понятие и краткая история создания спс
История создания справочно-правовых систем
Компьютерные справочно-правовые системы (СПС) появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система Credoc, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако Credoc не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных – пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.
Разработка первой справочной правовой системы началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Data Corp, которая была куплена в следующем году компанией Mead Corporation и в 1973 году Mead Data Central запустила первую в мире сетевую правовую систему Lexis (сейчас LexisNexis). В отличие от электронного каталога Credoc американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года – и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года – Австралии. На сегодняшний день число пользователей американской компании LexisNexis в более чем 60 странах мира превышает 650 000. Она считается самой популярной в мире компанией, специализирующейся на распространении разнообразной юридической информации в режиме On-Line.
Начало созданию справочно-правовых систем в СССР было положено в 1975 году, когда было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» от 25.06.1975 г.). Признавалось необходимым «ввести государственный учёт нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах» (см. пункт 7). Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ) при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию нормативных актов СССР и союзных республик, создание и поддержание в контрольном состоянии правовых фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывал министерствам и ведомствам методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В 1982 г. НЦПИ была создана первая справочная правовая система «АИПС-Законодательство», предназначенная для использования в государственных структурах. Дальнейшее развитие информационная правовая система получила в созданных базе данных правовой информации «Эталон» и программно-технологическом комплексе «Фонд», предназначенных для информационно-правового обеспечения деятельности судов, органов и учреждений юстиции уже в 90-е годы.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов началось динамичное развитие российского законодательства, одновременно широкое распространение персональных компьютеров и вместе с тем повысилась доступность законодательной базы и заинтересованность в её изучении среди населения. Многие специалисты ощутили острую потребность в полной и актуальной правовой информации. Ключевую роль в создании рынка СПС в России (как и в зарубежных странах) сыграли негосударственные компании. Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство Intralex, которое в 1989 году представило программный комплекс «Юридическая справочно-информационная система» (ЮСИС).В 1990 году была выпущена СПС «Гарант» – разработка Научно-производственного объединения «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), созданного в 1989 году сотрудниками и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова. В дальнейшем от НПО «ВМИ» отделилась компания НПП «Гарант-Сервис», которая в настоящее время распространяет систему «Гарант». Тем временем, в январе 1992 года, НПО «ВМИ» приступило к разработке проекта «КонсультантПлюс». Первая версия нового программного комплекса – СПС «КонсультантПлюс» – увидела свет пять месяцев спустя, а уже в середине года началось ее массовое производство и распространение. Работа по созданию СПС велась и в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 года государственное предприятие «Центр компьютерных разработок» выпустило информационную правовую систему (ИПС) «Кодекс». По структуре ИПС «Кодекс» представляла собой совокупность программного комплекса и набора баз данных. Первая версия распространялась с одной базой данных, содержавшей нормативные документы России и Санкт-Петербурга.
Общая характеристика справочно-правовых систем: понятие, назначение, виды.
Справочно-правовая система – программный комплекс, включающий массивы систематизированной электронной правовой информации и обеспечивающий ее рациональный поиск, обработку, анализ и использование.
Справочно-правовые системы представляют собой особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты законов, указов, постановлений и решений разных государственных органов. В зависимости от полноты базы и версии конкретной программы такие базы данных могут также включать в себя тексты как федеральных, так и региональных, и даже местных органов власти. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и ряд других полезных для бухгалтера, кадровика и, конечно же, юриста документов. Справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд необходимо ссылаться на официальный источник публикации.
серьезные изменения в законодательстве и возрастающие потребности в получении актуальной и достоверной информации о текущем состоянии законодательства, подтолкнули к созданию и дальнейшему развитию специализированных баз данных.
Однако нельзя не заметить, что согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не выступает официальным источником их опубликования.
Массивы электронной правовой информации в СПС размещены в форме базы данных различных уровней правовой информации (нормативных правовых актов, комментариев, судебных актов, справочных сведений и др.)
Программный комплекс состоит из автоматизированной информационной системы, включающей совокупность программ и программных элементов, предназначенных для быстрого обнаружения, фильтрации и предоставления в удобном для использования виде различной правовой информации
Назначение СПС
СПС используются в нормотворческой деятельности, при систематизации и исследовании проблем законодательства, в правоприменительной практике и правовом образование.
Велико значение СПС при проведении основных видов систематизации правового материала: Инкорпорации, кодификации и консолидации.
Облегчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативных правовых актов и подготовке новых редакций документов. Кодификация законодательства может быть организована на более оптимальном уровне с использованием развитого инструмента гипертекстовых ссылок между документами информационного массива.
Наибольшее применение СПС находят в правоприменительной деятельности. С использованием этих систем существенно ускоряется и упрощается задача поиска необходимой правовой и нормативно-правовой информации.
Наконец, неоспорима роль справочных правовых систем в процессе юридического образования.
Основные возможности СПС
Типы классификации:
2) По форме собственности
По тематике:
• профессиональные юридические системы;
• системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства;
• информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы);
• отраслевые справочные системы;
• электронные правовые справочники.
По форме собственности
Коммерческие СПС:
К государственными СПС для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы: ИПС «Закон»; НТЦ «Система». Содержат нормативные документы и законодательство России.
19. Технологии и виды поиска информации в справочно-правовых системах.
Технологии
Широкие поисковые возможности, которые предоставляет Технология 3000, обеспечивают быстрый поиск необходимого документа по всему массиву информации. В основу алгоритма поиска положен принцип построения «инвертированных данных», широко применяемый в полнотекстовых информационно-поисковых системах, дающий возможность независимо от объема информационной базы практически мгновенно осуществлять сложные поисковые операции. В СПС «Консультант Плюс» реализованы процедуры поиска по следующим аспектам: 1) Виду документа; 2) Регистрационному номеру документа; 3) Названию органа, принявшего документ; 4) Названию документа; 5) Ключевым словам; 6) Рубрикам; 7) Дате принятия; 8) Дате и номеру регистрации в Минюсте; 9) Статусу документа; 10) Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.
Профессиональная СПС должна предоставлять возможность поиска документов в различных ситуациях, зависящих от того, какой информацией о предмете поиска владеет пользователь СПС. Можно выделить следующие основные ситуации:
· пользователь знает (хотя бы приблизительно) реквизиты документов (например, номер, дату принятия, принявший орган);
· реквизиты искомых документов пользователю неизвестны, но предположительно известны слова и словосочетания, содержащиеся в тексте документа;
· требуется найти информацию по правовому вопросу, при этом пользователь не знает, в каких документах содержится эта информация, и затрудняется сказать, какие именно термины используются в документе, регулирующем этот вопрос.
На основе рассмотренных ситуаций и решений по ним в современных СПС можно выделить 3 основных вида поиска в компьютерных справочных системах:
· поиск по реквизитам документов (реквизитный),
· поиск по контексту (контекстный),
· поиск по специализированным классификаторам (тематический).
Прорыв, совершенный в сфере информационно-коммуникационных технологий в последние годы, привел к широкому проникновению интернета во все сферы деятельности и слои общества. Это обстоятельство потребовало от разработчиков СПС направить развитие программных технологий поиска информации в СПС в сторону унификации с интерфейсом поисковых систем в интернете и к разработке поиска с применением интеллектуальных технологий обработки правовой информации (интеллектуальный поиск), позволяющий моментально открывать списки нужных документов, путём формирования простого поискового запроса. Это, пусть новый и пока не основной, но очень значительный вид поиска, дальнейшее развитие и распространение которого уже, несомненно, получит продолжение. Пока что интеллектуальный поиск реализован только в коммерческих СПС. Это «Базовый поиск» (СПС «Гарант»), «Быстрый поиск» (СПС «Консультант Плюс») и «Интеллектуальный поиск» (СПС «Кодекс»).
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 8515 ; Мы поможем в написании вашей работы!
62.Понятие и краткая история создания справочных правовых систем
Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.
Использование компьютерных технологий для работы с законодательной информацией началось еще во второй половине 1960-х гг. Сначала справочные системы создавались в основном в виде электронных картотек («электронных каталогов»). Так, бельгийская система CREDOC, появившаяся на свет в 1967г., стала первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации.
Некоторые юридические электронные картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря сети терминалов в библиотеках и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.
При всех достоинствах электронные картотеки не позволяют знакомиться с полным текстом документов, поэтому более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с текстом найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США — LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.
Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.
В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем.
В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.
Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс».
Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации — это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:
• «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);
• «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);
• «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);
• «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).
К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы:
• «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
• «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).
Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы:
• «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);
• «Юридический Мир» (издательство «дело и право»);
• «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);
• «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);
• «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.
Понятие СПС и краткая история их создания
Несмотря на то, что бумажные (традиционные) носители правовой информации по-прежнему занимают определенное место в справочной юридической работе (особенно официальные тексты), все же ведущая роль отводится автоматизированным СПС, в которых правовая информация находится в электронной форме. Электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества перед традиционной формой в силу повышенной скорости поиска, обработки нормативных правовых актов, удобства использования юридических текстов с помощью электронно-вычислительной техники.
Массивы электронной правовой информации в СПС размещены в форме базы данных различных уровней правовой информации (нормативных правовых актов, комментариев, судебных актов и обзоров судебной практики, справочных сведений и др.).
Программный комплекс состоит из автоматизированной информационной системы, включающей совокупность программ и программных элементов (семантических средств), предназначенных для быстрого обнаружения (навигации), фильтрации и предоставления в удобном для использования виде различной правовой информации.
Рациональный семантический поиск представляет собой применение в программном комплексе интеллектуальных языковых средств, предназначенных для наиболее быстрого выбора из множества правовой информации самой необходимой, удобного ее представления и использования.
Работа по разработке автоматизированных правовых систем велась с начала 1970-х гг. в рамках исследовательской деятельности лабораторией автоматизации правовой справочно-информационной службы Всесоюзным научно-исследовательским институтом советского законодательства (ВНИИСЗ) применительно к электронной вычислительной машине «Минск-22» (141). В частности, были разработаны и апробированы алгоритмы и программы рабочего варианта ИПС «Право-1», которые обеспечивали ввод правовой информации в ЭВМ и ее запись на магнитные ленты, отыскание нужных сведений в поисковых массивах и выдачу этих сведений на запрос, пополнение и изменение правовой информации в памяти ЭВМ (142).
В Концепции правовой информатизации РФ была поставлена задача создания общенациональной системы правовой информации с автоматизированным доступом к ней. Указом Президента РФ было предусмотрено создание крупнейшего информационно-коммуникационного комплекса «Российская автоматизированная система информации о правовых актах». Она должна была опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней.
Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представляла собой совокупность:
– эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти РФ;
– эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;
– единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.
К сожалению, проекты создания крупных государственных автоматизированных правовых систем оказались незавершенными в силу разных причин, в частности из-за их громоздкости и неудобных условий использования, дороговизны и зависимости от телекоммуникационных систем.
Современные справочные правовые системы представляют собой информационный продукт совместной разработки специалистов в области физико-математических и юридических наук. Работа над созданием СПС велась на основе исследовательского и практического опыта отечественных и зарубежных фирм. В 1990-х гг. началась аналогичная работа по созданию негосударственных СПС.
В июне 1990 г. выпускники факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова на базе созданного в 1989 г. сотрудниками и выпускниками факультета Научно-производственного объединения «Вычислительная математика и информатика» (НПО ВМИ) начали работу над созданием уникальной гипертекстовой технологии «Гарант» по трудовому и хозяйственному законодательству. В декабре того же года начаты продажи системы «Гарант» (143, 86-88; 145).
Система «Гарант» стала первой в России массовой коммерческой компьютерной правовой системой. Сегодня разработкой, производством и предоставлением пользователям продуктов и информационно-правовых услуг в Научно-производственном предприятии «Гарант-Сервис», которое было создано в начале 1992 г. на базе НПО ВМИ, заняты свыше 9 тыс. высококвалифицированных специалистов в 500 городах нашей страны (144).
Работа по созданию СПС велась и в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 г. государственное предприятие «Центр компьютерных разработок» выпустило ИПС «Кодекс». По структуре ИПС «Кодекс» представляла собой совокупность программного комплекса и набора баз данных. Первая версия распространялась с одной базой данных, содержавшей нормативные документы России и Санкт-Петербурга.
В следующем параграфе мы расскажем о видах и особенностях существующих СПС подробнее.
Общая характеристика СПС
Государственные СПС
Программный комплекс «Эталон Плюс» содержит следующие разделы:
– федеральное законодательство. Включает нормативные акты высшего представительного и законодательного органа РФ, Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера СНГ, бывшего СССР, законодательные акты субъектов РФ;
– законодательство Московской области.
Расширенный перечень реквизитов документа позволяет быстро и точно искать запрашиваемый акт. Среди реквизитов, характеризующих документ, пользователь может указать номер и дату принятия документа, номер акта, вид акта, название органа, принявшего акт, дату и номер регистрации в Минюсте России, источник и дату опубликования. При определении конкретного критерия поиска пользователь может вывести на экран список всех данных по определенному им реквизиту, что позволит избежать ввода критериев, на которые заведомо отсутствуют документы.
Программный комплекс «Эталон Плюс» предназначен:
– для информационного обеспечения деятельности цен трального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах РФ;
– автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;
– формирования и ведения единого банка данных нормативных правовых актов субъектов РФ на основе информации субъектов РФ, поступающей в центральный аппарат Минюста России;
– использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях (146).
Преимуществом СПС «Эталон Плюс» является наличие большого массива информации о деятельности судебных органов и Минюста России. Наличие оперативной информации о деятельности правоохранительной судебной деятельности значительно расширяет возможности для повышения эффективности их деятельности по укреплению правопорядка и законности.
Информационный фонд НТЦ «Система» составляет более 130 тыс. документов (с 7 августа 1937 г. по 31 декабря 2010 г.), в том числе международные договоры, акты органов исполнительной власти, судебную практику. В полном объеме представлены правовые акты с 1990 г. Кроме того, в машиночитаемый вид переведен полный вариант последнего издания «Свода законов Российской империи» в 16 томах.
Пользователями информационного фонда НТЦ «Система» являются органы государственной власти России, силовые ведомства, научные учреждения, коммерческие организации, средства массовой информации. Различные информационно-правовые продукты НТЦ «Система» установлены в органах исполнительной и законодательной власти 88 субъектов РФ.
Одной из главных задач НТЦ «Система» является создание и ведение эталонного банка данных правовых актов высших органов государственной власти РФ. Эталонный банк данных содержит официальные тексты правовых актов федеральных органов государственной власти в машиночитаемом виде.
Тексты правовых актов НТЦ «Система» получает непосредственно из администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Важнейшим направлением деятельности НТЦ «Система» является издание и распространение официальных машиночитаемых сборников, являющихся электронными копиями официальных периодических изданий «Собрание законодательства РФ» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», выпускаемых издательством «Юридическая литература» администрации Президента РФ.
В целях реализации государственной политики в сфере информатизации НТЦ «Система» осуществляет государственный учет и регистрацию баз данных и учет банков данных правовой информации в РФ. НТЦ «Система» является центральным узлом правовой информации РФ, обеспечивающим свободный, оперативный доступ к информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти РФ, а также информационный обмен с региональными узлами правовой информации и субъектами РФ.
Несмотря на то, что ИПС Службы специальной связи и информации при ФСО России несколько уступают по сервисным возможностям коммерческим негосударственным системам, за счет безвозмездности предоставления и надежности они занимают достойное место в органах государственной власти и других государственных организациях.
В 2002 г. была создана новая ИПС «Законодательство России», и как электронное периодическое издание «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России» прошла государственную регистрацию, заменив собой достаточно долго и успешно поработавшую ИПС «Банк правовых актов».
В настоящее время информационно-правовые системы ФСО России («Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации») установлены и поддерживаются более чем в 4200 публичных центрах правовой информации во всех регионах страны. Объем информационно-правовых фондов составляет 1 625 397 документов. Названные системы носят исключительно официальный характер, все пункты подключения работают на основании многостороннего акта установки, получением регистрационного номера в ФСО России и последующим поддержанием актуальности используемого информационно-правового фонда. Подобные центры созданы и успешно функционируют сегодня на базе практически всех федеральных и региональных библиотек и большинства библиотек муниципалитетов I уровня, органов государственной власти, средств массовой коммуникации, воинских частях, в учебных заведений, общеобразовательных школ, почтовых отделений ФГУП «Почта России» (147).
В настоящее время в связи с развитием интернет-технологий на официальных сайтах законодательных органов организован свободный доступ к справочным правовым системам. Например, на сайте Государственной Думы РФ имеется возможность использовать справочную информационно-поисковую систему «ЗАКОН» (ИПС «ЗАКОН»), которая содержит многие виды правовой информации в достаточно удобном режиме поиска и использования. Кроме того, в составе блока справочных информационно-правовых систем Государственной Думы РФ важное место занимает банк данных «Нормативно-правовые акты Федерального Собрания РФ». Удобный интерфейс банка данных позволяет быстро использовать его в практике.
Несмотря на то, что представленные тексты правовых актов не являются официальными, все же этот источник правовой информации вызывает высокий уровень доверия.
Негосударственные СПС
Нормативные акты поступают в СПС «Гарант» непосредственно из аппарата Правительства РФ, Банка России, ФТС России, ФНС России, Высшего Арбитражного Суда РФ и других официальных источников. Главным достоинством системы «Гарант» является ориентированность на реальный сектор экономики, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово- экономического направления.
СПС «КонсультантПлюс». Количество документов в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» превысило отметку 5 млн. Это крупнейший массив правовой информации среди справочных правовых систем.
Пользователям системы «КонсультантПлюс» сегодня доступны:
– региональное законодательство всех 83 субъектов РФ;
– судебная практика (материалы высших судебных инстанций, 10 ФАС округов РФ, 20 арбитражных апелляционных судов и др.);
– путеводители: по налогам, кадровым вопросам, сделкам;
– консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению;
– схемы бухгалтерских проводок, материалы прессы;
– путеводители по судебной практике: по ГК РФ и корпоративным спорам;
– комментарии законодательства и книги;
– международные правовые акты;
– законопроекты и многое другое.
Одной из причин активного роста числа документов в системе является постоянное изменение законодательства: все новые документы оперативно поступают из первоисточников. Помимо новых документов в системе появляются и другие виды информации, необходимой пользователям для решения профессиональных задач. В частности, в 2010 г. завершено включение в систему «КонсультантПлюс» судебной практики всех 20 арбитражных апелляционных судов.
Разобраться в огромном массиве информации и сэкономить время пользователям помогает целый ряд путеводителей (по налогам, сделкам, кадровым вопросам, судебной практике). Они содержат уже готовую систематизированную информацию из различных источников, рекомендации, примеры, разъяснения ведомств и позиции судов. Все путеводители в системе «КонсультантПлюс» регулярно обновляются.
СПС «Кодекс» включает более 4 млн. нормативно-правовых, нормативно-технических и справочных документов. В СПС «Кодекс» каждая отрасль права представлена основными документами; множеством инструкций; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде. В СПС «Кодекс» имеется база данных «Правовое регулирование бизнеса в России» на английском языке.
Помимо законодательных актов правовая система «Кодекс» содержит консультационную информацию, разъяснения отдельных положений законов, практику их применения, ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Все материалы, содержащиеся в базе, получены в электронном виде непосредственно от авторов и благодаря специальной технологии обработки документов.
Среди разработок консорциума «Кодекс»:
В состав профессиональных юридических систем «Кодекс» входят универсальные и специализированные разделы, содержащие документы международного права, России и СССР, выпущенные высшими органами государственной власти и управления, а также разделы с законодательством субъектов РФ. В универсальные разделы включаются документы, относящиеся ко всем отраслям права. Специализированные разделы содержат полный комплект документов и сопроводительную аналитическую информацию по определенной тематике. Пользователи в дополнение к универсальным или специализированным разделам могут установить справочные и консультационные разделы.
Одной из отличительных особенностей СПС «Кодекс» является организация доступа к наиболее полной электронной библиотеке норм, правил и стандартов России, представляющей особый интерес для руководителей и технических специалистов различных отраслей производства.
Еще одной особенностью СПС «Кодекс» является ориентирование ее на специалистов конкретных профессии в области образования, здравоохранения, предпринимательства, финансов и др. Особую популярность среди пользователей представляют специальные и постоянно обновляемые выпуски компакт-дисков по названным областям профессиональной деятельности. Стоимость таких выпусков невысокая, они содержат все необходимые документы (как правило, от 2 до 4 тыс. документов) для работы по юридическому сопровождению, удобны для использования, что является дополнительными признаками их преимущества но сравнению с другими информационными правовыми системами.
Достоверность и актуальность документов в системах «Кодекс» гарантируется договорами об информационном обмене с федеральными и региональными органами власти, общественными организациями, издательствами, частными экспертами. Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.10.2000 № 1094-р и Законом Ленинградской области от 13.12.2001 № 71-оз система «Кодекс» признана официальным источником опубликования текстов правовых актов администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Зарубежные СПС
Следует отметить, что в России масштабы распространения СПС намного шире, чем в зарубежных странах. Например, в 2000 г. ведущий германский производитель компьютерных справочных правовых систем JURIS обслуживал во всей Германии лишь около 13 тыс. пользователей. В нашей стране в 2000 г. только у компании «КонсультантПлюс» было свыше 100 тыс. клиентов, т.е. в 10 раз больше (145).
15.3. Особенности использования СПС «КонсультантПлюс»,
«Гарант», «Кодекс»
У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки, которые в настоящее время не имеют принципиального значения, хотя на первом этапе внедрения они были более значимыми (например, различия по объему и видам правовой информации, по семантическим основаниям поиска и навигации информации, по уровню удобства использования и др.). В целом все СПС в чем-то дополняют друг друга.
Компьютерные фирмы, производители названных СПС, работают в тесном контакте с законотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность законотворческих решений. Их информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.
Материалы Путеводителя включают:
– перечень правовых проблем, возникающих на различных этапах деятельности организации;
– нормы корпоративного законодательства, применяемые при разрешении каждой проблемы;
– выводы из судебной практики и позиции судов;
Существенным признаком СПС является постоянное обновление и передача правовой информации пользователям. Причем оперативность поступления новых документов рассматривается разработчиками СПС и пользователями как одно из основных потребительских качеств справочных систем по законодательству.
Обновление информации в системах разных разработчиков технологически построено по-разному. В некоторых правовых базах данных при обновлении информации должна быть произведена полная замена информационного банка, т.е. «старая» база полностью удаляется, и на ее место записывается новая. В системах другого типа обновление информации основано на ином принципе пополнения. В систему на компьютер пользователя добавляются лишь файлы пополнения с новыми документами, редакциями, изменениями и дополнениями. Это дает пользователю реальную возможность ежедневно принимать новую информацию по сети. Однако, как показывает практика, многие пользователи, если их устраивает не столь частое обновление, пользуются услугами курьерской доставки (на диске).
При этом следует отметить, что большинство российских пользователей получают обновление в отложенном режиме (off-line), когда база данных физически целиком находится на компьютере абонента.
Однако разработчики СПС уделяют внимание работе своих систем и в онлайновом режиме. На сегодняшний день созданы интернет-версии СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Практически все наиболее известные СПС представлены в глобальных сетях своими демонстрационными версиями, которые содержат примеры текстов документов и показывают возможности работы с системой. Их можно найти с помощью обычных поисковых систем.
Во всех справочных системах поиск происходит по стандартному набору исходных реквизитов документа. Обычно это законодательная тематика, принявший орган, дата (или временной период «с. по. ») принятия, официальный номер документа. Также во многих системах возможен поиск по названию, по полному тексту (по любому слову из текста), по набору слов, по ключевым словам, т.е. алгоритм поиска такой же, как в обычной «бумажной» картотеке.
Чтобы найти требуемый документ, пользователь сначала должен открыть «карточку реквизитов» («карточку запроса»). Приведенные реквизиты являются полями этой карточки. Заполнив одно или несколько полей, можно получить все искомые нормативные акты, отвечающие заданным реквизитам.
Ежегодно проводится конкурс баз данных правовой информации, который с очевидностью позволяет сравнить достоинства и недостатки представленных программ, определить направления дальнейшего развития информатизации в правовой сфере.
Несмотря на заметные различия в организации пользовательского интерфейса, в возможностях и скорости поиска, в объеме и качестве накопленной информации, все системы имеют сходную функциональную структуру. Типичная система правовой информации включает:
– средства поиска документов по контексту и рубрикатору;
– средства поиска документа по реквизитам;
– средства поиска документа по типичным ситуациям;
– средства поиска с применением интеллектуальных технологий обработки правовой информации, например, «Базовый поиск» (СПС «Гарант»), «Быстрый поиск»