пора мой друг пора пушкин история создания
Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора!» по плану
1. История создания
Для Пушкина вопрос смерти всегда оставался одним из важнейших. Особенно это стало заметно в позднем творчестве великого поэта.
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» связано с непростой жизненной ситуацией Александра Сергеевича.
В 1836 году поэт уже окончательно устал от светской жизни, постоянного непонимания со стороны императора, гонений цензуры. Он хотел одного: уехать с семьей подальше от столиц, обосноваться в имении и отдохнуть.
Но император, в глазах которого Пушкин был опасным вольнодумцем, опасался отпускать его так далеко от себя. Самодержец пошел на хитрость: присвоил писателю звание камер-юнкера, и тем самым буквально обязал его ежедневно появляться на службе.
С одной стороны, Николай I официально не запрещал Пушкину уезжать, но с другой, создал условия, при которых это стало невозможным.
Кроме того, подобное назначение было довольно оскорбительным. Обычно камер-юнкерами служили совсем молодые юноши, а Александр Сергеевич был уже зрелым, семейным мужчиной.
Поэт очень расстроился, и, пребывая в таком подавленном настроении, написал анализируемое произведение. При жизни величайшего русского гения оно нигде не публиковалось, настолько было личным.
Стихотворение посвящено Наталье Гончаровой.
2. Литературное направление
Стихотворение относится к реализму, но есть и признаки романтизма.
3. Род
По роду литературы это лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность рассматриваемого произведения – философское стихотворение с элементами послания.
5. Проблематика
Автора затрагивает очень важные проблемы – жизни и смерти, постоянного утекания бытия, постепенного приближения к завершению своего пути.
6. Тематика
Тематика определяется проблематикой стихотворения: жизнь и смерть.
Поэт размышляет о естественном течении жизни, о том, как быстро уходит юность, и наступает зрелость, о счастье.
7. Идея
Пушкин написал «Пора, мой друг, пора!», чтобы излить свою душу, попытаться осмыслить внутреннее состояние, поделиться желаниями.
Оно адресовано жене, и изначально поэт даже не планировал публиковать эти стихи. Александр Сергеевич делился с супругой собственными мечтами именно таким способом: создавая прекрасный литературный текст.
8. Пафос
Стихотворение пропитано грустью, сожалением, печалью.
Читая его, мы понимаем, что автор находился далеко не в лучшем расположении духа, переживал очередной тяжелый жизненный момент, испытывал душевный дискомфорт.
Однако слышится надежда, стоит лишь совершить тот самый побег «в обитель дальнюю трудов и чистых нег», т.е. в деревню.
9. Система образов
В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».
Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.
Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.
10. Центральные персонажи
В своем произведении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, хоть и не называет ее имени. Она становится персонажем этого стихотворения, неким слушателем, с которым автор делится самым сокровенным.
11. Лирический герой
Так как произведение глубоко личное, раскрывающее потайные уголки души величайшего гения, можно смело сказать, что лирическим героем становится сам поэт, вернее, его художественная проекция.
12. Сюжет
Перед нами яркий пример философской лирики, наделенной глубоким смыслом, но лишенной сюжета как такового. Классик просто размышляет, делится с читателем своими взглядами.
13. Композиция
Исследователи считают, что данное произведение Пушкин не закончил. Основанием для таких мыслей становится, в том числе, и композиция стихотворения, которая явно обрывается.
Предположительно, автор задумывал три части, но написал только две.
Первая – это первые четыре стиха. В них Пушкин рассуждает о природном течении жизни: все проходит, меняется, и люди стареют. Ежесекундно уносятся «частички бытия», оседая лишь в памяти. Люди предполагают жить, но могут умереть – вот о чем говорит автор.
Вторая часть – оставшиеся четыре стиха. В них речь идет о том, что есть счастье для лирического героя («покой и воля»). Он высказывает свою заветную мечту – убежать от света, уехать в глушь, и жить там.
Композиционно должна быть еще одна часть, описывающая старение на лоне родной природы, счастливым человеком, окруженном многочисленными родственниками. Однако по каким-то причинам Пушкин не дописал, оставив стихотворение в неполном виде.
Именно поэтому нельзя говорить, что композиция тут логически завершена, но две части явно выделяются и различаются по тематике.
14. Художественные особенности произведения
Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».
В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.
Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение состоит из одной строфы, всего восемь стихов.
Написано излюбленным пушкинским размером – шестистопным ямбом.
Рифмовка парная (ААББ). Все это вместе создает простое и вместе с тем очень красивое стихотворение.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин начинает свое произведение с обращения, чем сразу настраивает на диалог, однако перед нами философский монолог.
В тексте используется много эпитетов: «усталый раб», «завидная доля», «обитель дальняя», «чистые неги».
Кроме того, встречаются метафоры: «летят за днями дни», «каждый час уносит частичку бытия» и т.д.
Поэт вводит олицетворение «покоя сердце просит», тем самым подчеркивая, насколько он устал от повседневной светской суеты. Недаром он сравнивает лирического героя с «усталым рабом», замышляющим побег от всего этого.
17. Значение
Стихотворение очень значимо для понимания внутреннего состояния зрелого Пушкина, того, что с ним происходило незадолго до трагической гибели.
18. Актуальность
Человек всегда будет стараться постичь стремительный бег времени, осознать вопросы жизни и смерти, понять, что же такое счастье. А значит, анализируемое стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.
19. Мое отношение
Мне очень нравится это произведение. Оно вызывает светлые чувства и заставляет задуматься над важными бытийными вопросами.
20. Чему учит
Стихотворение учит правильному, философскому отношению к жизни, а также принятию быстротечности времени.
«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню. Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия. Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведён в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу. Пушкин был оскорблён назначением. В январе 1834 г. он писал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)».
Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединённую жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.
Литературное направление, жанр
Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма. Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.
Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.
Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.
Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы. Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует чёткости не только содержания, но и формы.
Тропы и образы
Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег, используя перифраз.
Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.
Стихотворение и анализ «Пора, мой друг, пора…»
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Краткое содержание
А. Брюллов. Портрет Н.Н. Гончаровой-Пушкиной. 1832
Перед нами яркий пример философской лирики, наделённый глубинным смыслом. Данное произведение лишено сюжета, как такового. Читая эти поэтические строки, мы видим, как автор просто предаётся размышлениям, делясь с читателями своими взглядами, переживаниями, эмоциями.
История создания
Пушкин среди своих современников получил славу вольнодумца, что категорически не нравилось царю Николаю I. Государь остерегался свободолюбивого настроя поэта и красноречивой силы его пера. Получив информацию о том, что вольнодумец решил уехать из Петербурга, чтобы поселиться с женой и детьми в родном Михайловском, государь поступил весьма хитро: он издал указ о производстве Пушкина в камер-юнкеры, чем обязал поэта регулярно посещать службу. Данное назначение явилось для 35-летнего Пушкина весьма оскорбительным: звание «камер-юнкер» обычно давалось «желторотым» юнцам.
Однако основная причина разочарования поэта была в другом. Невероятно устав от шумной придворной жизни, а также испытывая сильную потребность в уединении, Пушкин планировал уехать из светской столицы в родную деревню. Но его намерениям уйти в отставку реализоваться не довелось из-за внезапного назначения на службу. Подавленный этими событиями, поэт пишет данное произведение, адресуя его любимой супруге Наталье.
Жанр, направление, размер
Произведение представляет жанр философского стиха с элементами элегии. Его справедливо отнести к литературному направлению «реализм», хотя в нём также присутствуют черты романтизма. Стихотворение характеризуется ритмичностью: в нём практически нет пропусков ударений. Поэтический размер – шестистопный ямб. Рифмовка парная, посредством чередования женской/мужской рифм.
Композиция
Произведение состоит всего лишь из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Такой эффект достигнут тем, что стихотворение, по мнению большинства исследователей, не завершено автором: изначально, поэт задумывал написать три части, а ограничился двумя. Композиция полностью построена на антитезе «жизнь – смерть».
Стихотворение начинается с рассуждения лирического героя на тему бренности бытия и страстного желания уединиться с семьёй вдали от светской жизни. По идее, кульминацией произведения должен послужить отъезд лирического героя с супругой в деревню, где он мог наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.
Образы и символы
В произведении представлено несколько смысловых образов, способствующих раскрытию основной темы стихотворения:
Темы и настроение
Основная идея
Пушкин пишет данное стихотворение с единственной целью: излить свою душу, попытаться осмыслить собственное эмоциональное состояние, поделиться тайными желаниями. Именно в этом исповедальном посыле содержится основная идея произведения.
Средства выразительности
Как и во всех своих произведениях, Пушкин виртуозно использует выразительные средства, чтобы максимально точно донести до читателей собственное настроение:
Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина
Всего получено оценок: 30.
Всего получено оценок: 30.
Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора» является прекрасным образцом философской лирики. Оно нигде не публиковалось при жизни поэта, что указывает на то, что было очень личным, сокровенным для Александра Сергеевича. Подготовка к уроку литературы в 10 классе будет более качественной при использовании краткого анализа «Пора, мой друг, пора» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пора, мой друг, пора.
История создания – Стихотворение написано в 1834 году и посвящено супруге Наталье.
Тема стихотворения – Мечты об уединении и спокойной, праведной жизни.
Композиция – Стихотворение состоит из двух четверостиший. Построено на антитезе «жизнь – смерть».
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с использованием парной рифмовки.
Метафоры – « обитель дальняя »,«усталый раб»,«дни летят».
Эпитеты – «чистых нег», «завидная доля».
Олицетворения – «покоя сердце просит».
История создания
Александр Сергеевич всегда имел славу вольнодумца, что очень не нравилось государю Николаю I. Он опасался свободомыслия поэта и той силы пера, которой тот обладал. Узнав, что Пушкин решил покинуть Санкт-Петербург и обосноваться с семьей в родной деревне, он поступил весьма хитро – произвёл поэта в камер-юнкеры и тем самым обязал Александра Сергеевича исправно ходить на службу. К слову сказать, это назначение было весьма оскорбительным для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера получали юноши.
Однако главная причина разочарования поэта крылась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить в уединении в своей деревне. Однако его попытка уйти в отставку оказалась неудачной. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, мой друг, пора» своей любимой жене Наталье.
Некоторые исследователи творчества А.С.Пушкина считают, что стихотворение «Пора, мой друг, пора» так и не было завершено. Обосновывают это тем, что главная тема стихотворения – спокойная жизнь в кругу близких людей, и далее поэт должен был бы написать о жизни в кругу семьи, о старости. Но ничего этого нет.
В первой строфе ведётся речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчивается смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытии.
Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – « покой и воля ». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.
По мнению некоторых исследователей, далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.
Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.
Композиция
Стихотворение состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд.
Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. Первая часть заканчивается мыслью, что жизнь быстротечна и человек, предполагающий долго жить, может умереть в любой момент. Во второй же части лирический герой говорит о смерти как об освобождении.
Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
Стихотворный размер – шестистопный ямб с использованием парной рифмовки, при этом происходит чередование пар женских и мужских рифм.
Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения.
Произведение отличается ритмичностью.
Средства выразительности
Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести своё настроение читателю.
Эпитеты « чистых нег», «завидная доля » придают образам большего драматизма. Также в произведении использованы метафоры («обитель дальняя »,« усталый раб »,« дни летят ») и олицетворения (« покоя сердце просит »).
«Пора, мой друг, пора!»: сокровенная лирика Александра Пушкина
Меню статьи:
Текст стихотворения
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
История создания произведения
Александра Пушкина мировая литература считает мастером любовной поэзии. «Пора, мой друг, пора!» – прекрасное философское произведение русского гения. Стих нашел свою аудиторию лишь после смерти автора. В этом – особенность этого лирического образца. Далее мы детально проанализируем историю написания и художественные особенности этого стиха.
Критики придерживаются мнения, что отсутствие прижизненных публикаций стиха означает одно: текст был очень личным, сокровенным. Александру Сергеевичу исполнилось 35 лет. Этот период оказался переломным для поэта. Пушкин хотел получить отставку, переехать в деревенское имение. Император Николай, однако, не отпускал экстравагантного поэта далеко. Государь боялся, что Пушкин будет чрезмерно выражать свою позицию – либеральную, вольнодумную. Но это не единственная причина решения Николая. Императору нравилась жена Александра Сергеевича – Наталья. Кстати, именно жене поэт и посвятил анализируемый нами стих.
Шел 1834-й год. Пушкину присвоили чин камер-юнкера. Это звучало, как оскорбление: обычно камер-юнкерами становились совсем юные мужчины, совсем мальчики. Но Пушкин не мог отказать царю. Николай заставил писателя постоянно появляться на службе. Кроме того, поэт отчаянно нуждался в финансовых средствах. Назначение очень оскорбило гениального автора. Об этом свидетельствует запись, которую Александр Сергеевич сделал в январе того года. Возникает вопрос, чего хотела Наталья. Хотела ли девушка вернуться в деревню? Или, может, светскую красавицу вполне удовлетворяли балы и роскошь столицы?
Легенды о стихе
Литературоведы отмечают, что в пушкинском произведении чувствуется некий судьбоносный прогноз. Поэт будто сам предрекает себе скорую кончину, ведь считает, что жизнь катится к закату. И правда: существует легенда, которая рассказывает, что писатель знал о скорой смерти. Некая цыганка нагадала Александру Сергеевичу кончину на дуэли. Женщина даже описала убийцу – светловолосого молодого мужчину.
Жанровые особенности поэзии
1830-е годы ознаменовались интересом Пушкина к реализму. Поэтому этот период творчества русского писателя называется реалистическим. Эта поэзия, между тем, не закончена. Рукописи намекают, что поэт планировал продолжить произведение – тоже в духе реализма. Критики называют стих философской лирикой.
Стих «Зимняя дорога» относится к реализму. Природа, окружающая путешественника, и его чувства передаются реальными образами. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Подобными чертами характеризуются также пушкинские произведения, созданные в период Болдинской осени. В те годы писатель остался один, в изоляции, когда Российскую империю охватила эпидемия холеры. Это случилось накануне заключения брака с Натальей Гончаровой.
Тематика и идея стиха
При анализе произведения стоит помнить: Пушкин не закончил свое творение. Это объясняет, почему нельзя делать однозначных выводов о теме и идее данной поэзии. Основная мысль прослеживается нечетко, потому что автор не успел реализовать изначальный замысел. Писатель посвящает поэзию прежде всего своей супруге, Наталье Гончаровой. Автор нередко и в других текстах называет свою жену «другом».
Автор пишет о спокойной и свободной жизни в деревенском доме. Какова же ключевая мысль произведения? Об этом не нужно гадать. Писатель сам раскрывает идею своей поэзии. В юности человек не стремится к домашнему уюту.
Но в зрелости одиночество навевает страх. Александр Сергеевич рассуждает о счастье.
Человек обретает счастье тогда, когда находит любимую женщину, создает семью. Спокойный и комфортный деревенский дом, природа, любимая работа, семья, вера – вот ключевые факторы счастливой жизни. Пережив этот опыт, человеку не страшно умирать. Пора зрелости толкает людей именно к такой форме жизни.
Композиция текста
Структурно произведение состоит из двух частей. Однако незавершенность произведения проливает свет на композиционные нюансы пушкинского шедевра. Первая и вторая строфы выглядят так, будто противоречат одна другой. Но это лишь на первый взгляд. Если помнить о том, что перед нами не финальная версия поэзии, между частями стиха появляется прочная связь.
Первая часть
Основная тема первой строфы – быстротечность жизни. Поэт не вкладывает в свои рассуждения трагический смысл. Несмотря на это, критики порой трактуют эту часть произведения в пессимистическом ключе. Писатель не упоминает, что предчувствует свою кончину. Поэт сосредотачивает внимание на периоде зрелости.
Стихотворение Александра Пушкина «Анчар» вошло в историю литературы как одно из самых известных. Горечь размышлений о власти воплотилась в мастерских аллегорических образах. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Молодость уходит, постепенно приближается старость. Линия человеческой судьбы естественным образом венчается смертью. Как лучше провести последнюю часть жизни? Для Пушкина это очевидно: рядом с любимым и родным человеком, «другом».
Вторая часть
Пушкин начинает вторую строфу афоризмом. В мире трудно найти счастье (да и есть ли оно вообще?), но зато можно отыскать покой и волю. Подобное выражение свидетельствует о мудрости, которая приходит к человеку в зрелые годы. Счастье разочаровывает, отрада же ищется в спокойной и свободной жизни. Для Пушкина это означает освобождение. Поэт называет себя «усталым рабом», который вдруг обретает новые цели. Теперь писатель ощущает счастье не в бурных переживаниях, событиях, суете, а в покое. Автор стремится удалиться от общества, уединиться в доме с родными людьми.
Художественные особенности стихотворения
Пушкин использует шестистопный ямб, парную рифмовку и чередование рифм. Произведения отличается ритмичностью: писатель почти не пропускает ударения. Александр Сергеевич реализует главный замысел: создать лирическую жизненную программу зрелого человека. Такая идея потребовала от автора придать произведению четкую форму и содержание.
Тропы
Пушкинское творение пестрит точными метафорами и олицетворениями. Поэт подает абстракции в виде деятельных существ:
Деятельная жизнь абстракций противопоставляется усталости, человеческой кончине. Самая яркая метафора, которую вводит русский поэт, – «усталый раб». Александр Сергеевич не подразумевает «раба жизни», который ждет смерти. Скорее речь идет о рабстве рутины, в которое попадает человек, покоряясь привычкам, обязанностям. Такая покорность внешним обстоятельствам лишает людей возможности дышать полной грудью, жить полноценной жизнью.
Образы
Ключевой эпитет – «усталый раб» – выражается прилагательным. Этот образ поражает постоянством во времени. Просто уставший человек возвращает себе бодрость после отдыха. Однако ментально усталый от светской жизни человек не может так легко вернуть себе свежесть. Отдых здесь не поможет. Единственный выход – бегство.