полюшко поле история создания песни
Авторы песни Полюшко-поле
«Полюшко-поле» — русская песня, которая, благодаря широкой популярности, считается народной. На протяжении более 70 лет песня «Полюшко-поле» с некоторыми различиями в тексте входит в репертуры многих популярных певцов и хоров, оркестров. Песню исполняли известный американский певец Поль Робсон и японская певица русского происхождения Орига.
Эта, ставшая всемирно известная песня, имеет своих авторов. Музыка песни написана в 1933 году российским и советским композитором Л. К. Книппером. Автор слов — советский поэт В. М. Гусев.
Лев Константинович Книппер родился 21.11(3.12) в 1898 году в Тбилиси. Был племянником актрисы Ольги Книппер-Чеховой и тенора Владимира Нардова.
Автор симфонических произведений, в том числе 4-й симфонии «Поэма о бойце-комсомольце» (1934), в которую вошла его знаменитая песня «Полюшко-поле».
Кроме того, автор музыки опер «Северный ветер» (1930), «На Байкале» (1948), «Маленький принц» (1964), балета «Красавица Ангара» (совместно с Бау Ямпиловым, поставлен в 1959 году Бурятским театром оперы и балета), свыше 20 симфоний, музыки к кинофильмам и театральным спектаклям (среди прочих — таировская «Оптимистическая трагедия» в Камерном театре).
Из письма тёти композитора Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой актрисе М. П. Лилиной, 22-25 февраля 1934 года
23-го утром было «Воскресение», а вечером в Большом зале Консерватории шла первый раз Левина 4-ая симфония: «Поэма о бойце-комсомольце», очень монументальное произведение и очень эмоциональное. Вы представляете себе мое волнение! Я не судья, но от многих слышала серьёзные отзывы, и писали о нём как о мастере и трепетном художнике. В этой симфонии есть чудесная песня «Поле, полюшко», которую уже поют в концертах с большим успехом. После концерта, в котором играли, в первом отделении, Вагнера и Берлиоза (это соседство меня пугало, но книпперовская музыка не пострадала и имела очень хороший успех)…
Об авторе слов песни «Полюшко-поле».
Виктор Михайлович Гусев (1909—1944) — русский советский поэт, драматург, переводчик.
В 1929 выпустил первую поэтическую книгу «Поход вещей», раскритикованную В. Маяковским за «грошовый романтизм», который, вопреки утверждению последнего, не исключал, но подчеркивал революционный энтузиазм поэзии Гусева, вполне проявившийся и в его последующих сборниках («Герои едут в колхоз», 1931; «Слово бригадира», 1932; «Современники», «Гений», оба 1933; «Сыновья диктатуры», 1937; поэма «Стих», 1942) — и особо в его текстах песен стоит «Полюшко-поле».
История одной песни. Полюшко поле
Полюшко-поле” — одна из первых советских массовых песен, ставшая подлинно народной и, вероятно, навсегда вошедшая в золотой фонд советской музыки. Мелодия песни использована композитором Л. К. Книппером в его третьей симфонии, впервые прозвучавшей более полувека назад, в 1934 году, и также оставившей заметный след в истории развития этого жанра.
Авторы песни — композитор Лев Константинович Книппер (1898—1974) и поэт Виктор Михайлович Гусев (1909—1944).
Можно сказать, что военная тема была одной из главных в творчестве как композитора, так и поэта, много сил отдавали они организаторской и культурно-шефской работе в войсках. Большая дружба связывала их и с воинами-дальневосточниками, и с моряками-черноморцами. Оба они принимали участие в учебных походах на линкоре «Парижская Коммуна», эсминцах, канонерках, подводных лодках и торпедных катерах.
Особенно памятной для композитора оказалась поездка к краснофлотцам в Севастополь, состоявшаяся летом 1932 года. Лев Константинович был вполне своим в дружной семье моряков, сочинял для них новые песни, которые тут же и подхватывались слушателями, дирижировал отдельными частями своей Третьей симфонии, которую исполняли флотские духовые оркестры, беседовал о музыке.
“Вот Перекопский вал, — писал он потом в своем дневнике. — Мы с В.Шебалиным стоим в разрушенном блиндаже и смотрим на север, на бесконечные поля. А издали, вместе с маревом знойного таврического полудня, плывет широкая украинская песня. С благодарностью и волнением думали мы о тех бесстрашных бойцах, которые под ураганным огнем, вот с этого вала, шли по открытому полю на штурм последней твердыни бешено огрызающегося старого мира…”
Именно в те дни у композитора зародилась мысль написать к 15-летию комсомола симфоническую «Поэму о бойце-комсомольце» и посвятить ее подвигу одного из героев первых лет революции. Четыре симфонических марша – четыре части будущей симфонии должна была объединить сквозная тема. Роль такой сквозной темы и возлагалась на песню.
“Еще находясь в концепции четырех маршей и уже немного сочинив, — рассказывал композитор, — я никак не мог придумать певучую тему для трио первого походного марша. И вот как-то в самом начале зимы ходил я с друзьями на лыжах. Сделали километров двадцать, промерзли. Вернулись на дачу. Меня усадили за расстроенное пианино «услаждать слух». И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня вместе с текстом:
Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле.
Едут по полю ребята,
Эх, да молодые партизаны.
Было это давно. Не помню реакции моих уставших от лыж друзей. Не помню и того, понял ли я, что нашел «жемчужное зерно». Вероятно, нет. Тогда для меня это был эпизод марша, который будет в духовом оркестре исполнять баритон.
Но пути творчества (боюсь сказать, вдохновения) неисповедимы. Через несколько дней застопорившаяся было работа вдруг сдвинулась. Тема «Полюшка» оказалась моно-образом, объединившим все части».
Когда родилась мелодия, композитор попросил поэта Виктора Гусева сочинить текст песни. Покоренный и вдохновленный этой мелодией, он написал для нее сразу около пятнадцати куплетов. Не дожидаясь окончания работы над симфонией, авторы решили проверить песню на публике. Сокращённый вариант «Полюшка» они предложили певице Вере Духовской.
В феврале 1933 года состоялась премьера песни. Вера Духовская исполнила ее в зале Радиокомитета, находившемся на улице Белинского, в здании Центрального телеграфа, в концерте, посвященном 15-й годовщине Красной Армии. Аккомпанировал певице пианист Михаил Бихтер. Успех песни был необычайным.
Вскоре «Полюшко» включили в свой репертуар Ирма Яунзем, Леонид Утесов и другие певцы и певицы. Ее запели военные хоры и ансамбли. Причем каждый исполнитель трактовал ее по-своему.
Особый успех выпал на долю «Полюшка» во время выступления Краснознаменного ансамбля в Париже в 1937 году. «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберемся вместе, напеваем “Полюшко”. Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава…» — вспоминал писатель Л. Любимов, живший тогда во Франции.
«Лучшей песней XX века» назвал произведение Книппера известный американский дирижер Л. Стоковский.
Книппер Лев Константинович (1898, Тифлис — 1974, Москва). Видный советский композитор. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1958) и РСФСР (1968), Народный артист РСФСР (1974). Лауреат 2-х Сталинских премий (1946, 1949). Его музыкальное творчество неоднократно отмечалось премиями, новыми званиями и музыкальными должностями со стороны правительства РСФСР, а затем и СССР.
Как ни странно – в его судьбе соединились несовместимые явления: по своей специальности он был композитором, дирижером и музыкантом, а в своей затененной стороне – был агентом НКВД и советской контрразведки.
Вообще биография советского композитора Льва Константиновича Книппера весьма напоминает остросюжетный роман. Причем, каких либо особых напряжений с его личной стороны для этого и не происходило. Просто так шла его жизнь. Так эта жизнь привлекала его к различным ее сторонам и не требовала особых усилий для их исполнения. С малых лет Лева Книппер был причастен к жизни культурной элиты России. Его тетя, О. Л. Книппер-Чехова, была знаменитой Народной артисткой СССР и женой великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Так получилось, что своих детей от этого брака не было и, тетя Оля заботилась о племяннике, как о родном сыне. Благодаря этому юноша, получил отличное музыкальное образование. Более того – активное окружение писательской и музыкальной элиты, которое постоянно влияло на просвещение маленького Левы, играло свою положительную роль в его просвещении.
В силу своего обаяния, броской артистической внешности, высокой культуре образования и поведения, Лев Книппер стал вести успешную агентурную работу. Он завербовал даже собственную сестру, Ольгу Константиновну Чехову (да-да, ту самую!), которая, живя в Германии, сумела стать кинозвездой европейского уровня.
Пришло время, и Лев Книппер сам серьёзно увлекся альпинизмом.
1948 год. Л.К.Книппер на репетиции оркестра у дирижерского пульта.
Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. В 1949 году Л.К. Книппер был повторно удостоен Сталинской премии. В этот день друзья альпинисты поздравляли его в альплагере «Рот-Фронт», которым он посвятил «Песнь альпинистов». Умер 30 июля 1974 года в Москве.
Несколько слов о поэте. Гусев Виктор Михайлович (1909 – 1944) – русский советский поэт, переводчик, драматург, журналист, автор популярных песен.
Полюшко, поле,
Полюшко, широко поле!
Едут по полю герои!
Эх, да Красной Армии герои.
Девушки плачут,
Девушкам сегодня грустно,
Милый надолго уехал,
Эх, да милый в армию уехал.
Девушки, гляньте,
Гляньте на дорогу нашу,
Вьется дальняя дорога,
Эх, да развеселая дорога.
Едем мы, едем,
Едем — а кругом колхозы,
Наши, девушки, колхозы,
Эх, да молодые наши села.
Только мы видим,
Видим мы седую тучу,
Вражья злоба из-за леса,
Эх, да вражья злоба, словно туча.
Девушки, гляньте,
Мы врага принять готовы.
Наши кони быстроноги,
Эх, да наши танки быстроходны.
В небе за тучей
Грозные следят пилоты.
Быстро плавают подлодки.
Эх, да корабли стоят в дозоре.
Пусть же в колхозе
Дружная кипит работа,
Мы — дозорные сегодня,
Эх, да мы сегодня часовые.
Полюшко, поле,
Полюшко, зелено поле!
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!
Песня Полюшко-поле в исполнение ансамбля Александрова
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«ПОЛЮШКО ПОЛЕ» ИСТОРИЯ ПЕСНИ.
Полюшко-поле” — одна из первых советских массовых песен, ставшая подлинно народной и, вероятно, навсегда вошедшая в золотой фонд советской музыки. Мелодия песни использована композитором Л. К. Книппером в его третьей симфонии, впервые прозвучавшей более полувека назад, в 1934 году, и также оставившей заметный след в истории развития этого жанра.
композитор Лев Константинович Книппер
поэт Виктор Михайлович Гусев
Можно сказать, что военная тема была одной из главных в творчестве как композитора, так и поэта, много сил отдавали они организаторской и культурно-шефской работе в войсках. Большая дружба связывала их и с воинами-дальневосточниками, и с моряками-черноморцами. Оба они принимали участие в учебных походах на линкоре «Парижская Коммуна», эсминцах, канонерках, подводных лодках и торпедных катерах.
Особенно памятной для композитора оказалась поездка к краснофлотцам в Севастополь, состоявшаяся летом 1932 года. Лев Константинович был вполне своим в дружной семье моряков, сочинял для них новые песни, которые тут же и подхватывались слушателями, дирижировал отдельными частями своей Третьей симфонии, которую исполняли флотские духовые оркестры, беседовал о музыке.
Во время пребывания в Севастополе Книппер занимался организацией краснофлотского симфонического оркестра, работал с самодеятельными хорами на крейсерах и базах различных соединений, сочинял песни… В часы отдыха он ездил по окрестностям, посетил Сиваш, Перекоп, места тяжелых боев 1920 года, встречался с их участниками и слушал рассказы о минувших сражениях.
“Вот Перекопский вал, — писал он потом в своем дневнике. — Мы с В.Шебалиным стоим в разрушенном блиндаже и смотрим на север, на бесконечные поля. А издали, вместе с маревом знойного таврического полудня, плывет широкая украинская песня. С благодарностью и волнением думали мы о тех бесстрашных бойцах, которые под ураганным огнем, вот с этого вала, шли по открытому полю на штурм последней твердыни бешено огрызающегося старого мира…”
Именно в те дни у композитора зародилась мысль написать к 15-летию комсомола симфоническую «Поэму о бойце-комсомольце» и посвятить ее подвигу одного из героев первых лет революции. Четыре симфонических марша – четыре части будущей симфонии должна была объединить сквозная тема. Роль такой сквозной темы и возлагалась на песню.
“Еще находясь в концепции четырех маршей и уже немного сочинив, — рассказывал композитор, — я никак не мог придумать певучую тему для трио первого походного марша. И вот как-то в самом начале зимы ходил я с друзьями на лыжах. Сделали километров двадцать, промерзли. Вернулись на дачу. Меня усадили за расстроенное пианино «услаждать слух». И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня вместе с текстом:
Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле.
Едут по полю ребята,
Эх, да молодые партизаны.
Было это давно. Не помню реакции моих уставших от лыж друзей. Не помню и того, понял ли я, что нашел «жемчужное зерно». Вероятно, нет. Тогда для меня это был эпизод марша, который будет в духовом оркестре исполнять баритон.
Но пути творчества (боюсь сказать, вдохновения) неисповедимы. Через несколько дней застопорившаяся было работа вдруг сдвинулась. Тема «Полюшка» оказалась моно-образом, объединившим все части».
Когда родилась мелодия, композитор попросил поэта Виктора Гусева сочинить текст песни. Покоренный и вдохновленный этой мелодией, он написал для нее сразу около пятнадцати куплетов. Не дожидаясь окончания работы над симфонией, авторы решили проверить песню на публике. Сокращённый вариант «Полюшка» они предложили певице Вере Духовской.
В феврале 1933 года состоялась премьера песни. Вера Духовская исполнила ее в зале Радиокомитета, находившемся на улице Белинского, в здании Центрального телеграфа, в концерте, посвященном 15-й годовщине Красной Армии. Аккомпанировал певице пианист Михаил Бихтер. Успех песни был необычайным.
Вскоре «Полюшко» включили в свой репертуар Ирма Яунзем, Леонид Утесов и другие певцы и певицы. Ее запели военные хоры и ансамбли. Причем каждый исполнитель трактовал ее по-своему.
Особый успех выпал на долю «Полюшка» во время выступления Краснознаменного ансамбля в Париже в 1937 году. «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберемся вместе, напеваем “Полюшко”. Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава…» — вспоминал писатель Л. Любимов, живший тогда во Франции.
«Лучшей песней XX века» назвал произведение Книппера известный американский дирижер Л. Стоковский.
Книппер Лев Константинович (1898, Тифлис — 1974, Москва). Видный советский композитор. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1958) и РСФСР (1968), Народный артист РСФСР (1974). Лауреат 2-х Сталинских премий (1946, 1949). Его музыкальное творчество неоднократно отмечалось премиями, новыми званиями и музыкальными должностями со стороны правительства РСФСР, а затем и СССР.
Как ни странно – в его судьбе соединились несовместимые явления: по своей специальности он был композитором, дирижером и музыкантом, а в своей затененной стороне – был агентом НКВД и советской контрразведки.
Вообще биография советского композитора Льва Константиновича Книппера весьма напоминает остросюжетный роман. Причем, каких либо особых напряжений с его личной стороны для этого и не происходило. Просто так шла его жизнь. Так эта жизнь привлекала его к различным ее сторонам и не требовала особых усилий для их исполнения. С малых лет Лева Книппер был причастен к жизни культурной элиты России. Его тетя, О. Л. Книппер-Чехова, была знаменитой Народной артисткой СССР и женой великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Так получилось, что своих детей от этого брака не было и, тетя Оля заботилась о племяннике, как о родном сыне. Благодаря этому юноша, получил отличное музыкальное образование. Более того – активное окружение писательской и музыкальной элиты, которое постоянно влияло на просвещение маленького Левы, играло свою положительную роль в его просвещении.
В силу своего обаяния, броской артистической внешности, высокой культуре образования и поведения, Лев Книппер стал вести успешную агентурную работу. Он завербовал даже собственную сестру, Ольгу Константиновну Чехову (да-да, ту самую!), которая, живя в Германии, сумела стать кинозвездой европейского уровня.
Пришло время, и Лев Книппер сам серьёзно увлекся альпинизмом.
1948 год. Л.К.Книппер на репетиции оркестра у дирижерского пульта.
Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. В 1949 году Л.К. Книппер был повторно удостоен Сталинской премии. В этот день друзья альпинисты поздравляли его в альплагере «Рот-Фронт», которым он посвятил «Песнь альпинистов». Умер 30 июля 1974 года в Москве.
Несколько слов о поэте. Гусев Виктор Михайлович (1909 – 1944) – русский советский поэт, переводчик, драматург, журналист, автор популярных песен.
С конца июня 1941 г. Гусев — начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета (еще в 1930-е гг. по свидетельству очевидцев, Гусев стал истинным мастером радиорепортажа и радиодраматургии), он писал репортажи о войне, новые патриотические стихи и пьесы, занимался переводами произведений поэтов советских республик – Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и прочих. В 1943 г. он написал киносценарий к фильму«В шесть часов вечера после войны». Еще за два года до Победы он верил в великую силу советского народа. К сожалению, до окончания войны Виктор Михайлович не дожил – он скончался в январе 1944 г. во время ужина в московском Доме актера с композитором Т.Хренниковым. У него случился гипертонический криз, и поэт в возрасте 34 лет скончался прямо за обеденным столом. В 1946 г. за работу над фильмом «В шесть часов вечера после войны» |
На торжественном открытии в Лондоне в 1945 году Всемирной конференции молодежи «Полюшко» пели шесть тысяч юношей и девушек, собравшихся со всей планеты.
Полюшко, поле,
Полюшко, широко поле!
Едут по полю герои!
Эх, да Красной Армии герои.
Девушки плачут,
Девушкам сегодня грустно,
Милый надолго уехал,
Эх, да милый в армию уехал.
Девушки, гляньте,
Гляньте на дорогу нашу,
Вьется дальняя дорога,
Эх, да развеселая дорога.
Едем мы, едем,
Едем — а кругом колхозы,
Наши, девушки, колхозы,
Эх, да молодые наши села.
Только мы видим,
Видим мы седую тучу,
Вражья злоба из-за леса,
Эх, да вражья злоба, словно туча.
Девушки, гляньте,
Мы врага принять готовы.
Наши кони быстроноги,
Эх, да наши танки быстроходны.
В небе за тучей
Грозные следят пилоты.
Быстро плавают подлодки.
Эх, да корабли стоят в дозоре.
Пусть же в колхозе
Дружная кипит работа,
Мы — дозорные сегодня,
Эх, да мы сегодня часовые.
Полюшко, поле,
Полюшко, зелено поле!
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!
Песня Полюшко-поле в исполнение ансамбля Александрова
Народных хор полиции Китая
Альфа и омега (1967) Полюшко-поле
Ленинградские ковбои (Полюшко-поле)
Хор «Лига» занял первое место на «Битве хоров».
KAZAK ATLILARI » Polyushka Polye Plaine Ma Plaine «
полюшко поле (на арабском)
Polyushka Polye (Ahmet Koç)
Origa Field (Polyushka Polye)
Fransis Goyya Cossack Patrol
Полюшко-поле в разнообразных оранжировках
Процитировано 6 раз
Понравилось: 15 пользователям