портрет вари адоратской история картины

Владимир Адоратский: за наивность Ленин дразнил его Адурацким

3 июля 1905 года в Казани вышел первый номер нелегальной большевистской газеты «Рабочий», за которую отвечал молодой революционер Адоратский. О том, почему русского купеческого сынка однокашники прозвали «немцем», как на его дочь «положил глаз» знаменитый художник, зачем будущий академик бегал по 8 верст за пудом желудей, — в материале «БИЗНЕС Online».

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картиныРоссийский политический деятель и ученый Владимир Адоратский (справа), академик АН СССР, историк, один из крупнейших в России знатоков и популяризаторов марксизма Фото: ©РИА «Новости»

ПОРТРЕТ ВАРИ АДОРАТСКОЙ — САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА ФЕШИНА

3 июля 1905 года на подъеме революционных событий в Казани вышел первый номер нелегальной большевистской газеты «Рабочий», напечатанный тиражом 1,5 тыс. экземпляров. После III съезда РСДРП, который состоялся в апреле 1905 года в Лондоне, был значительно расширен Казанский комитет большевиков, осуществлявший общее партийное руководство в масштабе всей губернии. Летом 1905-го в его состав вошли Владимир Адоратский, Василий Лихачев, Соломон Лозовский, Иван Саммер, Яков Свердлов, Хусаин Ямашев и другие — всего 10 человек.

Большевики обратили особое внимание на укрепление связи местной партийной организации с массами. В их борьбе исключительно важную роль и сыграла нелегальная газета «Рабочий», основанная по инициативе присланного в Казань на укрепление рядов парторганизации Якова Свердлова. Яков Михайлович редактировал газету и делал для нее материалы. Он писал в ту пору: «Вчера был реферат у фармацевтов. Здесь издается газета „Рабочий“… Издает ее комитет с.-д. партии. Много новостей, да сейчас нет времени, нужно исполнить массу комитетских поручений». Но большая часть опасной и сложной подготовительной работы по выпуску газеты, органа Казанской партийной организации РСДРП, пала на ее ответственного пропагандиста Владимира Викторовича Адоратского…

Российский политический деятель и ученый Адоратский, академик АН СССР, историк, один из крупнейших в России знатоков и популяризаторов марксизма, по семейным воспоминаниям, человек очень умный, принадлежал к породе прекраснодушных идеалистов, увлеченных идеями революции и не замечавших реальной жизни. «Как-то в нем сочетались ум и наивность. За это Ленин, с которым Адоратский сдружился в эмиграции, шутя называл его Адурацким», — утверждает Наталья Тахтамышева, писатель, биография которой связана с семьей Адоратских.

Владимир Викторович родился в Казани 7 августа 1878 года в небогатой купеческой семье. Ее корни уходили в сибирские края. По крайней мере, исследователь из Новосибирского государственного университета Станислав Петров утверждает, что академик — потомок селенгинских и кяхтинских купцов. Купеческое происхождение Адоратского, о котором старались умалчивать по понятным причинам в советское время, косвенно подтверждает и «классовый характер» его женитьбы. В 1903 году он породнился с богатейшей и известной купеческой семей Казани Сапожниковых, женившись на одной из сестер Сапожниковых, Серафиме. Кстати, ее сестра Надежда Сапожникова была известным не только в Казани, но и в стране меценатом и художником, ученицей и близким человеком Николая Фешина. Его «Портрет Вари Адоратской» (1910) изображает родную дочь академика Варю Адоратскую. Это самая известная картина Николая Ивановича Фешина. Вслед за серовскими портретами Веры Мамонтовой и Мики Морозова данная работа продолжает цепочку трогательных детских образов в русской живописи начала XX века.

Учеба Владимира началась во второй мужской гимназии на улице Лево-Булачной. Уровень знаний, которые давала гимназия, был достаточно высок. Продолжая образование в университете, многие выпускники становились известными учеными, преподавали в высших учебных заведениях Казани и других городов России. Среди них есть хорошо известные имена: ректор Императорского Казанского университета Николай Ковалевский, талантливый историк, профессор педагогического института Михаил Бушмакин, доктор медицины, заслуженный деятель науки РСФСР Иван Домрачев, профессиональный революционер Николай Бауман и другие заметные личности.

«ЗА ЗНАНИЕ МАРКСИЗМА ЕГО ПРОЗВАЛИ «НЕМЦЕМ»

После окончания гимназии в 1897 году Адоратский поступил на математический факультет Казанского университета, но в 1898-м перевелся на юридический факультет. В стенах университета талантливого и романтичного юношу, выходца из благополучной семьи, захватывают революционные идеи. Сокурсники даже прозвали Адоратского «немцем» за его отличное знание марксизма. Наверное, и немецким языком он тогда овладел, что очень пригодилось молодому историку и политику в первые годы его деятельности за рубежом. Несмотря на близость к «запрещенным кругам», Адоратский успел окончить университет в 1903 году.

Но революционные «проделки» на студенческой скамье не остались незамеченными. В том же 1903-м он вынужден вместе с семейством отправиться в эмиграцию в Берлин и Женеву, где в 1904-м вступает в РСДРП. Вернувшись в том же году в Россию, был арестован и сослан в Астраханскую губернию. В 1905-м он возвращается в родную Казань, где его застает Первая русская революция (1905–1907).

В 1914 году, к моменту начала Первой мировой войны, Адоратские оказались в Мюнхене и были задержаны в Германии в качестве гражданских пленных. Но после революции, в 1918 году, Владимир Ленин (с ним, а позднее и с Иосифом Сталиным Адоратский состоял в дружеской переписке) обменял их на какое-то немецкое семейство. Семья поселились в Москве, Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве.

17 сентября 1919 года выходит декрет Совнаркома РСФСР «Об организации рабфаков при всех вузах и втузах и преобразовании существующих курсов в рабфаки». На рабфаки принимали рабочих и крестьян в возрасте от 16 лет, занятых физическим трудом, по направлениям предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов. Обучение здесь, стимулируемое государственными стипендиями, приравнивалось к работе на производстве.

КОМАНДИРОВКА «НА УСИЛЕНИЕ И ПРИСМОТР»

Не минула эта участь и Казанский университет. На заседании Совета университета 24 сентября 1919 года было создано временное бюро по организации здесь рабфака. Из Москвы «на усиление и присмотр» сюда командируется и Адоратский (по некоторым данным, его об этом попросил сам Ильич). Подготовительная работа была завершена к началу ноября 1919 года. Были получены первые университетские аудитории, подобраны первые преподавательские кадры, произведено слияние общеобразовательных курсов при губернском отделе народного образования с рабфаком, закончен набор слушателей. 1 ноября 1919 года состоялось долгожданное открытие рабфака Казанского университета, пятого по счету в РСФСР. Преподавательский состав насчитывал, включая трех профессоров, 24 человека. В президиум рабочего факультета был избран и Владимир Викторович, преподаватель истории.

В первое время существования рабфака мало что благоприятствовало занятиям. В аудиториях было холодно, зимой замерзали чернила, студенты голодали, не хватало опытных преподавателей, отсутствовали учебники, программы, элементарное учебное оборудование. Алексей Литвин, доктор исторических наук, пишет о тех временах в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы — Эхо веков» государственного комитета РТ по архивному делу: «Жили профессора трудно. Об этом свидетельствует письмо Адоратского Ленину от 6 января 1920 года. Адоратский получил задание собрать в Казани материал и подготовить очерк по истории Октябрьской революции. „В Казани пришлось мне, — писал будущий академик, — читать лекции, я давно не выступал, надо было усиленно готовиться. Так, в разных делах и делишках, прошло время до ноября. А тут захворал. Долго лежал в испанке — и после нее от скверного питания нарывы по телу пошли. Когда на ногах, приходится не только лекции читать и к ним готовиться, но и бегать за водой через улицу, и дрова колоть, и за 8 верст сбегать за пудом желудей и притащить его на спине. Словом, деятельность разносторонняя. Скверно, когда темно. Электричества в квартире нет, освещаемся керосином, а его удалось достать всего фунтов 20 на всю зиму“».

Трудности этим не ограничивались. Дело в том, что многие представители новой власти совершенно не имели представления о цели существования рабфака. Военкоматы, например, считали рабфак ничтожными «гражданскими курсами, на которых невозможно научиться ничему хорошему». «Внедрение рабочего факультета внесло испуг, скепсис и растерянность в ряды и профессоров, и студенчества», — вспоминают очевидцы тех событий. Не было никакого опыта по систематическому образованию взрослых рабочих. Тем не менее рабфаковское образование продолжалось и сыграло свою значительную роль в общероссийском контексте ликбеза. Миссию Адоратского сочли выполненной, и он возвращается в столицу.

«ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВЛИ…»

В 1920 году Владимир Викторович начинает работу как один из руководителей Центрального архивного управления, с 1928-го он — в дирекции Института Ленина. Об идеологическом климате того времени пишет историк Литвин: «В этот период вытеснение „реакционной“ историографии осуществлялось в 20-х годах двумя путями. С одной стороны, разрушались „старые“ научные учреждения и вытеснялись „старые“ историки. С другой — основным направлением государственной политики стало открытие сугубо коммунистических научных центров и резкое сокращение субсидий и иных пособий на проведение исследований в рамках немарксистской методологии. В короткое время были открыты Социалистическая академия общественных наук (1918), Ист-парт (1920), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1920), Институт В.И. Ленина (1923), Институт красной профессуры (1921), коммунистические университеты (1919–1921), Истпроф (1922), Общество историков-марксистов (1925) и другие структуры, задачей которых являлось утверждение марксизма-ленинизма в исторической науке. Все они получили право выпускать периодические издания и научные сборники. Стала действовать цензура. Партийные органы распоряжались кадрами историков и определяли тематику исследований».

В 1929 году Николай Бухарин, снятый с высоких партийных постов, отстраняется от руководства изданием «Ленинских сборников». При этом последние, 10-й и 11-й, выпуски «Ленинских сборников» объявляются «ошибочными» и переиздаются заново под редакцией Адоратского.

Владимир Викторович был одним из первых философов, кто начал превозносить Сталина как «теоретика ленинизма и вождя мирового пролетариата». В декабре 1929 года, в связи с 50-летием Иосифа Виссарионовича, к ведущим философам-марксистам обратились с предложением восславить Сталина как великого философа — классика марксизма. Директор Института Маркса и Энгельса академик Рязанов и директор Института философии академик Деборин отказались, а вот Адоратский предложение принял и выступил в «Известиях» с соответствующей статьей. Этот шаг предопределил его последующее возвышение и статус формального главы советской философии.

После длительной кампании идеологической травли, занявшей почти весь 1930 год, Рязанов и Деборин были изгнаны со своих постов (старейший деятель российского революционного движения Рязанов два года спустя был арестован, а в 1937-м — уничтожен), а Адоратский в 1931-м был назначен директором Института Маркса – Энгельса – Ленина при ЦК ВКП(б), который возглавлял до 1939-го. Одновременно с 1936 по 1939 год Владимир Викторович — директор Института философии Академии наук СССР. Под его редакцией выходят 15 томов сочинений Маркса и Энгельса на русском языке и 8 томов на немецком, готовится издание их переписки. С 1934 по 1939 год Адоратский — член Центральной Ревизионной Комиссии ВКП(б).

В 1936 году он возглавляет комиссию по приобретению архива Маркса и Энгельса. Тогда, в связи с работой этой комиссии, Николай Бухарин командируется в Европу: Сталин в глубине души надеялся, что тот в СССР не вернется, однако Николай Иванович «не оправдал надежд».

С января 1939 года, оставив директорские должности в связи с серьезными заболеваниями, Адоратский работал ответственным редактором Института Маркса – Энгельса – Ленина. Руководил изданием хронологических выписок Маркса, экономических рукописей Маркса. Его работа над оригинальными текстами классиков марксизма была тем более эффективной, что он владел немецким и английским языками, читал на французском, итальянском, испанском. Время вынужденного пребывания в Германии в годы Первой мировой войны он использовал для дополнительного усовершенствования в языках.

«ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ»

«Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на улице Серафимовича, который тогда назывался Домом правительства, — продолжает рассказ Тахтамышева. — Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его „Дом на Набережной“. В 1930-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. Никто из семьи не был репрессирован. Казалось бы, очень благополучная судьба. Так ли это было на самом деле?

Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи. Серафима Ивановна с молодых лет стала инвалидом: постепенно лишаясь слуха и зрения, она постоянно теряла равновесие и даже по комнате часто не могла передвигаться самостоятельно. Варе приходилось ухаживать за матерью. Позднее эти заботы разделила с ней Надежда Михайловна [Сапожникова], переехавшая из Казани в Москву. У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже).

Всю жизнь Варя прожила с родителями. С отцом они были большими друзьями, много переписывались, когда кто-то из них уезжал на отдых или лечение. Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы (она в совершенстве знала несколько европейских языков), печатала на машинке. Трудилась под его руководством над переводами для ИМЭЛ».

ВОЙНА. ЭВАКУАЦИЯ. БОЛЕЗНИ

Пришла война. В июле 1941 года академик и недавний директор Института Маркса – Энгельса – Ленина при ЦК ВКП(б) Адоратский должен был эвакуироваться с ИМЭЛ из Москвы, но по состоянию здоровья (тяжелая болезнь, кровотечение из почек) не мог ехать, как прочие сотрудники, в товарных вагонах. Ввиду этого он был отчислен из ИМЭЛ. Варя обратилась к сменившему ее отца на посту директора ИМЭЛ Митину с просьбой сохранить Адоратскому зарплату, что позволило бы ему эвакуироваться в более сносных условиях, но Митин отказал, заявив, что такими вопросами не занимается. Как академик, Адоратский был эвакуирован с эшелоном АН СССР. В дороге он заболел острым полиартритом, в ноябре 1941 года в Алма-Ате был снят с поезда и помещен в больницу, откуда выписался в апреле 1942-го. Жил в неотапливаемом доме, в котором из-за холода мог находиться только на кухне, кухонный стол служил ему одновременно рабочим местом. Конечно, Адоратским приходилось не так трудно, как большинству населения в то время, но они привыкли к другому образу жизни и, как все представители правящей элиты, не понимали обычных людей. В письмах к отчаянно голодавшим родственникам Варя жаловалась, что им часто дают плов без мяса, а для родственников и простая рисовая каша была недосягаемой мечтой.

Владимир Викторович из-за ревматизма часто находился в больнице. Болезнь глаз не позволяла ему трудиться при искусственном освещении. Тем не менее он продолжал работать. В Алма-Ате в эвакуации находился Институт философии АН СССР, Адоратского зачислили его сотрудником — и материальное положение семьи значительно улучшилось.

В октябре 1943 года Адоратские вернулись из эвакуации в Москву.

«ТАКОВЫ ИЗГИБЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТОПОНИМИКИ»

Владимир Викторович скончался в Москве 5 июня 1945 года. После смерти отца Варвара Владимировна продолжала работать на договорных началах переводчиком в ИМЭЛ. Через 12 лет скончалась Серафима Михайловна.

По семейным воспоминаниям, в начале 1960-х дача на Николиной горе была отобрана у Варвары Адоратской и возвращена прежним хозяевам, которые лишились данного имущества после их ареста в начале 1930-х. Несомненно, это было справедливое решение. Но не была ли любимая дача последней ниточкой, удерживавшей в жизни одинокую больную женщину? Варвара Владимировна ушла из жизни в 1963 году. Вот такая судьба была уготована очаровательной девочке с портрета Фешина…

Постановлением Совета министров ТАССР от 12 июня 1980 года №376 и решением горисполкома от 9 июля 1980 года №735 улица в Ново-Савиновском районе названа в честь академика. «Именем Адоратского названа одна из улиц Казани, хотя, честно говоря, ничего полезного для своего родного города Владимир Викторович не сделал, — полагает Тахтамышева. — Но, увы, таковы изгибы отечественной топонимики…»

Источник

Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины

кликабельно
Портрет Вари Адоратской. 1914.Фешин Н.И.
холст, масло; Государственный музей изобразительных искусств РТ, Казань

«Портрет Вари Адоратской» — самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881–1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный».

Своим творчеством, особенно портретами, он подвел итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века. Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир».

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины
Николай Иванович Фешин (26 ноября [8 декабря] 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани)

Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л.Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня.

На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка.


портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины
Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Кремлевкой (бывш. Воскресенская улица)

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины
Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Рахматуллина, где располагалась мастерская Н.М. Сапожниковой

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины
Мастерская Н.М.Сапожниковой

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины
Н.Фешин в мастерской Н.М.Сапожниковой.

Эти воспоминания попали в музей спустя 40 лет после написания портрета, передала их сама В.В. Адоратская. В «Доме на Набережной» Варя жила со своими родителями. Сейчас в этом доме находится музей «Дом на Набережной».

Портрет, после того, как отец Вари Адоратской В.В.Адоратский отказался от него, приобрела Н.М. Сапожникова. С ней он был в счастливые и тяжелые времена ее жизни. Она завещала портрет после своей смерти самой модели, то есть, В.В. Адоратской.

В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С.Н.


портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины
Варя Адоратская с родителями

Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков.

С 1914 года они были в плену в Германии, в 1918 году, по предложению Ленина, Советское правительство обменяло их на немецкое семейство. Семья вернулась в Россию. Поселились в Москве, Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве. В 1931 году был назначен директором Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ). Был действительным членом Академии наук СССР. А Варя работала переводчицей в Институте марксизма-ленинизма (Варвара Владимировна в совершенстве знала несколько европейских языков).

Всю жизнь она прожила неразлучно с родителями. Варя и ее отец были большими друзьями, много переписывались, когда кто-то из них уезжал на отдых или лечение.

Их письма хранятся в фонде В.В.Адоратского в архиве РГАСПИ – бывшего ИМЭЛ. В них – и о встреченных людях, о Крыме, Кавказе, окрестностях Казани, о новом доме отдыха «Сосны», и о книгах, театре, музыке, и о наводнении в Москве 1932 года…

Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы, печатала на машинке. Трудилась под его руководством над переводами для ИМЭЛ, где продолжала работать на договорных началах и после смерти отца в 1945 году.

В честь В.В. Адоратского названа одна из улиц города Казани.

В тексте использован материал статьи Татьяна Ивановны Шмидт, сотрудника музея «Дом на набережной».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Портрет Вари Адоратской

Портрет Вари Адоратской» — самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881–1955), о котором сам Репин в 1926 г. сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный». Своим творчеством, особенно портретами, он, можно сказать, подвел итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века. Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир».

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины

Н. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914

Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л.Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня.

На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка. Это ей, Варваре Владимировне Адоратской, вскоре придется пережить арест и ссылку с отцом — большевиком, германский плен в Первую мировую войну. Семья Адоратских вернется в Россию, после того как советское правительство обменяет их на немецкую семью. До своей смерти в 1963 г. Адоратская работала переводчицей с нескольких европейских языков в Институте марксизма-ленинизма.

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины

Н. Фешин. Автопортрет. 1920

А вот автор портрета, академик жи-вописи, член Товарищества передвижных выставок, ведущий мастер казанской художественной школы, вернуться в Россию из Америки, куда он уехал в 1923 г., не смог.

Если сюжет портрета Вари Адоратской (и других портретов Фешина) традиционный, в русле реалистической живописи передвижников, то формообразующие живописные компоненты картины, такие как смещенный влево центр композиции и особенно натюрморт на первом плане, — новаторские. О натюрморте — разговор особый.

В натюрморте всегда отражается отношение человека к окружающему миру и свойственное каждому времени понимание прекрасного. Раньше в станковом натюрморте натуралистическое сходство с предметом, красивая композиция давали зрителю радость узнавания знакомого предмета. Часто натюрморты представляли нагромождение богатых вещей. Со второй половины XIX в. многие художники расширяют границы этого жанра, связывают натюрморт с окружающей средой — выносят на пленэр, живописно и сюжетно соединяют с интерьером комнаты.

Анализируя возможности жанра, художники пытаются увидеть отражение характера человека, уклад жизни и даже настроение. Классический образец такого «нового» натюрморта на картине В.Серова «Девочка с персиками». «Персики, столь внимательно рассмотренные художником, служат как бы ключом ко всему колористическому построению картины… именно рассеянный дневной свет летнего дня, «формирующий» персики, является определяющим для всего эмоционального и живописного строя картины, подчеркивая детскую свежесть модели» (М. Ракова).

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины

З. Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

Жизнерадостность, изящество и молодость подчеркивает пестрая россыпь предметов на столике перед причесывающейся девушкой (З. Серебрякова. «За туалетом». 1909), отзываясь формой и цветом на изображение героини. Натюрморт играет активную роль в создании настроения картины. Он помогает почувствовать незамутненный условностями мир детства в фешинском портрете Вари Адоратской и образ купеческого раздолья в кустодиевской «Купчихе за чаем» (1918).

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

А вот натюрморт, изображающий компактную группу предметов на столе, на картине В. Поленова «Больная» (1886) сам по себе так красноречив и драматичен, что может раскрыть сущность происходящего. Оплавившийся, сдвинутый набок зеленый абажур, стакан с водой, графин, коробочки и пузырьки с лекарствами, рецепты, домашний лечебник с закладками, книги — самое необходимое для больной, изображенной на картине в полумраке.

портрет вари адоратской история картины. Смотреть фото портрет вари адоратской история картины. Смотреть картинку портрет вари адоратской история картины. Картинка про портрет вари адоратской история картины. Фото портрет вари адоратской история картины

В. Поленов. Больная. Фрагмент. 1886

К началу XX в. художники реалистического направления, экспериментируя с жанрами, создавали изысканные, тонкие по технике интеллектуальные картины, среди которых портрет Вари Адоратской. В результате осмысления портрета кисти Н. Фешина перед взором зрителя возникает караван историй: истории семьи, истории страны, истории искусства. Каждый из множества портретов художника отличается индивидуальной манерой исполнения и остротой характеристик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *