последняя русская царица толкалина
Любовь Толкалина. Спектакль «Последняя русская царица»
В истории своей страны решила разобраться актриса Любовь Толкалина. Она сама придумала, поставила и сама же исполнила главную роль в проекте «Последняя русская царица», посвященном Евдокии Лопухиной.
Ее величество Евдокия Федоровна. Первая супруга Петра Великого, последняя русская царица. О ней слагали легенды. Одни считали ее недалекой, вторые – властной и всесильной, а третьи даже не знали о ее существовании.
Авторский проект художественного руководителя московского театра «Собор» Любови Толкалиной – это часовой экскурс в историю России. Актриса долго изучала исторические документы, в которых, как оказалось, упоминаний о Евдокии Федоровне совсем мало.
Любовь Толкалина, актриса, режиссер, автор идеи спектакля:
Евдокия Федоровна была выбрана в качестве невесты юному Петру Алексеевичу его матерью – царицей Натальей Кирилловной. По ее мнению, связь с влиятельным родом Лопухиных помогла бы в укреплении положения Петра в государстве.
Показ этого спектакля прошел и в Суздале, на берегу реки Каменки. Именно туда, в Покровский монастырь, ссылали своих жен князь Федор Бельский и царь Иван Грозный. В 1698 году также поступил и Петр.
Любовь Толкалина, актриса, режиссер, автор идеи спектакля:
Евдокия лишь полгода соблюдала обеты монашества, затем, оставаясь в монастыре, возобновила светский образ жизни. У нее появился близкий друг – майор Степан Глебов. Сердечное увлечение бывшей жены Петру преподнесли как заговор. Позже император посадил Глебова на кол. А Евдокия Федоровна была отправлена в Староладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было разговаривать.
Спустя годы, с воцарением своего внука Петра II, Евдокия вернулась в Москву. Жила в Новодевичьем монастыре до самой смерти.
Этот спектакль – режиссерский дебют Любови Толкалиной. На сцене она прервала многолетнее молчание о последней царице, незаслуженно забытой потомками.
Последняя русская царица толкалина
Любовь Толкалина: «Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие»
В 2019 году театр «Собор» поставил спектакль «Последняя русская царица», посвященный первой жене Петра Великого Евдокии Лопухиной. Этот спектакль стал режиссерским дебютом Любови Толкалиной, которая выступила также продюсером спектакля. Актриса рассказала «Культуромании», почему ее заинтересовала история последней не иноземной царицы на русском престоле, о жанре докудрамы и о том, как совместить правду историческую и сценическую.
Беседа состоялась в рамках конференции, посвященной 350-летию со дня рождения Евдокии Лопухиной, которая прошла в Российском научно-исследовательском институте природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачёва под кураторством Дарьи Романовой.
— Почему вы решили поставить спектакль о Евдокии Лопухиной и — шире — о русском средневековье?
— Помещение нашего театра «Собор» находится в историческом месте — палатах Мазепы на территории лютеранского собора Петра и Павла, которая раньше была частью усадьбы бояр Лопухиных. Мы сделали первый спектакль «Последняя русская царица» именно о Евдокии Лопухиной как «посвящение месту». Наши палаты XVI века являются своеобразной «машиной времени», откуда мы можем путешествовать в любые мировые исторические события. Я увлекаюсь историей, и несколько лет назад, когда я стала художественным руководителем, продюсером, режиссером и актрисой в собственном театре, подумала, что где как не здесь можно было бы играть исторические спектакли в стиле докудрама (документальная драма), чтобы через игру и эмоции доносить до зрителей информацию о мировой истории и ее героях, имена которых мы подзабыли, и пробуждать жажду познания.
— Какие средства вы используете, чтобы сделать исторические образы и сюжеты близкими современному зрителю?
— Спектакли мы делаем недлинными, но насыщенными. Современный зритель хочет получать информацию быстро и чётко, поэтому средняя продолжительность наших спектаклей — час. Наша задача — рассказать зрителю за час то, на что научные работники, сотрудники музеев, экскурсоводы затрачивают в несколько раз больше времени, как, например,на конференции в Институте Наследия, посвященной разным граням личности Евдокии Лопухиной.
Наш спектакль сопровождается живой музыкой: Петр Главатских на инструменте маримба исполняет несколько популярных мелодий современных групп, которые в таком виде звучат совершенно неузнаваемо. А моя дочь Мария Михалкова очень долго работала над созданием видеомейкинга — это видеоконтент, который сопровождает наш спектакль. Он состоит из документальных кадров, общеизвестных образов семьи Лопухиных, видео со стен Покровского монастыря в Суздале и ее фантазийных работ на тему царевича Алексея.
Мы столкнулись с тем, что современный человек не видит разницы между парсуной и иконой, а первую афишу к спектаклю я заказала дизайнеру именно как парсуну: мне хотелось, чтобы это был мой портрет, но в стиле того времени. Когда мы провели фокус-группу, оказалось, что людей смущает такое изображение, поэтому пришлось сделать афишу более современной, чёрно-красно-белой в стиле Александра Родченко, что, как ни странно, очень хорошо работает по сей день.
— Как вы работаете с историческим материалом? Изучаете архивные документы, привлекаете профессиональных историков? С какими сложностями сталкиваетесь?
— Мы столкнулись с тем, что достоверных исторических материалов по периоду русского Средневековья очень мало — например, нет даже точного портрета Ивана Грозного (сейчас мы готовим спектакль о нём и его сватовстве к английской королеве Елизавете I Тюдор). Как известно, информация о Евдокии Лопухиной скрывалась, при Петре I даже было запрещено о ней говорить. За любое упоминание о царице на площади отрезали язык, поэтому исторических данных сохранилось очень мало. Конечно же, мы привлекали к написанию оригинальной пьесы профессиональных историков, и большую лепту в наш сценарий внесла Ирина Капралова. Очень непростая задача — вместить историческую правду в правду сценическую, через игру актёров совместить художественный вымысел и сведения, найденные в Сети и библиотеках, выдержав при этом стройность повествования.
— Говорят, что каждая роль меняет что-то в личности артиста. Как повлияла на вас роль Евдокии Лопухиной?
— «Последняя русская царица» — мой первый режиссерский опыт. Влияние личности Евдокии Лопухиной на собственную жизнь я, несомненно, чувствую. Например, я полностью поменяла свое отношение к подготовке к спектаклю. Я с восьми лет в театре, сейчас играю много спектаклей, в том числе антрепризных, работала в разных театрах. Но именно с началом репетиций в этом спектакле и благодаря моему партнеру Игорю Лесову, артисту театра «Школа драматического искусства» и моему однокурснику, с которым мы вместе учились во ВГИКе у Алексея Владимировича Баталова, я стала определенным образом готовиться к спектаклю. Мы читаем молитву «Царю Небесному» и 90-й псалом («Живый в помощи Вышняго»), и это полностью поменяло мое отношение к тому, что я делаю на сцене. Пришлось даже вспомнить, как, поступая в училище имени Щепкина при Малом театре, я увидела на стене послание Михаила Семеновича потомкам: «Священнодействуй или убирайся вон». И это священнодействие вошло в мою жизнь со спектаклем о Евдокии Лопухиной.
Мария Хорькова
Любовь Толкалина: "Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие"
Любовь Толкалина: "Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие"
Любовь Толкалина: "Со спектаклем о Евдокии Лопухиной в мою жизнь вошло священнодействие"
«Переступили грань»: поклонники обсуждают афишу к новому спектаклю Толкалиной
Читайте на Еве
Любовь Толкалина, автор идеи, исполнительница главной роли и продюсер спектакля «Последняя русская царица», посвященного Евдокии Лопухиной, тщательно контролирует весь путь пьесы к сцене. Недавно художники закончили процесс создания афиши, и Толкалина тут же поделилась ей со своими поклонниками, решив узнать их мнение:
«Друзья! Привет! Тестирую афишу к нашему спектаклю в театре «Собор». Как вам? Как вам идея парсуны?)) Пожалуйста пишите, кто что думает без всяких деликатностей. Еще есть время что то поправить».
Разумеется, хотя поклонники и поддерживают любимую актрису во всех начинаниях, они выполнили ее просьбу, высказав свое мнение «без всяких деликатностей». Некоторым афиша понравилась полностью, но многие решили внести свои предложения:
«Я думаю, лучше будет и для Вас самой не использовать символы вокруг головы. Все-таки это не лик. Хватит святотатствовать»
«Как-то нелепо. Извините. Понятно, что надо афишей «шокировать», привлечь внимание. Но по-моему перебор. «
«Люба, это не афиша, а икона. Думаю, не пойдёт»
«Для афиши мрачновато, какой-то отталкивающий эффект производит»
«Афиша написана как икона. и поэтому создаётся ощущение посягательства»
«Тут больше виден пиар Вас как личности, а не как актрисы. И мне кажется тут переступлена некая грань. Как то проще что ли надо. «
Толкалина враждебно отреагировала на слова многих из своих поклонников, заявив, что они ничего не понимают, хотя изначально не требовала от комментирующих каких-то особых знаний. Это не понравилось фанатам еще больше, ведь Любовь сама захотела узнать их мнение, а теперь злится.
Культурное пространство и театр «Собор»
Культурное пространство и театр «Собор» запись закреплена
Сегодня хотим поделиться с вами одной из иллюстраций Марии Михалковой-Кончаловской
к нашему спектаклю «Снежная королева»
И сообщить приятную новость — у нас появился свой отдельный сайт для этого спектакля: http://gretasusceviciute.tilda.ws/thesnowqueen#rec361..
#театрсобор #снежнаякоролева
Культурное пространство и театр «Собор» запись закреплена
Дорогие наши зрители!
Спасибо всем, кто был с нами на спектакле вчера! Вы невероятно чудесные и душевные 🙂
Мы счастливы, что вы делитесь с нами своей теплотой, любовью и энергией…))
И по многочисленным просьбам мы анонсируем дату следующего спектакля «Последняя русская царица» — 25 ноября в 20:00!
Показать полностью.
Это будет крайний спектакль перед небольшим перерывом…) В зимний период времени мы будем играть только «Снежную королеву» (помимо концертных программ Петра Главатских).
Поэтому все, кто давно хотел увидеть этот спектакль — успевайте, пожалуйста!))
Всех очень ждём и любим!
#театрсобор #последняярусскаяцарица
Культурное пространство и театр «Собор» запись закреплена
Пётр Главатских и Анна Шкуровская — сами практически как Орфей и Эвридика — ждут вас в это воскресенье!
И, как всегда, к нам в Палаты придут наши самые лучшие друзья! Величественной походкой, чуть-чуть посапывая трубкой, заглянет Иоганн Себастьян Бах (надеемся, что наши пожарные сигнализации не сработают). Шаловливо постучится в окно и повиснет на наших решётках Вольфганг Амадей Моцарт. Оставив зонт-трость в коридоре и спокойно попивая замечательный чай, зайдёт в изысканной шляпе Жорж Бизе 🙂
Но, конечно, главными героями вечера станут Орфей и Эвридика, судьбу которых мы попытаемся разделить, понять, простить и прочувствовать!
До встречи, дорогие наши зрители!
С нетерпением ждём всех уже завтра!)
Наш «Орфей» возвращается, несмотря на все локдауны!
#театрсобор #петрглаватских #аннашкуровская #орфейвернётся
Культурное пространство и театр «Собор» запись закреплена
«Снежная королева»
Одна из самых красивых и знаменитых сказок великого волшебника, поэта и прозаика Ганса Христиана Андерсена в постановке Любови Толкалиной и Греты Шушчевичуте раскрывает своё очарование и напоминает о спасительной искренности веры, возвращая нас в первоначальные замыслы автора, остававшиеся под цензурой с советских времен.
Показать полностью. В спектакле звучит оригинальный перевод сказки с рождественскими псалмами, ангелами и молитвой «Отче наш», которую Герда читает для спасения Кая из чертогов Снежной королевы.
Видеоарт, созданный из рисунков Марии Михалковой-Кончаловской, и музыка, гитариста группы «Аквариум», Игоря Тимофеева, делают спектакль необычным и незабываемым — публика то переносится в садик на крыше Герды и Кая, то в замок принцессы, то в логово разбойников, то попадает в самый центр метели Снежной королевы, то оказывается в жилищах финки и лапландки.
А актёры завораживают всеми гранями своего таланта, играя в спектакле сразу несколько ролей и перевоплощаясь из одного персонажа в другого буквально за считанные секунды.
Ближайшие показы — 20 ноября в 12:00 и 21 ноября в 12:00.
По вопросу приобретения билетов обращайтесь по телефону: +7(917)533-08-31 (есть WhatsApp и Telegram) — Ольга
_____
#театрсобор #снежнаякоролева #любовьтолкалина #греташушчевичуте #мариямихалковакончаловская
Культурное пространство и театр «Собор» запись закреплена
Любовь Толкалина про любимые и нелюбимые районы Москвы:
«У меня всегда очень яркий эмоциональный отклик на место. И каждое утро, когда я думаю о географии предстоящих перемещений, у меня либо согревается сердце, либо замерзает.
Показать полностью.
Например, Ленинградский проспект, Электрозаводская, Автозаводская, Марьина роща — не моё. А к району ВДНХ я хорошо отношусь, хотя не могу сказать, что люблю. Но там ВГИК, где я училась. Там Ботанический сад. Там, собственно, ВДНХ — сталинский ампир, практически Древняя Греция. И фонтан «Дружбы народов», где мы плавали не раз. С тех пор я не очень люблю белое вино…
Но самый любимый район — Покровка и окрестности. Как только я думаю, что поеду в свой маленький театр в Колпачном переулке, в старинных палатах — всё становится на места. Здесь мне всё очень понятно и как-то очень спокойно. Может быть, от обилия церквей — здесь есть несколько моих любимых, без которых я не мыслю своей жизни. Может быть, благодаря когда-то увиденным на стене дома на Забелина словам Мандельштама: «Я хочу, чтоб мыслящее тело превратилось в улицу, в страну». Потом только узнала, что он там жил рядышком, в Старосадском переулке…
Здесь Ивановская горка, Ивановский монастырь, который, поговаривают, имел отношение к мистической секте хлыстов. Здесь любимый арт-центр «Хохловка». Здесь Хитровская площадь — в своё время весьма страшное место, куда, по запискам Гиляровского, даже полицейские боялись заглядывать. Я очень люблю Гиляровского, мне нравится сверяться с его описаниями — и в сегодняшней Москве отыскивать признаки и очертания того, что было когда-то».
#театрсобор #любовьтолкалина
Антипод последней царицы
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Любовь Толкалина – известная актриса, снявшаяся более чем в 80 фильмах и сериалах. В 2016 году она стала художественным руководителем Культурного пространства «Собор».
На Тульской земле актриса выступила на Фестивале добрых искусств «Бабушкин сад», прошедшем в селе Бехово, рядом с усадьбой Поленово. Это культурный проект, где соединены классическая музыка, театр и живопись с первозданной природой Заокского края. Любовь Толкалина сыграла главную роль в спектакле «Последняя русская царица» – о судьбе жены Петра Первого Евдокии Лопухиной.
– Любовь, как у вас возникла идея создать собственный театр?
– Я работала в театрах Российской армии, «Модерн», «На Таганке». И поняла, что можно долго ходить, мечтать сыграть что-то и никогда не реализоваться, потому что у продюсеров, директоров театра, художественных руководителей есть какое-то свое мнение и видение меня: что я могу, а что – нет. А собственный театр – прекрасный шанс выйти из старого амплуа и поставить что-то оригинальное.
– Вы целенаправленно искали единомышленников или это получилось само собой?
– Я снималась в Париже. Прогуливаясь, увидела на Монмартре очень красивую иезуитскую церковь – институт центра Святого Фомы, который со Средних веков славится тем, что дает блестящее гуманитарное образование. Выяснила, что в Москве тоже есть филиал, обратилась туда, написала эссе: почему мне необходимо образование в этом институте, меня приняли, и вот уже два года являюсь вольным слушателем на курсах. Со мной в группе учится Савва Старковский. Когда мы знакомились, он сказал, что он – режиссер в своем маленьком театре. Мы подружились и разделили управление этим пространством.
За год в «Соборе» сыграли около 40 спектаклей. Это школьные, студенческие и провинциальные театры. Опыт получился достаточно интересный.
– Расскажите о работе над «Последней русской царицей», пожалуйста.
– Это – мой режиссерский дебют. Никогда не думала, что придется этим заниматься, но не смогла найти на приемлемых условиях ни драматурга, ни режиссера. Так получилось, что я еще и соавтор пьесы. Мне помогала Ольга Столбовская, близкая подруга, которая когда-то снимала меня в первой картине «Я люблю тебя» в главной роли.
Рассказ о взаимоотношениях Петра Первого с Евдокией Лопухиной – первой женой и матерью убиенного царевича Алексея – получился подробным, богатым на эмоции, исторические факты и философские мысли. Он содержит фрагменты писем Петра и Евдокии Лопухиной, документы – проделана очень серьезная исследовательская работа. Честно говоря, я этим спектаклем очень довольна, несмотря на то что физиогномически не похожа на Евдокию Лопухину, даже можно сказать: я – ее антипод.
– Что вас привлекло в этой истории?
– Это очень любопытная тема отношений между полами. За взаимоотношениями Петра Первого и Евдокии Лопухиной кроется точно такая же история, каких много и в наше время. Мне было очень интересно проследить трагедию, которая актуальна по сей день.
– Почему вы начали историю театра с новой пьесы, а не взяли что-то из уже написанного?
– Выбор истории диктовало место, в котором я оказалась. Наше пространство «Собор» – это уцелевшие от пожара 1812 года палаты Лопухиных.
Мне показалось, что это благодатная тема. Мы много знаем о Петре, но крайне мало – о его жене. Когда мы говорим «супруга Петра Первого», почему-то возникает образ Екатерины Первой – Марты Скавронской, и никто не вспоминает о Евдокии. Почти вся информация о ней была уничтожена, при жизни Петра упоминать имя Евдокии было опасно, за это могли отправить в казематы. Царевич Алексей очень любил мать, их разлучили, когда ему исполнилось 7 лет, что серьезно повлияло на его характер.
Евдокия для меня отдельно от Петра и царевича Алексея не существует. Но привлекает не столько ее история, сколько тема родительства как такового. Я сама – мама 17-летнего парня, и случаются ситуации, когда у тебя есть представление, каким должен быть твой ребенок, а он – совсем другой человек. Говорит: «Мама извини, если я не соответствую твоим представлениям».
– Как проходила работа над спектаклем?
– Мы не только собирали документы того времени, но и ездили за благословением в Свято-Покровский Суздальский монастырь. Все знают про Петра Первого – великого государя, но мне хотелось раскрыть его с человеческой точки зрения. Я старалась быть объективной.
Моя дочь Мария Михалкова выступила художником постановки и создала видеомэппинг для спектакля, за что я очень ей благодарна, а сама исполняю несколько песен, поскольку спектакль получился музыкальный.
В начале августа устроили его предпремьерный показ на фестивале «Человек мира» в Суздале. Сцена разместилась на берегу реки Каменки – буквально в нескольких метрах от того места, где Евдокия Лопухина была в заточении. По-моему, это символично. И вот – выступление в селе Бехово на фестивале «Бабушкин сад». Надеюсь, что спектакль будет жить и его поймут люди самых разных поколений.
Читайте также
Начиная с субботы, 25 сентября, зрители смогут вновь увидеть в Тульском государственном цирке представление Гии Эрадзе «Королевский цирк».
Как себя чувствует искусство в цифровую эпоху – вполне комфортно или несколько неуверенно? Какими должны быть современные мультимедийные музеи? И может ли хайп без четких правил менять людей? Об этом мы поговорили с медиахудожницей Анной Титовец, которая недавно встретилась с туляками в «Октаве».