последний день последнего царя

Последняя ночь последнего царя

ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ЦАРЯ[1]

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ РОМАНОВ (Ники) – последний русский царь. Родился в 1868 году. В 1894-м взошел на престол. В 1917 году после Февральской революции отрекся от престола, вместе с семьей был арестован и отправлен в Тобольск. После Октябрьского переворота и прихода большевиков к власти перевезен с семьей на Урал в город Екатеринбург, где в 1918 году расстрелян вместе с женой, сыном и четырьмя дочерьми.

БОТКИН ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ – доктор Добровольно разделил ссылку и заточение с царской семьей, вместе с ней расстрелян.

ЛУКОЯНОВ ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ – председатель Уральской ЧК. Родился в 1894 году. Недоучившийся студент Московского университета, профессиональный революционер, большевик (партийная кличка «товарищ Маратов»). В 1918 году, вскоре после расстрела царской семьи, в связи с тяжелым нервным заболеванием оставил навсегда работу в ЧК.

ЮРОВСКИЙ ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ – комендант Ипатьевского дома. Родился в 1878 году. Из бедной многодетной еврейской семьи, профессиональный революционер, большевик. В 1912 году арестован царской полицией и выслан в Екатеринбург, где работал фотографом. После Октябрьского переворота – один из руководителей ЧК в Екатеринбурге. В июле 1918 года назначен комендантом «Ипатьевского дома» (так по имени прежнего владельца – инженера Ипатьева называли дом, где содержалась под арестом и была расстреляна царская семья). В 1920 году Юровский написал секретный отчет о расстреле Романовых. Умер в 1938 году в Кремлевской больнице.

Жаркий июль 1938 года. Кремлевская больница, ночь, палата. В большой пустой палате на кровати спит больной – Яков Юровский.

Дверь открывается – и в темноте возникает силуэт вошедшего мужчины. Он проходит в глубь палаты и некоторое время сидит один в темноте. Будто почувствовав его присутствие, просыпается Юровский. Приподнимается на постели – всматривается в темноту. Никого не увидев, вновь откидывается на постели и вслух, как в ночном бреду, лихорадочно повторяет:

Смешок мужчины. И его голос из темноты:

– Не следует так кричать. Уже поздно – и сестра спит.

ЮРОВСКИЙ. Как спит, как она может спать? Мне нужен укол.

МУЖЧИНА. Вам непременно сделают укол. Но позже. Под утро.

МУЖЧИНА. Готовитесь к смерти? Последнее письмо детям сочиняете?

ЮРОВСКИЙ. Мне больно. Кто вы?

МУЖЧИНА. Но вообще-то у вас обычная язва. Вы здоровы как бык.

МУЖЧИНА. Действительно, вы очень скоро умрете, хотя здоровы как бык.

ЮРОВСКИЙ. Кто вы? (Молчание.) Вы врач?

МУЖЧИНА. Мы считали себя врачами. Мы ведь пришли вылечить эту планету.

ЮРОВСКИЙ. Откройте свет!

МУЖЧИНА. Мы не любили свет при допросах. Темнота способствует страху, а страх – нужной беседе. (Зажигает тусклый ночник.)

ЮРОВСКИЙ. Какие допросы? Почему допросы?

МУЖЧИНА. Не будешь. Лихорадочно думаешь: «Почему нет сестры? Значит, удалили? Значит, действительно за мной пришли? Пинок под зад?»

МУЖЧИНА. Надеюсь, ты не забыл наше образное выражение, товарищ. Когда мы ставили человека к стенке и спускали курок – надо было успеть дать ему легонечко под зад, чтобы не забрызгал кровью гимнастерку. Сколько твоих знакомцев, вчерашних вождей партии, уже получили свой пинок под зад. Всю ночь по Москве езды машины. Вчера арестовали Сашу Белобородова. Белобородов – твой друг, вождь Красного Урала, хозяин царской семьи. Из этой же Кремлевской больницы прямо из постели в кальсонах взяли. (Засмеялся.) Да, в нашей Кремлевской больнице после каждой ночи все просторнее становится. В пустых палатах лежите, кремлевские владыки. Идет большая чистка партии. идет охота на всех, кто сделал нашу революцию. нашу горькую революцию. И ты, конечно, тоже ждешь? Особенно после того, как дочь взяли.

МУЖЧИНА. Как ты пишешь в своем письме? «Моя дочь Римма может вспомнить отдельные эпизоды революции. царскую тюрьму».

Только упомянуть испугался – где может вспомнить твоя дочь Римма царскую тюрьму? В тюрьме советской. Перед которой твоя царская тюрьма – просто санаторий. Римма – вождь комсомола, любимица молодежи, красавица. Помнишь, как она звонила тебе в тот день?

ЮРОВСКИЙ. В какой день?

МУЖЧИНА. Как она волновалось тогда: а вдруг отменят убийство девочек – ее ровесниц? Или больного мальчика.

МУЖЧИНА. А в лагере с ней «поозорничают». Кстати, это твое слово. Ты как-то, смеясь, рассказал про свою выдумку: в 1918 году в тюрьме, куда ты свез дочерей городской буржуазии.

ЮРОВСКИЙ. Больно. Укол! Укол, товарищ!

МУЖЧИНА. Правильно, наконец-то сообразил, что я – товарищ. Кстати, тоже больной товарищ. В июле всегда в больницу попадаю. Нервы шалят в июле. Ты, конечно, понял – отчего в июле?

МУЖЧИНА. Да, я тоже был там. Видишь, как узнать помогаю.

ЮРОВСКИЙ. Много там было.

МУЖЧИНА. Но мало осталось. На дворе 1938 год, и вряд ли кто из нас увидит 39-й год. Обо всех позаботится великий, мудрый товарищ Сталин.

ЮРОВСКИЙ. Ты провокатор!

МУЖЧИНА. Ты помнишь, приземистый дом каменным боком спускается вниз по косогору. И здесь окна полуподвальные с трудом выглядывают из-под земли. И одно окно посредине с решеткой – окно той комнаты. Через пару лет после их расстрела. тоже в июле. я опять туда приехал. В дом. В июле мука у меня начинается, и я туда еду. Был душный вечер. Подошел к дому. там тогда музей Революции устроили. В доме, где одиннадцать человек убили. Ох, какая это мудрость устроить в доме крови музей Революции – горькой нашей Революции. Был вечер. Музей уже, конечно, был закрыт. Я через забор перемахнул и пошел по саду. Блестела стеклами терраса. Помнишь?

ЮРОВСКИЙ. Там пулемет стоял.

МУЖЧИНА. Да, да. Сады благоухали, как тогда. «Аромат садов» – так он записал в своем дневнике. Из сада я и вошел. в ту комнату. Ты помнишь ту комнату»?

Юровский (усмехнулся). Я все помню, товарищ Маратов.

МУЖЧИНА. Ну вот – узнал.

ЮРОВСКИЙ. Я тебя сразу узнал.

МАРАТОВ. Окно в доме разбил – и через маленькую прихожую вошел. Она была чистая и совсем пустая, как тогда – двадцать лет назад, когда мы с тобой в ней стояли. Только теперь там было два стула – посредине.

ЮРОВСКИЙ. Это уже после твоего ухода. Я для мальчика и для нее поставил.

МАРАТОВ. И только россыпи пулевых отверстий на стенах. На всех стенах.

ЮРОВСКИЙ. Метались. по комнате.

МАРАТОВ. И в коричневом полу выбоины.

ЮРОВСКИЙ. Докалывали их.

МАРАТОВ. И у самого пола на обоях разводы и пятна.

ЮРОВСКИЙ. От замытой крови.

МАРАТОВ. А все остальное как тогда – двадцать лет назад. Как тогда там была такая тишина и странный покой. Правда, тогда эту тишину подчеркивал стук его шагов. Он все ходил там наверху в комнатах.

ЮРОВСКИЙ. Точно, у него была привычка мерить комнату гвардейским шагом. Часами ходил и о чем-то думал.

МАРАТОВ. Вот в той комнате я их и увидел. Первый раз.

МАРАТОВ. Старую парочку. Пришли и сели на эти стулья. Нет, нет, я, конечно, понимал, что это все кажется, но сидят, сидят.

ЮРОВСКИЙ. Ты действительно сумасшедший.

МАРАТОВ. Ты помнишь его: от вынужденной неподвижности он чуть располнел. Обычного среднего роста.

ЮРОВСКИЙ. Точно. Но когда мы его раздели у шахты. Я поразился его мускулам. мощный торс, а в одежде уж совсем не казался атлетом.

Источник

Последний день последнего царя

Последняя ночь последнего царя

Документы и письма цитируемые в пьесе — подлинные.

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ РОМАНОВ (Ники, звали его в Семье) — последний русский царь.

После Февральской революции отрекся от престола и был сослан с семьей в Тобольск. После прихода к власти большевиков перевезен на Урал в Екатеринбург, где вместе с семьей продолжал содержаться под арестом.

БОТКИН ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ — доктор. Добровольно разделил ссылку и заточение с царской семьей

ЛУКОЯНОВ ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ — недоучившийся студент Московского университета, профессиональный революционер, большевик (партийная кличка «товарищ Маратов»). В 1918 году — в 24 года стал председателем всей Уральской ЧК.

ЮРОВСКИЙ ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ профессиональный революционер, большевик, чекист. В 1918 году комендант Ипатьевского дома. (Так по имени прежнего владельца — инженера Ипатьева называли дом, где содержалась под арестом царская семья.) В 1920 году Юровский написал секретную «Записку о расстреле в Ипатьевском доме Царской семь».

1 августа 1938 года выдалось в Москве очень жарким. И только ночь принесла в расплавленный город хоть какую-то прохладу. В ту ночь в Кремлевской больнице в большой, но странно пустой палате на кровати спал единственный больной Яков Михайлович Юровский, когда приоткрылась дверь, и в темноте возник силуэт мужчины.

Он проскользнул вглубь палаты и некоторое время неподвижно сидел в темноте.

Будто почувствовав его присутствие, просыпается Юровский, приподнимается на постели — испуганно всматривается в темноту. Но никого не увидев, успокаивается, укладывается на постели. Потом вслух, будто в ночном бреду, лихорадочно начинает говорить, почти кричать:

ЮРОВСКИЙ. «Дорогие мои дети! Мне минуло шестьдесят! Так сложилось, что я вам почти ничего не рассказывал о себе, о моем детстве, о молодости». (Кричит.) Мне больно! Сестра! Сестра! «Дорогие мои! Наша семья страдала меньше от постоянного голода, чем от религиозного фанатизма отца. И мой первый протест был против религиозных, сионистских традиций. (Кричит.) Я возненавидел Бога и отцовские молитвы, как свою нищету и своих хозяев. Ваша сестра Римма сможет вспомнить отдельные эпизоды революции, царскую тюрьму». (Кричит.) Мне больно! Сестра!

Смешок мужчины из темноты.

МУЖЧИНА. Не следует так кричать. Уже поздно — и сестра спит.

ЮРОВСКИЙ. Как спит? Как она может спать? Мне нужен укол!

МУЖЧИНА. Тебе непременно сделают укол. Под утро.

МУЖЧИНА. Готовишься к смерти? Последнее письмо — детям …

ЮРОВСКИЙ. Мне больно. Кто ты?

МУЖЧИНА. Но вообще-то у тебя обычная язва… Ты здоров как бык.

МУЖЧИНА. Это правда, на рассвете ты обязательно умрешь, хотя здоров как бык.

ЮРОВСКИЙ. Откройте свет!

МУЖЧИНА. Мы не любили свет при допросах. Темнота помогает страху, а страх как ты помнишь — нужной беседе.

(Зажигает тусклый ночник)

ЮРОВСКИЙ. Какие допросы? Почему допросы?

ЮРОВСКИЙ. Я буду кричать.

МУЖЧИНА. Не будешь. Лихорадочно думаешь: «Почему нет сестры? Значит, удалили? Значит, действительно за мной пришли? Пинок под зад?»

МУЖЧИНА. Надеюсь, не забыл свое образное выражение. Когда в тесном подвале ставили человека к стенке и спускали курок — надо было одновременно дать ему легонечко коленкой под зад, чтоб не забрызгал кровью гимнастерку. Много твоих знакомцев, вчерашних вождей, уже получили свой пинок под зад. Всю ночь по Москве — машины, машины. Расстреляли Сашку Белобородова. Белобородов — твой друг, вождь Красного Урала, хозяин царской семьи. Отсюда из постели в кальсонах увезли! (Смеется.) Да, в нашей Кремлевке после каждой ночи все просторнее и просторнее. В пустых палатах возлежим. Идет большая охота на всех, кто сделал нашу горькую революцию. И ты, конечно, ждешь! Особенно после того, как дочку взяли.

МУЖЧИНА. «Ваша сестра Римма может вспомнить революцию. Царскую тюрьму».

МУЖЧИНА.Только упомянуть испугался — где будет вспоминать дочь Римма царскую тюрьму? В нашей тюрьме. Перед которой та царская — санаторий. Римма — вождь комсомола, раскрасавица. Помнишь, как она звонила тебе в тот день?

ЮРОВСКИЙ. В какой день?

МУЖЧИНА. Как волновалась, а вдруг отменят убийство девушек — ее ровесниц? Или больного мальчика.

МУЖЧИНА. А в лагере с ней «поозорничают». Кстати, тоже твое словечко. Ты как-то, рассказал в тюрьме, куда свезли дочерей городской буржуазии. Ох, как озорничали с ними уголовники…

ЮРОВСКИЙ. Больно. Укол! Укол, товарищ!

МУЖЧИНА. Наконец-то! Сообразил, я — товарищ. Кстати, тоже больной товарищ. В июле всегда в больницу попадаю. Нервы шалят в июле. Ты, конечно, понял — отчего в июле?

МУЖЧИНА. Тоже был там. Видишь, как узнать помогаю.

ЮРОВСКИЙ. Много там было.

МУЖЧИНА. Да мало осталось. На дворе38 —ой, и вряд ли кто из нас увидит 39-й. Обо всех позаботится «великий и мудрый Усатый»

ЮРОВСКИЙ. Ты провокатор!

МУЖЧИНА. Ты помнишь, приземистый дом каменным боком спускается вниз по косогору. Окна подвальные с трудом выглядывают из-под земли. И одно окно — с решеткой. Это — окно той комнаты. Через два года после расстрела, в июле 20 —ого я опять туда приехал. В дом! В июле мука у меня начинается. Был душный вечер. Подошел к дому. Там тогда музей Революции вы устроили. В доме, где одиннадцать человек убили. Ох, какая это мудрость устроить в доме царской крови музе— горькой нашей Революции. Был вечер. Музей, конечно, закрыт… Я через забор перемахнул и пошел по саду… Блестела стеклами терраса…Террасу-то помнишь?

ЮРОВСКИЙ. Там пулемет стоял.

МУЖЧИНА. Браво! Сады благоухали, как в ту ночь. «Аромат садов» — так он записал в дневнике. Я окошечко в доме разбил — и через маленькую прихожую прошел в ту комнату. Ты помнишь ту комнату?

ЮРОВСКИЙ (усмехнулся). Я все помню, товарищ Маратов.

МУЖЧИНА. Ну вот — узнал.

ЮРОВСКИЙ. Я тебя сразу узнал. Да ты это понял.

МАРАТОВ. Она была совсем пустая, как тогда — двадцать лет назад, когда ты меня туда привел — впервые. Только теперь в пустой комнате стояли два стула — посредине.

ЮРОВСКИЙ. Да, после твоего отъезда, твоего бегства для паренька и для нее два стула поставил.

МАРАТОВ. И на всех стенах россыпи пулевых отверстий

ЮРОВСКИЙ. Метались они по комнате.

МАРАТОВ. И в коричневом полу выбоины…

МАРАТОВ. И у самого пола на обоях пятна, пятна…

ЮРОВСКИЙ. От замытой царской крови. Лужи были крови.

МАРАТОВ. А все остальное было, как тогда…Когда ты меня туда привел перед… Как тогда там была тишина и странный покой. Правда, тогда эту тишину подчеркивал стук его шагов на втором этаже. Он все ходил там наверху в их комнатах.

ЮРОВСКИЙ. Точно, была у него привычка мерить комнату гвардейским шагом. Часами ходит, ходит и о чем-то думает. МАРАТОВ. Вот в той подвальной комнате в июле 20 года я и увидел их в первый раз.

МАРАТОВ. Старую парочку. Пришли и сели на эти стулья. Нет-нет, я, конечно, понимал, что это все кажется, но сидят, сидят… В комнате, где вы их расстреляли. (Шепчет) И сейчас сидят у самой стены.

ЮРОВСКИЙ. Укол! Укол! Больно! Сестра!

МАРАТОВ. Совет: не зови сестру! Я ведь не сказал главное: когда сестра придет — укол будет последним.

МАРАТОВ. Ты не удивляйся. Французский революционер, казненный собственной революцией, прокричал ее закон «Революция, как бог Сатурн непременно пожирает собственных детей! Ты — темный, полуграмотный, ты этого не знал. Но мы, образованные, знали. И почему-то верили, что нам закон не писан. И только сейчас поняли — те, кого расстреляли тогда в июле в той подвальной комнате, обозначили начало. Начало Эры Крови… И вся наша История далее — Россия, кровью умытая. (Смешок)

И сегодня в этой эре твою дату проставят…

МАРАТОВ. Молодец, не сомневаешься. Умрешь на рассвете. С великой милостью к тебе. Ты ведь персонаж исторический: цареубийца. Слишком мало вас осталось, исторических персонажей, нашей горькой Революции. Потому не станешь врагом народа. В некрологе напишут: друг народа, цареубийца умер от сердечного приступа.

Как обычно в шесть утра придет сестра, и получишь последний укол. Вместо пинка под зад — укол в зад. Конец героя.

Источник

Последний день последнего царя

Последняя ночь последнего царя

Документы и письма цитируемые в пьесе – подлинные.

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ РОМАНОВ (Ники, звали его в Семье) – последний русский царь.

После Февральской революции отрекся от престола и был сослан с семьей в Тобольск. После прихода к власти большевиков перевезен на Урал в Екатеринбург, где вместе с семьей продолжал содержаться под арестом.

БОТКИН ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ – доктор. Добровольно разделил ссылку и заточение с царской семьей

ЛУКОЯНОВ ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ – недоучившийся студент Московского университета, профессиональный революционер, большевик (партийная кличка «товарищ Маратов»). В 1918 году – в 24 года стал председателем всей Уральской ЧК.

ЮРОВСКИЙ ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ профессиональный революционер, большевик, чекист. В 1918 году комендант Ипатьевского дома. (Так по имени прежнего владельца – инженера Ипатьева называли дом, где содержалась под арестом царская семья.) В 1920 году Юровский написал секретную «Записку о расстреле в Ипатьевском доме Царской семь».

1 августа 1938 года выдалось в Москве очень жарким. И только ночь принесла в расплавленный город хоть какую-то прохладу. В ту ночь в Кремлевской больнице в большой, но странно пустой палате на кровати спал единственный больной Яков Михайлович Юровский, когда приоткрылась дверь, и в темноте возник силуэт мужчины.

Он проскользнул вглубь палаты и некоторое время неподвижно сидел в темноте.

Будто почувствовав его присутствие, просыпается Юровский, приподнимается на постели – испуганно всматривается в темноту. Но никого не увидев, успокаивается, укладывается на постели. Потом вслух, будто в ночном бреду, лихорадочно начинает говорить, почти кричать:

ЮРОВСКИЙ. «Дорогие мои дети! Мне минуло шестьдесят! Так сложилось, что я вам почти ничего не рассказывал о себе, о моем детстве, о молодости». (Кричит.) Мне больно! Сестра! Сестра! «Дорогие мои! Наша семья страдала меньше от постоянного голода, чем от религиозного фанатизма отца. И мой первый протест был против религиозных, сионистских традиций. (Кричит.) Я возненавидел Бога и отцовские молитвы, как свою нищету и своих хозяев. Ваша сестра Римма сможет вспомнить отдельные эпизоды революции, царскую тюрьму». (Кричит.) Мне больно! Сестра!

Смешок мужчины из темноты.

МУЖЧИНА. Не следует так кричать. Уже поздно – и сестра спит.

ЮРОВСКИЙ. Как спит? Как она может спать? Мне нужен укол!

МУЖЧИНА. Тебе непременно сделают укол. Под утро.

МУЖЧИНА. Готовишься к смерти? Последнее письмо – детям …

ЮРОВСКИЙ. Мне больно. Кто ты?

МУЖЧИНА. Но вообще-то у тебя обычная язва… Ты здоров как бык.

МУЖЧИНА. Это правда, на рассвете ты обязательно умрешь, хотя здоров как бык.

ЮРОВСКИЙ. Откройте свет!

МУЖЧИНА. Мы не любили свет при допросах. Темнота помогает страху, а страх как ты помнишь – нужной беседе.

(Зажигает тусклый ночник)

ЮРОВСКИЙ. Какие допросы? Почему допросы?

ЮРОВСКИЙ. Я буду кричать.

МУЖЧИНА. Не будешь. Лихорадочно думаешь: «Почему нет сестры? Значит, удалили? Значит, действительно за мной пришли? Пинок под зад?»

МУЖЧИНА. Надеюсь, не забыл свое образное выражение. Когда в тесном подвале ставили человека к стенке и спускали курок – надо было одновременно дать ему легонечко коленкой под зад, чтоб не забрызгал кровью гимнастерку. Много твоих знакомцев, вчерашних вождей, уже получили свой пинок под зад. Всю ночь по Москве – машины, машины. Расстреляли Сашку Белобородова. Белобородов – твой друг, вождь Красного Урала, хозяин царской семьи. Отсюда из постели в кальсонах увезли! (Смеется.) Да, в нашей Кремлевке после каждой ночи все просторнее и просторнее. В пустых палатах возлежим. Идет большая охота на всех, кто сделал нашу горькую революцию. И ты, конечно, ждешь! Особенно после того, как дочку взяли.

МУЖЧИНА. «Ваша сестра Римма может вспомнить революцию. Царскую тюрьму».

МУЖЧИНА.Только упомянуть испугался – где будет вспоминать дочь Римма царскую тюрьму? В нашей тюрьме. Перед которой та царская – санаторий. Римма – вождь комсомола, раскрасавица. Помнишь, как она звонила тебе в тот день?

ЮРОВСКИЙ. В какой день?

МУЖЧИНА. Как волновалась, а вдруг отменят убийство девушек – ее ровесниц? Или больного мальчика.

МУЖЧИНА. А в лагере с ней «поозорничают». Кстати, тоже твое словечко. Ты как-то, рассказал в тюрьме, куда свезли дочерей городской буржуазии. Ох, как озорничали с ними уголовники…

ЮРОВСКИЙ. Больно. Укол! Укол, товарищ!

МУЖЧИНА. Наконец-то! Сообразил, я – товарищ. Кстати, тоже больной товарищ. В июле всегда в больницу попадаю. Нервы шалят в июле. Ты, конечно, понял – отчего в июле?

МУЖЧИНА. Тоже был там. Видишь, как узнать помогаю.

ЮРОВСКИЙ. Много там было.

МУЖЧИНА. Да мало осталось. На дворе38 —ой, и вряд ли кто из нас увидит 39-й. Обо всех позаботится «великий и мудрый Усатый»

ЮРОВСКИЙ. Ты провокатор!

МУЖЧИНА. Ты помнишь, приземистый дом каменным боком спускается вниз по косогору. Окна подвальные с трудом выглядывают из-под земли. И одно окно – с решеткой. Это – окно той комнаты. Через два года после расстрела, в июле 20 —ого я опять туда приехал. В дом! В июле мука у меня начинается. Был душный вечер. Подошел к дому. Там тогда музей Революции вы устроили. В доме, где одиннадцать человек убили. Ох, какая это мудрость устроить в доме царской крови музе— горькой нашей Революции. Был вечер. Музей, конечно, закрыт… Я через забор перемахнул и пошел по саду… Блестела стеклами терраса…Террасу-то помнишь?

ЮРОВСКИЙ. Там пулемет стоял.

МУЖЧИНА. Браво! Сады благоухали, как в ту ночь. «Аромат садов» – так он записал в дневнике. Я окошечко в доме разбил – и через маленькую прихожую прошел в ту комнату. Ты помнишь ту комнату?

ЮРОВСКИЙ (усмехнулся). Я все помню, товарищ Маратов.

МУЖЧИНА. Ну вот – узнал.

ЮРОВСКИЙ. Я тебя сразу узнал. Да ты это понял.

МАРАТОВ. Она была совсем пустая, как тогда – двадцать лет назад, когда ты меня туда привел – впервые. Только теперь в пустой комнате стояли два стула – посредине.

ЮРОВСКИЙ. Да, после твоего отъезда, твоего бегства для паренька и для нее два стула поставил.

МАРАТОВ. И на всех стенах россыпи пулевых отверстий

ЮРОВСКИЙ. Метались они по комнате.

МАРАТОВ. И в коричневом полу выбоины…

МАРАТОВ. И у самого пола на обоях пятна, пятна…

ЮРОВСКИЙ. От замытой царской крови. Лужи были крови.

МАРАТОВ. А все остальное было, как тогда…Когда ты меня туда привел перед… Как тогда там была тишина и странный покой. Правда, тогда эту тишину подчеркивал стук его шагов на втором этаже. Он все ходил там наверху в их комнатах.

ЮРОВСКИЙ. Точно, была у него привычка мерить комнату гвардейским шагом. Часами ходит, ходит и о чем-то думает. МАРАТОВ. Вот в той подвальной комнате в июле 20 года я и увидел их в первый раз.

Источник

Последний день последнего царя

последний день последнего царя. Смотреть фото последний день последнего царя. Смотреть картинку последний день последнего царя. Картинка про последний день последнего царя. Фото последний день последнего царя

Авторы-составители: Тарас и Зинаида Степанчуки.

Художник: Валерий Логинов.

У памяти — свой отсчет времени…

Наша история богата парадоксами, и от великого до трагического случается в ней один шаг. Для последнего российского царя и его семьи этот «последний шаг» оказался продолжительностью в 5 лет, 4 месяца, 13 дней: 21 февраля 1913 года торжественно, с приглашением высоких зарубежных и царственных особ, праздновалось трехсотлетие правления в России династии Романовых, а в ночь на 17 (4) июля 1918 года на Вознесенском проспекте Екатеринбурга (впоследствии Свердловска), в полуподвальной комнате дома Ипатьева вся царская семья была расстреляна.

Предлагаемая читателям книга состоит из двух исторических произведений. Первое — «Дом Романовых. К 300-летнему юбилею царствования (1613–1913 гг.)» — одна из публикаций, осуществленных под общим руководством Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых. Ее автор — Г. Г. Попов. Эта публикация дополнена материалами других юбилейных изданий, осуществленных в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе и других городах Российской империи.

Вторая публикация — очерк председателя Уралсовета П. М. Быкова «Последние дни последнего царя», вышедший в сборнике «Рабочая революция на Урале» к четвертой годовщине Великого Октября. Дополняет этот очерк «Записка» Я. М. Юровского, руководившего расстрелом царской семьи. Эта записка имеется в «Деле о семье бывшего царя Николая второго». До последнего времени дело находилось на специальном хранении в Центральном государственном архиве Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР.

Ведущее место во второй части повествования занимают отрывки из книг, дневников, писем Николая II, императрицы Александры Федоровны, Великого Князя Александра Михайловича, племянника царя Т. Н. Куликовского-Романова, Александра Керенского и Льва Троцкого, коменданта Кремля Д. Малькова и Бориса Николаевича Ельцина.

последний день последнего царя. Смотреть фото последний день последнего царя. Смотреть картинку последний день последнего царя. Картинка про последний день последнего царя. Фото последний день последнего царя

Общий очерк русской истории

до избрания на царство

Михаила Феодоровича Романова

Эта книжка, выпускаемая в виду предстоящего великого события — 300-летия царствования Дома Романовых, имеет цели: напомнить важнейшие моменты царствования каждого из монархов этого Дома, проследить, как постепенно росла и крепла Россия за этот период ее истории, и, наконец, показать, насколько Россия и Романовы связаны между собой во единое нераздельное целое.

Любовь к отечественному прошлому и память об исторических событиях народной жизни составляют нравственный долг образованных народов, к которым принадлежит и народ русский.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро.

Этими словами, влагаемыми нашим великим Пушкиным в уста летописца Пимена, и определяется содержание настоящего исторического очерка. Цель его — показать, как возрастало и укреплялось наше отечество и какой ход державные вожди русской земли давали государственному кораблю, на флаге которого написано имя России.

Громадное земельное пространство, занимаемое ныне нашим государством, издавна было населено племенами разных народов. В числе этих племен были и предки наши — славяне. Это был рослый, здоровый, сильный, выносливый и храбрый народ. Один древний арабский писатель говорил, что «славяне столь могущественный и страшный народ, что если бы они не были разделены на множество поколений и родов, то никто в мире не мог бы им противостоять». Как жили наши предки в древности, доподлинно неизвестно. Но к тому времени, с которого, обыкновенно, принято считать начало русской истории, у них было уже много городов, была развита значительная торговля, были лесные промыслы: охота, звероловство, добывание меду, воску, смолы, вырубка строевого леса и пр., были занятия земледелием и скотоводством. Жили наши предки просто, племенным бытом, т. е. союзами родов (родственников). В главе каждого племени стоял родоначальник. Он предводительствовал на войне, а в мирное время судил народ и приносил жертвы богам (славяне были язычниками). Для решения общих дел созывалось «вече», т. е. общий совет. Все славяне были свободны и равноправны, как члены одной семьи. Но уже и тогда люди делились на горожан и сельчан, а те и другие — на богатых и бедных. У славян были рабы. Сначала рабы были плодом военной удачи, так как, по обычаям того времени всех народов, пленный враг становился рабом победителя. Потом рабами стали делаться и те люди, которые продавали себя в кабалу другим. Горожане были сильнее сельчан своею численностью и вели торговлю теми товарами, которые добывали сельчане. Горожанам было выгодно, чтобы большее число сельчан доставляло им плоды трудов своих, которыми торговали города. Поэтому города старались привлечь к себе побольше сельчан. Достигалось это двумя способами: или «приохочиванием», когда сельчане доброй волей вступали в торг с городами, или «примучиванием», когда зависимость от городов устанавливалась силой. Такая форма отношений между горожанами и сельчанами привела к образованию «городских волостей». Появились волости: Новогородская, Смоленская, Киевская и пр. Под этими названиями понимались те земельные области или районы, на которые город простирал свою власть (волость). «Приохочивая» и «примучивая» сельских жителей к своим волостям, города не считались с их племенным происхождением. Городам было важно получать товары для торговли, а будут ли их доставлять славяне, мордва, фины, черемисы или др. — им было все равно. Поэтому жители одной городской волости довольно быстро сливались в одно общее население и перенимали друг у друга нравы, обычаи и верования, тем более, что в них по самим условиям соседской жизни не могло быть особо резких различий. С течением времени племенные названия жителей городских волостей стали забываться и сами жители стали называть себя новогородцами, смолянами, киевлянами и пр. — по именам тех волостей, в которых проживали.

В таком примерно положении находились дела наших предков к тому времени, с которого наши летописцы начинают русскую историю.

Славяне Новогородской волости, как повествует наш летописец, находились под властью варягов и платили им дань. Чужеземное господство вывело их из терпения, и они прогнали варягов за море. Но как только жители Новогородской волости стали владеть сами собой, у них «не стало правды» и начались междоусобицы и раздоры. Тогда собрались они на совет и решили: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по правде». Избранные ими послы направились за море к варяжескому племени Русь и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет— приходите княжить и владеть нами». Три князя русские — Рюрик и два его брата — пошли на призыв с своими родами и увлекли все племя Русь. Рюрик стал княжить в Новгороде, а два его брата в меньших городах Новогородской волости. «От тех то варягов, — говорит летописец, — и прозвалась земля Русскою».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *