потрясающая история бенджамина баттона

Капкан времени — «Загадочная история Бенджамина Баттона»

В нашей коллекционной серии «Сеанс. Лица» обновление — сборник, посвященный Дэвиду Финчеру (купить его можно здесь). Публикуем одну из вошедших в книгу статей: Максим Семеляк рассуждает о «Загадочной истории Бенджамина Баттона» в контексте финчеровской фильмографии.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» с отчаянным всхлипом разрушает одну из хрустальных фантазий человечества — о прелестях обратной перспективы и течения времени вспять. Безумный часовщик, потерявший на Первой мировой сына, с горя конструирует брегет‑оксюморон, где стрелки идут справа налево. В день окончания войны в Новом Орлеане на свет появляется ребенок‑старец с артритом и катарактой. Отец сдает его в дом престарелых, где новорожденный начинает жить задом‑наперед, как пела остроумная французская рок‑группа Stinky Toysgetting younger every day, — с тем, чтобы спустя 85 лет умереть младенцем с деменцией.

Фильм формально снят по рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, но сценаристы Эрик Рот и Робин Сквайрод сделали все, для того чтобы перевести стрелки с достаточного язвительного первоисточника на куда более трепетные и мучительные переживания (в конце концов, не зря же у Рота за спиной была экранизация «Форреста Гампа»).

Оригинальный текст по настроению больше напоминает историю про Вечного Жида из «Золотого теленка», а если говорить о невольной метафорической (и при этом весьма точной) экранизации, то таковой может послужить знаменитая сцена, где Гарольд Ллойд висит на стрелке часов (из фильма «Безопасность прениже всего!», он был снят в 1923‑м, рассказ Фицджеральда опубликован за год до). Фицджеральд написал обычный ехидный рассказ о нравах своей (да и всякой другой) эпохи. Вот характерная цитата:

Одно лишь тревожило Бенджамина Баттона: он больше уже не испытывал влечения к своей жене. К этому времени Хильдегарде исполнилось 35 и у нее был 14‑летний сын Роско. […] «Подумать только! — говорили вокруг. — Какая жалость! Такой молодой человек, а женат на 45‑летней старухе! Да ведь он лет на двадцать ее моложе».

Рот и Финчер перенесли действие из сталелитейного Балтимора в чувствительный Новый Орлеан. Возлюбленная Баттона из Хильдегард превратилась в Дэйзи (тоже в общем фицджеральдовское имя, но из куда более душещипательного текста). Осмеянное же Фицджеральдом «влечение» обернулось одной из самых пронзительных любовных историй, когда‑либо показанных на экране: «Я была так молода, а ты был так стар».

«Загадочную историю Бенджамина Баттона» можно включить в своеобразную идеологическую трилогию, затрагивающую различные аспекты хронореальности. В нее также войдут «Необратимость» (2002) Гаспара Ноэ с его приведенным в исполнение приговором «время разрушает все» и «Довод» Кристофера Нолана (2020) с его идеей инвертированного времени. Эти три режиссера — ключевые поп‑культурные герои 2000‑х (Финчер, впрочем, раскрылся еще в 1990‑х, но многие отмечали, что ранние его фильмы как раз опережали свое время, ненамного, лет на десять).

Если же говорить о высоком градусе чувства, то ближайший фильм‑побратим «Баттона» — это снятые за десять лет до него «Любовники полярного круга» (1998) Хулио Медема. Как и Финчер, Медем тестирует идею палиндромичности жизни, где даже имена героев читаются в обе стороны: Ана, Отто, наконец, сам Медем. Как и Финчер, он понимает, что любая сконструированная обратимость лишний раз свидетельствует о том, что никто не придет назад.

В «Загадочной истории» за кадром сказано: «Взросление — странная вещь: смотришь на человека, и вдруг кто‑то другой занимает его место». Общее время к нам абсолютно безразлично, оно занимается подменой вплоть до полного уничтожения субъекта. Однако внутри этого линейного исторического времени у нас остается шанс нащупать собственную темпоральность. Финчер здесь как будто вторит Витгенштейну, для которого реальность — понятие более сложное, нежели мир как таковой. Реальность может включать в себя вымысел и различные потенциальные возможности — словом, все то, чего не может быть. Другой его ориентир — теоретик времени Джулиус Фрейзер, как раз писавший о том, что у каждого человека может быть своя темпоральная особенность, и в этом смысле каждый из нас — Баттон, потому что наше личное время не обязано совпадать с временем историческим.

Общее время губительно. В «Загадочной истории» есть не только античасы, запущенные вспять и тонущие в финале в реке времен, но и куда более скромный, но не менее фатальный будильник, который забыли поставить вовремя, в результате чего из‑за нашей неизбежной чувствительности к начальным условиям Дэйзи попадает под машину и больше не может танцевать. (Кстати, в финчеровской «Игре» герой Майкла Дугласа делает один из последних шагов к своей подлинной человеческой сути, избавившись наконец в Мексике от золотых часов).

Голос Баттона‑рассказчика здесь странным образом напоминает советский документальный фильм «Стрела времени» (1986): там за кадром Смоктуновский каменным голосом зачитывал из книги Экклезиаста про время обнимать и время избегать объятий. Финчер, по сути, предлагает то же самое утешение — на выбор. Как говорит в «Загадочной истории» капитан судна, на котором служит Баттон: «Когда понимаешь, что конец, надо смириться». Однако смириться можно только после того, как почувствуешь себя кем‑то. Умирает не просто забитый татуировками капитан буксира — в своем автономном времени он был художник. Чтобы обрести этот отрезок автономного времени, нужно воплотить в себе некое свойство или просто создать конфигурацию события. Об этом и говорит в финале Баттон‑Питт: «В некоторых ударяют молнии, у кого‑то есть музыкальный слух, некоторые плавают, некоторые знают толк в пуговицах, некоторые матери, а некоторые танцуют». Смирение, о котором говорил капитан, по всей видимости, и заключается в формировании своей единичности и связанной с этим внутренней длительностью.

Когда непристойно омолодившийся Бенджамин приходит в школу танцев к постаревшей Дэйзи (у Юрия Трифонова в романе «Время и место» есть выражение «нестерпимо старый» — так вот Питт в этой сцене именно что нестерпимо молодой), это своего рода пародия на появление того же Питта в виде Тайлера Дердена в мехах в соответствующем эпизоде «Бойцовского клуба», да и финальная реплика оттуда («Ты встретила меня в очень странное время моей жизни») очень подходит герою «Баттона».

Дэйзи объясняет Баттону: «Вся суть танца в равновесии: рано или поздно ты это равновесие потеряешь и больше никогда его не вернешь». Равновесие — это основа любви, которая в свою очередь есть высшая форма хронологического совпадения. Его в фильме описывают словами: «Мы догнали друг друга». Сломанные часы показывают правильное время дважды, а те, что на ходу, то есть часы биологические, — без разницы, в какую сторону они идут, — только один раз.

Что касается того внутреннего времени, которое не отражается на часах, о нем лучше всего сказано у Филипа Рота в позднем романе «Людское клеймо»: «Ничто не длится — и ничто не проходит. Не проходит именно потому, что не длится».

Источник

Загадочная история Бенджамина Баттона

Загадочная история Бенджамина Баттона

Кэтлин Кеннеди
Фрэнк Маршалл
Син Чэффин

Paramount Pictures, Warner Bros, Kennedy/Marshall Company, Sessions Payroll Management

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Загадочная история Бенджамина Баттона
The Curious Case of Benjamin Button
Жанр
Выход фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (оригинальное название — The Curious Case of Benjamin Button)

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (англ. The Curious Case of Benjamin Button ) — фильм Дэвида Финчера, премьера которого состоялась 25 декабря 2008 года в США (в России — 5 февраля 2009 года), снят по одноимённому рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

Так как рассказ был небольшим, сценарист Эрик Рот превратил его «в 200-страничный сценарий, описывающий 80 лет жизни этого необычного человека».

Содержание

Сюжет

В начале XX века, в восьмидесятилетнем возрасте рождается Бенджамин Баттон (Брэд Питт) и начинает жить задом наперёд (то есть он рождается стариком и молодеет с каждым днём). Он сталкивается со сложностями, когда влюбляется в десятилетнюю девочку (героиня Кейт Бланшетт). События фильма начинаются во время Первой мировой войны (по сюжету Баттон родился в 1918 году в день её окончания) и продолжаются до 2005 года. Фильм явно демонстрирует черты стилистики магического реализма.

В ролях

Релиз

Изначально релиз фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» был назначен на май 2008 года, но позже дату премьеры перенесли на 26 ноября 2008 года. [2] Несмотря на это, премьерный показ фильма состоялся в США 25 декабря 2008, В Мексике 16 января 2009, в Англии 6 февраля 2009. [3]

Источник

рецензия на фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона»

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Обложенная подушками монументальная старуха Дэйзи (Кейт Бланшетт) умирает в американской больнице под надзором сиделки и дочки (Джулия Ормонд), которую просит зачитать ей вслух дневник некоего Бенджамина Баттона – чуда природы, родившегося глубоким стариком в день окончания Первой мировой войны, и умершего грудным младенцем аккурат, когда началась американская оккупация Ирака. Чтение перемежается пространными флэш-бэками, по-очереди живописующими весь ХХ век: Нью-Орлеан 20-х, Великую депрессию, Вторую мировую, 50-е, 60-е и т.д. Ближе к середине этого эпохального списка поэтапно молодеющий старик, все больше и больше смахивающий на актера Брэда Питта, омолодился наконец до цветущего мужчины, сравнявшись в возрасте с девушкой своей мечты – той самой Дэйзи. С ней он и проводит самые счастливые годы своей жизни, пока не дала знать о себе растущая разница в возрасте. Меж тем на больницу, где зачитывают вслух дневник, надвигается еще одно крупное историческое событие – ураган «Катрина».

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Дэвид Финчер, как какой-нибудь упрямый селекционер-мичуринец все пробующий и пробующий привить глупому мэйнстриму какую-нибудь заковыристую «стори», на этот раз явно промахнулся и переоценил возможности, которые заложил в свой сценарий в меру умный, но вполне мэйнстримовый голливудский сочинитель Эрик Рот. Если вы уже клюнули, как, наверное, и сам Финчер, на «загадочность» представленного случая, то будете весьма разочарованы: в жизни добропорядочного мистера Баттона не было ничего загадочного, кроме, пожалуй, его собственного состояния здоровья. Во всем остальном история Бенджамина Баттона проста и состоит из трех банальных вещей – родился, жил, умер. И то, что герой рождается ветхим старцем, а умирает розовым младенцем, не прибавляет к ней никакого дополнительного смысла. Какая, собственно говоря, разница, куда вести отсчет, если «мы все умрем в подгузниках», как правильно замечает героиня Бланшетт?

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Когда будущее приравнивается к прошлому, история посередине перестает быть интересной, интрига вырождается в трюизмы, а вместо загадки остается пустой аттракцион – развлечение, с которым кино имело много общего на ранних стадиях своего развития. Так, цирковой паноптикум из женщины-змеи, сиамских близнецов и негра-обезьяны (который, кстати, в фильме тоже появляется) режиссер Финчер пополнил стариком-младенцом, на которого в реальном времени глазеть, понятное дело, глупо. Человек, как человек, ничего особенного.

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Но если обещать публике, что первый превратится во второго за один вечер, уже можно продавать билеты на «самое загадочное в мире шоу». Технологии, как известно, не стоят на месте. Собственно, фильм Финчера, если отбросить декорации и вычесть шикарный реквизит истории, а также спорадические претензии на глубокомысленность и прочее сентиментальное не о чем – и есть аттракцион по омоложению Брэда Питта: его душераздирающим стариком-младенцем останутся довольны как беременные женщины, так и прочие впечатлительные зрители, которым на два с половиной часа стоит запастись слоновьим терпением и самым объемистым носовым платком.

И, без всякого сомнения, стареющие американские киноакадемики.

Источник

Реальные Бенджамины Баттоны: загадочные истории детей, которые родились стариками

Всем известен американский фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона», главный герой которого (в исполнении актера Брэда Питта) мистическим образом родился стариком и на протяжении своей жизни вместо того, чтобы стареть, молодел. В центре драмы стояли его отношения с женщиной, которая, как и все люди, старела. Фильм, в котором странная особенность Бенджамина Баттона не объяснялась, закончился тем, что герой стал младенцем и лежал на руках у любимой, которая уже совсем состарилась.

Но мало кто знает, что болезнь Бенджамина Баттона реальна. РЕН ТВ расскажет историю некоторых из детей, которые страдают этим недугом.

Брат и сестра, которым хочется «жизни без боли»

Так, в Индии есть брат с сестрой, у которых редкое заболевание кожи, которое встречается в одном случае на миллион. У мальчика Кешава и его сестры Анджали болезнь, которая называется прогерия. Из-за нее у малышей с момента появления на свет опухшие лица, а их кожа морщинистая и обвислая. В школе им, разумеется, дают обидные прозвища и смеются над ними.

Родители надеются на то, что сыну и дочери удастся помочь. Однако медики говорят, что надежда может быть только за границей. А семья, в которой растут малыши, является бедной.

«Родители говорят, что однажды все будет хорошо, но эта болезнь гнетет меня изнутри. А я просто хочу долгую жизнь без боли», — рассказывает Анджали.

Источник

Повернуть время вспять: истории реальных «бенджаминов баттонов»

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Молодые старики

Родители Анджали и Кешава мечтают показать малышей врачам, которые смогут их вылечить, но пока не могут себе этого позволить. Доход семьи едва превышает 60 долларов в месяц. Но в действительности даже лучшие медики не смогут помочь больным прогерией.

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Средняя продолжительность жизни больных прогерией – 13 лет. Исключением из правил стал знаменитый южноафриканский художник и музыкант Леон Бота: он умер, когда ему исполнилось 26.

Реальные «бенджамины баттоны»

В рассказе «Загадочная история Бенджамина Баттона» Фрэнсис Скотт Фицджеральд описывает удивительную судьбу героя, который родился стариком, но с каждым годом становился все моложе и моложе.

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Врачи обнаружили у Майкла и Мэтью лейкодистрофию – редкое генетическое заболевание, которое вызывает психическую деградацию, потерю речи и движения. «Возвращение в детство» отразилось и на внешности братьев, у них практически полностью выпали волосы.

Реальный Питер Пэн

Если братьев Кларк можно сравнить с Бенджамином Баттоном, то житель Приморья Денис Вашурин напоминает другого литературного героя – Питера Пэна, мальчика, который не хотел становиться взрослым. Денису 33 года, но выглядит он, как подросток.

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Денис Вашурин признается, что курьезные ситуации периодически возникают, когда его останавливают сотрудники ДПС. Многие стражи порядка просто не могут поверить, что перед ними не подросток, который без спроса взял родительский автомобиль, а взрослый мужчина.

У Дениса Вашурина серьезное эндокринное заболевание, из-за которого он не растет и не стареет. С раннего детства Денис отставал в росте. Но долгое время врачи не могли понять причину этой аномалии развития. Только когда мальчика привезли на обследование в Москву, медики смогли поставить точный диагноз.

Повернуть время вспять

А вот бизнесмен Стэнфорд Беннет, который жил в XIX веке, собственноручно решил повернуть время вспять. До 50 лет Беннет ничем не отличался от своих сверстников, имел лишний вес и массу хронических заболеваний. Однажды он ясно осознал, что если не изменит свой образ жизни, то долго не протянет.

На фотографии Стэнфорда Беннета с разницей в 22 года эффект виден очень сильно. Удивительно, но на фото, где Беннету 72, он выглядит лучше, чем на снимке, где ему 50.

потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть фото потрясающая история бенджамина баттона. Смотреть картинку потрясающая история бенджамина баттона. Картинка про потрясающая история бенджамина баттона. Фото потрясающая история бенджамина баттона

Медицинские осмотры подтверждали – Беннет молодел не только внешне. Состояние его здоровья значительно улучшалось. Как настоящий бизнесмен, Стэнфорд Беннет не упустил возможности заработать. Он описал свою авторскую программу омоложения в книге, которая с успехом продавалась по всей Америке.

Несколько лет назад группа ученых из Университета Дьюка и Королевского колледжа Лондона провела исследование и выяснила, что скорость старения лишь на 20% обусловлена генетикой, остальное зависит от образа жизни. Участники эксперимента, которые занимались спортом, правильно питались, не злоупотребляли алкоголем и не курили, в три раза дольше сохраняли молодость.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *