последний царь династии рюриковых
Последний царь династии рюриковых
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Последний из Рюриковичей. Незаметная жизнь царя Фёдора Иоанновича
Сын Ивана Грозного, ставший последним монархом из рода Рюриковичей, предпочитал государственным делам заботу о спасении души.
«Постник и молчальник»
В конце XVI века Россия вступила в период острейшего кризиса власти. Династия Рюриковичей, чьи представители столетиями правили страной, угасала. Последним царём из этой династии стал Фёдор Иоаннович, взошедший на русский престол в марте 1584 года.
Фёдор I Иоаннович
Фёдор Иоаннович родился 20 мая 1557 года в Москве. Он был третьим сыном Ивана Грозного и его первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.
Фёдор был одним из немногих детей Ивана Грозного, которые дожили до совершеннолетия. Старший брат Фёдора, царевич Дмитрий, трагический погиб в результате несчастного случая. По мистическому совпадению, его полный тёзка, младший сын Ивана Грозного, рождённый на тридцать лет позже, скорее всего, также стал жертвой несчастного случая, а не убийства.
Наследником престола стал считаться второй сын Грозного, царевич Иван Иванович. Современники отмечали, что на отца он был похож не только внешностью, но и жестоким характером. Известно, что наследник вместе с отцом участвовал в расправах над боярами и вполне мог продолжить его политику.
Фёдор, родившийся через три года после Ивана, отцом в качестве преемника не рассматривался. Как и большинство детей Ивана Грозного, Фёдор с юности был весьма болезненным, а его устремления были далеки от государственного управления.
Фёдор I Иоаннович
Сам Грозный то ли с сожалением, то ли с уважением написал как-то о сыне, который «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».
Фёдор много времени посвящал молитвам, в развлечениях участвовал разве что по воле отца, который, впрочем, не слишком обременял его этим.
В отличие от отца и старшего брата, Фёдора Иоанновича современники описывали как человека доброго, кроткого, стремившегося к миру и покою, заботившегося более прочего о спасении души.
Бытовая драма, изменившая историю России
В 1575 году Иван Грозный женил 18-летнего Фёдора на его сверстнице Ирине Годуновой, племяннице постельничего Дмитрия Годунова. Этот брак способствовал и возвышению её родного брата Бориса Годунова, опричника, приближённого к себе царём.
Ивана Грозного в тот момент тревожила проблема престолонаследия — у царевича Ивана за четыре года брака не родилось наследника. Царь настоял на разводе и организовал второй брак старшего сына. Заодно женил и Фёдора, надеясь, что хотя бы один из двух сыновей подарит ему внука.
Однако время шло, а ожидания не оправдывались. В итоге Грозный организовал третий брак царевича Ивана, и на сей раз его новая жена, Елена Шереметева, забеременела.
События, которые произошли дальше, коренным образом изменили историю России. По наиболее распространённой версии, в ноябре 1581 года Иван Грозный зашёл в комнату к беременной невестке и застал её в одном нижнем платье. Поскольку жена царевича была на большом сроке беременности и чувствовала себя неважно, ничего удивительного в этом не было, тем более, женщина не ждала визита царя.
Однако Иван Грозный, склонный к приступам внезапного гнева, пришёл в ярость, стал упрекать невестку в непристойности, после чего перешёл к побоям. На крики прибежал царевич Иван, попытавшийся унять отца. Однако Иван Грозный в ярости ударил сына посохом, попав в висок.
Итог этой бытовой драмы в монарших покоях оказался ужасным: у женщины случился выкидыш, а сам царевич спустя несколько дней скончался от полученных повреждений.
Когда Иван Грозный понял, что натворил, его охватил ужас, но сделанного было не вернуть.
«Слабоумен, милостив и не склонен к войне»
Так наследником престола стал Фёдор, совершенно не готовый к тому, чтобы занять трон, и не желавший этого.
Современники и вовсе ставили под сомнение дееспособность нового наследника, считая его слабоумным.
Так или иначе, но прекрасно знавший возможности Фёдора Иван Грозный ещё при своей жизни возложил на приближённых обязанности по помощи сыну в государственном управлении.
Среди приближённых царя возникла борьба за влияние на Фёдора, в которой более других преуспел шурин царевича Борис Годунов.
В 1584 году, после смерти Ивана Грозного, на престол взошёл царь Фёдор I Иоаннович, оставшийся в истории под именем «царь Фёдор Иоаннович».
Парсуна царя Фёдора
Наиболее достоверным из описаний нового царя считается оставленное английским дипломатом при русском дворе Джильсом Флетчером: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».
Русский историк Сергей Соловьёв в «Истории России с древнейших времён» так описывает распорядок дня царя Фёдора Иоанновича: «Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».
Монарх царствующий, но не правящий
Этот образ жизни импонировал народу благочестием, но абсолютно не сочетался с реальным государственным управлением. Эти вопросы практически полностью перешли к боярскому правительству, во главе которого стоял Борис Годунов.
Правительство в целом со своими обязанностями справлялось: при номинальном правлении Фёдора Иоанновича и фактическом Бориса Годунова русскому царю присягнули донские казаки, была выиграна очередная русско-шведская война и возвращены города Ям, Ивангород и Копорье, учреждено русское патриаршество, построены стены и башни Белого города.
Правда, в 1591 году при правлении Фёдора Иоанновича произошло событие, крайне негативно сказавшееся на дальнейшем ходе русской истории, — в Угличе при невыясненных до конца обстоятельствах погиб последний сын Ивана Грозного, Дмитрий. Нужно, правда, при этом учесть, что на тот момент царевича Дмитрия как претендента на престол не рассматривали — он родился в седьмом браке Ивана Грозного, и церковь полагала эти отношения незаконными. Именно поэтому Дмитрий и оказался не в столице, а в Угличе.
«Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь». А. Кившенко
В 1592 году забрезжила надежда — после 17 лет брака жена Фёдора Иоанновича забеременела. Роды прошли благополучно, но бояре были страшно разочарованы, поскольку родилась девочка.
Феодосия Фёдоровна так и осталась единственным ребёнком Фёдора Иоанновича. Девочка умерла в возрасте полутора лет.
Надежды на новую беременность царицы Ирины не оправдались. Всё хуже становилось и здоровье самого Фёдора Иоанновича.
17 января 1598 года 40-летний царь скончался. Он был похоронен в Архангельском соборе Московского кремля вместе со своим отцом и братом Иваном.
Благодаря своей набожности и благочестию, царь Фёдор Иоаннович был канонизирован Православной церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский».
На этом благочестивом, но практически незаметном с точки зрения государственного управления монархе завершилась династия Рюриковичей. Впереди Россию ждало Смутное время…
Царь Фёдор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова. 1584 год. Гравюра Б. Чорикова. XIX в.
Последний из рода Рюриковичей: Негрозный сын грозного отца
17 января 1598 года в Москве скончался последний государь из рода Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович. Династия Рюриковичей сыграла величайшую роль в истории России
Дом Рюриковичей получил историческое задание, историческое предназначение — создать Русское государство. Он с этой задачей справился: преодолел феодальную раздробленность, сформулировал доктрину Москвы как Третьего Рима, основал Самодержавное царство
— так пишет об исторической миссии Рюриковичей Л. П. Решетников. Он напомнил, что
это было Божье задание, так его понимали Рюриковичи, и они его выполнили. Царь Иоанн Васильевич Грозный, эта грандиозная личность, уже предчувствовал, можно сказать, прозревал новое задание, ещё полностью не осмысленное, но уже беспокоившее его ум и сердце. В определённом смысле Иоанн Грозный опережал свое время, опережал своих современников, прежде всего элиту Московского царства. Элита, добившись закрепления своего положения, улучшения материальной его стороны, постепенно втянулась в решение задач другого уровня — обеспечение личного благосостояния, личных амбиций. Это плохо сочеталось с идеалами Святой Руси, со служением Богу. Апостасийные тенденции всё более охватывали правящий класс, проникая оттуда в народ, соблазняя и развращая его. Маловерие, а иногда отход от Бога привели к потере понимания исторических задач, исторической миссии, Божьей Воли о России. Трагедия Иоанна Грозного заключалась в том, что он видел продолжение развития исторической миссии России, но повести за собой правящий класс не мог, так как тот эту миссию выполнять не хотел, замкнувшись на своих узкоэгоистических интересах.
Напомним, что Иоанн Грозный скончался 18 (28) марта 1584 года. Его наследием стали не только великие победы, но и великие неудачи: Ливонская война была фактически проиграна, Ям, Копорье и Ивангород переходили к Швеции вместе с прилегающей к ним территорией южного побережья Финского залива, страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. В Москве боярская элита не чувствовала себя в безопасности. От царского гнева никто из её представителей не был застрахован. В таких условиях скончался Царь Иоанн Грозный, и на престол вступил Царь Феодор Иоаннович, который коренным образом отличался от своего отца.
Историк С. М. Соловьев описывал распорядок дня Царя Феодора:
Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. После этого Царь посылает к Царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько времени сам идёт здороваться с нею в средней комнате, находящейся между его и её покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей.
На основе таких данных делался абсолютно ложный вывод о чуть ли не «слабоумии» Царя Феодора Иоанновича. Но вот что писал о нём публицист XVII века Ивана Тимофеева:
Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами. Монашество, соединённое с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей жизни одно имеет значение не меньше другого, являясь нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то, и другое было, видимо, только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах.
У нас часто любят утверждать, что, дескать, русский народ любит и помнит жёстких, даже жестоких, правителей, а добрых и милостивых считает слабыми и презирает. Это идеология была внедрена в сознание нашего народа в безбожное советское время, когда под силой понималась жестокость, а под слабостью милосердие, когда человек воспринимался не как венец творения Божия, а как «винтик» «великой» государственной машины. Примеры Царя Феодора Иоанновича, на котором завершилась Династия Рюриковичей, и пример Императора Николая II, на котором завершилась Династия Романовых, полностью опровергает это представление.
Мы знаем, что отцом Царя Феодора был государь Иоанн Васильевич Грозный, действительно много сделавший для величия Российского царства. Однако прославлен в лике святых был не он, а его сын, «слабый» Феодор. Мы знаем, что отцом Императора Николая II был могучий государь Александр III. Но святым мучеником был прославлен его сын. Это свидетельствует о том, что совесть народная, хранительницей которой является Православная Церковь, всегда ставила духовный подвиг и духовное подвижничество выше земных добродетелей правителей. При этом, как правило, оказывалось, что так называемые слабые правители сделали для своего народа гораздо больше, чем «сильные». Те больше думали о государстве, «слабые» же — о Боге и людях. Однако и для государства Российского Царь Феодор Иоаннович сделал немало: Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 гг. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям.
В первые годы царствования блаженного Государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. У южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. Летом 1590 года, исполняя именной указ Царя Феодора, самарский воевода князь Г. О. Засекин и служилый человек Ф. М. Туров совершили закладку города-крепости Саратова. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.
В 1586 году грузинский царь Александр обратился к Царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский Царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому Царю, был заключён, по всей видимости, в 1587 г. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.
В период правления Царя Феодора Иоанновича хозяйственная жизнь страны постепенно пошла на подъём, удалось преодолеть тяжёлые последствия экономического кризиса 1570–80-х гг. и неудачной Ливонской войны.
Смерть Царя Феодора Иоанновича воспринималась современниками как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России:
Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Фёдор Иванович.
Как отмечает Д. М. Володихин:
Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царствовал благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович. тихо и праведно, и милостивно, безмятежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором Царе в Руской земли, кроме Великого Князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всея Руси.
По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении Царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его, по преданию, ощущалось благоухание в палатах Кремлёвских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин.
Память святого Царя Феодора Иоанновича совершается в день его преставления 7 (20) января и в неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.
Василий Шуйский — последний Рюрикович на троне
Представитель древнего рода стал царём в Смутное время, но удержать власть не смог, окончив свои дни в польском плену.
Василий Шуйский организовал свержение Лжедмитрия I и, став царём, подавил восстание Болотникова, защитил Москву от польско-литовских войск и Лжедмитрия II. Пройдя через период деспотизма Ивана Грозного, казнившего его деда, годы власти Бориса Годунова, устранявшего всех неугодных Шуйских, и «беспредел» самозванцев, Василий Иванович, чудом не лишившийся жизни, наконец, сам занял трон.
Суздальские князья: «бедные» родственники на службе у Москвы
Шуйские потеряли суверенное право на великое княжение в Нижегородско-Суздальской земле в первой половине 15-го века со смертью Александра Ивановича Шуйского, бывшего союзником и зятем Василия I. Тогда же род перешёл на службу к московским великим князьям, однако характерный для Рюриковичей извечный спор относительно старшинства в роде не давал покоя двум ветвям династии. Первым крупным конфликтом можно считать казнь деда Василия Шуйского Андрея Михайловича по приказу 13-летнего Ивана IV.
Многолюдное семейство Шуйских служило Москве уже почти 100 лет, когда в 1552 году родился Василий Иванович — будущий царь всея Руси. Его родственники принимали активное участие в политической жизни: были связаны с попыткой передачи власти Владимиру Старицкому и его дальнейшим убийством; задействованы в управлении войсками во время Ливонской войны и в походах, завершившихся взятием Казани и Астрахани; пережили и опричнину. Тогда же завязались непростые отношения рода с другими влиятельными семьями: Захарьиными-Юрьевыми-Романовыми, Бельскими, Скуратовыми, Мстиславскими и Годуновыми. После смерти Ивана IV развернулась борьба за власть, в которой Шуйских представлял в том числе и Василий Иванович.
Годунов против Рюриковича
Смерть царевича Дмитрия и расследование этого загадочного дела привели Василия Ивановича в Боярскую думу. Под надзором Годунова Шуйский как старший в следственной комиссии вынес выгодный для главы правительства вердикт относительно смерти наследника. Сам Василий на протяжении жизни трижды менял мнение о произошедшем в Угличе: клялся, что Дмитрий умер в результате несчастного случая; затем уверял, что царевич спасся; приняв венец; говорил, что Дмитрий Иванович был убит по приказу Бориса Годунова.
Годунов, всесильный помощник царя Фёдора Ивановича, пристально следил за Шуйскими. Последние, опасаясь расправы, были осторожны и в вопросе продолжения собственной династии, боясь расширением фамилии навлечь на себя гнев стремящихся к безграничной власти Годуновых.
В 1598 году Фёдор Иванович умер, и трон занял предварительно расчистивший себе путь к верховной власти Борис Годунов. Династия Рюриковичей, правившая Русским государством, уступила место Годуновым. Василий Шуйский, оказавшийся в опале, в 1600 году был отправлен в Великий Новгород.
Но уже в 1605 году Василий Иванович возглавил армию, разбившую войска сторонников Лжедмитрия I. Самозванец укрылся в мощной Путивльской крепости, за счёт чего получил стратегическое преимущество перед преследовавшими его царскими полками. Перестав преследовать Лжедмитрия, войска застряли под стенами Кромского острога. Тем временем в Москве умер Борис Годунов. Бояре и воеводы оставили осаду и вернулись в столицу, где трон без их согласия перешёл к Федору Годунову и его родственникам.
Лжедмитрий I: возвращение блудного сына
Смерть Бориса Годунова — невероятная удача для Лжедмитрия I. Стараясь убедить бояр в истинности своего происхождения, самозванец отправил им послание, в котором обещал амнистию всем, кого Годунов коварно заставил выбрать неправильную сторону. Прощение не касалось только семьи почившего царя: его формально царствующий сын Фёдор и вдовая царица Мария Григорьевна были убиты.
Василий Шуйский в это время находился уже в свите Лжедмитрия, так как ранее вместе с главой Боярской думы Фёдором Милославским отправился к самозванцу на поклон. Князь оказался в сложном положении: во-первых, он занимался расследованием смерти царевича, неоднократно подтверждал, что сын Грозного мёртв; во-вторых, Шуйский возглавлял войска, что ходили против отряда Лжедмитрия. Уже через десять дней после вступления в Москву новый царь инициировал суд над Шуйским, который по тайному доносу был назван изменником. Судила князя Боярская дума, она же признала его виновным и передала на милость Лжедмитрию. Казнь была назначена на 30 июня 1605 года, но самозванец сжалился над Шуйским, ограничившись ссылкой в Галич. Одновременно хитрый самозванец привлёк ко двору родственника опального князя — молодого Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, не успевшего ещё повоевать против узурпатора.
В преддверии свадьбы с Мариной Мнишек Лжедмитрий простил Шуйских, восстановил их в должностях и вернул имущество. Но Шуйские царя не простили. Используя недовольство москвичей новым государём и засильем польско-литовских гостей, бояре составили заговор с целью свержения Лжедмитрия. Беззаботный царь, девятый день праздновавший свою свадьбу, не обращал внимания на сообщения о готовившимся перевороте. 17 мая 1606 года москвичи, которым сообщили ложную новость о пожаре в Кремле, ринулись к царскому терему. Охрана была сметена, а Лжедмитрию так и не удалось бежать — его убили на Лобном месте. 1 июня 1606 года бояре избрали царём лидера восстания Василия Шуйского.
Последний потомок Рюрика на престоле
Наспех выбранный Василий IV устраивал далеко не всех. Оставались те, кому царствование самозванца было выгодно, а появление нового царя вызывало опасения. Почти все окраины страны остались верны убитому самозванцу. В Путивле повстанцев возглавил Иван Болотников, чьё войско состояло из казаков и постоянно пополнялось крестьянами и холопами. Шуйский отправил туда царскую армию, но в битве под Кромами она проиграла и вынуждена была отступить. Повстанцы продвигались и Москве, миновали Оку и хитростью захватив Коломну, поздней осенью оказались в Коломенском.
К декабрю царю удалось собрать войска из соседних с Москвой земель для решающего сражения. Часть повстанцев перешла на сторону Василия IV до начала боя, часть — прямо во время него, оставшиеся во главе с Болотниковым после победы правительственных войск отошли за Оку. Царским войскам удалось загнать лидеров восставших с остатками войск в Тулу, чей кремль был осаждён. К осени 1607 года город сдался, по итогам переговоров царю выдали лидеров восстания — Ивана Болотникова и самозваного сына Фёдора Годунова «царевича Петрушку». Оба были казнены.
В 1608 году 55-летний Василий IV, понимая важность продолжения рода, женился на княжне Екатерине Петровне Буйносовой-Ростовской, ставшей царицей Марией Петровной. У царственной пары родились две дочери, умершие в младенчестве. Отсутствие наследника едва ли добавляло Шуйскому авторитета среда бояр и поданных.
Новый самозванец не заставил себя долго ждать. В Стародубе объявился Лжедмитрий II. Его поддерживали донские казаки и польско-литовское войско. Брат царя проиграл битву с очередным самозванцем, войско Лжедмитрия II беспрепятственно подошло к Москве и встало лагерем в селе Тушино. К повстанцам позже присоединились отпущенные царём отец и дочь Мнишек.
Основную надежду на спасение осаждённый Шуйский возлагал на войско шведов, чьё правительство согласилось помочь взамен на земли и деньги. Внутри самой столицы против Василия IV возникали небольшие бунты, которые царь жёстко подавлял. Государь уже не правил, но лишь пытался удержать власть.
В августе 1609 года польский король Сигизмунд III выступил в поход на Смоленск. Поляки, находившиеся в тушинском лагере, покидали самозванца и присоединялись к монарху. Войско самозванца разваливалось, Лжедмитрий II бежал в Калугу; туда же отправилась и Марина Мнишек.
В марте 1610 года Михаил Скопин-Шуйский и Якоб Делагарди сняли осаду с Москвы.
Свержение и смерть: русский царь в польском плену
24 июня 1610 года в Клушинской битве русские и союзные шведские войска под командованием Дмитрий Ивановича Шуйского капитулировали, не выдержав удара гетмана Станислава Жолкевского. После поражения в Москве быстро созрел боярский заговор против царя. Активизировался и тушинский самозванец, выступивший из Калуги на Москву с юга, в то время как польский король шёл на столицу с запада.
В июле 1610 года Василий Шуйский был низложен Боярской думой и недовольными москвичами. Бывший царь переехал из Кремля на свой старый княжеский двор, но позже был схвачен и насильно пострижен в монахи. Начался период правления Семибоярщины, члены которой присягнули польскому королевичу Владиславу, защитив таким образом московский трон от претензий Лжедмитрия II.
Кремль заняли поляки, решившие участь последнего Рюриковича на троне. Василий Иванович с братьями были взяты в плен и по просьбе бояр отправлены сначала под Смоленск, где как трофеи были представлены Сигизмунду III, а затем в Литву.
Свои дни бывший царь закончил в замке под Варшавой в сентябре 1612 года, не дожив до освобождения войсками Минина и Пожарского. В польском плену завершилась семисотлетняя история Рюриковичей на русском троне.