поурочные планы по истории средних веков
Рабочая программа по истории средних веков 6 класс к учебнику Агибаловой Е.В
Содержимое разработки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ
Рассмотрено на заседании
МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1 от «28» августа 2018г.
Председатель ________/Некрылова Е.Е.
Заместитель директора по УВР
_________ / Циколенко М.В.
Директор МОУ школы №54
_____ __________/Попова Е.М.
по истории Средних веков
на 2018-2019 учебный год
Планирование рассчитано на: 30 часов в год (2 час в неделю).
Учитель: Морозов А.А.
Категория: без категории
Рабочая программа составлена на основе:
1.Закона РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
3. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»
Положения «О структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС второго поколения». Приказ № 32 з от 01.09.12 г.
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
6.примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,
Программа ориентирована на использование УМК:
История Средних веков:
учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2016;
рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2016;
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
— усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
2. Общая характеристика учебного курса.
Особенности программы – ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.– от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества
3.Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины..
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
5. Содержание тем учебного курса
Раздел 1.Введение (1 час)
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилиза
Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв) (5 часов)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Раздел 3. Арабы в VI – XI вв. (2 часа)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 5. Средневековый город и его обитатели (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 6. Католическая церковь. (2 часа)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д’ Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Раздел 8. Германия и Италия в XII-XV веках. (2 часа)
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папа
Раздел 9. Славянские государства и Византия. (2 часа)
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(2 часа)
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час)
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Раздел 12. Итоговое повторение. (1 час)
Итоговое повторение курса История Средних веков.
План конспект урока по Истории Средних веков тема урока: «Крестовые походы» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
История Средних веков 6 класс
Тема урока: Крестовые походы
Цель: Определение причин, характера, итогов и последствий Крестовых походов на Восток.
Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников;
Подвести учащихся к пониманию итогов и последствий крестовых походов.
Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
Вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям;
Воспитывать у обучающихся толерантное отношение к представителям различных конфессий и отрицательное отношение к религиозному фанатизму.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы проведения урока: словесный, иллюстративно-демонстрационный.
Основные понятия и термины:
Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена, тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы.
Основные события и даты:
1096 – 1099 гг. – I крестовый поход;
1099 г. – захват крестоносцами Иерусалима
1202 – 1204 – IV крестовый поход.
План и этапы урока:
Причины крестовых походов;
Конец Крестовых походов и их итоги.
I . Организационный момент (Приветствие, сообщение темы и цели урока)
Католическая церковь, являясь сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность. Во всех странах Западной Европы князья и простолюдины, священники и рыцари видели отныне именно в папе римском своего главу. Сегодня на уроке мы с вами должны определить:
Почему были организованы Крестовые походы?
Каковы были итоги и последствия Крестовых походов?
II . Изучение нового материала
1. Причины крестовых походов (вступительная беседа)
В 1095 г. глава католической церкви папа Урбан II отправился из Рима в город Клермон
Ответить на вопросы:
Для чего Урбан II предлагал организовать походы на Восток? (Чтобы освободить христианские святыни)
Поводом к началу крестовых походов стали:
Захват в 1071 г. турками-сельджуками г. Иерусалима, прекращение доступа паломников к святым местам;
Обращение императора Византии Алексея Комнина к папе Римскому, с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами.
Кто стал участниками крестовых походов?
Участники крестовых походов:
В Европе с 987 по 1099 годы – 48 лет из 112 – происходили: затяжной голод, массовые эпидемии, неурожаи, падеж скота, феодальные междоусобицы, грабежи на дорогах.
Каковы, по вашему мнению, были истинные причины крестовых походов?
Причины крестовых походов
1. Желание западных феодалов и католической церкви приобрести новые владения и увеличить свои доходы;
2. Желание пап распространить свою власть на новые государства и страны.
2. I Крестовый поход (1096 – 1099 гг.) (рассказ учителя)
Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Сойдясь в столице Византии, они переправились в Малую Азию, в решающих сражениях им удалось разбить турок-сельджуков.
Итоги I Крестового похода
Крестоносцам удалось захватить главные христианские святыни на Ближнем Востоке.
1099 г. – захват Иерусалима
Образование Иерусалимского королевства, графства Триполи, княжества Антиохийского, графства Эдесского
3. Духовно-рыцарские ордены (самостоятельная работа учащихся)
Что такое духовно-рыцарский орден? Перечислите духовно-рыцарские ордены, появившиеся после первого крестового похода.
С какой целью они были образованы?
Какова была роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев?
4. Конец Крестовых походов и их итоги (рассказ учителя)
Духовно-рыцарские ордена были опорой крестоносцев на Востоке. Владения крестоносцев были разбросаны вдоль всего побережья. Местные жители не раз восставали против рыцарей. В 1144 г. мусульманам удалось отвоевать у крестоносцев город Эдессу. В 1147 году был организован II крестовый поход, который потерпел неудачу.
Сообщение учащегося о III Крестовом походе.
Вскоре после окончания Третьего крестового похода состоялся четвертый.
Сообщение учащегося о IV Крестовом походе.
Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и Короли организовывали новые походы, но желающих в них участвовать было все меньше и меньше. Всего с 1096 по 1291 г. состоялось 8 крестовых походов в страны Востока. Вскоре после последнего европейцы потеряли все владения на Востоке. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев на востоке крепость Акра.
И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы принесли немало бед. И все же они не прошли бесследно для Европы.
Последствия крестовых походов:
Приобщение к восточной культуре;
Знакомство с новыми с/х культурами (рис, арбуз, гречиха и др.)
Знакомство с новыми ремеслами;
Развитие торговли в Средиземноморье;
Перемены в быту европейцев (знакомство с баней, правилами гигиены).
III . Закрепление изученного материала
Почему были организованы Крестовые походы?
Каковы были итоги и последствия Крестовых походов?
Поурочное планирование по истории 6 класс
Поурочное планирование по истории 6 класс. Разработка по ФГОС
Содержимое разработки
Планируемые результаты УУД
Наглядные пособия и ИКТ, проектная деятельность
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение. Живое Средневековье
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий
Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени
умение определять понятия, создавать обобщения,
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории
Лента времени, учебник
Прочитать введение, повторить исторические источники
Древние германцы. Сибирь и Великое переселение народов
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий
формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
умение определять понятия, создавать обобщения,
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям
Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»
§ 1, ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев»
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках
Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»
§ 2, проч. рассказ о суассонской чаше
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
умение обобщать факты
Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»
Западная Европа в IX – XI веках
Работа с картой, выписка важных фактов,
овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям
Учебник, карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.»
§ 4, вопрос «как жили норманны в 8-11 веках »
Культура Западной Европы в раннее Средневековье
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений
умение строить логическое рассуждение, умозаключение
формирование целостного мировоззрения
Презентация, иллюстрации учебника
§ 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья
Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы»
Византия при Юстиниане. Культура Византии
Работа с картой, с текстом, иллюстрациями
Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников
формулировать и обосновывать выводы
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»
Образование славянских государств
Работа с картой, с текстом, иллюстрациями
Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников
формулировать и обосновывать выводы
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов
Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»
Арабский мир в VI – XI вв.
Работа с картой, с текстом, иллюстрациями
способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
карта «Арабы в VII-XI вв.»
§ 9, 10 сост. Сочинение «самое важное достижение арабов»
Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями
умение понимать законы «Рыцарской чести»
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
формирование нравственных чувств и нравственного поведения
§ 11 придумать девиз и изобразить герб феодала
Средневековая деревня и ее обитатели
Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями
Уметь подтверждать выводы примерами
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни
Учебник, таблица «Средневековое общество»
Формирование средневековых городов
Работа с картой, делать выводы по карте
Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
Учебник, карта «Западная Европа вXI- начале XIII в.»
§ 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе»
Горожане и их образ жизни
Составление сложного плана
Умение характеризовать условия и образ жизни горожан
строить логическое рассуждение, делать выводы
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
Видеофрагмент, учебник, презентация
§ 14, подготовить краткое сообщение о как возник один из городов
Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики
Составление плана, таблицы, работа с картой
знать особенности религиозных верований католической церкви
Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
карта «Европа в XIII в.»
§ 15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками»
Работа с картой, составление таблиц, работа с текстом и документами
воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;
карта «Европа в XIII в.»
§ 16, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод
Обобщающий урок по теме «Средневековое общество и католическая церковь в XI-XIII веках»
строить логическое рассуждение
карта «Европа в XIII в.», презентация
Как происходило объединение Франции
воспитание уважения к историческому наследию
умение самостоятельно планировать пути достижения целей
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
карта «Европа в XIII в.»,
Что англичане считают началом своих свобод
развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию
строить логическое рассуждение
уважение прав и свобод человека
карта «Европа в XIII в.»,
Работа с картой, составление таблицы
Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
владение устной монологической контекстной речью
уважение к культуре других народов, толерантность.
карта «Европа в XIII в.»,
§ 19, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д’ Арк?
Крестьянские восстания во Франции и в Англии
Составление сравнительной таблицы
Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии
анализировать и обобщать факты
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии
Составление сравнительной таблицы
умение работать с разными источниками информациями
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
карта «Европа в XIV-XVвв.»
§2 1- 22, сочините речь от имени Людовика 11 или Карла Смелого.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве
воспитание уважения к историческому наследию
умение самостоятельно планировать пути достижения целей
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
карта «Европа в XIII в.»,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
карта «Европа в XIV-XVвв.»
Составление сравнительной таблицы
Знать особенности, даты развития Германии и Италии
представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы
освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
карта «Европа в XIV-XVвв.»
Гуситское движение в Чехии
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
карта «Европа в XIV-XVвв.»
Завоевания турками – османами Балканского полуострова
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
уважение прав и свобод человека;
§ 26, составить кроссворд по теме
Образование и философия. Средневековая литература и искусство
Составление сложного плана, составление таблицы
искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию
владение устной монологической контекстной речью
формирование целостного мировоззрения
§27, заполнить таблицу. §2 8, заполнить таблицу
Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
Составление сложного плана, составление таблицы
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
§31, 32 составить сравнительную таблицу
ПОУ: «Штурм крепости»
формулировать и обосновывать выводы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010 г., авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков»,издательство «Просвещение», 2013 г.
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc)
Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2013г.).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Знание национальной и мировой истории – современный показатель общей культуры человека.
Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.
Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего ( полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Актуальность содержания. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Рабочая программа по всеобщей истории выполняет три основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Социализирующая функция предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов отечественной и всемирной истории и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира.
Изучение «История» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цели формирования: овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Цели образования: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
Цели воспитания: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Цели формирования ключевых компетенций: применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом м многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Основные цели курса:
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
• умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
• умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
• умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
• умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
• умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
• умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
• умения работать с исторической картой;
• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.
Общая характеристика программы курса «Истории Средних веков».
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются:
-деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
— компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
— дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов. Этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному.
— проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают изучению поисковый и исследовательский характер.
Содержание курса по «Истории Средних веков» конструируется на следующих принципах:
— принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
— принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективный реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых ( в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых
( с историей России) и межпредметных связей ( обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечивает строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Основные ценностные ориентиры программы.
Школьный курс по «Истории Средних веков» предоставляет подростку увидеть возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.
В процессе познания учащиеся знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества.
Содержание программы по «Истории Средних веков» ориентировано на формирование у учащихся современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления и учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по «Истории Средних веков» в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у учащихся, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
— научиться пользоваться информацией;
— научиться создавать завершенный продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших учащихся основной школы.
Место предмета «Истории Средних веков» в учебном плане.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Средних веков» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего ( полного) общего образования.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования:
в 6 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Календарно-тематическое планирование по истории средних веков составлено на 33 часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
История Средних веков (не менее 30 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Результаты обучения и усвоения содержания курса «Истории Средних веков».
— осознание идей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и религиозной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
( анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
( сообщение, реферат, презентация, эссе);
— активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества. Истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и культурных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
В результате изучения «Истории Средних веков» в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— Группировать ( классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( материальных, тестовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство, время и место создания.
4. Описание ( реконструкция):
— последовательно строить рассказ ( устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
5. Анализ, объяснение:
— различать факт ( событие) и его описание ( факт источника, факт историка);
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различие;
— излагать суждение о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять ( аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности исторических событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры ( участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная
( гражданственная), когнитивная ( познавательная, информационно-технологическая, коммуникативная.
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей.
— способность осуществлять поиск важной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью ( сжато, полно, выборочно). Способность развернуто излагать вою точку зрения, аргументировать ее в соответствии с возрастными возможностями;
— способность на уровне возраста вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
— способность оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения «Истории Средних веков» ученик должен:
— основные этапы и ключевые события истории Средних веков и выдающихся деятелей средневековой истории;
— важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
— изученные виды исторических источников.
— локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
— использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.
-проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
— составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
— раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
— объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
— сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность всемирной истории;
периодизацию всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Календарно-тематическое планирование по Истории средних веков
Список использованной литературы
Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. — М. : Просвещение, 1992.
История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.
Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
Список литературы для учащихся.
Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.
Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
Великое переселение народов.
Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.).
Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
Англия и Франция во второй половине XV в.
Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
Индия и Китай в Средние века.
Крестовые походы 1096-1270 гг.
Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
Городское самоуправление в XII-XV вв.
Вассальная пирамида XIII—XIV вв.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России».
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2013.
Данилов, А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2013.
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История России с древности до XV в. (не менее 30 часов).
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.