помни имя свое история создания фильма
Факты о военной драме «Помни имя своё», основанной на реальных событиях
«Помни имя своё» — советско-польская военная драма 1974 года, снятая режиссёром Сергеем Колосовым на базе киностудий «Мосфильм» и «Иллюзион» (Польская Народная Республика).
«Помни имя своё» основан на истории, которая действительно произошла во времена Великой Отечественной войны, но с изменениями. За несколько месяцев до начала войны в семье Муравьёвых из белорусской деревни родился сын Геннадий. В первые дни войны отец семейства ушёл на фронт и погиб в апреле 1945 года в битве под Кёнигсбергом. А мама Зинаида с сыном некоторое время пряталась в лесу, пока её не нашли немцы и не отправили в тюрьму. В 1943 году её с сыном переправили в концлагерь Освенцим. Попав туда и понимая, что их в любой момент могут разлучить Зинаида пыталась выучить мальчика полному имени, но тот смог запомнить только Гена. Она же выучила его лагерный номер 149850. В январе 1945 года она попала в «Марш смерти» и была переправлена в Берген-Бельзен и в апреле освобождена 11-й дивизией Британских вооружённых сил.
Мальчик же выжил в Освенциме и попал в детский дом в деревне Буче в Польше. Там его хотела усыновить воспитательница Елена Грущинская, но у неё по неизвестным причинам это не получилась, но она была очень привязана к мальчику и ухаживала за ним. Когда мальчик подрос, он взял себе польское имя Эугениуш, созвучное с Геной и фамилию воспитательницы — Грущинский.
Мать Зинаида считала сына погибшим, пока не увидела кинохронику освобождения Освенцима и не узнала своего сыночка. Эугениуш уже учась в техникуме во время поездки на экскурсию в Освенцим при просмотре кинохроники тоже узнал тебя и обратившись к куратору музея узнал, что его уже много лет разыскивает настоящая мама.
Встреча сына и матери произошла в Минске в 1965 году при большом освещении прессы. Позже они виделись ещё несколько раз, но Эугениуш не переехал к матери, а осел в польском городе Щецине, где женился и вырастил двух дочерей. Зинаида умерла в 1993 году, а Эугениуш является активным участником Союза ветеранов Польши и бывших политзаключенных.
В картине в роли Зинаиды снялась известная актриса Людмила Касаткина, супруга режиссёра Сергея Колосова. Для правдоподобности военных сцен села на жесткую диету и за короткое время сбросила 12 килограмм, что стало причиной обмороков от истощения прямо на съёмочной площадке.
В первый год проката картину посмотрело почти 36 млн. советских граждан.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Как снимали фильм «Помни имя своё»
Как снимали фильм «Помни имя своё», в котором главную роль сыграла Людмила Касаткина
Во время второй мировой войны русская женщина Зинаида, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном. Но ребенок не погиб и не пропал. Его спасла и вырастила польская женщина…
Сергей Колосов на съёмках фильма «Помни имя своё»
С тех пор как на экраны страны вышел знаменитый фильм о войне, прошло много лет
Вовсе неудивительно, что этот фильм о войне и её последствиях, снабжённый типичным мелодраматическим конфликтом потерянного и вновь обретённого сына, которого воспитала не только другая мать, но и женщина иной национальности, привлёк внимание широкой зрительской аудитории.
В 1975 году, когда абсолютным рекордсменом советского кинопроката стала мексиканская мелодрама «Есения» (тоже об обретении героиней спустя многие годы своей родной по крови семьи), лента «Помни имя своё» заняла общее восьмое место, а среди отечественных стала пятой, в том числе уступив «Афоне», где есть мотив утраты малой родины и запоздалого раскаяния героя перед уже умершей тётей, которая воспитала его, и ещё двум картинам, касающимся военной темы: «Любовь земная» и «Они сражались за родину».
Судьба русской женщины Зинаиды Воробьёвой, которая попала с малолетним сыном Геной в Освенцим, всё-таки выжила, но была разлучена фашистами со своим ребёнком, а нашла его в Гданьске только через два с лишним десятилетия после войны, действительно впечатляет собственным незаёмным драматизмом. И заставляет переживать за земную любовь той, кто тоже, будучи насильно угнана в Германию, по-своему сражалась за родину, отстаивая человеческое, материнское достоинство.
Знаменательно, что тема пребывания людей, к тому же женщин, в условиях немецкого концлагеря, более знакомая западным кинематографистам (поляки уже в 1948 году создали фильм «Последний этап»), в советском кино дозволялась лишь с непременным героическим пафосом, и даже «Судьба человека» не представляется в этом ряду редким исключением.
Сергей Колосов на съёмках фильма «Помни имя своё»
Зато в ленте «Помни имя своё» в силу запрограммированного и порой чрезмерного мелодраматизма всё же необычно звучит чуть ли не впервые мотив выживания во что бы то ни стало, хоть и запоздалого, но такого необходимого восстановления утраченных родственных связей.
Что кажется на лично-семейном уровне своего рода метафорой политической реабилитации матерью-родиной всех позабытых ею пленных, а также узников концлагерей, которые зачастую были совершенно не виновны в том, что попали «далеко на Запад».
Тем, кто смотрел фильм Сергея Колосова «Помни имя свое», не удастся забыть ужасные сцены Освенцима, страшные крики женщин, разлученных со своими детьми, и измученное лицо главной героини Зинаиды Воробьевой, которую реалистично сыграла Касаткина.
Людмила Касаткина с ностальгией вспоминает, как снималась в этом фильме.
— Людмила Ивановна, как вам далась эта роль?
— Я была еще совсем девчонкой (Людмиле Ивановне тогда было 16 лет. — Ред.), когда началась война. Летом сорок первого мама отправила меня к бабушке под Вязьму. Сама я родом из Смоленщины.
22 июня мы с подружками пошли купаться. И вдруг слышим страшный крик: «Война. » Я никак не могла дождаться маму, поэтому решила сама отправиться к ней. Попросила бабушку собрать узелок: немного хлебушка, два яйца, сальце…
Мы шли огромной толпой к Можайску вместе с отступающей армией. Сто двадцать километров за несколько суток! От бомбежек скрывались в болотах. На всю жизнь запомнила обезумевшую от горя женщину, у которой убили двоих детей. На съемках я пережила весь этот ужас заново.
— Вам разрешили пожить в Освенциме перед съемками…
— Да. На тот момент он уже стал музеем лагеря смерти. Наверное, это самое страшное место на земле. Запах, нары, засечки пленных на стенах — все это потрясает. Находиться там было невыносимо больно: то и дело слышались шорохи, голоса…
— На съемках вы похудели на двенадцать килограммов…
— Я понимала, что должна выглядеть истощенной. Поэтому обманывала мужа (режиссер Сергей Колосов. — Ред.): купила себе флягу, наливала туда чай, добавляла лимончик и капельку меда. Когда все собирались на обед, говорила, что у меня обед с собой.
Так я скинула двенадцать килограммов. Оказалось, что это очень много — от истощения стала терять сознание. Иногда падала прямо в грязь головой, а маленький мальчик, который играл моего сына, подбегал ко мне первым и кричал: «Людмила Ивановна, я здесь, я с вами».
Сильнейший фильм. С одной стороны, очень реалистично показаны страшные сцены концлагеря, расстрелов, с другой — достаточно строго. Кадры, когда мать в темноте проталкивает малышу сырую картошку за заколоченным забором концлагеря, невозможно смотреть…
Они врезались мне в память с первого просмотра в раннем детстве. Я даже не помнила названия фильма, только помнила лицо Касаткиной и эти кадры. Помню, сидела тогда сцепив зубы и боялась посмотреть в сторону дедушки, у которого губы дрожали…
А сцена на переговорном пункте… Пишу и мурашки по спине. «Оспа… оспа на левой щеке! И восьмерка, восьмерка кривая!» Блестящие работы Касаткиной и Ивановой.
У нас много прекрасных фильмов о войне, именно о фронтовой войне, и они бесспорно очень нужны всем нам. Но не менее важны для нашей памяти вот такие фильмы — о том, чем страшна война по-настоящему: не только ужасом кровавых боев, но искалеченными душами миллионов людей, разрушенными судьбами, потерянными детьми, родителями и любимыми. Очень долгое время я не могла заставить посмотреть это кино снова. Вроде, взрослый уже человек, а в последний момент, малодушничала…
Просто бывают такие фильмы, которые словно ожог: ничего ты не помнишь ни про художественную составляющую, ни про всякие кинематографические тонкости; сидишь, смотришь и понимаешь, что тебе очень больно и боль эта только нарастает, даже расплакаться — и то тяжело, комок в горле стоит и всё!
Пару лет назад к внуку, в рамках празднования Дня Победы, в школу приходил человек — бывший узник концлагеря. Рассказывал очень корректно и «дозировано», так что вопросов у детей было после той встречи много…
Ну, и как отвечать?! Решили показать внуку фильм «Помни имя своё», раздобыли диск… Каковы впечатления?! Ожог, он и есть ожог!… Даже если времени с первого просмотра много прошло; даже если на твоей памяти уже много непростых и тяжёлых фильмов… Но главное: такие фильмы очень нужны! Несмотря на весь ужас в детских глазах от рассказов взрослых, и от увиденного на экране!…
Не понимаю, почему этот фильм не вошел в основную двадцатку фильмов о войне, которые показывают хотя бы в самые памятные дни…
Помни имя свое история создания фильма
Согласна с Вами, что многое дается в семье и информации сейчас очень много. Но хотят ли молодые смотреть эти фильмы, читать эти книги, умело пользоваться доступной информацией? Результаты опросов по истории Великой ОтечественнойСоциологическое исследование «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне»
Чем из советской истории можно сегодня гордиться:
взгляд студентов
96% российских студентов считают, что подвигами героев Великой Отечественной войны можно гордиться и сегодня. Таковы данные социологического исследования «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне», проведенного под руководством профессора И. М. Ильинского Московским гуманитарным университетом в марте-мае этого года. Анкетный опрос студентов — часть научного проекта «Демифологизация истории России», который осуществляет университет. В опросе участвовали около 800 студентов из вузов Москвы, Барнаула, Белгорода, Братска, Иркутска, Новосибирска, Кызыла, Петрозаводска, Рязани и других российских городов.
Великая Отечественная война остается главным событием советской истории, которое рождает у нового поколения россиян чувство гордости. И сегодня можно гордиться полетом Юрия Гагарина в космос (86%). Другие же события большинство студентов не относят к знаковым для истории страны: создание атомной и водородной бомбы как предмет национальной гордости отметили 39%, освоение целины — 30%, а о таких событиях, как строительство БАМа ничего не знают 32% студентов, о спасении «челюскинцев» — 36%.
Что касается Великой Отечественной войны, то почтительное отношение к подвигу советского народа проявляется на фоне довольно слабых знаний о ее важнейших этапах и героях — организаторов Победы и людях, отдавших жизнь за Родину.
Только 14% опрошенных правильно вписали имя Верховного главнокомандующего Красной Армии в годы войны, каковым был И. В. Сталин; его имени нет среди популярных ответов и среди названных студентами военачальников Великой Отечественной войны. Из полководцев чаще других студенты вписывают имя Г. К. Жукова (57%), К. К. Рокоссовского (19%); встречаются имена Конева, Ворошилова, Ватутина, Тимошенко, Малиновского, Чуйкова, Василевского, Еременко, Буденного.
Есть явные сбои исторической памяти: кто-то называет Рузвельта, кто-то Суворова и Кутузова, а кто-то даже Гитлера. Но больше трети (37%) не смогли вписать ни одного имени. Из героев войны чаще других вспоминают Зою Космодемьянскую (24%), опять же Г. К. Жукова (13%), Александра Матросова (10%), называют также Гастелло, Панфилова, Кожедуба, Покрышкина, Талалихина, Мересьева, Кантария, Зайцева, Молдагулову и др., но почти половина (47%) не вписали никого.
Среди судьбоносных военных операций до четверти опрошенных не знают о Курской битве, битве за Сталинград, битве за Москву, а битва за Ленинград известна лишь половине опрошенных (54%), битва за Берлин — одной трети (35%).
Многое из истории войны студентам почти неизвестно. Для каждого четвертого опрошенного Великая Отечественная война уже в далеком прошлом наряду с Отечественной войной 1812 г., 1-й мировой войной и другими историческими событиями.
Уходит живая информация о войне и из семей. Сегодня только одна четверть студентов довольно много знают об участии в войне своих близких из их рассказов, семейных архивов (писем, фото); 38% — что-то об этом слышали, но подробностей не знают; другие же еще дальше в этой эстафете поколений. 13% вообще не знают, участвовал ли кто-то из их родственников в войне или нет.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «Помни имя своё»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
«ПОМНИ ИМЯ СВОЁ»
С тех пор как на экраны страны вышел знаменитый фильм о войне, прошло много лет
Вовсе неудивительно, что этот фильм о войне и её последствиях, снабжённый типичным мелодраматическим конфликтом потерянного и вновь обретённого сына, которого воспитала не только другая мать, но и женщина иной национальности, привлёк внимание широкой зрительской аудитории.
Сергей Колосов на съёмках фильма «Помни имя своё»
В 1975 году, когда абсолютным рекордсменом советского кинопроката стала мексиканская мелодрама «Есения» (тоже об обретении героиней спустя многие годы своей родной по крови семьи), лента «Помни имя своё» заняла общее восьмое место, а среди отечественных стала пятой, в том числе уступив «Афоне», где есть мотив утраты малой родины и запоздалого раскаяния героя перед уже умершей тётей, которая воспитала его, и ещё двум картинам, касающимся военной темы: «Любовь земная» и «Они сражались за родину».
Судьба русской женщины Зинаиды Воробьёвой, которая попала с малолетним сыном Геной в Освенцим, всё-таки выжила, но была разлучена фашистами со своим ребёнком, а нашла его в Гданьске только через два с лишним десятилетия после войны, действительно впечатляет собственным незаёмным драматизмом. И заставляет переживать за земную любовь той, кто тоже, будучи насильно угнана в Германию, по-своему сражалась за родину, отстаивая человеческое, материнское достоинство.
Сергей Колосов на съёмках фильма «Помни имя своё»
Знаменательно, что тема пребывания людей, к тому же женщин, в условиях немецкого концлагеря, более знакомая западным кинематографистам (поляки уже в 1948 году создали фильм «Последний этап»), в советском кино дозволялась лишь с непременным героическим пафосом, и даже «Судьба человека» не представляется в этом ряду редким исключением.
Зато в ленте «Помни имя своё» в силу запрограммированного и порой чрезмерного мелодраматизма всё же необычно звучит чуть ли не впервые мотив выживания во что бы то ни стало, хоть и запоздалого, но такого необходимого восстановления утраченных родственных связей.
Что кажется на лично-семейном уровне своего рода метафорой политической реабилитации матерью-родиной всех позабытых ею пленных, а также узников концлагерей, которые зачастую были совершенно не виновны в том, что попали «далеко на Запад».
Тем, кто смотрел фильм Сергея Колосова «Помни имя свое», не удастся забыть ужасные сцены Освенцима, страшные крики женщин, разлученных со своими детьми, и измученное лицо главной героини Зинаиды Воробьевой, которую реалистично сыграла Касаткина.
Людмила Касаткина с ностальгией вспоминает, как снималась в этом фильме.
— Людмила Ивановна, как вам далась эта роль?
— Я была еще совсем девчонкой (Людмиле Ивановне тогда было 16 лет. — Ред.), когда началась война. Летом сорок первого мама отправила меня к бабушке под Вязьму. Сама я родом из Смоленщины.
22 июня мы с подружками пошли купаться. И вдруг слышим страшный крик: «Война. » Я никак не могла дождаться маму, поэтому решила сама отправиться к ней. Попросила бабушку собрать узелок: немного хлебушка, два яйца, сальце…
Мы шли огромной толпой к Можайску вместе с отступающей армией. Сто двадцать километров за несколько суток! От бомбежек скрывались в болотах. На всю жизнь запомнила обезумевшую от горя женщину, у которой убили двоих детей. На съемках я пережила весь этот ужас заново.
— Вам разрешили пожить в Освенциме перед съемками…
— Да. На тот момент он уже стал музеем лагеря смерти. Наверное, это самое страшное место на земле. Запах, нары, засечки пленных на стенах — все это потрясает. Находиться там было невыносимо больно: то и дело слышались шорохи, голоса…
— На съемках вы похудели на двенадцать килограммов…
— Я понимала, что должна выглядеть истощенной. Поэтому обманывала мужа (режиссер Сергей Колосов. — Ред.): купила себе флягу, наливала туда чай, добавляла лимончик и капельку меда. Когда все собирались на обед, говорила, что у меня обед с собой.
Так я скинула двенадцать килограммов. Оказалось, что это очень много — от истощения стала терять сознание. Иногда падала прямо в грязь головой, а маленький мальчик, который играл моего сына, подбегал ко мне первым и кричал: «Людмила Ивановна, я здесь, я с вами».
Сильнейший фильм. С одной стороны, очень реалистично показаны страшные сцены концлагеря, расстрелов, с другой — достаточно строго. Кадры, когда мать в темноте проталкивает малышу сырую картошку за заколоченным забором концлагеря, невозможно смотреть…
Они врезались мне в память с первого просмотра в раннем детстве. Я даже не помнила названия фильма, только помнила лицо Касаткиной и эти кадры. Помню, сидела тогда сцепив зубы и боялась посмотреть в сторону дедушки, у которого губы дрожали…
А сцена на переговорном пункте… Пишу и мурашки по спине. «Оспа… оспа на левой щеке! И восьмерка, восьмерка кривая!» Блестящие работы Касаткиной и Ивановой.
У нас много прекрасных фильмов о войне, именно о фронтовой войне, и они бесспорно очень нужны всем нам. Но не менее важны для нашей памяти вот такие фильмы — о том, чем страшна война по-настоящему: не только ужасом кровавых боев, но искалеченными душами миллионов людей, разрушенными судьбами, потерянными детьми, родителями и любимыми. Очень долгое время я не могла заставить посмотреть это кино снова. Вроде, взрослый уже человек, а в последний момент, малодушничала…
Просто бывают такие фильмы, которые словно ожог: ничего ты не помнишь ни про художественную составляющую, ни про всякие кинематографические тонкости; сидишь, смотришь и понимаешь, что тебе очень больно и боль эта только нарастает, даже расплакаться — и то тяжело, комок в горле стоит и всё!
Пару лет назад к внуку, в рамках празднования Дня Победы, в школу приходил человек — бывший узник концлагеря. Рассказывал очень корректно и «дозировано», так что вопросов у детей было после той встречи много…
Ну, и как отвечать?! Решили показать внуку фильм «Помни имя своё», раздобыли диск… Каковы впечатления?! Ожог, он и есть ожог!… Даже если времени с первого просмотра много прошло; даже если на твоей памяти уже много непростых и тяжёлых фильмов… Но главное: такие фильмы очень нужны! Несмотря на весь ужас в детских глазах от рассказов взрослых, и от увиденного на экране!…
Не понимаю, почему этот фильм не вошел в основную двадцатку фильмов о войне, которые показывают хотя бы в самые памятные дни…
Помни имя свое
СССР, Польша | 1974 г. | 104 мин. | драма
Рейтинг:
Кинопоиск 8,18 IMDb 7,6
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Помни имя свое»:
Актеры фильма «Помни имя свое»:
Содержание фильма «Помни имя свое»:
История советской узницы прошедшей концлагерь, потерявшая своего сына и нашедшая его в Польше спустя двадцать лет.
События в фильме разворачиваются во время Великой Отечественной войны и после её окончания. В основу кинокартины положена реальная драматическая история советской узницы концентрационного лагеря нацистской Германии Освенцим, которая там была разлучена со своим сыном и разыскала его лишь спустя двадцать лет.
Анонс фильма Помни имя свое
22 июня 1941 года, в день нападения нацистской Германии на СССР, у жительницы Белоруссии Зины Воробьёвой рождается сын Гена. Через некоторое время мать и сын попадают в немецкий концентрационный лагерь Освенцим на оккупированной территории Польши, где их после карантина расселяют по разным баракам, но Зина по возможности постоянно наведывается к Гене и подкармливает его. Ближе к концу Великой Отечественной войны, во время наступления Красной Армии в ходе Белорусской наступательной операции «Багратион», Зина попадает в «Марш смерти», и, покидая лагерь, с ужасом видит, что барак, в котором находится её сын, заколочен — гитлеровцы явно собираются умертвить детей.
Затем, вернувшись в родные края уже после войны, Зина узнаёт от случайно встреченного бывшего сослуживца мужа, что он погиб в первый же день войны, и от шока теряет зрение. Она с трудом восстанавливается, оседает в Ленинграде, где затем начинает работать в лаборатории качества на заводе по производству телевизоров, но не оставляет попыток разыскать сына Гену, потому что уверена, что тот жив — ещё будучи в больнице, она встретила медсестру Надежду из барака, в котором находился Гена, и узнала от неё, что дети-узники, скорее всего, были просто брошены персоналом концлагеря при отступлении. Услышав о том, что после войны музей Освенцима в Польше активно помогает в поисках пропавших детей бывших узников лагеря, она постоянно посылает туда свои запросы. Однажды она видит по телевизору кинохронику про Освенцим, снятую советскими солдатами после его освобождения, и узнаёт в толпе освобождённых детей Гену.
Параллельно показано, что Гена действительно жив. После войны он и другие невостребованные дети оказываются в импровизированном приюте, где к нему проявляет интерес бывшая узница Освенцима, полька Галина Трущинская. Гена к тому моменту уже не говорит по-русски, а только по-польски и по-немецки, и думает, что он француз (своё имя Гена он переделывает на польское Генек). Через какое-то время Галина усыновляет Гену, и теперь его зовут Эугениуш Трущинский. Проходят годы, и выросший Эугениуш становится морским капитаном. Однажды он со своей девушкой приезжает в музей Освенцима на экскурсию и испытывает шок, когда во время просмотра той же самой кинохроники, которую видела Зина, видит в кадре себя. Директор музея приглашает его к себе и, узнав его лагерный номер, сообщает ему про запрос Зинаиды. Несмотря на внутренние противоречия, Эугениуш приезжает в Ленинград и воссоединяется с родной матерью, но через какое-то время уезжает, так как в Польше у него теперь своя жизнь.