поляки в казахстане история

Поляки в казахстане история

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане историяполяки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане историяполяки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане историяполяки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Посольства

Польский язык

Бизнес

Образование

Религия

Культура

Медиа

История

Появление первых локальных групп поляков на территории нынешнего Казахстана обусловлено различными историческими событиями.

Так, первыми поляками в Северном Казахстане были офицеры Ширванского и Нетебургского полков, служившие в царских войсках и прибывшие на строительство крепостей Новоишимской линии. После решения царского правительства о направлении в Сибирь ссыльных и каторжников, в Казахстан отправлялись представители польского шляхетства, оппозиционно настроенные к России. В конце 18 века число поселенцев Казахстана пополнилось за счет повстанцев, руководимых Тадэушем Костюшко и разгромленных царскими войсками.

Начало XIX века ознаменовалось бурными событиями наполеоновских войн и восстанием декабристов. В этот период начали поступать военнопленные, среди которых было особенно много поляков. Большая часть поляков была зачислена рядовыми в Сибирское казачье войско.

В период 1830-1831 и 1863-1864 гг. в ссылку на территорию современного Казахстана отправились участники польских восстаний, лидеры народовольческих движений, социал-демократы (следует отметить, что в дореволюционный период политическая ссылка была кратковременной и носила возвратный характер).

В феврале 1891 года правительство России утвердило решение о начале строительства Транссиба, часть которого проходит по территории Казахстана. Среди строивших Транс-Сибирскую магистраль было много поляков. Это были образованные люди, грамотные инженеры и служащие, они усердно трудились, выполняя задачу строительства по вводу магистрали в срок и со значительной экономией предусмотренных сметой средств.

Следующая волна польских переселенцев обусловлена ротацией большевистских кадров (1918-1920 гг.), т.к. люди, входившие в польские коммунистические группы, организационно стали частью РКП (б).

В феврале 1930 г. ЦК ВКП (б) обсудил вопрос о задачах подъема экономики Казахстана в первой пятилетке и предложил пересмотреть пятилетний план развития народного хозяйства Казахской АССР, обеспечить в нем более широкое промышленное и железнодорожное строительство. Развить провозные и пропускные способности железных дорог для освоения растущего объёма грузовых и пассажирских перевозок. Мотивируя тем, что для осуществления поставленных задач нужна квалифицированная рабочая сила, а местное население не отвечает этим требованиям, советское руководство проводило мероприятия по привлечению трудовых ресурсов извне. Важную роль в осуществлении этих планов сыграла пропагандистская и агитационно-массовая работа по вербовке специалистов и рабочей силы среди коммунистов и комсомольцев из промышленных районов России и Украины, среди которых также были поляки.

В постановлении не было указано ни причин переселения, ни сроков, на которые переселяли. В докладной записке Наркома НКВД Г.Г. Ягоды на имя зам. председателя СНК В.Я. Чубаря упоминалось, что в правовом положении переселенцы приравниваются к ранее высланным кулакам-переселенцам. Парадокс в том, что переселяемый контингент Постановлением Совнаркома СССР от 28 апреля 1936 года № 776-120 СС не ограничивался в гражданских правах, но имел право передвижения только в пределах района расселения и не имел права выезда из мест поселения. Административный надзор за спецпереселенцами вели комендатуры РО НКВД, которые должны были бороться с побегами и контролировать соблюдение правил общественного порядка и трудоиспользования депортированных. Жилищно-хозяйственное коммунально-бытовое строительство, а также сельскохозяйственное обустройство спецпереселенцев было возложено на ГУЛАГ НКВД с привлечением сил и средств самих переселенцев.

В документе «Сведения о спецпереселенцах поляках и немцах, прибывших из Украинской ССР», (секретно) от 27 июня 1936 года, отмечено, что первые эшелоны прибыли на станцию Таинча (Тайынша) 3 июня 1936 (156 семей – 725 человек), 4 июня (159 семей – 668 человек), 5 июня (137 семей – 644 человека), 6 июня прибыло 4 эшелона (595 семей – 2897 человек) и т.д. На 21 июня 1936 года, согласно этому документу, прибыло 5615 семей – 26778 человек.

Период 1937-1938 связан с «Большим террором», в ходе которого польский этнос СССР понес наибольшие потери, из 656 тыс. человек (по переписи 1937 г.) одна пятая их была репрессирована, примерно 118-123 тыс. человек, среди них 40 тыс.детей. В целом по «польской операции» было осуждено почти 140 тыс. человек. Это примерно 10 % из общего числа всех осужденных в ходе массовых политических репрессий 1937-1938 гг.

В 1939-1940 годах из западных областей Украины и Белоруссии, и с территории бывшей Польши на территорию Казахстана сроком на 10 лет были высланы осадники и лица, входившие в число «сторожевой охраны лесов» – «лесники». А также: семьи военнопленных польских офицеров и репрессированных представителей польского государственного аппарата, крупных землевладельцев и промышленников («административно-высланные», 28000 человек предполагалось заселить в Северо-Казахстанскую область). Беженцы, прибывшие на территорию Западной Украины и Белоруссии после 1 сентября 1939 г., затем изъявившие желание выехать из СССР на территорию, занятую немцами, но не принятые германским правительством

(«спецпереселенцы-беженцы»). На основании этих же актов проводилось выселение жителей из 800-метровой пограничной полосы. Операции по выселению семей репрессированных осуществлялись специальными оперативными «тройками», созданными при Управлениях НКВД западных областей Украины и Белоруссии.

Через год, в мае – июне 1941 г. была проведена повторная депортация населения из западных областей Украины и Белоруссии, а также с территорий Бессарабии и Прибалтики. В числе выселенных также были бывшие польские граждане.

Репатриация в Польшу (1946 г) была проведена в отношении тех поляков, которые были депортированы в 1940-1941гг., прошли процедуру амнистии в августе 1941г. и не приняли советское гражданство в 1943г.

В отношении остальных поляков-спецпоселенцев действовало телеграфное распоряжение министра ВД СССР Круглова от 29 сентября 1948 г. за № 406 «О взятии на учет поляков, выселенных в 1936 г. из Украинской и Белорусской ССР, как неправильно освобожденных по приказу МВД СССР № 001044 от 7 октября 1947 г.».

Попыткой удержать на местах работоспособное сельское население стал Указ от 26 ноября 1948 о том, что «немцы, поляки, калмыки, ингуши, чеченцы, финны, латыши и другие переселенцы в предоставленные районы переселены навечно и что выезд их с мест поселения без особого разрешения органов МВД карается каторжными работами до 20 лет». И специальный приказ № 00187/64сс от 20 марта 1952 г. «О привлечении к уголовной ответственности за побег с места поселения поляков, выселенных в 1936 г. из погранрайонов УССР и БССР».

В период освоения целинных и залежных земель 1954-1962 гг. в Казахстан отправились «поднимать целину» миллионы молодых энтузиастов, среди них были и поляки.

Ни один из исследователей не смог назвать точного количества депортированных поляков в Казахстан в Советский период (цифры рознятся от 102 тыс. до 250тыс). По переписи 1959 г. в Казахстане проживало 53102 поляка.

В 2016 г. (исследование фонда Конрада Аденауэра) в Казахстане числилось 31938 поляков. На сегодняшний день в Северо-Казахстанской области проживает самая большая этническая группа поляков в Казахстане (11793 человека). Настоящая цифра объясняется старением этноса, низкой рождаемостью, миграцией. И тем, что многие поляки, чтобы иметь возможность учиться и давать достойное образование своим детям, в советское время изменили свою национальность.

Национальное возрождение поляков в нашей стране стало историческим фактом. Казахстанские поляки с благодарностью воспринимают Казахстан как свою Родину, место где они родились, где их друзья, где могилы родителей, дедов и прадедов, где в едином народе Казахстана слились все национальные группы. Взвешенная политика руководства республики и, прежде всего, ее Президента Н.А. Назарбаева создали в стране атмосферу спокойствия, правового равенства и учета интересов всех групп населения. Поляки Казахстана зарекомендовали себя как прекрасные работники на производстве и в сельском хозяйстве, квалифицированные инженеры и педагоги, врачи и научные работники.

Источник

Поляки в казахстане история

ПОЛЯКИ (самоназвание – поляци) – этническая группа Казахстана. Впервые поляки появились на территории Казахстана в XVIII–XIX вв. Первые поляки – это политические ссылные. Многие из них изучали историю казахского народа, его обычаи и традиции, занимались изучением флоры и фауны, климата, полезных ископаемых. Среди них – художник Б. Залесский, основатель Семиреченского музея В. Недзвецкий и др. Были и те, кто приезжал добровольно. Заметный вклад в культуре Казахстана оставил А. Затаевич – известный музыковед и исследователь казахского фольклора. Массовая депортация поляков в Казахстан из Украины и Белоруссии началась в 1936 г. и продолжилась в 1937 г. очередная волна депортации была осуществлена в начале 2-й мировой войны. В эти годы было депортировано почти 200 тыс. поляков. В настоящее время в Казахстане проживает 32,6 тыс. чел., в т.ч. в Акмолинской обл. – 8,0 тыс., Актобинской – 233, Алматинской – 1,2 тыс., Атырауской – 34, Западно-Казахстанской – 122, Жамбылской – 120, Карагандинской – 3,8 тыс., Костанайской – 1,5 тыс., Кызылординской – 12, Мангыстауской – 60, Южно-Казахстанской – 132, Павлодарской – 955, Северо-Казахстанской – 12,8 тыс., Восточно-Казахстанской обл. – 214, г. Астане – 2,5 тыс., г. Алматы – 842 чел. (2014). Коренное и основное население Польши. Живут в странах СНГ, в США, Франции, Канаде, Бельгии, Бразилии, Аргентине и др. странах. Общая численность – 60 млн чел. (2011).

Язык. Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе латинского алфавита.

Религия. Верующие – в основном католики, есть протестанты.

История. Польский этнос складывался с формированием и развитием древнепольского государства, основу которого составили объединения западно-славянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. В период полит. раздробленности (XI–XIII вв.) отдельные польские земли обособились, но культурные и экономические связи между ними не прерывались. В XIII–XIV вв. в ходе сопротивления немецкой экспансии и преодоления политической раздробленности осуществлялось объединение польских земель. В это же время шел процесс германизации захваченных немцами западных и северных земель (Нижняя Силезия, Поморье, Мазурия, Западная Великопольша). В XIV–XV вв. объединение земель польского государства способствовало процессу национальной консолидации поляков. В 1569 г. образовано многонациональное государство – Речь Посполитая. В конце XVIII в. она была разделена между Россией, Австрией и Пруссией. После 1-й мировой войны 1914–18 гг. образовалось независимое польское государство, в которое не вошли многие северные и западные польские земли. Присоединение Польшей ее северных и западных земель наступило лишь после 2-й мировой войны. Польша – член НАТО (с 2003). С 2004 г. стала членом Евросоюза. Национальный праздник – 11 ноября – День независимости.

Культура. Богатое устное народное творчество (обрядовые, календарные, лирические, семейные, трудовые песни, легенды, баллады, басни, сказки, пословицы и др.). Польские народные танцы – полонез, краковяк, мазурка и др. в переработанном виде распространились во всей Европе. Народные танцевальные и песенные мелодии звучат в произведениях польских композиторов. Традиционные занятия – скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок – узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение. В сельских поселениях многих районов преобладают срубные постройки. Повсеместно растет использование новых строительных материалов. Крыши построек четырехскатные, двускатные или полувальмовые, с небольшим навесом. На западе и северо-западе сохранились дома с «подсенями» в виде арки, ниши, галереи. Традиционная планировка крестьянского жилища – трехкамерная, с центральным или боковым расположением сеней. Традиционную народную одежду надевают в части деревень по праздникам. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, широкий кожаный пояс, короткую куртку (цуху) из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. Большое место в питании поляков занимают блюда из картофеля, а также молоко, творог, сыр и др. Польская кухня славится кондитерскими изделиями – свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т.п. Обычные напитки – чай, кофе из злаков и черный.

Польский этнос объединен в структуру, называемую Союз поляков Казахстана, который включает в себя 13 культурных центров. Основные задачи Союза: культурно-просветительная работа, возрождение и сохранение языка, обычаев, традиций и культуры нации, налаживание связей со своей исторической родиной, пропаганда национального творчества.

В Северном Казахстане уже несколько лет ведется спутниковое вещание телеканала «Полония». Основной упор в польской диаспоре делается на молодежь. При Школах национального возрождения по всему Казахстану существуют польские классы, где дети и взрослые изучают свой родной язык. По договоренности между министерствами образования наших стран, в Казахстане работают преподаватели из Польши и местные учителя польского языка, прошедшие подготовку в Польше.

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Сотрудники польского культурного центра в Казахстане (слева направо): М. Домбровски, профессор, вице−председатель совета центра, Х. Гуральска, эксперт центра, кандидат экономических наук, Е. Ошатыньски, профессор, эксперт центра. г. Алматы, 1996 г.

Источник

Поляки в Казахстане: история и судьбы

История порою преподносит парадоксы. Далекая от Европы азиатская страна Казахстан, с суровым климатом – от изнуряющего зноя до крепких морозов, – куда в прежние века ссылали бунтовщиков, возмутителей общественного спокойствия, стала второй родиной для многих народов. Оказались на казахстанской земле и представители польского народа, гордого и свободолюбивого, чуть было не потерявшего в XVIII-XIX веках свою государственность, но сумевшего сохранить национальную неповторимость.

История появления поляков в Казахстане начинается с 30-х годов 19-го столетия, когда царское российское правительство начало ссылать в казахстанские степи своих политических противников из Польши, попавшей тогда под протекторат России. Но самым первым поляком, появившимся на земле казахов, был в XIII веке монах-францисканец Бенедиктус Полонус, оставивший первое в мире описание восточных земель, о которых в ту пору в Европе имели весьма туманное представление. Монах входил в экспедицию послов папы римского Иннокентия IV, отправившего дипломатическую миссию к монгольскому хану Батыю. Путешественников поразили огромные пространства степей, отсутствие лесов и воды, перепады погоды. Кроме того, монах Бенедикт оставил ценные этнографические описания жизни казахов того времени.

В XIX веке в Казахстане уже появились десятки ссыльных поляков, которые внесли весомый вклад в этнографию, культуру Казахстана, в развитие географических, геологических и прочих наук.

Первым в мировой литературе произведением на казахскую тематику стала поэма «Киргиз» (так раньше называли и казахов, и киргизов) польского романтика Густава Зелиньски, сосланного в «киргизские степи» за связь с тайной польской патриотической организацией «Месть народа». В этой поэме содержатся бесценные этнографические наблюдения за жизнью и экзотическими для европейцев обычаями казахов XIX века. Поэт описывает первозданный край, «где не было дорог, только трава клонилась там, где конь ее на скаку задевал», край, в котором живут свободные и гордые люди, в согласии с природой и своими вековыми законами, к числу которых относился и традиционный закон гостеприимства.

К числу этих десятков ссыльных поляков относится и знаменитый Адольф Янушкевич, участник восстания поляков 1830 года. Он попал в плен и оказался вначале в Сибири, а затем в ссылке в Казахстане. В течение 18-ти лет Янушкевич, выучившийся казахскому языку, собирал казахские песни, легенды и поверья, а затем издал их в Париже в 1861 году в книге «Дневники и письма из путешествий по киргизским степям» — эта книга долго пользовалась популярностью в России. Интересные этнографические заметки о жизни казахов первой половины XIX века оставили также Кароль Любич Хоецки, Ян Виткевич и другие. Ян Виткевич, сосланный в Казахстан чуть ли не в 15-летнем возрасте, овладел несколькими восточными языками, на казахском говорил, как казах, читал на память Коран, имел глубокие познания в казахской этнографии и географии, и вообще настолько вжился в казахскую среду, что получил прозвище «Батыр».

Считается, что одним из первых в живописи изобразил жизнь и быт казахов поляк Бронислав Залесски, польский патриот, которого в дисциплинарном порядке отправили на военную службу в Оренбург за участие в одном из заговоров. Альбом его офортов «Жизнь киргизских степей», изданный в Париже в 1865 году, стал настоящим открытием для европейцев. За десять лет службы Залесски множество раз отравлялся вглубь Казахстана с экспедициями, не расставаясь с тетрадью для эскизов. По Мангышлаку он путешествовал вместе со ссыльным украинским поэтом и художником Тарасом Шевченко. Очарованный природой казахских степей, простотой жизни казахов, Залесски запечатлел увиденное в живописных и литературных произведениях, которые некоторое время спустя будут опубликованы и признаны чем-то исключительным. Это и стало первой публикацией, познакомившей Западную Европу с пейзажами и жизнью казахского народа. Залесски оставил также ценные заметки о правовой стороне жизни казахского народа, описал систему наказаний за преступления, в которой отражалось общественное неравенство того времени, с болью писал о бесправном положении казахской женщины.

Казахский вокальный фольклор много бы потерял, если бы не деятельность поляка Александра Затаевича, заслуга которого в сохранении казахского фольклора огромна. Александр Затаевич родился в 1869 году в Варшаве, в семье польского ссыльного, музыкального критика, а в 20-х годах XX века оказался в Казахстане. Затаевич собирал песни степных акынов, которые из поколения в поколение передавали не только народную мудрость, но и богатые этнографические, исторические сведения. «Тысяча песен казахского народа» — бесценный труд, оставленный потомкам Александром Затаевичем. И этой коллекции до сих пор нет равных. «В этой работе, — писал Затаевич, — нельзя было сделать ни шагу без внутренней гармонии с интимными струнами души народа, и благодаря этому я, случайный пришелец, навсегда полюбил благородный и талантливый казахский народ».

Кроме культуры, этнографии, географии, поляки оставили значительный след в разведывании и изучении природных богатств Казахстана. Томаш Зан, которого казахи называли «искателем камней», занимался геологоразведывательной деятельностью, выполнял метеорологические исследования. Геологическими и геодезическими исследованиями в Казахстане занимались поляки Томаш Вернер, Людвик Турно, Александр Ходзько, Казимир Лапчиньски, Адам Бяловески и другие. Астрономические исследования на территории Казахстана проводили Петр Залески и Стефан Козловски. Многие работавшие в Казахстане геологи, топографы, археологи, геодезисты, ботаники, агротехники – такие как Стефан Чарноцки, Арнольд Маковски, Казимир Калицки и др.- впоследствии станут профессорами в польских высших учебных заведениях, в научно-исследовательских институтах.

Следующая волна переселенцев из Польши обозначилась с началом первой мировой войны и была связана с эвакуацией в Казахстан гражданского населения России, в том числе из пределов Царства Польского, входившего тогда в состав России. Затем – волна ссыльных поляков накануне и во время Великой Отечественной войны. Польшу и Казахстан связывают не только экономические и политические интересы, но и общая память о Великой Отечественной войне, во время которой отдельные подразделения Войска Польского под командованием генерала Андерса формировались на территории Казахстана. Не всем польским солдатам довелось попасть на фронт, многие из них навечно упокоились в казахстанской земле. В Жамбылской области могилы польских солдат есть в селе Мерке, где установлена мемориальная доска. Оставшиеся в живых польские солдаты донесли до родных селений впечатления о гостеприимстве и широте души казахского народа.

Сегодня проживающая в Казахстане сорокатысячная польская диаспора, потомки польских переселенцев и ссыльных революционеров, обрела возможность развиваться, сохранять свой язык и национальную культуру в дружной семье казахстанских народов. В Казахстане действуют польское общество «Венжь» («Связь») и Союз поляков Казахстана, которые сохраняют национальные польские традиции и обычаи. В Жамбылской области около 20-ти лет действует этнообъединение «Полонез». Показательным моментом является то, что, несмотря на объявленную Польшей в январе 2001 года репатриацию своих соплеменников, массового выезда поляков из Казахстана не наблюдалось. Более того — процесс репатриации этнических поляков из Казахстана в последние годы сократился до минимума, даже наметился процесс реэмиграции, чему способствовало повышение уровня жизни в Казахстане.

И сегодня на благодатной земле Казахстана живут тысячи потомков польских переселенцев и ссыльных, которые в дружной семье казахстанских народов обрели возможность прекрасно жить и сохранять свой язык и культуру.

Источник

Как поляки пришли в Казахстан?

Такой вопрос мне задают довольно часто, когда узнают что я поляк.

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Этим постом отвечу и на вопрос и внесу свой вклад к 70-летию Победы над немецкими фашистами и их пособниками во Второй Мировой войне.

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Поляки в Казахстан (в основной своей массе) пришли по чужой воле. После начала войны в 1939 году к СССР отошла Восточная Польша, ставшая Западной Украиной и Белоруссией. На этой территории проживало много поляков. Жили они своими селами и хозяйствами, в городах они были как интеллигенцией, так и в гос.администрации. Вот они и стали первой волной выселенных. Затем были и другие волны, говорят вплоть до начала 50-х годов.

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Вот так представляли большевиков в Польше. Надпись на плакате: Вы хотите, чтобы так стало с вашими женами и детьми? Всеми силами боритесь с большевизмом!

Многие военнопленные поляки тоже были высланы на восток.

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Феликс Кай-Кржевинский. «Польские пленные на пути в Сибирь». 1940 г.

В Казахстане селились в сельской местности, занимались сельским хозяйством. Часть ушла в 41-42 году с армией генерала Андерса в Иран и дальше. Но многие остались, особенно из простых крестьян.

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Феликс Кай-Кржевинский. «Голодная степь. Казахстан«. 1945 г.

Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Элизабет Кржевинская.

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Почти все поляки к настоящему времени язык уже забыли, старики только помнят немного. Но практически все сохранили нашу Христианскую католическую веру.

Во время СССР, когда не было церквей и священников, всегда были уважаемые старики, которые знали обряды, крестили детей и отпевали покойников. Это допускается в чрезвычайных обстоятельствах.

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

поляки в казахстане история. Смотреть фото поляки в казахстане история. Смотреть картинку поляки в казахстане история. Картинка про поляки в казахстане история. Фото поляки в казахстане история

Кто хочет почитать подробнее, посмотрите по ссылкам. Там с документами и датами пишут настоящие историки.

— По изыс­каниям казахстанских ученых с февраля 1940 г. по июнь 1941 г., на территорию КазССР было депортировано от 60 тыс. до 102 тыс. именно польских граждан (среди которых было немало украинцев и евреев). По мнению польских историков (только по их «предварительным подсчетам), в Казахстан тогда было депортировано 200 тысяч поляков.

Этот факт (не упоминавшийся ни в одном исследовании) вплоть до начала 21-го века считался военной тайной. Связан он с двумя документами: амнистией польских граждан в августе 1941 года и соглашением тогдашнего польского премьер-министра Владислава Сикорского с И. В. Сталиным в середине декабря 1941-го, согласно которому численность Польской армии было решено довести до 96 тыс. человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *