последний царь рюриковичей на руси
Последний царь рюриковичей на руси
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Последний из Рюриковичей. Незаметная жизнь царя Фёдора Иоанновича
Сын Ивана Грозного, ставший последним монархом из рода Рюриковичей, предпочитал государственным делам заботу о спасении души.
«Постник и молчальник»
В конце XVI века Россия вступила в период острейшего кризиса власти. Династия Рюриковичей, чьи представители столетиями правили страной, угасала. Последним царём из этой династии стал Фёдор Иоаннович, взошедший на русский престол в марте 1584 года.
Фёдор I Иоаннович
Фёдор Иоаннович родился 20 мая 1557 года в Москве. Он был третьим сыном Ивана Грозного и его первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.
Фёдор был одним из немногих детей Ивана Грозного, которые дожили до совершеннолетия. Старший брат Фёдора, царевич Дмитрий, трагический погиб в результате несчастного случая. По мистическому совпадению, его полный тёзка, младший сын Ивана Грозного, рождённый на тридцать лет позже, скорее всего, также стал жертвой несчастного случая, а не убийства.
Наследником престола стал считаться второй сын Грозного, царевич Иван Иванович. Современники отмечали, что на отца он был похож не только внешностью, но и жестоким характером. Известно, что наследник вместе с отцом участвовал в расправах над боярами и вполне мог продолжить его политику.
Фёдор, родившийся через три года после Ивана, отцом в качестве преемника не рассматривался. Как и большинство детей Ивана Грозного, Фёдор с юности был весьма болезненным, а его устремления были далеки от государственного управления.
Фёдор I Иоаннович
Сам Грозный то ли с сожалением, то ли с уважением написал как-то о сыне, который «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».
Фёдор много времени посвящал молитвам, в развлечениях участвовал разве что по воле отца, который, впрочем, не слишком обременял его этим.
В отличие от отца и старшего брата, Фёдора Иоанновича современники описывали как человека доброго, кроткого, стремившегося к миру и покою, заботившегося более прочего о спасении души.
Бытовая драма, изменившая историю России
В 1575 году Иван Грозный женил 18-летнего Фёдора на его сверстнице Ирине Годуновой, племяннице постельничего Дмитрия Годунова. Этот брак способствовал и возвышению её родного брата Бориса Годунова, опричника, приближённого к себе царём.
Ивана Грозного в тот момент тревожила проблема престолонаследия — у царевича Ивана за четыре года брака не родилось наследника. Царь настоял на разводе и организовал второй брак старшего сына. Заодно женил и Фёдора, надеясь, что хотя бы один из двух сыновей подарит ему внука.
Однако время шло, а ожидания не оправдывались. В итоге Грозный организовал третий брак царевича Ивана, и на сей раз его новая жена, Елена Шереметева, забеременела.
События, которые произошли дальше, коренным образом изменили историю России. По наиболее распространённой версии, в ноябре 1581 года Иван Грозный зашёл в комнату к беременной невестке и застал её в одном нижнем платье. Поскольку жена царевича была на большом сроке беременности и чувствовала себя неважно, ничего удивительного в этом не было, тем более, женщина не ждала визита царя.
Однако Иван Грозный, склонный к приступам внезапного гнева, пришёл в ярость, стал упрекать невестку в непристойности, после чего перешёл к побоям. На крики прибежал царевич Иван, попытавшийся унять отца. Однако Иван Грозный в ярости ударил сына посохом, попав в висок.
Итог этой бытовой драмы в монарших покоях оказался ужасным: у женщины случился выкидыш, а сам царевич спустя несколько дней скончался от полученных повреждений.
Когда Иван Грозный понял, что натворил, его охватил ужас, но сделанного было не вернуть.
«Слабоумен, милостив и не склонен к войне»
Так наследником престола стал Фёдор, совершенно не готовый к тому, чтобы занять трон, и не желавший этого.
Современники и вовсе ставили под сомнение дееспособность нового наследника, считая его слабоумным.
Так или иначе, но прекрасно знавший возможности Фёдора Иван Грозный ещё при своей жизни возложил на приближённых обязанности по помощи сыну в государственном управлении.
Среди приближённых царя возникла борьба за влияние на Фёдора, в которой более других преуспел шурин царевича Борис Годунов.
В 1584 году, после смерти Ивана Грозного, на престол взошёл царь Фёдор I Иоаннович, оставшийся в истории под именем «царь Фёдор Иоаннович».
Парсуна царя Фёдора
Наиболее достоверным из описаний нового царя считается оставленное английским дипломатом при русском дворе Джильсом Флетчером: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».
Русский историк Сергей Соловьёв в «Истории России с древнейших времён» так описывает распорядок дня царя Фёдора Иоанновича: «Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».
Монарх царствующий, но не правящий
Этот образ жизни импонировал народу благочестием, но абсолютно не сочетался с реальным государственным управлением. Эти вопросы практически полностью перешли к боярскому правительству, во главе которого стоял Борис Годунов.
Правительство в целом со своими обязанностями справлялось: при номинальном правлении Фёдора Иоанновича и фактическом Бориса Годунова русскому царю присягнули донские казаки, была выиграна очередная русско-шведская война и возвращены города Ям, Ивангород и Копорье, учреждено русское патриаршество, построены стены и башни Белого города.
Правда, в 1591 году при правлении Фёдора Иоанновича произошло событие, крайне негативно сказавшееся на дальнейшем ходе русской истории, — в Угличе при невыясненных до конца обстоятельствах погиб последний сын Ивана Грозного, Дмитрий. Нужно, правда, при этом учесть, что на тот момент царевича Дмитрия как претендента на престол не рассматривали — он родился в седьмом браке Ивана Грозного, и церковь полагала эти отношения незаконными. Именно поэтому Дмитрий и оказался не в столице, а в Угличе.
«Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь». А. Кившенко
В 1592 году забрезжила надежда — после 17 лет брака жена Фёдора Иоанновича забеременела. Роды прошли благополучно, но бояре были страшно разочарованы, поскольку родилась девочка.
Феодосия Фёдоровна так и осталась единственным ребёнком Фёдора Иоанновича. Девочка умерла в возрасте полутора лет.
Надежды на новую беременность царицы Ирины не оправдались. Всё хуже становилось и здоровье самого Фёдора Иоанновича.
17 января 1598 года 40-летний царь скончался. Он был похоронен в Архангельском соборе Московского кремля вместе со своим отцом и братом Иваном.
Благодаря своей набожности и благочестию, царь Фёдор Иоаннович был канонизирован Православной церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский».
На этом благочестивом, но практически незаметном с точки зрения государственного управления монархе завершилась династия Рюриковичей. Впереди Россию ждало Смутное время…
Царь Фёдор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова. 1584 год. Гравюра Б. Чорикова. XIX в.
Василий Шуйский — последний Рюрикович на троне
Представитель древнего рода стал царём в Смутное время, но удержать власть не смог, окончив свои дни в польском плену.
Василий Шуйский организовал свержение Лжедмитрия I и, став царём, подавил восстание Болотникова, защитил Москву от польско-литовских войск и Лжедмитрия II. Пройдя через период деспотизма Ивана Грозного, казнившего его деда, годы власти Бориса Годунова, устранявшего всех неугодных Шуйских, и «беспредел» самозванцев, Василий Иванович, чудом не лишившийся жизни, наконец, сам занял трон.
Суздальские князья: «бедные» родственники на службе у Москвы
Шуйские потеряли суверенное право на великое княжение в Нижегородско-Суздальской земле в первой половине 15-го века со смертью Александра Ивановича Шуйского, бывшего союзником и зятем Василия I. Тогда же род перешёл на службу к московским великим князьям, однако характерный для Рюриковичей извечный спор относительно старшинства в роде не давал покоя двум ветвям династии. Первым крупным конфликтом можно считать казнь деда Василия Шуйского Андрея Михайловича по приказу 13-летнего Ивана IV.
Многолюдное семейство Шуйских служило Москве уже почти 100 лет, когда в 1552 году родился Василий Иванович — будущий царь всея Руси. Его родственники принимали активное участие в политической жизни: были связаны с попыткой передачи власти Владимиру Старицкому и его дальнейшим убийством; задействованы в управлении войсками во время Ливонской войны и в походах, завершившихся взятием Казани и Астрахани; пережили и опричнину. Тогда же завязались непростые отношения рода с другими влиятельными семьями: Захарьиными-Юрьевыми-Романовыми, Бельскими, Скуратовыми, Мстиславскими и Годуновыми. После смерти Ивана IV развернулась борьба за власть, в которой Шуйских представлял в том числе и Василий Иванович.
Годунов против Рюриковича
Смерть царевича Дмитрия и расследование этого загадочного дела привели Василия Ивановича в Боярскую думу. Под надзором Годунова Шуйский как старший в следственной комиссии вынес выгодный для главы правительства вердикт относительно смерти наследника. Сам Василий на протяжении жизни трижды менял мнение о произошедшем в Угличе: клялся, что Дмитрий умер в результате несчастного случая; затем уверял, что царевич спасся; приняв венец; говорил, что Дмитрий Иванович был убит по приказу Бориса Годунова.
Годунов, всесильный помощник царя Фёдора Ивановича, пристально следил за Шуйскими. Последние, опасаясь расправы, были осторожны и в вопросе продолжения собственной династии, боясь расширением фамилии навлечь на себя гнев стремящихся к безграничной власти Годуновых.
В 1598 году Фёдор Иванович умер, и трон занял предварительно расчистивший себе путь к верховной власти Борис Годунов. Династия Рюриковичей, правившая Русским государством, уступила место Годуновым. Василий Шуйский, оказавшийся в опале, в 1600 году был отправлен в Великий Новгород.
Но уже в 1605 году Василий Иванович возглавил армию, разбившую войска сторонников Лжедмитрия I. Самозванец укрылся в мощной Путивльской крепости, за счёт чего получил стратегическое преимущество перед преследовавшими его царскими полками. Перестав преследовать Лжедмитрия, войска застряли под стенами Кромского острога. Тем временем в Москве умер Борис Годунов. Бояре и воеводы оставили осаду и вернулись в столицу, где трон без их согласия перешёл к Федору Годунову и его родственникам.
Лжедмитрий I: возвращение блудного сына
Смерть Бориса Годунова — невероятная удача для Лжедмитрия I. Стараясь убедить бояр в истинности своего происхождения, самозванец отправил им послание, в котором обещал амнистию всем, кого Годунов коварно заставил выбрать неправильную сторону. Прощение не касалось только семьи почившего царя: его формально царствующий сын Фёдор и вдовая царица Мария Григорьевна были убиты.
Василий Шуйский в это время находился уже в свите Лжедмитрия, так как ранее вместе с главой Боярской думы Фёдором Милославским отправился к самозванцу на поклон. Князь оказался в сложном положении: во-первых, он занимался расследованием смерти царевича, неоднократно подтверждал, что сын Грозного мёртв; во-вторых, Шуйский возглавлял войска, что ходили против отряда Лжедмитрия. Уже через десять дней после вступления в Москву новый царь инициировал суд над Шуйским, который по тайному доносу был назван изменником. Судила князя Боярская дума, она же признала его виновным и передала на милость Лжедмитрию. Казнь была назначена на 30 июня 1605 года, но самозванец сжалился над Шуйским, ограничившись ссылкой в Галич. Одновременно хитрый самозванец привлёк ко двору родственника опального князя — молодого Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, не успевшего ещё повоевать против узурпатора.
В преддверии свадьбы с Мариной Мнишек Лжедмитрий простил Шуйских, восстановил их в должностях и вернул имущество. Но Шуйские царя не простили. Используя недовольство москвичей новым государём и засильем польско-литовских гостей, бояре составили заговор с целью свержения Лжедмитрия. Беззаботный царь, девятый день праздновавший свою свадьбу, не обращал внимания на сообщения о готовившимся перевороте. 17 мая 1606 года москвичи, которым сообщили ложную новость о пожаре в Кремле, ринулись к царскому терему. Охрана была сметена, а Лжедмитрию так и не удалось бежать — его убили на Лобном месте. 1 июня 1606 года бояре избрали царём лидера восстания Василия Шуйского.
Последний потомок Рюрика на престоле
Наспех выбранный Василий IV устраивал далеко не всех. Оставались те, кому царствование самозванца было выгодно, а появление нового царя вызывало опасения. Почти все окраины страны остались верны убитому самозванцу. В Путивле повстанцев возглавил Иван Болотников, чьё войско состояло из казаков и постоянно пополнялось крестьянами и холопами. Шуйский отправил туда царскую армию, но в битве под Кромами она проиграла и вынуждена была отступить. Повстанцы продвигались и Москве, миновали Оку и хитростью захватив Коломну, поздней осенью оказались в Коломенском.
К декабрю царю удалось собрать войска из соседних с Москвой земель для решающего сражения. Часть повстанцев перешла на сторону Василия IV до начала боя, часть — прямо во время него, оставшиеся во главе с Болотниковым после победы правительственных войск отошли за Оку. Царским войскам удалось загнать лидеров восставших с остатками войск в Тулу, чей кремль был осаждён. К осени 1607 года город сдался, по итогам переговоров царю выдали лидеров восстания — Ивана Болотникова и самозваного сына Фёдора Годунова «царевича Петрушку». Оба были казнены.
В 1608 году 55-летний Василий IV, понимая важность продолжения рода, женился на княжне Екатерине Петровне Буйносовой-Ростовской, ставшей царицей Марией Петровной. У царственной пары родились две дочери, умершие в младенчестве. Отсутствие наследника едва ли добавляло Шуйскому авторитета среда бояр и поданных.
Новый самозванец не заставил себя долго ждать. В Стародубе объявился Лжедмитрий II. Его поддерживали донские казаки и польско-литовское войско. Брат царя проиграл битву с очередным самозванцем, войско Лжедмитрия II беспрепятственно подошло к Москве и встало лагерем в селе Тушино. К повстанцам позже присоединились отпущенные царём отец и дочь Мнишек.
Основную надежду на спасение осаждённый Шуйский возлагал на войско шведов, чьё правительство согласилось помочь взамен на земли и деньги. Внутри самой столицы против Василия IV возникали небольшие бунты, которые царь жёстко подавлял. Государь уже не правил, но лишь пытался удержать власть.
В августе 1609 года польский король Сигизмунд III выступил в поход на Смоленск. Поляки, находившиеся в тушинском лагере, покидали самозванца и присоединялись к монарху. Войско самозванца разваливалось, Лжедмитрий II бежал в Калугу; туда же отправилась и Марина Мнишек.
В марте 1610 года Михаил Скопин-Шуйский и Якоб Делагарди сняли осаду с Москвы.
Свержение и смерть: русский царь в польском плену
24 июня 1610 года в Клушинской битве русские и союзные шведские войска под командованием Дмитрий Ивановича Шуйского капитулировали, не выдержав удара гетмана Станислава Жолкевского. После поражения в Москве быстро созрел боярский заговор против царя. Активизировался и тушинский самозванец, выступивший из Калуги на Москву с юга, в то время как польский король шёл на столицу с запада.
В июле 1610 года Василий Шуйский был низложен Боярской думой и недовольными москвичами. Бывший царь переехал из Кремля на свой старый княжеский двор, но позже был схвачен и насильно пострижен в монахи. Начался период правления Семибоярщины, члены которой присягнули польскому королевичу Владиславу, защитив таким образом московский трон от претензий Лжедмитрия II.
Кремль заняли поляки, решившие участь последнего Рюриковича на троне. Василий Иванович с братьями были взяты в плен и по просьбе бояр отправлены сначала под Смоленск, где как трофеи были представлены Сигизмунду III, а затем в Литву.
Свои дни бывший царь закончил в замке под Варшавой в сентябре 1612 года, не дожив до освобождения войсками Минина и Пожарского. В польском плену завершилась семисотлетняя история Рюриковичей на русском троне.
Василий Шуйский. Последний царь из рода Рюриковичей
Василий Шуйский вступил на престол 1 июня 1606 года. Его путь к престолу лежал через заговор против самозванца-Димитрия. Лжедмитрий был свергнут 17 мая того же года, убит и разорван разъяренной толпой.
Главный сподвижник Лжедмитрия I и начальник польских военных частей Юрий Мнишек был подвергнут допросу в Боярской думе. Его спрашивали: «почему же воевода ему верил, что он (Лжедмитрий) настоящий», «почему же кровь проливал», «почему король его милость (Сигизмунд III) дал денег», «почему же грамот от нас не ждал»? Убийственные вопросы, которые могли бы перерасти от словесного негодования в открытую ненависть против польских интервентов. Вышло же иначе: воевода Юрий Мнишек заявил, что сами русские люди приняли самозванца за настоящего царя. Пришло время теперь москвичам вспомнить как встречали в 1605 году Лжедмитрия в Москве, как взывал к восторженному люду бывший опричник царя Ивана Грозного Богдан Бельский, держа в руках образ Николая Чудотворца: «Православные! Благодарите Бога за спасение нашего солнышка, государя Дмитрия Ивановича. Как бы вас лихие люди не смущали, ничему не верьте. Это истинный сын царя Ивана Васильевича. В уверение я целую перед вами Животворящий Крест и Св. Николу Чудотворца». Как тогда хотелось мира и благополучия москвичам! К уверениям Бельского добавилось и признание матери, инокини Марфы, которая в новом царе «признала» своего сына. Трудно судить о её мотивах. В тот момент многим хотелось видеть в самозванце царевича, не исключая и самых знатных и влиятельных вельмож.
В общем величальном хоре был человек, который не разделял всеобщего воодушевления. Князь Василий Шуйский подбивал народ на сопротивление иноземцам-католикам. За это его приговорили к смертной казни, а братьев его отправили в ссылку. Когда палач уже занес топор над смутьяном, появился посланный от Лжедмитрия гонец, который радостно объявил о смягчении царем приговора и замене смертной казни ссылкой в Вятку. Царское распоряжение было принято народом с воодушевлением.
Такой моральной поддержки со стороны народа царь Василий IV за четыре года своего правления удостаивался редко. Его приход к власти был результатом переворота. Приверженцы боярина подбивали народ на восстание, громили поляков, всех тех иностранцев, которые своим наглым поведением успели вызвать ненависть у населения. Во время восстания многие из смельчаков пытались прокрасться во двор к польскому князю Константину Вишневецкому с целью грабежа и все они были убиты вооруженными поляками. Однако Василию Шуйскому удалось остановить разраставшиеся по всему городу беспорядки. Он принял решение о своем восхождении на царство, о чем были уведомлены нужные представители знати. Земский собор не собирался.
Многие современники и историки отмечают, что ошибкой Шуйского была его поспешность. В сказании Авраамия Палицына мы читаем следующие строки: «… и устройся Росия вся в двоемыслие: ови убо любяще, ови же ненавидяше его». Русский народ столкнулся с проблемой «двойной присяги»: любое неповиновение царю Василию можно было оправдать сохранением присяги «Дмитрию Ивановичу». Польско-литовские послы, бывшие в то время в Москве, отмечали, что народ и стрельцы «очень жалели о смерти Дмитрия, обвиняя бояр в том, что они его убили». Нежелание принять нового государя в стрелецкой среде создало определенную традицию стрелецких волнений, которая просуществует на протяжении всего XVII «бунташного» века вплоть до Петра I. Последний будет «каленым железом» добиваться от стрельцов повиновения.
В чем же причина той готовности, с которой народ и бояре позволили Шуйскому взойти на престол? Опытный царедворец не без оснований полагал, что если предоставить выбор Земскому собору, то неизбежны осложнения. Основания же для выбора именно его кандидатуры, безусловно, были. Род князя принадлежал к старейшим из русских родов. Шуйские возводили его, как и московские великие князья, к великому князю Ярославу Всеволодовичу и могли потягаться в знатности с московскими «Калитичами». Предки царя Василия IV были независимыми суздальск0-нижегородскими князьями. В 1360—1362 гг. великий князь Дмитрий Константинович, отец родоначальника князей Шуйских Василия Кирдяпы, владел Владимирским великим княжением. В 1392 году московский великий князь Василий I выкупил в Орде ярлык на княжение Нижегородско-Суздальское, тем самым расширив свои земли. После смерти князя Александра Ивановича Шуйского, женатого на дочери Василия I Василисе, в 1418 году Нижегородско-Суздальские земли окончательно переходят под власть Москвы и подчиняются московским наместникам. Но право на «великий стол Владимирский» у Шуйских сохранилось.
Память о былой независимости и политическом значении оставалась в семействе Шуйских, которые в силу своей родовитости были близки ко двору московских государей и принимали участие в дележе власти в годы политических смут. Дед Василия, Андрей Михайлович Шуйский, в малолетство Ивана IV принимал активное участие в учинённом его родственником, Иваном Шуйским, государственном перевороте в Москве. 3 января 1542 года Шуйские фактически стали ведущей политической группировкой во всем государстве. Когда Иван Грозный, повзрослев, получил доступ к браздам правления, то одним из первых его распоряжений была казнь Андрея Михайловича Шуйского (впрочем, возможно, взрослые недоброжелатели Шуйских спровоцировали государя-мальчика на столь суровый поступок). Сыну казненного, Ивану Андреевичу, пришлось положить много сил на то, чтобы восстановить доверие царя. Отец Василия Шуйского служил опричником при грозном царе, а сына своего Дмитрия женил на дочери царского любимца Малюты Скуратова, тем самым снискав царскую милость для своей семьи. Как мы можем видеть, судьба рода Шуйских была тесно переплетена с судьбой верховной власти в России. Царь Василий Шуйский получил от предков многовековой опыт борьбы за влияние на престол вместе с надеждами на новое возвышение рода. Тем не менее, те родовые права Василия Шуйского на московский престол, в которых он был убежден, не были очевидными для всей страны.
После своего «избрания» 19 мая 1606 года Василий Шуйский разослал в города Русского государства «окружные» грамоты. Одна из них содержала в себе текст присяги царю. Другая — крестоцеловальную запись самого царя Василия. Это был отход от традиции: царь раньше никогда не присягал своим подданным. В крестоцеловальной записи говорилось: «целовати крест на том, что мне, великому государю, всякаго человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати». В грамоте также значилось, что избрание царя произошло «…всем Московским государством» по решению освященного собора и представителей разных чинов от бояр до торговых людей. Здесь же приводилось и наследственное право Шуйских на престол «по степени прародителей наших, его же дарова Бог великому Рюрику, иже бе от Римского кесаря…».
Царя венчал на царство Новгородский митрополит. Посаженный самозванцем патриарх Игнатий был отрешен от сана по приказу Шуйского. На его место был возведен казанский митрополит Гермоген, который открыто выступал против самозванца и поддерживал царя Василия.
Одной из основных задач Василия Шуйского было умерить бушевавшие в стране страсти. Царь начал свое недолгое правление с того, что вернул монастырям многие владения и льготы, которые были у них отняты в прежние времена. В августе 1606 года были возобновлены тарханы суздальских и нижегородских монастырей, т.е. им было возвращено право не уплачивать налоги за имеющиеся в наличие земли. Так Василий Шуйский стремился добиться расположения духовенства. Также 7 марта 1607 года был издан царский указ, согласно которому холопство являлось делом добровольным. Теперь холопами считались только те, кто сам пошел на служение к господину, а не родился холопом. Помимо этого царь Василий издал еще ряд указов, которые регламентировали отношения крестьянина и его господина.
С первых же дней своего царствования Василий Шуйский столкнулся с демонстративным неповиновением. Некоторые окраины России отказались приносить присягу новому царю «на Москве». Приверженцам царя Василия противостояли апологеты царевича Дмитрия Ивановича, якобы спасенного от убийства в Москве. Правительству пришлось иметь дело с армиями под руководством Ивана Исаевича Болотникова (воевавшего от имени царевича Дмитрия), самозванца Илейки Муромца, выдававшего себя за сына царя Федора Ивановича, Петра; Лжедмитрия II; и, наконец с армией польского короля Сигизмунда III.
В декабре 1606 года правительственные силы нанесли сокрушительное поражение мятежным войскам Ивана Болотникова. Болотников был вынужден отойти сначала к Калуге, а потом и к Туле. В мае того же года осаду Тулы вели войска под командованием самого царя Василия Шуйского. В октябре 1607 осада завершилась, мятежники были разгромлены, а сам Болотников ослеплен, сослан в Каргополь и утоплен в проруби.
Осенью 1607 года Орел захватили войска Лжедмитрия II. В начале мая у Болхова Лжедмитрий нанес поражение царским войскам под водительством князей Д.И. Шуйского и В.В. Голицына, после чего вошел в село Тушино под Москвой. Это место стало центральной базой расположения его войск, а сам Лжедмитрий II в народном сознании останется под прозвищем «Тушинского вора». Через недолгое время в Тушино стали прибывать новые силы. Недовольные царем Василием, к мятежникам и интервентам присоединились князья Д.Т. Трубецкой, А.Ю. Сицкий, Г.И. Шаховской, боярин М.Ф. Бутурлин. В создавшейся ситуации царь Василий IV прибегает к помощи иностранного государства: в феврале 1609 года он заключает со шведами Выборгский союзный договор. Россия отказалась в пользу Швеции от крепости Корела с уездом. Взамен Швеция направляла пятитысячный корпус генерала Делагарди в помощь русской армии Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, царского родича. Русско-шведские войска освободили от поляков Старую Руссу, Торопец, Торжок, Кострому, Галич и Ярославль. Скопину-Шуйскому удалось одержать победу над тушинцами, разбив их под Тверью в июле 1609 года. Были деблокированы осаждавшиеся тушинцами Троице-Сергиева обитель и Москва.
Однако жалование иноземным войскам платить было не чем, и наёмники принялись промышлять грабежом в северо-западных русских землях.
В сентябре 1609 года в Россию вторглась польская армия. Войска гетмана С. Жолкевского в генеральной битве под Клушином разбили русскую армию а вместе с нею также иноземный корпус наемников. В самой Москве произошел мятеж под руководством Захария Петровича Ляпунова, в результате которого царь Василий Шуйский был свергнут с престола и предательски передан в руки Сигизмунда III. Умер он 12 сентября 1612 года в плену у поляков в Речи Посполитой.
На протяжении нашей истории отношение к Василию Шуйскому неоднократно менялось. Ему давали как положительные, так и отрицательные оценки. У царя Василия был авторитетный защитник, с мнением которого мы обязаны считаться. Речь идет о патриархе Гермогене. Он поддерживал царя несмотря на очевидные недостатки его правления. Исследователи выделяют некоторые причины, по которым патриарх в условиях Смуты оказывал доверие царю Василию. Во-первых, Василий Шуйский был помазан на царство, и, соответственно, неповиновение ему означало потерю благоговейного отношения к Божьей воле. Во-вторых, Василий Шуйский был легитимным правителем. Он был Рюриковичем и имел права на русский престол. В-третьих, он стремился преодолеть Смуту, остановить разрушение страны и восстановить порядок. По всем приведенным причинам для патриарха Гермогена было естественным оказать противление антиправительственным восстаниям в Москве и Российском государстве в целом; он справедливо осудил выдачу православного царя полякам и не поддержал новое пропольское правительство на Москве. Благословением патриарха Гермогена личность Василия Шуйского заслуживает того, чтобы о нем помнили как о законном русском царе, ставшим жертвой внутренней Смуты и польской интервенции.