поурочные планы по всемирной истории 10 класс
Тематическое планирование по всеобщей истории (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тематическое планирование по всеобщей истории 10 класс (базовый уровень)
Раздел 1.Новейшая история (28 часов)
Дата проведения урока
Тема 1.Мир накануне и в годы Первой мировой войны (5 часов)
1.Мир накануне Первой мировой войны
2. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны
3.Первая мировая война 1914-1918.Причины, цели участников, первые сражения.
4. Первая мировая война 1914-1918. Положения в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
5.Обобщение по теме: «Первая мировая война»
Тема 2. Межвоенный период (1918-1939) (15 часов)
6.Последствия войны: революции и распад империй
7.Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е годы.
8.Страны Запада в 1920-е годы. США, Великобритания, Франция, Германия.
9.Авторитарные режимы в Европе в 1920-е годы. Венгрия, Польша, Румыния, Испания. Фашистский режим в Италии.
10.Мировой экономический кризис 1929-1933. Великая депрессия. Пути выхода.
11.Страны Запада в 1930-е годы. США: «новый курс» Ф.Д.Рузвельта. Великобритания: Национальное правительство.
12.Нарастание агрессии в мире. Установление фашистской диктатуры в Германии.
13.Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия :от демократии к авторитарному режиму.
14. Международные отношения в 1930-е годы. Политика «умиротворения» агрессора.
15.Латинская Америка в первой половине 20 века.
17. Мусульманские страны в первой половине 20 века. Турция и Иран.
18.Формирование научной картины мира в Новейшее время.
19. Культура и искусство в первой половине 20 века
Тема 3. Вторая мировая война (7 часов)
21.Начало Второй мировой войны. 1939-1941гг.
22.Вторая мировая война. От нападения Германии на СССР до начала коренного перелома. 1941-1942
23. Вторая мировая война. Коренной перелом в ходе войны. Тегеранская конференция 1943года.
24. Вторая мировая война. Завершающий период войны. Открытие 2 фронта. 1944-1945.Советско-японская война 1945.
25.Итоги 2 мировой войны и её последствия. Распад антигитлеровской коалиции.
26.Послевоенное регулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс.
27.Повторительно-обобщающий урок по теме: « Вторая мировая война ».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Рабочая программа: «История 10-11 класс»
Рабочий лист «Древние люди и их стоянки»
Итоговый тест:» Повторение истории Древнего мира»
Презентация по истории на тему «Новые миры, новые горизонты» часть 2 (7 класс)
Конспект по истории на тему «Новые миры, новые горизонты» часть 2 (7 класс)
Презентация по истории на тему «Новые миры, новые горизонты» часть 1 (7 класс)
Конспект по истории на тему «Новые миры, новые горизонты» часть 1 (7 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5245010 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Поурочные планы по всемирной истории 10 класс
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Поурочные разработки по истории в 10 классе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Россия во всемирной истории
Формирование у учащихся представления о месте России во всемирной истории, особенностях исторического пути России.
Показать влияние на развитие исторического процесса природно-климатических условий, геополитического положения и др.
Изучение нового материала.
1. Учитель организует работу с источниками в парах. Каждая пара получает оба документа.
Прочитайте источники. Обменяйтесь мнениями в паре и подготовьте совместный ответ на предложенные вопросы и задания:
Что объединяет представленные источники?
Сравните, как определяют предмет науки истории авторы (найдите общее и различия).
Какие строчки вы считаете самыми важными? Поясните свое мнение.
Какая точка зрения представляется вам более аргументированной?
Согласны ли вы с мнением авторов?
Л. Н. Гумилев. От Руси к России: очерки этнической истории
А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство — это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территорий своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.
Второй параметр — время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными. Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения все человечество следует рассматривать как антропосферу — одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens. Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством — оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей — этносов — составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам.
Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения — стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.
М. Блок. Апология истории
Иногда говорят: «История — это наука о прошлом». На мой взгляд, это неправильно. Ибо, во-первых, сама мысль, что прошлое, как таковое, способно быть объектом науки, абсурдна. Как можно, без предварительного отсеивания, сделать предметом рационального познания феномены, имеющие между собой лишь то общее, что они не современны нам? Точно так же можно ли представить себе всеобъемлющую науку о вселенной в ее нынешнем состоянии? Предметом истории является человек. Скажем точнее — люди. Науке о разнообразном больше подходит не единственное число, благоприятное для абстракции, а множественное, являющееся грамматическим выражением относительности. За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. И настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча.
«Наука о людях», — сказали мы. Это еще очень расплывчато. Надо добавить: «о людях во времени». Историк не только размышляет о «человеческом». Среда, в которой его мысль естественно движется, — это категория длительности.
Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.
После завершения работы в парах заслушивается несколько ответов.
2. Учащиеся читают текст параграфа 3.
Вопросы и задания для организации дискуссии:
Назовите основные факторы, определившие своеобразие русской цивилизации. Какие из них проявляются в наше время?
Существует ли взаимосвязь между ценностями православия и действием остальных факторов в истории России? Аргументируйте свою точку зрения.
Представьте взаимосвязь факторов цивилизационного развития России в виде схемы. Каково значение каждого фактора в истории нашей страны? Какой фактор представляется вам наиболее значимым и почему?
Учащиеся выделяют особенности социума, государства и системы ценностей, сформировавшихся в средневековой Руси, и отвечают на вопрос: как связаны между собой факторы цивилизационного развития и система ценностей средневековой Руси?
Особенности социума: личностно-патриархальный характер общественных отношений; отсутствие частной собственности на землю; слабое развитие корпоративных связей при сохранении сельской и посадской общины.
Особенности государства: сильное государство с упрощенными механизмами управления; абсолютизация личной власти; жесткие методы управления; многочисленные повинности подданных. (Учитель отмечает, что в полной мере эта характеристика может быть отнесена только к послемонгольскому времени.)
Особенности системы ценностей : государство; вера; совесть; соборность (коллективизм).
Славяне в раннем средневековье
анализ проблемы этногенеза восточных славян;
характеристика восточнославянской языческой культуры, занятий, общественного строя и быта.
Для актуализации проблемы урока учитель может обратить внимание старшеклассников на то, что социологические опросы показывают резкое возрастание интереса к древнерусской истории, хотя еще недавно лидировал интерес к событиям XX в. С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?» Обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.
Изучение нового материала.
Учащиеся получают групповые и индивидуальные задания, работают с текстом и картой учебника.
1. Доказать, что в описании Нестора славяне представлены как древнейшая и неотъемлемая часть европейского сообщества народов.
2. Союзы славянских племен. Расселение. Соседи славян.
3. Тезисный план «основные занятия славян»
4. Общественный строй восточных славян (схематичное изображение).
5. Религия восточных славян.
Закрепление изученного материала.
Во второй половине урока проверяется выполнение полученных заданий, в тетради оформляется схема.
Просмотр видеофрагмента из «Истории государства Российского», серия 4 «Славяне».
Домашнее задание: §12 (1,2 часть 1), работа с текстами (дополнительно)
Образование древнерусского государства
познакомить с процессом образования Древнерусского государства, различными точками зрения на возникновение государства у восточных славян;
развивать умение характеризовать основные направления и результаты деятельности русских князей, структурировать учебный материал в виде тезисного плана, схемы.
работа с текстом источника;
Понятийный диктант по терминам домашнего параграфа.
Начальная русская летопись (Повесть временных лет)
Автор начальной русской летописи (Нестор)
Восточнославянский племенной союз, сложившийся в Среднем Поднепровье (поляне)
Враг, от которого славяне освободились на рубеже 8 – 9вв. (хазары)
Собрание свободных членов племени у восточных славян (вече)
Наиболее зажиточные члены племени (мужи)
«Любимцы богов» у славян, которые умели напрямую общаться с богами (волхвы, кудесники)
Изучение нового материала.
1) Происхождение Руси
Лекция учителя с использованием схемы, постановка вопроса: кого можно считать создателем Древнерусского государства?
862г. – летописная дата призвания варягов на Русь, начало княжения Рюрика
2) Первые русские князья
Просмотр видеофрагментов «История государства Российского», работа с текстом учебника, историческими источниками, картой. Составление конспектов, характеризующих направления политики и результаты княжения Олега, Игоря, Ольги, Святослава.
(государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.)
Время жизни и деятельности
(век, эпоха, период истории страны …)
По сведениям летописца князь Олег был одним из приближенных Рюрик, начал править Новгородом по причине малолетства сына Рюрика − Игоря. В 882 г. захватил Киев, объединив под своей властью два центра древнерусского государства. Умер в 912 г.
Основные направления деятельности
( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …)
1. Борьба за контроль торгового пути «из варяг в греки».
Олег после смерти Рюрика, правившего в Новгороде с войском пошел по торговому пути, захватив по пути центр кривичей Смоленск;
в 882 г. захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира, Киев становится резиденцией князя.
2. Подчинение восточнославянских племен
подчинил древлян, северян, радимичей, обложив их данью.
3. Борьба за обеспечении внешней безопасности
договорился с варягами о об охране теми северо-западных границ Руси за плату в 300 серебряных гривен;
успешно боролся с хазарами, данниками которых были некоторые восточнославянские племена;
потерпел чувствительное поражение от венгров, когда те перемещались по Причерноморью, заключил с ними союз.
4. Борьба с Византией
совершил поход на Константинополь (Царьград) в 907 г., итогом которого было заключение договора;
в 911 г. был заключен первый письменный договор Руси с Византией, по которому русские купцы получал и ряд торговых привилегий.
Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …)
Политика князя Олега была успешной,
он проявил себя как талантливый полководец и организатор, объединив восточнославянские земли в 882г. в единое государство,
стал контролировать путь «из варяг в греки», придал княжеской власти авторитет и международный престиж.
заключил наиболее выгодный договор с Византией.
Домашнее задание: §13, закончить работу с конспектом.
Расцвет Древней Руси
(Древнерусское государство при Владимире)
характеристика личности и правления Владимира I;
определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства.
Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.
Термины и понятия урока
Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.
На местах тест на повторение.
У доски: характеристика Игоря, Ольги, Святослава.
Изучение нового материала.
1) Первая усобица на Руси.
Лекция учителя, составление схемы в тетради.
972 – 980гг. – первая усобица на Руси (борьба между сыновьями Святослава за власть)
2) Внутренняя и внешняя политика Владимира 1.
(государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.)
Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …)
Третий сын князя Святослава, родившийся от его рабыни Малуши.
Расцвет Древнерусского государства.
Основные направления деятельности
( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …)
Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.
Обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Сооружение крепостей по рекам, застав на границе со степью.
В 980 г. осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном.
Принятие христианства в 988г. Монотеистическая религия укрепила власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности. Единая вера способствовала укреплению единства страны и народа. Особое значение принятие христианства имело для развития русской культуры.
Результаты деятельности (деятель в оценках историков, современников …)
Расширил и укрепил Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.).
Вырос международный авторитет Руси. Правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.
Владимир канонизирован церковью как святой, именуется «равноапостольным». Владимир Красное Солнышко. «Каган земли Русской».
3) Принятие христианства. Причины и значение.
Просмотр видеофрагментов «История государства Российского», работа с текстом учебника, историческими источниками. Составление в тетради схемы
Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе.
Оправдание социального неравенства.
Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям
Укрепило государство, власть князя и порядок в стране.
Повысило Международный авторитет Руси, установило равноправные отношения с другими государствами.
Приобщал к греческой (византийской) культуре, способствовало развитию архитектуры, живописи, иконописи.
Укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: кровную месть, человеческие жертвоприношения, что способствовало увеличению населения.
Способствовало подъему духовности Руси, появлению монастырей; распространению письменности появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотек.
Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, появлению крупного церковного и монастырского землевладения
Домашнее задание: §14 до стр. 102 (Ярослав Мудрый)
Приложение (тесты к уроку)
ИСТОРИЯ РОССИИ – 10 класс
§3. Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.
Начальная восточнославянская государственность формируется в:
1) междуречье Оки и Верхней Волги;
2) Среднем Поднепровье и в северо-западном районе во главе с городами Ладогой и Новгородом;
3) Прикарпатье и бассейне реки Вислы;
4) Приднестровье и Подунавье.
Русские войска во главе с киевскими князьями Аскольдом и Диром атаковали Константинополь в:
1) 860 г.; 2) 879 г.; 3) 882 г.; 4) 907 г.
Князь Рюрик объединил под своим началом:
1) Северную и Южную Русь;
2) весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель;
З) Среднее Поднепровье и крымские владения Византии;
4) Новгород и Южную Прибалтику.
Письменный договор князя Олега с Византией от 911 г. предусматривал:
1) присоединение к Руси дунайских земель;
2) установление военного союза между Византией и Русью;
3) установление торговых льгот для русских купцов в Византии;
4) ежегодную дань, отсылаемую Русью в Константинополь.
В период правления княгини Ольги произошли следующие события:
А) древляне были освобождены от уплаты дани;
Б) было установлено фиксированное налогообложение племен;
В) было направлено посольство к германскому императору Оттону I;
Г) первый представитель правящей династии принял крещение;
Д) установлены новые границы Руси по Дунаю.
В 945 г. во время восстания древлян был убит князь:
1) Рюрик; 2) Олег; 3) Игорь; 4) Святослав.
Первым известным упоминанием о государстве Русь стало свидетельство о (об):
1) ударе руссов на крымские владения Византии;
2) походе русских дружин на Дунай;
3) разорении центров Аварского каганата;
4) установлении торговых контактов с Арабским халифатом.
Слова «Да будет Киев матерью городов русских», согласно летописи, были произнесены князем:
1) Рюриком; 2) Аскольдом; З) Олегом; 4) Игорем.
Князь Игорь совершил походы на Византию в:
1) 860 и 861 гг.; 2) 907 и 911 гг.; 3) 941 и 944 гг.; 4) 965 и 966 гг.
В период правления княгини Ольги, вдовы Игоря и матери Святослава:
А) совершен успешный поход на Волжскую Булгарию;
Б) подавлено восстание древлян;
В) совершен поход на Кавказ и к берегам Каспийского моря;
Г) упорядочено налогообложение славянских племен;
Летопись сообщает, что княгиня Ольга была:
1) византийской принцессой; 2) древлянкой; З) варяжкой из знатной семьи; 4) рабыней.
Столкновения Руси с печенегами начались в период правления князя:
1) Рюрика; 2) Олега; 3) Игоря; 4) Святослава.
ИСТОРИЯ РОССИИ – 10 класс
§3. Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья.
Сторонники норманнской теории создания Русского государства полагают, что руссы были:
1) скандинавскими воинами, способствовавшими созданию государства у восточных славян;
2) славянским племенем, пришедшим с берегов Балтийского моря;
3) славянами, приведенными Кием, Щеком и Хоривом с Дуная;
4) арабскими торговцами.
Предположительно первым князем руссов, который принял крещение, был:
1) Кий; 2) Вятко; 3) Аскольд; 4) Радим.
В период правления князя Олега произошли следующие события:
А) успешный поход на Византию;
Б) освобождение от хазарской дани северян и радимичей;
В) поход на Кавказ и к берегам Каспийского моря;
Г) обложение данью в пользу Киева северян и радимичей;
Д) разгром столицы Хазарского каганата.
После смерти князя Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика:
1) Аскольду; 2) Диру; З) Игорю; 4) Трувору.
Организованное обложение славян налогами было введено при:
1) князе Рюрике; 2) князе Олеге; 3) князе Игоре; 4) княгине Ольге.
Княгиня Ольга приняла в крещении имя:
1) Анастасия; 2) Анна; З) Елена; 4) Фекла.
В 862 г. в районе озера Ильмень начали княжить:
1) Кий, Щек, Хорив; 2) Аскольд и Дир; 3) Рюрик, Синеус, Трувор; 4) Вятко и Радим.
Найдите неверное утверждение.
1) Посольство от государства Русь не смогло установить контактов с империей франков.
2) Руссы несколько раз совершали походы на Крымские владения Византии.
3) Русские послы в 838—839 гг. урегулировали отношения с Византией.
Какой титул принял князь Олег?
1) Каган; 2) цезарь; З) Великий князь; 4)хан.
Верны ли следующие утверждения?
А) Все, собранное во время полюдья, шло на содержание князя и его дружины.
Б) Полюдье подтверждало право князя управлять землями и судить своих подданных.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) оба суждения верны; 4) оба суждения неверны.
Термины «повоз, погост, урок» связаны с:
1) военными походами князя Олега; 2) реформой княгини Ольги;
З) вокняжением в Новгороде князя Рюрика; 4) полюдьем князя Игоря.
Установите соответствие между терминами и определениями.
А) Способ сбора дани, введенный Ольгой;
В) определенный размер дани, устанавливаемый князем;
Г) место, куда должна была свозиться дань.
Расцвет Древней Руси
(Ярослав Мудрый и Владимир Мономах)
анализ причин, сущности и результатов первой и второй усобицы на Руси;
характеристика особенностей развития Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого;
сравнительная характеристика личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого.
Основные даты и события:
1015 г. — восстание в Новгороде против варягов.
1036 г. — Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они не смогли оправиться.
1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.
1051 г. — образование Киево-Печерского монастыря.
Термины и понятия урока:
Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.
Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.
«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.
Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.
Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.
Персоналии :
Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.
Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113 г.).
карта «Киевская Русь»,
видеофрагменты «История Государства Российского»
На местах тест на повторение.
У доски: характеристика Владимира 1
Изучение нового материала.
Изучение темы целесообразно начать с беседы об отношении к власти великого князя в Древней Руси и договорному началу в отношениях между князьями. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины. Наследование власти тесно переплеталось с избранием. Власть князя еще сильно зависела от общины, которая призывала и изгоняла князя, формировала ополчение для отпора внешним врагам.
Переходя к основной части урока, учащимся можно предложить поразмышлять над следующими вопросами:
Чем характеризовался политический строй древнерусских княжеств?
Какие основания для занятия престола, на ваш взгляд, являлись решающими?
Какой князь пришел к власти также в результате усобицы?
Как вы думаете, мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
Для ответов на поставленные вопросы учащиеся могут опираться на следующие высказывания историков.
«Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями: политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права. »
Старое семейное право покоилось на нераздельности житья владения. С разделом разрушался семейный союз, и обычные понятия не знали преимуществ и прав старшего брата над другими. Понятия эти, господствуя в междукняжеских отношениях, становились в резкое противоречие с политической тенденцией киевских князей создать прочное подчинение Киеву подвластных областей. И первый, вытекавший из обстоятельств, выход из дилеммы — стремление объединить в руках киевского князя все владения отца, «быть, владея, единому в Руси»»
«Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским. Основанием старшинства было старшинство физическое, причем дядя имел преимущество пред племянниками, старший брат — пред младшими, тесть — пред зятем, муж старшей сестры — пред младшими шурьями, старший шурин — пред младшими зятьями; и хотя во время господства родовых отношений между князьями встречаем борьбу племянников от старшего брата с младшими дядьми, однако племянники при этом никогда не смели выставлять своих родовых прав, и притязания их, основывавшиеся на случайных обстоятельствах, должны были, исключая только одного случая, уступать правам дядей самых младших».
«Старшинство перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии Киевской Руси: каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города (прежде всего в Новгород). При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды».
В ходе беседы учащиеся приходят к выводам о том, что власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу также пришлось столкнуться с подобными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев. Следствием этого, возможно, и явилось введение нового порядка наследования — «лествичного» (просмотр интерактивной схемы)
Борьба Ярослава Мудрого за власть
Анализ писаного свода законов — Русской Правды.
Изучение внешней политики Ярослава Мудрого можно провести по традиционной схеме: выделить основные цели и задачи, стоявшие перед государством во второй четверти XI в., и основные направления и итоги внешней политики. Выводы учащихся могут быть оформлены в виде следующей таблицы.
Внешняя политика Ярослава Мудрого
1026 г. — Ярослав совершил поход на Польшу и вернул Перемышльский район, находившийся в составе Польши после вмешательства Болеслава в русские распри в 1018 г.
1037 г. — новый глава польского государства Казимир признал за Русью Белз, Берестье, Перемышльский район
Укрепление власти великого князя и стабилизация западных границ
Отношения с Германией
Сближение Руси и Германии
1024 г. — Германия вместе с Русью способствовала восстановлению польского государства.
1040 г. — посольство Руси побывало в Германии. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) вышла замуж за Генриха IV
Династический брак укрепил союз Германии и Руси
Отношения с Венгрией
Укрепление международного положения
Династический брак короля Венгрии Андрея I и третьей дочери Ярослава Мудрого — Анастасии.
Основой союза была также борьба против Польши
Династический брак укрепил союз Венгрии и Руси
Отношения с Византией
1042 г. — приход к власти в Византии Константина XI Мономаха положил начало ухудшению отношений с Русью.
1043 г. — неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию.
1051 г. — Ярослав Мудрый возвел на митрополичий престол русского церковного деятеля Илариона
Подводя итоги урока, учитель может предложить учащимся провести сравнительный исторический анализ личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого по следующему плану:
1) основные направления деятельности;
2) особенности правления (меры по укреплению власти князя; вклад в развитие русской культуры; укрепление международных связей);
Домашнее задание: § 14, ответы на вопросы после параграфа или подготовка тезисов ответа по теме: «Русь Ярослава Мудрого — европейская держава».
Социально-экономическое развитие Древней Руси.
характеристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период;
сравнительная характеристика системы управления на Руси в IX—X вв.
Термины и понятия урока:
Бояре — вотчинники, знать.
Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.
Вотчина — форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.
Гривна — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.
Закупы — люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие «купу» (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. В случае побега теряли остатки свободы и становились рабами. В случае обращения в раба без законного основания освобождались от долга и получали свободу.
Изгои — люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.
Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.
Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.
Смерды — социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы.
Холопы — категория рабов, которые либо были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.
Челядь — домашние рабы.
Актуализация прежних знаний.
Исторический портрет Ярослава Мудрого
Изучение нового материала.
Работа с учебником и дополнительными источниками, в ходе которой составляется конспект в тетради.
Древнерусское государство – раннефеодальная монархия.
Население Древнерусского государства
Домашнее задание: § 15
Политическая раздробленность Древней Руси.
определение причин политической раздробленности Руси, сравнение их с причинами политической раздробленности стран Западной Европы;
выявление последствий политической раздробленности Руси и характеристика их влияния на развитие страны;
характеристика особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных русских землях.
Боярская республика — Новгородская республика, где высшим органом власти стало собрание свободных горожан — владельцев дворов и усадеб в городе — вече. Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения (феодально-зависимые, кабальные люди), не имевшего права голоса. Эти люди бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ.
Политическая раздробленность — процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в. Является показателем зрелости феодального общества.
Посадник — глава Новгорода, ведавший управлением и судом, контролировавший деятельность князя.
Тысяцкий — начальник новгородского ополчения.
Уделы — совокупность земель, удельных имуществ и доходов.
Актуализация прежних знаний (беседа по вопросам к домашнему параграфу)
Изучение нового материала
План изучения нового материала:
1. Причины распада единого государства.
2. Результат политического дробления Руси.
3. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности.
Во вступительном слове учитель предлагает учащимся вспомнить и дать характеристику ключевого термина этих уроков — «политическая раздробленность». Моделируя обстановку политической раздробленности, школьники отмечают, что подобный период развития государства переживала не только Русь, но и западные державы, и приводят примеры из истории западных стран, подтверждающие это.
Далее учитель объясняет значение и цели изучения темы урока, предлагает вспомнить причины раздробленности в странах Европы. Учащимся предлагается проанализировать таблицу:
1. Малочисленность земельных владений короля, значительная часть которых была роздана феодалам, предопределила слабость королевской власти.
2. Компактность расположения владений крупных феодалов не способствовала сохранению единства государства.
3. Действие принципа «вассал моего вассала не мой вассал», который ограничивал социальную базу королевской власти.
4. Отсутствие (из-за раннего начала процесса феодализации) слоя свободных крестьян, на которых могла бы опереться королевская власть.
5. Сосуществование на территории Франции двух четко выраженных народностей на севере и юге страны способствовало политической раздробленности.
6. Неравномерность развития городов (раннее развитие городов на юге и их внешнеторговая ориентация; более позднее развитие городов на севере)
1. Обобщая ответы учащихся на вопрос о причинах политической раздробленности в странах Западной Европы, учитель напоминает, что раздробленность — показатель зрелости феодального общества. Основанием для начала политической раздробленности обычно является формирование крупных земельных владений феодалов, полученных ими на основе безусловного владения. Анализируя мнения историков и материал учебника, учащиеся называют причины раздробленности на Руси.
Учитель также отмечает, что снижению роли Киева как центра государства способствовало перемещение торговых путей и набеги кочевников. В результате упадка Киева в Южной и Юго-Западной Руси возвысилось Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной части Руси — Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское) княжество, а в Северо-Западной Руси — Новгородская боярская республика, из которой в XIII в. выделилась Псковская земля.
2. Вопрос о последствиях процесса политической раздробленности для истории Русского государства школьники изучают самостоятельно по учебнику. По окончании работы ученики должны сформулировать следующие последствия процесса политической раздробленности:
3. Вопрос о развитии отдельных русских княжеств излагается в виде сообщений учащихся, в результате создается таблица:
Просмотр интерактивной презентации «Политическая раздробленность», видеофрагментов «Правители России».
Домашнее задание: § 16
Монгольское нашествие на Русь.
сравнительный анализ процесса возникновения Древнерусского государства и Монгольской державы;
характеристика природных условий жизни монголов в период зарождения у них государственности; определение причин побед монголов в период их завоевательных походов до прихода на Русь.
Основные даты и события
1208—1223 гг. — завоевательные походы монголов в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье.
1223 г. — битва на реке Калке.
Термины и понятия урока
Араты — рядовые монголы-скотоводы.
Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.
Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.
Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.
Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.
Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.
Персоналии
Чингисхан (1155—1227 гг.) — основатель Монгольской империи, крупнейший завоеватель и государственный деятель. Настоящее имя Тэмучэн (Темучин). В 1206 г. на курултае (съезде монгольской знати) был провозглашен Чингисханом (Великим ханом). Правление Чингисхана оказало влияние на развитие политической и духовной культуры населения многих азиатских регионов.
Джучи (ок. 1184 — ок. 1227 гг.) — старший сын Чингисхана от старшей жены Бортэ из племени онгхират (кунгират).
Угедей (Угэдэй) (1186—1241 гг.) — второй монгольский Великий хан, третий сын Чингисхана от старшей жены Бортэ. Завершил завоевание Северного Китая, покорил Армению, Грузию, Азербайджан. В его правление предприняты походы Батыя в Восточную Европу. В Монгольской империи при Угедее была проведена перепись населения, закончено строительство столицы Каракорума. В империи была организована почтовая служба (ям).
План изучения нового материала:
1. Рождение Монгольской империи.
2. Чингисхан. Завоевания монголов.
3. Трагедия на Калке.
«Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо, с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались», — писал в XIII в. итальянец Плано Карпинини, посланник папы римского.
Матвей Парижский в Великой хронике отмечал: «. племя человеческое. и бесчеловечное. люди бесчеловечные и диким животным подобные. словно чума, обрушились на человечество. словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли. со стремительностью молнии. А головы у них слишком большие и совсем не соразмерные туловищам. Питаются сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники. Через реки они переправляются в любом месте на переносных, сделанных из кожи лодках. Они сильны телом, коренасты, безбожны, безжалостны. Язык их неведом. Они владеют множеством стад, вьючного скота и коней. Дабы не обращаться в бегство, они хорошо защищены доспехами спереди».
Китайский автор Чжао-Хун писал: « Татары не щадят даже десятки тысяч человек. Когда городские стены бывают проломаны, татары убивают всех не разбирая: старых и малых, красивых и безобразных, бедных и богатых, сопротивляющихся и покорных и, как правило, без всякой пощады».
Проводя сравнительный анализ процессов возникновения государства у славян и монголов, учащиеся совместно с учителем заполняют следующую таблицу:
Учитель подчеркивает, что создание империи проводилось под руководством политического и военного гения Чингисхана и его соратников. В стране было введено надежное административное деление территорий и управление ими. На всей территории империи начал действовать единый свод законов — Великая Яса (Джасак), сформулированный Чингисханом. Монгольская армия была хорошо обучена, имела отлаженную систему управления. Военные кампании проводились на основе точных сведений разведки и тщательной подготовки войска. За короткое время держава была покрыта сетью сухопутных дорог с ямщицкими станциями, постоялыми дворами и пунктами питания. По всей стране шло строительство городов, в том числе из кирпича и камня.
2. Характеризуя личность Чингисхана, можно привести следующие данные. Чингисхан был великим завоевателем, мечтавшим покорить мир. Он всю жизнь воевал и умер на войне (во время похода против Тангутского государства в 1227 г.). В 1884 г. русский путешественник Григорий Потанин посетил в Эджен-хоро юрту над гробницей Чингисхана. Здесь же Потанин записал старинную монгольскую легенду о будущем воскресении великого правителя: «Чингисхан не умер, а только спит, хотя и считается умершим. Лежит он в серебряном гробу под стенами деревянного сруба, и каждый вечер служители ставят ему жареного барана, а к утру он его съедает. Со дня смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 300 лет (легенда записана в 1884 году). Сам Чингисхан определил время своего „второго пришествия». »
Далее учащимся предлагается составить портрет Чингисхана как исторического деятеля и сравнить его как правителя с одним из правителей Руси или Западной Европы периода складывания государства. Для составления исторической характеристики учащиеся могут воспользоваться имеющейся у них памяткой.
3. Рассмотрение вопроса о завоевательных походах Чингисхана рассматривается с помощью конспекта
Работа с документом
Описание битвы на Калке в Галицко-Волынской летописи
В год 6732 (1223). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них — Юрий Кончакович — не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».
. Шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.
. Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.
1. Какие причины трагического для Руси исхода битвы на Калке выделяет летописец?
2. Какую опасность для Руси представляли монголы?
Подводя итог, учитель отмечает, что, овладев огромной территорией, Чингисхан разделил ее между сыновьями. Западные земли достались старшему сыну Джучи, который умер в один год с отцом (1227 г.). Во главе Западного улуса Монгольской империи встал сын Джучи — молодой, энергичный Бату (Батый). А уже в 1235 г. на курултае монгольских ханов, который проходил под руководством нового великого хана Угэдэя, сына Чингисхана, было принято решение о походе в Европу, «к последнему морю».
4. Походы Батыя на Русь изучаются с помощью интерактивной презентации, в тетради – конспект