полоцкое княжество история беларуси
История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
§ 7. Первые государственные образования на территории Беларуси
1. Особенности формирования государств у восточных славян
Государствообразующие процессы на территории Беларуси в ІХ — середине ХІІІ в. соответствовали процессам, происходившим в Восточной Европе. Определенную роль в них сыграл «путь из варяг в греки», который имел не только коммерческое значение, но и способствовал формированию государства восточных славян.
Основными концепциями формирования государства являются «норманизм» и «антинорманизм». В их основе лежит идея, высказанная в XVIII в. историками немецкого происхождения А. Шлотцером, Г. Миллером и др., которые утверждали, что княжеская власть и название «Русь» происходят от варяжских племен из Скандинавии. Ученые ориентировались на текст «Повести временных лет». В противовес этому российский ученый XVIII в. М. В. Ломоносов видел в развитии государства восточных славян исключительно славянские корни, искал родину князя Рюрика на территории балтийских славян.
Историки ХХ в. обращают внимание на существование трех политических центров Руси: Новгород, Киев, Полоцк. На развитие северной части Руси сильно повлияли варяги, которые активно продвигались туда, иногда используя военную силу и торговлю. На юге Восточной Европы Киев поддерживал тесные связи со степными племенами (хазарами) и Византийской империей. Эти две части Руси были объединены князем Олегом Новгородским в 882 г. Однако общее государство образовалось не сразу. Славянские племена часто не хотели участвовать в княжеских походах в другие страны. А киевский князь, полагаясь только на свою дружину, не мог контролировать значительные территории.
Только после 980 г., когда Полоцк вошел в состав Киевской Руси в результате военной кампании князя Владимира, изменились способы управления государством, было введено христианство.
Краткая история Беларуси за апошнія 1000 год
Термины. Список [ А-Я ]
Беларусь
Белорусская государственность
Разное
Полоцкое княжество
Полоцкое княжество — княжество кривичей на «Пути из варяг в греки». Первые летописные сведения о нем связаны со скандинавскими варягами. Хроника «Деяния данов» (Gesta Danorum) рассказывает о походе на Полоцк легендарного короля Фроди I (V-VI в. н.э.). В «летописях руских» впервые упоминается в 862 году («Повесть временных лет»).
Подробный анализ сведений о «Полоцке времен Аттилы» можно посмотреть ТУТ.
Поскольку Полоцкие летописи исчезли вместе с разрушенным Софийским собором, о многих эпизодах истории мы сегодня знаем только из скандинавских хроник. Так София, княжна Минская — рускими летописями не упоминается, но хорошо известна из западных источников (сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей) — она была королевой Датской, женой Вальдемара I Великого.
Столицу княжества — Полоцк — скандинавские летописи особо выделяли из остальных 8 городов руских — Киев, Полоцк, Новгород, Изборск, Ростов, Муром, Ладога, Белоозеро, — упомянутых к 862 году.
«Особое тяготение варягов к Полоцку» подчеркивал А. Н. Веселовский в своей работе «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Wilkinasaga)». Так же, как и «необщерусскую его политическую ориентацию — у одних на руках половцы, у других Литва и Ливь».
[ Александр Николаевич Веселовский (1838-1906) — историк литературы, профессор Петербургского университета, академик. Был награжден Константиновской медалью — высшей наградой Императорского Русского географического общества. ]
Некоторую обособленность от Киева княжеству добавляло море Геродота (Сарматское море, Sarmatia sea), покрывавшее все Полесье. Оно изображалось на картах до XVI века и на его берегах картографы помещали историческую Литву
Забавные факты
X век
Полоцкое княжество быстро отпало от предполагаемого «древнерусского государства».
«И с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков.» Дети от брака Владимира и Рогнеды положили начало родам Изяславичей («Рогволожи внуки» — князья Полоцкие) от старшего Изяслава и Ярославичей («Рюриковичи» — князья Киевские, Новгородские, Ростовские) от Ярослава Мудрого, младшего сына.
«В вековой распре Ярославичей и Изяславичей есть что-то расовое» — отмечал Веселовский.
В летописях и литературе князей Полоцких именуют Рогволодовыми внуками, Рогволодовичами, Изяславичами, Брячеславовичами (от сына Изяслава), Всеславичами (от внука Изяслава), но не Рюриковичами или Владимировичами.
986 Торвальд Кодранссон. Крещение Полоцка, в отличие от остальной Руси, связывают с именем Торвальда Кодранссона (Торвальда Вандроўніка) — легендарного христианскиого миссионера и путешественника. В Полоцке он основал монастырь святого Иоанна Крестителя и в Полоцке же похоронен. Согласно исландской саге «Прядь о Торвальде Путешественнике» Торвальд похоронен «в горе у церкви Иоанна и почитается как святой».
XI век
Век расцвета княжества.
1003-1044 княжение Брячеслава
Брячеслав, сына Изяслава. Присоединил земли между Западной Двиной и Десной, где основал город Браслав.
В его правление начато строительство Полоцкого Софийского собора (1030-60) — одного из трех (Киев, Полоцк, Новгород) Софийских соборов, построенных в одно время и по единому образу — образу патриаршего собора Св. Софии в Константинополе.
Его княжение отмечено успешным походом на Новгород и борьбой с киевским князем Ярославом Мудрым. Это противостояние по-разному описано в «Саге об Эймунде» и киевских летописях. Сага повествует о том, как Эймунд выступил на стороне Брячеслава, и «мир творит» Ингигерда (дочь короля Швеции, жена Ярослава). И Эймунду в удел отдается Полоцк, Брячеславу Киев, а Ярославу Новгород. Руские летописи рассказывают немного иначе.
«Сага об Эймунде»
«Тогда затрубили сбор, и было всем объявлено, что Господыня Ингигерда хочет говорить с Конунгом и его людьми. Когда собрались люди, мужи увидели, что Господыня Ингигерда находится в Нордманнской дружине Конунга Эймунда. В тоже время обнародовано от имени Конунга Вартилафа (Брячеслава), что Господыня будет творить (мир). Она сказала Конунгу Ярислейфу (Ярославу), что ему держать вперед самую важную часть Гардарика, то есть Гольмгард (Новгород), а Вартилафу владеть Кунигардом (Киевом), другою лучшею частью всех владений, с податями и сборами, — от чего будет он иметь вдвое более владения, нежели как имел прежде, Палтеск (Полоцк) и область, лежащую подле, иметь Конунгу Эймунду, и быть ему там Конунгом, пользуясь всеми земскими сборами, какие там положены.»
1044-1101 княжение Всеслава «Чародея»
Всеслав, сын Брячеслава. Пожалуй, самый известный князь Полоцкий. В свое долгое княжение (57 лет) он — оставаясь язычником-колдуном и не будучи причисленным к лику святых, — завершил строительства Полоцкого Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора.
Всеслав продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород. Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.
1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках. По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.
Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.
XII век
Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.
1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя. В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление. Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся догим (27 лет) правлением. К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве «Хроника Литовская и Жмойтская» характеризует как «свободность полоцкую або Венецию».
В XII веке продолжилась вражда с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече. Подробно свидетельства и причины высыки князей рассмотрены в работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).
Крещение языческих капищь и первые христианские святые — Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.
Язычество и христианство
К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.
В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава (всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).
Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей. Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был Торвальд Кодранссон, креститель Полоцка.
1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни
Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами. Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней.
Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) — Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава «Чародея») и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов — «ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя. «
Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, «крестовый поход» на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).
В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник. Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава «Чародея», св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница, легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.
[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой. И хотя ее имя упоминается в «Степенной книге царского родословия» (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк), первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году. Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что «преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли». Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ земли, которая называется БЕЛАРУСЬ. ]
XIII-XIV век
Рядом с Полоцким княжеством, на берегу моря Геродота, в исторической Литве под предводительством Миндовга складывается княжество Литовское. К 1266-69 году, после смерти его сына Войшалка и зятя Шварна, княжеская (королевская) династия обрывается.
В Пруссии начинает доминировать Тевтонский Орден. В Ливонии папской буллой утвержен Орден Меченосцев (Ливонский Орден). Основание на Двине города Динабург (Даугавпилс) в 1275 году снижает роль Полоцка в транзитной торговле. Установившаяся граница с Латгалией (Латвией) существует по сей день.
Anarchie или sans duc. (анархия, без князя; франц.) — так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года в Полоцком княжестве и с 1267 в княжестве Литовском. Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) — в 1307 князя Воина в Полоцке и в 1291 князя Витеня в Литве.
Гедимин, принявший правление после Витеня и объединивший оба княжества, считался третьим сыном Лютувера. Имя Лютувер (Lutuver) многие исследователи выводили от лютичей-велетов (lutizi-veltae-wilzians). На ранних картах Литва (Lithuania Propria) иногда писалась как LUTUANIA.
В правление (1316-1341) в. князя Гедимина к Великому княжеству Литовскому мирно присоединились разрозненные княжества и уделы — Полоцк, Гродно и Берестье, Витебск, Минск, Туров и Пинск. Собраны воедино все белорусские земли, кроме Полесья.
Собраны мирно — нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла еще 300 лет (до прихода московского войска) — что несравнимо с походами Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.
Родовод Гедиминовичей.
Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам — с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов, которые «уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества — оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно»
Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ. Насколько вероятно приглашение (мирное — никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников
И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые
И это при том, что в то время в Полоцке была «свободность Полоцкая або Венеция» — неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.
Миндовг был принят на ятвяжских землях — но он был король пруссов, а «Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми». Он пришел из даже более цивилизованного края (сравни печати Миндовга, немецких/полабских князей и польские/литовские/русские).
Рюрик был принят в Новгороде — но он был варягом — представителем передовой культуры, религии и военного дела. Был Чингиз Хан. Но очень долго воевал, пока его аборигены привели его к власти.
А насчет «непривычных» имен. Единственный в. князь Литовский того периода, чья родословная точно известна — сын православного короля Руси Даниила Галицкого и Анны Смоленской. Звали его Шварн. Псковского тысяцкого, ходившего на Литву походом в 1183 году звали Будила. Легендарного змагара, на могиле которого стоит город Могилев, звали Машека. В этот период балтские племена (ареал расселения — от Вилии до Припяти) еще только становились славянами — перенимали языковую и религиозную общность.
Чью культурную тардицию продолжили Витень и его брат Гедимин? Рогволодовичей, тесно связанных с Европой (София Минская была королевой Дании) и Миндовга или жмудинов, исторически вообще не имевших с ней культурных связей?
Редакция не выдумывает собственных версий. Мы знакомим читателя с историческими документами и академическими трудами, выдержавшими проверку временем. Поэтому на сайте мы приводим версию Императорского Русского Географического общества, изложенную в труде «Живописная Россия» под руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского.
[ Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский — путешественник, географ, ботаник, статистик (руководил Первой всеобщей переписью России). Вице-председатель Императорского Русского географического общества и президент Русского энтомологического общества. Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств. Член Русского горного общества. Действительный член всех Российских университетов. Почётный член Витебской губернской учёной архивной комиссии. ]
И статья, и «Комментарий редакции» являются вполне политкорректными — историки и публицисты Летувы иногда создают собственные (в отличие от нас) теории, гораздо менее аргументированные и, зачастую, просто противоречащие задокументированным фактам.
ПОЛОЦК
Полоцкое княжество
В конце X века на Полотчине начинает распространяться Христианство. В середине XI века центр древнего Полоцка был перенесен на правый берег Западной Двины, что дало новый посыл для роста. В XI веке, при Братиславе Изяславиче и Всеславе Чародее, Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета. В битве на Немиге в 1067 году Всеслав был пленен и в Полоцкое княжество на краткий срок стало управляться киевским наместником, но в 1071 году князь вернулся на свой престол и княжество вновь укрепилось.
В середине XIII века белорусские земли начали объединяться вокруг Новогрудка в составе Литвы, и Полоцк уступил свое историческое место. Впредь титул Полоцких князей носили подчинённые князья Литовского великого княжества, а в 1504 году ставшее титулярным княжество было упразднено. Около того же времени, в 1498 году, было упразднено и Полоцкое вече, в связи с учреждением в городе магдебургского права.
В Литве и Речи Посполитой
С XIII века Полотчина входила в состав Великого княжества Литовского. В 1504 году, при упразднении княжества, было образовано Полоцкое воеводство.
В 1654 году началась новая Русско-Польская война в которой Полоцк снова подвергся разорению. В 1656 городом овладели русские силы и на протяжении 13 лет полоцкие земли снова вошли в Россию но в 1667 году обессиленные враждующие стороны заключили перемирие по которому Полоцк и Полоцкое воеводство вернулись в состав Речи Посполитой. Последствия войны были не менее ужасны: по некоторым подсчетам население воеводства сократилось с 162 478 до 40 930 человек. Полоцких земли не избежали вреда и во время Северной войны 1700-1721 годов.
В Российской империи
С 1866 года началось движение поездов по Риго-Орловской железной дороге на участке Витебск-Полоцк-Динабург (ныне Даугавпилс).
В СССР
3 марта 1924 году Полоцк вошел в Белорусскую ССР в составе СССР. 15 августа того же года был образован Полоцкий район.
С 16 июля 1941 года район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками и вошёл в зону армейского тыла группы армий Центр. В августе того же года начало действовать Полоцкое партийно-комсомольское подполье. Из подпольщиков, которые ушли в леса и объединились в партизанский отряд, в июне 1942 года была создана 3-я Белорусская партизанская бригада, а осенью того же года создана Полоцко-Лепельская партизанская зона. 4 июля 1944 года Полоцк был освобожден советскими войсками. За период немецкой оккупации захватчики разрушили все районные учреждения, сожгли 194 населенных пунктов района и множество построек.
С 20 сентября 1944 года по 8 января 1954 года Полоцк был административным центром Полоцкой области, после чего вошёл в Витебскую область. В 1960 часть Ветринского района была переведена в состав Полоцкого района. В 1962 году от Ушачского района к Полоцкому отошли территории Бабыничского и Вороничского сельских Советов.
В Белоруссии
С 1991 года Полоцк в составе независимой Белоруссии. В сентябре 2002 года в Полоцке проводились «Дожинки».
Религия
Христианство начало распространяться в Полотчине в конце X века. Крещение полочан носило не насильственный характер и принятое Христианства долго являлось поверхностным, сосуществуя с язычеством. Позиции Христианства укрепились после строительства князем Всеславом Чародеем в 1050-е годы Софийского собора и основания им и его наследниками ряда монастырей, первыми из которых можно считать: Бельчицкий, Спасо-Ефрасиньевский (ок. 1128), Борисоглебский, Предтеченский. С 1104 года, а возможно и ранее, Полоцк был кафедральным городом Полоцкой епархии.
Вскоре после взятия города поляками в 1579 году прошла волна изъятий православных храмов и передачи их римо-католикам. В частности, в 1580 году у православных был отнят Спасо-Ефрасиньевский монастырь и отдан иезуитам. В 1656-1667 году, в период занятия города русскими войсками, изъятые храмы были возвращены православным, но по восстановлении польско-литовского господства снова переданы римо-католикам. С 1660-х годов Полоцкая православная епархия при поляках не возрождалась.
Полоцк вновь на деле стал кафедральным городом самостоятельной епархии лишь в XX веке. В 2000 году в городе открылся памятник небесной заступнице Белоруссии, святой Евфросинии Полоцкой.
Святые
1 вопрос
К началу IX в. в большинстве восточнославянских земель появились племенные княжения. Возникшие очаги ранней государственности начали сливаться в сильные межплеменные группировки. Центрами объединения стали Среднее Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный регион во главе с Новгородом. В конце IX в. возникло государство, центром которого был город Киев.
Все земли современной Беларуси входили в состав Древнерусского государства. В северной части современной Беларуси в VII-X вв. на основе племенного союза кривичей-полочан сложилась Полоцкая земля. Полоцк, упомянутый й летописи «Повесть временных лет» под 862 г., находился на важном торговом пути «из варяг в греки», был богатым торгово-экономическим центром, играл видную политическую роль в регионе.
Полоцкие князья
Изяслав княжил в Полоцке до своей смерти в 1001 г. Его наследником стал сын Брячислав, княживший с 1003 по 1044 гг. Брячислав вел упорную борьбу с Новгородом за волоки – сухопутные участки пути, по которым перемещали (волокли) речные суда, подкладывая под них катки из стволов деревьев, или перевозилигрузы на повозках из одной реки в другую. Волоком, соединявшим Днепр и Западную Двину, владел Новгород. Известно, что в 1021 г. Брячислав совершил поход в Новгородскую землю. После длительной борьбы дядя Брячислава великий князь киевский Ярослав Мудрый отдал племяннику города Витебск и Усвяты. О княжении Брячислава напоминает название современного города Браслава, построенного по его приказу.
Самым известным из полоцких князей был Всеслав Брячиславич, который правил с перерывами 57-лет с 1044 по 1101 гг. Ему приписывали колдовские способности, за что он получил прозвище Чародея. Всеслав совершал походы на Псков и Новгород. В 1067 г. его войско было разбито на р. Немиге, а сам князь был отправлен в Киев и посажен там в поруб (тюрьму). В 1068 г. Всеслав был освобожден восставшими киевлянами и посажен на киевский престол, на котором пробыл 7 месяцев. Понимая ненадежность своего положения, он бежал в Полоцкую землю, где княжил с 1070 г. до смерти.
В Полоцке существовала особая система организации власти, которая называется княжеско-вечевой строй. Верховная политическая, военная и судебная власть принадлежала князю. Но наиболее важные вопросы решались на традиционном общем собрании взрослых мужчин, которое называлось вече. Вече могло приглашать и изгонять князя, заключать договора с другими городами и государствами. На протяжении XII в. роль веча в Полоцке возрастала по мере ослабления власти князей.
В восточнославянских землях действовали законы, называемые «правдами». Наиболее известный среди них сборник «Русская правда», разработанный при киевском князе Ярославе Мудром. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда Божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после того, как он подержал руку над огнем, то это свидетельствовало о его вине. Суд правил князь или его представители. Правота либо вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы или физические наказания.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Полоцкое княжество. Город Полоцк. Полоцкий уезд. Евреи в Полоцке. (в далёком прошлом)
Полоцкое княжество. — Полоцкая земля занимала территорию полочан и часть земель дреговичей и финских и литовских племен. Полочане жили по среднему течению Западной Двины и по Похоте и распространялись на Юге до верховьев Свислочи и Березины и по левому берегу Средней Березины; здесь они граничили с дреговичами, на Юго-Востоке — с радимичами, на Востоке— с ильменскими славянами, на Западе— с литовскими и финскими племенами.
Страна эта представляет сплошную равнину, только в южной части, к Западу и Северу от Березины, пересекаемую холмами.
Западная Двина протекает по середине Полоцкой земли, которая почти вся лежит в бассейне этой реки. Множество озер и болот составляют особенность Полоцкой земли. Леса встречаются здесь и теперь в значительном количестве; в прежнее время они покрывали, вероятно, большую часть территории.
До прихода славян страна была населена угро-финскими племенами, которые частью ассимилировались с позднейшими насельниками, частью были ими вытеснены. Славяне, занявшие Полоцкую землю, принадлежали к племени кривичей и получили название полочан, по объяснению начальной летописи, « речьки ради, яже втечеть в Двину, имянем Полота ».
Полоцкая земля делилась сначала на волости или уезды (до половины XIII в. их было 11), а позже, в литовском периоде, на княжества (Полоцкое, Витебское, Друцкое, Подберезское, Минское, Заславское, Свислоцкое и Логойское).
Древнейшие известия о Полоцкой земле крайне скудны. Известно, что в конце IX или в начале Χ в. Полоцк подчинился киевскому князю Олегу.
В самом Полоцке после Всеслава княжили Борис и Давид Всеславичи. Борьбу Всеслава с киевскими князьями продолжал минский князь Глеб, под конец взятый в плен и умерший в Киеве. В 1127 г. вел. кн. киевский Мстислав (сын Мономаха) послал на Полоцкую землю огромное ополчение, которое произвело здесь страшное опустошение. Полочане покорились, прогнали своего князя Давида Всеславича, неугодного Мстиславу, и просили у последнего в князья Рогволода Всеславича, на что Мстислав охотно согласился. Скоро, однако, Полоцкие князья вышли из повиновения киевскому князю; тогда Мстислав захватил непокорных князей и сослал их в Царьград, а в Полоцке посадил своего сына Изяслава. По смерти Мстислава киевским князьям было не до Полоцка; Полоцкие князья, возвратившись из Царьграда, вновь заняли свои земли, только Минск остался за Изяславом и освободился от Мономаховичей лишь позднее.
В Полоцке водворился Василько Святославич, внук Всеслава. Он старался жить в мире с князьями, занимавшими киевский стол; Полоцкая земля при нем стала в подчиненное положение по отношению к Киеву. В половине XII ст. идет борьба за Полоцк между Рогволодом Борисовичем и Ростиславом Глебовичем. Полочане колебались между обоими князьями, а потом взяли Всеслава Васильковича, из Витебска. При Всеславе в Полоцке заметно сильное влияние смоленских князей; Всеслав уступил им Витебск, участвовал вместе с ними в нескольких походах.
Вообще во второй половине XII и в начале XIII ст. политическое значение Полоцкой земли падает; в ее дела, кроме смоленских князей, вмешиваются князья черниговские и новгородцы. В XIII в. у полочан являются новые сильные соседи — крестоносцы и литовцы. Еще с ΧΙ в. полочане начинают подчинять своей власти ливов; к половине ХП ст. уже все земли по нижнему течению Западной Двины были в зависимости от Полоцка.
Ливы платили Полоцким князьям дань и ставили вспомогательные войска, но управлялись своими князьями и оставались язычниками. Для удержания в повиновении этих земель были основаны города Куконойс ( Современный город Кокнесе в Латвии ) и Героике ( Каражане ), которые потом превратились в особые уделы.
После учреждения в Ливонии духовно-рыцарского ордена (1202) начинаются столкновения немцев с Полоцкими князьями, особенно Куконойсом. Куконойский князь Вячко сначала подчинился ордену, но не выдержал зависимости от немцев, избил их и должен был бежать; Куконойс попал в руки епископа Ливонии. В Герцике ( современная латвийская Ерсика ) кн. Всеволод благодаря помощи литовцев держался дольше, но в конце концов и он должен был покориться; с 1239 г. Герцике также принадлежит епископу.
Когда великим князем литовским сделался Ягайло, Андрей заявил свои права на великое княжение и вступил в борьбу с Ягайлом, но не мог удержаться в Полоцке и ушел во Псков, а потом к московскому князю. Полоцк подчинился Ягайлу, который отдал его брату, Скиргайлу. Полочане скоро прогнали Скиргайла; Кейстут возвратил Полоцк Андрею, а Витебск отдал лишенному великого княжения Ягайлу. Когда Ягайло снова занял великокняжеский стол, Андрей отдался под покровительство ливонского ордена и попытался овладеть великим княжением. Попытка была неудачна: Скиргайло взял Полоцк, Андрей был сослан в Польшу. Полочане возмутились было против Скиргайла, но были усмирены.
В 1392 г. Полоцк отдался Витовту, который, по-видимому, управлял им через наместников. Что касается Витебска, то он был в зависимости от Войшелка и Герденя, управлялся князьями Константином и Михаилом, а в 80-х годах XIII столетья подчинился смоленскому князю Федору, который посадил здесь своих наместников. В начале XIV столетья в Витебске является самостоятельный князь Ярослав Васильевич, который умер в 1320 г., оставив Витебск своему зятю Ольгерду Литовскому, жившему здесь до 1345 г. По смерти Ольгерда Витебском правила вдова Ольгерда, Юлиания, потом некоторое время владел им Ягайло. На короткое время Витебск был захвачен Свидригайлом, а затем перешел к Витовту.
Со времени Витовта Полоцкая земля входит окончательно в состав литовско-русского государства. Полоцкая земля раньше других русских земель обособилась в руках потомков Изяслава Владимировича; вместе с тем в Полоцкой земле развивается вечевое начало. В борьбе с соседями князья вынуждены опираться на население, которое и приобретает влияние не только на замещение княжеского стола, но и на управление.
Вывозили из Полоцкой земли главным образом воск и меха, а ввозили хлеб, соль, металлы и сукна. Оживленная торговля велась и с русскими областями, особенно с Новгородом и Псковом.
Земледелие в Полоцкой земле вследствие неплодородия почвы было развито очень слабо; гораздо важнее было лесное хозяйство, главным образом бортничество.
В 1777 г. сделан губернским городом Полоцкой губернии
С 1796 г. Полоцк уездный город Белорусской губернии,
С 1802 г. — город Витебской губернии.
По словам современника польского короля Стефана Батория, Гейденштейна, Полоцк состоял из двух замков, верхнего и нижнего, и города Заполотья и был окружен со всех сторон глубоким рвом, высокими валами и деревянной стеною.
По сообщению графа Шереметева, в 1655 г. верхний замок был укреплен «тыном стоячим» с 9 башнями, нижний — «рублеными тарасами» с 7 башнями, посад — «надолбами».
В 1812 г. город, окруженный двойным палисадом и глубоким рвом, был отлично приспособлен к обороне.
Уже к концу 19 века следов от замков не сохранилось.
В XVI в. Полоцк был богаче Вильны (Вильнюса) и имел более 100.000 жителей;
Но уже в 1780 г. в нем было только 360 деревянных домов, 437 мещан-христиан, 478 евреев и незначительное число дворян и чиновников.
Уменьшению числа жителей и упадку города способствовали войны, многочисленные пожары, чума 1566 г., голод 1600 г. и 1741—1746 гг.
В 16-18 веках город Полоцк очень страдал от стихийных бедствий и эпидемий уносящих человеческие жизни тысячами.
В 1891 г. жителей было = 20.321: и больше всего в Полоцке жило евреев (иудеев).
Иудеи = 10.797 человек
Православные = 6.989 человек.
Католики = 1.634 человек.
Староверы = 407 человек.
Лютеране = 299 человек
Единоверцы = 204 человека
Мусульмане = 1 человек.
В 1897 году житилей составило = 20751 (9957 мжчин и 10794 жнщ.).
Из церквей в Полоцке 1898 год :
УЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПОЛОЦКА 1898 ГОДА:
Так же в Полоцке в 1898 году были:
Больница.
Три библиотеки.
Две типографии.
В 1891 г. в городе было:
Каменных домов = 126,
Деревянных домов = 1.328.
По берегам Западной Двины появляются девонские пласты, состоящие исключительно из доломитов и прикрытые песком и красной глиной, которая достигает громадного развития, образуя во многих местах высокие берега. Почва уезда преимущественно песчано-глинистая, местами иловатая и болотистая. Полоцкий уезд орошается системою реки Западной Двины.
Средний урожай хлебов за 10 лет (1880—90) сам-4,4 ржи, сам-4,1 пшеницы озимой, сам-3,7 яровой, сам-6 овса, картофеля сам-32.
Сады помещичьи и крестьянские, за немногими исключениями, не имеют промышленного характера.
В 1896 г. в уезде числилось у частных владельцев : лошадей 5461, рогатого скота 11824 голов., овец 9141, свиней 8832, коз 254;
у крестьян лошадей 17026, рогатого скота 26671 гол., овец 31783, свиней 19508, коз 648.
Торговых и промышленных заведений 244.
В Полоцком уезде вокруг города Полоцка имелось : 3 местечка, 1.866 селений.
В 1896 г. из землевладельцев было
Католиков = 247
Православных =183,
Староверов = 104,
Лютеран = 30
Иудеев = 3
В Полоцком уезде жило 4.000 католиков по национальности белоруссов, остальные белоруссы были православные.
Россиян в уезде жило = до 3.000 чел,
Поляков = до 3.000 чел,
Латышей = до 500 чел.
В 1896 г.
Сельских училищ ведомства министерства народного просвещения было 20,
Церковно-приходских школ и школ грамоты 35;
Несколько иудейских хедеров.
Аптека находилась в местечке Сиротино.
Сельских лечебниц имелось две.
Почтово-телеграфные учреждения в селениях Ловше и Куриловщине.
Православных церквей в Полоцком уезде = 18.
Католических прихода = 2.
Иудейских синагог и молитвенных школ (не считая города и местечек) = 5.
Крестьянских мирских сборов в 1896 г. было обязательных 26.066 руб. и необязательных (на школы, церкви и т. п.) 10.299 руб.
При посредстве крестьянского банка 71 домохозяином было приобретено 659 дес. земли за 32857 р., при чем уплачено наличными деньгами 11077 р.
Вскоре евреи опять встречаются в Полоцке; подтвердительная грамота на магдебургское право 1580 г., между прочим, установила, что евреи не вправе заниматься в Полоцке торговлей, строить и покупать там дома. Эта грамота была подтверждена в 1591 г. королем Польши Сигизмундом III, и еврейское население, таким образом, было вынуждено ютиться на шести свободных плацах, не принадлежавших городу.
В 1654 г. казаки, подступая к укрепленному городу, уничтожили еврейское население.
Когда прошли годы военных смут, в Полоцке опять образовалось еврейское поселение. Мещане-христиане отправили в 1681 г. послов на сейм в Варшаву, которые жаловались на то, что евреи в последнее время накупили много городских участков, но по-прежнему не платят никаких повинностей ; король Ян III приказал евреям впредь вносить налоги наравне с другими мещанами и вместе с тем запретил им приобретать городские плацы, особенно на рынке.
Правовые ограничения, войны, чума, неоднократный голод (1741—1746) — все это препятствовало развитию еврейской общины.
В 1765 г. в Полоцке жили 1.003 еврея, а во всем Полоцком воеводстве — 6.689 евреев.
По окладным книгам 1787 г. в Полоцке и его уезде:
христиан-купцов = 126;
евреев-купцов = 159;
христиан-мещан = 518;
евреев-мещан = 996.
В Полоцке имеются (в 1910 году.): казенное одноклассное мужское еврейское училище с ремесленным отделением и талмуд-тора.
В 1837 г. полоцким купцам и мещанам христианского исповедания были предоставлены различные льготы, которые не были распространены на евреев.
Из деятелей хасидского движения в Полоцке отметим выдающегося талмудиста раввина Натана, бывшего раввином в Полоцке, раввина Илию Иосифа из Дрибина, бывшего некоторое время раввином в Полоцке, раввина Шнеура Залмана Фрадкина — крупного талмудиста, автора респонсов «Торат Хесед».
Из талмудистов Полоцка упомянем раввина Элеазара Баркана, автора сборника респонсов «Мишнат де Рабби Элиезер», и раввина Залмана Пинскера, бывшего затем духовным раввином в Херсоне.
В то же время, с конца 19 в. Полоцк, где находились несколько православных монастырей и кадетский корпус, превратился в своеобразный центр антисемитизма. В октябре 1905 г. в городе произошел погром; попытка организовать еврейскую самооборону была пресечена властями.
С установлением в Полоцке советской власти (1918) еврейские общинные учреждения были взяты под контроль и постепенно упразднены. В результате выезда большого числа евреев в другие районы страны (главным образом в крупные промышленные центры), а также в США и Израиль, еврейское население города сократилось к 1926 г. до 8.186 человек (32% всего населения).
С захватом Полоцка немецкими войсками (16 июля 1941 г.) в городе и его окрестностях начались массовые расстрелы евреев. В декабре 1941 г. около восьми тысяч евреев из Полоцка и близлежащих местечек были согнаны на территорию кирпичного завода на окраине города и вскоре уничтожены.