последствиями крестовых походов на восток были
выделите и перечислите последствия крестовых походов на восток Очень кратко плииииииииииииииииз
Последствия крестовых походов:
———————————————————-
1) в 1187 Иерусалим снова оказался под властью мусульман, опять захватить этот город силой у христиан не получилось;
2) к концу XIII века крестоносцы были изгнаны из Палестины, новые походы против мусульман терпели поражение;
3) вражда между христианами и мусульманами стала гораздо сильнее (среди мусульман и сегодня напоминают о крестовых походах, когда хотят сказать, что от Западных стран ничего кроме жестокости ждать нельзя);
4) из-за этой ненависти стало сложнее торговать;
5) стала сильнее и вражда католиков с православными;
6) мощь Византии оказалась окончательно подорвана;
7) крестовые походы не смогли остановить войны между феодалами в Западной Европе.
Крестовые походы имели важные последствия для всей Европы. Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее её во власть турок, а также гибель бесчисленного количества людей. Но гораздо значительнее были следствия, благотворные для Европы. Для Востока и ислама крестовые походы далеко не имели того значения, какое принадлежит им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе. Крестовые походы несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм. Численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии. Небывалое дотоле развитие торговых отношений содействовало обогащению и усилению городского класса, который в Средние века был опорой королевской власти и врагом феодалов. Затем, крестовые походы в некоторых странах облегчили и ускорили процесс освобождения вилланов от крепостной зависимости: вилланы освобождались не только вследствие ухода в Святую землю, но и методом выкупа свободы у баронов, которые нуждались в деньгах при отправлении в крестовый поход и поэтому охотно вступали в такие сделки. В крестовых походах принимали участие представители всех тех групп, на которые делилось население средневековой Западной Европы, начиная от крупнейших баронов и кончая массами простых вилланов; поэтому крестовые походы содействовали сближению всех классов между собой, как и сближению различных европейских народностей. Крестовые походы впервые соединили в одном деле все общественные классы и все народы Европы и пробуждали в них сознание единства.
С другой стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы Западной Европы, крестовые походы помогали им уяснить свои национальные особенности. Приведя западных христиан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными народами Востока (греками, арабами, турками и так далее), крестовые походы содействовали ослаблению племенных и религиозных предрассудков. Близко ознакомившись с культурой Востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман, крестоносцы приучались видеть в них себе подобных людей, начинали ценить и уважать своих противников. Те, кого они сначала считали полудикими варварами и грубыми язычниками, оказывались, в культурном отношении, выше самих крестоносцев. Крестовые походы наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс; война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в крестовых походах получила новый характер: рыцари проливали свою кровь по идейным и религиозным побуждениям. Идеал рыцаря, как борца за высшие интересы, борца за правду и за религию, образовался именно под влиянием крестовых походов. Самым важным следствием крестовых походов было культурное влияние Востока на Западную Европу. Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. Во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых походов или прямые заимствования с Востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда Западная Европа.
Мореплавание достигло во время крестовых походов небывалого развития: большая часть крестоносцев отправлялась в Святую землю морем; морским же маршрутом велась и почти вся обширная торговля между Западной Европой и Востоком. Главными деятелями в этой торговле являлись итальянские купцы из Венеции, Ге
Последствия крестовых походов:
———————————————————-
1) в 1187 Иерусалим снова оказался под властью мусульман, опять захватить этот город силой у христиан не получилось;
2) к концу XIII века крестоносцы были изгнаны из Палестины, новые походы против мусульман терпели поражение;
3) вражда между христианами и мусульманами стала гораздо сильнее (среди мусульман и сегодня напоминают о крестовых походах, когда хотят сказать, что от Западных стран ничего кроме жестокости ждать нельзя);
4) из-за этой ненависти стало сложнее торговать;
5) стала сильнее и вражда католиков с православными;
6) мощь Византии оказалась окончательно подорвана;
7) крестовые походы не смогли остановить войны между феодалами в Западной Европе.
Немного о крестовых походах
Введение
Крестовые походы XI–XV веков стали одним из определяющих событий Cредневековья, как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Кампании крестоносцев принесли значительные последствия, где бы они ни происходили, но также подтолкнули к изменениям внутри тех государств, которые организовали их и боролись с ними. Даже когда крестовые походы закончились, их влияние продолжалось через литературу и другие культурные средства.
Влияние крестовых походов в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом:
– увеличение присутствия христиан в Леванте в Средние века;
– разработка военных заказов;
– поляризация Востока и Запада, основанная на религиозных различиях;
– особое применение религиозных целей к ведению войны в Леванте, на Пиренейском полуострове и в Прибалтике;
– возросший престиж пап и активизация роли католической церкви в светских делах;
– ухудшение отношений между Западом и Византией привело, в конечном счете, к ее разрушению;
– усиление могущества королевских домов Европы;
– появление более сильной коллективной культурной идентичности в Европе;
– всплеск ксенофобии и нетерпимости между христианами и мусульманами, между христианами и иудеями, еретиками и язычниками;
– рост международной торговли и обмена идеями и технологиями;
– повышение могущества таких итальянских государств, как Венеция, Генуя и Пиза;
– использование религиозного исторического прецедента для оправдания колониализма, войны и терроризма.
Ближний Восток и мусульманский мир
Непосредственным геополитическим результатом крестовых походов стало возвращение Иерусалима 15 июля 1099 года, но для того, чтобы город оставался в руках христиан, необходимо было основать в Леванте различные поселения (все вместе известные как Латинский Восток, государства крестоносцев или Утремер).
Для их защиты потребуются постоянные поставки новых крестоносцев и создания военных орденов профессиональных рыцарей, таких как рыцари-тамплиеры и рыцари-госпитальеры. Это вдохновило формирование рыцарских орденов, таких как Орден Подвязки в Англии (основан в 1348 году), который пропагандировал преимущества крестовых походов для своих членов.
Несмотря на милитаризованное присутствие на Святой Земле, продолжающуюся вербовку в Европе и растущее участие королей и императоров, оказалось невозможным удержать завоевания Первого крестового похода и потребовалось больше кампаний, чтобы вернуть такие города, как Эдесса и сам Иерусалим после его падения в 1187 году.
В XII и XIII веках было восемь официальных Крестовых походов и еще несколько неофициальных, но все они закончились скорее неудачей, чем успехом.
Расширение крестовых походов
Движение крестоносцев распространилось на Испанию, где в XI–XIII веках была начата так называемая реконкиста – возвращение земель Испании от мусульман.
Пруссия и Прибалтика (Северные крестовые походы), Северная Африка и Польша среди многих других мест также стали местами появления крестоносных армий с XII по XV век, так как идеалы крестоносцев, несмотря на сомнительные военные успехи, продолжали привлекать королей, солдат и простых людей на Западе.
Византийская империя
Крестовые походы вызвали разрыв западно-византийских отношений.
Во-первых, византийцы испытывали ужас перед неуправляемыми группами воинов, сеющими хаос на их территории. Вспышки боевых действий между крестоносцами и византийскими войсками были обычным делом.
Это вскоре только ухудшилось, когда посыпались обвинения в том, что ни одна из сторон не пытается изо всех сил защищать интересы другой.
Кульминацией ситуации стало шокирующее разграбление Константинополя в 1204 году н. э. во время Четвертого крестового похода.
Европа
Завоевание мусульманских территорий в Южной Италии, Сицилии и на Пиренейском полуострове открыло доступ к новым знаниям, так называемой «Новой логике». Возникло более сильное ощущение того, что они «европейцы», что, несмотря на различия между государствами, народы Европы имеют общую идентичность и культурное наследие.
Другой стороной монеты был рост ксенофобии. Религиозная нетерпимость проявлялась во многих отношениях, но наиболее жестоко – в погромах против евреев (особенно в Северной Франции и Рейнской Области в 1096–1097 годах н. э.) и жестоких нападениях на язычников, раскольников и еретиков по всей Европе.
Значительно возросла торговля между Востоком и Западом. В Европу поступало больше экзотических товаров, чем когда-либо прежде, таких как: специи (особенно перец и корица), сахар, финики, фисташки, арбузы и лимоны, хлопчатобумажная ткань, персидские ковры и восточная одежда.
Итальянские государства Венеция, Генуя и Пиза разбогатели, благодаря своему контролю над ближневосточными и византийскими торговыми путями, что было дополнением к деньгам, которые они зарабатывали на транспортировке армий крестоносцев. Крестовые походы, вероятно, ускорили процесс международной торговли через Средиземное море.
Крестовые походы в 8 пунктах
Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами
27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве вознаграждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.
1. Основные события Крестовых походов
15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, которое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитателей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — графство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Африки были отправлены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства крестоносцев испытывали постоянную нехватку в защитниках.
В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окончился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иерусалим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христианский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участвовать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Триполи, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.
2. Как походы изменили отношение к войне
Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, возникшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанностью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры приняли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.
3. Сколько стоило участие в походе
Историки подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, должен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.
Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дарили местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувшийся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.
4. От чего умирали крестоносцы
Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не вернулись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от полученных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка провизии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновидность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У другого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.
5. Участвовали ли в походах женщины
Да, хотя их количество сложно подсчитать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во время Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 мужчин приходилось 42 женщины. Некоторые женщины участвовали в Крестовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались относительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спасти душу, помолиться у Гроба Господня, посмотреть на мир, забыть о домашних неурядицах, а также прославиться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательницы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение крестоносцы старались соблюдать целомудрие: внебрачные связи карались, а проституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.
В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.
6. В какие настольные игры играли крестоносцы
Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 году они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, византийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.
Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о священной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в результате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут помешать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, королей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное разрешение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов монашеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть только в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпитальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).
7. С кем крестоносцы воевали
С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только против мусульман, но и против язычников, еретиков, православных и даже католиков. Например, так называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с крестоносцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Католик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых походах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.
8. Какой поход был самым необычным
Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Крестовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нарушение обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фридрихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муаззамом. Но когда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иерусалим. У мусульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом скалы» и мечетью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть населения которой была арабоговорящей, говорил сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Возвращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлученным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.
Последствия крестовых походов
Экономические последствия крестовых походов
Крестовые походы положительно сказались на экономике европейских стран. В XI-XII веке получило развитие мореплавание, поэтому такие города-порты как Венеция и Генуя, Пиза стали центрами торговли. Купцы вели продажу восточных товаров. Ввоз новых сельскохозяйственных культур (рис, арбуз, гречиха, лимон, абрикос) также сказался положительно на развитие торговли.
Стало увеличиваться число состоятельных людей. Готовилась платформа для перехода с натурального хозяйства на товарно-денежные отношения, который произойдет в конце средневековья.
Бурный рост экономики влиял и на социальную сферу. Увеличивалась пропасть между богатыми и бедными. Феодальный строй терпел кризис и изжил себя в новом обществе.
Политические последствия крестовых походов
Во время крестовых походов постоянно образовывались новые государства и распадались старые страны.
Результатом первого крестового похода стало образование крестоносцами четырех государств в районе современной Сирии, Палестины и Ливана:
Результатом третьего текстового похода стало образование Кипрского королевства. Король Ричард Львиное Сердце попал на Кипр и узнал, что здесь находиться в плену его невеста. Местный правитель, Исаак I, отказался отпускать девушку. Тогда на следующий день английский король захватил остров, который продал иерусалимскому правителю Ги. Ги и основал Кипрское королевство.
Итогом четвертого крестового похода стало основание на территории Восточной Римской Империи пяти государств:
Все эти государства в XV веке были завоеваны турками-османами.
В районе современной Польши и Калининграда было создано теократическое государство Тевтонского ордена, ликвидированное собственным правительством в 1525 году.
Религиозные последствия крестовых походов
Крестовые походы несли в себе религиозные цели. Дело состояло в том, что с VII века Иерусалим находился под властью арабов. Мусульмане не препятствовали христианским паломникам посещать священные места. Например, гроб господень. К XI веку Иерусалим попал под влияние сельджуков, которые враждебно относились к христианам. Тогда католическое духовенство приняло решение отвоевать у мусульман гроб господень.
В результате крестовых походов отношения между мусульманами и христианами ухудшились. Появилась вражда, ненависть, агрессия.
Также произошел разлад и в христианской церкви. Во-первых, в 1054 году произошел церковный раскол христианства на православие и католицизм. Отношения между двумя ветвями по сей день остаются не безупречными. Во-вторых, крестоносцы неподобающе вели себя в захваченных городах по отношению к святыням. Они нарушали свои правила и жестоко расправлялись с мирянами. В-третьих, крестоносцы стали видеть в христианстве по византийскому образцу препятствие для исполнения своей миссии. Зародилась вражда и жажда мести.
Демографические последствия крестовых походов
Очень негативно сказались крестовые походы на таких демографических показателях как уровень рождаемости и смертности. Крестовые походы сопровождались военными действиями, которые становились причиной разрухи, голода, болезней. Также большое количество людей погибло на поле боя.
Уровень смертности превышал уровень рождаемости. Была очень высока младенческая смертность, что очень характерно для средневековья в целом. К причинам этого явления относится несколько элементов:
Также на демографическом показателе сказались религиозные убеждения крестоносцев. Члены духовных рыцарских орденов были обязаны держать целибат, что также негативно сказалось на уровне рождаемости.
Упадок Византийской империи как последствие крестовых походов
Католическое духовенство всегда напряженно относилось к православному христианству. Второй крестовый поход закончился неудачей. Среди французов и немцев стало зарождаться мнение, что в завоевании мусульманского востока мешает мощное Византийское царство, где население исповедует совершенно другую ветвь христианства, а следовательно, не может быть верным союзником.
Еще перед стартом четвертого крестового похода римский папа Иннокентий III отправил письмо византийскому правителю с просьбой объединить войско для участия в походе. Католики, разумеется, получили отказ. Это стало причиной роста напряжения между Византией и Римом.
Тогда крестоносцы решили напасть на венгерский город Задар — крупный торговый центр на Адриатическом море. Город был захвачен и разорен. Венецианцы получили господство в акватории водоема и уплату за долги от крестоносцев. Это сражение стало репетицией захвата Константинополя.
Константинополь в XIII веке считался очень богатым городом. О драгоценностях византийских императоров ходили легенды. Многие страны хотели овладеть столицей Византии.
Крестоносцы нашли этой идее серьезное обоснование. Византия располагалась в Малой Азии, где с каждым днем росло и крепло владение сельджуков. Они выдвинули государству обвинение, что Византия мешает выполнять католикам их миссию, не помогает и подписывает документы с мусульманами. Началась подготовка наступления на Константинополь.
Византия заключила союз с Венецией, поэтому флот царства значительно ослабел. Его почти что не было. Крестоносцы обладали прекрасным флотом и нападали в основном с моря. Это положение стало фатальным для Византии.
В результате четвертого крестового похода город был взят, а на территории государства созданы новые страны. Однако, в 1261 году Константинополь был отвоеван византийцами, но уже тогда был известен печальный исход государства.
К XV веку территория Византии ограничивалась Константинополем, его окрестностями и скромными островными владениями. Население империи не превышало пятидесяти тысяч человек. Центральная власть практически не имела своих полномочий. Город был разорен и опустошен.
Владения мусульман-турок росли с каждым годом. Со временем Константинополь стал располагаться посередине европейских и азиатских владений турок. Для них захват города был необходим, так как в среде мусульман жил страх, что Константинополь станет новой базой следующего крестового похода против мусульман.
Распространение арабской культуры в Европе как последствие крестовых походов
Арабские государства славились большим развитием медицины и науки, то есть теми областями, которые были в Европе совершенно не развиты. Европейцы познакомились с трудами арабских и греческих ученых, поэзией. Развивались биология, физика, химия и другие естественные науки. В средневековых странах появлялись университеты.
Крестовые походы сопровождались обменом с арабами не только медицинскими знаниями, но и сельскохозяйственными культурами. Из востока были ввезены абрикосы, арбузы, лимоны, фисташки, рис, сахар. Велась торговля этими продуктами.
Славилась арабская Африка и тканями. После крестовых походов в Европе появились кисея, атлас, бархат, ситец. Также ввозились ковры и ювелирные украшения.
Многие устаревшие и современные предметы обихода имеют арабское происхождение и были ввезены крестоносцами. Например, такие предметы одежды как юбка. Примером мебели служит софа. В строительстве комнат — альковы. Из вооружений — арбалеты.
Большое влияние они оказали на европейские языки, в частности романские (французский, итальянский). Во многих из них слова таможня, талисман, адмирал имеют арабское происхождение.
Реформаторские движения в Европе как последствие крестовых походов
Первые крестовые походы увеличили значимость католической церкви. Система развивалась и росла. Прибавилось не только количество новых верующих, но и сумма церковных налогов. Придумывалось все больше оброков и взносов. Вводились индульгенции и другие элементы. К религии стали относится как к товару, как к источнику прибыли. Духовная часть католичества постепенно теряла свою значимость.
Поначалу люди поддерживали движение крестоносцев.
Но чем было ближе завершение походов, тем больше было разочарование людей в католической церкви. С ростом престижа росло ощущение свободы католических священников. Они стали в своем поведении отходить от догм церкви: вели разгульный образ жизни, много пили, женились. Очень часто на смену отца-священника приходил его сын. Это и вызывало у людей отторжение.
Католическое духовенство настаивало, что для общения человека с Богом требуется посредник в лице священника. Сами люди не могли читать Библию, так как люди были неграмотны, книгопечатания в те времена еще не существовало, издания были рукописными. Рукописи создавались священниками. Таким образом, самостоятельное изучение религии было невозможно для средневекового человека.
Люди страдали от гнета католической церкви, величины налогов и невозможности самостоятельно изучать Священное писание. Таким образом, зародилось реформаторское движение в Европе — движение за постепенные изменения в католической церкви.
Его сторонники были убеждены, что для общения с Богом посредник не требуется. Это может делать самостоятельно любой человек.
Упадок феодального общества как последствие крестовых походов
Упадок феодального общества неразрывно связан с развитием экономики и торговли.
Во время крестовых походов активно велась торговля стран Европы с Востоком. Появлялись состоятельные люди. Деньги приобретали все большую значимость. Строились торговые и культурные связи стран Европы со странами востока. Мир вот-вот собирался отказаться от натурального хозяйства, на котором было основано феодальное общество. Это основная причина упадка феодально-вассальной системы.
Общество знакомились с трудами арабских философов и греческих ученых. Это влияло на внутреннее самосознание народа. Крестьяне зависели от феодалов: должны были отрабатывать барщину и платить натуральный или денежный оброк. При этом своей землей они не владели, а порой и личная свобода была у них отнята. Такое положение сильно угнетало крестьян. Росло движение за личную свободу человека. Это вторая причина кризиса феодального строя.