последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо

Краткое содержание: «Кому на Руси жить хорошо» — Часть 2 Последыш

Анализ главы «Последыш»

Думается, погружение в психологию помещика, человека, признающего естественным, справедливым прежний порядок вещей – безраздельное владение судьбами и душами других людей, заставило Некрасова отступить от намеченной схемы поиска очередного кандидата в счастливые и рассказать о помещике – «последыше», не признавшем законность отмены крепостного права. Исследователи поэмы «Кому на Руси жить хорошо» пишут о том, что источник замысла главы «Последыш», где рассказывается о случае в общем-то уникальном – добровольном согласии мужиков изображать крепостных в угоду умирающему барину, коренится в реальных происшествиях: о похожем случае рассказал декабрист Поджио. Возможно, что толчком к возникновению замысла послужила и история отца Некрасова: так и не примирившись с отменой крепостного права, он пытался заставить крестьян после реформы выполнять незаконные приказы, пока суд не обязал его отказаться от этой затеи. Но эти, и вполне возможные подобные примеры, Некрасов явно утрирует, сатирически заостряет.

В центре повествования – история вахлаков, «дурацкая камедь» – игра в крепостных, затеянная по просьбе наследников князя Утятина, наградой за которую должны быть луга. То, что было нормой, законом жизни многих поколений русских крестьян, их трагедией, становится игрой. Страшные картины крепостного права перестают быть, на первый взгляд, страшными. Не случайно мужики называют происходящее «камедь». По-разному относятся вахлаки к «камеди»: кто-то проявляет незаурядные актерские способности, изображая покорность барину, кого-то, как дворового Ипата, и уговаривать не надо участвовать в игре – он и жизни не мыслит без угождения барину. И даже степенного и совестливого бурмистра Власа, осуждавшего в душе происходящее, «коснулось» «дурачество вахлацкое». Играя «дурацкую камедь», крестьяне немало потешились, осмеивая выжившего из ума барина и его нелепые приказы – за его спиной.

Характерно, что одним из часто встречающихся в главе слов становятся «чудил» и «дурил». Эти слова относятся не только к настоящему, но и к прошлому. Утятин-князь всегда «чудил» и «дурил»: автор не случайно включает истории о молодости Утятина, о печальных для слуг «дурачествах» князя. Продолжает «чудить» он и после отмены крепостного права. Чудят и дурят и мужики-вахлаки. Посредник на вопрос вахлаков, соглашаться ли им за поемные луга на «камедь», так и отвечает: «Дурачьтесь». «Шутили мы, дурачились», – рассказывает Влас в ответ на недоумение крестьян-странников. Но любовь к дурачеству предстает как черта не только «вахлацкая». «Вы тоже люди чудные», – говорит Влас странникам. «Дурачество» можно было бы определить как черту, в общем-то, свойственную русским людям – как мужикам, так и господам. Но все господские «чудачества», о которых будет рассказано и в этой, и в других главах, например, в «Пире на весь мир», – издевательства над крестьянами. Мужицкая потеха – более безобидная. Так, и жители Корёжины, описанные в главе «Крестьянка», тоже будут по-своему «тешиться» над барином Шалашниковым. «Потеха» для них – умение вытерпеть порку, а потом подсчитать не полученные барином для оброка «лобанчики». Но мужицкие дурачества безобидны только на первый взгляд. Не случайно «камедь», показывает Некрасов, обернулась и трагедией – смертью Агапа, надерзившего Последышу и не стерпевшего последующего унижения – комедийной же порки по просьбе «мира».

В «Последыше» глазами странников мы смотрим на будни пореформенной деревни и затеянную мужиками-«вахлаками» «камедь», возвращающую и самих героев, и читателей в недавнее прошлое. Следует отметить, что, как и в других главах, важную роль в понимании авторского замысла играет зачин. Рассказ о «последыше» и сыгранной его бывшими крепостными «дурацкой камеди» начинается с описания «покосов широчайших» и мужика, пьющего воду после работы. Бытовая сцена приобретает глубоко символический смысл: мужик, стоящий на только что сметанном им стогу, выпивает огромный жбан воды. Сама эта сцена подтверждает первоначальное мнение странников о жителях деревни Большие Вахлаки: «Здесь богатырь народ!» Странным противоречием этому богатырству и предстает «дурачество». На «дурачество» читатель тоже смотрит глазами странников, таких же крестьян, но ни душой, ни разумом не принявших игру в крепостное право. Весьма важна их реакция на объяснение Власа: «Ин вы у Бога нелюди?» Происходящее для них – не «камедь», не забава, не чудачество или дурачество, а нарушение Божьих законов. Беря в основу сюжета редкий случай из русской жизни, автор ставит важную проблему, открывает одну из сторон народного характера: готовность отказаться от свободы, согласиться на унижение и несправедливость ради будущего благоденствия. Не случайно потом, уже после смерти Утятина, мужики-вахлаки так близко к сердцу воспримут рассказ Игнатия в «Пире на весь мир» о крестьянском грехе, о Глебе-старосте, за деньги уничтожившем вольную для восьми тысяч крестьян. Думается, что слова из песни ангела милосердия «Средь мира дольного» о «громадной, к соблазну жадной толпе» относятся не только к «верхам», но и к «низам».

Характерно, что в «Последыше» мужики-странники иначе обозначают цель своих поисков:

Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села.

Не один счастливец, не знающий, что такое нищета и унижение, а целая губерния, жители которой живут богато, независимо от властей, – вот что составляет теперь, после многих встреч с «счастливцами» и «несчастливцами» для мужиков «счастье».

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Кому на Руси жить хорошо

Часть третья ПОСЛЕДЫШ Главы 1-III

Часть четвертая ПИР — НА ВЕСЬ МИР

Посвящается Сергею Петровичу Боткину Вступление На окраине села “Шел пир, великий пир1” С дьячком Трифоном пришли его сыновья, семинаристы: Саввушка и Гриша. …У Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся, С оттенком красноты Простые парни, добрые. Косили, жали, сеяли И пили водку в праздники С крестьянством наравне. Сидят и думают мужики: Свои луга поемные Сдать старосте — на подати. Мужики просят Гришу спеть. Он поет “веселую”.

Глава I ГОРЬКОЕ ВРЕМЯ — ГОРЬКИЕ ПЕСНИ

Глава II СТРАННИКИ И БОГОМОЛЬЦЫ

Глава III И СТАРОЕ И НОВОЕ

Крестьянский грех Был “аммирал-вдовец”, за верную службу наградила его государыня восемью тысячами душ. Умирая, “аммирал” передал старосте Глебу ларец с вольной на всех восемь тысяч душ. Но наследник соблазнил старосту, дав ему вольную. Завещание сожгли. И до последней поры были восемь тысяч душ крепостными.

“Так вот он, грех крестьянина! И впрямь страшенный грех!” Опять упали бедные На дно бездонной пропасти, Притихли, приубожились, Легли на животы; Лежали, думу думали И вдруг запели. Медленно, Как туча надвигается, Текли слова тягучие. Голодная О вечном голоде, работе и недосыпании мужика. Крестьяне убеждаются, что всему виною “крепостное право”. Оно множит грехи помещиков и несчастья рабов. Гриша сказал: “Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!” Увидели сонного Егорку Шутова и стали бить, за что не знают сами. Приказано “миром” бить, вот и бьют. Едет на возу старый солдат. Останавливается и поет. Солдатская Тошен свет, Правды нет, Жизнь тошна, Боль сильна. Клим ему подпевает про горькое житье.

Глава IV ДОБРОЕ ВРЕМЯ — ДОБРЫЕ ПЕСНИ

“Великий пир” кончился только к утру. Кто разошелся по домам, а странники улеглись спать тут же на берегу. Возвращаясь домой, пели Гриша с Саввою: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Жили они беднее бедного крестьянина, не имели даже скотины. В семинарии Гриша голодал, только на вахлатчине отъедался. Дьячок хвалился сыновьями, но не думал, чем они питаются. Да и сам вечно голодал. Жена была куда заботливее его, поэтому и умерла рано. Вечно думала она о соли и пела песню. Соленая Не хочет сынок Гришенька есть несоленую еду. Господь посоветовал “посолить” мукой. Мать сыпет мукой, а солится еда ее обильными слезами. В семинарии часто Гриша вспоминал мать и ее песню. И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлатчине Слились — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного. Родного уголка. Есть два пути у России: одна дорога — “вражда-война”,»другая дорога честная. По ней идут лишь “сильные” и “любвеобильные”. …На бой, на труд. Грише Добросклонову Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Гриша поет: “В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Была и в рабстве, и под татарами: “…Еще ты в семействе — раба; Но мать уже вольного сына”. Григорий идет к Волге, видит бурлаков. Бурлак Григорий рассуждает о тяжелой доле бурлака, а потом его мысли переходят и на всю Русь. Русь Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь. Автор убежден, что Гриша истинно счастливый: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. 1865-1877 гг.

Источник

Образ последыша в романе Кому на Руси жить хорошо. Что вы можете рассказать о его семье? Порядочные ли люди его дети?

Глава “Помещик” подводит к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. В главе “Последыш” Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам — привычка покоряться. Князь Утятин — барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества:

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар:

Известно, не корысть,
А спесь его подрезала,
Соринку он терял.

И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. “Последыш” становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных. Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения: приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло! ” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет! ” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава “Последыш” уточняет смысл главы “Помещик”. От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности. Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется:

Источник

Удивительное количество разных героев имеет поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика героев произведения показывает широкую палитру человеческих качеств.

последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо

Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.

Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.

последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо

Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.

Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.

Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.

Главные действующие лица

Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой.

последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо

При чтении «Кому на Руси Жить хорошо», кажется, что это и не семь человек, а один цельный герой. Он неприхотлив в еде, одежде, любит свою жену и детей, трудолюбив.

Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:

Демьян – сам научился читать по слогам, простые слова ему даются легко, но «мудреные заглавия» ему не поддаются. Через персонажа автор показывает, что даже обычный крестьянский народ хочет получать образование и стремится к знаниям.

Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается. В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.

Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.

Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.

Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.

Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.

В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.

последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо

Второстепенные персонажи

Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.

последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо

Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:

Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.

Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.

Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.

Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.

Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.

Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.

Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.

Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.

Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.

Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.

Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.

Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.

последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо

Заключение

Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» спустя короткое время после отмены крепостного права. Целью написания поэмы было кратко показать, что дал закон об отмене крепостничества каждому слою населения. Но идея произведения осталась незавершенной.

Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.

Источник

Анализ главы «Последыш» (Некрасов Н. А.)

Я прочитал поэму Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В главе «Последыш» рассказывается о имении пожилого князя Утятина. Данной главой автор хотел показать как реформа об отмене крепостного права повлияла на жизнь помещиков и крестьян.

В главе поднимается проблема зависимости «свободных» крестьян от помещиков. События происходят после отмены крепостного права.

Наследники старого князя Утятина боятся не получить семейное имение, поэтому они просят крестьян сыграть роль крепостных за достойное вознаграждение («луги поёмные»). Именно это доказывает то, что несмотря на реформу, крестьяне остались такими же зависимыми от своего помещика.

Глава «Последыш» занимает одно из главных мест в поэме. Ей Николай Алексеевич Некрасов показывает беспомощность крестьянского мира. Пахом говорит: «не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна». Данные слова подтверждают то, что крестьяне не умеют жить на свободе и не представляют жизни без своего барина. Именно поэтому крестьяне согласились сыграть роль крепостных и получить вознаграждение, но в итоге остались ни с чем.

Главными героями главы являются Влас, князь Утятин, Клим Лавин и Агап Петров. Влас — староста деревни Большие Вахлаки «Служа при строгом барыне, / Нёс тяготу на совести/ Невольного участника/ Жестокостей его». Именно он рассказывает странникам о князе Утятине, чтобы помочь наследникам барина и притворяется со стальными крестьянами. Князь Утятин — пожилой человек, который выжил из ума. Он не может поверить в отмену крепостного права. Князь привык издеваться над своими крестьянами. Клим Лавин — крестьянин «присадистый, с широкой бородищею», хитрый и грамотный мужчина. Другие крестьяне не любят его за то, что он пьёт и бездельничает «пьяница, / И на руки не чист». Агап Петров — «грубый, непокладистый» мужчина. Он не желал мириться с «добровольным рабством», в котором задействован. Успокоить его удалось только вином, но на следующий день он умер. Образы главных героев главы «Последыш» помогают осознать то, что никакая реформа не сделает свободных людей из крепостных.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В помощь школьнику. 10 класс. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877 )

1-я неделя декабря. В начале декабря разбираемся с одним из произведений, которое, по мнению многих десятиклассников, стоило бы исключить из школьной программы

последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо. Фото последыш это кто в поэме кому на руси жить хорошо

Текст: Ольга Разумихина

Поэму-эпопею Н. А. Некрасова, посвящённую событиям после отмены крепостного права в 1861 году, нельзя назвать любимым произведением нынешнего школьника. Перипетии жизни крестьян, только-только ставших свободными, и растерянных дворян трогают сердце юношей и девушек в куда меньшей степени, чем, например, духовные терзания Раскольникова или романы Наташи Ростовой.

Отчасти такое отношение понятно, ведь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нет персонажей, за чьими судьбами читатель бы следил с первой до последней страницы. Ну, кроме, конечно, семи мужиков, которые отправились в странствие, чтобы найти на просторах Отчизны счастливого человека, — но о них мы знаем мало, их характеры обозначены крайне схематично. Вот какими мы видим их в прологе:

Но вопрос оказывается для героев столь важным, что они, намяв друг другу бока и поняв, что даже грубой силой затруднение не решить, дают друг другу обещание:

На протяжении всей поэмы никто из персонажей не «раскрывается», но Н. А. Некрасову это и не нужно: главное для него — сделать «срез» современной ему действительности. При такой задаче акцент на внутреннем мире кого-либо из героев-проводников был бы излишним. Тем более что вышеперечисленные мужики — персонажи полулегендарные: они и с птичкой-пеночкой заключают договор, и скатертью-самобранкой пользуются, и одежда на них не рвётся, и лапти не снашиваются.

Так или иначе, юный читатель должен помнить, что чтение — это не только развлечение, но и возможность отправиться в своеобразное путешествие на машине времени. Как был устроен крестьянский и дворянский быт в XIX веке? Какие социальные, экономические, идеологические проблемы стояли перед тогдашним человеком? Ответы на эти вопросы можно найти и в учебнике истории; но разве не увлекательнее получить их, «прохаживаясь» по русским деревням и знакомясь с героями, зачастую не лишёнными обаяния?

Кроме того, чтение поэмы — в свете предстоящего школьникам ЕГЭ по русскому — имеет и утилитарную функцию: истории большинства героев просты, но поучительны. Так что эпизоды с участием Матрёны Тимофеевны станут замечательными иллюстрациями к размышлениям о проблеме социального неравенства, а сюжетная линия Последыша поможет доказать, что нельзя жить в вымышленном мире, не признавая реальных проблем.

Так что вспомним, как сложились судьбы самых примечательных героев поэмы.

История безымянного Попа заставляет мужиков раскаяться в том, что они, по заведённому среди крестьян обычаю, отпускали грубые шутки в сторону духовенства. На вопрос, живётся ли ему счастливо, Поп отвечает так:

Современному человеку может быть не вполне понятно, при чём тут «болящие и умирающие». Разве поп — доктор? Но в России XIX в. для человека было немыслимо не позвать священника к тяжелобольному человеку, чтобы тот успел исповедоваться и причаститься. Это таинство называлось — и называется по сей день — соборованием.

Однако посещение подобных граждан — не единственная обязанность попа: вообще-то он каждый день проводит службу, а то и не одну. Но много ли денег могут пожертвовать ему такие же, как он, бедняки, раз уж богатые помещики после отмены крепостного права разъехались кто куда?

Ермила Гирин

Этот молодой человек — «не князь, не граф сиятельный» — до определённого момента был очень удачлив. В двадцать лет он устроился работать писарем:

К счастью, сына Власьевны удалось вернуть в семью. Ермил Гирин покаялся перед несчастной женщиной и выплатил штраф, а земляки, убедившись, что их бурмистр не способен идти на сделки с совестью, полюбили его ещё больше.

Но, увы, и Ермила Гирину нельзя назвать счастливым человеком: он отказался подчиниться одному вельможе и помочь ему усмирить крестьянский бунт — и угодил за решётку.

Матрёна Тимофеевна

И всё же самая душераздирающая история — это история жизни простой крестьянской женщины Матрёны Тимофеевны. Да, сейчас, когда она уже пожилая, её все любят, уважают и даже называют «губернаторшей». Но сколько она пережила личных драм!

В девичестве Матрёна жила и не тужила — и желанием обвенчаться с каким-нибудь удалым парнишкой не горела. Но даже на такую своенравную девушку нашёлся свой ценитель:

И Филипп отчасти сдержал своё слово: к супруге он всегда относился с заботой (хотя было дело — один раз ударил). Но вот семья Филиппа «заела» несчастную невестку. И ладно бы только это! Первенец Матрёны Тимофеевны погиб по нелепой случайности: героиня оставила мальчика с дедом Филиппа — Савелием, а тот заснул; ребёнок пробрался в хлев, и там его затоптали свиньи. В другой раз Матрёна приняла телесное наказание вместо другого своего сына — Федотушки, который пас овец и не уследил за одной «подопечной», которую унесла волчица. Также к героине неровно дышал господский управляющий Ситников: женщина понимала, что он не ровен час возьмёт её силой, но всё время сидеть дома, разумеется, не могла. К большому облегчению героини, злодей умер от холеры.

«Губернаторшей» же Матрёну Тимофеевну прозвали вот почему. Когда героиня ожидала рождения последнего ребёнка, её мужа повелели, в нарушение всех законов, забрать в солдаты. Матрёна поняла, что спасения ждать неоткуда, и отправилась — ночью! пешком! зная, что её ребёнок может появиться на свет в любой момент! — в город, к губернатору. Там она с большим трудом пробралась во дворец вельможи, но благодетеля так и не дождалась. Вместо этого Матрёна увидела его жену — и кинулась ей в ноги; и тут «мука смертная под сердце подошла», начались роды… К счастью, губернаторша восстановила справедливость, вернула Филиппа домой — и даже стала крёстной матерью младенца Лиодорушки.

Оболт-Оболдуев

Этот герой, обладатель забавной говорящей фамилии, — избалованный роскошью помещик. Но он всегда относился к крестьянам милостиво — настолько, насколько это было возможно при его воспитании. Однако после отмены крепостного права бывшие слуги распоясались — и, разумеется, даже не задумались, что и у Оболта-Оболдуева есть чувства, которые стоило бы уважить:

Выслушав «исповедь» барина, мужики проникаются к нему сочувствием. Глава завершается хрестоматийными строками:

Князь Утятин (Последыш)

В отличие от Оболта-Оболдуева, человека в целом безвредного, князь Утятин заставил всех окружающих подчиняться своей безумной воле. Узнав, что крепостное право отменено, этот герой настолько разнервничался, что его наполовину парализовало. Но Последыш (прозвище, указывающее на то, что это последний помещик России) пришёл в себя после удара — и сообщил родственникам, что лишит их наследства, если они не вернут всё как было. Поэтому потомки Утятина подговорили его бывших крестьян ещё немного «поломать комедию», что даже привело к гибели одного работяги, не согласного терпеть унижение, — но, когда старый безумец умер, так и не отдали им обещанные луга.

Гриша Добросклонов

Семинарист Григорий Добросклонов, выросший в семье бедного священника, в детстве часто недоедал: родителям не хватало денег даже на соль. Однако Гриша вырос достойным, честным, отзывчивым, а ещё очень талантливым человеком. В поэме представлены тексты некоторых песен, якобы написанных этим персонажем, и одна начинается так:

Счастье для этого юноши — внутреннее состояние, которое не зависит от бытовых условий. Пожалуй, Гриша Добросклонов, каким его встретили странники, — единственный поистине счастливый человек. Но пройдёт несколько лет, и он, по утверждению автора, с большой долей вероятности окажется в немилости у властей:

Так кому же, в конце концов, на Руси жить хорошо?

Увы, Н. А. Некрасов так и не дал читателям ответа на этот вопрос. Поэт умер в 1877 году, так и не окончив главный труд своей жизни. Но, может быть, он и сам понимал, что вряд ли сможет «вывести» подобного героя?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *