поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин

Поурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и ф. А. Михайловского подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 класс

Главная > Учебник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО

поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Смотреть фото поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Смотреть картинку поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Картинка про поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Фото поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин

Подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение), Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово). Пособие полностью автономно, содержит различные дополнительные материалы для учителя, большое количество игровых заданий. Издание дополнено новыми вариантами проведения уроков, выдержками из исторических документов. Книга будет полезна как начинающим преподавателям, так и педагогам со стажем.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)

Введение в историю Древнего мира.

Родовые общины охотников и собирателей.

Возникновение искусства и ре­лигиозных верований.

Возникновение земледелия и скотоводства.

Появление неравенства и знати.

Счет лет в истории.

Раздел И. Древний Восток (20 ч)

Государство на берегах Нила.

Как жили земледельцы и ремес­ленники в Египте.

Жизнь египетского вельможи.

Военные походы фараонов.

Религия древних египтян.

Культура Древнего Египта.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Царство Давида и Соломона.

Персидская держава «Царя ца­рей».

Природа и люди Древней Индии.

Китайский мудрец Конфуций.

Первый властелин единого Китая.

Раздел III. Древняя Греция (21 ч)

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Религия древних греков.

Земледельцы Аттики теря­ют землю и свободу.

Зарождение демократии в Афинах.

Основание греческих колоний.

Олимпийские игры в древ­ности.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Нашествие персидских войск на Элладу.

В гаванях афинского порта Пирей.

В городе богини Афины.

Культура Древней Греции.

Афинская де­мократия при Перикле.

Города Эллады подчиняются Македонии.

Поход Александра Македонского на Восток.

В древней Александ­рии Египетской.

Путешествие по Древней Греции.

Раздел IV. Древний Рим (18 ч)

Завоевание Римом Италии.

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.).

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

Рабство в Древнем Риме.

Земельный закон братьев Гракхов.

Установление империи в Риме.

Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

В Риме при императоре Нероне.

Первые христиане и их учение.

Жизнь в Римской империи.

Римская империя при Диоклетиане и Константине.

Взятие Рима готами.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловско­го Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой

При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природо­ведения и географии; карта как изображение земной поверх­ности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

От класса к классу карты становятся более сложными, насы­щенными условными обозначениями, и работа с ними услож­няется.

Показывать географические и исторические объекты по на­стенной карте нужно стоя с правой стороны.

Для лучшего понимания и запоминания расположения гео­графических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной поли­тической карте мира, и по исторической карте.

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

Что изучает история Древнего мира?

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне. Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).

Закрепление изученного материала

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Как находят археологические памятники

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

Урок 2. Древнейшие люди

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравни­тельно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание тек­ста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрация­ми; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка­бинета биологии). *

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав­ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи­зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

Подготовка устного ответа по карточке № 1.

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают

о жизни людей в далеком прошлом?»

Кого называют археологами?

Как работают археологи?

Как находят археологические памятники?

Что называют историческим источником?

Примерный ответ учащегося

Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис­тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка вы­полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

Источник

Поурочные разработки уроков по истории Древнего мира

поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Смотреть фото поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Смотреть картинку поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Картинка про поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Фото поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин

поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Смотреть фото поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Смотреть картинку поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Картинка про поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Фото поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин

Описание разработки

Раздел I. Жизнь первобытных людей.

Урок 1. Введение в историю Древнего мира.

Ход урока.

I. Организационный момент. Изучение новой темы.

1) Что изучает история Древнего мира?

2) Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический источник, история, Всеобщая история.

1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского)

4. Беседа по прочитанному.

— Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне. Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н. С., Савичева Е. М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

6. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Смотреть фото поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Смотреть картинку поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Картинка про поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин. Фото поурочные разработки по истории россии 5 класс вигасин

II. Закрепление изученного материала.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

— Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

— Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Как находят археологические памятники.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Голдина Р. Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск, 1996. С. 127-128.

Урок 2. Древнейшие люди.

подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравни­тельно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание тек­ста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрация­ми; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав­ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи­зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

Примерный ответ учащегося

Источник

Поурочные разработки по истории 5 класс «Древний мир»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Что изучает история Древнего мира.

Цель урока: Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке.

Учебное оборудование: карта мира, учебник

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу

Итак, в прошлом учебном году вы познакомились с историей нашей Родины.

Это самое большое государство на планете, расположенное сразу в двух частях света – Европе и Азии.,

— А как важные события из истории нашего государства вы запомнили? (Великая Отечественная война 1941-1945 г.)

Но как бы ни была велика Россия, весь мир намного больше. На земле около двухсот стран. Каждый умный и любознательный человек хочет знать о жизни людей в чужих – близких и далеких – странах. Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называется Всеобщей, или Всемирной историей.

В пятом классе вы познакомитесь с ее первой частью – историей Древнего мира. А сегодня на уроке мы выясним следующее.

Изучение новой темы

1. Что изучает история Древнего мира?

2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске : тема урока, новые слова: археология, исторический источник, история, Всеобщая история.

1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Подробную информацию обо всем этом, мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

3. Самостоятельная работа с текстом учебника (стр.6.)

4. Беседа по прочитанному.

— Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? ( надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют )

Домашнее задание: 1. Прочитать стр. 6 учебника;

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?».

Тема урока: Древнейшие люди.

Цель урока: 1.Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальными животным миром, положение, помогла выжить.

2.Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями.

3.Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Учебное оборудование: карта мира.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Что изучает история Древнего мира?».

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.

— Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история».

( Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей. )

— Как называется первая часть Всемирной истории? ( История древнего мира. )

— Что изучает история Древнего мира? ( История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая, Греции и Рима. )

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников, ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

Изучение новой темы

1. Облик далеких предков.

2. Первое орудие труда.

3. Охота и овладение огнем.

На доске: тема урока, слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян (но не тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

1. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

— Рассмотрите рисунки на стр. 8 учебника и опишите облик древнейших людей.

— Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

— Чем древнейшие люди отличались от обезьян?

— Что называется орудием труда? ( Орудие труда – это то, чем человек работает ).Это определение давайте запишем в тетрадях.

— Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

2. Работа с текстом учебника (стр.9)

— Выяснить, как охотились древнейшие люди?

3. Работа с новыми терминами.

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились, и свои умения передавали по наследству.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Попробуйте потереть ладошки. Что вы чувствуете? Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер друг об друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь. Но этому человек научится не скоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если дежурный не справлялся, происходило страшное.

Домашнее задание: 1.Прочитать § 1 учебника. Ответить на вопросы 1,2,5 на стр.11.

Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.

2. Продолжить формирование несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

Учебное оборудование: карта мира, учебник.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Древнейшие люди».

1. Проверка домашнего задания.

2.Творческая работа (2 ученика).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом.

3. Проверка терминов.

— Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

— Что означает выражение «труд создал человека»? ( Без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых при родных условиях ).

Итак, благодаря умению трудиться, древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошло сотни тысяч лет. Облик человек постепенно менялся. Увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступила резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров

Изучение новой темы

1. Жизнь в суровых климатических условиях.

2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

1. Самостоятельная работа с текстом. Прочитать § 2 стр. 11-12 стр.

— Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

2. Работа с иллюстрациями учебника.

— Опишите по рис.3 стр.12 учебника охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности?

Выжить в суровых условиях, человеческий коллектив мог если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых… Такой коллектив стадом уже не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры родственники (родичи) свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

— Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

Обратите внимание на то, что изменились не только внешний облик человека, орудия труда, способы охоты, изменился и коллектив людей. Выделим черты родовой общины.

Источник

План-конспект урока в 5 классе » Древнейшие люди» автор учебника А,А, Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План-конспект урока по истории

Учитель: Разумейченко Е.А.

Тема урока: «Древнейшие люди».

1.Познокомить с образом жизни и обликом древнейших людей, научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных

2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.

3.Знать и понимать исторические термины.

Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Дайте определение истории как науки.

Для чего нужно изучать историю?

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей.Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах(приложений №1).

(После выполнения работы карточки собираются учителем. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка ).

3.Вступительная беседа учителя.

— откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?

-что это за доказательства?

Как вы думаете, интересно ли изучать жизнь древних людей?

Рассмотрите иллюстрации п.1 учебника, и подумайте какие исторические источники и исторические дисциплины помогают исследовать жизнь древних людей (вещественные источники, археология ).

Показ слайда «Облик древнейших людей».

Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.

— где появились древнейшие люди?

— чем древние люди отличаются от современных людей?

Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.

Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.

-Как можно было применить эти орудия? ( Добыть себе пищу ).

-Чем питался древнейший человек? ( Собирал то, что выросло ).

-Что можно было собирать и какими орудиями труда?

Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.

-Достаточно ли было того, что собирали?

(Нет, так как пища малопитательна).

Показ слайда «Охота древнейших людей».

— Пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?

( После рассказов детей, читаем текст учебника).

-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?

Древнейшие люди жили человеческими стадами.

В стаде было несколько десятков человек.

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было.

Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.

Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.

Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял, что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.

— Как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?

(Огонь согревал в непогоду, отпугивал зверей, жарили мясо ).

5.Закрепление изученного на уроке.

— когда появились первые люди?

— чем они отличались от животных?

— какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?

— могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?

— как назывались группы людей?

-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?

7.Домашнее задание: п.1. ответы на вопросы на стр. 11 (устно).

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ

ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Фамилия, имя ____________________________________________

1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания

2. Табличка с символами 8. Остатки пищи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *