последние слова персонажей марвел
Как уходят герои: смерти и отставки супергероев
2 марта 207 года в прокат выходит «Логан», третий сольный фильм о похождениях Росомахи и последняя часть франшизы с участием Хью Джекмана. Готовясь к просмотру, мы решили вспомнить все случаи, когда супергерои из комиксов умирали, уходили на пенсию или ставили любую другую точку в своей супергеройской карьере.
Пользуясь смертью как сюжетным приёмом, главное — не переборщить. Если убивать персонажей слишком часто, они рано или поздно (скорее рано) закончатся. Если при этом регулярно добавлять новых, зритель устанет от постоянной смены героев, а новички не успеют вызвать у него хоть какие-то чувства. А уж если отправившиеся на тот свет начнут массово воскресать.
Более того, сейчас одни и те же герои одновременно существуют в нескольких воплощениях. Помимо комиксов, персонаж может появляться в играх, сериалах и кино, и не всегда эти появления взаимосвязаны. Так что, когда герой погибает на экране, на страницах комиксов он жив и здоров.
Супергеройские смерти — часть издательского бизнеса. Поток смертей и воскрешений никогда не остановится — издатели продолжат играть на фанатской любви. Но никто в здравом уме не откажется от героя раз и навсегда: зачем хоронить персонажей, которые приносят стабильный доход? Верно и обратное: зачем убивать героев, которые никому не интересны?
Но иногда и протагонисты умирают насовсем. Обычно это происходит с незначительными героями, которые либо утратили популярность, либо так и не обзавелись большой фан-базой, как например, Голиаф, Эрик О’Грейди (третий Человек-муравей) или капитан Марвел. В других случаях речь идёт об историях, у которых есть чётко выраженный финал: в «Хранителях» Алана Мура Комедиант и Роршах погибают, потому что их история закончена, они сыграли свою роль, и Муру не нужно гадать, кем заменить Роршаха в следующем выпуске и что делать, если новый персонаж не приглянется читателям.
Но даже если герой вроде бы окончательно умирает, никогда нельзя быть уверенным, что он уже не вернётся в мир живых. Меняются сценаристы, редакторы, издатели, и даже если один сценарист свято верил, что убивает героя с концами, пришедший ему на смену преемник может не разделять подобных убеждений. В 1980 году Крис Клэрмонт считал, что ставит точку в истории Джин Грей, когда заканчивал серию «Сага о Тёмном фениксе». Однако шесть лет спустя Marvel запустили новую серию X-Factor, главными героями которой были мутанты из оригинального состава Людей Икс. Сценарист Курт Бьюсик предложил воскресить по этому случаю Джин Грей, что и было сделано, несмотря на все возражения Клэрмонта.
Самый яркий пример подобного подхода — вселенная Ultimates. Изначально она создавалась как более современный аналог основной вселенной Marvel. Биографии всех персонажей были адаптированы, чтобы читателям не приходилось тратить время на изучение их предыстории; многие герои изрядно помолодели, чтобы юной аудитории было проще ассоциировать себя с кумирами. Однако главное, чем запомнилась вселенная, — жестокое убийство большинства персонажей. Так, Ultimate-версия Осы была заживо съедена Пузырём, Росомаха погиб, когда Магнито вырвал весь адамантиум из его тела, а Стивену Стрэнджу буквально снёс голову Дормамму.
Супергеройские комиксы — это история, у которой есть начало, но нет конца. Большинство супергероев застыло в одном возрасте. Они всегда живут в сегодняшнем дне, но почти не стареют. Человеку-пауку было семнадцать, когда он впервые появился на страницах Amazing Fantasy №15, сейчас ему около тридцати. Франклин Ричардс родился в 1968 году, а сегодня выглядит лет на двенадцать.
Впрочем, во вселенной DC есть Общество справедливости Америки, куда входят ранние прообразы Флэша и Зелёного фонаря — Джей Гаррик и Алан Скотт. Комиксы об Обществе справедливости пользовались большим успехом в сороковые годы, но затем их популярность сошла на нет, и серию закрыли. А когда в 1960-е персонажи появились снова, их состарили, чтобы показать контраст между ними и новым поколением супергероев.
Герои редко уходят в отставку, а если и уходят, то остаются на пенсии ещё меньше, чем на том свете. Практически единственной, кому удалось завязать с ремеслом и найти новую работу, стала Джессика Джонс — в прошлом супергероиня Сокровище, а ныне частный детектив. В остальных случаях отставка — это временно. В финале третьего «Железного человека» Тони Старк избавился от всех комплектов брони, но уже ко вторым «Мстителям» успел понаделать новых.
В некоторых историях супергероев отправляют на пенсию скопом и под воздействием обстоятельств. В «Хранителях» Алана Мура, «Возвращении тёмного рыцаря» и в мультфильме «Суперсемейка» герои вынуждены завязать со своим делом после того, как правительство объявляет их вне закона. А в кроссовере «Дом М» Алая ведьма меняет реальность и лишает способностей большую часть мутантов вселенной Marvel. Схожим образом ушёл на покой и Магнито. Когда в финале «Последней схватки» (ура, это больше не канон!) ему ввели сыворотку, блокирующую мутации, он превратился в безобидного старика-шахматиста.
Даже если человек под маской решает взять отпуск, его супергеройское альтер-эго может остаться в строю. Когда Стив Роджерс погибал или уходил на пенсию, костюм Капитана Америки надевал Баки Барнс или Сэм Уилсон. Когда Брюс Уэйн ломал позвоночник или считался погибшим, обязанности Бэтмена брал на себя Дик Грейсон — в прошлом Робин и Найтвинг. После гибели Джонни Шторма его место в Фантастической четвёрке занял Человек-паук. Когда доктор Октавиус поменялся телами с Питером Паркером и избавился от врага, он решил сам стать Человеком-пауком. Костюм Человека-муравья в разное время надевали трое. А во вселенной комикса «Фантом» кольцо с черепом и костюм супергероя передаются из поколения в поколение с XVI века.
В мультсериале «Бэтмен будущего» состарившийся Брюс Уэйн находит себе замену в лице юного Терри Макгинниса. Другой пример — Хэнк Пим, который носил костюм Человека-муравья в 1960-е. Фильм «Человек-муравей» начинается с того, что доктор Пим уже стар и нуждается в замене. А в графическом романе Марка Миллара «Старик Логан», где все супергерои погибли в ходе атаки суперзлодеев, Логан решает больше никогда не обнажать когти, поскольку невольно сыграл роль в уничтожении Людей Икс. Правда, в финале Росомаха выходит из добровольного изгнания и отправляется бороться с уцелевшими злодеями.
Как и в случае со смертями, уход персонажа на пенсию заканчивается с очередным перезапуском. В финале «Возрождения легенды» Кристофера Нолана Бэтмен якобы погибает при взрыве бомбы — а потом сидит инкогнито в своём любимом кафе во Флоренции. А в бэт-пещеру спускается новый герой, которому суждено надеть на себя броню Тёмного рыцаря. Однако уже через несколько лет киновселенную перезапускают с другими актёром и режиссёром, и Бэтменом снова оказывается Брюс Уэйн.
Поговаривают, что в фильме «Логан», который вскоре выйдет на экраны, герой также может умереть. Нас ждёт конец истории Росомахи в исполнении Хью Джекмана, которой после восемнадцати лет, семи фильмов и двух камео всё-таки решил завязать со своей культовой ролью. Возможно, оно и к лучшему: в последнее время Росомаха мелькал в киновселенной «Людей Икс» так часто, что успел надоесть.
Однако даже если Хью Джекман действительно решил поставить точку в истории персонажа, значит ли это, что мы больше никогда не увидим Росомаху на экране? Вряд ли. В закат позволяют уйти только непопулярным персонажам, а Росомаха сегодня один из самых известных супергероев. Отказываться от такого героя — преступление, и на студии Fox это понимают. К тому же мы говорим о вселенной, уже отредактированной путешествиями во времени и пережившей почти безболезненную смену одних актёров другими (Макэвой и Фассбендер сегодня воспринимаются как профессор Ксавье и Магнито в той же степени, что и Стюарт с Маккелленом). Может, Росомахе пришла пора временно уйти на покой, переродиться и спустя какое-то время триумфально вернуться с новым лицом?
Да, возвращение Росомахи придётся как-то объяснять, но пусть об этом болит голова у сценаристов. А к «Логану» стоит относиться именно как к последнему фильму с участием Хью Джекмана, а не Логана. Пускай Росомаха отдохнёт, он заслужил. Но он обязательно вернётся. Слишком уж он популярен, чтобы от него отказываться.
Смерть Супермена растянулась на семь выпусков, большая часть которых была занята схваткой между Человеком из стали и Думсдеем. Каждый выпуск, каждая страница, каждая панель приближали героя к смерти. Сценаристы выбрали необычную манеру подачи сюжета: в каждом следующем выпуске было на одну панель на странице меньше. Финальный выпуск состоял из двадцати двух полностраничных иллюстраций. Сценаристы DC не планировали убивать Супермена навсегда, но какое-то время Кларку пришлось провести на том свете.
4. ПИТЕР ПАРКЕР ВСЕЛЕННОЙ ULTIMATES
Смерть Роршаха в финале «Хранителей» стала настоящим шоком. Чуть ли не впервые на страницах комиксов герой погиб не в финальной битве с врагом, а уже после, когда драка проиграна и уцелевшим надо жить в изменившемся мире. Шокировала и личность убийцы — доктор Манхэттен, один из хороших парней и предположительно союзник Роршаха. В отличие от него, Манхэттен согласился с аргументами Озимандии и решил не раскрывать его тайный замысел.
«Мстители: Финал»: 15 вопросов к создателям — и ответы на некоторые из них
Четвёртая часть «Мстителей» получилась эмоциональной и насыщенной событиями, но ее сюжет оставил у зрителей (и у нас в том числе) несколько вопросов. Часть из них до сих пор без ответа, кое-что объяснили братья Руссо, а кое-что можно понять и самим, если хорошенько подумать.