появление неравенства и знати история 5 класс конспект урока фгос

Конспект урока по истории для 5 класса на тему «Появление неравенства и знати»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Частное образовательное учреждение школа

Конспект урока по истории Древнего мира

в 5 классе на тему

« Появление неравенства и знати»

учитель истории и обществознания

Шаров Борис Николаевич

План-конспект урока по Всеобщей истории

(Истории Древнего мира)

— Глава 2.5. «Появление неравенства и знати»;

Сформировать у учащихся представления о росте имущественного благосостояния в родовых общинах древности и выделения в них знати.

1 . Обеспечить усвоение учениками понятий ремесло», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с иллюстрациями и картами в нем. Продолжить формировать у учеников способности устно и грамотно отвечать на вопросы учителя ;

3. Сформировать у учащихся понимание того, как в результате развития первобытных технологий и росте имущественного благосостояния начался процесс выделения «больших семей» в общинах и появления знатных и богатых общинников и социального неравенства;

4. Продолжить формирование у учеников знаний об историческом времени и умения использовать и понимать «линию времени».

— Урок изучения нового материал – комбинированный;

Основные термины и понятия по теме:

Основные даты по теме: Ок. 9 тыс. лет назад – началась обработка металлов.

Оборудование и материалы к уроку :

— Компьютер, проектор, презентация, учебник, доска, мел.

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Изучение нового материала

Информация о домашнем задании

П. спрашивает у У. ответы на заданные на прошлом занятии вопросы из учебника. После того, как вызванный У. ответит П. вызывает его к доске, для решения задания по теме «счет лет в истории». Возможные задачи заданные П.:

Изучение нового материала

— Со временем в земледелии, ремесленники изобрели, новый способ обработки полей. Мотыгой было довольно сложно и долго обрабатывать землю, поэтому люди решили, сделать «мотыгу» по больше и что бы ее можно было сдвинуть использовать в разрыхлении земли животных. Поэтому был изобретен плуг, запряжены в него животные и земледелием стало заниматься гораздо легче. И более того люди догадались, что очень твердую землю, которую невозможно было обработать мотыгой, плуг брал. Таким образом, участков, на которых можно было сеять, стало еще больше, а соответственно стало еще больше пищи.

Информация о домашнем задании

— Стр. 25–29. Читать: Главу 2.5. «Появление неравенства и знати».

— Стр. 29. Вопросы 1–4. Подготовить устные ответы.

Список использованной литературы:

1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Под ред. Искандерова А. А. – Москва: Просвещение, 2015. – 303 с.

2. Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира: рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 1. / Г. И. Годер. –Москва: Просвещение, 2014. – 79 с.

3. Годер Г. И. Задания и задачи по истории Древнего мира. Пособие для учителя. / Г. И. Годер. – Москва: Просвещение, 1996. – 144 с.

4, Низовский А. Ю. 100 великих археологических открытий / А. Ю. Низовский. – Москва: Вече, 2008. – 544 с.

Источник

Конспект урока истории в 5 кл на тему: Появление неравенства и знати

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема :Появление неравенства и знати

Цели: подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»

— На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

— Какие первые культуры начал выращивать человек?

— Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

— Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?

— Из чего люди делали посуду?

— Из чего изготавливали ткань?

III. Переход к изучению новой темы

— Что такое неравенство?

IV. Изучение новой темы

1) Обработка металлов.

2) Изобретение плуга.

3) Распад родовых общин.

4) Появление неравенства и знати.

На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

— Догадались ли вы, что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 Вигасина).

— Как происходила отливка медного топора?

3. Самостоятельная работа.

— Прочитать текст Вигасина на с. 23. п. 2.

— Выяснить, как появился плуг.

— Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)

4. Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его — остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом — только медный топор.

— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (Появление богатых и бедных.)

5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство — появление богатых и бедных людей.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т. е. неравенство.

Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

V. Закрепление изученного материала

Решение кроссворда «Сумей прочитать».

Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.

Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество.

Источник

Конспект урока 5 класс » Появление неравенства и знати»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

Открытый урок по истории 5 класс по теме

«Появление неравенства и знати»

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Открытый урок по истории 5 класс

Дата проведения : 17.10.2014 год

Тема урока : « Появление неравенства и знати»

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости.

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия : ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.

Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2011,

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Давайте вспомним:

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

III. Изучение нового материала.

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

(Слайд 3) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.

Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.

Постановка проблемного вопроса: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке.

(Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Работа с иллюстрацией учебника на странице 25. (Слайд 6)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

(Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

(Слайд 8). Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:

Какое значение имело появление плуга?

Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9).

(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)

Решение творческой задачи.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Учитель: мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.

(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.

Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.

Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.

Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.

(Слайд 11). Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.

(Слайд 13). Закрепление изученного материала: «Сумей прочитать».

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди (знать).

7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

Домашнее задание: § 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

об открытом уроке истории

Класс: 5 Дата проведения: 17.10.2014 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: » Появление неравенства и знати»

Форма урока: комбинированный

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

Урок истории по теме » Появление неравенства и знати» был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.

К уроку были поставлены цели :

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости.

Учитель развивал мышление учащихся; обогащал словарный запас детей. Воспитывалось чувство коллективизма, продолжилась работа по самоконтролю. Учителю удалось создать деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена правильно, были вовлечены практически все учащиеся класса.

Работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся.

Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.

В ходе обобщения полученных знаний при повторении пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично – поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что в непринужденной обстановке учащиеся более активны и проявляют высокую мотивацию к обучению.

Цели, поставленные на урок, достигнуты. Отзыв на урок положительный.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16: /Похомова И.А./

Источник

Урок истории в 5 классе «Появление неравенства и знати»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ конспект урока Появление неравенства и знати.doc

Авторская разработка урока «Появление неравенства и знати». 5 класс.

— продолжить формирование умений выступать с краткими сообщениями, сравнивать (орудия труда, родовую и соседскую общины), устанавливать причинно – следственные связи, решать исторические задачи.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, знать, вождь, раб.

I . Организационный момент.

II . Вступительное слово учителя, постановка проблемного вопроса.

На прошлом уроке мы с вами мысленно перенеслись на воображаемой машине времени на десять тысяч лет назад и оказались в поселке первобытных земледельцев и скотоводов. (Слайд №1). Как назывался коллектив людей, живущих в этом поселке? (Родовая община). Что называется родовой общиной?

Прошло примерно 3 тысячи лет. Мы вновь оказались в этом поселке. (Слайд №1). Что изменилось? (Появилось несколько домов вместо одного, пашня поделена на участки.)

Как вы думаете, кто живет в домах? (Отдельные семьи). Община теперь состоит из отдельных семей и называется соседской.

Почему пашня поделена на участки неодинаковой величины? (В общине существует неравенство.)

Давайте решим историческую задачу.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?»

( Вывод: в соседской общине выделилась знать).

Тема сегодняшнего урока: Появление неравенства и знати. (Слайд №2).

Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд №3).

На этот вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие в родовой общине около 10 тысяч лет назад. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, изготовлением глиняной посуды, одежды из ткани). (Слайд №4).

1. Из какого занятия возникло земледелие?

2. Из какого занятия возникло скотоводство?

3. Назовите три главных орудия труда древнейших земледельцев.

4. Как появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей?

Покажите молча, жестами:

Как первобытные земледельцы вскапывали землю?

Как убирали урожай?

Как вырубали деревья?

Отвечаем молча, кивком головы, на следующие вопросы:

Первым животным, прирученным человеком, была лошадь.

Первым животным, прирученным человеком, была собака.

Муку получали, растирая зерна на плоских камнях (зернотерках).

Ткачество изобрели мужчины.

Расскажите, как древнейшие земледельцы обрабатывали землю?

(Вырубали деревья каменным топором, выжигали кустарники, выкорчевывали пни, рыхлили землю деревянными мотыгами. Затем бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.)

Вывод: обработка земли была делом нелегким и требовала усилий всего рода.

IV . Изучение нового материала.

Появление соседской общины.

Шли столетия, развивались ремесла.

Что такое ремесло? (Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.) (Слайд №5).

Рассказ ученицы о развитии ремесел и появлении обработки металлов. (Слайды №№ 6,7).

Сравните два топора. (Слайд №8).

В чем преимущество металлических орудий труда перед каменными? (Лезвие медного топора острее каменного, им срубали дерево в три раза быстрее. Кроме того, медный топор тяжелее каменного, поэтому глубже проникает в древесину. Медное лезвие, если оно затупилось или испортилось, можно пустить в переплавку, каменный наконечник топора, если он был поврежден, выбрасывается. Однако медь не вытеснила полностью каменные орудия труда, так как медь мягкий металл и редко встречается в природе).

Далее рассказ учителя об изобретении плуга. (Слайд №9).

Задание: сравните мотыгу и плуг. Каким орудием труда легче было обрабатывать землю? Ученые провели опыт и установили, что с помощью плуга и лошади можно было разрыхлить участок земли в 50 раз быстрее.

Сделайте вывод: что дало человеку изобретение плуга и появление медных орудий труда?

Ученики высказывают свое мнение, затем вывод зачитывается по учебнику. (Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях).

Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5.

Задание: сравните родовую и соседскую общину.

Что значит сравнить? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия. (Слайд №10).

Общее имущество (орудия труда, скот, урожай).

Земля в общей собственности.

Имущество принадлежало отдельной семье (орудия труда, скот, урожай).

Семья владеет своим наделом земли.

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

Совместные работы (например, выкопать пруд), защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река. (Слайд №11).

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Могло ли неравенство появиться в родовой общине?

Рассказ учителя о появлении неравенства и знати. (Слайды №№ 12, 13, 14).

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?

Давайте подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Сегодня на уроке мы узнали о том, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Появление новых орудий труда привело к тому, что каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. На смену родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляется неравенство и выделяется знать (вожди и старейшины).

Мы научились сравнивать родовую и соседскую общину, устанавливать причины исторических событий.

Параграф 5, пересказать, ответить на вопросы, повторить раздел «Жизнь первобытных людей» по вопросам на стр. 27. (Слайд №16).

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

Источник

План-конспект урока «Появление неравенства и знати»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Появление неравенства и знати

подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе;

обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство»;

продолжить формирование умений: давать полный ответ на вопрос; сравнивать, анализировать различные исторические процессы; выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

развитие самостоятельного, активного и творческого мышления слабовидящих детей;

развитие произвольного внимания на всех этапах урока;

изучение степени утомляемости учащихся на уроке.

Тип и вид урока: комбинированный

Основные понятия и термины : плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Образовательные ресурсы: Учебник «История Древнего мира. 5 класс » под ред. Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. ; атлас «История Древнего мира. 5 класс », компьютер, проектор; презентация к уроку; карточки с заданиями для работы в группах; выдержки из документов

Методы и приемы: составление синквейна, кластера, корзинка идей, метод

«6 Шляп», работа в группах, работа в парах.

Формы контроля : фронтальный опрос, беседа по вопросам, составление схем (таблиц), самостоятельная работа, написание эссе по темам, исторический диктант.

Взаимное приветствие учащихся и учителя. Психологический настрой на урок. Проверка готовности учащихся (наличие тетрадей, спецтетрадей, учебников, атласов, дневников, ручек, карандашей).

Проверка отсутствующих детей на уроке. Наличие средств коррекции (очки, лупы, рамка) у учащихся на уроке.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка

Первичная проверка понимания Динамическая пауза

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Решение творческой задачи

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?

(В обществе существовало неравенство)

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

Вставьте пропущенные слова :

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

Работа с классом. Проверка знания терминов

Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка

Обработка металлов и совершенствование орудий труда

Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника

Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство)

Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности)

Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду)

Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник)

Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь. Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 26)

Как происходила отливка медного топора?

Работа с текстом учебника § 5 п.2 (стр.26 – 27)

Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом )

Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

В обществе появляется неравенство .

Появление неравенства и знати

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

Переход от родовой общины к соседской

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Вождь глава племени, руководитель военных действий племени.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Проработать материал учебника § 4, стр.21– 25.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *