появление иисуса христа история
История рождения Иисуса Христа
Будучи уже беременной, Мария вместе со своим супругом Иосифом отправляется в Вифлеем (родной город Иосифа в Южной Палестине). Причиной тому послужила объявленная римским императором Августом перепись населения, для облегчения проведения которой каждый человек должен был явиться в город, в котором родился. Но в Вифлееме все гостиницы и дома были заняты, и никто не мог приютить Иосифа и Марию, никто не смог предоставить им место для ночлега. Тем временем, Мария уже предчувствовала приближение скорых родов. Тогда Иосиф с Марией начинают искать место для ночлега за пределами города Вифлеем и останавливаются в хлеву – каменной пещере, служащей загоном для скота и убежищем от непогоды для пастухов.
Таким образом, благодаря стечению ряда обстоятельств, Иисус Христос был рожден в хлеву, в окрестностях мессианского города Вифлеем (как и было предсказано множеством пророчеств). Мария спеленала новорожденного Иисуса и уложила его в ясли – кормушку для скота, устеленную соломой.
На восьмом дне жизни Мессия прошел обряд обрезания и получил имя Иисус.
Рождение Иисуса Христа было самым долгожданным событием для христианского народа. Этому событию предшествовали множество пророчеств (одним из предсказателей рождения мессии был пророк Исаия), но, несмотря на это говорить о точной дате рождения Иисуса Христа весьма затруднительно. И все-таки большинство историков, основываясь на таких фактах, как появление кометы Галлея (вышеупомянутая Вифлеемская звезда), перепись населения во времена правления римского императора Августа и учитывая период правления царя Ирода, склоняются к тому, что Иисус был рожден 25 декабря, в 748-м году от основания Рима. Эта же дата с IV века принята Церковью и утверждена Юлием I (папой Римским) в 337 году как дата Рождества Христова.
Тема рождения Иисуса Христа ярко отражена в живописи, о рождении Спасителя написано множество картин. Это такие произведения искусства как: «Рождество» Робера Кампена (Дижон, 1425г.), «Поклонение пастухов» Джордоне (Вашингтон, 1504г.), «Поклонение волхвов» Рогира ван дер Вейдена (Мюнхен, 1458г.), «Принесение во храм» А.Мантеньи (Флоренция, 1462-64гг.), «Поклонение волхвов» А.Дюрера (Флоренция, 1504г.), «Поклонение волхвов» Д.Баутса (Мюнхен, 1490г.) и другие. Больше всего упоминаний об Иисусе Христе можно встретить в Евангелии и других книгах Нового Завета. Рассказ о рождении Иисуса Христа находит аналоги в мифах других народов (Кришна в Индии, Саргон в Ассирии, Гор в Египте и другие).
Откуда пришел Иисус Христос?
На нашем сайте вы можете найти множество статей об Иисусе Христе. И хотя для многих христиан ответ на вопрос «Откуда пришел Иисус Христос?» является очевидным, мы решили еще раз разобрать его для тех, кто только начинает свое знакомство с Библией и христианством. Мы кратко разберем место рождения Иисуса Христа, поговорим о семье, где Он родился, а также посмотрим на факты, по которым считается, что Иисус Христос пришел от Бога.
Иисус Христос «пришел» из Вифлеема
Отвечая на вопрос «Откуда пришел Иисус?», в первую очередь, хочется сказать, что Он пришел из Вифлеема. Библия говорит, что Иисус родился в этом неприметном городке:
«Иисус родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода. Некоторое время спустя с востока в Иерусалим пришли мудрецы» (Евангелие от Матфея 2:1).
Из пророчества Михея 5 главы мы узнаем очень много важных вещей о Мессии, а также о причинах, по которым Бог выбрал именно Вифлеем для места рождения Мессии — Иисуса Христа.
«Но ты, Вифлеем Ефрафа, хотя ты и мал среди клана Иуды, для Меня выйдет из тебя Тот, Кто станет правителем Израиля. Его начало уходит в древность, ко дням вечности» (Михея 5:2).
— Его появление будет смиренным. Евангелие от Матфея много внимания уделяет тому, что показывает исполнение этого пророчества. Мы привыкли слышать, как цари рождаются в великолепных дворцах. Это было уникальное рождение для такого скромного места. Мария и Иосиф были из рода Давида. Они были прямыми потомками царя Давида. Тем не менее они не были богатыми, а на самом деле – даже очень бедными. Вифлеем был скромным городом. Рождение вдали от дома, на холоде, ночью еще больше «усмиряет» всю эту историю.
— Мессия придет, чтобы удовлетворить самые глубокие потребности людей. Вифлеем означает «дом хлеба». Это достойное место для Того, Кто утверждал, что Он «Хлеб жизни». Еще более символичным было то, что Его поместили в ясли, что означало место для животного корма. Это можно считать предвестником того, как Он собирался удовлетворить внутренний духовный голод всего человечества.
— Его жизнь была связана с овцами и пастухами. Вифлеем был известен как место овец и пастухов. Тот факт, что именно пастухи были во время рождения, уместен. Роль Мессии описывается как роль Пастуха. О Мессии было пророчество, что Он будет известен и будет править скорее как пастух, а не как политический деятель. Давид, кто является автором 22 Псалма, пишет, что значит быть овцой и пастухом. Позже пророк Михей использует этот образ для того, чтобы описать сердце и роль Мессии. В отличие от военного лидера, Мессия будет известен как пастырь Своего народа. Кроме того, целесообразно, что именно пастухи получили известие о рождении «Агнца Божьего». Пастухи часто присутствовали при рождении ягненка. На протяжении всего Евангелия от Иоанна Иисус часто называется «Агнцем Божьим» и «Добрым Пастырем» (Евангелие от Иоанна 1:29; 10:1-10). Одна из тайн заключалась в том, как Мессия сможет выполнять эти роли одновременно: священника и царя, жертвы и жреца, ягненка и пастуха.
Подробнее о том, почему Иисус Христос родился именно в Вифлееме, вы можете прочесть в этой статье.
Иисус Христос «пришел» из семьи Марии и Иосифа
Библия говорит, что Иисус родился в семье Иосифа и Марии. Об этом можно прочесть в Евангелии от Луки, например:
«Гавриил пришёл к ней и сказал: «Приветствую Тебя! Господь с Тобою! Будь благословенна». Но она была смущена этими словами и думала, что бы это приветствие могло значить. И ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела милость Божью. Слушай! Ты зачнёшь и родишь Сына, и назовёшь Его Иисусом. Он будет велик, и Его будут называть Сыном Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, Отца Его. Он вовеки будет править народом Иакова, и Его царству не будет конца». Мария спросила у ангела: «Как же будет это, если я не замужем?» Ангел ответил ей: «Святой Дух снизойдёт на Тебя, и власть Всевышнего осенит Тебя. Поэтому Дитя, которое родится, будет носить имя Сына Божьего» (От Луки 1:28-35).
Из Библии мы узнаем, что Иисус был рожден девственницей — женщиной, которую не познал мужчина. Как мы уже поняли, семья Марии и Иосифа была очень бедной и вела скромный образ жизни. Иисус был первым ребенком, но далеко не последним. У Него были родные братья и сестры. Если вы хотите подробнее узнать о семье Иисуса, то прочтите эту статью.
Иисус Христос пришел от Бога
Первые темы говорят нам о физическом происхождении Иисуса Христа — городе и семье, откуда Он пришел. В этой части мы кратко поговорим о том, что Иисус Христос пришел от Бога. Иисус прямо говорил, что Он пришел от Бога, и открыто показывал Свое Божественное происхождение. Давайте разберем лишь несколько мест в Библии, где говорится об этом.
Апостол Петр одним из первых признал Божественное происхождение Христа, а Иисус подтвердил его слова:
«И сказал Он им: «А что вы говорите, кто Я такой?» Симон Пётр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого». В ответ Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, ибо ты узнал это не от людей, а от Моего Небесного Отца» (От Матфея 16:15-17).
Бесы знали о том, Кто есть Иисус Христос на самом деле и откуда Он пришел:
«Увидев Иисуса издали, человек подбежал, склонился перед Ним и закричал громким голосом: «Что Тебе нужно от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Богом Тебя заклинаю, не мучь меня!» Ибо Иисус говорил: «Выйди из этого человека, дух нечистый!» Тогда Иисус спросил его: «Как имя твоё?» Тот ответил: «Имя мне — легион, потому что во мне много духов» (От Марка 5:6-9).
Иисус Сам говорил, что пришел от Бога, а для иудеев это стало одной из причин, по которой Его распяли:
Если вы никогда не читали Новый Завет, то обязательно прочтите его лично. Прочтите хотя бы Евангелия и вы увидите, что Иисус говорил о Себе, за кого Его принимали люди, и как Иисус доказал Свою Божественную природу.
На нашем сайте вы можете найти множество статей, разбирающих доказательства того, что Иисус Христос пришел от Бога. Этими доказательствами являются как многочисленные пророчества об Иисусе в Ветхом Завете, так точно исполнившиеся много веков спустя. Таким доказательством является чудесное рождение Иисуса Христа. Многочисленные чудеса, творимые Иисусом Христом, тоже доказывают, что Он пришел от Бога. И, конечно, факт воскресения Иисуса Христа из мертвых — основа всей христианской веры.
Напишите нам через раздел контакты, если вы хотите больше узнать об Иисусе Христе и Его учении, которое Он оставил для всех людей на земле.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС: ТАЙНА РОЖДЕНИЯ
Вместо пролога
Из Библии мы знаем, что Богочеловек Иисус Христос был рождён смертной женщиной от бессмертного Бога.
Факты рождения смертной женщиной особенного ребёнка от Бога были известны ещё задолго до рождения Иисуса Христа. Об этом читаем в сюжетах мифов многих народов мира.
Так, один из главных языческих богов древних греков Зевс имел не однажды детей от смертных женщин. Это были герои, надолго прославившие себя подвигами. Самый известный из них – Геракл.
Но подвиги эти всегда оказывались связанными с убийствами. Свистели в воздухе отравленные стрелы, отлетали головы чудовищ, реками лилась кровь. А вместо одних чудовищ возникали другие. Для победы над ними требовались всё новые и новые герои.
О Его рождении было предвещено заранее ветхозаветным пророком Исайей, жившим во второй половине VIII века до Рождества Христова, то есть за семь столетий до появления на свет обещанного человечеству Младенца: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), и о Котором им было сказано тогда так: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…»(Ис.42:3).
Пророчество Исайи, предвещавшее рождение Младенца от Бога, было воспринято его современниками с энтузиазмом, хотя понято оно было по-своему, соответственно тогдашним обстоятельствам.
Дело в том, что исторически это пророчество относится ко времени рождения царя Езекии – одного из значительнейших правителей Южного царства Иудеи. Поэтому к пророчеству отнеслись конкретно и однозначно: как прямое указание на жену царя Ахаза (отца Езекии), родившую будущего преемника. Этому способствовало также и то, что в древнееврейском тексте Священного писания отсутствовало слово «Дева», появившееся в пророчестве Исайи лишь позднее, в переводе первоначального текста на греческий язык. Вместо отсутствовавшего слова «Дева» там было сказано «молодая женщина».(1)
Что же касается положения самого Иудейского Царства, то оно в ту пору переживало трудные времена. Царю Ахазу угрожали одновременно Северное Царство Израиль и Дамаск (4Цар. 16:5). И хотя в такой ситуации пророчество Исайи могло прозвучать как обнадёживающий призыв не отчаиваться и обещание Божьей помощи и поддержки, намёк на что легко угадывался в самом имени Грядущего Младенца – «Еммануил», что означает «Бог с нами», царь Ахаз принял своё решение. Опасаясь неминуемого поражения, он добровольно отдался во власть ассирийского царя Тиглатпаласара III, тем самым сделавшись вассалом Ассирии (4Цар. 16:7-9). И это не удивительно. Ведь сам он, как говорится в Библии, «не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его; Но ходил путём царей Израильских, и даже сына своего провёл чрез огонь», то есть следовал языческим обычаям, принятым у соседних народов. (4Цар. 16:2-3).
Итак, из Библии известно, что Сын Божий был рождён Богоматерью Девой Марией.
Что мы знаем о Ней, родившей миру Божественного Младенца? Очень немногое. Что Она родственница Елисаветы, жены священника Захарии (Лк 1:5) и матери Иоанна Крестителя. Что Она родом из города Назарета и была обручена с Иосифом из дома Давидова.
Ни о родителях Богоматери, ни о её детстве в Новозаветных текстах ничего не рассказывается. Об этом можно прочитать лишь в апокрифах, однако, не включённых в библейский канон. Но возникли апокрифы уже гораздо позднее.
Немногословен Новый Завет и об Иосифе, номинальном отце Иисуса. Мы знаем только, что он был плотником и жил в Назарете (Мф.13:55).
Пришедшая из монастыря, куда была отдана в трёхлетнем возрасте, и мечтавшая о безбрачном служении Богу до конца своих дней, 14-летняя Мария была отдана замуж, поскольку примеров безбрачного служения девицы Богу тогда ещё не было. Но это был особый род замужества, совершенно не совпадающий ни с нашими конкретными представлениями о нём, ни, тем более, с тогдашними. С Иосифом её обручили как бы для того, чтобы он, уже почти старец, годившийся ей больше в отцы, а не в мужья, стал хранителем её девства. И потому, будучи обручённой с ним и проживая в его доме, она как служанка исполняла разнообразные домашние обязанности, продолжая при этом оставаться девушкой.(2)
Живя в доме Иосифа, Мария по-прежнему не оставляла чтение Священных книг. Предание говорит, что прочитав в пророчестве Исайи о том, что Дева удостоилась быть матерью Бога, она мечтала оказаться хотя бы служанкой при ней. Об уготованной ей роли в рождении Божественного Младенца Мария узнала прежде Иосифа.
Евангелист Лука рассказывает об этом так (Лк.1:26-38).
Однажды явился ей Ангел Гавриил, специально посланный в Назарет, и приветствовал её такими словами: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).
Появление перед глазами Ангела не испугало и не встревожило выросшую в монастыре и воспитанную на чтении Священных книг девушку.
Однако её смутило то, что Он назвал её благословенной среди жён. Но Ангел успокоил её: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:30-31).
Услышав слова Ангела о рождении у неё Сына, Мария в недоумении сказала: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). На что Ангел ответил Ей так: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Мария же в ответ смиренно сказала: «се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Тем более что перед этим Ангел сказал: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37), предварив эти слова рассказом о родственнице Марии – Елисавете, долгое время слывшей неплодной, которая «зачала сына в старости своей» (Лк. 1:36).
Так что Мария была готова к рождению у неё Божественного Сына.
Что же касается Иосифа, то он о разговоре своей жены с прилетевшим к Ней Ангелом, надо думать, не знал. И потому не был готов к подобному повороту событий. И когда стало очевидным, что Мария беременна, хотел, не давая случившемуся огласки, тайно отпустить жену из дома (Мф.1:18-19).
Но как только он решил сделать это, явился ему во сне Ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» (Мф.1:20-21).
На что же следует обратить внимание в первую очередь, сравнивая сказанное Небесным Посланником Марии со сказанным Им Иосифу?
Прежде всего, на обращение. Если Марии Ангел говорил: «Радуйся, Благодатная!», что нельзя воспринять иначе как поздравление с уже состоявшимся: Она – избранница Бога, то Иосифу Он напоминает о том, что он – сын Давидов. А это – обязывает.
Далее, в разговоре Ангела с Марией, как и в Его разговоре с Иосифом, присутствует один и тот же призыв: «не бойся». Но сколь по-разному звучит в обоих случаях это «не бойся». В адресованном Марии «не бойся» акцент на том, чтобы подбодрить её: не бойся самой себя. Ты под защитой Бога. И на тебе великая миссия – стать Богородицей.
В «не бойся», обращённом к Иосифу, совсем иная тональность. Не бойся оказаться обманутым: верь! Не бойся чужого мнения, не бойся того, что скажут другие, потому, что совершающееся ныне – выше всего этого.
И, наконец, то, что как Марии, так и Иосифу предписано наречь Божественного Младенца Иисусом, хотя в пророчестве Исайи было названо другое имя – Еммануил.
Правда, Ангел напомнил Иосифу и о давнем пророчестве Исайи. Вот его слова, обращённые тогда к Иосифу: «А все сие произошло, да сбудется речённое Господом чрез пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что; значит: с нами Бог» (Мф.1:22-23; Ис.7:14).
Иосиф сказанному во сне Ангелом Господним по-слушался. И, пробудившись, беременную свою жену Марию из дома не отослал, а когда появился на свет Божественный Младенец, «нарёк Ему имя: Иисус» (Мф.1:25).
Может ли быть, что эти два имени загадочно существуют в разных пророчествах случайно? Или они как-то связаны между собой и потому вовсе не случайно оказались названы Иосифу вместе?
Тут было бы самое время вспомнить весьма далёкую от разбираемого подробность, которая, возможно, не имеет ни малейшего отношения к только что сказанному про Иосифа и потому не станет ни в чём обнадёживающей подсказкой, а, может быть, напротив, кое-что прояснит.
Имя Василий имел в крещении и великий князь киевский Владимир Мономах. Великий князь киевский Ярослав, сын Владимира Святого, в крещении имел имя Георгий. Это же имя имел и сын Владимира Мономаха великий киевский князь Юрий, прозванный Долгоруким.
Причём, если первое имя давалось им для земной жизни, то второе как бы даже хранилось в тайне, поскольку предназначалось оно для общения с Богом в последующей небесной жизни.
В дальнейшем эта традиция постепенно угасла: два имени сменились одним, даваемым при крещении.
Тема рождения не раз возникала и в диалогах Иисуса. Следовательно, ей придаётся большое значение. Так, в разговоре с фарисеем Никодимом, пришедшим к Нему ночью побеседовать о важном, Иисус говорит ему так: «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3:6).
Не было ли этим сказано тогда, что существуют два разных рода рождения? Если рождение от плоти – это физическое рождение (оно роднит нас с животными), то рождение от Духа – это рождение духовное (оно отличает нас от животных).
Это означает также и то, что в каждом роде рождения должна быть своя пара родителей: отец и мать.
В мифологии древних греков есть такие примеры, когда земная смертная женщина рождает одновременно сыновей-близнецов и от бога и от своего земного мужа. Причём, один из этих сыновей (сын бога) бессмертен, а другой (сын её земного мужа) смертен.
Вот один из этих примеров. Смертная Леда рождает от бога Зевса бессмертного сына Полидевка, а от своего смертного мужа Тиндарея она рождает смертного же сына Кастора.
По вполне понятным причина можно считать, что с рождением физическим всё ясно, поскольку здесь и отец рождаемого и его мать – плотские, земные, телесные.
Что же касается рождения духовного, то, благодаря Библии, кое-что становится ясным и здесь, хотя, разумеется, и далеко не всё.
Ангел Господень сказал тогда Иосифу, чувствовавшему себя обманутым мужем, об истинной природе беременности Марии, мужа тогда ещё не знавшей: «родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф.1:20).
Вчитаемся в эту цитату внимательнее, чтобы уловить все её смысловые оттенки.
На что в первую очередь здесь следует обратить внимание? Во-первых, на то, что сказано про уже родившееся в Ней, а не про то, чему лишь ещё надлежит родиться. И, во-вторых, здесь подчёркнуто то, что уже родившееся именно в Ней, то есть внутри Неё.
Богомолы в первой половине 10 века, составившие в Болгарии крестьянское движение, принявшее религиозную форму ереси, не без оснований полагали, что зачатие Девой Марией от Святого Духа произошло через ухо(3), иначе говоря, это было зачатие Словом, то есть зачатие духовное.
Теперь ещё предстоит уяснить, почему в пророчестве Исайи было сказано, что зачнёт и родит именно Дева? И как сказанное в первоначальном тексте о зачатии и рождении молодой женщиной в переводе на греческий язык могло превратиться в слово «Дева»?
Хотя пророчество о рождении Богочеловека Иисуса Христа именно от Девы и подтвердилось 600 с лишним лет спустя, надо признать, что такое событие труднопостижимо даже и для таких сведущих в религиозных делах людей, как Симеон, впоследствии прозванный Богоприимцем, а прежде этого бывший в числе 72-х переводчиков книг Ветхого Завета на греческий язык, ради этого приглашённых из Иерусалима на остров Форос.(4)
Вот что произошло тогда на Форосе. Работая над переводом книги пророка Исайи, Симеон перевёл текст, говорящий о грядущем рождении Мессии как рождение Его от жены. Наутро, проснувшись в своей одинокой келье, он обнаружил, что слово «жена» перечёркнуто чьей-то рукой и вместо него написано «Дева». Усомнившись в том, что рождение от Девы возможно, он перечеркнул исправленное и возвратил тексту первоначальный смысл.
Однако на следующее утро Симеон обнаружил то же самое. И так ещё несколько раз, до тех пор, пока явившийся Симеону Ангел не сказал ему, что жить он будет до тех пор, пока своими глазами не увидит рождённого Девой от Бога Младенца, что и случилось.
Утомлённый тяготами долгой жизни встречает однажды Симеон при входе в храм Иосифа и Марию с Младенцем на руках на сороковой день по Его рождению. Симеон сразу всё понял. И, взяв Младенца на руки, сказал:
«Ныне отпускаешь Раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32).
Мария и Иосиф дивились его словам.
Вот что ещё сказал Иисус о рождении пришедшему к Нему ночью фарисею Никодиму: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
О рождении от Духа Библия говорит нам в связи с Богоматерью Девой Марией. Но что может означать рождение от Духа водой? О какой воде может тут идти речь?
В Первом Послании апостола Иоанна говорится: «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1Ин. 5:8).
О чём же говорят нам свидетельствующие на земле?
Начнём с самого близкого нам и понятного – с крови, циркулирующей в наших сосудах.
О крови в Библии сказано так: «душа всякого тела есть кровь его» (Лев.17:14, Вт.12:23). Поскольку о крови говорится, что она – душа тела, а сам человек – это не одно только тело, то надо думать, что и вода – тоже душа. Только, если кровь – наша душа низшая, животная, (не потому ли она и названа последней?), то вода – наша душа высшая, способная соприкасаться с Божественным миром. Потому-то она и родит от Духа.
Пришло время снова вернуться к теме Девы, о которой говорит нам пророк Исайя: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис. 7:14).
Обратим внимание на то, что сказанное здесь содержит некую едва уловимую двусмысленность. Ведь не сказано, что Дева приимет во чрево, а сказано, что Дева приимет во чреве. Она как бы сама находится во чреве, где приимет и родит. А это кардинально меняет сам смысл пророчества.
Конечно же, это наша душа. Это Она, а вовсе не плоть, зачнёт и родит от Бога. Разве тленная плоть способна родить от Бога?
Только вот может ли душа, родившая от Бога бесплотного Сына, родить от Него ещё и Сына телесного? Разумеется, нет. Как плоть не способна родить от Бога бесплотное, так душа не может родить от Бога телесное. Здесь не обойтись без посредников. И подсказкой в этом будет существование не одного рождающего лона, а двух, первое из которых душа, а второе плоть.
Только нельзя забывать о том, что Иисус об особенности Своего рождения Сам сказал допытывавшимся о Его происхождении иудеям так: «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23).
Подводя итог, остаётся сказать, для чего всё это было совершено.
Еммануил, рождённый от Духа Святого и души Марии, соединил с Богом душу человека. Иисус как Богочеловек, соединивший в Себе Небесное и земное, Дух и плоть, Божественное и человеческое, тем самым соединил с Богом не только человека, но и человечество в целом.
Таким образом, Еммануил, рождённый душой Марии в Себе, и Иисус, рождённый плотью Марии из себя, стали двумя ступенями, соединяющими нас с Богом, нас, некогда бездумно, беспечно и так надолго отпавших от Него.
(1) «Большой путеводитель по Библии», перевод с немецкого,
М.Республика, 1993 (Мюнхен, Дремер Кнаур, 1985)
(2) «Библейская энциклопедия», Москва «Элма-Пресс», 2001, стр. 51.Труд и издание архимандрита Никифора, Москва, 1891
(3)«Энциклопедия «Христианство», М. 1993, т.2, стр.269
(4) «Толковая Библия», А.П.Лопухин, Петербург, 1904-1913
Второе издание, Стокгольм, 1987, т.2, стр. 281-283