понятие вокально хоровых навыков
Статья на тему «Понятие о вокальных навыках и вокальных упражнениях»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Понятие о вокальных навыках и вокальных упражнениях
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, требующее известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике.
Выработка вокально-хоровых навыков тесно связана с развитием музыкального слуха, так как слуховой контроль дает возможность установить соответствие воспроизводимого звука его предварительному представлению, его «внутреннему слышанию».
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:
Правильное положение корпуса важно не только с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца, связанная с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.
Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука – начальный момент его возникновения. В детском хоровом пении применяются и мягкая и твердая атаки. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука. Однако целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. При этом звонкое, активное пение не должно переходить в форсированное звучание. Очень важно соблюдать чувство меры, иметь чуткий слуховой контроль.
4. Артикуляция является важнейшей частью вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и т.д. Текст доходит до слушателя только при хорошей артикуляции. А на качество исполнения влияет умение открывать рот при пении, правильное положение губ, языка, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти. При пении важны такие особенности произношения, как:
— умение их округлять;
— быстрое и четкое произношение согласных.
Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. В процессе такой повторности происходит усовершенствование способов выполнения задания, его закрепление, уточнение. Упражнения подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и в процессе обучения постепенно усложняются.
На первоначальном этапе работы проводится работа над воспитанием элементарных основных навыков:
— правильное, естественное положение корпуса, головы, рук;
— глубокий вдох и постепенный экономный выдох;
— свободное открывание рта;
— одновременное начало и окончание пения, протяженность звучания.
В процессе дальнейшей работы происходит углубление и совершенствование полученных навыков:
— выработка нижнереберного диафрагматического дыхания;
— гибкость, подвижность голоса;
— тонкая, разнообразная нюансировка.
Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории.
Упражнения второй категории направлено на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам и не могут быть систематизированы с большей четкостью и последовательностью.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки, являющийся фундаментом русской вокальной школы. Требования, сформулированные М. И. Глинкой, эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными и с профессиональными певцами. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.
«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, разработанные М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:
Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
Работать надо постепенно, без торопливости.
Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям. Ведь основная задача преподавателя научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра.
Вокально-хоровые навыки и методы вокального обучения детей
Ольга Швец
Вокально-хоровые навыки и методы вокального обучения детей
Навык- это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта.
Певческая установка. Под термином певческая установка понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию.
Певческая установка состоит из многих внешних приёмов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют петь стоя или сидеть прямо, но не напряжённо, не сутулясь, подтянуто. Прямое и собранное положение корпуса.
Равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развёрнутая грудь, голова держится прямо, не напряжённо,- считается правильным положением корпуса.
При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет движение. Рот в пении служит «раструбом» посредством, которого вокальный звук получает своё направление. Поэтому основное положение рта должно быть широким и открытым.
Большинство начальных упражнений для развития певческой установки (особенно с младшими детьми) направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата.
Это имеет важное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и строгую дисциплину.
Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а также варианты смещений грудного и брюшного дыхания в зависимости от индивидуальных особенностей певца. Грудобрюшное дыхание предусматривает при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её части с одновременным снижением купола диафрагмы, сопровождаемым расширением передней стенки живота. При формировании у детей правильных навыков дыхания необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми поверхностного, так называемого ключичного дыхания.
Дыхание обычно рассматривают в трёх его составляющих элементах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться без шумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без всякого намёка на насильственное «выталкивание» взятого в лёгкие воздуха.
Не стоит переполнять грудную клетку воздухом. В работе с хоровым коллективом уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный аромат цветка, а выдох так. Как чтобы пламя свечи, расположенной у рта не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание.
Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, лёгкое дыхание способствует достижению красивого, лёгкого звука.
Жёсткое, напряжённое дыхание рождает жёсткий и напряжённый звук. Нельзя усиливать напор воздушного столба. Это приводит к резкости и крикливости, а также становится причиной завышения звука.
При выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий дыхание должно быть лёгким, но очень активным.
Возобновление дыхания всеми певцами должно производиться в установленные и отмеченные в мелодии моменты.
В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса, применяется цепное дыхание.
Основные рекомендации при применении цепного дыхания:
• Не делать вдох одновременно с рядом стоящим;
• Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
• Брать дыхание быстро и незаметно;
• Вливаться в общее звучание без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;
• Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию;
• Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.
Принцип воспитывающего обучения пения очень важен, его цель всестороннее развитие личности.
Гигиена и охрана детского голоса
Развитие детского голоса зависит от того, насколько правильно певец пользуется им. В связи с этим необходимо помнить об основных принципах, нарушающих нормальную работу голосовых органов.Нередко многие дети поют в несвойственной их голосу тесситуре: высокой или низкой.
Обладатели высоких голосов подлаживаются под низкие и поют произведения для этих голосов. Бывает и наоборот.
Очень часто начинающие певцы, пытаясь увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняются на верхних нотах, не умея этим пользоваться.
Во время пения в активную работу вовлекаются все органы, участвующие в голосообразовании. На них ложится нервно-мышечная нагрузка. Положение усугубляется тем, что на первых порах ещё нет чёткой согласованности в работе отдельных органов.
Недостаточная или чрезмерная активность одних органов может повлечь перенапряжение или нарушение в работе других органов.
Так, к примеру, бывает при отсутствии опоры дыхания, когда нарушается нормальная работа мышц гортани и, в частности, голосовых складок, они перенапрягаются, и наступает утомление.
Быстрая утомляемость свойственна начинающим певцам.
Поэтому режим занятий с ними не должен строиться с учётом этой особенности.
Первые индивидуальные занятия не должны превышать 20 минут с небольшим перерывом после 5- 10 минут пения. Природная выносливость у разных людей различна, и в каждом случае надо подходить индивидуально.
Все изменения, происходящие в организме певца, так или иначе, влияют на его голос. Общее состояние здоровья иногда определяет возможность занятий пением. При всех хронических заболеваниях, вызывающих общую слабость, недомогание и вялость, занятия пением не будут результативными. Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении.
Таким образом, успешная работа и точность воспроизведения звуков при пении возможна при согласовании музыкального слуха и голоса, и охране детского голоса.
Работа по развитию певческого голоса детей младшего школьного возраста с помощью вокальных упражнений
Одна из основных задач учителя музыки- поиск такой формы работы с детьми, которая обеспечивала бы высокую результативность репетиционного процесса и позволяла бы сохранять устойчивое внимание и интерес детей к пению.
1.В упражнениях я использую три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный. Вот, например,ручные знаки: сжатый кулачок- поётся «раз»— это первая ступень лада, кисть вверх по диагонали- «два»— это вторая ступень лада, рука ладонью по горизонтали- «три»— это третья ступень лада и т. д.
2. Дыхательная гимнастика
За продолжительную работу с детьми мной собран большой материал по тренировке дыхания. В своей практике я использую дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой и артикуляционную гимнастику В. В. Емельянова, как оздоровительное средство.
Парадоксальное дыхание- это сознательно проводимая серия мощных вдохов на сжатых долях лёгких. Такие мощные вдохи должны чередоваться с абсолютно пассивным выдохом. Активный вдох проводится всегда эмоционально и резко. Выдох – сам собой.
Такая гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос,но и в целом благотворно действует на весь организм:
• Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• Улучшает дренажную функцию бронхов;
• Устраняет некоторые изменения в бронхолегочной системе;
• Способствует рассасыванию воспалительных образований;
• Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровообращении;
• Налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет вест аппарат кровообращения;
• Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.
Такая гимнастика показана всем детям и подросткам как метод профилактики.
3. Звуковая гимнастика и самомассаж активных точек
Используется для воспитания не только речевого голоса, но и певческого. Это отличное средство для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и других органов.
Снимает напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры.
Необходимо массировать точки с подключением «звуковой волны». Звучание должно быть на звонких щелевых-«Ж», «З», «В» и в сонорных «М», «Н», «Л», «Р». Полезно проводить массаж до репетиции или выступления и дома по утрам.
4. Артикуляционая гимнастика
• Покусайте кончик языка, повторите это 4-8 раз, пока не почувствуете что активизировалась работа слюноотделения.
• «Шинковать язык», т. е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. 4-8 раз
• Пожевать язык попеременно на одной и на другой стороне рта.
• Пощёлкать языком, меняя размеры и конфигурацию рта.
• Попротыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щёки. Упражнение «Иголочка». Повторить несколько раз.
• Провести языком между дёснами и губами. Упражнение «Щёточка», как бы чистим языком зубы.
• Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от одного края к другому, потом верхнюю.
• Выворачиваем губу. Придавая лицу обиженный вид.
• Вытягиваем губы трубочкой вперёд, рисуем губами круг и квадрат.
• Без скольжения пальцев по коже продавливаем круговыми движениями пальцев всё лицо.
• Проводим массаж лицевой мускулатуры. Постукивая кончиками пальцев по лицу. Чтобы было слышно и было больно.
• Поставить указательные пальцы под глазами на мышцы щёк и ощутить, что эти мышцы двигаются.
В методике В. В. Емельянова по которой я работаю, существуют свои условные обозначения, такие как, ххх- шумовой режим работы голосовых связок (скрип, шорох- «штро-бас»).
5. Начальные игровые упражнения вызывают у детей интерес к занятиям.
6. Упражнение «Бронтозавр».
Можно улучшить качество звука в музыкальных произведениях, используя отдельные фонопедические приемы прямо на произведениях после освоения нотного текста.
•Прохождение произведения с помощью вибрации губ: брррр.
• Прохождение способом продувания с глиссандо, выдувание через губы,сложенные трубочкой и сильно вытянутые вперед: уууууу.
• Прохождение произведения с нейтральным гласным.
• Прохождение с литературным текстом при вытянутых губах (уточка) для затемнения звука.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально- эстетического воспитания детей. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг.
Музыкальное развитие детей зависит от форм музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.
К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия музыкой, музыка в повседневной жизни школы, и музыкальное воспитание в семье.
Певческий голос часто сравнивают с музыкальным инструментом, который ребёнок может использовать с малых лет.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Решение задач музыкального воспитания и развития музыкально-эстетической культуры возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное исполнение непременно эмоциональное, в нём должна чувствоваться глубина понимание музыкальных образов.
Дети, регулярно занимающиеся пением, укрепляют своё физическое и психическое здоровье, а сами занятия певческой деятельностью способствуют росту культуры детей, их духовно- нравственному, умственному и физическому совершенствованию.
Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Фотоотчет вокально-эстрадной студии «Музыкальная капель» В этом году в Доме творчества открылась новая вокально-эстрадная студия «Музыкальная капель» под руководством педагога Елены Анатольевны.
Фотоотчёт «Как мы ходили на концерт вокально-эстрадной студии «Звёздный час» В понедельник, 23 апреля, я со своими воспитанниками были на отчётном концерте вокально-эстрадной студии «Звёздный час». Желающих пойти.
Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.
Отчет о работе вокального кружка «Звоночки» 2016 г. «Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от нас, музыкальных руководителей.
Участие воспитанников вокального кружка «Соловушка» в презентации нотного сборника «Мой Краснодар, тебя я песней славлю!» В нашем ДОУ в рамках дополнительного образования ведётся большая работа по музыкально-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Сценарий новогоднего праздника в детской вокально-хоровой студии Предлагаю Вашему вниманию мероприятие народной детской хоровой студии «РОВЕСНИК», куда вот уже более 6 лет ходят мои дети: дочь Катерина.
Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «ДМШ №22 Приволжского района г.Казани»
Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников
Преподаватель по классу
вокально-хоровых дисциплин Сафина Д. И.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОРА
Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.
Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)».1 Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:1
1. Певческая установка
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
— менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
Традиция преподавания хорового пения в России
Хоровое пение в России имеет глубокие исторические корни. Вплоть до XVIII века визитной карточкой музыкальной культуры нашей страны являлось хоровое исполнительство.
Один из ведущих русских педагогов музыки прошлого века С.В. Смоленский считал, что проблему музыкальной культуры общества как национальную традицию музыкального образования в России можно решить через хоровое пение. Он утверждал, что творческие способности заложены во всех детях без исключения, поэтому необходимо поставить педагогический процесс так, чтобы эти способности проявились.1 Однако справиться с этой, на первый взгляд, простой, а по сути своей сложной задачей непросто. Здесь требуется знание психологии, педагогики, вокальное мастерство: высокая культура слова и звука, умение естественно и правдиво передать в интонации смысл и характер человеческих чувств и переживаний.
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России.
Все школьные уставы предлагали местному «начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к тому способности. Или, говоря по-другому, «материальные возможности». В некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились. Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка рассматривалась в качестве важного элемента воспитания.
Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей. Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский1 пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:
Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:
Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в которой дана методика знаменного пения. Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.
В 70-х годах 19 века появляется книга Сергея Миропольского2 «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:
1. Навыком к дружному, совокупному действию
2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели
3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность.
В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта, связанные с песней.
Книга С. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.
Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева.1 Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.
Карасев ставит 2 цели при обучении детей пению:
1. Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем, органов голоса, речи и дыхания.
2. Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике.
Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае».
А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:
1. Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.
2. Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом.
3. Пение строки учителем.
4. Повторение лучшими учениками по отдельности.
5. Повторение двумя, тремя, группой и всем классом.
6. Изучение при тех же приемах второй строки.
7. Повторение обеих строк одна на другую.
8. Пение следующей фразы молитвы.
Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.
В то же время методика А. Н. Карасева отражала схоластику, и формализм обучения того времени.
Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского1. По его мнению школьное пение, правильно поставленное и хорошо ведённое, важно для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном. В статье «Пение в семейном воспитании» он отмечает, что очень важны занятия пением, потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать общую музыкальность…а для этого лучшим средством является пение, доступное всем нормальным детям».
Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика»,2 которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы».
По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:
1. На умственные силы детей: сознание, память, воображение
3. Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки.
Более решительным выражением новых педагогических тенденций является «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогике» Александра Леонтьевича Маслова1.
Автор описывает различные эксперименты. Он призывает к методическим исканиям, в которых видит обязанность каждого настоящего учителя, но наряду с этим не зачеркивает все наследие старой русской педагогики. Он требует сочетания новых методов со старыми, проверенными опытом.
В период до 30-х годов первостепенное значение приобрели проблемы охраны детских голосов, создание специальной детской вокальной музыки.
В советский период развития нашего государства в общеобразовательных школах приобщение учащихся к музыкальному искусству проходило, в основном, посредством хорового пения как на уроках музыки, так и на занятиях школьных хоровых коллективов. Школа «пела», регулярно проводились конкурсы школьных хоров сельских, городских, республиканских и других уровней. Учителя музыки успешно использовали хоровое музицирование как действенную форму воспитания музыкально-эстетических потребностей, вокально-хоровых умений и навыков. На занятиях школьного хора проходил активный процесс формирования тех сторон личности школьника, которые делают учащегося более активным и наблюдательным в жизни, вырабатывают способность анализировать себя, свои мысли и поступки с точки зрения любви к действительности.
С 1930 по 1941 года начинается систематическая работа над усовершенствованием методов певческого обучения, основанных на регулярных наблюдениях за вокальным развитием детей. Подробно об этом пишут в своих работах Н. Л. Грозденская и В. Т. Соколов.1
С 1941 по 1970 года важное место отводится овладению техническими навыками и развитию вокального слуха ученика (Н.Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т. Соколов, Е. Я. Гембицкая).
В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Эта тема подробно рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова2, Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко3, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова.
В новом XXI веке актуальность преподавания хорового пения не ставится под сомнение, это доказывает активный выпуск в последние годы различных учебников и пособий для учителей по обучению хоровому пению. Отметим несколько из них:
Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г. В данном учебном пособии изложена история развития и становления хоровой школы в России, материал очень хорош своей содержательностью и систематичностью изложения.
К сожалению, в последнее десятилетие ситуация с вокально-хоровой работой в общеобразовательных школах России изменилась, и далеко не в лучшую сторону. Одной из причин такого положения дел является сложившаяся негативная социокультурная ситуация в стране, которая коснулась, в первую очередь, юного поколения школьников.
В такой ситуации роль учителя на уроке музыки и возрождение традиций вокально-хорового исполнительства в школе становится весьма актуальной. Вернуть учащихся в мир музыкально-эстетических ценностей сегодня – первоочередная задача.
При правильно организованной работе хорового коллектива, при развитом самоуправлении его участников создаются условия для выработки и проявления у них определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.
Для создания хорового коллектива необходимо произвести отбор детей для участия в нем. Здесь не следует только ограничиваться быстрым заключением по немногим данным. У одного есть возможность запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого в чутком разговоре, по поводу испытываемого впечатления музыкального порядка. Ребёнок с абсолютным слухом, может оказаться глуповатым при восприятии некоторых музыкальных отношений, или будет лишён задатков хорошего вкуса. Зато ученик с не обнаружившимся сразу слухом, со временем может оказать глубокий, обширный и серьёзный интерес к музыке; осознать её и стремится к высшему когда как более одаренный будет играть по слуху и не пойдет дальше, остановившись на примитивном. Поэтому к подбору детей в хор следует относится с осторожностью, улавливать музыкальность, выяснять интерес к музыке (применять максимум способов).
Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения семейное положение).
При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какое-либо вокальное произведение; песню, романс, арию. После этого определяется диапазон голоса, тип голоса (тенор, баритон, бас и т.д.). На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены. Например, поступающему предлагается на слух определить несложные интервалы в мелодическом, а затем и в гармоническом виде, построить голосом от заданного звука разные интервалы. В прослушивание целесообразно включать хроматические построения.
Важной проблемой является составление учебного плана.1 Музыкально-хоровая школа, являясь формой организации свободного времени детей, внеклассным и внешкольным видом их деятельности, вместе с тем представляет собой учебное заведение, где должно быть налажено последовательное, систематическое обучение детей музыкальному искусству.
Все наши занятия, особенно на первом этапе, должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать, прежде всего, занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников (сопереживателей музыки).
Работу с младшим хором надо всячески разнообразить. Например, помимо исполнения обычных песен, малыши могут исполнять и целую сюиту на одну тему или несколько песен, связанных литературным текстом. Можно сделать и тематическую музыкально-литературную композицию.
Если младший хор будет заниматься стабильно, то уже через 2—3 года в средний хор будут переходить дети, хорошо подготовленные в вокально-хоровом отношении.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ ХОРА
Начальный этап работы с младшим хором
Младший хор, как уже отмечалось выше, характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы — ре — ми-бемоль второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим, мы считаем, что в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная наша задача — добиться унисонного звучания хора.
Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание здесь стоит уделить дыханию — широкому дыханию по фразам. Каждое занятие младшего хора (хор занимается 1 раз в неделю 45 минут) начинаем обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни выписываем на доске. Иногда применяем прием релятива: вместо неудобной тональности со многими знаками на доске пишем ближайшая удобная, например вместо ре-бемоль мажора ре мажор, вместо фа минора ми минор и т.д. Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам.
Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно — петь по нотам, и не так уж трудно».
В младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.
Хоровой урок должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив — это актив для проведения спевок, пения на сборах. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования:
1) Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
· вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
· вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
· целенаправленное управление дыхательными движениями;
· произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
· беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
· проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
· вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.
Организовывая работу на уроке, не важно, будет ли это урок разучивания новой песни, отработки старой или закрепления какого-либо конкретного навыка, мы обращаем внимание на следующие общие моменты.
Работа над гласными.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.
С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.
Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.
Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).
Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «А».
Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче, чем чистые гласные.
Работа над согласными
Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль. Произношение согласных требует повышенную активность произношения.
Формирование согласных, в отличие от гласных. связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.
Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, мы ставим сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянутся, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.
Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается, что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».
Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.
Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создавать впечатление шума, свиста.
Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.
Работа над ритмической чёткостью
Развитие ритмического чутья мы начинаем с первого же момента работы хора. Длительности мы активно отсчитываем, используя следующие способы счета:
— вслух хором ритмический рисунок.
— простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.
После этой настройки солфеджировать, а уж потом петь со словами.
Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление поющих взятие дыхания, атаки и снятия звука.
Чтобы добиться выразительности и точности ритма мы применяем упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Метод дробления на наш взгляд самый эффективный и известен с давних лет.
По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудобрюшным дыханием (формирование как у взрослых). Мы непременно контролируем и проверяем каждого ученика, насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показываем на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепляем эти навыки упражнением дыхания без звука:
Вдох со счётом на распев в медленном темпе.
Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
Занятия как правило начинают с распевания, здесь мы выделяем 2-е функции:
1) Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
2) Развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.
Наиболее распространенные недостатки пения у детей, по нашим наблюдениям, неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.
Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) мы даем различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Чаще всего мы берем для распевки изучаемый материал (обычно берем трудные места).
Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние мы начинаем распевание как бы с «настройки», просим детей петь в унисон закрытым ртом. Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном, непрерывном (цепном) дыхании, мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшим это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности.
Распевание можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.
Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной музыкальной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе музыкальной школы целенаправленным и последовательным.
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2000. – 235 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.- 150с.
4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. – 267 с.
5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.
6. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. – 245 с.
8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в
9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. – 336 с.
10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. – 367 с.
11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. –165 с.
12. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. – 272 с.
14. Из истории музыкального воспитания. /Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990. – 407 с.