последствия принятия христианства на руси таблица

Значение принятия христианства на Руси (+таблицы)

Удобная навигация по статье:

Значение принятия христианской веры на Руси

Введение христианской веры чаще всего называется Крещением Руси. Впервые это важное событие было описано в одной из самых древних славянских летописей «Повесть временных лет». Согласно данным современной исторической науки, произошло крещение в 988 году в период правления великого киевского князя Владимира.

Схема: что означало принятие христианства для жителей древней Руси?

последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть фото последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть картинку последствия принятия христианства на руси таблица. Картинка про последствия принятия христианства на руси таблица. Фото последствия принятия христианства на руси таблицаЧто означало принятие христианства?

История принятия христианства на Руси

При этом, по данным полученным из византийских источников десятого века, христианизация в Киевской Руси началась ещё в девятом веке, а 988 год указан в этих документах в качестве года крещения самого Владимира. Под первым крещением Руси исследователи часто подразумевают события, произошедшие во время княжения Ольги.

Византия, принявшая христианство много раньше десятого века, желала всеми силами обратить варваров и язычников в свою истинную веру. Зачем? В первую очередь, это нужно было для того, чтобы минимизировать шансы возникновения военных конфликтов с этими государствами. К примеру, в девятом веке аналогичный метод устранения конфликта при помощи христианства предпринимался в отношении Болгарии и Моравии. Таких же методов требовала и Русь, после её нападения на Константинополь.

И, хотя поход славян увенчался неудачей, а воины были вынуждены отступить, правитель Византии понимал, что будут новые попытки и рано или поздно, их стены падут. После данного мероприятия Византия отправила в Киев отряд миссионеров, которые пропагандировали на славянской земле христианство. Итогом этой агитации стало так называемое «Аскольдово крещение», когда были крещены Аскольд, Дир, некоторые бояре и часть киевского народа.

Крещение княгини Ольги

После описанных событий, примерно в середине десятого века произошла аналогичная ситуация. В этот раз крещение приняла великая княгиня Ольга, которая взяла имя Елена. В 957 году она отправилась вместе со священником Григорием к правителю Константинополя с целью официально принять новую веру для того, чтобы Киевская Русь могла стать впоследствии государством равным Византии. В этот же исторический период многие славяне (особенно жители Киева) взяли пример с княгини и приняли христианство. Тем не менее, в качестве основной системы верования в Киевской Руси оставалось укоренившееся веками язычество.

Легенда о выборе веры князем Владимиром

Согласно легенде, для того чтобы выбрать самую достойную из вер для русской земли, князь Владимир устроил так называемое «испытание вер», во время которого волжские болгары предложили ввести на Руси ислам, на что князь высказал отказ из-за нетерпимости этой веры к употреблению алкоголя, которая, наверняка вызвала бы народные восстания.

Прослышав об ответе Владимира болгарам, в дело вступили немцы, заверяя князя, что, если Киевская Русь станет католической, то можно сколько угодно есть и пить. В свою очередь, киевский князь отказал им, по причине того, что все службы в католицизме должны вестись на латинском языке, который непонятен и чужд славянам.

После этого к князю обратились хазары, которые в тот исторический период проповедовали иудаизм. Но, строгий князь отказал и им, мотивируя свой отказ отсутствием у этого народа собственных территорий.

Самый оптимальный вариант веры был предложен византийцем, который сумел так подробно и вдохновлено расписать все положительные стороны принятия христианства, что Владимир решил отправить в Византию посланников, чтобы они побывали на богослужениях. После возвращения послов на родину и их восторженных рассказов о роскоши Константинопольской церкви, одеждах священников и отношении людей из простого народа к христианству – князь сделал свой выбор.

Религиозная реформа князя Владимира I

Вначале своей религиозной реформы князь Владимир понимал, что грамотное проведение внутренней политики может быть обеспечено лишь при идейном сплочении разрозненного междоусобными войнами славянского народа. Так и получилось. Благодаря вере в одного Бога люди стали ближе, а мораль и учение Христа умерили народный пыл, заменив его просвещением.

Значение принятия христианства для русского государства

Также, положительные последствия принятия христианства коснулись и внешней политики Киевской Руси, которой открылось всё богатство византийской культуры. Кроме того, Русь стала активным участником торговых отношений, ранее закрытых для неё по причине чуждой веры.

На славянской земле стали появляться храмы, в которых служители стали преподавать простым людям грамоту и философию. Не менее важным было и то, что все богослужения могли проводиться на старославянском языке, что очень облегчало интегрирование новой религии в народ. Историки считают, что крещение Руси являлось на тот момент единственным выходом для развития славянского государства.

Однако, внедрение новой морали и веры проходило не всегда спокойно. Народное сопротивление христианству было вызвано не только нежеланием полностью перечеркнуть прошлое своих предков и отказаться от верований в богов и духов, но и опасением того, что религиозная реформа проводится для того чтобы в итоге Киев захватил остальные славянские земли.

Источник

Последствия принятия Русью христианства

988 год вошел в историю как время крещения Руси, обращения славян, собранных под рукой киевского князя, в православную веру. Крещение — единственный в мировой истории пример быстрого и относительно безболезненного внедрения нового вероисповедания на территории огромного государства.

Крещение Руси

Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.

Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня. Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения. Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.

Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина. Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников. Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.

Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде. Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно. Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.

Последствия христианизации Руси

Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя.

Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами. Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене.

Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть. Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща. Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви.

Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией.

Еще одним немаловажным последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.

Духовные и культурные

После принятия христианства, Древняя Русь получила мощный толчок для развития грамотности и культуры, которая за образец была взята из Византии:

Новые культурные традиции предполагали образованность определённого слоя населения — священники, мастера и политики. В связи с этим появлялись школы грамоты, из которых выходили первые поколения русской интеллигенции.

Широко развивалось искусство (иконопись), зодчество, литература и другие. Всё было направлено на духовное преобразование человека, привитие христианских ценностей. Первые книги не были развлекательного характера, к ним относились со всей серьёзностью и бережностью.

Киевская Русь стремилась образовать своё культурное единство на основании духовных качеств: “милосердие” и “совесть” стояли выше, чем “справедливость” и “закон”.

Международные

В 9 веке христианство приняли многие страны Запада (Польша, Дания, Чехия, Венгрия и другие), поэтому христианизация Руси способствовала расширению международных связей на Западе, но в то же время, ограничение их со странами Востока. Единая религия помогла Древней Руси войти в христианскую “семью” европейских стран и стать на одном уровне с ними, впитать их культуру и науки, войти в круг доверия. Значительно укрепились отношения с Византией, которая на тот момент была центром цивилизации. Наладилась международная торговля, заключались браки с европейцами, что также служило укреплению международных связей.

Нравственные

Коренной перелом в мировоззрении христианской Руси повлиял на нравственную составляющую её народа. Так, для язычника главным является достойно проводить умершего человека для приобретения им лучшей посмертной жизни, а для христианина: посмертная участь зависит от того, кем был человек всю свою жизнь. Такой принцип стал определяющим в поступках людей, что послужило становлению русского менталитета, сохраняющегося по сей день. На смену жестокого язычника пришёл христианин, призванный жить по совести и закону Божьему. Отменены многожёнство и жертвоприношения. Народ, входивший в состав Руси, был разнообразен (угро-фины, тюрки-кочевники и другие) и имел свои традиции. Установление государственной религии положило началу единства и образования древнерусской нации, чего не удалось язычеству.

Политические

Церковь значительно помогла в установлении патриархальной государственности: в её руках был суд по семейным делам и правительство осуществляло материальную поддержку.

Структура государства была унаследована от Византии, где существовал принцип: государство подобно организму человека (тело и душа), а значит для организма государства необходимо две ветви (светская и духовная). В связи с этим русская православная церковь стала тесно связана с политикой, а митрополит (затем, патриарх) был советником князя. Благодаря принципу божественного происхождения главы государства, князь смог объединить разрозненные земли Руси и укрепить свой статус.

Экономические

После крещения Руси начала развиваться экономика. На внутренний рынок поступили заграничные товары союзных государств, стало развивать ремесло, чеканились свои монеты. Развитию торговли послужило доверие к русским христианам, в то время как раньше их называли “варварами” и стремились не выстраивать экономические отношения.

Таким образом, христианские постулаты внедрялись во все сферы жизни народа, что и определило дальнейшее успешное развитие Руси.

Влияние христианства на культуру Древней Руси

Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри. Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют. Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.

Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.

С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.

Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.

Источник

Последствия принятия христианства на Руси (+таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

Основные последствия принятия Русью христианства

988 год стал переломным для культуры, быта и жителей Киевской Руси. Именно в этот период, согласно утверждениям современной исторической науки, князь Владимир, принявший христианскую веру, решил заменить ею традиционное для славян язычество.

Особенности и значение принятия христианства на Руси

При этом, крещение Руси считается единственным в истории примером в целом безболезненного для общества быстрого внедрения христианства на территориях большого государства. Однако, это совсем не значит, что всё проходило без конфликтов и недовольств. Так, из летописей десятого века к нам дошло немало свидетельств насильственного принуждения народных масс к принятию новой веры.

Руководили процессами христианизации народа воеводы великого князя, среди которых особенным авторитетом в народе пользовался Добрыня, который позже занял одно из ключевых мест в фольклоре восточных славян. В текстах, описывающих данный процесс интеграции религии, неоднократно упоминаются строки о том, что Добрыня крестил Русь мечом.

Однако, протестующие против новой веры были обеспокоены не только разрушением традиций их отцов и дедов. С вводом на Руси христианства на хозяйства и подворья жителей стал налагаться новый налог – так называемая, церковная десятина. То есть, славяне были обязаны отныне отдавать одну десятую часть от своей прибыли, приплода скота или от собранного урожая церковникам.

Большинство историков и исследователей – славянофилов сходятся во мнении, что именно десятина стала одним из самых важных последствий принятия христианства на Руси. Ведь, не будь её – скорее всего, можно было избежать массовых казней выступающих против реформы Владимира жителей.

Стоит также отметить, что процесс внедрения христианской веры встречал сопротивление не везде. Благодаря славянскому миролюбию и исконной веротерпимости, а также весьма продолжительному соседству с христианскими проповедниками, которые то и дело появлялись по приказу Византийского императора на русской земле, во многих частях Руси крещение прошло относительно мирно.

Конечно, если бы киевский князь не использовал силу и настойчивость, то процесс христианизации Киевской Руси мог бы растянуться не на годы, а на столетия. С этого момента Церковь заручилась поддержкой государства и впоследствии не один раз опиралась на центральную власть, оказывая его интересам содействие.

Принятие Русью христианства. Оценки историков.

В целом, большинство историков считает крещение Владимиром Руси не только отлично продуманным стратегическим ходом, который стал началом всестороннего развития славянских народов и государства, но и необходимостью смены духовного профиля жителей Руси. Тем не менее, благодаря христианизации и последующей поддержке Византии, государство славян получило авторитет на политической арене как развитой Европы, так и Азии. Кроме этого, введение христианства в качестве основной единой религии позволило наладить отношения с иными мощными государствами, которые ранее не оказывали поддержки из-за различия в верах.

Последствия принятия христианства русским государством

Сменив статус «языческого» государства на «цивилизованное», славяне стали развивать с европейскими странами активные торговые отношения, которые позже принесли не только сугубо экономическую выгоду для княжеской казны, но также политическую и культурную выгоду, сделав Киевскую Русь одним из самых мощных участников на мировой арене.

При этом, запустив процесс крещения Руси «сверху» (вначале князь принял христианство сам, после чего крестил семью и своих дружинников), киевский князь сформировал, таким образом, центральную вертикаль власти. Сама же Церковь и её учение с христианской моралью смогли в короткий срок «клеем» для разрозненных славянских народов.

Впоследствии, существуя независимо друг от друга – государство и Церковь всегда действовали вместе. Церковники старались направить все свои силы на поддержку центральной власти и укрепления авторитета в народе великого князя, а государство – всячески способствовало процветанию и развитию на Руси Церкви.

Кроме того, выступая в роли центральной духовной силы, священники смогли сплотить народ даже в двенадцатом веке в период государственной раздробленности, помогая простому народу пережить смуту вместе.

Также, ещё одним неоспоримым последствием крещения Руси можно считать и общее смягчение нравов. Прекращение языческих жертвоприношений, многожёнство и другие негативные стороны, которые имели место быть на славянской земле, были искоренены благодаря влиянию Церкви. К заслугам христианского вероисповедания в Киевской Руси можно приобщить и стремительное развитие культуры и образования.

Благодаря получения доступа к опыту более развитых государств, славянское государство стало возводить принципиально новые архитектурные сооружения, преподавать в храмах грамоту, а также философию.

Источник

Значение принятия христианства на Руси

последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть фото последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть картинку последствия принятия христианства на руси таблица. Картинка про последствия принятия христианства на руси таблица. Фото последствия принятия христианства на руси таблица последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть фото последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть картинку последствия принятия христианства на руси таблица. Картинка про последствия принятия христианства на руси таблица. Фото последствия принятия христианства на руси таблица

Всего получено оценок: 93.

Всего получено оценок: 93.

Князь Владимир Святой правил 35 лет, с 980 по 1015 год и основным событием его правления на киевском престоле следует считать принятие христианства. Крещение князя и дружины произошло в 988 году, но христианизация населения растянулась примерно на столетие, а пережитки язычества сохранялись и позднее.

Политические и социально-экономические последствия

Переход от язычества к христианству ставил Древнерусское государство на один уровень с христианскими королевствами Европы – Францией, Венгрией, Польшей, Болгарией, Византией.

последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть фото последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть картинку последствия принятия христианства на руси таблица. Картинка про последствия принятия христианства на руси таблица. Фото последствия принятия христианства на руси таблицаРис. 1. Крещение Руси.

Следовательно, произошел отказ от языческого многоженства и стали заключаться династические браки с европейскими государствами:

К социально-экономическим последствиям христианства можно отнести развитие градостроительства, торговли, законодательства (появление первого свода законов – “Русской Правды”), а также феодальной земельной собственности. В Древней Руси появился новый слой общества – духовенство. Как следствие, начали строить монастыри.

Культурные и этнические последствия

Принятие христианства привело к развитию древнерусской культуры. Это выражалось в следующем:

В государстве появились русские священники, монахи, епископы и даже митрополиты, ускорилось формирование древнерусской народности. В XII веке в летописях перестают упоминаться восточнославянские племена.

В таблице по пунктам можно обобщить перечисленные последствия принятия христианства в 988 году:

Ускорение консолидации древнерусской народности, появление русских священников и митрополитов

Ускорение дифференциации древнерусского общества, выделение господствующего слоя, развитие феодализма

Появление и укрепление земельной собственности

Рост международного престижа государства, династические браки с разными государствами Европы, укрепление центральной власти и важности престола в Киеве

Развитие древнерусской культуры, в том числе архитектуры, иконописи, литературы, начало летописания

Первые пять митрополитов были греками, а шестым стал Иларион. Он занимал пост всего 4 года, с 1051 по 1055 год. Иларион написал “Слово о законе и благодати”. После смерти его снова сменил грек – Ефрем. Иларион был поставлен на кафедру митрополита собором русских епископов, а не патриархом из Константинополя.

последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть фото последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть картинку последствия принятия христианства на руси таблица. Картинка про последствия принятия христианства на руси таблица. Фото последствия принятия христианства на руси таблица

Что мы узнали?

Значение принятия христианства на Руси кратко проходят в школьном курсе истории 6 класса, а также повторно в 10-ом. Оно имело важное значение во всех смыслах, как социально-экономическом, так в политическом и культурном.

Источник

Причины принятия христианства на Руси (+таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

Причины и предпосылки принятия христианства русским государством

После продолжительной междоусобицы в 980 году великим киевским князем становится сын Святослава Владимир, за время правления которого Русь не только значительно расширила свои границы, но и изменилась в целом.

Князь Владимир всеми силами пытался укрепить государство и сплотить раздробленный междоусобными войнами народ. Для этого он принял попытку формирования единого пантеона языческих богов с центральным капищем в Киеве. Однако, такие интеграции и изменения не увенчались успехом, после чего в 988 году князь Владимир решает принять христианство.

При этом, история крещения Руси свидетельствует, что данный процесс проходил не очень то и гладко. Полное принятие языческим народом христианской веры заняло десятки лет. Однако, князь смог добиться сменой веры того, что Русь вошла в список развитых во всех отношениях государств и заручилась их поддержкой. С этого момента на Руси стали появляться школы и само понятие грамотности. В открывшихся монастырях начинают писаться летописи, представляя собой исторические хроники, нацеленные на то, чтобы народ помнил свои корни.

Таким образом, можно сказать, что внедрение христианской веры в решающей степени выступило катализатором расцвета величия Киевской Руси, а также во многом определило будущую траекторию русской истории.

Ранние сообщения о принятие христианства на русской земле

При этом, самые ранние упоминания о проникновении христианской веры на территории Киевской Руси отсылают нас к первым векам нашей эры. Таким образом, Русь дважды принимала христианство (хотя и не в таких масштабах, как при Владимире): первый раз – в 957 году во время правления княгини Ольги, а второй – уже во время княжения Владимира в 988 году.

Многие исследователи и историки отмечают огромный вклад в процесс христианизации Руси крещение княгини, благодаря которому многие простые люди из народа решили следовать христианской вере. Стоит отметить, что на протяжении всего развития Киевской Руси, государство всегда поддерживало добрые отношения как с римской церковью, так и с Византией, где были иудеи и мусульмане.

Поэтому перед князем Владимиром стал сложный вопрос о выборе такой веры, чтобы не только сплотила славянские народы на одной земле, но и такой, чтобы с её помощью языческая Киевская Русь, которую не принимали из-за варварской веры, смогла бы войти в число мощных государств, став одним из них.

Основные причины принятия христианства на Руси

Итак, причины принятия христианства были таковы:

Схема: причины принятия христианства на Руси

последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть фото последствия принятия христианства на руси таблица. Смотреть картинку последствия принятия христианства на руси таблица. Картинка про последствия принятия христианства на руси таблица. Фото последствия принятия христианства на руси таблицаСхема: причины принятия христианства

Значение принятия христианства

Таким образом, принятие Русью христианской веры вводило славянское государство в число европейских народов. А вот язычество наоборот – вызывало со стороны христианизированных держав враждебность, обрекая Русь на дальнейшую изоляцию. Стоит отметить, что финальный раскол христианства на две отдельные ветви (православную и католическую) пришёлся только на 1054 год. До этого момента данная религия представляла собой единый мощный институт.

Кроме княжеского стремления при помощи новой религии укрепить государство, сам Владимир также задумался о своей жизни, в которой к тому времени было немало тёмных пятен. Присутствовали в ней и братоубийство в погоне за властью и материальными благами и многожёнство и немало насилия. Поэтому, в качестве ещё одной немаловажной причины принятия христианства и христианизации государства, можно выделить и желание очистить душу от множества грехов, что и обещала заморская религия.

Легенда о выборе веры

Для того чтобы сделать правильный выбор великий князь, согласно легенде, описанной в «Повесть временных лет» отправил во все государства своих гонцов, которые должны были некоторое время жить в чужой стране, изучая иудаизм, мусульманство и христианство. После того как через определённое Владимиром время послы вернулись на славянскую землю, князь внимательно выслушал все «за и против» каждой веры и выбрал среди всех – христианство.

Современные представления

Большинство современных историков считают этот древний рассказ лишь красивой легендой. Ведь, скорее всего, никаких сомнений у князя не было вовсе. Он выбрал самую сильную на тот момент религию, которая имела место быть в Византии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *