постоянно придумываю истории в голове
Клинический психолог объяснил, с чем связана чрезмерная склонность к фантазированию
Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова
Люди с богатым воображением довольно часто непроизвольно фантазируют: образы в голове таких индивидуумов возникают спонтанно, и непроизвольное фантазирование в таких случаях – процесс естественный. В то же время бывает, что мы сталкиваемся с людьми, которые намеренно живут в иллюзиях, придумывают небылицы, свято верят в них и делятся ими с окружающими. Самое интересное, что их «сказки» порой очень сложно отличить от реальности
Как вести себя с фантазерами и стоит ли пресекать детские вымыслы на ранних стадиях, мы узнали у клинического психолога, основателя школы психологического боя «Валаал» Валерия Ивановского
– Валерий Валерьевич, как вы считаете, почему некоторые люди склонны придумывать себе другую жизнь? И стоит с этим бороться?
Я думаю, что ответ на первый вопрос лежит на поверхности – люди придумывают себе другую жизнь, потому что им не нравится текущая. Соответственно, они пытаются жить по-другому, используя для этого наиболее доступный для человека способ – конструируя жизнь при помощи слов.
По сути, вся наша жизнь – это некие конструкты слов; история, которую мы рассказываем сами себе и окружающим. Действительная жизнь всегда коррелирует с повседневной реальностью, в то время как фантазия зачастую не имеет к ней никакого отношения. Социальный мир предъявляет человеку определенные условия и навязывает кодекс приемлемого поведения. Люди пытаются соответствовать требованиям, чтобы занимать оптимальное для них положение в обществе, но кому-то это сложно дается. Большую роль здесь играет то, при каких обстоятельствах проходило воспитание и социализация человека. Внутреннее самоощущение, которое является мощным толчком или напротив тормозом для социальных взаимодействий, закладывается в сензитивный период (от одного года до пяти лет) и предопределяет всю последующую жизнь человека, его отношение к себе и к миру. Если человек не справляется с вызовами социума, он уходит в психические страдания, которые градуируются в современной науке от такого понятия как невроз, психоз, психопатия и прочее. Симптоматика этих психических нарушений проявляется в том, что человек начинает заниматься фантазированием, то есть он подменяет реальность наиболее подходящей, чтобы чувствовать себя хорошо и испытывать удовлетворения текущим положением вещей.
Если достижение целей и задач, которое позволяет чувствовать себя счастливым, требует огромного количества затрат и активного обмена с социумом, то при фантазировании человек минует все эти этапы и при помощи конструктора из слов строит свои воздушные или околовоздушные замки, облегчая свое страдание. Однако в данном случае необходимо понимать, что человек попадает в серьезную ловушку: когда он фантазирует, его словесные конструкты никак не связаны с реальностью, а, значит, неадекватно описывают окружающую действительность, являясь неким зачарованным лесом, волшебным болотом, где очень легко утонуть.
Вопрос очень интересный, но я, к сожалению, не могу в процентном соотношении сказать, какое количество людей занимается продуцированием негативных фантазий. Такие люди, безусловно, существуют, но тут есть несколько оговорок. Первая оговорка связана с тем, что совершенно не факт, что они бегут из счастливой реальности в ужасную фантазию. Может оказаться так, что их бытовые условия, социальные контакты, жизнь гораздо страшнее, чем те истории, которые они придумывают.
Еще величайший отечественный психолог Рубинштейн сказал, что все внешнее воспринимается через внутреннее, поэтому негативизм может быть результатом некой отрицательной установки, через призму которой человек воспринимает все происходящее с ним.
В данном случае это также может быть связано с тем, что человек испытывает какое-то психическое страдание, связанное с ощущением неполноценности, отсутствием сил, для того чтобы взаимодействовать с миром. И любые контакты, касания с внешней реальностью интерпретируются как враждебность со стороны окружающего мира.
Подобные ситуации могут возникать также из-за низкой самооценки, сформировавшейся в детстве, когда родители говорили ребенку, что он «не хороший» и «никуда не годится». По этой причине человек, выдумывая отрицательные истории, пытается таким образом себя наказать.
– Многие дети любят фантазировать, придумывая несуществующие истории, вымышленных друзей. Как родителям реагировать на это и пресекать ли подобное?
Вообще любые крайности – это плохо, как попустительство, так и запрет. В любом случае необходимо понимать, что детство – это тот период, который предопределяет дальнейшую и эмоциональную, и интеллектуальную жизнь человека; это тот период, когда он социализируется, учится использовать слова, совершать логические операции, описывать окружающий мир. Если ребенок продуцирует сугубо негативные фантазии, это, конечно, повод для тревоги, но, если он изобретает своего единорога или сказочную страну, в этом нет ничего плохого. Однако с фантазиями необходимо действовать очень осторожно. Гораздо осторожнее, чем с открытым огнем в сухом лесу. От фантазий, как и эмоций (радость, гнев, ярость), нельзя отказываться или запрещать их, самый верный способ – использовать дозированно.
– А что все-таки делать с чрезмерным фантазированием взрослого человека? Стоит ли обращаться за помощью к специалисту?
Отмечу, что фантазия фантазии рознь. С одной стороны, фантазия может являться топливом для творчества (будь то художественная литература или пластические виды искусства). С другой стороны, она может представлять лишь попытку убежать от себя и реальности. Если человек чувствует неуверенность в себе и своих силах, испытывает страдания, то решить эту проблему он может через взаимодействие со специалистами или путем невероятно трудной и энергозатратной самостоятельной работы над собой (аутотренинг). Вообще сам человек в состоянии выйти из любого страдания. Главное, чтобы было желание и мотив. Если мотива не хватает, то необходимо обращаться к специалисту. Коренным образом переосмыслить отношение к себе и к миру человеку также помогают внешние трагические обстоятельства.
Плачу из-за выдуманных историй. Мне нравится думать о плохом. Зачем я это делаю?
Спасибо за Ваш ответ!
Мои родители развелись, когда мне было 8 месяцев. Папа был алкоголиком. Жила я с мамой, он со своими родителями. Когда я начала ходить в школу, иногда летом ездила к ним в гости, и то только потому что мой брат меня постоянно упрашивал поехать с ним, чтобы порадовать отца. В общем целом, я к нему относилась как к чужому человеку. Он пытался со мной разговаривать, но я чувствовала себя неуютно рядом с ним, поэтому в основном всегда молчала. Он постоянно говорил, что я его не люблю. Не то чтобы он пытался меня обвинить в этом, просто констатировал для себя этот факт. Умер он 4 года назад, стал совсем плох ввиду своей зависимости. Если честно, я не знала как на это реагировать. Я не знала каким человеком он был, у меня не было к нему никакой привязанности. Мне было грустно лишь из-за того факта, что теперь на земле просто нет человека, которого я могу назвать папой. Я даже толком не могла плакать на похоронах первое время. Потом мне стало плохо и я начала сильно плакать, не могла себя контролировать. Как будто я сидела внутри своего тела, не имея возможности им управлять. После этого я заметно похудела, к тому же это был выпускной год.
Мне обидно из-за того, что он променял свою семью на бутылку. Да, это болезнь, но я все же не могу этого понять. К тому же, иногда я думаю, что, возможно, я могла бы ему помочь. Может, если бы я относилась к нему по другому, я бы могла убедить его бросить пить.
Я начала об этом размышлять только сейчас, когда у меня уже нет возможности узнать этого человека и помочь ему.
На протяжении довольно продолжительного времени я придумываю различные грустные/печальные истории, которые якобы происходят со мной, обдумываю их, обыгрываю, и заканчиваю опухшим лицом и гудящей головой.
То есть, Вы как буд-то бы вновь и вновь «проигрываете» в своем сознании переживание утраты и горя, которые были активизированы реальной смертью отца, с тем, чтобы найти им «место», найти свое место в них, понять смысл и значение происшедшего.
Сценарии, в основном, одни и те же: кто-то умер, кого-то убили, меня предали, бросили, обидели, разозлили и всё в этом роде.
Сочувствую. Похоже, этот «сценарий» отражает правду Вашей души и переживаний в разные годы жизни. Вы пробовали изменить «сценарий» в своем воображении таким образом, чтобы финал был менее печальным?
Иногда я думала о том, что это ненормально, но я уже не знаю, как обойтись без этого «занятия».
Это так или иначе, должно быть, успокаивает.
Все эти жуткие и трагичные истории касаемо меня и моей семьи, в какой-то степени, приносят мне удовольствие. Мне нравится думать о чём-то плохом.
Как буд-то в фантазиях есть возможность выразить накопившуюся агрессию, которой запрещено выражаться напрямую.
Но все стало слишком печально и мне пришлось остановиться.
Хорошо, что получается остановиться.
Я сидела и думала о том, зачем я это делаю, но у меня нет ни малейшего понятия. Надеюсь, Вы объясните мне что к чему.
Мне обидно из-за того, что он променял свою семью на бутылку. Да, это болезнь, но я все же не могу этого понять.
К тому же, иногда я думаю, что, возможно, я могла бы ему помочь. Может, если бы я относилась к нему по другому, я бы могла убедить его бросить пить.
Это не Ваша задача «спасать» отца. Не пытайтесь быть ему родителем.
Как дочь Вы справедливо испытываете к нему гнев, обиду и злость за то пренебрежение, которое родитель проявил по отношению к Вам и Вашей жизни.
Благодарю за Ваш ответ!
С тех пор, как я обратилась за помощью на этот сайт, я стараюсь перестать думать о плохих вещах, переключила внимание на учёбу и приятные мне занятия. Как только хочется «взгрустнуть», говорю себе, что все хорошо и отвлекаюсь на что-то позитивное. Если я буду продолжать в том же духе, мне удастся в дальнейшем «избавиться» от этих фантазий?
Спасибо за то, что дали всему этому объяснение. Теперь у меня есть пища для размышлений, в особенности касаемо моего отца.
Если я буду продолжать в том же духе, мне удастся в дальнейшем «избавиться» от этих фантазий?
«Избавление» от данных фантазий предполагает более длительную и глубокую работу по осознанию, проработке и перепроживанию Ваших травматических эпизодов, что приводит не к избавлению от фантазий (которые отражают жизнь Вашей души), а к изменению их содержаний. Такая работа обычно проводится в рамках длительного глубинного анализа, либо в течении жизни при поддержке близких людей, на которых можно положиться.
Спасибо за то, что дали всему этому объяснение
Обращайтесь если будет необходимость и желание.
Здравствуйте. Постоянно живу в своем придуманном мире, который находится у меня в голове. Доходит даже до того, что я просто постоянно могу лежать и смотреть в этот мир. Иду кудато, делаю чтото, а
мыслями все равно там. Там совсем другая жизнь и моя личность другая. Это даже мешает нормально делать дела, потому что там интереснее. Так происходит с самого детства. И непрерывно. Постоянно диалоги строятся внутри и вообще жизнь. Настоящая жизнь мне не нравится и общаться здесь мне не с кем. Ну и что это такое? И как бороться и надо ли?
Бескоровайный Александр
Дарья, это состояние в других традициях очень уважаемо. Просто у нас в Европе, не принято его использовать. Этого с трудом добиваются йоги и дзен-буддисты — медитация в движении. Бороться не надо, надо поизучать литературу. Обращайтесь, подскажу.
С уважением!
Лана Золотарева
Игорь Викторович
Здравствуйте!
В ваших словах много эгоизма: вы придумали мир для себя и ради себя, вам не нравится общаться с другими.
С кем вам бороться, если для вас — главное — это вы.
Вам лучше начать менять свои принципы. Начать жить ради родителей, ради родины, ради любви, ради счастья своих будущих ваших детей.
Что вы уже сделали для счастья будущих ваших детей? В чем заключается ваша помощь родителям? Подумайте об этом! Если вы сможете понять меня, то сможете начать жить в реальном мире и жить реальными мечтами, и жить ради счастья и любви!
Будут вопросы — пишите в чат!
Добра и счастья вам!
Константин Шумилин
Здравствуйте, Дарья!
Можно сказать, что Вы очень вдумчивый человек, и одновременно с этим творческий.
Вы живёте в придуманном мире, а точнее Вы сами придумали его себе как говорится по образу и подобию своему, как возможность защититься.Так как только в нём вы чувствуете себя по настоящему комфортно и защищённо.
Таким образом Вы избегаете возможности взаимодействия с миром реальным, который Вам видится жестоким, несправедливым, и таким, вообщем-то несовершенным. И неспособность мириться с этим, не принимать невзгоды, что то преодолевать и привела Вас к созданию этого мира в котором Вы живёте.
И всё бы ничего если бы это не мешало Вам нормально жить и работать в этом реальном мире- ведь вы говорите, что не можете нормально делать дела, потому, что ТАМ интереснее..
Вы говорите Настоящая жизнь мне не нравится и общаться здесь мне не с кем..// Что значит настоящая жизнь вам не нравится? Что именно такого в ней Вам не нравится… Уверен это связано с определёнными событиями, возможно травмирующими для Вас или с теми, на которые Вы очень остро и болезненно реагируете… Но это, скорей всего, связано с ограничивающими убеждениями… Вида, ну например «мир жесток… или „мир несправедлив“,»Здесь нет понимания» и если начать правильно интерпретировать происходящее, то можно понять тот факт.что мир вовсе не несправедлив, а здесь всё подчинено определённым закономерностям, зная которые можно выстраивать этот самый мир в соответствии со своими ожиданиями… И тогда, мир реальный станет много интересней и увлекающей нежели мир выдуманный… Так как тогда у Вас появится настоящая возможность творить этот мир(реальный) по своему желанию.И соответственно сделать его более интересным нежели тот, выдуманный.
Удачи Вам и решимости действовать в этом, уже реально мире!
С Уважением, Константин.
ЛИДИЯ
Доброе утро. Дарья,ответы на ваши вопросы.
Ваш вопрос «Ну и что это такое?»
Ответы. Традиционно уходят в свой вымышленный мир, люди, имеющие серьезные психологические проблемы (например, страхи и др.) с реальным миром и имеющие психические заболевания.
Ваш вопрос «И как бороться»
Ответ. Вам стоит, в очном режиме, обратиться к психотерапевту/психиатру, чтобы исключить наличие психического заболевания, и определить ваши реальные психологические проблемы.
Ваш вопрос «и надо ли?»
Ответ. Да. надо.
Помните, решить проблему максимально быстро и эффективно поможет специалист. Мудрости вам
Скилкова Ирина
Здравствуйте, Дарья!
Прекрасно, что у Вас есть мечта о таком чудесном мире, осталось только воплотить её в жизнь. Думаю, Вам нужен психолог, который поможет Вам в этом. Удачи и счастья Вам в нашем замечательнейшем из всех миров мире. Ирина.
Точнее, когда происходит в жизни, к примеру. какой-то разговор неприятный для меня, уже после его окончания начинают у себя в голове продумывать эту ситуацию миллионы раз. Я начинаю продумывать свои фразы, строить фразы ответные, а что, если бы я сказала так, эдак, мне бы ответили вот так вот. И все это сопровождается негативными эмоциями, до дрожи.
И так происходит постоянно. Могу выдумать ситуацию в будущем, например, в отношениях с молодым человеком. И обязательно с каким-то негативным контекстом, хотя предпосылок к подобным ситуациям вообще нет.
И это очень сильно напрягает, потому что происходит такое часто, с физическим дискомфортом, множеством негативных эмоций, тратой энергии.
Как перестать выстраивать в голове такие несуществующие ситуации? Какие могут быть причины, стоит ли обратиться ко врачу?
Ответы
Александр Попескул
Сергей Ельченко
Ситуация, которую вы описываете очень похожа на механизм навязчивости — это навязчивые мысли или действия, которые захватывают и вводят в разные состояние психику уводя этим её от реальности.
Навязчивые мысли и действия — это один из механизмов психики, за которым может скрываться множество вариантов причин и ситуаций, скорее всего родом из детства или юности, которые проявились во взрослой жизни. Ваша психика, когда-то столкнулась с каким-то вопросом, и выработала для себя механизм ухода в навязчивость. В дальнейшем, этот механизм может исчезать, а может взяться за основной формат реакции.
Самостоятельно это сделать, без участия специалиста практически невозможно, поэтому для вас будет лучше, эффективнее, быстрее, проще и дешевле обратиться к любому выбранному вами специалисту и начать с ним индивидуальную работу.
Правильных Вам вопросов! Добро пожаловать в психоанализ.
Ментизм. Амбивалентность мышления
Ментизм. Ментизм или мантизм (Chaslin, 1914) — непроизвольный и неконтролируемый наплыв мыслей, представлений. Расстройство проявляется приступообразными и повторяющимися время от времени болезненными эпизодами, длящимися от нескольких секунд до ряда часов и суток. Типичны ускоренная в это время смена мыслей и представлений, а также их бессвязность, бессмысленность. Обычно пациенты не могут сообщить каких-либо подробностей о том, что им при этом думалось или представлялось. Сосредоточить своё внимание на чём-то другом, отвлечься на что-то иное, думать о чём-либо по своему усмотрению, сообщают они, невозможно. Нарушается способность понимать происходящее, а также обдуманно и целесообразно действовать. Сознание тем не менее остаётся ясным. Во время болезненного эпизода и тем более после его окончания многие пациенты чувствуют или ясно понимают патологический характер этого явления. Критическая оценка расстройства теряется, если к нему присоединяются бредовые идеи воздействия.
Вот несколько иллюстраций типичного ментизма. Пациенты сообщают: «Мысли вдруг как срываются с цепи, их становится очень много, они будто роятся. Ни за одну из них нельзя зацепиться, обдумать её, она тут же утопает в массе других. Ничего путного на ум не приходит, это мысли ни о чём или что-то странное, абсурдное. Ни запомнить, ни вспомнить потом, что это были за мысли, не удаётся, хотя вроде бы стараешься это сделать… Мысли быстро летят по голове, бегом, они резко втемяшиваются и резко проходят. Всё это происходит как-то мгновенно, ничего толком не успеваешь сообразить. Это можно сравнить с тем, как если резко ускорить вращение граммофонной пластинки или ленты магнитофона. А у меня бывает и наоборот, когда мысли вдруг теряются, как будто их кто-то отключает… Мысли появляются обрывками, они тут же рвутся, быстро проскакивает одна часть мысли за кусочком другой, будто горох сыплется. Бывает, что эти мысли приходят откуда-то со стороны, они как чужие, не мои, будто кто копошится в моей голове».
| При патологиях мышления у кого-то из близких Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам |
Ментизм не есть простое, пусть и непродолжительное ускорение темпа мышления, при котором источник мыслей воспринимается как принадлежащий собственному Я. При ментизме возникает ряд бессмысленных, чуждых и несвязных мыслей, параллельных и обычно препятствующих нормальному потоку мышления. Нечто подобное наблюдается в «хаотических» сновидениях, когда быстро и бесконтрольно сменяющиеся образы сновидения даже во сне некоторыми пациентами переживаются как знак безумия.
Ментизм может проявляться столь же быстрой, насильственной и беспорядочной сменой мысленных образов — образный ментизм: «Мелькают кадры, один за другим. Проносятся какие-то лица, морды, части тела, уроды, кошки, рыбы, слоны, цветы, мухи в паутине, вихри пыли, пятна, улицы, круги. Всего не упомнишь, так много разного. Всё это напоминает калейдоскоп, так быстро сменяются образы. Только я успею сообразить, что появилось, как это исчезает, проявляется что-то другое. Происходит это само собой, мне остаётся только наблюдать за мельтешением этих кадров. Они бывают чёрно-белые, цветные, окрашенные в один какой-то цвет. Иногда появляются не плоские кадры, а объёмные изображения. Порой стоит только закрыть глаза, как всё начинается. Я при этом не то что думаю или что-то воображаю себе, я как зритель, которому само всё это представляется. У меня бывают такие же точно сновидения, в которых творится такой же ералаш… В голове крутятся посторонние мысли, будто я ребятишек вижу в мыслях. Они как силуэты, образ появится и тут же исчезнет. А то мелькает всё, что я видела раньше, вроде плёнку прокручивают, показывают, только какими-то кусочками».
Эпизоды образного ментизма большей частью возникают при засыпании или при закрытых глазах — гипнагогический ментизм. Пациенты уверенно отличают их от сновидений, не смешивают и с чем-то реальным. Иногда, свидетельствуют они, ментизм плавно переходит в сновидение.
Длительность эпизодов ментизма колеблется от нескольких секунд до ряда суток, в последнем случае, по словам больных, их «голова всё время находится под напряжением, не отключается ни днём, ни ночью, мысли идут сплошным нескончаемым потоком, они не прерываются ни на одну минуту». Значительно чаще наблюдается ментизм в виде внезапного появления каких-то отдельных, как бы посторонних мыслей, вклинивающихся в более или менее упорядоченный ход мышления и нарушающих его обычное течение, — вторжение мысли: «Вдруг совершенно некстати появляется какая-то мысль, странно, откуда она взялась, я ни о чём таком и не думал… Внезапно мелькнёт непонятная мысль или что-то такое вспомнится, что меня пугает, я сам так никогда не думаю, это что-то не моё… Иногда вплетаются какие-то дикие, абсурдные мысли, они неожиданно возникают и тут же пропадают… В голове ни с того ни с сего появляются как бы чужие мысли, мне кажется, что они не мои, а будто принадлежат кому-то другому».
Данный симптом является относительно лёгким вариантом ментизма и встречается много чаще, чем типичные формы последнего. Вторжение мысли представляет собой альтернативу обрыву мысли, как ментизм в целом — шперрунгу. Оба расстройства характеризуют идеаторный автоматизм, входящий в состав синдрома Кандинского-Клерамбо, и большей частью наблюдаются при шизофрении. Целесообразно, полагаем, обозначить его термином параноидный ментизм, чтобы не смешивать с проявлениями иных форм ментизма.
Ранее упоминалось, что встречаются и другие варианты ментизма, в частности депрессивный ментизм. Вот как описывают его пациенты: «Думается только плохое, про несчастья, болезни, о смерти. То, думаю, муж умрёт, то мать или сын, или ещё что-то плохое случится. Думы такие идут всё время, они как бы наплывают сами собой, я никак не могу от них отключиться… Ничего хорошего на ум не приходит, лезет одно плохое, будто сам себя в угол загоняешь». Аналогичным образом проявляется ипохондрический ментизм — постоянные и угнетающие пациентов мысли о собственной болезни. Достаточно часто наблюдается астенический ментизм — постоянные мысли, в которых выражается неуверенность в себе. Во всех этих случаях невольные мысли являются психологически понятными, связанными с характерологическими особенностями, изменениями настроения и жизненной ситуации.
Амбивалентность мышления. Амбивалентность мышления (от лат. ambi — вокруг, с обеих сторон, valens — сильный) — раздельное, как бы изолированное друг от друга сосуществование противоположных понятий, суждений и убеждений, не сливающихся в акте синтеза в нечто единое и целостное. Так, пациент считает своего товарища по палате безнадёжно больным и одновременно с тем абсолютно здоровым человеком, по случайности оказавшимся в больнице; он думает, что и сам совершенно здоров, но в то же время серьёзно болен; или одного и того же человека воспринимает как своего родственника и вместе с тем как чужого незнакомца.
Он придерживается полярных, исключающих одна другую самооценок и бывает то вызывающе заносчивым, то скромным до самоуничижения. Или понимает, что он обычный, ничем не замечательный индивид, и ведёт себя сообразно этому, но наряду с этим убеждён, что он бог, и это его бредовое убеждение может проявляться соответствующим поведением и т. д.
Термин «амбивалентность» Е.Блейлер предложил для обозначения феноменов двойственности в мышлении, в аффектах и в поведении (1911): «Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга (аффективная амбивалентность). Больному в одно и то же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и чего не хочет (амбивалентность воли, двойственность тенденции — амбитенденция); он в одно и то же время думает: «я такой же человек, как и вы» и «я не такой человек, как вы».
Бог и чёрт, здравствуй и прощай для него равноценны и сливаются в одно понятие (умственная амбивалентность). И в бредовых идеях довольно часто наблюдается пёстрая смесь экспансивных и депрессивных идей». Амбивалентность указывает на факт раскола личности на две антагонистические субличности, при этом пациент идентифицирует себя то с одной, то с другой из них, не отдавая предпочтения при этом ни первой, ни второй. Характерный признак шизофрении.