портит ли отказ банка кредитную историю
Я отказался от одобренного кредита. Что будет с моей кредитной историей?
Я планировал купить квартиру. Не хватало около 500 тысяч рублей. Я оформил заявку на потребительский кредит, и мне его одобрили. Оставалось только нажать кнопку, чтобы деньги зачислили на счет. Но обстоятельства изменились, и сделка перенеслась на поздний срок.
Чтобы не переплачивать по кредиту за лишние месяцы, я его не принимал. Но вдруг банк прислал мне сообщение: срок действия одобрения заявки на кредит истек. В личном кабинете теперь висит отказ по заявке. Кредит мне все равно нужен, но ориентировочно через месяц.
Повлияет ли это как-то на мою кредитную историю? И как лучше в такой ситуации поступать в будущем?
Андрей, как мы раньше писали, лучше всего подавать заявку на кредит тогда, когда он действительно нужен и вы уже готовы его брать.
То, что в личном кабинете у вас стоит статус «Отказ», еще ничего не значит для кредитной истории. Важно знать, какую информацию направил банк в бюро кредитных историй — БКИ. Проверьте свою кредитную историю, чтобы делать какие-то выводы.
Что для вас значит отказ в кредите
Отказ в кредите в личном кабинете банка ничего не значит: банк вас просто уведомил, что заявка аннулирована.
По правилам банк должен был направить в БКИ информацию, что заявка одобрена, но при этом информации о получении кредита не будет: вы не воспользовались деньгами. Нельзя сказать наверняка, как именно ваш конкретный банк смотрит на эту информацию: с одной стороны, от кредита вы отказались по собственному желанию, с другой стороны, банк потратил на вашу заявку ресурсы, делал запросы. Не каждому кредитору захочется тратить деньги впустую.
Бывает, что в такой ситуации в кредитной истории может появиться информация об отказе в кредите самим банком с формулировкой «кредитная политика кредитора». Это неверно, ведь кредит одобрили, но вы им просто не воспользовались. Если так будет и у вас, я рекомендую вам подать заявку в БКИ и попросить исправить ошибку в кредитной истории.
В законе не прописано, сколько именно должно действовать одобрение заявки на кредит, поэтому каждый банк определяет срок сам. К примеру, у ВТБ срок действия одобренной заявки для всех кредитов составляет 60 дней, а в Сбербанке воспользоваться одобренным кредитом наличными можно в течение 30 дней.
Проверьте кредитную историю
Вам надо выяснить, какую информацию вообще направил банк в БКИ. Самый быстрый способ это сделать — запросить историю по учетной записи на сайте госуслуг. По закону заемщик имеет право два раза в год бесплатно получать выписку о своей кредитной истории, в том числе раз в бумажном виде.
Как еще получить свою кредитную историю и почему она так важна, мы уже рассказывали в статьях:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Отказалась от кредитной карты, а в кредитной истории появился отказ от банка, как так?
Полтора года назад я подавала заявление на получение кредитной карты в одном банке. Мне одобрили карту, и мы договорились о ее доставке. После этого последовала череда проблем, связанных с доставкой. Сначала их обещали решить максимально удобно для меня, потом передумали и сказали получать карту на общих условиях.
В общем, в какой-то момент после очередного разговора с представителем банка я отказалась от получения карты. Меня абсолютно не устроило качество обслуживания клиентов, и я решила, что лучше уже на этом этапе отказаться от сотрудничества. Мне еще несколько раз звонили и предлагали все-таки получить карту, потом было еще несколько звонков из отдела контроля качества, но я свое решение не изменила.
Недавно я прочитала вашу статью, узнала на сайте госуслуг, в каких БКИ находится моя кредитная история, и в каждом запросила ее. В двух отчетах содержится подробная информация по поводу этой моей заявки на кредитную карту и значится отказ по причине «Кредитная политика кредитора».
Насколько законно добавлена такая информация в мою кредитную историю, если на самом деле это я отказалась от кредитной карты, а не мне отказали? Как стоит поступить в данной ситуации? Реально ли обязать банк внести изменения в мою кредитную историю и указать верную информацию? Реально ли будет доказать, что я сама отказалась от карты, если у меня нет и не было никаких бумаг, а записей телефонных разговоров я не делала?
Заранее спасибо за ваш ответ!
Светлана, если банк действительно одобрил кредит, а вы от него отказались еще до получения, то информация в БКИ была передана некорректно, и исправить это реально. По закону заемщик имеет полное право полностью или частично оспаривать информацию в своей кредитной истории.
Какие бывают причины отказа
Кредитная история состоит из четырех частей: титульной, основной, информационной и закрытой. Информационная часть появилась с 2015 года, в ней указаны результаты рассмотрения всех поданных заявок на кредит, даже если сам кредит не был оформлен.
Поскольку по закону банки не обязаны озвучивать клиентам причину отказа в кредите, этот блок кредитной истории порой помогает хотя бы примерно понять, с чем связан отказ.
Чаще всего фиксируются следующие причины отказа.
Кредитная политика банка: у каждого банка свои представления об идеальном заемщике. Причиной отказа может стать, к примеру, возраст или занимаемая должность. Например, банк работает только с заемщиками в возрасте 21—70 лет и не рассматривает адвокатов или госслужащих — так тоже бывает.
Кредитная история клиента — например, если у человека были просрочки по платежам, или он подавал очень много заявок на кредиты в одно и то же время, или он уже получал отказы. Обращают внимание и на характер выплаты кредита: например, погасил ли клиент его досрочно или вносил платежи в течение всего срока действия договора. Смотрят, за какими кредитами и куда обращался человек: в банк, в МФО, в ломбард и т. д., — все это тоже влияет.
Кредитная нагрузка — это соотношение вашего ежемесячного дохода и обязательных ежемесячных платежей. Рекомендованный размер нагрузки — не более 50%, у разных банков эта сумма может различаться. Многое еще зависит от размера дохода клиента.
Несовпадение данных или недостоверная информация, если при проверке информации из заявки вдруг выяснилось, что данные не совпадают. Это может быть действительно недостоверная информация: к примеру, человек сказал, что работает в ООО «Ромашка» с доходом 50 тысяч рублей, а при проверке выяснилось, что фирма давно закрыта. Причиной отказа может быть и просто опечатка в анкете.
Все вышеперечисленные и другие причины отказа могут быть указаны, только если заявка не одобрена.
В письме вы сообщили, что банк одобрил вам кредитную карту, но вы от нее отказались, потому что не договорились о доставке. Вполне возможно, что кредитная карта вам была одобрена только предварительно. Вы заполнили заявку и дали согласие на проверку своих данных. Скоринг — автоматизированная система проверки данных — выдал положительный ответ по вашей заявке. Это и есть предварительное одобрение кредита.
Далее с вами связался банк, чтобы уточнить информацию: как и когда передать вам карту. На этапе предварительного одобрения — то есть до момента фактического подписания договора и получения карты — банк в любой момент вправе отказать вам в кредите. К примеру, в интернете заявку оформлял Иван Иванович, а на встречу с представителем банка за картой пришел Иван Васильевич — банк в этом случае откажет ему в кредите, так как очевиден факт мошенничества. Судя по письму, это все же не ваш случай.
Мне кажется, ваша заявка была одобрена только предварительно. Полностью ее бы одобрили, если бы вы получили карту и подписали договор.
Если банк предварительно одобрил заявку на кредит, но клиент от нее отказался, в кредитной истории должна появиться запись: «Клиент отказался от предложенного кредита». Если заявка действительно была бы полностью одобрена, в бюро должна была появиться информация об одобрении.
Если банк передал в бюро информацию об отказе в кредите, хотя кредит был предварительно одобрен, — это ошибка.
Как исправить ошибку
Вы имеете полное право оспорить информацию в вашей кредитной истории. Для начала рекомендую обратиться напрямую к кредитору. Уточните, какой был статус вашей заявки: была ли она одобрена полностью или получила только предварительное одобрение.
Иногда достаточно просто связаться с банком, чтобы в БКИ отправили корректную информацию для исправления кредитной истории. Объясните ситуацию сотруднику банка при звонке или лично сходите в отделение. Может потребоваться письменная претензия — об этом вам сообщит сотрудник. Нормальный клиентоориентированный банк проверит информацию: прослушает звонки и обращения по вашей заявке и внесет правки, если все так, как вы говорите.
Если банк вам навстречу не пойдет, можно будет решить вопрос напрямую через БКИ. Для этого необходимо заполнить специальное заявление и направить его в бюро. Ниже ссылки на образцы заявлений для трех крупнейших БКИ:
Если бы ваши ошибки касались информации о своевременности внесения платежей или закрытия долга, к заявлению можно было бы приложить чеки, подтверждающие оплату или справку о закрытии задолженности. Если у вас остались какие-то переписки с банком, сделайте скриншоты и приложите их к заявлению. Если скриншотов нет, бюро будет проверять информацию на основании только вашего заявления. Это нормально, поскольку в вашем случае договор не был заключен.
В течение 30 дней с момента получения заявления бюро обязано разобраться в ситуации и предоставить вам ответ. Всю эту процедуру мы подробно разбирали в другой нашей статье.
Если по результатам проверки БКИ не подтвердит информацию о некорректности действий кредитора, можно будет обратиться в суд.
Почитайте еще некоторые наши статьи на схожие темы:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как банки портят вашу кредитную историю
Финансовая репутация россиян может разрушиться без их ведома и вины
В конце сентября стало известно, что ЦБ выявил три действующих банка, которые портили кредитные истории россиян. Банки.ру решил выяснить, кто и как мог подмочить финансовую репутацию россиян.
Испортить, чтобы удержать
Никто не расскажет о клиенте лучше, чем его кредитная история. По закону любой факт финансовой биографии россиянина фиксируется и хранится десять лет с момента последних изменений. Доступ к услугам кредитования сейчас имеют свыше 70% взрослого населения, подсчитали в ЦБ. А значит, в кредитных бюро содержатся данные примерно о сотне миллионов клиентов. Было бы наивно считать, что система не имеет ошибок, но в случае с кредитными историями малейшая неточность может испортить жизнь клиенту на много месяцев. Даже если он оказался добросовестным.
При этом регулятор не назвал финучреждения, которые были пойманы на порче кредитных историй.
Алексей из Екатеринбурга в прошлом году взял потребительский кредит на 1 млн рублей в СКБ-Банке. К февралю сумма долга сократилась до 825 тыс., и мужчина решил погасить обязательства досрочно.
«Летом попытался оформить новый кредит в других банках — отказы везде. С момента закрытия кредита до заказа кредитной истории, из которой узнал о «висящем» на мне обязательстве почти в миллион, Альфа-Банк мне отказывал раз пять. Я несколько месяцев бился о стену финансовых учреждений всего лишь потому, что специалист СКБ-Банка не исполнил свои обязательства надлежащим образом», — рассказывает собеседник Банки.ру. В его случае кредитную историю исправили быстро, сразу после обращения в банк. Но так везет не всем.
Ирина из Москвы с 2016 года платила ипотеку в Сбербанке. Ставки по ссудам на жилье снижались, и женщина этой весной решила рефинансировать долг.
«Обратилась в АИЖК — мне отказ. Понять не могу, почему отказ: зарплата нормальная, просрочек не допускаю, кредитуюсь уже очень давно», — говорит собеседница Банки.ру. Позднее она выяснила, что в ее кредитной истории указана просрочка свыше 90 дней по ипотечному кредиту.
«Иду в Сбербанк, говорю им, что по БКИ (бюро кредитных историй. — Прим. Банки.ру) у меня числится просрочка, а они говорят: «Нет, у нас все хорошо». Я в одно отделение поехала, во второе, в головной офис, позвонила по всем телефонам. Потом перестала с ними бодаться, поехала в БКИ. Заплатила деньги, мне дали выписку, и я увидела, что действительно есть просрочка. С этой выпиской я пошла в Сбербанк, с круглыми глазами на меня все посмотрели: «Ой, этого быть не может, мы посмотрим и что-нибудь придумаем». Так они меня «мурыжили» три месяца», — возмущается Ирина. Исправить кредитную историю она смогла, только пообещав обратиться в Центробанк. После устранения недочетов женщина перестала быть клиенткой Сбербанка. Она убеждена, что проблемы с кредитной историей возникли не случайно. «Я так понимаю, что это все сделано, чтобы не терять клиентов. Понятно, где они еще найдут клиента с ипотекой в 6 миллионов рублей под 13% годовых?!» — заключает Ирина.
Десятки похожих историй можно обнаружить в «Народном рейтинге» Банки.ру. В прошлом году ситуация в этом сегменте обслуживания клиентов стала беспокоить и ЦБ. Большая часть заемщиков с нетиповыми обращениями к регулятору жаловались на испорченную кредитную историю, рассказывала представитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Ольга Шеховцова. Это стало поводом для масштабной проверки. Выяснилось, что три банка не соблюдали законодательство о кредитных историях. А еще 12 (в том числе два банка из топ-10) были пойманы на мелких нарушениях.
Кто крайний?
В Банке России отказались сообщать, какие кредитные организации вызвали недовольство регулятора. Там также не пояснили, какие надзорные действия применялись к нарушителям, поскольку это действующие банки.
Тогда Банки.ру проанализировал отзывы пользователей в «Народном рейтинге», оставленные с начала года. Поскольку количество обращений часто зависит от величины банка, был взят процент жалоб по поводу кредитных историй от всех обращений в «Народный рейтинг» по конкретной организации. Анализ проводился по разным видам продуктов.
Так, в сегменте потребительского кредитования большую долю жалоб на ведение кредитных историй имеют «ФК Открытие» (12,9%), банк «Хоум Кредит» (8,2%), а также Альфа-Банк (6,3%). Первые два — в числе «лидеров» антирейтинга по кредитным картам. У «Открытия» число обращений по этой проблеме составляет 8,6%, у «Хоум Кредита» — 8,2%. В этом сегменте их опережает только Бинбанк вместе с присоединенным Бинбанком Диджитал (9,6% и 9,3% негативных отзывов). Однако на перечисленные банки почти не жалуются те, кто брал автокредиты. Здесь претензии пользователей Банки.ру по ведению кредитных историй касались Росбанка (26,7%), Сбербанка (15,4%) и банка «Восточный» (12,5%).
В этих трех банках сообщили, что процент жалоб небольшой и это не вызывало претензий со стороны регулятора.
В банке «Хоум Кредит» подтвердили, что от уполномоченного представителя Банка России периодически поступают обращения клиентов по вопросам взаимодействия с бюро кредитных историй. Рост числа жалоб там связывают с предстоящим ужесточением банковского законодательства.
В Бинбанке большое количество претензий объяснили техническими сложностями. «После перевода Москомприватбанка (ныне — Бинбанк Диджитал) на единую технологическую платформу с Бинбанком мы столкнулись с рядом технических трудностей при передаче данных о действующих заемщиках этой кредитной организации. В результате по некоторым клиентам могли передаваться некорректные сведения в бюро кредитных историй», — пояснили в пресс-службе кредитной организации.
В Альфа-Банке и «Открытии» не ответили на запрос Банки.ру.
Данные о финансовом положении россиян обновляются кредиторами: банками, МФО и кредитными кооперативами. Они формируют файлы исходя из своих внутренних учетных систем, документы шифруются, подписываются электронной подписью, а потом передаются в бюро кредитных историй, поясняет генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. БКИ, в свою очередь, проверяет целостность файла, корректность подписи, расшифровывает его и приступает к загрузке в базу данных, продолжает эксперт.
По оценкам Объединенного кредитного бюро, по вине кредиторов портится менее 0,5% кредитных историй. «Эквифакс» приводил цифру 2—3%.
В профиле заемщика могут быть отражены просрочки, которых не было, а также «чужие» обязательства — например, когда мошенники оформляют кредит на имя человека. Нарушением также считается несвоевременная подача данных о клиенте. Согласно закону новая информация должна передаваться в бюро кредитных историй в срок до пяти рабочих дней. На практике этот процесс растягивается на две недели, говорит заместитель руководителя интерактивных сервисов Банки.ру Елена Калинкина. Однако виноват в этом не всегда банк.
«Зачастую причина кроется не совсем в банке. У каждого бюро свое ПО, и для каждого банка нужно сформировать отдельный файл, банки же обычно рассылают типовые файлы. В одном бюро распаковка пройдет штатно, а в другом выдаст ошибку», — отмечает Калинкина.
Такие случаи редкость, утверждает менеджер по развитию данных Объединенного кредитного бюро Евгений Даниленко. «В штатном режиме загрузки предусмотрен технический контроль файлов перед загрузкой в бюро. При выявлении ошибок банк получает отчет с указанием того, что нужно исправить для успешной загрузки, затем исправляет и присылает данные вновь», — поясняет эксперт.
Если технический фактор сводится к минимуму, то остается человеческий. Кредитная история может исказиться или не обновиться вовремя из-за элементарной невнимательности банковского работника.
Работа над ошибками
Ключ к любой кредитной истории — так называемый код субъекта. Он присваивается заемщику при оформлении первого кредита и является бессрочным. Это своеобразный ПИН-код, который позволяет проверить данные о себе дистанционно.
Зная свой код, можно обратиться в Центральный каталог кредитных историй на сайте Банка России. Там уже будет видно, в каких бюро хранится информация о заемщике. Иначе придется побегать — в банк и различные БКИ. Но это уже совсем другая история.
#пофиншую: почему вам могут отказать в кредите и как увеличить шансы на его получение
Разбираемся, какие неочевидные факторы могут испортить кредитную историю, как ее можно улучшить и как правильно подать заявку на кредит.
Попали в историю
Если банк отказывает в кредите, стоит задуматься о своей кредитной истории. Многие факторы, иногда неочевидные, могут существенно испортить ее.
Вот некоторые причины для отказа в выдаче ссуды:
1. Можно даже не напоминать заемщикам о самом главном факторе, который портит кредитную историю (КИ). Это просрочки. Начинается все именно с несвоевременного погашения платежа (мы не говорим о технических просрочках, которые возникают вследствие несвоевременной обработки операции и небольших — на 5—7 дней — единоразовых просрочках).
2. Досрочные погашения — несмотря на то, что такая услуга есть во всех кредитных организациях без каких-либо ограничений по срокам и суммам, именно быстрое погашение кредита или полное досрочное погашение может стать причиной ухудшения КИ, ведь банки хотят заработать на выдаче ссуд как можно больше за счет процентов, а досрочными погашениями вы существенно снижаете их доход.
3. Большое количество заявок в разные банки. Некоторые будущие заемщики думают, что «чем больше, тем лучше», и, желая получить кредит на самых выгодных условиях, рассылают заявки на кредит в 5—10 банков. Но такое поведение может не только не помочь, но даже испортить КИ и снизить кредитный рейтинг заемщика.
4. Много кредитов (закредитованность заемщика) или полное отсутствие кредитного опыта. Ни то ни другое не нравится банкам. Если у вас много кредитов, это говорит о неспособности контролировать свои доходы и расходы. Если кредитов не было совсем — для банка вы непредсказуемый клиент, и относиться к вам он будет с осторожностью (либо одобрит небольшой лимит на маленький срок, либо откажет вовсе).
5. Ошибки в кредитной истории по вине банка. Многие даже не догадываются о проблемах с КИ, пока, столкнувшись с несколькими отказами подряд, не заказывают выписку из бюро кредитных историй. В этой выписке и обнаруживается просрочка, которой быть не должно. Часто такое происходит из-за ошибок сотрудников, технических ошибок банковских систем, несвоевременной передачи данных в БКИ и т. д. О том, как банки могут испортить КИ, можно прочитать здесь.
6. Некредитные долги. Частые и длительные просрочки по коммунальным платежам, налогам, алиментам и тому подобному — показатель ненадежности потенциального заемщика.
7. Поручительство. Не соглашайтесь на поручительство, если сами запланировали взять кредит в ближайшее время: этот факт снижает вашу платежеспособность и увеличивает риски испортить свою КИ, если заемщик, за которого вы поручились, окажется недобросовестным исполнителем своих обязательств.
8. Судебные иски. Каждый банк дорожит своей репутацией, и если однажды вы подавали иск в отношении кредитной организации, то в будущем это может закрыть для вас доступ к кредитным продуктам (информация о судебных исках заносится в кредитную историю). Еще хуже, если иск подан к вам за задолженность перед банком, такая КИ будет считаться испорченной безвозвратно.
9. Использование баланса кредитной карты на 100%. Не доводите баланс карты до нуля, оставляйте на счете 15—30% от кредитного лимита, это важный показатель ваших финансовых возможностей и снижение рисков неплатежеспособности.
10. Предоставление недостоверной информации о себе. Все личные данные клиента проверяются службой безопасности банка. Если обнаруживается, что потенциальный заемщик неверно указал какие-либо данные, то несоответствие предоставленной информации реальной банк расценит как фальсификацию. Если заемщик не может подтвердить свои доходы официально, банк обязательно проверит, какая средняя по рынку зарплата у специалиста его уровня. Если данные будут сильно разниться, это послужит поводом для дополнительной проверки и может стать причиной отказа: либо человек соврал, либо он получает часть зарплаты «в конверте», что может продлиться недолго и в будущем станет причиной ухудшения платежеспособности.
Самые популярные предложения без подтверждения дохода
Что делать, если кредитная история испорчена?
Если кредитная история испорчена не по вашей вине и вы добросовестно исполняли обязательства в срок, сведения можно и нужно оспорить. Это можно сделать с помощью официального запроса в БКИ. Вам потребуется написать заявление, в котором вы перечислите все недостоверные данные, которые потребуется изменить. Специалисты проверят наличие ошибок и правильность внесенных данных, а также обратятся к источнику формирования кредитной истории, который передавал оспариваемые данные, и попросят его проверить правильность информации. Источник формирования обязан либо исправить кредитную историю в оспариваемой части, либо оставить ее без изменения, если ранее переданные сведения достоверны. Сотрудники бюро кредитных историй, в свою очередь, подготовят и вышлют вам письменный ответ. Если в процессе оспаривания взгляды заемщика и банка не совпадают, вы имеете право потребовать внесения достоверной информации через суд.
Если все же плохая КИ сформировалась по вашей вине, есть один эффективный способ — отказаться от любых займов на десять лет. Столько времени бюро хранит вашу кредитную историю с момента последней записи. После этого любой заемщик, в том числе и злостный неплательщик, получит чистую кредитную историю. Но, как уже отмечалось ранее, отсутствие КИ не всегда приветствуется банками. А у некоторых кредитных организаций есть свои черные списки, удалиться из которых невозможно.
Если такой способ вам не подходит и столько времени вы ждать не можете, попытайтесь улучшить КИ без ее удаления.
Берем кредит правильно
1. Золотое правило — сначала подавать заявку в зарплатный банк. Для «своих» клиентов у банка всегда есть отдельные программы и продукты, вы сможете рассчитывать на крупную сумму под минимальную ставку, с минимальным комплектом документов и, возможно, без оформления страховки. Также рассматривайте банки, в которых вы уже брали кредит или оформляли другой продукт. Скорее всего, они уже сформировали для вас предодобренные предложения на специальных условиях (чтобы узнать об этом, достаточно позвонить на горячую линию или зайти в личный кабинет онлайн-банка).
2. Внимательно ознакомьтесь со всеми требованиями банка: возраст, стаж работы на последнем месте и общий, регистрация, способы подтверждения дохода, необходимый пакет документов (очень часто банки из обязательных документов требуют СНИЛС) и т. д. Если вы не подойдете хотя бы по одному пункту, сразу получите отказ.
3. Не запрашивайте слишком большую сумму. Платежи по всем вашим обязательствам не должны превышать 40—50% дохода, при этом у каждого банка свои требования к этому соотношению.
4. Не соглашайтесь сразу, возьмите время, чтобы подумать. В большинстве банков положительное решение по кредиту действует 30 дней, условия фиксируются. Пусть решение будет взвешенным и осознанным, возможно, за это время вы подберете вариант лучше и выгоднее.
5. Внимательно читайте договор и все документы, которые вы подписываете. Задавайте вопросы. Все документы должны быть в двух экземплярах с подписями сотрудника банка и печатями кредитной организации (один экземпляр остается у вас, второй — у банка).
6. Неопрятный внешний вид и отклоняющееся от нормы поведение могут послужить причиной для отказа в предоставлении кредита, поэтому не забывайте о том, как вы выглядите и ведете себя.
7. Если вы недавно по каким-либо причинам меняли документы, проверьте, действительны ли они. Бывает, что через месяц после смены паспорта он не числится в базе МВД. Также подобная проблема может возникать из-за сбоя в системе. В любом случае, сотрудник банка ничем не сможет вам помочь, придется обращаться в орган. выдавший документ.
8. Изучите отзывы, проблемы, которые уже возникали у клиентов банка, и то, как быстро представители кредитной организации на них реагировали. Сделать это можно на портале Банки.ру в разделе «Народный рейтинг».
Если вы не понимаете, в чем причина отказа в выдаче кредита, попытайтесь уточнить это у менеджера. Банк имеет право отказать в выдаче кредита без объяснения причин, это закреплено на законодательном уровне. Однако сотрудники зачастую идут навстречу клиентам и могут подсказать, что нужно сделать для устранения проблемы.
Выбрать кредит на лучших условиях можно с помощью сервиса «Мастер подбора кредитов». На основании указанных данных система определит ваш персональный кредитный рейтинг и бесплатно подберет подходящие предложения банков с высокой вероятностью одобрения. А кредитный калькулятор поможет рассчитать сумму, срок, переплату и другие параметры займа.
Ольга ЖИДКОВА, отдел анализа банковских услуг Банки.ру