полуторные мечи на руси
Какие на Руси были мечи (9 фото + 1 видео)
Мечи. Типовые формы: 1—17 — IX — XI вв.; 18—25 — XI — XIV вв. 1 — Бор, юго-восточное Приладожье; 2 — Гнездово, Смоленская обл.; 3 — Пиркинское, юго-восточное Приладожье; 4, 5 — Днепровские пороги (о. Хортица); 6 — Вахрушева, юго-восточное Приладожье; 7 — Гнездово, Смоленская обл.; 8 — Шестовицы, Черниговская обл.; 9 — Ручьи, юго-восточное Приладожье; 10 — Шестовицы, Черниговская обл.; 11 — Михайловское, Ярославская обл.; 12 — Горка Никольская, юго- восточное Приладожье; 13 — Ленинградская обл.; 14 — Черная могила, Черников; 15 — Фощеватая, Полтавская обл.; 16 — Карабичев, Хмельницкая обл.; 17 — Краснянка, Харьковская обл., 18 — Полтавщина; 19 — Воздвиженское, Костромская обл.; 20 — Малы, Псковская обл.; 21 — Киев; 22 — Киев, 23 — Киев; 24 — Городище, Хмельницкая обл.; 25 — Райки, Житомирская обл.
Мечи X — первой половины XI в. 1 — Фощеватая Полтавской обл. (тип «скандинавский); 2, 3 — Киев и Карабичев, Хмельницкая обл. (оба — тип А местный); 4 — Усть Рыбежна, юго-восточное Приладожье (тип Е); 5 — Гнездово, Смоленская обл. (тип Д); 6 — Глуховцы, Житомирская обл. (тип А местный)
Мечи IX — XI вв. 1 — Новгород (тип X); 2 — Ручьи, юго-восточное Приладожье (тип V — особый); 3 — Усть Рыбежна, там же (тип Е); 4 — Гнездово, Смоленская обл. (тип V); 5 — Гнездово, там же (тип Е); 6 — Ленинградская обл. (тип Н); 7 — Вахрушева, юго-восточное Приладожье (тип Т — 2); 8 — Бор, там же (тип В); 9 — Заозерье, там же (тип Т — 2)
Когда речь заходит о высококачественном холодном оружии ближнего боя, то сразу вспоминается знаменитый булат. Булат – это особый вид стали с содержанием углерода более 1 процента и с неравномерным его распределением в металле. Меч, выполненный из такой стали, обладал поистине взаимоисключающими свойствами – например, булатный клинок был способен рубить железо и даже сталь, в то же время он не ломался, будучи согнут в кольцо. Всем он был хорош, но… не выдерживал лютых северных морозов, поэтому был практически непригоден в условиях русского климата. Как же славяне выходили из положения?
Чтобы получить металл с неравномерным содержанием углерода, славянские кузнецы брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их вместе через один и затем множество раз проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали «гармошкой», резали вдоль, проковывали ещё раз и так далее. Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления характерного рисунка «ёлочкой». Эта-то сталь и позволяла делать мечи достаточно тонкими без потери прочности, это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи согнуты вдвое.
Часто полосы сварочного булата («Дамаска») составляли основу клинка, по краю же приваривали лезвия из высокоуглеродистой стали: её предварительно подвергали так называемой цементации — нагреванию в присутствии углерода, который пропитывал металл, придавая ему особую твёрдость. Подобный меч вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага, ведь их, как правило, делали из стали или железа более низких сортов. Перерубали они и клинки мечей, изготовленных менее тщательно.
Специалисты подчёркивают, что сварка железа и стали — сплавов, заметно различающихся температурой плавления, — процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в IX—XI веках наши предки вполне владели этим мастерством, а не только «умели изготавливать простые железные предметы»!
В связи с этим нелишне рассказать историю меча, найденного в местечке Фощеватая, что в Полтавской области на Украине. Его долгое время считали «бесспорно скандинавским», поскольку на рукояти просматриваются узоры в виде переплетающихся чудовищ, очень похожие на орнамент памятных камней Скандинавии XI века. Правда, скандинавские учёные обращали внимание на некоторые особенности стиля и предлагали искать родину меча в Юго-Восточной Прибалтике. Но когда в конце концов клинок обработали специальным химическим составом, на нем неожиданно проступили четкие кириллические буквы: «ЛЮДОТА КОВАЛЬ». В науке разразилась сенсация: «бесспорно скандинавский» меч оказался сделан у нас, на Руси!
Чтобы не обмануться, покупатель первым делом проверял меч по звону: хороший меч от лёгкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем лучше булат. Испытывали и на упругость: не останется ли искривлённым после того, как его положили себе на голову и пригнули (к ушам) за оба конца. Напоследок меч должен был легко (не тупясь) перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие.
Хорошие мечи, как правило, богато украшались. В рукоять меча некоторые воины вставляли драгоценные камни, словно в благодарность за то, что меч не подвел своего хозяина в бою. Такие мечи ценились поистине на вес золота.
История меча (7): полуторный меч
Меч с рукоятью «в полторы руки» лучше всего изучать по европейским исследованиям — там эта тема куда более развита, чем у нас. Что интересно — внутри полуторных мечей тоже есть свое разделение.
Существует два типа меча, каждый из которых можно отнести к полуторным. И в то же самое время они различаются между собой.
1) longsword («длинный меч») — полуторный меч с рукоятью на три руки впритык (около 30 см). Такой меч можно свободно держать двумя руками, причем на рукояти остается место еще для одной ладони. Это дает больше возможностей для применения рычагов и использования сложных траекторий ударов.
Меч на фото из Германии (предположительно), датируется 1400-1430 годами.
2) bastard sword («ублюдок», «незаконнорожденный») — полуторный меч с рукоятью на две ладони впритык (около 20 см). Фактически, это тот же меч войны в готическом варианте.
«Бастард» переводиться на русский как «незаконнорожденный». Часто говорят, что обидное прозвище этот тип меча получил потому, что он ни рыба, ни мясо — то есть не одноручный, но и не двуручный. На самом деле он ублюдок, потому что не longsword.
Меч на фото итальянский, изготовлен между 1475 и 1500 годами. Общая длина 118,7 см., длина клинка 94,2 см., ширина клинка — 6,8 см., длина гарды — 30,4 см.
Саму анатомию полуторных мечей мы разбирать не будем. Она соответствует анатомии одноручных готических мечей, просто клинок и рукоять у них покороче будут. А поскольку мы уже сделали это, то смысла перемалывать одно и тоже не видим.
Тем более, нам есть о чем поговорить и без этого. Прежде всего — об отличиях от одноручного меча в применении. Если одноручным готическим мечом работали на пару с щитом, то с полуторным «бастардом» без него обходились.
Прежде основным доспехом была кольчуга, не способная жестко встретить клинок меча. Результат сражения в кольчугах отлично передает фрагмент миниатюры XIII века:
С 1209 по 1470 год современный греческий город Халкида находился под властью Венеции. Назывался он тогда Халкис, и в нем были, соответственно, крепость и «ограниченный контингент» венецианских войск. Так вот, при раскопках в Халкиде удалось найти не только доспехи XIV-XV столетий, но и более сотни шлемов того же самого периода.
Фехтовальные школы
Возможность обходиться без щитов сразу породила целый гербарий интереснейших фехтовальных приемов.
О них мы узнаем из «фехтбухов» — руководств по фехтованию, которые оставили нам великие мастера прошлого — Иоганн Лихтенауэр, Ханс Тальхоффер и другие.
Кстати. Вот эти два рисунка сделаны одним и тем же человеком. Звали его Альбрехт Дюрер — это был не только отличный художник, но так же математик, теоретик обороны крепостей и, конечно же, боец. Его учебник фехтования и борьбы считается классическим.
Однако, не стоит путать фехтовальные школы и обучение военному ремеслу. Дело в том, что фехтование из трактатов на войне мало применимо.
В основном фехтбухи — это учебники о том, как победить в судебном поединке (кто выжил, тот и прав). Однако, на рыцарском турнире, эти знания тоже были весьма кстати.
Другое дело — война. Солдат учили держать строй и уничтожать стоящих в таком же строю напротив. Трактатов на эту тему автор не припомнит.
Особый прием
В знаменитом учебнике фехтования 1459 года — фехтбухе Ханса Тальхоффера, можно увидеть немало разных приемов. Все они применимы в условиях поединка, на этом учебнике выросло и выжило немало отличных бойцов.
Однако кое-какие приемы, показанные в трактате Тальхоффера, вызывают немалое удивление в наши дни. Например, вот такой прием:
Возникает вопрос — неужели бойцы не боятся распахать руку о лезвия мечей?
Все просто: как мы помним из прошлой главы, многие готические мечи делались заточенными только в последней трети клинка. Поэтому воины могли использовать так называемую «технику полумеча»:
Автору этих строк доводилось беседовать с людьми, которые на своих пальцах проверили технику полумеча с полностью заточенным клинком. Главное — не дать ему «гулять» в ладони, иначе и вправду можно остаться без пальцев. Вот что они рассказали:
«Хватать можно и заточенный меч без всяких проблем. Мы проверяли многократно, достаточно держать покрепче и ничем это не грозит.
Более того, при разглядывании фехтбухов закрадывается мысль, что большой меч против парней в доспехах использовали только с хватом за лезвие. Идея в том, что рубить человека в железе бесполезно, а вот сунуть ему острие в подмышку — очень даже ничего. Ну и «рычаги» для борьбы в полумече выходят прекрасные».
Длинный меч на Руси
Прежде всего, следует вспомнить, что средневековая Русь условно делится на несколько частей:
Часть перечисленных земель находилась под сильным влиянием Западной Европы. Причем не только в географическом, но и в культурном, торговом, военном смыслах. Например, в Беларуси и на Западной Украине можно встретить рекордное для русских земель количество рыцарских замков.
В августе 2013 года по всем каналам новостей прошли сообщения о находке под Мстиславлем (Могилевская обл., Беларусь) рыцарских доспехов западноевропейского образца, которые датируют XVI столетием.
Но иногда археологи находят исключения, вроде этого меча из новгородских раскопок:
Другое дело — земли Западной и Юго-Западной Руси. Это достаточно рыцарственная территория. Здесь в ходу были доспехи не только русского, но и европейского образца. И именно там было найдено большинство полуторных мечей.
Где кончается полуторный меч и начинается двуручный?
А вообще, как определить: двуручный ли это меч или полуторный? Если это не цвайнхандер, специальный двуручный меч, а просто большой клинок, то понять может быть сложно.
Тут все зависит от массы меча и длины рукояти, хотя, по большому счету, решается персонально. Если мечом, несмотря на размеры и длинную рукоять, можно эффективно сражаться одной рукой — значит, меч полуторный.
А вот если одной рукой в бою не слишком удобно, тогда это «двуручник». В среднем, граница проходит по отметке «140 см. общей длины» — все что больше уже нельзя контролировать одной правой.
Причем даже для Николая Валуева и Кости Цзю один и тот же меч может оказаться разным — кому полуторным, а кому и двуручным мечом.
Ну а мы благодарим за крайне полезные для статьи консультации Вадима Сеничева. Это один из самых больших российских экспертов по фехтованию длинным мечом и большой друг нашего сайта.
Ну и бонусом — видео, которое посоветовал Вадим. Оно про то, как держать в руках меч и не порезаться:
Эволюция Меча на Руси
Основным поставщиком информации о мечах эпохи Викингов на Руси служат раскопки дружинных захоронений: Гнездово, Чернигов (Черная Могила, Гульбище) Шестовицы и т.д.
Мечей ранних типов А, В, С, на территории Руси не найдено, что говорит о достаточно позднем знакомстве с мечами и видимо их носителями, Единственная находка: элементы рукояти типа В найдены при раскопках поселения Гнездово, видимо ремесленного центра.
Кстати мечи А, В, С, большОй частью были однолезвийные, а находок однолезвийных клинков на Руси нет вообще кроме очень спорной находки под Монастыршей ( Кирпичников 1966) по современным исследованиям это скармасакс.
Запчасти рукояти меча типа В
Один из самых редких, сложных в изготовлении и богато украшенных рукоятей
Перекрестие, основание навершия и навершие из железа, навершие полое, закреплено в расклеп хвостовика. Имеется клеймо «Ульфберт» перед последним «Т» стоит крест. По данным металлографии сталь такого меча (крест перед «Т»)по качеству очень близка к современной У10.
Меч обнаружен в Кургане С-15 Гнздово. Погребение по скандинавскому обряду.
Самый распространенный тип меча
Перекрестие и и основание навершия сплошное из железа, треугольное навершие полое крепиться на U-образной скобе, с расклепом на внутренней части основания.
Перекрестие, основание навершия и навершие украшено всечкой медной или сребренной проволоки. Меч найден в кургане L-35Гнездово. Скандинавский тип погребения.
Меч Тип T-2. Тип датируется концом эпохи викингов, отличается от предыдущих внешне похожих типов изменением соотношений размеров элементов рукояти, перекрестие растет навершие и основание навершия уменьшается. Рукоять меча начинает приближаться к знакомым очертаниям «рыцарских» мечей. Поднят из кургана №3 Гнездово
Мечи собственно производства или по крайней мере мечи собственного типа на Руси появились довольно поздно в конце X начале ХI века. Впервые такие мечи выделил из общей массы находок Анатолий Николаевич Кирпичников в 1966 в единый тип А-местный. Собственно меч как и прежде представлял собой формой клинка типичный меч эпохи викингов или каролингский меч(по Кирпичникову) но имел уникальную по форме и отделки рукоять которая встречалась не на территории Восточной Европы только однажды, обломок перекрестия меча типа А-местный был найден в Кунгс-Хюсбю провинции Уппланд, Швеция и является вторичной по отношению к находкам у нас. Мечи группы состоят из трехчастного навершия, декоративно отделенного( в отличии от своих предшественников основание навершия и навершие которых две разные детали)
от слегка изогнутого к верху основания навершия. Перекрестие слегка изогнуто в сторону клинка.
Овальная в сечении рукоять отлита из бронзы или серебра. Навершие, перекрестие, и рукоять украшены гравированным орнаментом с чернением.
На основе орнаментации известный украинский исследователь мечей эпохи Викингов Федор Андрощук в своей монографии «Мечи Викингов» (2013) выделил три основных варианта изобразительных мотивов мечей типа А-местный.
Название получили месту первой находки с таким изобразительным мотивом.
Вариант «Карабичев –Рязань»
Основание навершия и перекрести имеют следы серебряной инкрустации с мотивом переплетающихся лент. Бронзовая рукоять украшена комбинацией растительного мотива и узлов.
Слева фотография справа прорисовка.
Техника декора этих мечей говорит о том что они были несомненно ценными объектами высокого социально статуса. К сожалению все показанные на ч/б фотографиях мечи были утрачены в результате окупации Киева и в эвакуации.
Единственный меч типа А-местный варианта «Киев», находящийся в Государственном Музейном Фонде Российской Федерации, был найден в Мордовии в 1989 году близ села Пурдошки.
При реставрации меча в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря заведующая сектором отдела физико-химических методов исследований А. Я. Мазина провела металлографический анализ клинка и деталей рукояти. При исследовании клинка меча из с. Пурдошки для выяснения состава металла был применен метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа. В результате был определен следующий состав клинка: железо (99,30, медь (0,40), цинк (0,30), марганец (0,03). (по сути сыродутная железная крица)
Меч до реставрации.
Металлографический анализ показал, что перекрестие и навершие выполнены из похожего сплава, представляющего собой бронзу с низким содержанием олова. В составе сплава трубки олова еще меньше, чем в бронзе перекрестия и навершия. Черневой орнамент нанесен с помощью сплава, содержащего свинец в значительно большем количестве, чем бронза основы. Он представляет собой темные окислы свинца и меди.
По мнению В. Н. Шитова, орнамент состоит из неглубоких бороздок, заполненных чернью. В. Казакявичус считает, что первоначально элементы рукояти были протравлены кислотой, затем углубления были заполнены смесью медного порошка и серы. Рукоять была затем нагрета и отполирована. Похожий метод нанесения черни описан в работе Т. И. Макаровой «Черневое дело Древней Руси».
Детальный осмотр рукояти меча из с. Пурдошки показал, что наиболее вероятной представляется точка зрения, высказанная В. Н. Шитовым. В верхней части навершия до реставрации были отчетливо видны канавки, в которых черновая смесь отсутствовала. Глубина и характер стенок канавок свидетельствует, что детали рукояти отливались с заранее нанесенным контуром углублений под орнамент.
Меч после реставрации.
Трубка рукояти пурдошанского меча покрыта орнаментом в виде чешуи. Это дает основание считать общую композицию рукояти художественным отображением либо мифа о схватке Перуна с его змееподобным врагом Змилуаном, либо мифической схватки Тора и мирового змея Ёрмунганда перед концом мира. Битва Тора с мировым змеем была широко распространенной темой изображений на щитах, о чем свидетельствуют щитовые драпы (стихотворения, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду). Сложность ситуации заключается в том, что миф о Перуне восстанавливается лишь частично по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях. К тому же военные дружины на Руси были в большинстве своем полиэтничными, что приводило к смешению различных культов.
Sergej Yu. Kainov «SWORDS FROM GNЁZDOVO»
Ф.Андрощук «Мечи Викингов»
Статья А.А. Беговаткина.
«Древнерусский меч Х века из окрестностей с.Пурдошки»
По мечу из Фощеватой отдельный и долгий разговор.
Лига историков
8K поста 35.4K подписчика
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
«Идеи норманизма верны, потому что они истинны» :))
Очень интересно и наглядно
Ох уж эти археологи. Для начала надо понимать что на Руси в до христианскую эпоху людей не хоронили, а сжигали на погребальных кострах. Мечи естественно, на костры не клали т.к. они все равно оставались в этом мире. Кроме того, мечи того времени это железо, очень ценный материал для живших в ту пору. И чуть ли не после каждой битвы их приходилось перековывать. Кроме того, у славян не было знати. Даже выборные вожди всегда были из народа, и слава предка ничего кроме повышенных требований к потомкам не давала. В отличии от иерархических обществ.
Спасибо. Хороший пост. Продолжай в том же духе.
«SWORDS FROM GNЁZDOVO»
замечательное применение буквы Ё в латинице
Интересно, но симптомы «норманизма» и «абынеславяне» у автора слишком сильны что бы не обращать на себя внимание. Выздоравливайте)
Скьявона и скьявонеска: славянские клинки на венецианской службе
Взаимоотношения Serenìsima Republica de Venesia и славян часто описывают в совершенно жутких тонах. Дескать, злобные и жадные венецианцы только и делали, что продавали мирных и незлобивых славян в рабство, «… но и там они не работали». И в честь этого, для пущего зверства и обидности, назвали Ту Самую набережную, где торговали бедолагами, Славянской — riva degli Schiavoni.
Вынужден разочаровать. Набережную так прозвали сугубо за то, что туда прибывали суда торговцев-славян с берегов Далмации с разными вкусными и полезными товарами. Здесь же были их торговые ряды. Ситуация не слишком менялась с веками — даже когда венецианские аристократы потеряли вкус к торговле и осели в поместьях Террафермы, купеческое дело немедленно подхватили славяне с греками и евреями.
Стоит сказать, что славяне, пришедшие в Центральную Европу то ли вместе с гуннами, то ли вслед за ними, меньше всего напоминали придуманных в XIX веке пасторальных хиппи-хлебопашцев в веночках из цветов и белых рубашоночках.
Соседями они были крайне неприятными и вели себя с той же незамутнённостью, что и степняки на границах Руси.
Другой вопрос, что им уже не хватало достижений прогресса, освоенных германскими коллегами в троеборье «грабь, насилуй, убивай». В их небогатых землях, кроме отдельных мест средоточия трофеев вроде Арконы, было нечего грабить, кроме как наловить рабов — откуда и пошло «обидное» сходство слов «славянин» и «раб» во многих европейских языках, включая итальянский и венецианский.
Но славяне старательно учились у противников и «не вылезали с тренировок» — обычно в формате набегов. От соседей, германцев и романских народов, их отличала не незлобивость, а как раз свирепость и отчаянность в бою.
Именно эта свирепость со временем очень пригодилась Венецианской республике.
Как Далмация оказалась Венецией
Контроль побережья Далмации и Истрии, ныне — адриатических берегов Хорватии, с древности был краеугольным камнем стратегии Венеции.
После того, как славянское нашествие затопило Балканы, венецианцы и их морские коммуникации жестоко страдали от славянских пиратов с побережья Далмации. Впрочем, портовые города Далмации вроде Рагузы-Дубровника, с их всё более смешанным романско-славянским населением, ничуть не меньше страдали от венецианских пиратов. Честная, так сказать, конкуренция.
Борьба между ними не прекращалась, но венецианцы оказались сильнее.
Свирепости и отваге славян Далмации она противопоставила не только свирепость и отвагу своих воинов и мореходов, но и мудрый стратегический расчёт, тонкую дипломатическую игру и даже целенаправленный, грамотный «пиар» по подготовке общественного мнения в аннексируемых городах и при средиземноморских дворах.
Здесь жили многочисленные славяне: хорваты, сербы и словенцы-каринтийцы. А также албанцы и греки. Ещё больше славян, албанцев и греков стало стекаться под знамёна Венеции по мере экспансии османов. Ведь на стороне венецианцев можно было продолжать драться с турками, при случае их грабить — и за это венецианцы ещё и неплохо платили. Хотя сами венецианцы считали, что славянские воины обходятся им удивительно дёшево.
Рождение сербского меча
Сербы делали мечи со слегка устаревшими «романскими» клинками типов XIIIa или XVIa по классификации Окшотта. Они обладали квадратными навершиями «типа Z» и изогнутыми S-образными перекрестьями «типа 12» шириной до 22 сантиметров.
Таким эфесом можно было «поймать» клинок турецкой сабли-килича, имевший елмань: расширение в верхней части клинка. Среди мечей с подобной гардой обнаруживают аномальное количество обломанных лучей, хотя в прочности они не уступали обычным. Это свидетельство того, что сербские воины часто использовали такой приём.
Вероятно, именно такими мечами многие сербы рубились с турками в трагической битве на Косовом поле 1389 года.
А затем — уже как союзники султана Баязида Молниеносного — громили объединённое крестоносное войско католической Европы при Никополе в 1396 году, где исход битвы решила атака сербского рыцарства короля Стефана Лазаревича.
Не все сербские аристократы признали османский протекторат. Часть из них ушла служить венгерским королям. С собой они принесли и «фирменные» мечи, которые в Венгрии получили новые формы. Теперь перекрестье достигало около 16 сантиметров, зато изогнулось ещё больше. В Венгрии на сербские мечи стали ставить более современные клинки, типов ХХ и XXI по классификации Окшотта.
Славянские наёмники на службе крылатого льва
В XV столетии венецианцы активно вели войны и шли к своему золотому веку. Им нужны были многочисленные и отважные воины — ведь население республики и близко не могло сравниться с Османской портой и другими своими врагами.
Если раньше венецианцы, по примеру римлян, предпочитали сражаться сами, то теперь им приходилось всё чаще нанимать войска.
Прежде всего — славян подвластной Далмации и окрестных земель. Те были только рады, тем более, что падение Сербии и Византии оставило без земель множество сербских и греческих аристократов-воинов, ищущих работу по профилю.
Из славян Далмации и окрестностей венецианцы стали нанимать сразу несколько родов войск.
Во-первых, гвардию святого Марка — отборный отряд телохранителей дожа. Самые опытные и надёжные воины в роскошных доспехах, на конях, с луками — и, естественно, сербскими мечами.
Во-вторых — морскую пехоту Венецианской республики, fanti da mar. Набранные из далматинцев отряды назывались «славяне» или «ультрамарины»: schiavoni o oltremarini, то есть «надморские». Они считались самыми надёжными и верными войсками на службе Сиятельной республики святого Марка. В морских схватках они использовали в основном турецкие ятаганы и пистоли, совмещённые с абордажными топориками — но на суше щеголяли всё теми же мечами.
В-третьих — страдиотов, конных наёмников, служивших на неспокойном турецком фронтире. Среди них были греки, сербы, хорваты и албанцы, причём последних, как считается, было подавляющее большинство. Страдиоты были прекрасной лёгкой и средней кавалерией, отчаянной и недорогой. А также имевшей милую и описанную множеством авторов традицию отчитываться за успехи отрезанными головами врагов — по дукату за голову.
Превращение сербского меча в «котоликую» скьявонеску
К тому времени «сербскими мечами» вовсю пользовались и сами сербы, и греки, и венгры, и жители Венецианской Далмации. Их появление в Венеции, в том числе у личной охраны дожа, породило настоящую моду уже среди самих венецианцев. В Венеции schiavoni обычно называли уже не сербов, а славян венецианских владений Далмации и Истрии. Причём не только славян — под это определение «за компанию» часто попадали албанцы и греки.
С конца XV века такие мечи стали массово производить в Венеции, Брешии и других венецианских владениях. Их по-прежнему называли spade schiavonesce — «славянские мечи».
По пути в Италию они снова изменились. Ширина перекрестья уменьшилась. Клинки и рукояти стали короче — «полуторник» выходил из употребления на войне, и из-за размера его обычно крепили к седлу, тогда как венецианцы и славяне на венецианской службе любили щеголять скьявонесками и в обычной жизни, в гражданском платье — о чём свидетельствуют многие изображения эпохи Ренессанса.
Навершия рукояти вместо плоского или скруглённого верха получили характерные три зубца, напоминающие кошачий лоб и уши. Нередко на навершии дополнительно изображалась кошачья физиономия.
Речь шла не о домашней кошке, а о геральдическом льве. Точнее, сразу двух: о крылатом льве святого Марка — символе Венецианской республики, и о гербе Далмации, на котором изображены три коронованные львиные головы с торчащими ушами и распахнутыми пастями.
Вполне вероятно, что именно скьявонески породили возникшие в начале XVI века немецкие «кошкодёры» — ландскнехтские мечи с S-образным перекрестьем: солдаты императора Максимилиана оценили скьявонески в ходе итальянских и венгерских войн. У немцев они снова потеряли в длине и лишились прямоугольного навершия в пользу массивного набалдашника, фиксирующего руку, — но по сей день немало типичнейших скьявонесок именуют «катцбальгерами».
От славянской скьявонески к «вампирской» скьявоне
В XVI веке военное искусство претерпело революцию. Всё более массовый огнестрел выводил из употребления доспехи. Мода на дуэли дополнительно требовала защиты кисти руки — без латной перчатки кисть под простым перекрестьем была слишком уязвимой для фехтовальщика.
Переходные формы возникли уже ближе к концу XV века — на характерные рукояти «скявонесок» с прямоугольными навершиями вместо S-образных перекрестий стали ставить шпажные гарды: с защищающей пальцы дугой и кольцом для большого пальца.
В середине XVI века окончательно вышедшие из употребление латные перчатки и «простые» защитные дуги сменили на сложные корзинчатые гарды. «Славянские мечи» spada schiavonesca стали «славянками» schiavona. То же самое слово используется для обозначения женщины-славянки. Ведь итальянское и венецианское spada — женского рода.
Качественные клинки для скьявон нередко закупали в Германии и Испании. Скьявоны стали известны и популярны далеко за пределами Венеции и даже Италии. При Фердинанде II Габсбурге венецианские скьявоны стали использовать даже имперские кирасиры.
По сути скьявона стала чем-то средним между входившим в моду палашом, мечом и тяжёлой шпагой. В отличие от типичного палаша, клинок скьявоны всегда был обоюдоострым. Кроме того, её баланс оставался «фехтовальным» и считался идеальным.
Кроме клинка, скьявону от «современников» легко отличить по очень характерной рукояти. Не только по неизменному «кошачьему» навершию — голове венецианского или далматинского льва. «Корзинку» венецианско-славянских отличали готичные и даже «вампирические» формы, похожие на сочетание паутины, когтей, костей и клыков.
Однажды увидев, её невозможно спутать ни с лаконичными формами рукояти валлонских палашей, ни с листьями и «кельтскими» масками английских «покойницких мечей», ни с массивной, тяготеющий к перпендикулярной прямоугольности архитектурой шотландских клейморов.
При ликвидации Венецианской республики Наполеон отдельным пунктом прописал ликвидацию далматинских частей — в их верности видели угрозу восстания за восстановление независимости Венеции. Последние выстрелы венецианской армии прозвучали у дворца дожей — далматинская пехота перед расформированием дала залп в воздух.
Оружие славян
Впервые сулицы стали использоваться ассирийцами, сарматами и парфянскими катафрактами во времена 3 века до нашей эры. Они были особенно популярны среди агем (конной гвардии) эллиниских армий. Кавалерийские части армии Александра Македонского с успехом использовали сулицы против тяжелой пехоты и кавалерии. Римская кавалерия использовала копья для ближнего боя, называемые contus (kontos, греч.). Византийская кавалерия, оснащенная сулицами, использовалась в объединениях с конными лучниками. Боевые сулицы получили широкую известность после их удачного применения тяжелыми кавалеристами против линий пехоты и лучников.
Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части – умбоны (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара) и оковки (крепёж по краю щита) – но по ним удалось восстановить облик щита в целом. По реконструкциям археологов, щиты VIII – X веков имели круглую форму. Позднее появились миндалевидные щиты, а с XIII века известны и щиты треугольной формы.
В IX—X веках шлемы делались из нескольких металлических пластин, соединявшихся между собой заклепками. После сборки шлем украшался серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями. В те времена был распространен плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси. В XI—XIII веках на Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком — яловцом. В раннее время шлемы делались из нескольких (двух или четырех) частей, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.
Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с носом или маской-личиной (забралом). Шею воина укрывала сетка-бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У знатных воинов шлемы отделывались серебром, а иногда были целиком позолоченные. Наиболее раннее появление на Руси наголовий с круговой кольчужной бармицей, привешенной к венцу шлема, а спереди пришнурованной к нижнему краю стальной полумаски, можно предполагать не позднее 10 столетия.
В конце XII — начале XIII века в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительных доспехов на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, защищавшей лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком. Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были своим видом еще и устрашить противника.