поурочные разработки по истории с древнейших времен до конца 19 века 10 класс сахаров загладин
Рабочая программа по истории для 10 класса по учебнику история 10 класс авторы А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Н.А. Некрасова»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
МО учителей заместитель директора по УР приказом МБОУ «СОШ
цикла _______(А.В. Савицкая) имени Н.А. Некрасова»
протокол от__________№____ от ________№_______
по истории для 10 класса
на 2018-2019 учебный год
Ицкова Людмила Федоровна
учитель истории МБОУ
«СОШ имени Н.А. Некрасова»
Рабочая программа по истории для 10 класса разработана на основе:
ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
Программы курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова» (утвержденной приказом МБОУ «СОШ имени Н. А. Некрасова» от _______ №___;
Календарного учебного графика МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова» на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа по истории включает в себя:
Историю России с древнейших времен до сер. 19 в. в объеме 44 часов;
Всеобщую историю в объеме 24 часов;
Количество часов по рабочей программе: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Освоение курса истории на базовом уровне способствует достижению главной цели исторического образования в школе : «формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».
Эта общая цель определяет задачи курса:
·формирование у молодого поколения исторических ориентиров
самоидентификации в современном мире;
·овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
·воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как
единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах
равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во
взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и
национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у
обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем
·развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и
проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;
·формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе
осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности
каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через
. выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и
·развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания
взаимовлияния исторических событий и процессов.
Особенностями курса истории в старшей школе являются его системность,
многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поли конфессионального сообщества.
Содержание курса ориентировано на формирование и развитие
учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её),
коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения),
компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся.
Используемые технологии, принципы, формы и методы работы:
Принцип психологической комфортности
Принцип научного обучения
Принцип личностно ориентированного обучения
Герменевтический (понимание, интерпретация) метод
Метод психолого-диагностического анализа
Традиционные формы урока
Лекции, семинары, дискуссии, конференции, коллоквиумы.
Установка на успех
Требования к уровню подготовки выпускников.
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории;
периодизацию отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и уменияв практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков, окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования
Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся осуществляется в рамках методической диагностики, разработанной в процессе практической профессиональной деятельности с учётом специфики учебной дисциплины, требований к уровню её преподавания и уровню подготовки учащихся: входная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностикаПод методической диагностикой понимаются способы системного исследования предметного обучения, основанные на определённых принципах, единых параметрах и комплексном применении различных методов выявления достижений учащихся в процессе преподавания истории и обществознания.В качестве методов диагностики исследования уровня усвоения содержания и уровня сформированности умений, формируемых в рамках курса истории взяты общие (тестирование), традиционные (анкетирование, интервью) и специфические (творческое сочинение, познавательная задача, фиксированный устный ответ) методы.
Форма промежуточной аттестации: тест.
Форма промежуточного контроля знаний, обучающихся: тестирование, самостоятельная работа.
Перечень учебно-методических средств обучения
Б.Н.Серов, М.В.Лескинен. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 века 10 класс. Москва «Вако» 2008
Н.В.Зайцева История поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 века»Волгоград « Москва. «Русское слово», 2013
Рабочая программа по истории 10 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Прокудино Аткарского района Саратовской области
Учителя 1 квалификационной категории
Сергеевой Марины Викторовны
По истории 10 класс
II .Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории». Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «История России с древнейших времен до конца XVIII века» ч.I, авторы А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, «История России конец XVIII – XIX век» ч.II, авторы В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, М. «Просвещение»2016г., «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века», автор Н.В.Загладин, М. «Русское слово» 2016г., а также дополнительных пособий: для учителя: Б.Н.Серов, А.Р.Лагно «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века»,М. «ВАКО» 2016г., Е.Н.Захарова «Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе», М. «Владос» 2016г.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения истории:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
Освоение систематизированных знаний о прошлом;
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Формирование исторического мышления.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения :
Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитияисторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
III .СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Предыстория народов России. Начало Руси – 7ч.
Россия в XVI веке – 4ч.
Россия в XVII веке – 9ч.
Россия в первой половине XIX века – 12 ч.
Россия во второй половине XIX века – 13 ч.
IV УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего – 68 часов, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных уроков – 4;
«История России с древнейших времен до конца XVIII века» ч.I, авторы А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, «История России конец XVIII – XIX век» ч.II, авторы В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, М. «Просвещение»2005г., «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века», автор Н.В.Загладин, М. «Русское слово» 2001г., а также дополнительных пособий: для учителя: Б.Н.Серов, А.Р.Лагно «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века»,М. «ВАКО» 2005г., Е.Н.Захарова «Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе», М. «Владос»
Конспекты уроков истории России в 10 классе.
разработки уроков истории России в 10 классе расчитаны на учебник «История с древнейших времен до конца 19 века. Сахаров А.Н., Загладин Н.В. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)», М.: «Русское слово», 2013г.
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков истории России в 10 классе.»
Россия во всемирной истории
Формирование у учащихся представления о месте России во всемирной истории, особенностях исторического пути России.
Показать влияние на развитие исторического процесса природно-климатических условий, геополитического положения и др.
Изучение нового материала.
1. Учитель организует работу с источниками в парах. Каждая пара получает оба документа.
Прочитайте источники. Обменяйтесь мнениями в паре и подготовьте совместный ответ на предложенные вопросы и задания:
Что объединяет представленные источники?
Сравните, как определяют предмет науки истории авторы (найдите общее и различия).
Какие строчки вы считаете самыми важными? Поясните свое мнение.
Какая точка зрения представляется вам более аргументированной?
Согласны ли вы с мнением авторов?
Л. Н. Гумилев. От Руси к России: очерки этнической истории
А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство — это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территорий своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.
Второй параметр — время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными. Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения все человечество следует рассматривать как антропосферу — одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens. Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством — оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей — этносов — составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам.
Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения — стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.
М. Блок. Апология истории
Иногда говорят: «История — это наука о прошлом». На мой взгляд, это неправильно. Ибо, во-первых, сама мысль, что прошлое, как таковое, способно быть объектом науки, абсурдна. Как можно, без предварительного отсеивания, сделать предметом рационального познания феномены, имеющие между собой лишь то общее, что они не современны нам? Точно так же можно ли представить себе всеобъемлющую науку о вселенной в ее нынешнем состоянии? Предметом истории является человек. Скажем точнее — люди. Науке о разнообразном больше подходит не единственное число, благоприятное для абстракции, а множественное, являющееся грамматическим выражением относительности. За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. И настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча.
«Наука о людях», — сказали мы. Это еще очень расплывчато. Надо добавить: «о людях во времени». Историк не только размышляет о «человеческом». Среда, в которой его мысль естественно движется, — это категория длительности.
Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.
После завершения работы в парах заслушивается несколько ответов.
2. Учащиеся читают текст параграфа 3.
Вопросы и задания для организации дискуссии:
Назовите основные факторы, определившие своеобразие русской цивилизации. Какие из них проявляются в наше время?
Существует ли взаимосвязь между ценностями православия и действием остальных факторов в истории России? Аргументируйте свою точку зрения.
Представьте взаимосвязь факторов цивилизационного развития России в виде схемы. Каково значение каждого фактора в истории нашей страны? Какой фактор представляется вам наиболее значимым и почему?
Учащиеся выделяют особенности социума, государства и системы ценностей, сформировавшихся в средневековой Руси, и отвечают на вопрос: как связаны между собой факторы цивилизационного развития и система ценностей средневековой Руси?
Особенности социума: личностно-патриархальный характер общественных отношений; отсутствие частной собственности на землю; слабое развитие корпоративных связей при сохранении сельской и посадской общины.
Особенности государства: сильное государство с упрощенными механизмами управления; абсолютизация личной власти; жесткие методы управления; многочисленные повинности подданных. (Учитель отмечает, что в полной мере эта характеристика может быть отнесена только к послемонгольскому времени.)
Особенности системы ценностей: государство; вера; совесть; соборность (коллективизм).
Славяне в раннем средневековье
анализ проблемы этногенеза восточных славян;
характеристика восточнославянской языческой культуры, занятий, общественного строя и быта.
Для актуализации проблемы урока учитель может обратить внимание старшеклассников на то, что социологические опросы показывают резкое возрастание интереса к древнерусской истории, хотя еще недавно лидировал интерес к событиям XX в. С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?» Обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.
Изучение нового материала.
Учащиеся получают групповые и индивидуальные задания, работают с текстом и картой учебника.
1. Доказать, что в описании Нестора славяне представлены как древнейшая и неотъемлемая часть европейского сообщества народов.
2. Союзы славянских племен. Расселение. Соседи славян.
3. Тезисный план «основные занятия славян»
4. Общественный строй восточных славян (схематичное изображение).
5. Религия восточных славян.
Какие силы природы олицетворяли
Закрепление изученного материала.
Во второй половине урока проверяется выполнение полученных заданий, в тетради оформляется схема.
Просмотр видеофрагмента из «Истории государства Российского», серия 4 «Славяне».
Домашнее задание: §12 (1,2 часть 1), работа с текстами (дополнительно)
Образование древнерусского государства
познакомить с процессом образования Древнерусского государства, различными точками зрения на возникновение государства у восточных славян;
развивать умение характеризовать основные направления и результаты деятельности русских князей, структурировать учебный материал в виде тезисного плана, схемы.
работа с текстом источника;
Понятийный диктант по терминам домашнего параграфа.
Начальная русская летопись (Повесть временных лет)
Автор начальной русской летописи (Нестор)
Восточнославянский племенной союз, сложившийся в Среднем Поднепровье (поляне)
Враг, от которого славяне освободились на рубеже 8 – 9вв. (хазары)
Собрание свободных членов племени у восточных славян (вече)
Наиболее зажиточные члены племени (мужи)
«Любимцы богов» у славян, которые умели напрямую общаться с богами (волхвы, кудесники)
Изучение нового материала.
1) Происхождение Руси
Лекция учителя с использованием схемы, постановка вопроса: кого можно считать создателем Древнерусского государства?
862г. – летописная дата призвания варягов на Русь, начало княжения Рюрика
2) Первые русские князья
Просмотр видеофрагментов «История государства Российского», работа с текстом учебника, историческими источниками, картой. Составление конспектов, характеризующих направления политики и результаты княжения Олега, Игоря, Ольги, Святослава.
Исторический портрет КНЯЗЬ ОЛЕГ
(государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.)
Время жизни и деятельности
(век, эпоха, период истории страны …)
По сведениям летописца князь Олег был одним из приближенных Рюрик, начал править Новгородом по причине малолетства сына Рюрика − Игоря. В 882 г. захватил Киев, объединив под своей властью два центра древнерусского государства. Умер в 912 г.
Основные направления деятельности
( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …)
1. Борьба за контроль торгового пути «из варяг в греки».
Олег после смерти Рюрика, правившего в Новгороде с войском пошел по торговому пути, захватив по пути центр кривичей Смоленск;
в 882 г. захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира, Киев становится резиденцией князя.
2. Подчинение восточнославянских племен
подчинил древлян, северян, радимичей, обложив их данью.
3. Борьба за обеспечении внешней безопасности
договорился с варягами о об охране теми северо-западных границ Руси за плату в 300 серебряных гривен;
успешно боролся с хазарами, данниками которых были некоторые восточнославянские племена;
потерпел чувствительное поражение от венгров, когда те перемещались по Причерноморью, заключил с ними союз.
4. Борьба с Византией
совершил поход на Константинополь (Царьград) в 907 г., итогом которого было заключение договора;
в 911 г. был заключен первый письменный договор Руси с Византией, по которому русские купцы получал и ряд торговых привилегий.
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …)
Политика князя Олега была успешной,
он проявил себя как талантливый полководец и организатор, объединив восточнославянские земли в 882г. в единое государство,
стал контролировать путь «из варяг в греки», придал княжеской власти авторитет и международный престиж.
заключил наиболее выгодный договор с Византией.
Домашнее задание: §13, закончить работу с конспектом.
Расцвет Древней Руси
(Древнерусское государство при Владимире)
характеристика личности и правления Владимира I;
определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства.
Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.
Термины и понятия урока
Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.
На местах тест на повторение.
У доски: характеристика Игоря, Ольги, Святослава.
Изучение нового материала.
1) Первая усобица на Руси.
Лекция учителя, составление схемы в тетради.
972 – 980гг. – первая усобица на Руси (борьба между сыновьями Святослава за власть)
2) Внутренняя и внешняя политика Владимира 1.
Исторический портрет Владимира I
(государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.)
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …)
Третий сын князя Святослава, родившийся от его рабыни Малуши.
Расцвет Древнерусского государства.
Основные направления деятельности
( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …)
Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.
Обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Сооружение крепостей по рекам, застав на границе со степью.
В 980 г. осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном.
Принятие христианства в 988г. Монотеистическая религия укрепила власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности. Единая вера способствовала укреплению единства страны и народа. Особое значение принятие христианства имело для развития русской культуры.
Результаты деятельности (деятель в оценках историков, современников …)
Расширил и укрепил Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.).
Вырос международный авторитет Руси. Правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.
Владимир канонизирован церковью как святой, именуется «равноапостольным». Владимир Красное Солнышко. «Каган земли Русской».
3) Принятие христианства. Причины и значение.
Просмотр видеофрагментов «История государства Российского», работа с текстом учебника, историческими источниками. Составление в тетради схемы
Принятие христианства 988г.
Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе.
Оправдание социального неравенства.
Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям
Укрепило государство, власть князя и порядок в стране.
Повысило Международный авторитет Руси, установило равноправные отношения с другими государствами.
Приобщал к греческой (византийской) культуре, способствовало развитию архитектуры, живописи, иконописи.
Укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: кровную месть, человеческие жертвоприношения, что способствовало увеличению населения.
Способствовало подъему духовности Руси, появлению монастырей; распространению письменности появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотек.
Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, появлению крупного церковного и монастырского землевладения
Домашнее задание: §14 до стр. 102 (Ярослав Мудрый)
Приложение (тесты к уроку)
ИСТОРИЯ РОССИИ – 10 класс
§3. Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.
Начальная восточнославянская государственность формируется в:
1) междуречье Оки и Верхней Волги;
2) Среднем Поднепровье и в северо-западном районе во главе с городами Ладогой и Новгородом;
3) Прикарпатье и бассейне реки Вислы;
4) Приднестровье и Подунавье.
Русские войска во главе с киевскими князьями Аскольдом и Диром атаковали Константинополь в:
1) 860 г.; 2) 879 г.; 3) 882 г.; 4) 907 г.
Князь Рюрик объединил под своим началом:
1) Северную и Южную Русь;
2) весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель;
З) Среднее Поднепровье и крымские владения Византии;
4) Новгород и Южную Прибалтику.
Письменный договор князя Олега с Византией от 911 г. предусматривал:
1) присоединение к Руси дунайских земель;
2) установление военного союза между Византией и Русью;
3) установление торговых льгот для русских купцов в Византии;
4) ежегодную дань, отсылаемую Русью в Константинополь.
В период правления княгини Ольги произошли следующие события:
А) древляне были освобождены от уплаты дани;
Б) было установлено фиксированное налогообложение племен;
В) было направлено посольство к германскому императору Оттону I;
Г) первый представитель правящей династии принял крещение;
Д) установлены новые границы Руси по Дунаю.
В 945 г. во время восстания древлян был убит князь:
1) Рюрик; 2) Олег; 3) Игорь; 4) Святослав.
Первым известным упоминанием о государстве Русь стало свидетельство о (об):
1) ударе руссов на крымские владения Византии;
2) походе русских дружин на Дунай;
3) разорении центров Аварского каганата;
4) установлении торговых контактов с Арабским халифатом.
Слова «Да будет Киев матерью городов русских», согласно летописи, были произнесены князем:
1) Рюриком; 2) Аскольдом; З) Олегом; 4) Игорем.
Князь Игорь совершил походы на Византию в:
1) 860 и 861 гг.; 2) 907 и 911 гг.; 3) 941 и 944 гг.; 4) 965 и 966 гг.
В период правления княгини Ольги, вдовы Игоря и матери Святослава:
А) совершен успешный поход на Волжскую Булгарию;
Б) подавлено восстание древлян;
В) совершен поход на Кавказ и к берегам Каспийского моря;
Г) упорядочено налогообложение славянских племен;
Летопись сообщает, что княгиня Ольга была:
1) византийской принцессой; 2) древлянкой; З) варяжкой из знатной семьи; 4) рабыней.
Столкновения Руси с печенегами начались в период правления князя:
1) Рюрика; 2) Олега; 3) Игоря; 4) Святослава.
ИСТОРИЯ РОССИИ – 10 класс
§3. Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.
Сторонники норманнской теории создания Русского государства полагают, что руссы были:
1) скандинавскими воинами, способствовавшими созданию государства у восточных славян;
2) славянским племенем, пришедшим с берегов Балтийского моря;
3) славянами, приведенными Кием, Щеком и Хоривом с Дуная;
4) арабскими торговцами.
Предположительно первым князем руссов, который принял крещение, был:
1) Кий; 2) Вятко; 3) Аскольд; 4) Радим.
В период правления князя Олега произошли следующие события:
А) успешный поход на Византию;
Б) освобождение от хазарской дани северян и радимичей;
В) поход на Кавказ и к берегам Каспийского моря;
Г) обложение данью в пользу Киева северян и радимичей;
Д) разгром столицы Хазарского каганата.
После смерти князя Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика:
1) Аскольду; 2) Диру; З) Игорю; 4) Трувору.
Организованное обложение славян налогами было введено при:
1) князе Рюрике; 2) князе Олеге; 3) князе Игоре; 4) княгине Ольге.
Княгиня Ольга приняла в крещении имя:
1) Анастасия; 2) Анна; З) Елена; 4) Фекла.
В 862 г. в районе озера Ильмень начали княжить:
1) Кий, Щек, Хорив; 2) Аскольд и Дир; 3) Рюрик, Синеус, Трувор; 4) Вятко и Радим.
Найдите неверное утверждение.
1) Посольство от государства Русь не смогло установить контактов с империей франков.
2) Руссы несколько раз совершали походы на Крымские владения Византии.
3) Русские послы в 838—839 гг. урегулировали отношения с Византией.
Какой титул принял князь Олег?
1) Каган; 2) цезарь; З) Великий князь; 4)хан.
Верны ли следующие утверждения?
А) Все, собранное во время полюдья, шло на содержание князя и его дружины.
Б) Полюдье подтверждало право князя управлять землями и судить своих подданных.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны.
Термины «повоз, погост, урок» связаны с:
1) военными походами князя Олега; 2) реформой княгини Ольги;
З) вокняжением в Новгороде князя Рюрика; 4) полюдьем князя Игоря.
Установите соответствие между терминами и определениями.
А) Способ сбора дани, введенный Ольгой;
В) определенный размер дани, устанавливаемый князем;
Г) место, куда должна была свозиться дань.
Расцвет Древней Руси
(Ярослав Мудрый и Владимир Мономах)
анализ причин, сущности и результатов первой и второй усобицы на Руси;
характеристика особенностей развития Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого;
сравнительная характеристика личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого.
Основные даты и события:
1015 г. — восстание в Новгороде против варягов.
1036 г. — Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они не смогли оправиться.
1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.
1051 г. — образование Киево-Печерского монастыря.
Термины и понятия урока:
Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.
Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.
«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.
Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.
Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.
Персоналии:
Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.
Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113 г.).
карта «Киевская Русь»,
видеофрагменты «История Государства Российского»
На местах тест на повторение.
У доски: характеристика Владимира 1
Изучение нового материала.
Изучение темы целесообразно начать с беседы об отношении к власти великого князя в Древней Руси и договорному началу в отношениях между князьями. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины. Наследование власти тесно переплеталось с избранием. Власть князя еще сильно зависела от общины, которая призывала и изгоняла князя, формировала ополчение для отпора внешним врагам.
Переходя к основной части урока, учащимся можно предложить поразмышлять над следующими вопросами:
Чем характеризовался политический строй древнерусских княжеств?
Какие основания для занятия престола, на ваш взгляд, являлись решающими?
Какой князь пришел к власти также в результате усобицы?
Как вы думаете, мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
Для ответов на поставленные вопросы учащиеся могут опираться на следующие высказывания историков.
«Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями: политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права. »
Старое семейное право покоилось на нераздельности житья владения. С разделом разрушался семейный союз, и обычные понятия не знали преимуществ и прав старшего брата над другими. Понятия эти, господствуя в междукняжеских отношениях, становились в резкое противоречие с политической тенденцией киевских князей создать прочное подчинение Киеву подвластных областей. И первый, вытекавший из обстоятельств, выход из дилеммы — стремление объединить в руках киевского князя все владения отца, «быть, владея, единому в Руси»»
«Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским. Основанием старшинства было старшинство физическое, причем дядя имел преимущество пред племянниками, старший брат — пред младшими, тесть — пред зятем, муж старшей сестры — пред младшими шурьями, старший шурин — пред младшими зятьями; и хотя во время господства родовых отношений между князьями встречаем борьбу племянников от старшего брата с младшими дядьми, однако племянники при этом никогда не смели выставлять своих родовых прав, и притязания их, основывавшиеся на случайных обстоятельствах, должны были, исключая только одного случая, уступать правам дядей самых младших».
«Старшинство перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии Киевской Руси: каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города (прежде всего в Новгород). При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды».
В ходе беседы учащиеся приходят к выводам о том, что власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу также пришлось столкнуться с подобными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев. Следствием этого, возможно, и явилось введение нового порядка наследования — «лествичного» (просмотр интерактивной схемы)
Борьба Ярослава Мудрого за власть
Хронологические рамки этапа
Борьба со Святополком Окаянным
Борьба с Мстиславом Тмутараканским
Рассмотрение третьего вопроса темы предполагает составление исторической характеристики Ярослава Мудрого.
Анализ писаного свода законов — Русской Правды.
Изучение внешней политики Ярослава Мудрого можно провести по традиционной схеме: выделить основные цели и задачи, стоявшие перед государством во второй четверти XI в., и основные направления и итоги внешней политики. Выводы учащихся могут быть оформлены в виде следующей таблицы.
Внешняя политика Ярослава Мудрого
Борьба с кочевниками
Защита южных рубежей Руси от набегов кочевников
1016 г. — Святополк нанял печенегов для борьбы против Ярослава.
1036 г. — последний поход печенегов на Киев, в ходе которого Ярослав нанес им сокрушающий удар
Устранение угрозы со стороны печенегов. Однако им на смену пришли половцы
Отношения с Польшей
Стабилизация западных границ Руси
1026 г. — Ярослав совершил поход на Польшу и вернул Перемышльский район, находившийся в составе Польши после вмешательства Болеслава в русские распри в 1018 г.
1037 г. — новый глава польского государства Казимир признал за Русью Белз, Берестье, Перемышльский район
Укрепление власти великого князя и стабилизация западных границ
Отношения с Германией
Сближение Руси и Германии
1024 г. — Германия вместе с Русью способствовала восстановлению польского государства.
1040 г. — посольство Руси побывало в Германии. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) вышла замуж за Генриха IV
Династический брак укрепил союз Германии и Руси
Отношения с Венгрией
Укрепление международного положения
Династический брак короля Венгрии Андрея I и третьей дочери Ярослава Мудрого — Анастасии.
Основой союза была также борьба против Польши
Династический брак укрепил союз Венгрии и Руси
Отношения с Византией
1042 г. — приход к власти в Византии Константина XI Мономаха положил начало ухудшению отношений с Русью.
1043 г. — неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию.
1051 г. — Ярослав Мудрый возвел на митрополичий престол русского церковного деятеля Илариона
Подводя итоги урока, учитель может предложить учащимся провести сравнительный исторический анализ личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого по следующему плану:
1) основные направления деятельности;
2) особенности правления (меры по укреплению власти князя; вклад в развитие русской культуры; укрепление международных связей);
Домашнее задание: § 14, ответы на вопросы после параграфа или подготовка тезисов ответа по теме: «Русь Ярослава Мудрого — европейская держава».
Социально-экономическое развитие Древней Руси.
характеристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период;
сравнительная характеристика системы управления на Руси в IX—X вв.
Термины и понятия урока:
Бояре — вотчинники, знать.
Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.
Вотчина — форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.
Гривна — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.
Закупы — люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие «купу» (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. В случае побега теряли остатки свободы и становились рабами. В случае обращения в раба без законного основания освобождались от долга и получали свободу.
Изгои — люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.
Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.
Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.
Смерды — социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы.
Холопы — категория рабов, которые либо были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.
Челядь — домашние рабы.
Актуализация прежних знаний.
Исторический портрет Ярослава Мудрого
Изучение нового материала.
Работа с учебником и дополнительными источниками, в ходе которой составляется конспект в тетради.
Древнерусское государство – раннефеодальная монархия.
Население Древнерусского государства
Домашнее задание: § 15
Политическая раздробленность Древней Руси.
определение причин политической раздробленности Руси, сравнение их с причинами политической раздробленности стран Западной Европы;
выявление последствий политической раздробленности Руси и характеристика их влияния на развитие страны;
характеристика особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных русских землях.
Боярская республика — Новгородская республика, где высшим органом власти стало собрание свободных горожан — владельцев дворов и усадеб в городе — вече. Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения (феодально-зависимые, кабальные люди), не имевшего права голоса. Эти люди бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ.
Политическая раздробленность — процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в. Является показателем зрелости феодального общества.
Посадник — глава Новгорода, ведавший управлением и судом, контролировавший деятельность князя.
Тысяцкий — начальник новгородского ополчения.
Уделы — совокупность земель, удельных имуществ и доходов.
Актуализация прежних знаний (беседа по вопросам к домашнему параграфу)
Изучение нового материала
План изучения нового материала:
1. Причины распада единого государства.
2. Результат политического дробления Руси.
3. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности.
Во вступительном слове учитель предлагает учащимся вспомнить и дать характеристику ключевого термина этих уроков — «политическая раздробленность». Моделируя обстановку политической раздробленности, школьники отмечают, что подобный период развития государства переживала не только Русь, но и западные державы, и приводят примеры из истории западных стран, подтверждающие это.
Далее учитель объясняет значение и цели изучения темы урока, предлагает вспомнить причины раздробленности в странах Европы. Учащимся предлагается проанализировать таблицу:
1. Рост городов, развитие хозяйства.
2. Формирование и развитие крупных земельных вотчин (местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы).
3.Обширная территория, различные природные и экономические особенности отдельных земель.
4. Полиэтнический состав страны.
5. Порядок престолонаследия
1. Отсутствие экономического центра (немецкие города из-за географического положения были ориентированы на внешнюю транзитную торговлю и не были связаны друг с другом).
2. Тесные связи городов с местными князьями (местным князьям было выгодно укрепление городов, являвшихся источником их доходов и политического влияния).
3. Отсутствие тесной связи между городами и королем.
4. Превращение королевских министериалов (служилых людей короля) в крупных феодалов, утративших связь с короной.
5. Эволюция (из-за характера феодализации Германии) племенных герцогов в имперских князей, внимательно следивших за тем, чтобы между их собственными вассалами и императором не устанавливались прямые вассальные связи (т. е. шел процесс изоляции императора от слоев мелких и средних феодалов — потенциальных союзников короны)
1. Малочисленность земельных владений короля, значительная часть которых была роздана феодалам, предопределила слабость королевской власти.
2. Компактность расположения владений крупных феодалов не способствовала сохранению единства государства.
3. Действие принципа «вассал моего вассала не мой вассал», который ограничивал социальную базу королевской власти.
4. Отсутствие (из-за раннего начала процесса феодализации) слоя свободных крестьян, на которых могла бы опереться королевская власть.
5. Сосуществование на территории Франции двух четко выраженных народностей на севере и юге страны способствовало политической раздробленности.
6. Неравномерность развития городов (раннее развитие городов на юге и их внешнеторговая ориентация; более позднее развитие городов на севере)
1. Обобщая ответы учащихся на вопрос о причинах политической раздробленности в странах Западной Европы, учитель напоминает, что раздробленность — показатель зрелости феодального общества. Основанием для начала политической раздробленности обычно является формирование крупных земельных владений феодалов, полученных ими на основе безусловного владения. Анализируя мнения историков и материал учебника, учащиеся называют причины раздробленности на Руси.
Учитель также отмечает, что снижению роли Киева как центра государства способствовало перемещение торговых путей и набеги кочевников. В результате упадка Киева в Южной и Юго-Западной Руси возвысилось Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной части Руси — Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское) княжество, а в Северо-Западной Руси — Новгородская боярская республика, из которой в XIII в. выделилась Псковская земля.
2. Вопрос о последствиях процесса политической раздробленности для истории Русского государства школьники изучают самостоятельно по учебнику. По окончании работы ученики должны сформулировать следующие последствия процесса политической раздробленности:
3. Вопрос о развитии отдельных русских княжеств излагается в виде сообщений учащихся, в результате создается таблица:
Вопросы
для сравнения
Особенности географического положения
Юго-Западная Русь, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути
Северо-Восточная Русь, междуречье Оки, Волги и Клязьмы
Наиболее плодородные земли на Руси
Умеренный климат, лесная полоса
Благоприятные для развития торговли
Власть князя ограничивалась боярами
Сильная власть князя
Пашенное земледелие, развитое ремесло
Земледелие, скотоводство, промыслы
Ремесло и торговля
Просмотр интерактивной презентации «Политическая раздробленность», видеофрагментов «Правители России».
Домашнее задание: § 16
Монгольское нашествие на Русь.
сравнительный анализ процесса возникновения Древнерусского государства и Монгольской державы;
характеристика природных условий жизни монголов в период зарождения у них государственности; определение причин побед монголов в период их завоевательных походов до прихода на Русь.
Основные даты и события
1208—1223 гг. — завоевательные походы монголов в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье.
1223 г. — битва на реке Калке.
Термины и понятия урока
Араты — рядовые монголы-скотоводы.
Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.
Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.
Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.
Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.
Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.
Персоналии
Чингисхан (1155—1227 гг.) — основатель Монгольской империи, крупнейший завоеватель и государственный деятель. Настоящее имя Тэмучэн (Темучин). В 1206 г. на курултае (съезде монгольской знати) был провозглашен Чингисханом (Великим ханом). Правление Чингисхана оказало влияние на развитие политической и духовной культуры населения многих азиатских регионов.
Джучи (ок. 1184 — ок. 1227 гг.) — старший сын Чингисхана от старшей жены Бортэ из племени онгхират (кунгират).
Угедей (Угэдэй) (1186—1241 гг.) — второй монгольский Великий хан, третий сын Чингисхана от старшей жены Бортэ. Завершил завоевание Северного Китая, покорил Армению, Грузию, Азербайджан. В его правление предприняты походы Батыя в Восточную Европу. В Монгольской империи при Угедее была проведена перепись населения, закончено строительство столицы Каракорума. В империи была организована почтовая служба (ям).
План изучения нового материала:
1. Рождение Монгольской империи.
2. Чингисхан. Завоевания монголов.
3. Трагедия на Калке.
«Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо, с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались», — писал в XIII в. итальянец Плано Карпинини, посланник папы римского.
Матвей Парижский в Великой хронике отмечал: «. племя человеческое. и бесчеловечное. люди бесчеловечные и диким животным подобные. словно чума, обрушились на человечество. словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли. со стремительностью молнии. А головы у них слишком большие и совсем не соразмерные туловищам. Питаются сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники. Через реки они переправляются в любом месте на переносных, сделанных из кожи лодках. Они сильны телом, коренасты, безбожны, безжалостны. Язык их неведом. Они владеют множеством стад, вьючного скота и коней. Дабы не обращаться в бегство, они хорошо защищены доспехами спереди».
Китайский автор Чжао-Хун писал: «Татары не щадят даже десятки тысяч человек. Когда городские стены бывают проломаны, татары убивают всех не разбирая: старых и малых, красивых и безобразных, бедных и богатых, сопротивляющихся и покорных и, как правило, без всякой пощады».
Проводя сравнительный анализ процессов возникновения государства у славян и монголов, учащиеся совместно с учителем заполняют следующую таблицу:
Вопросы для сравнения
Вторая половина XII в.
Органы власти (политическое устройство)
Вече, князь, Боярская дума
Раннефеодальная монархия с элементами демократии
Раннефеодальная, военизированная монархия
Учитель подчеркивает, что создание империи проводилось под руководством политического и военного гения Чингисхана и его соратников. В стране было введено надежное административное деление территорий и управление ими. На всей территории империи начал действовать единый свод законов — Великая Яса (Джасак), сформулированный Чингисханом. Монгольская армия была хорошо обучена, имела отлаженную систему управления. Военные кампании проводились на основе точных сведений разведки и тщательной подготовки войска. За короткое время держава была покрыта сетью сухопутных дорог с ямщицкими станциями, постоялыми дворами и пунктами питания. По всей стране шло строительство городов, в том числе из кирпича и камня.
2. Характеризуя личность Чингисхана, можно привести следующие данные. Чингисхан был великим завоевателем, мечтавшим покорить мир. Он всю жизнь воевал и умер на войне (во время похода против Тангутского государства в 1227 г.). В 1884 г. русский путешественник Григорий Потанин посетил в Эджен-хоро юрту над гробницей Чингисхана. Здесь же Потанин записал старинную монгольскую легенду о будущем воскресении великого правителя: «Чингисхан не умер, а только спит, хотя и считается умершим. Лежит он в серебряном гробу под стенами деревянного сруба, и каждый вечер служители ставят ему жареного барана, а к утру он его съедает. Со дня смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 300 лет (легенда записана в 1884 году). Сам Чингисхан определил время своего „второго пришествия». »
Далее учащимся предлагается составить портрет Чингисхана как исторического деятеля и сравнить его как правителя с одним из правителей Руси или Западной Европы периода складывания государства. Для составления исторической характеристики учащиеся могут воспользоваться имеющейся у них памяткой.
3. Рассмотрение вопроса о завоевательных походах Чингисхана рассматривается с помощью конспекта
Работа с документом
Описание битвы на Калке в Галицко-Волынской летописи
В год 6732 (1223). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них — Юрий Кончакович — не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».
. Шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.
. Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.
1. Какие причины трагического для Руси исхода битвы на Калке выделяет летописец?
2. Какую опасность для Руси представляли монголы?
Подводя итог, учитель отмечает, что, овладев огромной территорией, Чингисхан разделил ее между сыновьями. Западные земли достались старшему сыну Джучи, который умер в один год с отцом (1227 г.). Во главе Западного улуса Монгольской империи встал сын Джучи — молодой, энергичный Бату (Батый). А уже в 1235 г. на курултае монгольских ханов, который проходил под руководством нового великого хана Угэдэя, сына Чингисхана, было принято решение о походе в Европу, «к последнему морю».
4. Походы Батыя на Русь изучаются с помощью интерактивной презентации, в тетради – конспект