посланница история жанны д арк
Жанна Д’Арк: история девушки-воина
Жанна Д’Арк, национальная героиня Франции
Жанна Д’Арк — национальная героиня Франции, командующая французской армией в годы Столетней войны. Причислена католической Церковью к лику Святых. История ее жизни окутана тайной и многие факты биографии разнятся у исследователей.
Родилась Жанна Д’Арк 6 января 1412 года в городе Домреми во Франции. Историки не знают достоверно, насколько состоятельной была ее семья. Ряд исследователей считает, что Жанна происходила из обедневших дворян. Существует и другое мнение. Некоторые биографы причисляют родителей Жанны к состоятельным крестьянам. Кроме Жанны в семье было еще четверо детей: три брата и сестра, умершая в юном возрасте.
Жанна Д’Арк росла очень необычным ребенком. Ее посещали видения. По ее словам в тринадцать лет она слышала голоса Архангела Михаила, Екатерины Александрийской, Маргариты Антиохийской. Себя Жанна называла «Жанной-девственницей» и была уверена в своем высоком предназначении, уготованном ей Господом.
Столетняя война
В то время в стране шла Столетняя война. Народ, подвергающийся набегам и грабежам со стороны английской армии был совершенно измучен. Французская армия терпела поражения. Все ждали чуда. В преданиях о короле Артуре говорилось о предсказании мага Мерлина, связанным с Девой из Лотарингии, которая спасет Францию. Несомненно, Жанна Д’Арк была впечатлена и этим предсказанием и своими видениями, в которых Бог, по ее словам, повелевал ей отправиться в Орлеан во главе французский войск. Необходимо было снять осаду города, изгнать английских оккупантов с территории Франции, а также не допустить прихода к власти Генриха V, английского короля. Такая опасность существовала, так как в 1420 году Изабелла Баварская, супруга безумного короля Карла VI подписала об этом договор с англичанами, тем самым лишив сына Карла права на корону после смерти отца.
В январе 1429 года Жанна Д’Арк отправляется в Вокулер, где ей удалось убедить капитана города Робера де Бодрикура помочь ей встретиться с дофином Карлом. Капитан, вначале не желавший говорить с ней, был впечатлен ее сбывшимся предсказанием о победе англичан в битве при Роврэ. Переодетая в мужское платье, Жанна с группой солдат и своих братьев отправилась ко двору Карла. В то время ей было около семнадцати лет. Путь оказался нелегким, но Жанна Д’Арк, уверенная в том, что ей помогают Бог и Архангел Михаил благополучно прибыла ко двору дофина с письмом от капитана де Бодрикура.
Карл не сразу согласился на встречу с девушкой. Многие советники при дворе отговаривали дофина от этой встречи. Кроме того, духовенство считало Жанну посланницей дьявола. Встреча все же состоялась. Дофин Карл, желая проверить, действительно ли Жанна Д’Арк обладает даром прозорливости, посадил вместо себя на трон другого человека, а сам встал среди придворных. Однако девушка, едва войдя в зал, сразу же указала на дофина.
После долгого разговора наедине, Карл выглядел счастливым и просветленным. Жанна уверила его в том, что скоро он станет законным королем Франции и именно на это указывают «высшие силы». Жанне Д’Арк пришлось пройти еще и серьезную проверку со стороны духовенства. После всех допросов церковников в Пуатье девушка начала свой доблестный военный путь во главе французской армии.
Начало пути
В Блуа, начальной точке на пути в Орлеан, в часовне Сент-Катрин-де-Фьербуа хранился меч короля Карла Мартелла, с которым он одержал победу над сарацинами в 732 году. Жанна вооружилась этим мечом, который также помогал ей в сражении. Народ и армия были очень воодушевлены известием о появлении спасительницы. Каждый день к Жанне Д’Арк присоединялись добровольцы. Облаченная в сияющие доспехи, со знаменем в одной руки и с мечом Карла Мартелла в другой, Орлеанская дева вела за собой войско, доверяющее ей безраздельно.
Первоочередной задачей Жанной было снятие осады с Орлеана. Потеря этого города означало бы полный захват Франции. 28 апреля 1429 года французская армия под предводительством юной военачальницы всретилась с армией англичан. Французские командиры нарушили приказ Жанны Д’Арк подойти к главным воротам Орлеана и напасть на англичан. Вместо этого они вывели войска к левому берегу Луары, встав напротив армии противника. Так как два моста к Орлеану были заняты англичанами, положение казалось безвыходным. Переплыть реку под натиском противника было невозможно.
Отправив войска назад в Блуа, Жанна с небольшим отрядом вплавь добралась до южной стороны города и вошла в него через Бургундские ворота. Жители встретили ее восторженно. Осада с Орлеана была снята. Кажется невероятным, как неграмотной семнадцатилетней девушке удалось стать столь талантливым полководцем. Жанну Д’Арк стали называть Орлеанской девой.
После первой триумфальной победы следовало снятие осады крепостей Сен-Лу, Огустен и Турель. Во всех битвах Жанна принимала личное участие. В битве при Туреле она была ранена в плечо. 8 мая 1429 года английские войска окончательно оставили подступы к Орлеану. Во Франции царило необычайное воодушевление. Все были уверены в том, что страна спасена.
По пути в Тур, куда Жанна Д’Арк отправилась к дофину Карлу, чтобы объявить о победе, ее приветствовали толпы французов. В церквях служили благодарственные молебны. Карл оказал Жанне необыкновенные почести, даровав ей дворянский титул. Встав во главе почти двенадцатитысячного войска, Орлеанская дева направилась к городу Реймс, где всегда короновали французских монархов. Не прошло и трех недель, как город был освобожден. В соборе Реймса короновался и дофин Карл. После коронации Жанна хотела отправиться домой, сочтя свою миссию выполненной. Однако король уговорил ее остаться во главе французской армии. Правящая верхушка Франции, которой управлял Ла Тремуй, получала доходы с военных действий. Они заключили перемирие с герцогом Бургундским и уговорили Карла отложить наступление на Париж.
Жанна Д’Арк решила освободить город самостоятельно. 23 мая 1430 года она попала в плен к командующему бургундцев Жану Люксемубрскогму в Пикардии, он попросил у Карла выкуп за Орлеанскую деву, но не увидел со стороны короля никакой заинтересованности. Карл предал спасительницу Франции. Тогда бургундцы продали Жанну Д’Арк англичанам.
Казнь Жанны Д’Арк
В декабре 1430 года ее доставили в Руан, где 21 февраля 1431 года над ней состоялся суд. Перед вынесением приговора церковники обвинили ее в связи с дьяволом. Епископ Пьер Кошон был лично заинтересован в расправе над Жанной, так как в этом случае его обещали сделать Архиепископом Руана. Жанна Д’Арк не отрицала, что слышит голоса. К тому же, будучи неграмотной, подписала документ, в котором признавала себя виновной. 30 мая 1431 года Орлеанская дева была заживо сожжена на костре. Ее реабилитировали только спустя двадцать пять лет.
Во Франции глубоко чтят память Жанны Д’Арк, признавая ее огромную роль в истории Франции. В 1920 году Папа Римский причислил национальную героиню Франции к лику Святых.
Читайте также:
Посланница Люка Бессона
Первый фильм, посвящённый Орлеанской деве, снятый Жоржем Мельесом, вышел на экран в 1900 г. С тех пор многие режиссёры обращались к этой теме, например, Карл Теодор Дрейер («Страсти Жанны д’Арк», 1928), Виктор Флеминг («Жанна д’Арк», 1948), Роберто Росселлини («Жанна д’Арк на костре», 1954), Робер Бриссон («Процесс Жанны д’Арк», 1962), Глеб Панфилов («Начало», 1970), Люк Бессон («Жанна д’Арк», 1999) и Кристиан Дугай («Жанна д’Арк», 1999). Образ Жанны на экране воплотили такие знаменитые актрисы, как Ингрид Бергман, Инна Чурикова, Сандрин Боннер, Милла Йовович и Лили Собески.
Люк Бессон — один из самых известных на сегодняшний день кинорежиссёров в мире. У него много поклонников, особенно среди молодёжи. Мы предлагаем посмотреть
и обсудить с учащимися его версию подвига Орлеанской девы.
«Идеи всех моих фильмов пришли ко мне
ещё в детстве. Теперь я только осуществляю их. »
Люк Бессон — французский режиссёр, сценарист, продюсер — родился 18 марта 1959 г. в Париже в семье инструкторов по подводному погружению. Его детство прошло на Средиземном море, в Греции и Югославии. Мальчик мечтал стать специалистом по дельфинам, но в 17 лет во время ныряния получил серьёзную травму. Осознав то, что манящая голубая бездна отныне ему недоступна, Бессон с головой погружается в новую стихию, смотрит и сам пытается снимать кинофильмы, а в 19 лет отправляется в Голливуд. Отслужив 3 года в армии, зарабатывает на жизнь работой ассистента режиссёра, снимает короткометражку «Предпоследний» (L’Avant-dernier), а в 1984 г. дебютирует практически немым чёрно-белым фильмом «Последняя битва» (Le Dernier Combat), действие которого происходит в катастрофическом будущем. Следующей работой 26-летнего режиссёра стала постмодернистская драма «Подземка» (Subway, 1985).
В 1988 г., после продюссерской и сценарной работы над фильмами «Камикадзе» (Kamikaze, 1986) и «Таксист» (Taxi Boy, 1986, в российском прокате — «Такси») Бессон переименовывает свою студию в «Les films du dauphin» («Фильмы дельфина») и снимает картину о романтике подводного мира «Голубая бездна» (Le grand bleu), пронизанную ностальгией по детским мечтам.
Вершиной режиссёрской карьеры Бессона стал следующий его фильм «Никита» (Nikita, 1990). Картину ждал кассовый успех в США. Бессон получил всеобщее признание как режиссёр с мировым именем. При этом во время съёмок фильма он сломал ногу и развёлся с женой Анн Парийо — актрисой, сыгравшей главную героиню.
Доходы, полученные от двух предыдущих проектов, позволили Бессону вновь обратиться к морской теме и выпустить в 1991 г. документальный научно-популярный фильм «Атлантис» (Atlantis).
В шестой по счёту и первой с американским участием картине «Леон» (Leon, 1994), Бессон развил образ аутичного киллера, заявленный ранее в «Никите».
Вновь, после пятнадцатилетнего перерыва, попав в Голливуд, Бессон стал стремительно «американизировать» свой стиль. В результате в 1997 г. в свою новую работу под названием «Пятый элемент» (The Fifth Element) он привлёк американских звёзд Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена, а также свою жену супермодель Миллу Йовович.
И вот, видимо не желая повторяться и числиться в «элементарных» режиссёрах, Бессон начинает съёмки серьёзной исторической драмы о национальной героине Франции — «Посланница: Жанна Д’Арк» (1999).
Я только что закончил «Пятый элемент», это был очень тяжёлый проект, мне хотелось чего-то более камерного. И — оп! — как-то так получилось: я уже стою в гуще массовки с мечами и пиками, на конях!
В этой последней режиссёрской работе особенно ярко проявилась тенденция к американской унификации оригинального бессоновского стиля. Тем не менее лента провалилась в прокате. Кинокритики ругали её на все лады. В 2000 г. Йовович получила «Золотую малину» за худшее исполнение роли. После этого Бессон снова заявляет о своём желании перейти от режиссуры к продюсированию: «Слишком тяжело всё даётся. так будет лучше для здоровья… это слишком тяжёлая работа… ради фильма нужно вычеркнуть из жизни два года. Иначе ничего не получится… Я всегда всё делал на полную катушку… Каждый раз я выхожу из очередного проекта полностью истощённым».
«Самое важное для меня — это в первую очередь сценарий» — постулирует Бессон. Посыл его фильмов прост, понятен и востребован зрителем. Добро против сил зла. Чёрное и белое. При этом морализаторство как правило уравновешено изрядной долей юмора и иронии.
«Именно актёры должны вдохнуть в картину жизнь». Они не всегда высокого ранга, но точно найденные колоритные типажи — обязательны.
Современные аудио-визуальные формы. Модные и яркие молодёжные образы идеально сочетаются с клиповым монтажом. Плюс обязательная динамика.
В 2002 году режиссёр и продюсер Люк Бессон был назван первым лауреатом Международного Монреальского кинофестиваля и получил большой специальный приз Америк за исключительный вклад в современное киноискусство.
Посланница: История Жанны Д’Арк
Намерение снять очередной фильм об освободительнице Франции принадлежит голливудской кинокомпании SONY. Люк Бессон приступил к съёмкам 15 июня 1998 г. в Чехии.
Милла Йовович стала 41-й актрисой, исполнившей роль Орлеанской девы. Жанна у Бессона говорит по-английски, как того требует современная киноиндустрия. Кинокритики не заставили себя ждать.
. Цель, которую поставил перед собой Бессон — показать Жанну не святой, а скорее экзальтированной, более современной (но менее сверхъестественной), чем героиня снятого годом раньше фантастического боевика «Пятый элемент». «Посланница» — это ещё одна попытка найти истину в истории Жанны д’Арк с помощью современного видеоряда.
. Известный режиссёр Люк Бессон, никогда не увлекавшийся историей, вдруг взял да и снял фильм о Средневековье. Возможно, что-то затаённое руководило им. Возможно, надоело снимать стильное кино без намёка на вечные ценности, или он исчерпал себя в этом жанре до края в «Пятом элементе».
Бессон не старается ошеломить нас батальными полотнами — хотя сцены снятия осады с Орлеана сделаны очень зрелищно и захватывающе. Задача режиссёра совсем другая — разобраться, что же всё-таки представляла собой самая знаменитая девственница в истории человечества. Кто руководил её невероятной судьбой? Этот вопрос звучит в фильме предельно отчётливо, когда в битве под Орлеаном Жанна получает ранение. Один из её сподвижников задаёт вопрос: «Если она — посланница Господа, почему он допустил, чтобы её ранили?» На это отвечает Жиль де Рэ (один из самых запоминающихся персонажей в блестящем исполнении Винсента Касселя): «А тут, господа, самое время задуматься, чья же она посланница?»
Позже другим ребром этот вопрос поставит некий персонаж, который скрывается под капюшоном, имеет обличье Дастина Хофмана, а в титрах обозначен как Совесть. Он будет доказывать Жанне, что никаких знаков свыше она не получала, сама себе внушив мысль о своей избранности.
Иллюстрироваться этот диалог будет в стиле Бессона — с резким чередованием кадров и планов, в рваном ритме. Пика такая подача информации достигнет, когда Хофман разберёт все возможные варианты появления меча на заброшенном поле, где много лет назад его нашла маленькая Жанна.
. Фильм снят в расчёте на успех у молодёжной аудитории. Он насыщен голливудскими штампами. Фильм отчасти напоминает игру в Средневековье. Вот и Жанна на вопрос своей Совести отвечает: «Я просто играю…»
. Этакие Бессоновские фантазии на тему войны Франции за независимость… К тому же он явно стремился к некоторой скандальности, делая упор на предпологаемую «андрогинность» и сексуальную привлекательность Жанны. С этой целью он и снимал в этой роди свою жену Миллу Йовович, которую он частенько называл «Мой андрогин».
. Настоящая Жанна не была ни гермафродитом, ни «секси» в современном понимании этого слова. Это подтверждают весьма достоверные рассуждения Бернарда Шоу: «…Она была из тех женщин, которые всего лишь любят вести мужской образ жизни».
. Люк Бессон лишь отчасти следует фактам, имевшим место во Франции XV в. Фильм, несмотря на серьёзность намерений и эффектные батальные сцены, получился весьма легкомысленным и поверхностным.
В отличие, скажем, от Жака Риветта, который в своём фильме «Дева Жанна. Битвы» с Сандрин Боннэр, исполнившей главную роль, подробно исследует психологический механизм мессианства героини, подчёркивая народные черты уверовавшей в своё призвание простолюдинки из местечка Домреми, Люк Бессон не потрудился сосредоточиться на обыкновенной природе её патриотизма, объяснив подвиг легендарной француженки божественным избранничеством.
Однако, судя по многочисленным откликам зрителей в Интернете, многим фильм понравился. Одни восхищаются игрой любимых актёров: Миллы Йовович, Джона Малковича, Венсана Касселя, Дастина Хоффмана. Другие видят в нём не столько исторический фильм, сколько фильм-размышление о добре и зле, о добрых намерениях и ужасных последствиях насилия, о диалоге человека с его Совестью.
Фильм стоит посмотреть, даже зная, чем всё закончится. Условно его можно поделить на три части.
Часть первая. Детство Жанны
В самом начале фильма мы видим карту Франции и дату — 1420.
Мрачный готический шрифт возвещает о сложной политической ситуации между Францией и Англией.
«Пали города Компьень, Реймс, Париж… Глубоководная река Луара на некоторое время становится естественной преградой на пути завоевателей. Реймс захвачен англичанами и дофин Карл VII находит себе пристанище в Шиноне. Наступает один из мрачнейших периодов в истории Франции. Спасти её может лишь одно… Чудо».
. И вот мы видим начало этого чуда. Сквозь решётчатое окошко исповедальни мы видим детскую ладошку… А затем прелестное наивное лицо девочки. Она хочет исповедаться. Она постоянно оценивает свои поступки, оглядываясь на Господа: простит ли он её, не слишком ли большой грех она совершила. И уже в этом нежном возрасте проявляется понимание того, что не бывает доброго дела без греха. Вот она помогла бедному человек. Дала ему туфли, но туфли принадлежали её отцу… Священник отпускает ей этот грех, но напоминает, что прося прощение за всё подряд, можно всю жизнь провести в церкви. «Отчего же ты так часто приходишь сюда?» «Мне здесь спокойно…» Это совсем ещё юная и чистая душа и в её жизни пока всё чудесно. Священник отпускает ей грехи. Произносит «Амен!» И мы видим Жанну, выбегающую на крыльцо навстречу чудесному солнечному миру.
Она счастлива и свободна. У неё есть дом. Любящие её близкие, снисходительные к её чудачествам. А она бежит по радуге мира: по зелёному лугу, по жёлтому полю лютиков, по красному полю маков, по лиловому полю лаванды, прыгает и шлёпает по воде весёлого ручейка. Спугнув мирно пасущихся овец, падает и катится вниз по склону косогора…
Мы видим Жанну, лежащую в траве, раскинув руки, а неподалёку от неё — меч. Видения, звуки, голоса и строгий спокойный мальчик в белой одежде на белом каменном троне.
Девочка видит меч, берёт его в руки и направляет его в небо. Проносится вихрь и всё резко меняется.
Теперь тёмный тревожный Лес окружает девочку.
Ужас детского сознания. Всадники, волки, которые проносятся мимо. Жанна пугается всего, кричит, но волки обходят её, и один тут же вгрызается в тело убитого.
Видение войны снято как клип — в стиле телевизионной «нарезки»: кони, люди, стрелы, пожары.
Маленькая Жанна переживает большое потрясение и снова ищет спасение в церкви.
Жанна — светлая девочка, познав ужас насилия и убийства, бежит в церковь причаститься и слиться с Господом. Мы видим лицо Жанны, залитое вином, так похожим на кровь, которая зальёт её лицо и душу в конце, когда она сама поведёт за собой воинов, чтобы убивать.
Миссия Жанны, война, и плен
Жанна прибывает в Шинон, представляясь Посланницей Господа.
Иоланта Арагонская — воспитательница Карла VII, предлагает в лице Жанны оживить легенду о Лотарингской деве, которая спасёт Францию от завоевателей.
И вот юная воительница прибывает на поле войны. Она путается под ногами военачальников. Ведёт себя наивно, истерично и всё как-то некстати. Но её появление перед терпящим поражение войском французов вызывает необыкновенное воодушевление в душах простых воинов.
Бессон несомненно мастер выстраивания батальных сцен, хотя некоторые критики укоряют его в излишней кровожадности («кровь ради крови, а не ради отвращения к войне).
Но вот Спасительница Франции видит своего Бога, который спрашивает её: «Что ты делаешь, Жанна?»
«Что ты сделала со мной, Жанна», — и по лицу его течёт кровь…
Кровь на лице Жанны. Кровь на руках…
«Всё кончено, Жанна. Успокойся. Мы победили…»
И вот она бродит среди ужасных последствий битвы: всюду кровь, разрубленные тела, всюду смерть…
Потрясающая по своей силе сцена несостоявшейся битвы с англичанами. Музыка Серра — завораживает, к горлу подступает комок…
Триумф Жанны. Она купается в лучах народной любви, в лучах славы…
Коронация Карла. Не такая торжественная, как ему хотелось бы, но тем не менее… Великолепное построение кадра: по бокам — грязные от засохшей крови воины и в центре ярко-синяя мантия короля…
Теперь Жанна больше не слышит голоса…
Карл предлагает ей остановиться. Его цель достигнута. Жанна противоречит ему: «Франция принадлежит не вам, Карл. Она принадлежит Богу». Но Карлу она уже не нужна: «Лучше бы она уехала обратно…» — с досадой произносит он, принимая ванну.
— Ну и что мне теперь делать? — в растерянности вопрошает Жанна.
— А что говорят тебе голоса? — оруженосец Жан д`Олон сочувствует ей.
— Они молчат. С самой коронации.
— Может быть это тоже знак, что пора отдохнуть?
Но Жанну уже не остановить…
Самая тяжёлая для просмотра часть фильма.
Жанну предали. Она пленена. Но её одолевают не только физические муки.
«Ты увидела не то, что случилось, а то, что ты хотела увидеть…»
«Ты сражалась ради себя самой…»
«Я сражалась из любви к Господу!»
И тут на экране появляется Жанна во главе войска, восклицающая: «Все, кто любит меня — за мной!»
Возможно, на роль Жанны Бессону стоило пригласить актрису с более сильными драматическими данными. У Миллы Йовович хорошо получается изображать одно лишь неистовство Орлеанской девы. Но это — даже не половина образа, это — гораздо меньше. Божья посланница — особое существо, вжиться в этот образ сложнее, чем изобразить перетянутую бинтами инопланетянку.
В оправдание её игры можно сказать одно: Милла Йовович играет так, как нужно Бессону.
Что до остальных актёров: Джон Малкович в роли дофина производит удручающее впечатление; Фэй Данауэй пришлось воплощать героиню столь одномерную, что даже как-то грустно наблюдать за этой актрисой, которой подвластны самые сложные роли.
Самыми убедительными и интересными получились образы уже упоминавшегося Жиля де Рэ (Венсан Кассель) и полного противоречий епископа Жана Кошона (Тимоти Вест).
И если признать, что второстепенные роли более выразительны, то это само по себе характеризует фильм.
И режиссёр, и сценарист утверждают, что цель фильма состояла в том, чтобы показать в основном то, что Жанна предала свою веру, встав во главе армии: «Если она хотела быть доброй христианкой, хорошим человеком, то в своём стремлении к освобождению Франции она не должа была участвовать в этой резне».
«Вы не должны убивать — это заповедь».
Решив, что Библия осуждает войну вообще, создатели фильма сделали акцент не только на вере Жанны в Христа, но и на её чувстве мести. С этой целью в начало фильма была вставлена полностью выдуманная сцена насилия и убийства. Так у Жанны появилась причина отомстить англичанам, что абсолютно противоречит свидетельствам документов, в которых неоднократно описывается её сострадание к английским солдатам.
Те, кто знал её, в один голос говорят, что она плакала над убитыми английскими воинами, даже пробовала спасти вражеских командующих, например, сэра Уильяма Гласдэйла, и, как могла, утешала умирающих вражеских солдат.
В фильме Жанна показана раздражительной, истеричной неврастеничкой. В то же время множество историков уже давно доказали, что она не страдала шизофренией или другой формой психической болезни.
В документальных свидетельствах неоднократно упоминается, что «она говорит немного [и] демонстрирует замечательное благоразумие»; что она была в состоянии изобретать «новые хитрости, которые даже самые опытные командующие, возможно, не сделали бы» и т.д.
Основываясь на комментариях Бессона в «Le Monde» и в других интервью, напрашивается очевидный вывод, что режиссёр привлёк к роли Жанны свою жену Миллу Йовович, потому что посчитал их обоих «сексуальными».
Рецензент, Кэтрин Норберг, сухо прокомментировала, что это кажется слишком тонкой предпосылкой, чтобы сделать кино о Святой Жанне.
Жанну Бессона многие сравнивают с манекенщицей, похожей на помесь модной кинозвезды, принцессы и воительницы Зены.
. Фильм не более почтителен к истории, чем непосредственно к Жанне. Несмотря на уверения авторов, что кино основано на исторических фактах, в нём очень мало совпадений с тем периодом. В частности, диалоги выстроены в стиле молодёжного сленга конца XX в. (Чем весьма напоминают молодёжный исторический блокбастер В.Хотиненко «1612».)
. Фильм Бессона просто окровавлен ради того, чтобы быть окровавленным.
. Характеры — особенно Жанна — марионетки режиссёра, который играет и управляет ими согласно своим желаниям; визуальные эффекты фильма кажутся разработанными исключительно ради кассовых сборов.
. Бессоновское кровопролитие имеет тенденцию забавлять юнцов, как фальшивая кровь в видеоиграх.
Почти всё в фильме сделано так, как Бессон хочет или любит, по-видимому удовлетворяя его эго, амбиции и личный вкус, вместо того, чтобы чтить героиню, которая сделала так много для родины режиссёра. Вряд ли кого удивит тот факт, что большинство французов презирают этот фильм: большинство оскорблено тем, как была показана женщина, которую многие из французов всё ещё нежно называют своей «Маленькой девственницей». Хотя при этом им наверняка льстит, что в этом фильме их предки выглядят куда привлекательнее плакатно отвратительных в своём большинстве врагов-англичан.
Один из критиков фильма Чарльз Тэйлор назвал «Посланницу» вульгарным кино, заметив, что Бессон воспользовался обожанием национальной героини Франции с целью собрать хорошую кассу.
Мнение спорное и довольно резкое. Вот поэтому мы рекомендуем посмотреть этот фильм и составить своё непредвзятое мнение о нём.
Выдержки из ответов Л.Бессона
(«Liberation», Франсуа Армане, Оливье Сегюре. 9 мая 2000 г.)
• Самое главное для меня — исключить такие ситуации, когда я вынужден выпускать фильм, который ещё не готов. Я хочу иметь возможность делать перерывы в работе хоть на целый год — это гарантия качества.
• У искусства нет ни границ, ни знамён, ни религий. Мысли передаются не по Интернету и не по проводам, а от человека к человеку. Они распространяются поверх всяких линий раздела. И не надо создавать ничего, что бы этому противоречило. Моя мысль очень простая: не готов — не снимай. Полно вокруг недоделанных фильмов. Я показываю свои фильмы ещё до выхода, и спокойно доделываю, сколько надо. Голливуд меня не так уж привлекает, и система их мне не нравится. Она основана не на сценарии, на режиссуре, на творчестве, а на производстве.
• Я просто высказываю своё мнение как режиссёр, а потом занимаюсь финансовыми проблемами.
• Самое опасное для нас — не Шварценеггер и не Сталлоне, а такие фильмы как «Быть Джоном Малковичем», «Ведьмы из Блэр» или даже «Влюбленный Шекспир» — фильмы, которые европейцы могут сами делать, но не делают.
Награды
Звукооператор — Bruno Tarriere, Francois Groult, Vincent Tulli
Лучшая работа художника по костюмам — Катрин Летерье
Лучший фильм (номинация)
Лучшая музыка — Эрик Серра (номинация)
Лучшая операторская работа — Тьери Арбогаст (номинация)
Лучший режиссёр — Люк Бессон (номинация)
Лучшая работа художника — Юг Тиссандье (номинация)
Лучший монтаж — Сильви Ландра (номинация)
Razzie-2000 (Золотая малина)
худшая актриса — Милла Йовович (номинация)