинение человека господству внешних обстоятельств. Такое подчинение человека внешней необходимости славянофилы видели на Западе, где глубокие корни пустило римское право, регламентирующее индивидуальную деятельность навязанными извне нормативами. По мнению славянофилов, человек должен руководствоваться в своем поведении нравственным чувством, основанным на вере в высший авторитет Бога, поступать по совести, а не под давлением внешних обстоятельств. Однако эта тенденция в русской философии – пренебрежение законом во славу высшей моральной истины – привела, в конечном счете, к правовому нигилизму.
| 7.4. Владимир Соловьев (1853-1900) – один из виднейших представителей русской религ. фил. 19 в. Центральное место в философской системе занимает идеявсеединства. Он ее черпает у немецкого идеалиста Шеллинга. Исходное значение этого понятия у В. Соловьева – единство человечества в Боге, Богочеловечество. Понятие всеединства в этом значении восходит к славянофильской идее соборности как выражению того |
единства во множестве, каким является Церковь. Соловьев разработал концепцию Добра и его воплощений – богочеловечества, Софии. Добро трактуется им онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами: 1) чистотой или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено;
2) полнотой или всеединством, поскольку оно собою все обусловливает;
3) силой или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Оно проявляется, прежде всего, в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения.
7.4.Николай Яковлевич Данилевский(1822-1885) предвосхитил теорию локальных цивилизаций
Политическую и обществ-эконом. Он разделил цивилизации на следующие типы:
1) Подготовительные. Егип., кит., вавил, инд, иранская – подготовительные, так как все в смешении и они не проявили ни одну из сторон деятельности.
2) Одноосновные – достигли успеха в какой-либо одной деяте-сти. Религия – евр. цив., культ – греч., полит – рим. – одноосновные цивилизации.
3) Двухосновная одна – романо-германская – наука+промышл.
4) Лишь славянская цив модет стать 4-основной.
Цивилизации проходят стадии бессознат-сти; становления государства; культ-ист., разложения и гибели.
Концепция КИТ – антитеза универсалистским европоцентристским концепциям истории, согласно которым народы Востока и России – приложения к истории Запада. «У каждого своя история. И стремиться к одному и тому же не стоит», «бесцветность, неоригин-сть».
Заполните пропуски, определив представителей и содержание идей социально-философских и интеллектуальных движений в России XIX-XX вв.
1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера __________.
2. Истоками русской философской мысли являются _________.
3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были ________.
4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха ________.
5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в ___ веке, ее оформил _______.
6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва _________.
7. «Философское пробуждение» России относят к ____ веку – веку ______.
8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.
Зеньковский (историк русской философии) назвал _____.
9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял _____.
10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция ________.
11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются _______.
12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ________.
13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется __________.
14. Впервые его сформулировал _________.
15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть ________.
16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи.
17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то важную роль в мировой истории.
18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира, есть ________.
19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам _______.
20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах.
21. Назовите его представителей.
22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии _____.
23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева.
24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу _______.
25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли _______.