последняя дуэль на шпагах в истории франции между мэром марселя
Последняя в истории дуэль на шпагах (Франция, 1967)
Можно подумать, что дуэль – это древний поединок, характерный для 19 века. Удивительно, но в 20-м веке происходили официальные поединки, один из последних известных – между французскими политиками Гастоном Деффером (Gaston Defferre) и Рене Рибьером (Rene Ribiere) в 1967 году. Да, в то время во Вьетнаме бушевала война, рок-н-ролл покорил мир и человечество осваивало космос, два француза решили уладить свои разногласия старым добрым способом.
Бой произошел после того, как Деффер крикнул Рибьеру: “Taisez-vous, abruti! (Заткнись, тупица!)” во время дискуссий в Национальном Собрании. Дефферр отказался извиняться, поэтому Рибьер вызвал Деффера на дуэль на эпе (колющий тип шпаги).
Дуэль проходила на частной территории в Нейи-сюр-Сен, к западу от Парижа, под руководством Жана де Липковскиин (Jean de Lipkowskiin), который тогда был государственным секретарем Франции по иностранным делам. Рибьер должен был жениться на следующий день. Деффер пообещал ранить его таким образом, чтобы очень сильно испортить ему брачную ночь. Сначала Деффер ранил Рибьера в руку, но тот решил продолжить дуэль. После второго ранения Рибьера в руку Липковскиин остановил дуэль. Насколько значительным был эффект дуэльных травм Рибьера в его брачную ночь, история не зафиксировала.
После второго ранения Рибьера Липковский остановил дуэль
Позже, при Франсуа Миттеране, Деффер работал министром внутренних дел с 1981 по 1984 год и умер от естественных причин 7 мая 1986 года в возрасте 75 лет. Рибьер умер в Рождество, в возрасте 76 лет. Эти двое навсегда вошли в истории, как участники последней дуэли во Франции.
Последняя дуэль на шпагах
Можно подумать, что дуэль – это древний поединок, характерный для 19-го века. Удивительно, но в 20-м веке происходили официальные поединки, один из последних известных – между французскими политиками Гастоном Деффером (Gaston Defferre), мэром г. Марселя, и Рене Рибьером (Rene Ribiere), членом голлистской партии «Союз за новую республику», в 1967 году.
Необычный исторический факт, последняя дуэль на шпагах во Франции, состоялась в 1967 году между мэром Марселя и кандидатом в президенты от Социалистической партии.
Да, в то время во Вьетнаме бушевала война, рок-н-ролл покорил мир и человечество осваивало космос, два француза решили уладить свои разногласия старым добрым способом.
Бой произошел после того, как днем раньше Деффер крикнул Рибьеру: “Taisez-vous, abruti! (Заткнись, тупица!)” во время дискуссий в Национальном Собрании. Дефферр отказался извиняться, поэтому Рибьер вызвал Деффера на дуэль на эпе (колющий тип шпаги).
Дуэль проходила 21 апреля на частной территории в Нейи-сюр-Сен, к западу от Парижа, под руководством Жана де Липковскиин (Jean de Lipkowskiin), который тогда был государственным секретарем Франции по иностранным делам.
Рибьер должен был жениться на следующий день. Деффер пообещал ранить его таким образом, чтобы очень сильно испортить ему брачную ночь.
Сначала Деффер ранил Рибьера в руку, но тот решил продолжить дуэль. После второго ранения Рибьера в руку Липковскиин остановил дуэль, продлившуюся менее четырех минут.
Оба ранения Рибьера оказались несерьезными. Насколько значительным был эффект дуэльных травм в его брачную ночь, история не зафиксировала.
После второго ранения Рибьера Липковский остановил дуэль.
Позже, при Франсуа Миттеране, Деффер работал министром внутренних дел с 1981 по 1984 год и умер от естественных причин 7 мая 1986 года в возрасте 75 лет. Рибьер умер в Рождество, в возрасте 76 лет. Эти двое навсегда вошли в истории, как участники последней дуэли во Франции.
С начала 17 века в странах наибольшего распространения дуэли запрещались законами, поскольку часто дуэли приобретали угрожающие масштабы. Так, за 16 лет правления Генриха IV во Франции на дуэлях были убиты около 8 000 человек. Популярность дуэлей значительно упала в Англии к середине 19-го века, а в континентальной Европе на рубеже 20-го века.
Последняя дуэль на шпагах в истории франции между мэром марселя
КОНЕЦ ИСТОРИИ запись закреплена
Последняя дуэль на шпагах в Европе, 1967
Дуэлянты депутаты Национального собрания Франции Гастон Деффер и Рене Рибьер считаются последними в Европе, кто дрался на шпагах, а секундантом у них был впоследствии прославившийся депутат Ле Пен
Поединок руководителя фракции социалистов Гастона Деффера и члена голлистской партии Рене Рибьера состоялся 21 апреля 1967 года
За день до него, в пылу дискуссии в Национальном собрании Франции Гастон Деффер бросил в лицо Рене Рибьеру: «Заткнитесь, идиот!» Вслед за этим Рене Рибьер потребовал от Гастона Деффера извинений. Когда же Деффер извиняться отказался, оскорбленный Рибьер потребовал сатисфакции. Его даже не остановил тот факт, что в то время во Франции уже было запрещено драться на дуэли
Гастон Деффер с самого начала вел в поединке, несмотря на то, что противник был на одиннадцать лет моложе. Деффер ранил Рибьера в руку, но тот не хотел сдаваться, тем более, что ход дуэли снимали на фото- и телекамеры присутствовавшие на ней репортеры. После того, как Гастон Деффер ранил соперника второй раз, нанеся ему кровавую рану, секунданты прекратили дуэль
Интересно отметить, что секундантом Рене Рибьера был не кто иной, как Жан-Мари Ле Пен, ставший в последствии лидером ультраправых националистов во Франции
Рене Рибьер был признан побежденным. Это не помешало ему вступить в законный брак со своей невестой на следующий день после поединка
Последний судебный поединок во Франции: поединок Жарнака и Ла Шатеньере
А еще среди придворных был известен некий Ги де Шабо де Сен-Желе, более известный как барон де Жарнак (хотя в 1546 году этот титул все еще был за его отцом). Ему было 32 года, и он славился роскошью нарядов и вообще жил не по средствам.
Однажды, завидев Жарнака в особо роскошном наряде, дофин Генрих ядовито поинтересовался у дворянина, на какие средства тот роскошествует, ведь у него нет своего источника доходов. Возможно, принц рассчитывал, что Жарнак сошлется на милости герцогини д’Этамп, но ответ был гораздо интересней. Должно быть, у Ги де Шабо помутилось в голове, когда он давал ответ:
После такого двусмысленного ответа Генрих стал везде рассказывать, что Жарнак является любовником мачехи, которая его и содержит. Через некоторое время слух дошел до Жарнака, и тот пришел в ярость.
На этот раз оскорбился наследник престола. Но так как принцы не могут драться на поединках, он обратился к своему другу Франсуа де Вивону, сеньору де Ла Шатеньере, чтобы тот стал его представителем и дрался на поединке вместо него.
Про таких как Ла Шатеньере говорят, что они просты как валенки, но поскольку во Франции валенок нет, скажем, что он был незатейлив, как медная монета. Ему было 26 лет, и хотя он вырос при дворе, он был простодушен, доверчив и был скорее простым рубакой, чем придворным.
А еще он был уверен, что принцы и короли всегда говорят правду, поэтому, безоговорочно доверяя Генриху, стал утверждать, что сам слышал, как Жарнак сказал позорную фразу, что «спит со своей мачехой».
Франциск I запретил дуэль. Так уж получилось, но он не желал терять ни Жарнака, ни Ла Шатеньере. Первый был родственником его фаворитки, и он не хотел ее расстраивать. А второй и вовсе был его крестником. Так что король приказал дворянам забыть о поединке и не лезть в «распри ревнивых женщин» (хотя, подозреваю, он мог использовать и более энергичное выражение).
Казалось бы, дело закончилось. Но в 1547 году Франциск умер, и вопрос с поединком был поднят вновь. Это была не просто дуэль, как ее изображают в кино. Это был судебный поединок в старых добрых традициях. С судьями, с герольдами, со множеством зрителей и сооруженными для королевской семьи и придворных трибунами рядом с королевским замком Сен-Жермен-ан-Лэ.
Так уж получилось, что французы часто обвиняли итальянцев в трусости, т.к. те придумывали какие-то дьявольские фокусы вместо того, чтобы как встарь рубиться на мечах. Но при этом французские дворяне периодически обращались к ним за советами. И в этот раз каждый получил совет. Только очень разные.
Так как Франсуа де Вивон молчал, Жарнак бросил к королю:
— Сир, я умоляю вас считать меня благородным человеком! Я передаю в ваши руки Ла Шатеньере. Берите его.
И что же? Король молчал. Он вообще медленно думал, а тут и вовсе был в растерянности. Так же растеряна была и Диана де Пуатье.
Жарнак в очередной раз бросился к королю:
— Сир, я прошу вас, позвольте мне передать его вашей милости, ведь он рос в вашем доме… Сир, сочтите меня благородным человеком!
Но король так и не научился действовать в экстремальных ситуациях. Он молчал, а когда заговорил. Вот только действительно ли он заговорил? Во всех историях приводятся разные слова Генриха. Обычно королевские изречения, а тем более приговоры, запоминают хорошо, так что разнобой рассказов заставляет предположить, что все это попытки хоть как-то обелить монарха.
Жарнак вновь бросился к противнику и сказал ему удивительные слова:
— Признайся перед Создателем, и останемся друзьями!
Тщетно. Как тщетно было и обращение к королю:
— Сир, по крайней мере, во имя Господа нашего, заберите его!
Бесполезно. Тогда Жарнак обратился к Диане де Пуатье. С тем же успехом. Он метался между королем и противником, зрители начали роптать.
Как вообще заканчиваются судебные поединки?
Они могут закончиться смертью одного или обоих участников. Но пока оба были живы. Они могут закончиться признанием вины одного из участников. Но Ла Шатеньере, хотя и не мог сражаться, вины не признавал. В поединок мог вмешаться король. Но король был в ступоре. Что оставалось Жарнаку?
Так как, скорее всего, закончился поединок Жарнака и Ла Шатеньере? А, скорее всего, пометавшись между королем и противником, и не дождавшись ответа ни от одного, ни от другого, Жарнак добил противника.
Еще одним косвенным подтверждением такого исхода служит и неожиданные волнения среди зрителей, которые в едином порыве принялись грабить шатер Ла Шатеньере. «Горе побежденным!»
На стене замка Сен-Жермен-ан-Лэ висит мемориальная доска в память об этом событии. Туристы всегда рассматривают ее с немалым интересом.
Реальная история, которая лежит в основе нового фильма Ридли Скотта «Последняя дуэль»
По сценарию Мэтта Дэймона, Бена Аффлека и Николь Холофсенер, фильм рассказывает о судебном поединке во Франции XIV века.
Новый фильм Ридли Скотта выходит на экраны в октябре этого года. Картина вдохновлена книгой Эрика Джегера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции» о последнем официально разрешенном в стране судебном поединке. Сценарий написали Мэтт Дэймон, Бен Аффлек и Николь Холофсенер («Сможете ли вы меня простить?», 2018), которая также стала продюсером на проекте.
Мэтт Дэймон сыграл в фильме роль рыцаря Жана де Карружа, который сражается со своим соперником и соседом Жаком Ле Гри (Адам Драйвер). Дуэль происходит из-за обвинения в том, что Ле Гри обесчестил жену Карружа Маргарит (Джоди Комер). Бен Аффлек снялся в роли второго плана, также в актерский состав вошли Харриет Уолтер («Убивая Еву», «Наследники»), Майкл МакЭлхаттон («Игра престолов»).
Судебный поединок
Суд поединком – это один из способов разрешения споров, использовавшийся в средневековой Европе. Особенно в тех ситуациях, когда нет свидетелей. Правила просты: обвиняемый вступает в поединок с обвинителем, а местные власти официально дают разрешение на проведение дуэли. Идея заключалась в том, что Бог дарует победу тому, кто прав.
Обвинение
История «Последней дуэли» начинается в январе 1368 года, когда Маргарит де Карруж заявила, что на нее напал Ле Гри. Когда ее муж, Жан де Карруж, узнает об этом преступлении, он обращается в суд, но дело было отклонено.
Кадр из фильма «Последняя дуэль»
Эрик Джегер, автор книги, написал в эссе 2020 года:
«Как и сегодня, в Средневековой Европы случаи нападения и принуждения к нежелательной связи часто оставались безнаказанными, и зачастую о них даже не говорили. Подобные публичные обвинения, которые в то время карались смертью, часто становились причиной скандалов, ставящих под угрозу честь обвиняемых, и могли иметь серьезные последствия для всех вовлеченных, в частности и для обвинителя, особенно когда дело касалось знати».
Последняя дуэль
Когда де Карруж обратился в суд, граф отклонил это дело и сказал, что «его жене это просто приснилось». Взбешенный рыцарь отправился в Париж, чтобы обжаловать решение суда у короля Карла VI. Он сослался на королевский указ 1306 года, разрешающий дуэль в качестве последнего способа разрешить конфликт между дворянами. Однако, в то время судебные поединки были редкостью.
Кадр из фильма «Последняя дуэль»
В течение нескольких месяцев состоялся суд, куда были приглашены свидетели, Маргарит дала показания, но решение не было достигнуто. В итоге была назначена дата поединка – 29 декабря. В случае если де Карруж выигрывает – история Маргарит признается правдивой. Если он проигрывает – то обвинение считаются ложными и в соответствии с древней традицией Маргарит должна быть сожжена заживо.
Исход поединка
Событие получило название «последняя дуэль», тысячи людей с нетерпением ждали главного “мероприятия” того времени. Джегер основывается на ряде источников, когда описывает поединок. Среди них – работа автора XIV века Жана Фруассара «Хроники».
Кадр из фильма «Последняя дуэль»
Перед поединком состоялось несколько церемоний, в том числе посвящение Ле Гри в рыцари, чтобы соперники могли сражаться на равных. Рыцари начали поединок с копьями на лошадях. Затем мужчины спешились и сражались на мечах. По словам Джегера: «Маргарит, одетая во все черное, под пристальными взглядами толпы, с тревогой ожидали исхода. Поединок должен был решить, говорит ли она правду, а значит – будет ли жить или умрет».
Теории
В своем эссе Джегер пишет, что вокруг дуэли возникло множество теорий:
«Существует предположения, что де Карруж на самом деле заставил Маргарит выдвинуть ложные обвинения, чтобы отомстить своему бывшему другу ле Гри. Помимо этого, некоторые историки предполагают, что нападение все-таки произошло на самом деле, но Маргарит по ошибке обвинила не того человека».
Сам автор книги похоже не верит в эти теории и утверждает, что несмотря на скептические точки зрения, показания Маргарит говорят о том, что она почти наверняка точно знала, кто на нее напал.
Конечно, очень интересно посмотреть, как Ридли Скотт расскажет эту историю в своем фильме. С одной стороны, в ней есть отличный потенциал зрелищности самой дуэли, а с другой – возможность использовать ситуацию, произошедшую во Франции XIV века, как комментарий к событиям нашего времени.