полтавская битва урок истории
Конспект урока истории по теме «Полтавская битва» (8 класс СКО)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока истории по теме: «Полтавская битва»
Учитель классов СКО
Алсанова Евдокия Борисовна
Образовательные: дать представление о подготовке русской армии к сражению; рассказать о ходе сражения под Полтавой; показать значение Полтавской битвы.
Коррекционно-развивающие: продолжать работу над развитием умений давать характеристику исторического события; совершенствовать умения работать с исторической картой.
Повторение пройденного материала
-Какую тему изучали на прошлом уроке?
Вопросы для беседы.
— Когда началась Северная война?
— С кем воевала Россия?
— Назовите причины Северной войны.
— Как складывалась Северная война для России?
— Почему Россия потерпела поражение в начале войны?
Проверка домашнего задания.
— Где началось строительство Санкт-Петербурга?
— Когда началось строительство Санкт-Петербурга?
— Как назывался флаг, учрежденный царем для военных кораблей?
— В честь кого он был назван?
Вспоминают тему урока и содержание предыдущего урока.
В ходе беседы ученики раскрывают основные знания по предыдущей теме.
Сообщение учеников о строительстве Санкт-Петербурга.
Сообщение о домике Петра I
Актуализация знаний, объявление темы урока
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока: «Полтавская битва».
Сообщение об ордене Андрея Первозванного.
Изучение нового материала
Показ на карте г. Полтавы.
Изучение нового материала ведется по плану:
1.Подготовка к сражению.
4.Значение Полтавской победы.
Работа с текстом учебника.
Словарная работа: окоп, редуг, драгуны.
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Гетман Мазепа».
Словарная работа: гетман.
27 июня 1709г. началась историческая битва.
Рассказ учителя о ходе сражения.
В ходе рассказа учитель рисует схему хода боя на доске.
Работа с текстом учебника.
Учитель рассказывает и поясняет причины победы русских в Полтавской битве, записывает их на доске.
1.Тщательная подготовка русской армии к бою.
2.Храбрость и самоотверженность воинов.
Контролирует запись в тетрадях.
Записывают тему урока в тетрадь.
Следят за показом на карте. Знакомятся с планом урока.
Один ученик читает указанные абзацы, остальные следят.
Находят объяснение в учебнике. Записывают в тетрадь: 27 июня 1709г.- Полтавская битва.
Рассматривают схему Полтавской битвы.
Слушают рассказ учителя.
Один ученик читает указанные абзацы, другие следят.
Записывают в тетрадь причины победы русских.
Слушают вывод по теме.
Первичное закрепление нового материала
Задание. Заполните пропуски в следующих предложениях.
— Кто предал Петра I Подчеркните правильный ответ.
— Какое значение имела победа Полтавской битвы?
Объявления оценок с комментариями после проверки.
Слушают комментарии учителя.
Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы.
Записывают задание в дневник.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Дать представление о подготовке русской армии к сражению; рассказать о ходе сражения под Полтавой; показать значение Полтавской битвы; развивать умение давать характеристику исторического события.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Характеристика на ученика 3 класса с ОВЗ
Рабочая программа по предмету географии
Рабочая программа по предмету природоведение
Адаптированная рабочая программа Технологии сборки и ремонт сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования
Рабочая программа по предмету мир истории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АП.03.«ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ»
Адаптированная рабочая программа «Цветоводство
Положение об областном дистанционном конкурсе педагогического мастерства: «Внедрение инновационных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5243809 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок истории по теме «Полтавская битва». 7-й класс
Класс: 7
“Непобедимые господа шведы скоро хребет свой
показали, и от наших войск вся неприятельская
армия весьма опрокинута”
Ход урока
I. Битва у деревни Лесной.
II. Полтавское сражение.
III. Значение Полтавской битвы для Северной войны.
IV. Отражение Полтавской битвы в произведениях русской литературы и искусства.
Новый материал необходимо связать с изученным ранее:
1. Назвать причины Северной войны.
2. Какие страны были союзниками России и как они проявили себя в ходе войны?
3. Где произошло первое сражение русской армии со шведами и чем оно закончилось?
4. Какие дальнейшие действия были предприняты Петром I?
5. Когда и где были одержаны первые победы в Северной войне?
I. Битва у деревни Лесной
28 сентября 1708 г. произошло крупное сражение Северной войны, в котором русские войска (12 тысяч человек) разгромили 16-тысячный корпус шведского военачальника А. Левенгаупта. Это поражение стало роковым для шведской стороны. Они потеряли 9 тысяч убитыми и ранеными, а самое главное – обоз. Шведский король Карл XII остался без резервов и боеприпасов. Соединение сил Карла XII и Левенгаупта, на которое рассчитывал шведский король, не состоялось. Впоследствии Петр I назвал битву при Лесной “матерью Полтавской баталии”. (После изучения сражения под Полтавой следует вернуться к высказыванию Петра I и попросить обучающихся объяснить его смысл).
II. Полтавское сражение – 27 июня 1709 г.
В основе объяснения – схема Полтавской битвы (крупным планом на экране).
Генеральное сражение – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX вв. исход войны, кампании или создававшее коренной перелом в ходе военных действий на суше или на море. (определение записывается в тетрадь)
Обучающимся предлагаются вопросы, направленные на анализ схемы:
1. Что из себя представляла местность сражения?
2. Как был укреплен русский лагерь? Как были расположены русские войска?
Редуты – насыпные земляные укрепления. (определение записывается в тетрадь)
3. Как были расположены войска шведов?
4. Что мешало шведам наносить удары с флангов?
Акцентируем внимание обучающихся на обращении Петра I к армии перед битвой:
“Воины! Вот пришел час, который решить должен судьбу отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за отечество…не должно вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали…”
Карл XII пообещал своим изголодавшимся солдатам устроить пир в русском лагере.
Вопрос: Могло ли содержание речи Петра I и Карла XII повлиять на исход сражения?
Учитель, используя схему, излагает ход битвы. Затем предлагается обучающимся определить причины победы русской армии. (совместное обсуждение и запись в тетрадь)
1. Тщательная подготовка русской армии к бою.
2. Храбрость и самоотверженность воинов.
3. Превосходство русской артиллерии.
4. Полководческое искусство Петра I и его сподвижников, которое выразилось в умелом перекрытии вероятных путей отступления противника, глубине боевого порядка в две линии, фортификационном новшестве – редутах.
III. Значение Полтавской битвы для Северной войны
1. Была освобождена территория России от захватчиков.
2. Закреплена победа на берегах Балтийского моря, изменен весь ход Северной войны.
3. Был восстановлен союз России, Дании, Польши и примкнувшей к ним Пруссии против Швеции.
Уместно привести слова советника французского короля Людовика XIV герцога Сен-Симона. Он писал: “1709 год принес полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение, Швеции, которая так часто приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны, за исключением ближайших соседей”.
Награды: все участники битвы получили памятные медали, на лицевой стороне изображен Петр I, а на оборотной – сражающаяся пехота на фоне Полтавы с надписью “За Полтавскую баталию”.
IV. Отражение Полтавской битвы в произведениях русской литературы и искусства
Заранее подготовившийся ученик выразительно читает отрывок из поэмы.
Другое великое произведение, посвященной Полтавской битве – это мозаичная картина М.В. Ломоносова с одноименным названием. Выполнена из разноцветных кубиков смальты. На ее создание ушло несколько лет – с 1761 по 1764 г.
Мозаика – вид искусства. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, пластмассы, раковин и др.).
Смальта – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни различных цветов и оттенков.
“Полтавская битва”, созданная М.В. Ломоносовым – самое выдающееся произведение русского мозаичного искусства. В 2011 г. наша страна и весь мир будут отмечать 300-летие со дня рождения гениального ученого.
Тот факт, что Полтавской битве посвятили свои произведения великий поэт А.С. Пушкин и гениальный ученый М.В. Ломоносов еще раз подчеркивает ее значимость.
1. Нарисовать схему Полтавской битвы
2. Обдумать историческую задачу (раздаются карточки с текстом)
Историческая задача: “Когда в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: “Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву”. О чем предупреждал Наполеона русский генерал?
Урок истории Полтавская битва
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок истории Полтавская битва К урокам истории
И грянул бой! Полтавский бой! Швед, русский — колет, рубит,
режет. Бой барабанный, клики, скрежет,
Полтавская битва произошла триста лет назад — 27 июня 1709 г. (по юлианскому календарю, по григорианскому — 8 июля; в XVIII в. разница нового и старого стилей была 11 дней). Эта битва оказала влияние не только на победоносный исход долгой Северной войны, но и на дальнейшую исто-рию России, которая воевала со Швецией за возвращение прибалтийских земель и выход к морям: «Природой здесь нам суж-дено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой встать при море. »
Война началась на пороге XVIII в., в 1700 г. Она очень дорого стоила России: у целого поколения людей не было ни моло-дости, ни зрелости — 21 год страна воева-ла. Три века мы славим Петра за «окно в Европу» и забываем, что последний Рюри-кович — Федор Иванович в конце XVI в. «малой кровью» отвоевывал русские кре-пости, а Нарву просто хотел за большие деньги выкупить у Швеции, но шведы не согласились и повернули дело к миру. И вот через сто лет Петр идет брать Нарву, где его ждет сокрушительный разгром.
Под Нарвой 28-летний царь Петр с 30-ты-сячной армией и артиллерией струсил пе-ред 18-летним королем Карлом XII с 8-ты-сячной армией. Накануне битвы царь Петр бросил свою армию, передал командова-ние одному из иностранных командиров, а сам бежал, хотя знал, что его противник в пять раз слабее! (Отметим: неуверенность, даже трусость посещала Петра за время войны только дважды, второй раз в прус-ском походе.)
Полтавская битва была самой главной битвой Северной войны. Но почему? Пол-тава — небольшой городок в центре Украи-ны и никакого отношения к морю, тем бо-лее Балтийскому, не имеет. Зачем и как шведы оказались там?
Чтобы понять это, надо вернуться к со-бытиям середины XVII в., о которых было всем хорошо известно, особенно врагам-шведам и тем, кто их поддерживал. Тогда, в 1654 г., произошло воссоединение Украины с Россией, она, как в древности, стала частью Русского государства. Украина доб-ровольно вошла в состав России, и это было спасением для ее государственного сущест-вования. Простые казаки твердо стояли «за Москву». Казацкая старшина все делала, чтобы договориться с Польшей и вновь под-чиниться ей. А простой народ был сыт по горло бесчинствами польской шляхты. Это положение отягощалось длившейся более десяти лет (1654–1667) войной между Рос-
Н. Ларнессен (по оригиналу П.Д. Мартена-мл.). Полтавский бой. 1725. ГИМ
сией и Польшей за Украину. Потоки рус-ской крови были пролиты за Украину. В на-чале XVIII в. появляется новый враг — шве-ды во главе с королем Карлом XII.
Гетманом Украины тогда был Мазепа. Он сумел добиться гетманства у русского царя и оставался им до 1708 г. Мазепа вел двойную игру: настраивал Украину против Петра I, а сам верноподданническими реча-ми усыплял бдительность русского царя. В начале Северной войны он открыто пере-шел на сторону Карла XII1.
Мазепа сумел убедить Карла XII, что вся Украина поднимется против Петра, как только нога шведского солдата вступит на украинскую землю. Это был главный прос-чет и короля Карла XII, и Мазепы. На пути шведской армии оказалась Полтава, прев-ращенная его жителями и гарнизоном в сильную крепость. Два месяца небольшой
гарнизон отбивал отчаянный штурм шве-дов. В церкви вместе с жителями военные дали клятву не допустить врага в город. Клятва полтавчан «подогревалась» еще приказом Петра (январь 1700 г.): «Всем ко-мендантам под страхом смерти не сдавать ни одного города и держаться до последне-го человека». Усилил Петр и гарнизон Пол-тавы. 17 января в город вошли будущие полтавские герои: пять пехотных батальо-нов во главе с крутым на расправу А.С. Ке-лином. Он был не новичком на службе Рос-сии. С 1702 г. со своим пехотным полком Келин брал прибалтийские города, в том числе и Нарву. Когда стали ясны планы Карла, Петр назначил Келина комендантом Полтавы, которую еще предстояло превра-тить в крепость. Это сделали жители и гар-низон: всего-то 7 тысяч при 28 орудиях. Против них стояла вся шведская армия, че-
1 После П пости Бендер олтавского сражения Мазепа бежал с Карлом XII в Турцию, где в турецкой тогда кре-ы вскоре умер в возрасте 65 лет.
Обратимся к обороне Полтавы. Стоит сказать о героических действиях полтавчан в течение двух месяцев без регулярной ар-мии и Петра. И рассказать об этом могут. шведы. Их источники изучил В.А. Артамо-нов из Института российской истории1.
Полтава неплохо подготовилась к осаде. Были вырыты рвы, и на них сооружено ук-репление — частокол из высоких, примерно в 4–7 метров, заостренных сверху бревен, не только защищающий от неприятельско-го ружейного огня, но и служащий препят-ствием для штурмующих. За таким часто-колом могли укрыться до 500 человек. Кро-ме этого были построены два редута по 30 человек и две пушки в каждом.
Не дремал и противник. Шведы поста-вили свой частокол, оказавшийся на рас-стоянии броска камня от русских сооруже-ний, и вырыли оборонительный ров. Свои сооружения они строили ночью, с двух до пяти часов. В ночных бдениях принимал участие и неуемный в своей энергии Карл XII. Он был настолько близок к своим солдатам, что во время блокады и сооруже-ния траншеи сам подползал к валам Полта-вы. Шведы придумали «развлечение» (в котором участвовал и король): чтобы заста-вить русских побольше расходовать бое-припасов, они вытесали колоду, надели на нее парик, мундир и гвардейскую шапку. Как только чучело выставлялось — гремело два-три выстрела, и тулья шапки превраща-лась в решето.
В своих «шутках» от шведов не отстава-ли и осажденные полтавчане. Чтобы пока-зать пренебрежение к противнику, они за-
Удар в спину «последнему викингу» подготовили и «союзники» — запорожские казаки. Мазепу, втравившего казаков в эту авантюру, уже называли «шельмой», а само запорожское воинство собиралось поки-нуть шведов. Только договоры и обещания (два бочонка золота, бочка водки и буду-щие грабежи Полтавы и Москвы) застави-ли их остаться.
В середине июня шведская армия за-стыла в тревоге, и было от чего: в одной из стычек был ранен король. 27 июня 1709 г. наступил решающий этап Полтавской бит-
1 Материа л опубликован в журнале «Вопросы истории». 2004. № 11.
вы, в котором принимали участие и Карл XII, и Петр I. Во время боя Петр по-является в самых жарких местах.
. близок, близок миг победы. Ура! мы ломим; гнутся шведы. О славный час! О славный вид! Еще напор — и враг бежит.
Численное преимущество русских в этом сражении было подавляющим; что ка-сается артиллерии, то ее у Карла не было: 4 орудия против 72 русских. «Стыдно было проиграть Полтаву. русское войско унич-тожило шведскую армию, т.е. 30 тысяч ото-щавших, деморализованных шведов, кото-рых затащил сюда 27-летний скандинав-ский бродяга» — так писал русский историк В.О. Ключевский.
Бегущие в панике шведы едва не сбили носилки, на которых лежал раненый ко-роль. Бледный, встревоженный, он кричал: «Шведы! Стойте! Позор вам!» Но армия уже не слушала гневных криков своего пол-ководца. Разгром был полным — 20 тысяч солдат и почти все генералы сдались в плен. Спастись удалось только Карлу XII с не-большим отрядом. Разбившая несколько армий Европы шведская армия перестала существовать.
Петр пышно отпраздновал победу.
Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает.
Пленный шведский солдат писал: «Развьюченные знамена торжественно нес-ли по Полтаве. Впереди ехал фельдмаршал Шереметьев с пленными генералом Левен-гауптом и шведскими полковниками». Пос-ле этого следовало несколько пиршеств, в том числе и за «земляным столом» длиной в двести шагов. Ноги пирующих были опу-щены в ровики, а наброшенная на середину
«стола» земля была накрыта коврами. Ос-тавалось распределить по городам пленных, а их было более 14 тысяч. Главных плен-ных — Левенгаупта и Шлиппнбака и еще 400 офицеров под конвоем отправили в Смоленск. «Русский поход Карла XII был окончен1.
В «Истории России» С.М. Соловьев пи-шет о празднествах, которые происходили в Москве после получения известий о блес-тящий победе: «Когда получено было в Москве известие о неслыханной виктории, царевич Алексей Петрович созвал к себе на банкет всех иностранных и русских мини-стров и знатных офицеров, трактовал их ве-лелепно в Преображенских апартаментах своих и в шатрах; царевна Наталья Алексе-евна и знатнейшие вельможи также многих трактовали несколько дней сряду; вечером по улицам сверкали потешные огни; не только в домах, но и перед домами стояли накрытые столы. Комендант — князь Мат-вей Гагарин — велел выставить перед до-мом своим для народа и шведских пленни-ков кушанья и бочки с вином, водкою, ме-дом и пивом; пушечная стрельба и коло-кольный звон продолжались восемь дней сряду, и во все эти дни позволено было зво-нить женщинам и девицам, что обыкновен-но позволялось только на Светлой неделе». Здесь видна доброжелательность русского народа даже к врагам, конечно, только по-верженным.
Полтавская битва решила исход Север-ной войны на суше. Но война продолжалась еще более десяти лет. Чтобы закончить ее, нужно было разбить силы Швеции на море. Несколько раз молодой русский флот сра-жался с опытным шведским флотом и вы-ходил победителем. В 1721 г. Северная вой-на закончилась полной победой. К России отошли старинные русские земли в При-балтике и земли, населенные эстонцами, ла-тышами и карелами. Россия прочно укреп-лялась на берегах Балтийского моря. Побе-див в труднейшей войне первоклассную ар-мию, Россия стала сильнейшей державой мира. Матерью этой победы стала Полтав-ская виктория.
Конспект урока истории по теме: «Полтавская битва»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ poltavskaya_bitva_1709_god.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
В чём был успех Полтавского сражения
1. Зачем была нужна эта битва под Полтавой. 2. Подготовка русской армии к сражению. 3. Как проходило сражение. 4. Исход сражения. Каким он был. 5. Значение Петра I в этом жестоком сражении.
Карл XII решил захватить г. Полтаву на Украине. Зачем была нужна эта битва под Полтавой.
Как шла подготовка Русской армии к сражению.
Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за госу- дарство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, Православную нашу веру и церковь.
Как проходило сражение
Регулярная армия – 30000 человек. 39 орудий Украинских казаков – 2000 человек.
Регулярная армия ̶ 42208 человек (пехота, конница) 102 орудия Украинские казаки ̶ 40000
2 часа продолжалось Сражение, которое закончилось победой русских. Шведы отступили.
Россия – 1345 человек Шведы – 9000 человек убитыми, 3000 человек пленными. Карл XII бежал в Турцию.
Страна получила выход к морю. 2. Вернула побережья Финского залива. 3. Превратила Россию в морскую державу. 4. Укрепила международный авторитет нашей Родины.
Значение Петра I в Полтавской битве.
Домашнее задание 1 группа 2 группа Письменно ответить на вопрос: Назовите личностные качества Петра I. Выбрать из перечисленных прилагательных, те которые характеризуют личность Петра I.
Выбранный для просмотра документ urok_11.doc
Тема: Полтавская битва.
Цель : дать понятие сути Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до восприятия учащихся о значении победы русской армии под Полтавой; подвести детей к образу Петра 1 как полководца военных сражений.
Образовательные: показать учащимся успешный ход исторического сражения и роль Петра 1 полководца русской армии;
Коррекционно-развивающие : расширить словарный запас, коммуникативные функции речи, представления активных мыслительных процессов;
Воспитательные: воспитать чувства гордости, любви и уважения к истории России.
Оборудование : мультимедия, карточки.
Организационный момент. Добрый день, уважаемые гости и учащиеся 8 «а» класса. Садитесь.
— Начнём наш урок с повторения прошлой темы. У вас на партах лежат листочки с цифрами, я задаю вопрос, вы отвечаете по очереди. Отвечаем полным ответом, чтобы у нас получился рассказ о прошлом уроке.
1. Какую тему изучали на предыдущем уроке? (Северная война)
2. В каком году началась Северная война? (в 1700г.)
3. Какой это был век? (начало 18 века)
4. Покажите на ленте времени эту дату. (эта дата находится на ленте времени между 17 и 18 веком)
5. В каком году закончилась Северная война? (1721 году)
6. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)
7. Какие две страны воевали в Северной войне? (Россия и Швеция)
8. Назовите главнокомандующего русской армии (Пётр 1).
9. Назовите главнокомандующего шведской армии (Карл XII ).
10. Что хотел завоевать Пётр I в период Северной войны? (побережье Балтийского моря и крепость на реке Неве)
11. Для чего нужно было Петру I захватывать побережье Балтийского моря и крепость реки Нева? (он мечтал построить на Балтийском море российский военный флот и обеспечить морскую торговлю России с европейскими государствами).
Сообщение новой темы.
Сегодня мы совершаем очеред ное путешествие в то время, когда шла Северная война. Что будет сегодня темой нашего урока, вы сами мне ответите, когда я прочитаю отрывок из поэмы А.С. Пушкина.
И грянул бой. Полтавский бой.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
— Как вы думаете, какой битве в ходе Северной войны А.С. Пушкин посвятил это стихотворение? (Полтавской).
— По каким словам или словосочетаниям вы поняли? (Полтавский бой, швед, русский).
— Верно, сегодня мы будем говорить о Полтавской битве, которая проходила в период Северной войны. Запишем сегодняшнюю дату и тему урока «Полтавская битва». СЛАЙД 1. (запись темы в тетрадь)
Изучение нового материала.
— Перед началом мы с вами проведём знакомство с новыми словами, которые встретятся на нашем уроке.
ДР А ГУНЫ – полки конников русской армии в тяжелом вооружении.
(записать в тетрадь)
— Полтавская битва сыграла огромную историческую роль в судьбе нашей Родины.
— Главная цель нашего сегодняшнего урока «В чём был успех Полтавского сражения» СЛАЙД 3
— Чтобы добиться цели нашего урока нужно решить несколько задач (СЛАЙД 4). (У вас на партах листочки с задачами (наклеить в тетрадь).
— И первая наша задача узнать, зачем была нужна эта битва под Полтавой.
— В то время пока Пётр 1 строил российский флот на Балтике и новую столицу Санкт Петербург, молодой шведский король Карл XII неустанно воевал. Узнав об успехах Петра 1, он решил напасть на Россию. Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII, собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Он решил взять г. Полтаву. На помощь защитникам Полтавы пришла армия Петра 1. СЛАЙД 6.
— Зачем нужна была эта битва? (Карл XII – захватить г. Полтаву, Пётр I – не потерять г. Полтаву).
Стр. 119 (По ходу чтения строится на доске схема расположения войск- строят учащиеся.)
СЛАЙД 8. (в ходе чтения – одежда воинов)
— Когда началась битва? (27 июня 1709 года)
27 июня 1709 года – Полтавская битва. (записывают дату в тетрадь) СЛАЙД 9.
— Скажите, в каком веке началась Полтавская битва? (в начале 18 века)
— Покажите эту дату на ленте времени.
— Сколько веков назад проходила Полтавская битва? (3 века назад)
— Вы в каком году родились? (19….)
— Это какой век? (20 век)
— Сколько веков назад с вашего рождения проходила Полтавская битва? (2 века назад)
— Перед битвой Петр обратился к русским воинам с речью.
Речь Петра перед Полтавской битвой. СЛАЙД 10.
Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, православную нашу веру и церковь.
— Прозвучал сигнал, и стройные ряды русских полков в девятом часу утра с развернутыми знаменами двинулись на врага. Теперь решаем следующую задачу – как проходило сражение. СЛАЙД 11.
Показ начала битвы (аннотация).
— Но силы были не равные. (читают по слайду учащиеся) В распоряжении шведского короля было 30-тысячное войско и 39 артиллерийских орудий. Под предводительством Петра находилась регулярная армия в 42 тыс. и 102 орудия.
— 2 часа продолжалось с ражение, которое закончилось победой русских. Шведы отступили.
СЛАЙД 15. (читают учащиеся)
— Давайте посмотрим на слайд, каковы были потери Полтавской битвы.
На Полтавском поле полегло 1345 русских воинов. Армия Карла потеряла убитыми 9 тыс. человек, около 3 тыс. было взято в плен.
— Из слайда видно, большие потери были у шведов. Сам Карл XII бежал в Турцию.
— Полтавский бой выигран. Полтавская битва позволила полностью выполнить стратегические задачи России в Северной войне. Давайте посмотрим ответ на четвёртую задачу – исход сражения. СЛАЙД 16.
страна получила выход к морю,
вернула побережье Финского залива,
превратила Россию в морскую державу,
укрепила международный авторитет нашей Родины.
— И, последняя задача – значение Петра I в Полтавской битве.
— На следующий день, 28 июня, царь Пётр I приказал, чтобы всех раненых отвезли в Полтаву, где было открыто много госпиталей. Раненых шведов лечили на равных правах с русскими, а также вырыть две могилы: одну для погибших офицеров и одну – для солдат. В присутствии всех войск была отслужена панихида, а после похорон над могилой был насыпан большой холм. По легенде, Пётр 1 собственноручно установил на его вершине деревянный крест.
— До сих пор на Украине стоит этот могильный курган. Сейчас это место охраняется морским флотом. Открыты экскурсии для туристов.
Домашнее задание. СЛАЙД 18.
Письменно ответить на вопрос:
Благородный, ответственный, коварный, мужественный, сильный, жестокий, смелый, отзывчивый, добрый, злой.
4. Первичное закрепление.
Б) Заполните пропуски в предложениях ( на карточках) СЛАЙД 19
— Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, хотелось, чтобы каждый оценил себя.
— Сейчас мы проведём рефлексию. У меня на доске плакат, вам нужно поставить галочку, напротив той фразы, которая вам подходит, после окончания нашего урока.