понятийная карта по истории
Карты на ЕГЭ по истории: слова-маркеры и лучшие пособия для практики
Задания на работу с изображениями одни из самых сложных в экзамене по истории. Большинство школ не уделяют этому должного внимания. Однако, если разобрать основные карты ЕГЭ, история становится намного нагляднее и интереснее.
Самые важные карты по истории ЕГЭ
В первую очередь стоит обратить внимание на схемы наиболее популярных событий, например:
Как работать с картами по истории ЕГЭ?
Если для большинства вопросов экзамены достаточно выучить теорию, то с заданиями на чтение карты ЕГЭ история складывается непростая. Часто выпускники, в совершенстве владея фактами о том или ином событии, не могут узнать его по схеме. Чтобы такого не произошло, полезно действовать в соответствии с определенным алгоритмом.
Легенда — это маленькая табличка в углу карты ЕГЭ, история передвижений (редко, но иногда на ней бывают обозначены даты или знаковые имена), пояснения к стрелочкам и другим условным знакам. Именно в легенде содержится масса полезной информации, которую владеющий теорией человек сможет использовать.
Иногда поверх стрелочек на схеме написаны имена полководцев, даты походов или названия рек, озер, гор, стран. Все это помогает примерно сориентироваться по периоду и месту происходящего события, а потому поможет ответить на вопросы о нем.
Чаще всего утверждения из задания подходят к двум-трем событиям, которые можно сопоставить со условными обозначениями: обладая достаточным количеством знаний, выбрать наиболее подходящее не составит труда.
При этом, чтобы следовать этому алгоритму, стоит заранее начать готовиться к заданиям на карты ЕГЭ: история богата событиями, которые происходили в один период в одном месте, поэтому иногда с определением географических объектов возникает путаница. Избежать этого поможет практика с контурными картами: заполняя их для разного времени и событий, можно запомнить расположение всех основных городов, рек, озер и гор как в России, так и за ее пределами.
Полезные слова-маркеры
Словами-маркерами при анализе схемы могут служить имена людей, названия географических объектов и историзмов:
Список лучших пособий для практики
Существует много пособий по работе с картами, однако для подготовки лучше использовать проверенные материалы:
Также можно использовать историографические и географические атласы, просматривать несколько карт одного и того же события из проверенных источников в Интернете (например, в документальных фильмах от Star Media).
Таким образом, с заданиями на анализ карты ЕГЭ история кажется более интересной: они придают событиям и действиям людей наглядности, помогают представить процесс роста и развития страны, увидеть все ее изменения. Это помогает запомнить больше информации, понять причины и следствия некоторых событий, а следовательно — сдать экзамен по истории на высокий балл!
7 алгоритмов работы с историческими картами. Опыт успешно сдавших ЕГЭ по истории выпускников
7 алгоритмов работы с историческими картами. Опыт успешно сдавших ЕГЭ по истории выпускников
Практика показывает, что наибольшие проблемы у выпускников вызывают задания к историческим схемам-картам. На личном опыте скажу, что занимаясь с учениками подготовкой к ЕГЭ, у многих исторические карты вызывают неподдельный страх.
Здесь несколько причин.
Во-первых, в атласах и учебниках карты цветные, что облегчает восприятие. В заданиях ЕГЭ черно-белые. Ученик просто теряется, и не может сразу сопоставить знакомую ему карту с представленной в ЕГЭ.
Во-вторых, согласитесь, что материальная база современных школ желает быть лучшей. Все упирается в компьютеризацию, интерактивные методы преподавания. Но куда делись обычные карты, с которыми учитель истории всегда приходил на урок. Да, в век цифровых технологий ее можно вывести на экран, интерактивную доску. Но как быть сельским школам, или малым городам, где нет такой возможности. Аналоговая карта, висящая на доске, и воспринималась учениками по-другому.
В-третьих, висящая на доске карта развивала зрительную память. Она все 45 минут урока перед глазами. А доверяясь интерактивным методам, вы полагаетесь на гаджеты, а их нет на ЕГЭ, только вы и ваша память, в том числе и зрительная.
Попробуем помочь выпускникам разобраться в дебрях исторических карт, чтобы успешно ответить на вопросы 18-19 ЕГЭ по истории.
Алгоритм №1. Действия с легендой
Первым делом найдите легенду карты. Именно в легенде находится важнейшая информация. Можно определить исторический период, конкретное событие, границы государств.
Пример легенды-карты. Вот она в правом верхнем углу. Из нее сразу можно понять, что на схеме изображены военные действия против Московского княжества.
Во многих КИМ ЕГЭ легенды в картах отсутствуют, но не стоит расстраиваться, есть другие способы почерпнуть информацию с конкретной карты-схемы.
Алгоритм №2. Обращаем внимание на даты
Упрощенно история это последовательность хронологических событий. Важнейший момент – это знание дат.
Даты укажут событие, если не помните событие, позволят определить век и более узкие рамки исторического процесса или явления. Даты есть практически на всех картах. Вот одна из таких карт. На ней одна дата. Выпишите ее в черновик.
Даже не зная, что это за дата она помогает определить век, а это уже сужает временные рамки. Остальные алгоритмы помогут понять, что это за событие.
Алгоритм №3. Обратите внимание на города и названия государств
Возьмем для примера карты, где обозначен Петербург. Петроград с 1914 по 1934. Ленинград с 1924 по 1991 год. С начала основания в 1703 году – Санкт-Петербург. В купе с надписью «Российская империя», становится понятно, что это не 90-е годы ХХ века, когда город снова переименован в Санкт-Петербург.
На карте указана Австро-Венгрия. События произошли в годы существования этого государства 1867-1918 годы.
Указана Византия. Событие на карте произошли до 1453 года.
Видим, что временные рамки процессов и явлений на карте значительно сужаются.
Еще один пример. На карте есть город Козельск. Сразу включается лампочка. Событие татаро-монгольского нашествия.
Алгоритм №4. Не упускайте деталей.
Каждый указанный город, страна, стрелка, географический объект помечены на карте не просто так. Детали отличают одну карту (а их в ЕГЭ 1400) от другой, а, следовательно, детали помогут правильно определить событие и дать правильный ответ.
Любые стрелки отображают военные походы, военные действия, движение путешественников. Населенные пункты, даже самые маленькие помогают локализировать местность. Тот же Козельск. Маленький городок, но в истории все помнят знаменитую оборону маленького городка в период монгольского нашествия. Вспоминаем географию и просто учимся работать с картой. И запомните, на карте нет ничего лишнего.
Алгорит№5. Смотрим суждения задания №16.
Даны шесть суждений, из которых необходимо выбрать три правильных. В самих суждениях могут быть подсказки. Задание оценивается в 2 балла.
Порой задание вызывает сложности. Неправильно понял карту – ошибся в ответах. Не узнали карту, тогда ищем подсказки в задании №16.
Покажем пример, когда подсказки можно найти в суждениях задания №16.
На карте нет легенды, нет никаких стрелок, не указано дат. Только наименования государств, территорий. Тогда ищем подсказки в заданиях к карте-схеме.
Сморим шесть суждений, и уже первое дает подсказку в виде слова «опричнина». Возможно карта показывает процессы XVI века. Вот уже сузили рамки. Но возвращаемся к карте, чтобы перепроверить Казань еще не в составе Российского государства, а значит первое суждение не правильно. Зато определяет временные рамки. Процессы, отображенные произошли до вступления Ивана Грозного на престол, то есть до 1533 года.
Четвертое суждение подтверждает, что событие произошло после распада Золотой Орды, которое произошло в 1483 году. Вот нашли еще одну временную рамку. Нам остается вспомнить, кто правил на Руси в указанный период. И это Василий III, правивший с 1505 по 1533 годы.
Алгоритм №6. Обращаем внимание на мелочи.
Сразу определимся, что детали алгоритма №4 и мелочи это разные вещи.
Обычно именно мелочи помогают идентифицировать событие. К примеру, восстания, революции. К примеру, определили, что это точно революция, а их было три. Но такая мелочь, как написание города на карте, поможет определиться. Видим Санкт-Петербург и понимаем, что это события революции 1905-1907 годов.
Также с народными восстаниями Емельяна Пугачева, Степана Разина, Ивана Болотникова. Все они похожи, происходили примерно на одних и тех же территориях. Разделяют их столетие, но есть одна мелочь. На карте, где показано восстание Емельяна Пугачева будет обозначен Екатеринбург.
Основан город на Урале в 1723 году. И восстание Ивана Болотникова, и восстание под предводительством Степана Разина произошли до основания Екатеринбурга. Вот такая мелочь-подсказка, поможет определить историческое событие. Екатеринбург отметили специально для ориентации.
Алгоритм №7. Ключевые города и другие топонимы
Во время тренировки с картами или изучения теоретического материала запоминайте ключевые города для каждого периода отечественной истории. Это своеобразные вехи, от которых можно отталкиваться.
Для периода Древнерусского государства это Новгород, Киев, Чернигов.
Монголо-татарское нашествие – Рязань, Владимир, Козельск, Киев.
Смутное время – Москва, Смоленск.
Период Великой Отечественной войны, Севастополь, Сталинград, Москва, Курск.
Изучайте реки и озера. Это отличные ориентиры локализации местности. Река Калка – первая битва русских князей с монгольскими войсками. Река Непрядва и сразу понятно, что это Куликовская битва.
Важные торговые пути река Днепр и Волга. Просмотрите карты и определите, где находятся эти водные артерии.
Важные ориентиры Черное и Балтийское море. Также Каспийское море.
Последний совет в рамках алгоритмов чаще листайте карты при любой возможности. Развивайте зрительную память. Смотрите атласы, там есть все карты, которые даются в КИЗ ЕГЭ по истории.
Мастер-класс по теме «Технология работы с «Картой понятий» на уроках истории и обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ 1.docx
Выбранный для просмотра документ 2.docx
Выбранный для просмотра документ 3.docx
Выбранный для просмотра документ к презентации.docx
МБОУ «СШ №39» г. Норильск Красноярского края
Учитель истории и обществознания: Строна Светлана Петровна
Тема: (слайд 1) Технология работы с «Картой понятий» на уроках истории и обществознания
Ведение: Одной из самых сложных проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта основной школы (ФГОС ООО), является проблема оценивания образовательных результатов учащихся. В современную систему оценивания заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.
Учеными разработана теоретическая основа формирующего оценивания, однако в настоящее время вопрос практического использования технологии на уроках истории и обществознания описан недостаточно.
Написание практической части – это наша задача.
( слайд 2) Вам уже знакомы методики формирующего оценивания – это недельные отчеты, опросники самодиагностики, портфолио, карты понятий, рубрики,
составление тестов. Список методик гораздо длиннее.
Но я хочу представить сегодня опыт работы с методикой «Карта понятий».
Цели и задачи использования методики (слайд 4)
Использование данной методики позволяет реализовать следующие цели и задачи:
1. изучение терминов, фактов и понятий конкретного предмета;
2. организация информации в точные категории;
3. синтез и интеграция информации, понятий, идей;
4. видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями;
5. развитие креативного мышления в конкретном предмете;
6. расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний;
7. развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек;
8. эффективное использование графических иллюстраций;
9. формирование самооценивания в системе формирующего оценивания.
Организация работы с «Картой понятий» ( слайд 5)
Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также может быть результатом общей работы группы учеников. Карта может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков. При этом, постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями. Использование «Карты понятий» позволяет структурировать процессы изучения нового материала и повторения пройденного, процессы систематизации и обобщения. Это продуктивная творческая деятельность учащегося. Можно утверждать, что если учащийся смог самостоятельно составить карту понятий по изучаемому материалу, то он его понял.
Правила составления «Карты понятий» (слайд 6)
1. Основной объект-понятие должен находиться в центре карты. От него расходятся стрелки-связи с другими объектами-понятиями.
2. Связи должны иметь поясняющие названия в виде глаголов.
3.Оформление объектов-понятий, несущих одну и ту же смысловую нагрузку должно быть идентичным (форма и цвет, вид текста и т.п.).
4.Объекты-понятия на карте можно сопровождать рисунками и примечаниями, раскрывающими смысл понятия.
Составление карты понятий – это диагностическая процедура, как для ребёнка, так и для учителя. Чтобы составить карту понятий, ученик должен не просто вспомнить, о чём шла речь при изучении конкретной темы. Он должен выделить в этой теме основные и более частные понятия, выстроить их иерархию, осознать и наглядно отобразить связи и взаимопереходы между понятиями.
Варианты работы с «Картой понятий» (слайд 7-8)
Заполнение карт. Учитель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках (т.е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи-линии. Затем учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.
Картирование-выращивание. (слайд 9-10)
Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту,
используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.
Карта для выборочных понятий. (слайд 11)
Учитель выбирает 10–20 понятий и попросит учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.
(слайд 12-13) Отдельным видом карт понятий являются кластерные карты. Эти карты помогают учащимся создавать образы причинно-следственных связей. Они могут быть использованы как начальная точка в большом проекте или как подготовка к созданию текстового документа.
Практическая работа по составлению карты понятий.
(карта выборочных понятий)
А так же, при оценке карт вы должны обратить внимание:
• Зафиксированы ли наиболее важные понятия.
• Соответствуют ли связи между понятиями, которые были установлены, научным данным.
• Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и связей между понятиями. (Ориентируйтесь на то количество материала, которое было усвоено на уроке)
• Есть ли свидетельства того, что возникли неверное понимание связей между понятиями и ошибочные понятия.
Надо помнить, что единственно правильного ответа не существует.
(слайд 15) Результат работы учеников 7 класса (Совместная работа учеников и учителя. 3 урока карта дополнялась)
Выбранный для просмотра документ карта понятий на уроках истории и обществознания.pptx
Исторические карты для подготовки к ЕГЭ
Добрый день, дорогие абитуриенты и читатели сайта!
Настало время детально поговорить о новшествах сдачи егэ по истории — а именно о заданиях, которые используют исторические карты. Чтобы не пропустить крайне полезные посты на эту тему, крайне рекомендую оформить подписку на новые статьи! Кстати, надеюсь, вы посмотрели видео выше в высоком разрешении.
Требования ЕГЭ по истории
Захожу, значит я как обычно на Яндекс и по запросу «карты по истории для егэ» — 16 человек в месяц! Можете себе представить?! Совсем скоро государственный экзамен по истории, а люди вообще не смотрят исторические карты в Интернете! Просто ужас!
В общем, решил просветить народные массы на этот счет.
Задания экзаменационной работы ЕГЭ за номерами c 13, 14, 15, 16 преследуют весьма конкретную цель: посмотреть, насколько абитуриенты вообще владеют картами и умеют ли с ними работать? Навык ориентирования в исторической карте должен иметь любой гражданин, так как может пойти, например в армию… И что ему там делать, если он в картах ни бум-бум? Или станет ещё кем-нибудь… важным… В общем цель этих новых заданий выявить следующие навыки у абитуриентов:
«1) узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;
2) определять последовательность и время, отображенных на карте событий;
3) правильно читать отраженную на карте действительность;
4) сопоставлять обозначенные на карте явления;
5) сравнивать размеры территорий;
6) находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;
7) выделять изменения в территории;
8) применять карту при анализе исторической информации».
Согласитесь, глобальные навыки. Что же делать, если вы выучили весь материал по истории России, а в исторической карте не ориентируетесь? Не паникуйте! Сайт EGE59.RU поможет!
Как работать с исторической картой
Итак, первое, с чего начать знакомство с работой по исторической карте для ЕГЭ по истории 2018, 2019 и т.д., это с легенды карты. Вообще карта — это во много раз уменьшенная копия изображения на территорию с высоты птичьего полета, а иногда и из космоса. Легенда в исторической карте играет крайне важную роль: она расшифровывает всё, что на ней изображено! Посмотрите, где находится легенда карты:
То есть сначала вы не завороженно смотрите на карты и ничего в ней не понимаете: СНАЧАЛА вы смотрите на легенду карты, внимательно читаете, какие символы что обозначают, а уже потом с этим знанием смотрите на карту. Например ищем походы Святослава: смотрим какими именно стрелочками обозначены походы Святослава, а уже затем смотрим на карту. И понимаем, что на карте отображены не просто походы Святослава, а годы его походов! Круто!
Дак вот, в карте в тесте егэ по истории НЕ БУДЕТ ЛЕГЕНДЫ! Выходит, Вы должны уметь ориентироваться как в периодах истории, так и во всех картах! Это на самом деле не сложно, если вы готовились к егэ по истории правильно. Ну а если нет, то выходов ровно два. Первый срочно нарабатывать карты с учителем или репетитором.
О втором пути скажу в конце этой статьи ;).
Что ещё есть в исторических картах? В них ещё есть разная там дополнительная информация. Собственно дополнительная информация и так понятна, но есть ещё всякие там рисунки из культуры и прочие полезности. Вообще говоря только по карте можно нормально так подготовить ту или иную тему.
К сожалению, в современной школе детей крайне редко учат работать с картой. Возможно, конечно, вы умеете работать с картой с уроков географии…. Однако историческая карта отражает основные исторические события и явления, а не всякие там полезные ископаемые. А в событиях надо уметь ориентироваться, как и в ископаемых ;). Есть даже такая спецдисциплина историческая география….
Как же готовится к заданиям по исторической карте? Очень просто: покупаете себе контурные карты, можно обычные географические, но лучше исторические контурки взять себе. Берете какую-то тему. Изучаете ее. Берете карту, смотрите по ней всё события и процессы. Запоминаете.
Кстати, вот мое видео о том, как работать с контурной картой:
Ну и напоследок, делаю такой мега-сюрприз — даю основную часть исторических карт по истории России абсолютно бесплатно.
Скачиваете их — и работаете с ними.
Все исторические карты находятся в курсе по истории. Но Вы также можете скачать атласы по истории
Ну и, как и обещал, второй вариант подготовки к егэ по истории, если Вы неправильно готовились. У меня есть авторский видеокурс. В нем я подробно объясняю свою авторскую методику работы с курсом истории, которая позволяет сдавать егэ по истории на высокие баллы.
Там же в видеокурсе приведена методика крайне быстрой систематизации изученного материала по истории. Даже если вы изучили весь материал, мой курс вам просто необходим для крайне последовательной, быстрой и эффективной систематизации материала.
Само собой в видеокурсе раскрываются все темы курса «История»: темы как по истории России, так и по всемирной истории. Стоит курс копеечную сумму в сравнении с тем, какую сумму вам придется потратить на репетитора по истории… Чтобы не пропустить другие полезности оформите подписку на новые посты!
Также мы создали наши курсы подготовки. Ключевое отличие курсов от видеокурса в том, что там есть задания и проверка с моей стороны в режиме онлайн. Более детально о наших курсах подготовки Вы можете узнать здесь. На курсах мы предоставляем все материалы для подготовки, включая исторические карты России с древнейших времен и до наших дней, контурные карты, авторские презентации для повторения темы и все остальное. Так что дополнительно покупать ничего не потребуется.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТЫ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Все карты-задания представлены в двух вариантах: проверочном и тренажерном.
Подсказки в тренажерах становятся доступными только после первой попытки ответить.
История Древнего мира
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 |