попутная песня глинка история создания
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Чтo нaша жизнь без кошек? Кoшки это меховые цветы. Alfred Brunel de Neuville Дочь Marie Yv.
Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки. Marie Yvonne Laur Если бы кошачь.
«Николай Добронравов. Тост за достоинство честных певцов» Творческий и семейный союз композит.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
РЕТРО-МУЗЫКА. СТАРИННЫЙ РОМАНС, ХОРОШО ЗНАКОМЫЙ ВСЕМ КАК «ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ»
Музыка Михаила Глинки
Слова Нестора Кукольника
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится*
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенно считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
15 июля 1840, слова
Дмитрий Хворостовский
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804-1857) — великий русский композитор
Глинка, как и Кукольник, был убежденным монархистом, но так как к музыке Глинки у большевиков претензий не было, то в советское время его творчество не только не тронули, но даже активно пропагандировали, лишь тексты освободили от «контрреволюционной» лексики. Например, оперу «Жизнь за царя» переименовали в «Ивана Сусанина». Это обычное явление в культуре.
Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом, вошла в цикл романсов Глинки «Прощание с Петербургом» (1840). Паровоз тогда назывался пароходом.
Поет большой детский хор
Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии
Одна из самых известных песен из репертуара Федора Шаляпина. Повторы строк сделаны для песенного варианта, в оригинальном стихотворении они отсутствуют.
Он родился 8 сентября 1809 г. в Петербурге, в семье профессора. Окончил Нежинскую гимназию высших наук, после чего преподавал русский язык и литературу в Виленской гимназии.
В 1833 г. поступил на службу в канцелярию министерства финансов, где прослужил почти 20 лет.
Активный сторонник самодержавия.
Последние годы жизни жил на юге России; умер 8 декабря 1868 г. в Таганроге.
Был необычайно плодовитым литератором, писал романы, трагедии, драмы, лирику, выпускал «Художественную газету» (1836-1838), журналы «Дегерротип», «Иллюстрация».
Поет мой любимый певец Георгий Нэлепп
Наконец всем известная эстрадная миниатюра в исполнении Винокура и Оганезова
Рубрики: | музыка/романсы музыка/ретро-музыка музыка/история создания музыка/авторы музыка/исполнители |
Метки: попутная песня
Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям
Попутная песня глинка история создания
Михаил Иванович Глинка «Попутная песня»
Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор, внёсший неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Сочиняя свои произведения в различных жанрах, особое внимание гениальный маэстро в своём творчестве уделял камерной вокальной музыке. Глинку по праву называют не только основателем русской классической композиторской школы, но и школы вокального исполнения. Р омансы, которые он сочинял на протяжении всей творческой жизни, оценивались слушателями и исполнителями как настоящие шедевры. Одним из таких совершенных плодов вдохновения композитора является колоритная вокальная миниатюра «Попутная песня», вошедшая в состав вокального цикла «Прощание с Петербургом».
Историю создания «Попутной песни» Михаила Ивановича Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
В конце тридцатых годов в жизни Глинки было много печальных моментов. После смерти Александра Сергеевича Пушкина, на которого он всегда и во всём старался быть похожим, в его душе наступило полное опустошение. Работа над оперой «Руслан и Людмила» шла не так как предполагалось. В 1839 году умер младший брат композитора, а кроме того Михаил Иванович узнал об измене молодой жены. Он ушёл из дома и оставил службу в придворной Певческой капелле, чем навлёк на себя гнев самого царя. Единственным утешением композитора в то время было знакомство и общение с Екатериной Керн – «милою Е. К.», как в своих воспоминаниях называл её Глинка.
Казалось, что теперь освободившись от связывающих его пут: непонимающей его жены и ненавистной работы, Михаил Иванович может всецело предаться всё более захватывающей его взаимной любви, а также любимому сочинительскому занятию. Однако не всё было так гладко в жизни композитора. Он понимал, что бракоразводный процесс – это долгая тяжба, которая отнимет много сил, да и милая Катенька в то время опасно заболела. После её выздоровления у Глинки возник план уехать за границу, в Италию и там тайно заключить брак со своей возлюбленной, так как их отношениям противились родственники с обеих сторон.
Необходимо также отметить, что в это время Глинка весьма сблизился с известными литераторами братьями Кукольниками. Квартира в Фонарном переулке, где они проживали, было местом, в котором любили собираться творческие люди Петербурга. Так часто бывая в богемной среде у Кукольников, Михаил Иванович в конце мая 1840 года замыслил сочинить ряд романсов на стихи среднего брата Нестора, которые впоследствии были объединены в вокальный цикл под названием «Прощание с Петербургом». Сочиняя вокальные миниатюры, в число которых вошла «Попутная песня», композитор не связывал их единым сюжетом. В произведениях он старался отразить чувства человека мечтавшего покинуть город, в котором претерпел много невзгод. Работа над сборником шла весьма успешно, и двенадцать миниатюр в тесном творческом содружестве с автором поэтических текстов были закончены к 9 августа.
Братья Кукольники, искренне любившие Глинку, предполагали, что композитор, собиравшийся уехать за границу в ближайшее время, расстанется с ними надолго и поэтому, чтобы изъявить свои дружеские чувства, на следующий день устроили прощальный вечер, на котором маэстро с большим воодушевлением исполнил произведения из своего нового цикла. Михаил Иванович уехал на следующий день, однако не в Италию с любимой девушкой, как он предполагал, а по велению своей матушки – один и в родовое имение Новоспасское. Через месяц, вернувшись в столицу, композитор увидел свой новый сборник вокальных миниатюр, названный «Прощание с Петербургом» и входящую в него «Попутную песню», опубликованными музыкальным издательством «Одеон» Петра Ивановича Гурскалина. Цикл вскоре был распродан так быстро, что его при удвоенном тираже пришлось напечатать ещё раз.
Интересные факты о «Попутной песне»
Содержание «Попутной песни»
«Попутная песня», входящая в вокальный цикл «Прощание с Петербургом», является красочной жанровой зарисовкой, ярко отображающей впечатления Михаила Глинки от железной дороги, открывшейся в 1837 году и связывающей Санкт-Петербург и Павловск. Эта миниатюра, относящаяся к зрелому периоду творчества композитора, наглядно показывает, какого мастерства достиг композитор в выражении человеческих чувств, а также художественном изображении окружающего мира. В данном задорном образце жизнерадостной лирики, Глинка, использовав разнообразные средства музыкальной выразительности, колоритно отобразил всё то, что связано с железной дорогой: гомон и сутолоку, радостное ожидание новых впечатлений и долгожданных встреч.
II: А В:II А. Вторая – это куплетно-припевная: в ней роль припева выполняет раздел А.
Песня не имеет развернутого инструментального вступления. Эту роль выполняет один энергичный, настраивающий на тональность, Ре мажорный аккорд. Далее сразу с затакта начинается мелодия, которая в неудержимом темпе стремительно мчится вперёд. Текст первой части композиции воспринимается как скороговорка, так как мелодия, заключённая в равномерное движение восьмых длительностей, по указанию композитора исполняется в быстром темпе.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Попутная песня» Глинки
Поезд мчится в чистом поле…
Поезд мчится в чистом поле… И при этом не мешает жаворонку
Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени
Замостьянов Арсений
Пушкин не успел воспеть русскую железную дорогу. Самые известные стихи, посвящённые первой отечественной чугунке, написал Нестор Васильевич Кукольник (1809 – 1868) – поэт громкой прижизненной славы и отчаянного посмертного забвения. Кукольника давненько не переиздавали – по большому счёту, не одну сотню лет. Но эти стихи все вы хорошенько знаете – благодаря классической песне Михаила Глинки, в содружестве с которым поэт создавал русскую вокальную классику. Помните?
Дым столбом – кипит, дымится пароход.
Пестрота, разгул, волненье,
Православный веселится наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О Боже, как долго!»
Напомню: пароходами тогда в России называли паровозы. Замечу, как быстро у нас появилось чисто русское обозначение локомотива! Умели наши писатели и в те годы, несмотря на галломанию и прочие модные эпидемии, хранить строй и смысл русской речи. Железная дорога привнесла в нашу жизнь немало новых слов и придавала дополнительный смысл словам старым. Так, перроны в 1830-е годы называли дебаркадерами, а вагонные тамбуры – сенями, на русский лад.
Правда, строчка про «православный народ» более известна в другой вариации «Веселится и ликует наш народ»… Тут дело не только в атеистической тенденции ХХ века: «веселится и ликует» – звучит ярче, гармоничнее, да и выпевать эти слова легче. Певец ускоряется, ускоряется и жизнь, которую преображает железная дорога. Такова её цель – облегчить и ускорить путь из города в город. Правда, целью первой русской железной дороги был небольшой (зато царский!) городок. Шутники говорили: «Вот в Европе чугунку строят, чтобы ускорить дорогу из одного промышленного центра в другой, а мы построили дорогу в трактир!» Это саркастическое высказывание приписывают нашему «финансовому гению» того времени – министру Егору Канкрину.
«Попутная» не звучала в те исторические дни. А жаль. Если бы под глинковский напев провожали первых русских железнодорожных пассажиров – незабываемый был бы праздник! Но Глинка и Кукольник написали её, уже изведав преимущества нового транспорта.
Впервые песня прозвучала в 1840 году – в исполнении автора, в домашнем концерте, в цикле из 12 романсов, который Глинка и Кукольник назвали элегически – «Прощание с Петербургом». Они в те дни дружили почти неразлучно, прощания давались им с натугой. Цикл получился на редкость разнообразный по настроению и по тематике. По существу, это широкая панорама, в которой поезд не мешает жаворонку, а лихая пляска – признанию в любви.
В этой песне есть и бодрое ликование, и лирическое волнение. Есть захватывающая скороговорка – и душевная простота. Ведь железная дорога – это и путешествие, и стремительность, и грусть расставания… А главное – в каждом куплете здесь остро ощущается скорость, движение мощного парохода-паровоза, этого чуда техники. Лучшего вокального памятника русской железной дороге и представить нельзя. Подпевая этой песне, мы вспоминаем всё лучшее, что было в России в 1830‑е годы. И архитектуру, и стихи, и воинов, и флот.
Глинка стал первым русским композитором, который в музыке передал новое для того времени впечатление от поездки по железной дороге. И получилось впечатляюще. Автор «Жизни за царя» стал поэтом технологической революции. Вскоре железная дорога превратилась в символ, который пытались осмыслить поэты и композиторы других поколений. Во многом – стараниями Глинки и Кукольника.
Композитор как будто снял кинофильм об этом ярком событии. 30 октября 1837 года по Царскосельской железной дороге начал курсировать первый пассажирский поезд – незабываемый. Из Санкт-Петербурга в Царское село он примчался за 35 минут, а обратно – и вовсе за 27 минут, то есть его средняя скорость составила 50 км/час. Неслыханное дело! «Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день писали: «Шестьдесят километров в час (такую скорость поезд развивал на самых быстрых участках пути. – Прим. авт.), страшно подумать. Какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий».
Но это «пароход» расстарался на славу. Вообще-то изначальная средняя скорость российских пассажирских поездов составляла всего 32 км/час, а грузовых локомотивов – 16. Только к середине 60-х годов XIX века поезда стали регулярно перемещаться со скоростью 43–45 км/час. Всё это в те времена воспринималось как фантастика. Как аккорды Глинки. Как-никак любой путь пароходы проделывали в 4–7 раз быстрее самых резвых лошадей. К тому же просвещённые люди понимали, что это только первые звенья в цепочке технического прогресса. Скорость, как и надёжность современного транспорта, будет только увеличиваться.
Вёл первый российский поезд сам Франц Герстнер – инженер, строитель железной дороги, настоящий энтузиаст. На памятной медали, которую выпустили вскоре после первого рейса, о нём говорилось так: «…родом чех, единоплеменный россиянам».
Герстнер писал, отвечая многочисленным скептикам: «Мы посмеёмся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразить равнины, долы и горы. Мы победим пространство и время!» Узнаёте образ? «Мы покоряем пространство и время, мы молодые хозяева земли», – пели в ХХ веке советские весёлые ребята. Они тоже яростно и страстно верили в прогресс, в то, что техника преобразит мир. И поэт-коммунист Василий Лебедев-Кумач в этом сходился со «старорежимным» инженером Герстнером. Думаю, сегодня не все согласятся с таким максимализмом, но, если оглядеться по сторонам без гнева и пристрастия, станет понятно: и Герстнер, и его единомышленники из ХХ века не ошибались.
Свою летящую песню Глинка посвятил Николаю Немировичу-Данченко, родственнику Кукольника, которого друзья называли рыцарем Коко. Все творческие идеи соавторов обсуждались в доме Кукольников, на собраниях так называемой братии.
Нет, Кукольник не был гением. Скорее – играл в гениальность. Но о его одарённости можно судить и по одной этой песне. «И быстрее, шибче воли // Поезд мчится в чистом поле» – это мощные, спаянные, выразительные стихи. Ни одного слова в этом сплаве нельзя поменять. Но это одна из редких удач поэта, непереваренной высокопарной риторики у него куда больше.
И всё-таки научное, комментированное переиздание Кукольника необходимо. Если никто в наше время этим не занимается – жаль. Из истории его – любимого соавтора великого Глинки – вычеркнуть не получится. Хотя бы потому, что «Попутная песня» (как и «Жаворонок», и «Сомнение») и в наше время звучит каждый день. Это – музыкальный образ российских железных дорог, рождающий множество воспоминаний в душе каждого слушателя. Это наш железнодорожный гимн, гимн прогрессу и скорости. Пускай уж он звучит почаще.
Репродукция картины Петра Каратыгина «К.П. Брюллов, Н.В. Кукольник и М.И. Глинка» (из собрания музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве)
Попутная песня глинка история создания
«Прощание с Петербургом» — единственный вокальный цикл Глинки, хотя романсы занимают важное место в его творчестве. Впрочем, и эти 12 романсов не задумывались как цикл. Об их возникновении композитор рассказал в своих «Записках»: «В день моих именин, т. е. 21 мая (1840 года. — А. К.), когда я шел из Ревельского подворья. мне пришла мелодия болеро «О дева чудная моя». Я попросил Кукольника написать стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. По этому, кажется, поводу пришла Платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом П. И. Гурскалиным под именем «Прощание с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно».
Это происходило в Петербурге, где Глинка, признанный создатель первой русской классической оперы «Жизнь за царя» (1836), работал над второй — «Руслан и Людмила». Он часто встречался с братьями Кукольниками, Нестором и Платоном, которые с 1839 года поселились в доме Мерца в Фонарном переулке. Там за несколько лет до того жил сам Глинка, туда же он вернулся в сентябре 1840 года. У Кукольников собиралась компания приятелей — литераторов, критиков, любителей музыки, — известная как братия. Нестор Васильевич Кукольник (1809—1868) пользовался в то время широкой популярностью. Первый успех 29-летнему писателю принесла драматическая фантазия «Торквато Тассо»; в период расцвета за 6 лет (1840—1845) он написал 5 романов, 5 драм, 26 повестей, множество стихотворений. Кукольник называл себя родоначальником школы русских романтиков и признавал гениальную триаду в русской литературе (уже подарившей миру Пушкина!), живописи и музыке: Брюллова, Глинку и себя самого. Глинка написал на стихи Кукольника ряд романсов, в том числе «Сомнение», и музыку к его трагедии «Князь Холмский».
Над «Прощанием с Петербургом» композитор работал в июне-июле 1840 года и закончил «заказанные романсы» 9 августа. На следующий день он уезжал в свое имение Новоспасское, и Кукольник с братией устроил ему проводы, пригласив знакомых артистов и литераторов. Здесь впервые прозвучал заключительный номер «Прощания с Петербургом» — «Прощальная песня» для голоса с мужским хором, слова которой Кукольник посвятил Глинке, а Глинка музыку — друзьям. Композитор вспоминал: «Я пел с необыкновенным одушевлением прощальную песню, хор пела братия наша. » Другие номера также имеют посвящения друзьям: №3 — офицеру А. А. Скалону, №6 — Н. Ф. Немировичу-Данченко, родственнику Кукольников, прозванному рыцарем Коко, №8 — Л. А. Гейденрейху, врачу императорских театров, лечившему Глинку, №10 — А. Н. Струговщикову, известному переводчику и поэту.
Когда Глинка месяц спустя вернулся в столицу, «Прощание с Петербургом» было уже опубликовано (в начале сентября) издателем П. И. Гурскалиным, которому посвящен №5, и пользовалось успехом. Однако сборник не воспринимался в качестве единого целого. Как извещал Кукольник в своем «Художественном журнале», «каждый романс можно покупать отдельно, общей цены не полагается. » И впоследствии «Прощание с Петербургом» редко исполнялось в виде цельного произведения, а отдельные романсы пользовались различной известностью. Так, во времена Глинки очень популярно было болеро, с которого началось сочинение сборника, — но не в виде романса. Композитор сделал из него пьесу для фортепиано, а дирижер летних концертов в Павловске, пригороде Петербурга, оркестровал и исполнял вместе с Вальсом-фантазией. По словам Кукольника, «площадка Павловского вокзала неоднократно оглашалась требованиями болеро!» Популярности «Жаворонка» способствовала фортепианная фантазия, созданная Балакиревым.
Музыка
«Прощание с Петербургом» характерно для творчества Глинки: общий светлый, гармоничный, классический дух, красота певучих мелодий, ясность, уравновешенность формы, широкое использование жанров различных национальных культур — песни, романса, каватины, баркаролы, болеро, баллады.
В №3, болеро «О дева чудная моя», характер испанского танца передан острым, четко акцентированным ритмом, пылкой, изменчивой мелодией. №6, «Попутная песня», — одно из популярнейших сочинений Глинки: яркая жанровая зарисовка стремительно бегущего поезда по только что открытой первой российской железной дороге, нетерпеливого ожидания весело шумящей толпы, с остроумной темой-скороговоркой, которая контрастирует с более напевной, взволнованной мелодией лирического эпизода. №8, баркарола «Уснули голубые», воплощает особенности песен лодочников с мерно покачивающимся, словно волны, аккомпанементом, — песен, которых Глинка немало слышал во время пребывания в Италии. №10, «Жаворонок», с трогательной певучей мелодией и звукоподражанием в сопровождении — своеобразная эмблема творчества композитора.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Прощание с Петербургом» (вокальный цикл на стихи Н. Кукольника) «”Прощaние с Петербургом” – кaлейдоскоп кaртин и эмоций, объединенных блaгородной, но экспрессивной мaнерой вокaльного письмa Глинки: он включaет в себя стрaстное признaние в любви, грустные рaзмышления, колыбельную, неповторимый русский пейзaж (популярный в России “Жaворонок”) и зaрисовку петербургской пирушки в кругу восторженных и предaнных друзей. Здесь есть … использовaние итaльянской бaркaролы, испaнского болеро и еврейской песни» 1. Романс («Кто она и где она») 2. Еврейская песня 3. Болеро 4. Каватина 5. Колыбельная 6. «Попутная песня» 7. Фантазия 8. Баркарола 9. Рыцарский романс Virtus antiqua 10. «Жаворонок» 11. К Молли 12. Прощальная песня Все 12 романсов, звучащие подряд, истинное наслаждение, настолько они контрастны, и с детства знакомые мелодии перемежаются с практически новыми для слуха, но понятными и прекрасными. |
«Прощание с Петербургом» характерно для творчества Глинки: общий светлый, гармоничный, классический дух, красота певучих мелодий, ясность, уравновешенность формы, широкое использование жанров различных национальных культур — песни, романса, каватины, баркаролы, болеро, баллады.
В №3, болеро «О дева чудная моя», характер испанского танца передан острым, четко акцентированным ритмом, пылкой, изменчивой мелодией. №6, «Попутная песня», — одно из популярнейших сочинений Глинки: яркая жанровая зарисовка стремительно бегущего поезда по только что открытой первой российской железной дороге, нетерпеливого ожидания весело шумящей толпы, с остроумной темой-скороговоркой, которая контрастирует с более напевной, взволнованной мелодией лирического эпизода. №8, баркарола «Уснули голубые», воплощает особенности песен лодочников с мерно покачивающимся, словно волны, аккомпанементом, — песен, которых Глинка немало слышал во время пребывания в Италии. №10, «Жаворонок», с трогательной певучей мелодией и звукоподражанием в сопровождении — своеобразная эмблема творчества композитора.
текст-А. Кенигсберг
Рубрики: | Композиторы Романс |
Метки: Глинка М. Кукольник Н. вокальный цикл
Процитировано 13 раз
Понравилось: 12 пользователям