поселок полярный чукотка история
Полярный (Чукотский автономный округ)
Содержание
Физико-географическая характеристика
Географическое положение
Высшая точка — г. Купол (849 м.)
Часовой пояс
Полярный находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Magadan Time Zone (MAGT). Смещение относительно Всемирного координированного времени +12:00 (MAGST). Смещение относительно Московского времени MSK составляет +8:00.
Полярный — одно из немногих мест в России, где применяемое время соответствует поясному времени.
Климат
Посёлок отличается крайне суровым климатом субарктического типа. Зима долгая и холодная, сильные морозы чередуются многодневными пургами. Снежный покров сохраняется 9 месяцев в году. Длительность полярной ночи составляет 45 суток. В ночном небе часто наблюдается северное сияние.
Климатическая весна наступает в мае, сопровождается густыми туманами.
Лето короткое и прохладное с частыми затяжными моросящими дождями. Из-за разреженной атмосферы грозы как таковые отсутствуют.
Климат Полярного | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | |
Абсолютный максимум, °C | −7,8 | −0,7 | 1,8 | 5,2 | 9,7 | 25,7 | 26,9 | 18,9 | 16,4 | 4,7 | 12,3 | −4,1 | |
Средний максимум, °C | −15,4 | −15,9 | −17,4 | −11,8 | −3,3 | 4,8 | 8,5 | 5,8 | 0,8 | −6,2 | −11,3 | −14,3 | |
Средний минимум, °C | −27,6 | −28,2 | −21,1 | −16,4 | −6,4 | 0,3 | 3 | 1,6 | −1,8 | −9,1 | −23 | −27,1 | |
Абсолютный минимум, °C | −45,7 | −46,2 | −38,9 | −49,5 | −22,4 | −7 | −13,2 | −5,8 | −16 | −22,9 | −33,2 | −40 | |
Источник: meoweather |
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Среднегод. количество дней со снегопадами | 14 | 11 | 7 | 10 | 13 | 2 | 1 | 3 | 11 | 13 | 16 | 17 |
Среднегод. количество дней с туманами | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 9 | 7 | 8 | 4 | 1 | 0 | 0 |
История, планировка и застройка
В 1961 году в долине реки Пильхинкууль геологами было найдено крупное золотоносное месторождение. 26 марта 1963 года постановлением № 104 Магаданского Совнархоза было принято официальное решение об организации прииска «Полярный» и одноимённого рабочего посёлка. Однако ещё раньше 12 декабря 1962 года на участок из Певека и с прииска «Комсомольский» пришла первая колонна в составе 15 тракторов, привёзшая оборудование, стройматериалы и всё необходимое для создающегося прииска и посёлка. Несмотря на тяжелейшие условия строительство велось быстрыми темпами.
Сам посёлок начал застраиваться из трёх мест- собственно в центре возводились двухэтажные благоустроенные дома и объекты социальной инфраструктуры. Окраины посёлка обрастали частым сектором, в просторечии — Шанха́ем. Здесь строились т. н. балки́ — каркасные домики без удобств. В северную часть посёлка были вынесены производственные подразделения, там же был построен ещё один небольшой жилой район — т. н. Бичгра́д, по большей части состоявший из одноэтажных бараков. Из-за своей относительной отдалённости отсюда был организован автобусный маршрут до построенной в 1975 году средней школы. В конце 80-х гг. началось строительство жилых домов улучшенной планировки, куда начали переселять людей из неблагоустроенного жилья.
В соответствии с розой ветров почти все дома были ориентированы торцами с востока на запад, фундаменты из-за мощного слоя вечной мерзлоты были свайными. Выше двух этажей здания не строили. Материалом стен капитальных жилых домов и административных зданий был толстый деревянный брус, облицовывавшийся штукатуркой или вагонкой; кровельным покрытием повсеместно являлся шифер; окна имели тройное остекление. Все уличные коммуникации — водопровод, отопление, канализация устраивались в бетонных (впоследствии заменённых на деревянные) утеплённых коробах, пользовавшиеся популярностью у местных жителей в качестве тротуаров. Центральные улицы, площадь и дворовые территории имели бетонное покрытие.
Полный список улиц: Площадь им.50-летия СССР; улицы — Беляева, Восточная, Гайдара, Донецкая, Заречная, Механизаторов, Молодёжная, Набережная, Октябрьская, Полевиков, Ростовская, Северная, Спортивная, Стахановская, Тимура, Транспортная, Тундровая, Шахтёрская, Школьная.
Население
Несмотря на то, что Полярный входил в состав национального автономного округа, представители коренного населения здесь не проживали. Вcе жители посёлка были переселенцами из центральных регионов СССР.
Экономика
В прошлом образующее предприятие Полярнинский горно-обогатительный комбинат — флагман золотодобывающей промышленности всесоюзного значения.
Также функционировали: Строительно-монтажное управление, Полярнинская геолого-разведочная партия, автобаза, артель старателей «Полярная».
Организация жизнеобеспечения посёлка
Электроснабжение населения и предприятий осуществлялось с помощью местной ДЭС, суммарная мощность которой составляла 11 МВт, однако ввиду особенностей технологических процессов промышленных потребителей случались довольно частые перебои с подачей электроэнергии.
Теплоснабжение посёлка обеспечивалось котельной первой категории, первоначально работающей на угле и впоследствии переведённой на жидкое топливо.
Подача воды осуществлялась по полуторакилометровому водоводу из искусственного водоёма, находящегося южнее посёлка. Из-за своего происхождения накопленная вода была очень мягкой (показатель жёсткости Социальная инфраструктура
Транспорт
Основным способом доставки грузов был морской путь в период летней навигации через Шмидтовский морской порт и причал поселка Ленинградский.
Единственной круглогодичной насыпной автодорогой была тридцатикилометровая трасса, связывающая Полярный с соседним посёлком и одноимённым прииском Ленинградский. Автозимники каждый сезон устраивались в направлении Мыса Шмидта с дальнейшим выходом на Иультин и Эгвекинот, и месторождения Кувет.
Приём воздушного транспорта на регулярной основе с 1969 года происходил с грунтово-галечной авиаплощадки длиной 450 м, расположенной в двух км от посёлка, пассажирские и почтовые перевозки осуществлялись с райцентром и с г. Певек. Принимались борта Ан-2 и Ан-28, а также вертолёты. Из-за непредсказуемых погодных условий вылет самолётов часто откладывался на несколько дней и даже недель. В 1991 году авиаполоса была ликвидирована.
Телевидение и связь
Первоначально телевизионный ретранслятор был установлен на горе восточней посёлка (из-за характерного облика которой жители прозвали её Гроб-сопкой), однако станция была быстро демонтирована и перенесена на другую, более высокую сопку.
Впервые телевидение появилось в 1979 году с показом Первой программы ЦТ с помощью спутниковой системы Орбита, в 1986 году начались передачи Второй программы. В самом начале 90-х был организован местный телеканал, где показывались поселковые новости, жители заказывали музыкальные поздравления, а по вечерам транслировались популярные западные видеофильмы. Иногда в эфир запускали программы аляскинского телевидения.
В посёлке действовала проводная телефонная связь, местная АТС имела больше сотни абонентов с трёхзначной нумерацией. В последние годы существования Полярнинского ГОКа последний запустил ведомственную мобильную сеть, предположительно стандарта NMT-450.
Для обеспечения устойчивой радиосвязи действовала загоризонтная магистральная станция тропосферной линии связи «Баклан» Р-408, входящая в состав ТРРЛ «Север».
Ликвидация посёлка
Современное состояние
Что в итоге стало с посёлком геологов Полярный
Даже вездеходы, спустя 20 лет после ухода людей, выглядят в Полярном усталыми
На станции, о которой объявляет проводница, некому встречать и провожать пассажиров. Поселок Полярный, удостоившийся в расписании названия «110-й километр», давно исчез с карты. В 2004 году отсюда вывезли всех жителей – геофизиков с семьями, предложив им переселиться в близлежащие Харп и Лабытнанги. Поэтому из окна поезда виднеются только ржавеющие цистерны, ветхие балки, скелеты разрушенных зданий и стрела буровой установки.
Вагончики, куда приезжают вахтой железнодорожники, — следить за путями и мостом через реку Большая Пайпудына
Зона отчуждения
Своей разрухой и запустением Полярный напоминает арктический Чернобыль. Нынешняя зона отчуждения пережила свои взлеты и падения. А в судьбе поселка пунктиром отразились все громкие события СССР и России 20-21 веков:
Поселок «Зеро»
Официально в Полярном, расположенном на границе Коми и Ямало-Ненецкого округа, никто не живет. Но любители приключений, по непонятной прихоти сошедшие на «110-м километре», в одиночестве вряд ли останутся. Земля только кажется необитаемой. Помимо нескольких железнодорожников, работающих вахтами, здесь в любое время года встретятся старожилы этих мест.
Среди вечных обитателей Полярного – геолог Игорь Перминов. Зимой он живет в Лабытнанги и как летописец этих мест рассказывает о Полярном в соцсетях, а летом гостеприимно предоставляет кров путешественникам и охотно проводит экскурсии по поселку «Зеро».
Бывший геолог Игорь Геннадьевич Перминов — летописец Полярного и проводник по самым интересным местам
На территории поселка до сих пор угадываются жилые кварталы, клуб и рабочие здания. Место остановки поезда, без всякой платформы, Игорь Геннадьевич по привычке называет вокзал. По улице, ведущей от «вокзала», сохранились типично северные балки и дома-бочки, которые долгие годы служили семьям геологов жильем.
Шагая по заброшенному поселку, мы остолбенели, когда услышали в балке звук телевизора. Оказалось, здесь обитает Ильшат, который присматривает за горнолыжным подъемником.
Легендарные бочки-дома ЦУБ 2М, которые создавались для проживания в экстремальных условиях Крайнего Севера
Путнику гарантирован мало-мальский комфорт: защита от снега и дождя, полки для сна, рукомойник и зеркало, набор посуды, туалетных принадлежностей и подборка газетных вырезок.
Так выглядит дом-бочка изнутри. Фото Светланы Зверьковой
Квартал домов, где еще сохранились названия улиц, Перминов называет «бамовскими», так как они строились по проекту инженеров БАМ. Каркасно-щитовые постройки возводились быстро и с расчетом на недолгий срок службы – на 25 лет.
Неизвестные жители дома-бочки оставили после себя тщательно вырезанные статьи из газет.
И все же для обитателей Полярного переезд из бочек в такие дома считался праздником. Свой срок бамовские дома честно отслужили, но не выдержали нашествия мародеров.
Никто не предполагал, что поселок навсегда останется безлюдным. Игорь Перминов рассказывает, что семьи выселяли быстро. Многие думали, что вместо геологоразведочной экспедиции появится другое предприятие, а в дома въедут новые жильцы.
Жилой квартал, построенный по «бамовской» технологии — быстро и ненадолго
Людей просили ничего не ломать и оставлять квартиры в чистом виде. Жители Полярного оставляли лампочки, сантехнику, а уходя, мыли полы в квартире, и сдавали ключи коменданту.
Кое-где еще лежат детские игрушки, чугунные ванны, которые не смогли унести мародеры, и забытая пишущая машинка
Но уже спустя несколько месяцев в домах стали выбивать стекла, выносить более-менее ценные вещи и металл, а через 17 лет от бамовских домов остались полуразрушенные здания с разоренным нутром.
Каменная библиотека
В поселке сохранился и объект, связанный с историей геологического изучения Заполярья — полуразрушенное кернохранилище.
Ящики с ненужным керном, добытым из недр Полярного Урала, рассыпаются и теряют свою ценность
Местные жители называли его сердцем поселка. В нем собирались образцы породы, которые геологи привозили с разведки на протяжении десятков лет. Но сейчас он представляет собой печальное зрелище.
Среди образцов найдутся практически все минералы, найденные геологами Полярного
От одноэтажного здания остался только корпус – без крыши, окон и дверей. Внутри обрушившиеся стеллажи, снаружи хаотически сваленная груда ящиков с керном.
Парк советского периода
То рядом с гаражами, то прямо посреди улицы между зарослями ивняка вырисовываются вездеходы. Всех мастей и степени заржавленности.
Техника стоит без движения уже второй десяток лет.
Но среди десятка брошенных вездеходов находятся и те, что бегают по тундре и даже возят экскурсии.
Такое ощущение, что люди, как в Припяти, бежали отсюда, оставляя технику где попало. Иначе как объяснить, почему вездеход оказался среди жилых домов
По словам Игоря Перминова, ветераны Полярно-Уральской геологоразведки и старожилы поселка создали туристический проект «Перевал». Делают все, что, по их мнению, может сохранить жизнь Полярного.
Среди вездеходов в горах это, пожалуй, единственный городской транспорт
В мастерские в любое время за ремонтом вездеходов, снегоходов и прочей техники заезжают оказавшиеся в этих краях туристы. Да и оленеводы, которые раньше часто обращались в поселок за помощью, часто приезжают сюда по старой памяти – починить технику, заказать изготовить печь для чума, зайти посмотреть телевизор или обогреться в ожидании поезда.
Старожилы Полярного забрасывают на вездеходах туристов в определенные места или возят на экскурсию по окресностям
В 70-е годы на Полярном обустроили горнолыжную трассу, на тренировки в Заполярье приезжала сборная СССР, но в 2015 году горнолыжная база сгорела. Но поскольку подъемник остался, то зимой на нежилой станции между Воркутой и Лабытнанги по-прежнему сходят спортсмены. А старожилы этих мест обустраивают для них жилье в балках.
Техногенный пейзаж посреди диких Уральских гор
Летом Перминов вместе с бывшими обитателями Полярного занимается рекультивацией поселка: наводит порядок на территории, разбирает ветхие здание, а материал использует для строительства и ремонта жилья.
Сохранившиеся мастерские по-прежнему используют для ремонта техники
Но по большому счету бывший геолог мечтает создать в Полярном исторический парк. В мини-музее у Игоря Перминова собраны фотографии поселка, коногонка, магнотометр. Кернохарнилище станет готовой коллекцией минералов, добывавшихся на Полярном Урале.
Дорога, ведущая на Лабытнанги
А буровая установка, места ракетных пусков, штольни и шахты, кочующие вблизи оленеводы – уже могут заинтриговать любителей неформатного туризма. Брошенный посёлок геофизиков и сам по себе настолько колоритный, что хочется выйти на границе Европы и Азии и сделать остановку на «вокзале» 110-м километра.