полоцкое княжество на карте древней руси

ПОЛОЦК

Полоцкое княжество

В конце X века на Полотчине начинает распространяться Христианство. В середине XI века центр древнего Полоцка был перенесен на правый берег Западной Двины, что дало новый посыл для роста. В XI веке, при Братиславе Изяславиче и Всеславе Чародее, Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета. В битве на Немиге в 1067 году Всеслав был пленен и в Полоцкое княжество на краткий срок стало управляться киевским наместником, но в 1071 году князь вернулся на свой престол и княжество вновь укрепилось.

В середине XIII века белорусские земли начали объединяться вокруг Новогрудка в составе Литвы, и Полоцк уступил свое историческое место. Впредь титул Полоцких князей носили подчинённые князья Литовского великого княжества, а в 1504 году ставшее титулярным княжество было упразднено. Около того же времени, в 1498 году, было упразднено и Полоцкое вече, в связи с учреждением в городе магдебургского права.

В Литве и Речи Посполитой

С XIII века Полотчина входила в состав Великого княжества Литовского. В 1504 году, при упразднении княжества, было образовано Полоцкое воеводство.

В 1654 году началась новая Русско-Польская война в которой Полоцк снова подвергся разорению. В 1656 городом овладели русские силы и на протяжении 13 лет полоцкие земли снова вошли в Россию но в 1667 году обессиленные враждующие стороны заключили перемирие по которому Полоцк и Полоцкое воеводство вернулись в состав Речи Посполитой. Последствия войны были не менее ужасны: по некоторым подсчетам население воеводства сократилось с 162 478 до 40 930 человек. Полоцких земли не избежали вреда и во время Северной войны 1700-1721 годов.

В Российской империи

С 1866 года началось движение поездов по Риго-Орловской железной дороге на участке Витебск-Полоцк-Динабург (ныне Даугавпилс).

В СССР

3 марта 1924 году Полоцк вошел в Белорусскую ССР в составе СССР. 15 августа того же года был образован Полоцкий район.

С 16 июля 1941 года район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками и вошёл в зону армейского тыла группы армий Центр. В августе того же года начало действовать Полоцкое партийно-комсомольское подполье. Из подпольщиков, которые ушли в леса и объединились в партизанский отряд, в июне 1942 года была создана 3-я Белорусская партизанская бригада, а осенью того же года создана Полоцко-Лепельская партизанская зона. 4 июля 1944 года Полоцк был освобожден советскими войсками. За период немецкой оккупации захватчики разрушили все районные учреждения, сожгли 194 населенных пунктов района и множество построек.

С 20 сентября 1944 года по 8 января 1954 года Полоцк был административным центром Полоцкой области, после чего вошёл в Витебскую область. В 1960 часть Ветринского района была переведена в состав Полоцкого района. В 1962 году от Ушачского района к Полоцкому отошли территории Бабыничского и Вороничского сельских Советов.

В Белоруссии

С 1991 года Полоцк в составе независимой Белоруссии. В сентябре 2002 года в Полоцке проводились «Дожинки».

Религия

Христианство начало распространяться в Полотчине в конце X века. Крещение полочан носило не насильственный характер и принятое Христианства долго являлось поверхностным, сосуществуя с язычеством. Позиции Христианства укрепились после строительства князем Всеславом Чародеем в 1050-е годы Софийского собора и основания им и его наследниками ряда монастырей, первыми из которых можно считать: Бельчицкий, Спасо-Ефрасиньевский (ок. 1128), Борисоглебский, Предтеченский. С 1104 года, а возможно и ранее, Полоцк был кафедральным городом Полоцкой епархии.

Вскоре после взятия города поляками в 1579 году прошла волна изъятий православных храмов и передачи их римо-католикам. В частности, в 1580 году у православных был отнят Спасо-Ефрасиньевский монастырь и отдан иезуитам. В 1656-1667 году, в период занятия города русскими войсками, изъятые храмы были возвращены православным, но по восстановлении польско-литовского господства снова переданы римо-католикам. С 1660-х годов Полоцкая православная епархия при поляках не возрождалась.

Полоцк вновь на деле стал кафедральным городом самостоятельной епархии лишь в XX веке. В 2000 году в городе открылся памятник небесной заступнице Белоруссии, святой Евфросинии Полоцкой.

Святые

Источник

Краткая история Беларуси за апошнія 1000 год

полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть фото полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть картинку полоцкое княжество на карте древней руси. Картинка про полоцкое княжество на карте древней руси. Фото полоцкое княжество на карте древней руси

полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть фото полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть картинку полоцкое княжество на карте древней руси. Картинка про полоцкое княжество на карте древней руси. Фото полоцкое княжество на карте древней руси

Термины. Список [ А-Я ]

Беларусь

Белорусская государственность

Разное

Полоцкое княжество

Полоцкое княжество — княжество кривичей на «Пути из варяг в греки». Первые летописные сведения о нем связаны со скандинавскими варягами. Хроника «Деяния данов» (Gesta Danorum) рассказывает о походе на Полоцк легендарного короля Фроди I (V-VI в. н.э.). В «летописях руских» впервые упоминается в 862 году («Повесть временных лет»).

Подробный анализ сведений о «Полоцке времен Аттилы» можно посмотреть ТУТ.

Поскольку Полоцкие летописи исчезли вместе с разрушенным Софийским собором, о многих эпизодах истории мы сегодня знаем только из скандинавских хроник. Так София, княжна Минская — рускими летописями не упоминается, но хорошо известна из западных источников (сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей) — она была королевой Датской, женой Вальдемара I Великого.

Столицу княжества — Полоцк — скандинавские летописи особо выделяли из остальных 8 городов руских — Киев, Полоцк, Новгород, Изборск, Ростов, Муром, Ладога, Белоозеро, — упомянутых к 862 году.

«Особое тяготение варягов к Полоцку» подчеркивал А. Н. Веселовский в своей работе «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Wilkinasaga)». Так же, как и «необщерусскую его политическую ориентацию — у одних на руках половцы, у других Литва и Ливь».

[ Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) — историк литературы, профессор Петербургского университета, академик. Был награжден Константиновской медалью — высшей наградой Императорского Русского географического общества. ]

Некоторую обособленность от Киева княжеству добавляло море Геродота (Сарматское море, Sarmatia sea), покрывавшее все Полесье. Оно изображалось на картах до XVI века и на его берегах картографы помещали историческую Литву

Забавные факты

X век

Полоцкое княжество быстро отпало от предполагаемого «древнерусского государства».

«И с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков.» Дети от брака Владимира и Рогнеды положили начало родам Изяславичей («Рогволожи внуки» — князья Полоцкие) от старшего Изяслава и Ярославичей («Рюриковичи» — князья Киевские, Новгородские, Ростовские) от Ярослава Мудрого, младшего сына.

«В вековой распре Ярославичей и Изяславичей есть что-то расовое» — отмечал Веселовский.

В летописях и литературе князей Полоцких именуют Рогволодовыми внуками, Рогволодовичами, Изяславичами, Брячеславовичами (от сына Изяслава), Всеславичами (от внука Изяслава), но не Рюриковичами или Владимировичами.

986 Торвальд Кодранссон. Крещение Полоцка, в отличие от остальной Руси, связывают с именем Торвальда Кодранссона (Торвальда Вандроўніка) — легендарного христианскиого миссионера и путешественника. В Полоцке он основал монастырь святого Иоанна Крестителя и в Полоцке же похоронен. Согласно исландской саге «Прядь о Торвальде Путешественнике» Торвальд похоронен «в горе у церкви Иоанна и почитается как святой».

XI век

Век расцвета княжества.

1003-1044 княжение Брячеслава

Брячеслав, сына Изяслава. Присоединил земли между Западной Двиной и Десной, где основал город Браслав.

В его правление начато строительство Полоцкого Софийского собора (1030-60) — одного из трех (Киев, Полоцк, Новгород) Софийских соборов, построенных в одно время и по единому образу — образу патриаршего собора Св. Софии в Константинополе.

Его княжение отмечено успешным походом на Новгород и борьбой с киевским князем Ярославом Мудрым. Это противостояние по-разному описано в «Саге об Эймунде» и киевских летописях. Сага повествует о том, как Эймунд выступил на стороне Брячеслава, и «мир творит» Ингигерда (дочь короля Швеции, жена Ярослава). И Эймунду в удел отдается Полоцк, Брячеславу Киев, а Ярославу Новгород. Руские летописи рассказывают немного иначе.

«Сага об Эймунде»
«Тогда затрубили сбор, и было всем объявлено, что Господыня Ингигерда хочет говорить с Конунгом и его людьми. Когда собрались люди, мужи увидели, что Господыня Ингигерда находится в Нордманнской дружине Конунга Эймунда. В тоже время обнародовано от имени Конунга Вартилафа (Брячеслава), что Господыня будет творить (мир). Она сказала Конунгу Ярислейфу (Ярославу), что ему держать вперед самую важную часть Гардарика, то есть Гольмгард (Новгород), а Вартилафу владеть Кунигардом (Киевом), другою лучшею частью всех владений, с податями и сборами, — от чего будет он иметь вдвое более владения, нежели как имел прежде, Палтеск (Полоцк) и область, лежащую подле, иметь Конунгу Эймунду, и быть ему там Конунгом, пользуясь всеми земскими сборами, какие там положены.»

1044-1101 княжение Всеслава «Чародея»

Всеслав, сын Брячеслава. Пожалуй, самый известный князь Полоцкий. В свое долгое княжение (57 лет) он — оставаясь язычником-колдуном и не будучи причисленным к лику святых, — завершил строительства Полоцкого Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора.

Всеслав продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород. Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.

1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках. По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.

Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.

XII век

Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.

1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя. В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление. Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся догим (27 лет) правлением. К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве «Хроника Литовская и Жмойтская» характеризует как «свободность полоцкую або Венецию».

В XII веке продолжилась вражда с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече. Подробно свидетельства и причины высыки князей рассмотрены в работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).

Крещение языческих капищь и первые христианские святые — Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.

Язычество и христианство

К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.

В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава (всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).

Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей. Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был Торвальд Кодранссон, креститель Полоцка.

1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни

Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами. Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней.

Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) — Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава «Чародея») и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов — «ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя. «

Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, «крестовый поход» на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).

В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник. Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава «Чародея», св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница, легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.

[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой. И хотя ее имя упоминается в «Степенной книге царского родословия» (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк), первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году. Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что «преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли». Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ земли, которая называется БЕЛАРУСЬ. ]

XIII-XIV век

Рядом с Полоцким княжеством, на берегу моря Геродота, в исторической Литве под предводительством Миндовга складывается княжество Литовское. К 1266-69 году, после смерти его сына Войшалка и зятя Шварна, княжеская (королевская) династия обрывается.

В Пруссии начинает доминировать Тевтонский Орден. В Ливонии папской буллой утвержен Орден Меченосцев (Ливонский Орден). Основание на Двине города Динабург (Даугавпилс) в 1275 году снижает роль Полоцка в транзитной торговле. Установившаяся граница с Латгалией (Латвией) существует по сей день.

Anarchie или sans duc. (анархия, без князя; франц.) — так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года в Полоцком княжестве и с 1267 в княжестве Литовском. Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) — в 1307 князя Воина в Полоцке и в 1291 князя Витеня в Литве.

Гедимин, принявший правление после Витеня и объединивший оба княжества, считался третьим сыном Лютувера. Имя Лютувер (Lutuver) многие исследователи выводили от лютичей-велетов (lutizi-veltae-wilzians). На ранних картах Литва (Lithuania Propria) иногда писалась как LUTUANIA.

В правление (1316-1341) в. князя Гедимина к Великому княжеству Литовскому мирно присоединились разрозненные княжества и уделы — Полоцк, Гродно и Берестье, Витебск, Минск, Туров и Пинск. Собраны воедино все белорусские земли, кроме Полесья.

Собраны мирно — нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла еще 300 лет (до прихода московского войска) — что несравнимо с походами Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.

Родовод Гедиминовичей.

Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам — с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов, которые «уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества — оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно»

Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ. Насколько вероятно приглашение (мирное — никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников

И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые

И это при том, что в то время в Полоцке была «свободность Полоцкая або Венеция» — неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.

Миндовг был принят на ятвяжских землях — но он был король пруссов, а «Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми». Он пришел из даже более цивилизованного края (сравни печати Миндовга, немецких/полабских князей и польские/литовские/русские).

Рюрик был принят в Новгороде — но он был варягом — представителем передовой культуры, религии и военного дела. Был Чингиз Хан. Но очень долго воевал, пока его аборигены привели его к власти.

А насчет «непривычных» имен. Единственный в. князь Литовский того периода, чья родословная точно известна — сын православного короля Руси Даниила Галицкого и Анны Смоленской. Звали его Шварн. Псковского тысяцкого, ходившего на Литву походом в 1183 году звали Будила. Легендарного змагара, на могиле которого стоит город Могилев, звали Машека. В этот период балтские племена (ареал расселения — от Вилии до Припяти) еще только становились славянами — перенимали языковую и религиозную общность.

Чью культурную тардицию продолжили Витень и его брат Гедимин? Рогволодовичей, тесно связанных с Европой (София Минская была королевой Дании) и Миндовга или жмудинов, исторически вообще не имевших с ней культурных связей?

Редакция не выдумывает собственных версий. Мы знакомим читателя с историческими документами и академическими трудами, выдержавшими проверку временем. Поэтому на сайте мы приводим версию Императорского Русского Географического общества, изложенную в труде «Живописная Россия» под руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского.

[ Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский — путешественник, географ, ботаник, статистик (руководил Первой всеобщей переписью России). Вице-председатель Императорского Русского географического общества и президент Русского энтомологического общества. Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств. Член Русского горного общества. Действительный член всех Российских университетов. Почётный член Витебской губернской учёной архивной комиссии. ]

И статья, и «Комментарий редакции» являются вполне политкорректными — историки и публицисты Летувы иногда создают собственные (в отличие от нас) теории, гораздо менее аргументированные и, зачастую, просто противоречащие задокументированным фактам.

Источник

Полоцкое княжество — князья, история существования, взаимоотношения с соседними княжествами

Вопросы истории Полоцкого княжества — ОдигитриЯ

полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть фото полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть картинку полоцкое княжество на карте древней руси. Картинка про полоцкое княжество на карте древней руси. Фото полоцкое княжество на карте древней руси

Доклад священника Алексия Хотеева, зачитанный им на научно-практическом круглом столе «История и общественно-гуманитарные науки как инструмент цивилизационной войны против Русского Мира», который состоялся 19 декабря 2014 г. в Минске.

Изложение истории современных государств России, Украины и Беларуси не может обминуть тот значимый период их общей истории, который называется периодом древнерусским или временем Киевской Руси. Тогда восточные славяне создали свое государство, ставшее выражением их народного единства.

Нужно отметить, что сейчас произошел закономерный отход в изложении этой эпохи от прежних советских идеологических схем, когда делался акцент на социально-экономических отношениях, на генезисе феодализма.

Одни исследователи пытаются теперь применить в изучении древнерусского периода новые методы, обращаются, например, к американской политической антропологии и адаптируют для этого времени концепцию «вождества»[1]. Киевская Русь рассматривается как доклассовое «военное государство» или «дружинное государство»[2].

Другие исследователи в условиях существования новых государственных образований в Восточной Европе обращаются к прежним опытам изложения национальной истории нач. XX в. В Республики Беларусь популярными стали очерки В.Ю. Ластовского, В.М. Игнатовского, которые преподносятся как «незаслуженно забытые», а теперь актуальные[3].

История Полоцкой земли, ведущей якобы борьбу за независимость от Киева, стала интерпретироваться в таком контексте в качестве истока белорусской государственности[4]. Отдельные белорусские историки-публицисты вроде В.

Орлова прямо заявляют о том, что «Киевская Русь» — это придуманный термин, лоскутное государство из разных этносов, а древнерусской народности никогда не существовало[5]. Впрочем, у некоторых современных российских исследователей также можно встретить похожее утверждение, что «идея об изначальном единстве восточных славян и распространения их из одного общего центра — Приднепровья должна быть окончательно отброшена»[6].

Понятно, что ставшая популярной националистическая концепция изложения истории так или иначе значительно ее модернизирует под действием политической конъюнктуры.

Можно выделить здесь следующие характерные признаки: абсолютизацию определенных ценностей, например, когда идея государственной независимости считается такой же ценностью в древнерусский период как и во время развития национальных государств; избирательность фактов для иллюстрации постулируемых положений, например, много говорится о военном противостоянии Полоцка и Киева, а об их совместных военных предприятиях и мирных взаимоотношениях не упоминается; конструирование мифов, например, мифологизация князя Всеслава Брячиславича, приложение к нему прозвища Чародей; сенсационность, описание якобы «неизвестной», «запрещенной» истории; ярко выраженный субъективизм — упор на авторское право интерпретации событий; популизм в изложении. Конечно, такие черты присущи, в первую очередь, литературе, рассчитанной на массового читателя.

Между тем, в недавнее время появились несколько обобщающих работ крупных исследователей истории Западной Руси. В первую очередь, работа российского археолога Л.В. Алексеева «Западные земли домонгольской Руси» (М., 2006, в 2 книгах).

И конечно, значимым событием уходящего года стало появление книги известного белорусского ученого Э.М. Загорульского «Белая Русь с середины I тысячелетия до середины XIII века» (Мн., 2014).

В последней книге, написанной достаточно популярным языком, представлена, что очень важно, аргументированная авторская позиция по многим спорным вопросам политической истории Полоцкого княжества, актуальным для Белоруссии.

Принципиальным является вопрос о характере государственности Киевской Руси. Ведь, в письменных памятниках той эпохи главными действующими лицами являются князья, а не народ. Это они своими походами создают государственную территорию, устанавливают свой суд и налагают на покоренных дань.

В летописях создание государства есть утверждение одной княжеской династии Рюриковичей, о других местных князьях и правителях говорится очень мало.

В связи с этим возникает естественный вопрос: не было ли образование государства с центром в Киеве результатом только внешнего принуждения?

Нужно сказать, что мнение о силе киевского князя как единственном основании государственности в Древней Руси было пересмотрено русскими историками еще в сер. XIX в. Уже С.М. Соловьев полагал, что славяне, расселяясь родами, призывали князей по традиции иметь родового владыку, старейшину, управителя, с передачей ему военных и судебных функций[7]. В.О.

Ключевский видел в образовании Киевского государства соединение экономического интереса русских городов по торговому пути «из варяг в греки», призвавших варяжских князей для его защиты, с завоевательной политикой покорения соседних областей, напрямую в этом торговом движении не заинтересованных[8].

Эти представления были скорее логической, чем исторической схемой, однако в них происходил существенный переход от описания установления великокняжеской власти к уяснению самих условий ее возникновения. Здесь важно отметить то, что наряду с развитием правительственного начала стоит согласие самой земли-княжения.

В советской историографии становление государственного строя связывалось с ростом производительных сил и выделением из среды равных общинников более состоятельных и знатных людей, их объединение и закрепление их наследственного господствующего положения в обществе[9].

В современной историографии отмечается, что государство не является просто репрессивным механизмом реализации целей господствующего класса, а системой отношений, обеспечивающих целостность и нормальное функционирование социального организма на определенной территории[10].

В связи с этим нужно отметить, что государственная власть характеризуется не только степенью принуждения, но и степенью ее добровольного признания, поскольку в любом политически развитом человеческом обществе признается право той или иной государственной структуры диктовать свою власть.

Исходя из такой точки зрения, следует признать, что создание государства не есть дело отдельных правителей, а дело всего народа. Поэтому имеет смысл говорить о существовании общего этнического самосознания и древнерусской народности в обозначенный период. Причем немалую роль в формировании «общеземского чувства», в терминологии В.О. Ключевского[11], сыграло принятие восточного христианства.

Если посмотреть теперь на политическое развитие Полоцкого княжества в X—XIII вв., то можно увидеть, что оно органически происходило в государственной системе Киевской Руси.

Как и другие русские города, центры ремесла и торговли, Полоцк возник на берегу реки, служащей торговым путем (в данном случае из Поднепровья в Прибалтику по Западной Двине). Одновременно он стал важным военно-административным центром. Уже под 862 г.

Повесть временных лет упоминает его как город кривичей, вместе с другими городами Северной Руси относящийся к княжеству Рюрика. После объединения двух политических центров на севере и юге Руси, т.е. Новгорода и Киева, Полоцк не теряет своего значения. Под 907 г.

он назван среди городов, где сидели под властью Олега другие «великие князья», а сам город получил наряду с другими важнейшими городами греческую дань. Вполне возможно, что уже при Святославе в Полоцке появился варяжский князь Рогволод, и трудно сказать, был ли он независимым правителем или же великокняжеским наместником.

При Владимире система наместничества была заменена удельной системой управления государством. В отдельные земли направляются сыновья великого князя. Вполне возможно, что таким образом виделся Владимиру наилучший способ распространения и укрепления христианской веры.

В Полоцке закрепилась княжеская линия Изяславичей. Представители этой династии не столько враждовали с киевскими Ярославичами, сколько не упускали случая поживиться за счет соседей, предпринимали грабительские походы на соседние новгородские и смоленские земли.

Этим отличились Брячислав Полоцкий, его сын Всеслав и внук Глеб, князь Минский. Киевские князья неоднократно призывали Изяславичей к порядку, чем и вызваны были походы в 1021, 1067, 1071, 1077, 1084 (1085), 1116, 1119, 1128 годах. Во второй половине XII в.

полоцкие князья воевали больше между собой, что опять же понуждало соседей вмешиваться ради их усмирения.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что полоцкие князья немало воевали в союзе с Киевом. Так, по замечанию летописца, Брячислав воевал в союзе с Ярославом до своей смерти в 1044 г.

Можно заключить, что Брячислав подавал ему свою помощь в борьбе с Мстиславом Тмутараканским, в походах на литовцев и поляков, в окончательном поражении печенегов под Киевом, в последнем военном предприятии против Византии. Всеслав в 1060 г.

участвовал в совместном походе русских князей на торков. Можно думать, что он и во время своего кратковременного княжения в Киеве в 1069 г. водил полки на половцев (как сказано в Слове о полку Игоревом, «из Киева дорискиваша до кур Тмутороканя, великому Хръсови вълком путь прерыскаше»)[12].

Сама высылка полоцких князей в Византию в 1129 г. была мотивирована их отказом защищать Русскую землю против половцев вместе с другими русскими князьями.

Нужно обозначить и то, что между полоцкими и киевскими князьями заключались брачные союзы. Например, в 1073 г. Всеслав Брячиславич женил своего сына Глеба на Анастасии, внучке своего противника Изяслава Ярославича.

Князь полоцкий Василько в 1043 г. выдал свою дочь за сына киевского князя Всеволода Ольговича. В 1144 г.

Рогволод Борисович князь Друцкий оказывается на полоцком столе благодаря женитьбе на дочери киевского князя Изяслава Мстиславича[13].

Конечно, политическая история Киевской Руси ставит перед исследователями немало вопросов. Однако можно с уверенностью сказать, что Полоцкое княжество было органической частью Русской земли. Почему в договоре с Ригой в 1264 г. прямо говорилось магистру и братьям отступить и возвратиться в свои пределы, потому что «Руськая земля словет Полочьская»[14].

Священник Алексий Хотеев,
настоятель прихода в честь св. Иоанна Кронштадтского в г. Минске.

[1] Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия. Учебное пособие. — М.: Весь мир, 2010. — С. 102.
[2] Темушев С.Н. Образование древнерусского государства. — М.: Квадрига, 2014.— С. 121.
[3] Ластоўскі В.Ю. Кароткая гісторыя Беларусі.— Мн.: Універсітэцкае, 1993. Ігнатоўскі У.М.

Кароткі нарыс гісторыі Беларусі. — Мн.: Беларусь, 1992.
[4] История Беларуси: Вопросы и ответы / сост. Г.Я. Голенченко, В.П. Осмоловский. —Мн.: Беларусь, 1993. —С.6.
[5] Арлоў У.А. Таямніцы полацкай госторыі. —Мн.: Беларусь, 1994. —С. 27.
[6] Дворниченко А.Ю. Указ. Соч. — С. 92.
[7] Соловьев С.М.

История России с древнейших времен. — М.: Мысль, 1988. Кн. 1. Т.1. —С. 213.
[8] Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. —М.: Мысль, 1987. — С. 156—161.
[9] История СССР. Под. ред. Б.Д. Грекова. Т.1. С древнейших времен до конца XVIII в. —М.: ОГИЗ. 1947. —С.74—87.
[10] См. подробнее: Темушев С.Н.

Образование Древнерусского государства. —М.: Квадрига, 2014. —С. 103—113.
[11] Ключевский В.О. Указ. Соч. — С.212.
[12] Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов. Т.1.— Мн.: АНБССР, 1959. — С. 74.
[13] Э.М. Загорульский. Белая Русь с середины I тысячелетия до середины XIII века. Мн.: Четыре четверти, 2014. — С.

99, 115, 128.
[14] Белоруссия в эпоху феодализма… — С. 74.

Полоцкое княжество — древо

полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть фото полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть картинку полоцкое княжество на карте древней руси. Картинка про полоцкое княжество на карте древней руси. Фото полоцкое княжество на карте древней руси

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Полоцк, древнейший город в Белоруссии, административный центр Полоцкого района Витебской области, кафедральный город Полоцкой епархии. Расположен в устье реки Полоты, впадающей в Западную Двину, в 250 км от Минска. Крупный транспортный узел ряда республиканских дорог, автобусных трасс и железнодорожных путей. Население — 82 тыс. (2010).

В VI-VII веках на территории современного Полоцка возникло поселение кривичей. В летописных свидетельствах город Полоцк впервые упоминается под 862 годом. Преподобный Нестор Летописец сообщал что одни славяне начали держать свое княжение в Новгороде, а другие на Полоте «речки ради … прозвашася Полочане.

» Полоцк расположился на древнем торговом пути между Прибалтикой и Причерноморьем — «из варяг в греки» — будучи связан почти непрерывным водным путем с Киевом. Не меньшее значение имел также водный путь на восток от Полоцка к Витебску и далее, к Смоленску.

Город был одним из главных центров образующегося Русского государства в который Рюрик, согласно летопи, послал «своих мужей».

Полоцкое княжество

В середине X века образовалось Полоцкое княжество — первое государственное образование эпохи феодализма на территории Белоруссии. Средоточием княжества были земли в бассейне Западной Двины и в верховьях рек Березины и Немана.

Первым самостоятельным князем Полоцким во второй половине X века летописи упоминают Рогволода, пришедшего из-за моря и впоследствии убитого Владимиром Святославичем, будущим равноапостолом, вероятно около 977 года. Несмотря на это Полоцкое княжество сумело вскорости утвердить свою независимость.

Власть принадлежала князю, но городское вече также принимало решения.

В конце X века на Полотчине начинает распространяться Христианство. В середине XI века центр древнего Полоцка был перенесен на правый берег Западной Двины, что дало новый посыл для роста.

В XI веке, при Братиславе Изяславиче и Всеславе Чародее, Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета.

В битве на Немиге в 1067 году Всеслав был пленен и в Полоцкое княжество на краткий срок стало управляться киевским наместником, но в 1071 году князь вернулся на свой престол и княжество вновь укрепилось.

К концу XI века Полоцк стал экономически слабеть, снизилась и внешнеполитическая активность княжества. Под 1158 годом имеются первые летописные сведения о резиденции полоцких князей вне Полоцка — в Бельчице.

В XII веке княжество распалось на уделы и почти всё столетие в истории Полотчины было омрачено междоусобной борьбой князей, которая стихла лишь к концу века.

Знаком этого сближения в 1180 году стал совместный поход шести князей Полотчины на Друцк ради укрепления единства княжества.

В середине XIII века белорусские земли начали объединяться вокруг Новогрудка в составе Литвы, и Полоцк уступил свое историческое место.

Впредь титул Полоцких князей носили подчинённые князья Литовского великого княжества, а в 1504 году ставшее титулярным княжество было упразднено.

Около того же времени, в 1498 году, было упразднено и Полоцкое вече, в связи с учреждением в городе магдебургского права.

В Литве и Речи Посполитой

С XIII века Полотчина входила в состав Великого княжества Литовского. В 1504 году, при упразднении княжества, было образовано Полоцкое воеводство.

В ходе Ливонской войны в 1563 году Полоцк — в то время крупная крепость — был взят войсками Русского царя Иоанна IV и вошёл в состав Русского царства. Однако, 30 августа 1579 года Польский король Стефан Баторий захватил Полоцк и снова включил его Речь Посполитую.

Ливонская война разорила край, который более 20 лет был театром ожесточённых военных действий: население сократилось, деревни были сожжены и обезлюднены, пашни заросли. Первая половина XVII века была в основном мирной для Полотчины, где шло восстановление потерь.

В 1654 году началась новая Русско-Польская война в которой Полоцк снова подвергся разорению.

В 1656 городом овладели русские силы и на протяжении 13 лет полоцкие земли снова вошли в Россию но в 1667 году обессиленные враждующие стороны заключили перемирие по которому Полоцк и Полоцкое воеводство вернулись в состав Речи Посполитой.

Последствия войны были не менее ужасны: по некоторым подсчетам население воеводства сократилось с 162 478 до 40 930 человек. Полоцких земли не избежали вреда и во время Северной войны 1700-1721 годов.

В Российской империи

В конце XVIII века, при разделах Речи Посполитой, Полоцк вошёл в состав Российской империи в два приёма: правобережная часть была присоединена в 1772 году, а левобережная — в 1793 году. Вначале русский Полоцк был включен в Псковскую губернию, а 14 августа 1776 года стал центром Полоцкой губернии. С 12 декабря 1796 года — уездный город Белорусской, а с 1802 года — Витебской губернии.

В ходе Отечественной войны 1812 года город был занят французами.

С 1866 года началось движение поездов по Риго-Орловской железной дороге на участке Витебск-Полоцк-Динабург (ныне Даугавпилс).

В СССР

В 1917 году состоялось Полоцкое уездное крестьянское собрание, а в 1918 году — первый съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. С 25 февраля по 21 ноября 1918 года часть Полоцкого уезда была оккупирована германскими войсками.

3 марта 1924 году Полоцк вошел в Белорусскую ССР в составе СССР. 15 августа того же года был образован Полоцкий район.

С 16 июля 1941 года район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками и вошёл в зону армейского тыла группы армий Центр. В августе того же года начало действовать Полоцкое партийно-комсомольское подполье.

Из подпольщиков, которые ушли в леса и объединились в партизанский отряд, в июне 1942 года была создана 3-я Белорусская партизанская бригада, а осенью того же года создана Полоцко-Лепельская партизанская зона. 4 июля 1944 года Полоцк был освобожден советскими войсками.

За период немецкой оккупации захватчики разрушили все районные учреждения, сожгли 194 населенных пунктов района и множество построек.

С 20 сентября 1944 года по 8 января 1954 года Полоцк был административным центром Полоцкой области, после чего вошёл в Витебскую область. В 1960 часть Ветринского района была переведена в состав Полоцкого района. В 1962 году от Ушачского района к Полоцкому отошли территории Бабыничского и Вороничского сельских Советов.

В Белоруссии

С 1991 года Полоцк в составе независимой Белоруссии. В сентябре 2002 года в Полоцке проводились «Дожинки».

Религия

Христианство начало распространяться в Полотчине в конце X века. Крещение полочан носило не насильственный характер и принятое Христианства долго являлось поверхностным, сосуществуя с язычеством.

Позиции Христианства укрепились после строительства князем Всеславом Чародеем в 1050-е годы Софийского собора и основания им и его наследниками ряда монастырей, первыми из которых можно считать: Бельчицкий, Спасо-Ефрасиньевский (ок. 1128), Борисоглебский, Предтеченский.

С 1104 года, а возможно и ранее, Полоцк был кафедральным городом Полоцкой епархии.

Вскоре после взятия города поляками в 1579 году прошла волна изъятий православных храмов и передачи их римо-католикам. В частности, в 1580 году у православных был отнят Спасо-Ефрасиньевский монастырь и отдан иезуитам.

В 1656-1667 году, в период занятия города русскими войсками, изъятые храмы были возвращены православным, но по восстановлении польско-литовского господства снова переданы римо-католикам.

С 1660-х годов Полоцкая православная епархия при поляках не возрождалась.

После присоединения Полоцка к Российской империи он вошел в ведение Псковской, а в конце XVIII века — Минской епархий. В 1832-1833 году была восстановлена самостоятельная Полоцкая кафедра и ускорилось возвращение населения из униатства в Православие.

12 февраля 1839 года в городе произошел Собор униатских епископов Российской империи решением которого все униаты империи присоединялись к Православной Церкви. В связи с этим в 1839-1840 годах Полоцк был кафедральным городом новой самостоятельной Оршанской епархии, а центр Полоцкой епархии переместился в Витебск.

Полоцкая духовная семинария, существовавшая с 1806 года как униатская, стала православной.

Полоцк вновь на деле стал кафедральным городом самостоятельной епархии лишь в XX веке. В 2000 году в городе открылся памятник небесной заступнице Белоруссии, святой Евфросинии Полоцкой.

Святые

Святыни

Монастыри

Храмы города

Храмы благочиния

Использованные материалы

История Полоцкого княжества

полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть фото полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть картинку полоцкое княжество на карте древней руси. Картинка про полоцкое княжество на карте древней руси. Фото полоцкое княжество на карте древней руси

К сожалению, непосредственно «Полоцкие летописи» были утеряны, когда был разрушен первый Софийский собор, поэтому большую часть исторических эпизодов можно почерпнуть исключительно из сохранившихся скандинавских хроник.

Так, например, София, княжна минская, не упоминается ни в одной русской летописи, однако при этом она хорошо известна в западных исторических источниках, таких как генеалогия средневековых датских королей, сочинения, написанные Саксоном Грамматиком или знаменитая «Сага о Кнютлингах».

Там она известна, как королева датская и жена короля Вальдемара I Великого.

Среди всех русских городов, таких как Новгород, Муром, Ладога, Белозеро, Киев, Изборск и Ростов – скандинавы особенно выделяли Полоцк за то, что он быстро набирал политический вес.

Полоцкое княжество было несколько обособлено от Киева из-за Сарматского моря (море Геродота), которое некогда покрывало все Полесье.

Это море все еще наносилось на карты того времени до 16 века, и на его побережье располагалась историческая Литва.

Первым исторически известным князем Полоцка называют Рогволода (920-978). После него не осталось ни одного прямого и законного наследника мужского пола, так как Рогволод и его сыновья были убиты киевским князем Владимиром, а его дочь Рогнеда насильно взята в жены.

Маленький Изяслав встал на защиту своей матери с мечом в руках, и Владимир отослал обоих на родину, где они основали город Заславль и положили начало новому роду полоцких князей Изяславичей, которые позднее постоянно враждовали с Ярославичами – потомками младшего сына Владимира, Ярослава Мудрого. В дальнейшем, во всех летописях, детей и внуков Изяслава никогда не называли Владимировичами или Рюриковичами.

В то время, как крещение Руси было связано с именем Владимира Красного Солнышка (тем самым киевским князем), Полоцкое княжество крестил миссионер Торвальд Кодранссон (Торвальд Путешественник). Именно он основал в городе Полоцке монастырь святого Иоанна Крестителя, и, согласно исландским сагам, там же и был похоронен.

11 век считается веком расцвета Полоцкого княжества. Сын Изяслава, Брачеслав основал город Браслав на землях между Десной и Западной Двиной, которые присоединил к княжеству.

Во время его правления началось строительство Полоцкого Софийского собора. Он был построен по образу и подобию патриаршего собора Св. Софии в Константинополе, так же, как и собор в Киеве и Новгороде.

В летописях и сагах сохранились сведения о постоянном противостоянии князя Брачеслава с Ярославом Мудрым.

Самым известным полоцким князем, вне всяких сомнений, был Всеслав, сын Брачеслава. Во время его почти шестидесятилетнего княженья было закончено строительство Софийского собора. Он часто упоминается в восточнославянском фольклоре и в «Слове о полку Игореве», как оборотень и чародей.

Продолжая традицию своего отца, он продолжил противостояние против Рюриковичей и разграбил Новгород, а также осаждал Псков. Ему противостояли трое сыновей Ярослава – Всеволод, Святослав и Изяслав, и кровавый бой на реке Немиге (1067 г) вошел во многие хроники.

После битвы Всеслав Чародей был приглашен в Киев, где его вероломно пленили, однако городское вече освободило его и назвало киевским князем.

Его правление считается наиболее высокой точкой расцвета Полоцкого княжества, но еще при жизни он поделил свои земли между сыновьями, а те позднее поделили их между своими детьми.

На землях Полоцкого княжества установилась феодальная раздробленность, и возникли более мелкие княжества, такие как Городцовское, Стрежевское, Логойское, Изяславское, Друцкое, Витебское и Минское.

Последним долгим княженьем в Полоцке было правление Рогволода-Бориса, однако к этому времени власть князя была сильно ограничена городским самоуправлением. Об этой реформе власти упоминается в «Хронике Литовской и Жмойтской».

Все это время продолжается война с Ярославичами, и в результате битв полоцкий князь был пленен и выслан в Византию.

Помимо Софийского собора, памятника тех событий, до наших дней дошли такие артефакты того времени, как Борисовы камни – валуны, на которых выбиты христианские символы.

Полоцкое княжество

полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть фото полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть картинку полоцкое княжество на карте древней руси. Картинка про полоцкое княжество на карте древней руси. Фото полоцкое княжество на карте древней руси

Термины. Список [ А-Я ]

Памятная монета, РБ

Полоцкое княжество — княжество кривичей на «Пути из варяг в греки». Первые летописные сведения о нем связаны со скандинавскими варягами. Хроника «Деяния данов» (Gesta Danorum) рассказывает о походе на Полоцк легендарного короля Фроди I (V-VI в. н.э.). В «летописях руских» впервые упоминается в 862 году («Повесть временных лет»).

Подробный анализ сведений о «Полоцке времен Аттилы» можно посмотреть ТУТ.

Поскольку Полоцкие летописи исчезли вместе с разрушенным Софийским собором, о многих эпизодах истории мы сегодня знаем только из скандинавских хроник.

Так София, княжна Минская — рускими летописями не упоминается, но хорошо известна из западных источников (сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей) — она была королевой Датской, женой Вальдемара I Великого.

Столицу княжества — Полоцк — скандинавские летописи особо выделяли из остальных 8 городов руских — Киев, Полоцк, Новгород, Изборск, Ростов, Муром, Ладога, Белоозеро, — упомянутых к 862 году.

«Особое тяготение варягов к Полоцку» подчеркивал А. Н. Веселовский в своей работе «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Wilkinasaga)». Так же, как и «необщерусскую его политическую ориентацию — у одних на руках половцы, у других Литва и Ливь».

[ Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) — историк литературы, профессор Петербургского университета, академик. Был награжден Константиновской медалью — высшей наградой Императорского Русского географического общества. ]

Некоторую обособленность от Киева княжеству добавляло море Геродота (Сарматское море, Sarmatia sea), покрывавшее все Полесье. Оно изображалось на картах до XVI века и на его берегах картографы помещали историческую Литву

Забавные факты

X век

Полоцкое княжество быстро отпало от предполагаемого «древнерусского государства».

«И с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков.»
Дети от брака Владимира и Рогнеды положили начало родам Изяславичей («Рогволожи внуки» — князья Полоцкие) от старшего Изяслава и Ярославичей («Рюриковичи» — князья Киевские, Новгородские, Ростовские) от Ярослава Мудрого, младшего сына.

«В вековой распре Ярославичей и Изяславичей есть что-то расовое» — отмечал Веселовский.

В летописях и литературе князей Полоцких именуют Рогволодовыми внуками, Рогволодовичами, Изяславичами, Брячеславовичами (от сына Изяслава), Всеславичами (от внука Изяслава), но не Рюриковичами или Владимировичами.

986 Торвальд Кодранссон. Крещение Полоцка, в отличие от остальной Руси, связывают с именем Торвальда Кодранссона (Торвальда Вандроўніка) — легендарного христианскиого миссионера и путешественника.

В Полоцке он основал монастырь святого Иоанна Крестителя и в Полоцке же похоронен.

Согласно исландской саге «Прядь о Торвальде Путешественнике» Торвальд похоронен «в горе у церкви Иоанна и почитается как святой».

XI век

Век расцвета княжества.

1003-1044 княжение Брячеслава

Брячеслав, сына Изяслава. Присоединил земли между Западной Двиной и Десной, где основал город Браслав.

В его правление начато строительство Полоцкого Софийского собора (1030-60) — одного из трех (Киев, Полоцк, Новгород) Софийских соборов, построенных в одно время и по единому образу — образу патриаршего собора Св. Софии в Константинополе.

Его княжение отмечено успешным походом на Новгород и борьбой с киевским князем Ярославом Мудрым. Это противостояние по-разному описано в «Саге об Эймунде» и киевских летописях.

Сага повествует о том, как Эймунд выступил на стороне Брячеслава, и «мир творит» Ингигерда (дочь короля Швеции, жена Ярослава). И Эймунду в удел отдается Полоцк, Брячеславу Киев, а Ярославу Новгород.

Руские летописи рассказывают немного иначе.

«Сага об Эймунде»
«Тогда затрубили сбор, и было всем объявлено, что Господыня Ингигерда хочет говорить с Конунгом и его людьми. Когда собрались люди, мужи увидели, что Господыня Ингигерда находится в Нордманнской дружине Конунга Эймунда. В тоже время обнародовано от имени Конунга Вартилафа (Брячеслава), что Господыня будет творить (мир)…

Она сказала Конунгу Ярислейфу (Ярославу), что ему держать вперед самую важную часть Гардарика, то есть Гольмгард (Новгород), а Вартилафу владеть Кунигардом (Киевом), другою лучшею частью всех владений, с податями и сборами, — от чего будет он иметь вдвое более владения, нежели как имел прежде, Палтеск (Полоцк) и область, лежащую подле, иметь Конунгу Эймунду, и быть ему там Конунгом, пользуясь всеми земскими сборами, какие там положены.»

1044-1101 княжение Всеслава «Чародея»

Всеслав, сын Брячеслава. Пожалуй, самый известный князь Полоцкий. В свое долгое княжение (57 лет) он — оставаясь язычником-колдуном и не будучи причисленным к лику святых, — завершил строительства Полоцкого Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора.

Всеслав продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород. Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.

1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках. По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.

Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.

XII век

«О полоцкой свободности
або Венеции»

Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.

1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя. В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление.

Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся догим (27 лет) правлением.

К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве «Хроника Литовская и Жмойтская» характеризует как «свободность полоцкую або Венецию».

В XII веке продолжилась вражда с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече. Подробно свидетельства и причины высыки князей рассмотрены в работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).

Крещение языческих капищь и первые христианские святые — Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.

Язычество и христианство

К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.

В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава (всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).

Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей. Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был Торвальд Кодранссон, креститель Полоцка.

Так начинала складываться богатая палитра религий на белорусских землях.

1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни

Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами. Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней.

Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) — Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава «Чародея») и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов — «ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя…»

Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, «крестовый поход» на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).

В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник. Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава «Чародея», св.

Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница, легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских.

Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.

[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой.

И хотя ее имя упоминается в «Степенной книге царского родословия» (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк), первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году.

Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что «преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли». Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ земли, которая называется БЕЛАРУСЬ. ]

XIII-XIV век

Рядом с Полоцким княжеством, на берегу моря Геродота, в исторической Литве под предводительством Миндовга складывается княжество Литовское. К 1266-69 году, после смерти его сына Войшалка и зятя Шварна, княжеская (королевская) династия обрывается.

В Пруссии начинает доминировать Тевтонский Орден. В Ливонии папской буллой утвержен Орден Меченосцев (Ливонский Орден). Основание на Двине города Динабург (Даугавпилс) в 1275 году снижает роль Полоцка в транзитной торговле. Установившаяся граница с Латгалией (Латвией) существует по сей день.

Anarchie или sans duc. (анархия, без князя; франц.) — так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года в Полоцком княжестве и с 1267 в княжестве Литовском. Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) — в 1307 князя Воина в Полоцке и в 1291 князя Витеня в Литве.

Гедимин, принявший правление после Витеня и объединивший оба княжества, считался третьим сыном Лютувера. Имя Лютувер (Lutuver) многие исследователи выводили от лютичей-велетов (lutizi-veltae-wilzians). На ранних картах Литва (Lithuania Propria) иногда писалась как LUTUANIA.

В правление (1316-1341) в. князя Гедимина к Великому княжеству Литовскому мирно присоединились разрозненные княжества и уделы — Полоцк, Гродно и Берестье, Витебск, Минск, Туров и Пинск. Собраны воедино все белорусские земли, кроме Полесья.

Собраны мирно — нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла еще 300 лет (до прихода московского войска) — что несравнимо с походами Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.

Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам — с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов, которые «уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества — оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно»

Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное — никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников

[ «Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства и видит скот и всю свою домашнюю утварь.

Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. …Землю взрывают они не железом, а деревом… Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю»
С.

Герберштейн, «Записки о Московии», XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]

И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые

И это при том, что в то время в Полоцке была «свободность Полоцкая або Венеция» — неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.

Миндовг был принят на ятвяжских землях — но он был король пруссов, а «Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми». Он пришел из даже более цивилизованного края (сравни печати Миндовга, немецких/полабских князей и польские/литовские/русские).

Рюрик был принят в Новгороде — но он был варягом — представителем передовой культуры, религии и военного дела.
Был Чингиз Хан. Но очень долго воевал, пока его аборигены привели его к власти.

А насчет «непривычных» имен… Единственный в. князь Литовский того периода, чья родословная точно известна — сын православного короля Руси Даниила Галицкого и Анны Смоленской. Звали его Шварн.

Псковского тысяцкого, ходившего на Литву походом в 1183 году звали Будила. Легендарного змагара, на могиле которого стоит город Могилев, звали Машека.

В этот период балтские племена (ареал расселения — от Вилии до Припяти) еще только становились славянами — перенимали языковую и религиозную общность.

Чью культурную тардицию продолжили Витень и его брат Гедимин? Рогволодовичей, тесно связанных с Европой (София Минская была королевой Дании) и Миндовга или жмудинов, исторически вообще не имевших с ней культурных связей?

Редакция не выдумывает собственных версий. Мы знакомим читателя с историческими документами и академическими трудами, выдержавшими проверку временем. Поэтому на сайте мы приводим версию Императорского Русского Географического общества, изложенную в труде «Живописная Россия» под руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского.

[ Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский — путешественник, географ, ботаник, статистик (руководил Первой всеобщей переписью России).

Вице-председатель Императорского Русского географического общества и президент Русского энтомологического общества. Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств. Член Русского горного общества.

Действительный член всех Российских университетов. Почётный член Витебской губернской учёной архивной комиссии. ]

И статья, и «Комментарий редакции» являются вполне политкорректными — историки и публицисты Летувы иногда создают собственные (в отличие от нас) теории, гораздо менее аргументированные и, зачастую, просто противоречащие задокументированным фактам.

Витовт vs Витаутас

Политическая история Полоцкого княжества 12 века (стр. 1 из 3)

полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть фото полоцкое княжество на карте древней руси. Смотреть картинку полоцкое княжество на карте древней руси. Картинка про полоцкое княжество на карте древней руси. Фото полоцкое княжество на карте древней руси

Политическая история Полоцкого княжества в XII веке

Полоцкая земля — одно из интереснейших раннефеодальных княжеств древней Руси. Она первая выделилась из состава Киевской Руси, в ней, следовательно, впервые проявились те центробежные силы, которые через несколько десятилетий повсеместно ознаменовали новую эру в истории Руси — эпоху феодальной раздробленности.

Термин «Полоцкая земля» принадлежит летописи, где встре­чается впервые под 1128 г. «Земля» в понимании летописца — совокупность уделов, экономически, политически и культурно связанных с Полоцком и административно ему подчиненных.

Крайне благоприятным обстоятельством для Полоцкой зем­ли была близость верхнего Днепра (у Орши) и среднего тече­ния Западной Двины (у Бешенковичей), что обеспечивало удобный транзит товаров, движущихся с Черного моря в Бал­тийское, и способствовало торговле внутри страны.

Помимо многочисленных рек эта страна изобиловала озерами, проис­хождение которых связывается с вюрмским оледенением. Оби­лие в них рыбы было также заманчиво для новых поселенцев. Болот в Северной Белоруссии, по сравнению с южной, немного; большая часть их тянется вдоль верхнего течения Березины.

Находимые в них болотные руды наряду с озерными играли, несомненно, крупную роль в жизни населения, произ­водившего из них железо сыродутным способом.

Отсутствие письменных источников и недостаточное количе­ство археологических данных не позволяют, к сожалению, должным образом осветить глубинный процесс зарождения феодальных отношений в Полоцкой земле, и о нем часто можно только догадываться лишь по имеющимся крайне отрывочным данным. Так, исчезновение в IX в.

коллективных усыпальниц — длинных курганов — и замена их круглыми насыпями меньших размеров с одиночными, реже парными захоронениями — свиде­тельствуют, по-видимому, об ослаблении родовых связей и о господстве семьи патриархального типа, а наличие в пределах одной курганной группы богатых и бедных инвентарем погре­бений указывает, вероятно, на имущественное неравенство.

По­гребальный обряд является самым консервативным, и явления, которые он отражает, часто относятся к гораздо более ранним временам. Однако это не всегда так.

Переход к парной семье патриархального типа начал совершаться у кривичей, несомнен­но, раньше возникновения длинных курганов, имущественное же неравенство, которое прослеживается только в круглых курганах с трупоположением, отражает, конечно, «сегодняш­ний» день, т. е. относится к Х—XI вв.

Появление богатых и бедных патриархальных семей приве­ло постепенно к образованию племенной знати, которая, поль­зуясь трудом зависимых от нее бедных членов общины, все более налагала свою тяжелую руку на общинную собствен­ность, начиная захватывать власть в племенных центрах и во всем племени. Так появились племенные князья, которые стали отстраивать укрепленные стенами большие участки-«дворы», где они, поставившие себя над племенем, могли быть вне опас­ности. Племенная знать полочан отстроила на правом берегу Полоты — недалеко от ее устья крепость-«город» Полоцк. Сюда теперь собиралась дань со всей Полоцко-Ушачской группы поселений, которая, став собственностью полоцкого князя, от­ныне именовалась его «волостью» (от глагола «володеть» — владеть). Власть князя ежегодно распространялась на все новые соседние территории путем наложения дани.

Процесс формирования государственного образования фео­дального типа — Полоцкой земли — начался, естественно, с оформления территории княжества в целом

С возвышением Полоцка и с появ­лением местного феодального класса, в интересах которого было создать аппарат принуждения, распространяя его дейст­вие на значительное территориальное объединение, дань, поставляемая в Полоцк, начала разрастаться все более; IX и X века были «поглощены» формированием и утверждением власти в Полоцке, а также и «данническим освоением» насе­ления внутри страны складывающимся феодальным классом.

Центробежное распространение дани из этого города при­вело в конце концов в соприкосновение ее с данью, распрост­раняемой из соседних равновеликих центров — Пскова, Новго­рода, Смоленска и Турова.

После неизбежных столкновений в конечном итоге были проведены границы между княжествами, хорошо прослеживаемые как по наличию возле них ненаселен­ных, «ничьих» зон, так и по топонимам «межа» (пограничное поселение), «межник» (пограничный знак).

Как писал А. Н. Насонов, южная граница Полоцкой земли сложилась довольно рано, на рубеже Х-XI вв. или в самом начале XI в. Она представляла, очевидно, незаселенную зону лесов верхнего Немана, его притока Лощи, истоков Слу­чи и выходила к верховьям Птичи. Южнее располагалось скопление слуцких поселений Турово-Пинской земли.

Полоцкая дань пришла в соприкосновение с чернигово-смоленской (Смоленск принадлежал тогда Черниговской земле), по мысли А. Н. Насонова, в первой половине XI в. Стремясь полу­чить в лице сильного полоцкого князя союзника, Ярослав Мудрый был вынужден уступить Полоцку ключевые позиции на волоках у р. Усвята и в устье р. Витьбы (Витебск).

Гра­ница земли возникла здесь в безлюдной зоне лесов к востоку от р. Лучёсы.

Увеличение полоцкой территории на севере сопровождалось борьбой Всеслава Полоцкого с Новгородом и прекратилось только во второй половине XI в. Судя по топонимам «межа», «межник», Псковскую и Новгородскую земли здесь отделяли от Полоцкой также обширные зоны почти незаселенных лесов. Западные границы Полоцкой земли нам недоста­точно ясны.

Они могут быть намечены только по топонимам «межа», которые находятся там, где располагаются (на остро­вах озер Мядель, Дрисвяты и на перешейке Дривято и Новято) полоцкие раннесредневековые пункты — Мядель, Дрисвяты и Браслав (Брячиславль).

Это и были пограничные укрепления Полоцкой земли на границе с соседней воинственной Литвой, платившей дань в Полоцк.

Социально-политическая организация Полоцка имела много общих черт с Киевом и Новгородом. Полоцк был главным («старшим») горо­дом своей волости. В Х-XII вв. названием Полоцк часто заменяли слова «земля», «волость». Главный город не мыслился без «области», «волости», т. е. без пригородов и сел.

Лаконичная запись в Лаврентьевской летописи характеризует взаимоотношения между столь­ными и младшими городами: «Новгородци бо изначала и смолняне и кыяне и полочане и вся власти яко на дому (думу) на веча сходятся, на что же стареищии сдумають, на том же пригороди стануть».

Речь идет о сходст­ве вечевого устройства в Новгороде, Киеве, Смоленске, Полоцке и отмечается, что пригород подчинялся решениям старшего города, но об­ладал некоторой самостоятельностью в исполнении этих решений.

Согласно письменным источникам, пригород — это младший подчи­ненный город, принадлежащий к области старшего города. Нет дан­ных считать, что пригороды, построенные в XI-XII вв., были частно­владельческими городами князей. Младшие города зависели от стар­ших городов как средоточия всей земли.

С развитием феодализма взаимоотношения старших городов и пригородов изменялись и усложнялись. Между стольными городами и пригородами происходили конф­ликты. В XII в. князья были в городах Минске, Заславле, Логойске, Витебске и других, которые имели свои волости.

Эти пригороды стали центрами удельных княжеств, их зависимость от Полоцка была но­минальной.

Одновременно с общим формированием полоцкой террито­рии шел процесс все большего закабаления свободных общин­ников внутри страны.

В племенных центрах, существовавших ранее, и в центрах, отстроенных вновь, расселялась, по-видимому, княжеская администрация, ведавшая сбором дани с окрестных селений в пользу полоцкого князя и сконцентриро­вавшаяся затем в крупных центрах обложения (таких, как Полоцк, Витебск, Друцк, Минск).

Округа, с которой собира­лась дань в свой центр, стала называться его волостью. С рос­том семьи полоцкого князя волости стали передаваться членам его семьи и стали княжескими наследственными уделами, что было, по-видимому, закреплено после смерти Всеслава Полоц­кого в 1101 г.

Источники сообщают нам следующие имена сыновей Всеслава Полоцкого: Давыд (упомянут в статьях 1103, 1104, 1128 гг.—в последний раз как полоцкий князь), полоцкий князь Рогволод (1128 г.), Борис (1102 г.—сведения по летописным источникам В. Н. Татищева, 1128 г.—упомянут как полоцкий князь), Глеб (статьи 1104, 1108, 1116, 1117, 1119. гг.

и посадили на его место Рогволода, однако в 1128 г. сообщается о смерти не Рогволода, а Бориса. Остается предпо­ложить, что Рогволод имел крестное имя Борис.

Это же под­тверждает поздняя Густынская летопись, которая по неизвест­ным нам источникам прямо указывает: «Рогволод или Борис»; Борис был, очевидно, вторым сыном Всеслава, третьим был Глеб.

Какие же уделы получили сыновья Всеслава после смерти отца? Из летописи мы знаем, что Минским уделом безраздель­но владел Глеб Всеславич. Мы установили, что Полоцкий, главнейший, удел получил старший сын Всеслава — Давыд.

Фамиль­ный удел Рогволода-Бориса определяется по княжению его сына и внука: под 1159 г. летопись сообщает, что его сын Рогволод Борисович бежал из заточения в Минске и направил­ся в Друцк, где его приняли как своего князя. Сюда же он бежал в 1161 г.

, бросив полоцкое княжение, после битвы под Городцом («а Полоцку не смети ити, зане же множество поги­бе полотчан». Здесь в 1171 г. он же заказал знаменитую надпись на огромном камне, древнем дольмене (так называе­мый Рогволодов камень). В Друцке княжил и его сын Глеб Рогволодич (1180 г.).

Таким образом, по княжению сына и внука мы определяем, что Борис-Рогволод уже владел Друцком, получив этот удел, по-видимому, по смерти отца (1101 г.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *