поминки это в истории
Значение слова «поминки»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОМИ’НКИ, нок, ед. нет. 1. Обрядовый обед в память умершего (религ.). Справлять п. На погосте поминок не правила. Мей. 2. перен. Чествование заслуг покойного (разг.). П. академика Павлова.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поми́нки
1. обрядовый обед, поминальная трапеза в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти ◆ Затем, переловив обывательских кур, устроили поминки по убиенным. Салтыков-Щедрин, «История одного города», 1869–1870 г. ◆ Были, как водится, поминки, но простенькие: три гостьи ― приятельницы покойной, я да Лена. Ф. М. Решетников, «Между людьми», 1864 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Ему отвечали, что то Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский справляет поминки по сыне Максиме Григорьевиче, убитом татарами. А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1842–1862 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова взатяжку (наречие):
Откуда возникла традиция поминать
Содержание статьи
В современном мире можно выделить два рода поминальных традиций. Одни обычаи связаны с мировыми монотеистическими религиями (христианство, ислам), другие же намного древнее этих религий. Примечательно, что древних, языческих традиций – устраивать поминальную трапезу в день похорон, а впоследствии в годовщину смерти – придерживаются даже атеисты. Пренебрегать этими традициями считается неуважением к памяти усопшего.
Христианская традиция
У христиан принято поминать умерших на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также в ее годовщину. В эти дни близкие умершего посещают его могилу, где молятся за душу усопшего и совершают литию. Краткий чин литии может совершить мирянин, для совершения полного чина приглашают священника.
Традиция поминать умерших именно в эти дни связана с христианским представлением о посмертном существовании души. Считается, что до третьего дня душа находится на земле, а потом возносится на Небеса. Ассоциируется такой срок и с трехдневным воскресением Иисуса Христа.
До девятого дня душа созерцает красоту Рая и радуется будущему блаженству, если это праведная душа, или печалится, если грехи этого человека тяжелы. На девятый день душа предстает перед престолом Всевышнего.
На сороковой день душа снова является на поклонение к Богу, и в этот момент определяется ее судьба до Страшного Суда. Поминовение усопшего совершается и в годовщину его смерти, ведь это день его рождения к новой, вечной жизни.
Дохристианская традиция
Среди дохристианских традиций поминовения усопших главное место занимают поминки – застолье, которое устраивается после похорон. Особенность этого мероприятия в том, что на него может прийти кто угодно, если даже приходит незнакомый человек, его принимают и не спрашивают, кто он такой и кем приходится умершему.
В определенной степени поминки выполняют психотерапевтическую функцию: занимаясь подготовкой застолья, убитые горем люди включаются в активную деятельность, которая в некоторой степени отвлекает их от тяжких переживаний. Но основной смысл поминок гораздо глубже.
Для древнего человека еда представляла собой нечто большее, чем восполнение потребности в питательных веществах. На пищу переносилось благоговейное отношение к огню, на котором она готовилась, а огонь, очаг был центром жилища и родовой общины, цементирующим ее. Поэтому совместная трапеза скрепляла единство рода, даже постороннего человека делая родственником.
Смерть воспринималась как нарушение единства рода – ведь она вырывала человека из родовой общины. Это единство следовало немедленно восстановить с помощью совместной трапезы, на которой, как считалось, незримо присутствовал покойный. Так возникли тризны – поминальные пиры, которые и в настоящее время сохраняются в виде поминок. Даже в современном мире на поминках иногда ставят на стол рюмку вина или водки и кладут кусок хлеба, к которым никто не притрагивается – «угощение» для умершего. В этом проявляется первоначальный смысл традиции поминовения усопших.
Значение слова «поминок»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поми́нок
2. устар. подарок, дар ◆ Уж это как ты себе хочешь, а поминок от учениц прими, не побрезгуй их малым приношением… П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Евстихей Захарыч из Ключова в поминок прислал, — ответила Таифа. — Справная телега, колеса дубовые, шины железные в палец толщиной. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ От отца — руки да плечи, от матери — зубы да речи, от деда Игната — кайла да лопата, от бабки Лукерьи — особый поминок. П. П. Бажов, «Синюшкин колодец», 1939 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подмешать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.
Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.
В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.
Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.
Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).
Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.
Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.
Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.
Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?
За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.
Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.
Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.
«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.
Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».
На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».
Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.
Следующие молитвы читают в любые дни поминок.
«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».
«Богородице Дево, радуйся. »
В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».
«Вечная память» (трижды).
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.
Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.
После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »
Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.
Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )
Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Поминки
Поминки – это организованное собрание знакомых с покойным людей, объединённых общей целью вспомнить об умершем, о его деяниях, помолиться за его бессмертную душу. Поскольку данные посиделки предполагаются на несколько часов, то, как правило, их устраивают дома за обеденным столом или в кафетерии. У мусульман не считается зазорным для поминок собраться на чаепитие, но обязательно со сладостями – чтобы жизнь у покойного в ином мире была сладкой. А в Финляндии родственники после похорон устраивают фуршетный стол с небольшими бутербродами-канапе, конфетами или пирожными.
Поминки у православных христиан
Самыми обрядовыми по праву следует считать поминовение у православных. Посудите сами:
Расходы на поминальный обед берут на себя члены семьи. Близкие родственники, друзья и коллеги обычно собирают «на похороны» дополнительно, стараясь передать деньги домочадцам до устройства само печальной церемонии.
Поминки у христиан западных деноминаций
У католиков и протестантов поминовение по умершему организуют на 7-й и 30-й дни по смерти. В день похорон обычно поминальную трапезу не проводят – дают время родственникам пережить и так тяжёлый день.
Как такового устоявшегося меню для поминок не существует. По обычаю скорбящие разделяют общее горе с семьёй усопшего и приносят на поминки пироги, печенье или иное блюдо. Трапезу организуют в фуршетном стиле на дому у скончавшегося или его родственников. Каждый из пришедших на мероприятие передаёт еду организатору, подходит к домочадцам умершего для выражения соболезнований, а затем присоединяется к одной из групп – коллегам, друзьям, соседям.
Поминки у мусульман
Строго говоря, у правоверных нет такого понятия, как поминки. Более того, соболезнования родственникам по поводу утраты их близкого приносятся единожды, по возможности в дни траура – т. е. в первые три дня после смерти. По истечению периода скорби выражать сочувствие нежелательно виду того, чтобы не напоминать домочадцам о постигшем их горе.
В то же время напрямую Кораном не запрещено устраивать поминальную трапезу в память о скончавшемся. Чаще всего её организуют вечером в день погребения. Таким образом мероприятие преследует и другую цель – насытить родственников, прибывших на похороны издалека.
Меню поминального ужина у мусульман не отличается от будничной трапезы. Готовят, по возможности, соседи или друзья семьи, т. е. те, кто не задействован в непосредственной организации похорон. На стол подаются два-три традиционных национальных блюда – плов, харчо, манты, лапша с мясом. Обязателен сладкий стол. К чаю предлагают собравшимся фрукты, сухофрукты, выпечку, прочие сладости. Иногда чаепитием церемония и ограничивается. Также поминовение может проводиться путём раздачи мелких сувениров людям, знавшим покойного. В качестве презентов часто выступают канцелярские ручки, мыло, салфетки, пачки печенья или чая, платки, магниты на холодильник и прочие мелочи.
Трапеза сочувствия и поминки у иудеев
В день похорон у евреев не принято справлять поминки по упокоенному. Напротив, ужин организуют для родственников, потерявших своего близкого. Он так и называется – трапеза сочувствия. Её меню традиционно состоит из округлых блюд – булочек, отварного «в мундирах» картофеля, тефтелек, яиц «вкрутую» и т. п. Таким образом членам семьи почившего напоминают о непрерывности цикла Бытия во Вселенной и утешают рассказами о бессмертии души.
Поминки в строгом их понимании устраивают на годовщины. При чём в первый год мероприятие устраивают накануне даты похорон, а в остальные – накануне даты смерти. Вечером предшествующего дня с последним лучом солнца в дому умершего зажигают свечу или лампу и оставляют огонь гореть на целые сутки – до следующих сумерек. Это связано с иудейской традицией отсчитывать день с начала ночи, а не по часам.
На утро следующего дня семья идёт в синагогу и старший мужчина в роду или уважаемый член общины читает отрывки из Торы поминальные молитвы. Далее поминальную трапезу устраивают согласуясь с предпочтениями домочадцев. Часто меню состоит из блюд, которые при жизни любил умерший. И конечно подают чай со сладким.
Поминки у буддистов
В отличие от авраамических религий буддизм настраивает своих адептов на перерождение души после смерти. Это означает, что у духовной сущности не сохраняется привязка к умершему телу. Также на будущую реинкарнацию не оказывают влияние какие-либо посмертные манипуляции родственников – выбор мира, в котором произойдёт перевоплощение, зависит непосредственно от поведения самого человека при жизни. Данная философия объясняет подход к поминальным действиям у буддистов. Во время молений в храмах и на дому преследуются несколько целей:
Поминки по скончавшемуся проводят каждые 7 дней на протяжении первых 49 дней по смерти близкого. Это связано с прохождением души 7 испытаний в загробном мире до перехода на иной уровень. При этом на 7-й и 49-й день моления устраивают со священником. В остальные дни поминальные ужины проводятся в тесном семейном кругу. На протяжении всего этого времени в разговорах о покойном не должно быть сожалений, слёз и прочих негативных эмоций. Привязывая умершего к прежней жизни родственники тем самым препятствуют положительному перерождению.
На 49-й день проводится завершающая погребальная служба в Храме. Обряд этот именуется Юроол или Тараал (в различных транскрипциях). Монахов и прочих скорбящих угощают блюдами из риса. Помимо еды в Дацан можно принести и другие вещи необходимые ламам – канцелярские принадлежности, гигиенические принадлежности и т. п.
Помощь при организации поминок
Поминки – это ещё один повод вспомнить о том, каким был навсегда ушедший от вас близкий человек. В то же время организация поминальной трапезы требует от родственников почившего дополнительных сил, когда они и так на исходе из-за случившейся трагедии. Городская Ритуальная Служба «Утрата» выражает искренние соболезнования и готова взять на себя подготовку данного мероприятия. Наши сотрудники обсудят с вами пожелания в отношении устройства поминок – меню, соответствия вероисповеданию умершего, места проведения, количества присутствующих и т.п. – а затем подберут и представят наиболее подходящие варианты. Оформить заявку и обсудить детали вы можете по телефону 8 (495) 966-46-46. Звоните нам круглосуточно.
Проконсультироваться по вопросам организации похорон и вызвать специалиста можно по телефону круглосуточной справочной службы 8 (495) 966-46-46