полноценный навык чтения характеризуют
Полноценный навык чтения характеризуют
2. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.
3. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.
4. Нравственное, эстетическое и трудовое воспитание школьников.
5. Развитие речи (главным образом, устной) и мышления.
6. Формирование элементов литературоведческих представлений.
Каждая из задач имеет свои конкретные пути реализации, но решается во взаимосвязи с остальными в процессе всей работы на уроках чтения и во внеклассной работе по предмету. На одной из указанных задач остановимся особо (остальные рассматриваются в дальнейшем в связи с другими вопросами).
Качества полноценного навыка чтения и пути их совершенствования
Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение — один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.
Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для идейно-политического, умственного эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
В разделе «Обучение грамоте» рассматривался процесс овладения первоклассниками техникой чтения. К концу букварного периода у учащихся, как уже отмечалось выше, вырабатывается навык послогового чтения с переходом на чтение целыми словами.
Как совершенствуется навык чтения в дальнейшем? Какие условия обучения в наибольшей степени способствуют этому?
Организуя работу над развитием навыка чтения, учитель исходит из сущности навыка чтения (его природы), а также из задач, которые поставлены перед уроками классного чтения. Согласно исследованиям советского психолога Т. Г. Егорова, проведенным в 50-е годы, чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит свое выражение в движении глаз и в речезвукодвигательных процессах», другая — «в движении мыслей, чувств и намерений читающего, вызванных содержанием читаемого» Иначе говоря, чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого. По мере овладения учащимися процессом чтения, происходит все большее сближение, все более тонкое взаимодействие между указанными компонентами (между восприятием и произнесением,; с одной стороны, и осмысливанием — с другой). «Конечной задачей развития навыка чтения,— пишет Т. Г. Егоров,— является, таким образом, достижение того синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца. Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее». Из только что приведенного положения нетрудно заметить, что Т. Г. Егоровым термин «чтение» употребляется в разных значениях: в более узком — формирование навыка чтения отождествляется с овладением техникой чтения (переводом графической формы слова в звуковую), в широком смысле — «чтение» трактуется как «техника чтения» плюс понимание прочитанного (имеется в виду понимание значения не только отдельных слов, но и предложений, связных текстов). Такое двоякое значение термина «чтение» характерно в целом для психолого-методической литературы. В дальнейшем в данном разделе пособия термин «чтение» употребляется во втором значении и чтение рассматривается как вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: а) восприятие графической формы слова, б) перевод ее в звуковую, т. е. произнесение слова по слогам или целиком в зависимости от уровня овладения техникой чтения и в) понимание прочитанного (слова — словосочетания — предложения — текста).
Полноценный навык чтения характеризуют
Вопросы к теме
1.Психологическая характеристика процесса чтения и навыка чтения.
2.Методика работы над правильностью чтения.
3.Формирование беглости чтения.
4.Методика работы над сознательностью чтения.
5.Формирование умений выразительного чтения
Ключевые слова темы
Чтение, навык чтения, техника чтения, этапы формирования навыка чтения, правильность, беглость, фиксация, поле чтения, сознательность, выразительность, интонация, задача чтения, смысловое чтение
Методические приемы, обеспечивающие овладение
выразительным чтением
а) Орфоэпическая работа
Всякое нарушение норм орфоэпии: 1) мешает восприятию художественного произведения; 2) нарушает благозвучие художественного произведения; 3) ослабляет эстетическое воздействие художественного произведения на слушателей.
С целью предупреждения орфоэпических ошибок учитель показывает, как правильно произносить те или иные слова из текста (это можно делать в процессе словарной работы перед чтением текста, а также по ходу перечитывания текста). Существуют следующие группы орфоэпических ошибок:
1 группа — дети читают слова так, как они написаны (в этих словах есть расхождение написания и произношения).
2 группа — ошибки просторечного характера: колидор, транвай, пондравился, сем, каталася, собралися, чтоба, сколька, стихворение, хочут.
3 группа — ошибки диалектного происхождения: ещё [ишо], жен[ч’]ина, к[о]нава.
б) Образец чтения.
Образцом для учащихся является прежде всего речь самого учителя. Каждое высказывание учителя должно быть выразительным. Учитель должен тщательно готовиться к выразительному чтению художественного произведения. Не нужно добиваться слепого подражания, главное, чтобы школьники при чтении выражали собственное отношение к тому, о чем рассказывает автор. С этой целью учителю нужно иногда обсуждать свое чтение с учащихся. Неправильно поступают учителя, которые после своего прочтения говорят «Вот как надо читать» и никакой другой работы над выразительным чтением не ведут.
Как образец может быть использована фонохрестоматия — исполнение литературного произведения мастерами художественного слова. Необходимо анализировать приемы исполнения художественного произведения артистом:
— чем вам понравилось чтение?
— почему артист сделал значительную паузу после слов.
— почему артист выделил голосом слова.
— почему меняется темп чтения и т. д.
Обращение к образцам чтения становится эффективным только в сочетании с другими приемами.
в) Составление разметки, партитуры текста (т. е. графического плана).
В тексте художественного произведения проставляются паузы, логические ударения, определяется темп, ритм, громкость чтения (см. пример на стр. ). Вначале партитура делается с голоса учителя, потом составляется коллективно, и, наконец, самостоятельно. Для этого можно использовать не все стихотворное или прозаическое произведение, а только отрывок.
г) Упражнения в чтении с последующим анализом.
Они проводятся под контролем учителя и класса и обязательно должны сопровождаться обсуждением чтения:
— соблюдал ли он при чтении все знаки разметки?
— чем вам понравилось его чтение?
— какие замечания хотите сделать?
— удалось ли передать при чтении нужное настроение?
— почувствовали ли вы его отношение к героям?
Обязательно нужно привлекать детей к оцениванию чтения стихотворений наизусть — это один из способов коллективной оценки.
д) Сравнительный анализ нескольких (обычно двух) различных вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.
Стихотворение С.Есенина «Береза» учитель прочитывает вначале плавно, чуть замедленно, а потом быстро, четко, громко. В результате дети делают вывод, какое чтение лучше. Или учитель читает стихотворение с соблюдением ритмических пауз и без них. Дети делают вывод, что во втором случае стихотворение звучит нескладно. Учитель предлагает учащимся прочитать часть текста вначале громко, а потом тихо. Выбирается подходящий к содержанию вариант чтения.
Итак, при обучении выразительному чтению ведущим является:
— понимание всех сторон художественного произведения;
— понимание авторского отношения к событиям и героям;
— наличие собственного отношения к прочитанному;
— чтение художественного произведения с намерением воздействовать на слушателей.
Вопросы и задания к теме
1.Раскройте следующие понятия: чтение, процесс чтения, навык чтения, этапы становления навыка чтения.
2.Назовите типичные ошибки при чтении и их причины.
3.Что влияет на беглость чтения? Как ее формировать?
4.Что означает термин «сознательность» чтения? Перечислите приемы формирования этого качества.
5.Какие умения необходимо формировать для развития выразительности чтения? Какие приемы можно использовать для этого?
6.Как взаимосвязаны разные качества полноценного навыка чтения?
7.Прокомментируйте назначение следующих заданий из учебника О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы — 2 кл.»
Задание № 1. Читай внимательно:
уголки — угольки
катали — скатали
сесть — съесть
кружится — крутится
Задание № 2. Читай целыми словами:
бой — разбой — разбойник — разбойничал
пас — пасет — пастух
мчал — мчался — помчался
Задание № 3. Прочитай сначала плавно, по слогам, потом слитно:
са-мо-ле-ты → самолеты
объ-яс-нить → объяснить
от-ды-ха-ли → отдыхали
Задание № 4. Найди ошибки и прочитай правильно:
ОНИ ПОДБЕЖАЛИ НА КУХНЮ И СТАЛИ ТЫКАТЬ КОЧЕРГОЙ ПОД РЕЧКУ.
Задание № 5. Читай правильно:
Драться, прятаться, выбраться, конечно, несчастье, на лестнице.
8.Составьте памятку для учащихся «Как подготовиться прочитать текст выразительно?»
9.Составьте итоговую таблицу «Выработка качества полноценного навыка чтения»:
Доклад «Качество навыка полноценного чтения и пути его формирования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комитет по образованию
муниципальное автономное школа №50 г. Улан-Удэ»
670047, г.Улан-Удэ, ул.Раздольная, 15, тел: 41-99-23
Качества навыка полноценного чтения
и пути его формирования
Учитель начальных классов
Без чтения нет настоящего
образования, нет и не может
быть ни вкуса, ни слога, ни
многосторонней шири понимания.
Чтением человек переживает
века… Чтение газет и журналов
хорошо, но я говорю о книгах,
о нескольких книгах, без которых
не есть полный человек.
«Чтение делает человека знающим…», – эти слова Фрэнсиса Бэкона отражают существо проблем, связанных с чтением. Чтение и проблемы, с ним связанные, нашли отражение в следующих документах: «Национальная программа поддержки и развития чтения» (2007-2020 гг.)», федеральный государственный образовательный стандарт.
Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет:
— повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях;
Многие учителя и родителя недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения.
Почему некоторые обучающиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух несовершенно, невыразительно?
Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое задание или правило при неоднократном чтении затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте?
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки литературного чтения становятся для них скучными?
Сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Существует ряд причин, в том числе и социальных. Однако, главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Основные задачи обучения чтению
1. Совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.
3. Расширение и углубление знаний об окружающем мире. Формирование мировоззрения.
4. Формирование личностных качеств ребенка.
5. Развитие речи и мышления.
6. Формирование литературоведческих представлений.
Начинается чтение со зрительного опознания графических элементов текста, т.е. букв, их сочетаний, слов и т.д. первый шаг на пути к овладению техникой чтения должен быть направлен на запоминание обучающимися букв, своеобразия их начертаний, конфигураций, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуками, которые она призвана передавать на письме, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, обозначающих письменное слово. Одновременно дети усваивают и умение, опознавая и декорируя (расшифровывая) буквы, воспроизводить по ним звуковую форму слова. Однако, для осуществления чтения даже на этом первоначальном этапе от ребенка требуется понимание значения каждого слова, смысловой связи между словами и мыслью, выраженной в предложении.
Последующие этапы обучения знаменуют собой восхождение на более высокую ступень овладения чтением, когда появляются умения постигать подтекст произведения, вести мысленный диалог с авторами, ощущать красоту языка, совершенство композиции произведения и т.д.
Термин «чтение» употребляется в разных значениях: в узком смысле- это формирование навыка чтения, в широком – техника чтения плюс понимание прочитанного. Рассмотрим термин «чтение» в во втором значении: чтение как вид речевой деятельности, в которой во взаимосвязи выступают следующие компоненты:
Восприятие графической формы слова;
Перевод ее в звуковую форму;
В период обучения грамоте первоклассники овладевают техникой чтения, т.е. вырабатывается навык послогового чтения с переходом на чтение целыми словами.
Процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон: смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы.
Техническая сторона чтения под средством многократных и систематических упражнений может за сравнительно непродолжительное время подняться до значительных высот и даже достичь «потолка», т.е. существующих физических пределов (это скорость 140-180 слов в минуту для чтения вслух и 160-180 слов в минуту для молчаливого чтения). Смысловая же сторона чтения не имеет ограничений в уровнях развития, не знает пределов для совершенствования и углубления. Даже читаемый текст оказывается знакомым и читается повторно, то мотив и целевая установка подобного чтения будут связаны с нахождением в данном тексте каких-то незамеченных ранее элементов, деталей, ситуаций, поворотов мысли и т.п.
Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования.
Выделяются три этапа формирования навыка:
Аналитический – период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.
Синтетический – чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие и его произнесение почти совпадает с осознанием значения. На синтетическое чтение обучающиеся переходят в 3-4 классах.
В последующие годы чтение все более автоматизируется. Это означает, что самостоятельная работа процесс чтения все менее осознается обучающимися и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств и т.д.
В методике отмечается четыре стороны навыка чтения:
Правильность – это чтение без искажений: правильно передается слогобуквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.
2 класс- 50-60 слов в минуту
3 класс- 70- 80 сл./мин. Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
4 класс- 100-120 сл./мин. Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.
Сознательност ь – обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных текстов – средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
Необходимо опираться на развитие важнейших психических процессов: память, внимание, восприятие, мышление.
Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока – урока литературного чтения, но и как одну из задач других уроков.
Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у обучающихся положительную мотивацию, интерес к чтению вообще.
Выделяются пять этапов развития техники чтения.
I – начальный (0-10 слов в минуту)
III – совершенствование внимания и расширения «поля чтения» (50-80 слов в минуту)
IV уверенное чтение адаптированных текстов (80-120 слов в минуту)
V – беглое чтение любых текстов ( более 120 слов в минуту)
При этом можно проводить следующие упражнения:
Аудирование, прослушивание чтения учителя.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых обучающихся.
Пересказ с опорой на текст приучает ученика к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения «поля чтения»
Многократность прочтения можно организовать в таком порядке:
1 – ый раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов
2- ой раз – повторное чтение без учителя;
3- ий раз – плавное слитное чтение слов
4-ый раз – чтение в темпе разговорной речи (как бы это сказали друг другу)
5-7 – й раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом значимом слове;
8-10- й разы- темп чтения доводится до скороговорки.
Убыстрение темпа чтения
Переход на незнакомый текст
Чтение с отрывом взгляда от текста
Для каждого этапа развития техники характерна своя скорость чтения и система упражнений.
Порядок проведения упражнений
III Совершенствование внимания и расширения «поля чтения»
Упражнения для развития широты «поля зрения»
Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширять поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.
1. На решение этой задачи направлено упражнение «Пирамида».
Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.
Психологи убедительно доказали, что размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре.
Качества полноценного навыка чтения
1. Общее понятие о навыке чтения.
2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
3. Новые подходы к формированию навыка чтения
4. Проверка навыка чтения у младших школьников
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991 – 160с.
4. Зайцев В.Н. Резервы бучения чтению. М.: Просвещение, 1990.
7. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать //Начальная школа – 1990-№4-с.59
8. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: изд-во «Академия», 2000 – 472с
1. Общее понятие о навыке чтения.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации, один из каналов всестороннего воздействия на школьника. Как особый вид деятельности чтение представляет большие возможности для умственного, эстетического, речевого развития ребенка. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
Навык чтения складывается в целом из двух сторон:
1.Смысловой – понимание, уразумение содержания и смысла читаемого.
2.Технической – способом, правильностью и выразительностью чтения.
Ведущее место в «навыке чтения» принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения подчинено все той же смысловой стороне.
Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения обуславливает непрестанное совершенствование всех других компонентов. Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности и многого другого.
Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.
Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения. Чтение целыми словами и группами слов является самым продуктивным.
Существуют несколько типов чтения.
Механическое чтение – это самый простой вид чтения, при котором ребенок правильно воспроизводит слова и фразы, но смысл прочитанного не доходит до сознания ребенка, он остается равнодушен к прочитанному, ему трудно воспроизвести то, что только что прочитал, ответить на вопросы по прочитанному тексту.
Информативное чтение – чтение для получения какой-либо информации, например, короткого пояснения, вывески над магазином, указателя и т.д.
Чтение – общение. В процессе этого вида чтения сам «говорящий» всегда отсутствует, хотя именно он-то и выступает как субъект общения. Второй субъект общения – тот, кто, читая, слушает и должен услышать говорящего. Чтение-общение для читателя – это всегда процесс, во-первых, творческий: читатель вступает в общение с книгой и тогда непременно творит. Во-вторых, чтение-общение – процесс для читателя-слушателя спонтанный, т.е. самопроизвольный.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Известный психолог Т.Г.Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» рассматривал чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: 1) восприятия буквенных знаков, 2) озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и 3) осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г.Егоров термин «чтение» употребляет в разных значениях: в узком – формирование навыка чтения отождествляется с овладением техникой чтения, в широком – «чтение» трактуется как «техника чтения» плюс понимание прочитанного. Таким образом, технику чтения он не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.
2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
| |
|
С учетом условий, обеспечивающих процесс чтения, и психологических особенностей детей младшего школьного возраста можно выделить восемь этапов формирования беглости чтения в начальной школе:
1. Начальный этап (период обучения грамоте).
2. Этап развития кратковременной памяти.
3. Этап развития внимания.
4. Развитие угла зрения.
5. Переход на чтение «про себя».
6. Развитие умения антиципации.
7. Этап отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов.
8.Этап формирования динамического чтения (см. рис.1).
Т.Г. Егоров выделяет три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог. Таким образом, аналитический этап характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей и особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована система исправления допущенных при чтении ошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
Навык чтения на начальной и конечной ступени отличается. Показателем развитого навыка чтения является темп чтения. Успешное осуществление всех требований программы возможно лишь при наличии у учащихся достаточно прочного навыка чтения. В букварный период дети обучаются чтению вслух и лишь во 2 полугодии учащиеся приобретают навык чтения «про себя», который окончательно формируется лишь в 3 классу. Только обладая обоими видами чтения: про себя и вслух, учащегося можно считать грамотным читателем. Методика рекомендует уже с 1 класса вводить чтение про себя, постепенно повышая его удельный вес. Во 2 полугодии 1 класса для чтения про себя даются уже прочитанные вслух произведения. Детям предлагается при чтении выбрать предложение к картинке, найти ответ на вопрос, указать слова персонажей сказки и т. д. Во 2 классе дети читают про себя новые произведения после подготовительной работы. При этом дети получают задания, требующие сознательности чтения: обдумать картинку к тексту, распределить данные учителем заголовки по частям произведения, приготовиться к выборочному пересказу, сделать выписки из текста и т. д. В 3 классе чтение про себя занимает значительное место на уроке как при первичном знакомстве с новым произведением, так и при выполнении различных заданий к знакомому тексту.
Чтение про себя должно контролироваться взрослым. В 1-2 классах контроль осуществляется путем устного опроса с помощью пересказа, выборочного чтения. Постепенно вводятся более сложные задания: составление плана, подготовка к выразительному чтению и т.д.
3. Новые подходы к формированию навыка чтения.
За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе (В.Н.Зайцев, М.И.Оморокова, А.М.Кушнир, И.Т.Федоренко и др.).
Большой интерес вызывает теория обучения чтению А.М. Кушнира. Согласно этой теории, умение читать осваивается детьми в процессе деятельности по познанию окружающего мира, в процессе коллективного и активного слушания и обсуждения различных художественных произведений. Использование технологии обучения чтению, разработанной А.М. Кушниром, дает положительные результаты. Причины такого успеха «лежат» в следующих психологических закономерностях:
1. Ученические классы формируются по гетерогенному принципу, как по уровню предварительной подготовленности детей к школьному обучению, так и по уровню общего психического и умственного развития.
2. Процесс образования строится так, чтобы каждый ребенок мог принимать активное участие в этом процессе, независимо от своих личностных особенностей и природных задатков.
3. Содержание образования и процесс его осуществления направлены на овладение детьми нравственными ценностями и на формирование у них гуманной, нравственной позиции в познании и осмыслении окружающего мира.
4. Процесс образования строится так, что осознаваемой детьми целью учения является значимая и понятная им цель в соответствии с их природными и развивающимися потребностями. Тем самым процесс образования строится на доминировании внутренней мотивации деятельности учащихся. Внешние мотивы оценки, престижа, благополучия используются лишь как вспомогательные.
5. Овладение детьми основными учебными навыками чтения, письма происходит в процессе интересной и понятной для детей деятельности. Поскольку овладение этими навыками происходит через подсознание, это обеспечивает возникновение у каждого ребенка явления гипермнезии (сверхзапоминания). Быстрое и качественное овладение детьми основными учебными навыками ведет за собой общее психическое и умственное развитие детей. Это приводит к коррекции и компенсации у слабо подготовленных и недостаточно развитых детей их недостатков и пробелов в развитии, а у детей, обладающих хорошими природными задатками, будет развивать их и превращать в высокие способности.
6. Овладение умениями и навыками, их совершенствование происходит в процессе личного детского творчества – литературного (сочинение стихов, рассказов, сказок), художественного (рисование и лепка воображаемых объектов и сюжетов на основе прочитанного текста или на определенную тему). Тем самым достигается не только овладение и совершенствование основных учебных навыков, но и эстетическое развитие детей.
7. Используется принципиально иная, нежели в других системах обучения, психофизиологическая модель чтения. Это не автоматизация аналитико-синтетических процессов по соединению слогов и слов в связанный смысл, а расширение словаря «мгновенно узнаваемых (соответственно и понимаемых) слов». В развитой форме это чтение образами, а не чтение по слогам.
На уроке чтения (по методике А.М.Кушнира) используются различные упражнения, направленные на:
— формирование правильности, безошибочности восприятия чтения;
— расширения оперативного поля чтения;
— развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;
— развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
— преодоление трудностей прочтения и понимания в разных условиях восприятия текста.
Назовем некоторые упражнения из каждой группы:
üАртикуляционная гимнастика (Чтение шепотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно.)
üИгры на звукоподражание, игры со словами «Дочитай слово», «Слог потерялся».
ü Работа с поговорками, пословицами, скороговорками, загадками, считалками.
üУпражнение «Найди лишнее слово»
üЧтение текстов с пропущенными словами
üЧтение с закладкой
Эффективность обучения чтению обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики личности, отказ от формирования, развития, тренировки каких бы то ни было отдельных процессов и функций, позволяя реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.
1) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ним небольшие по объему упражнения;
2) жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью;
3) ежеурочные пятиминутки чтения;
4) хорошие результаты дает чтение перед сном;
5) если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки и после этого отдыхает.
7) три типа упражнений, заимствованные из системы И.Т. Федоренко и М.Т. Пальченко:
— чтение в темпе скороговорки;
— выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но в полголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочитывания окончания слов.
8) приемы стимулирования учащихся. Например: в конце урока чтения учитель оставляет 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Дети в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат чтения в дневнике. Эта работа производится каждый день. Результаты свидетельствует об увеличении скорости чтения, это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.
М.И. Оморокова для формирования навыка осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом предлагает использовать рабочие тетради на печатной основе и карточки. Для совершенствования навыка чтения она предлагает следующие упражнения:
1. Развитие четкости произношения (работа с поговорками, пословицами, чистоговорками, скороговорками, упражнения в четком чтении абзаца, строфы, упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных).
2. Развитие внимания к слову и его частям как предпосылка правильного чтения (чтение слов с общим корнем, с разным корнем, установочное чтение).
3. Развитие оперативного поля чтения и памяти (чтение «пирамидок» слов, упражнения на проверку зрительной памяти).
4. Развитие гибкости и скорости чтения вслух и молча ( упражнения «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир», «Молния», «Циферблат»).
5. Развитие антиципации (антиципация частей поговорок, частей диалога, таблица комбинаций согласных, тренировочное средство «Решетка»).
6. Упражнения, направленные на развитие выразительности чтения (указание на особенности чтения произведения данного жанра, объяснение тона, темпа, чтения в зависимости от содержания текста).
4. Проверка навыка чтения у младших школьников
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Формирование навыка чтения не заканчивается в начальной школе. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения от 60 слов в минуту при способе чтения вслух целыми словами. Владение синтетическим чтением на уровне 90 слов в минуту вслух обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, т. е. знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.
Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале учебного года (10— 15 сентября); в конце первого полугодия (20—25 декабря); в конце учебного года (10—15 мая). Эти три точки отсчета дадут возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения.
В помощь учителю предлагается пособие «300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению для начальной школы» (авторы Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева). Материал распределен по классам, причем в каждом классе тексты объединены в три группы.
В 1 классе сначала предлагаются тексты, которые в своем большинстве состоят из слов с открытыми слогами (У реки были норы. и т. д.). Затем ученики осваивают тексты, в которых преобладают слова со стечением согласных (Пришла весна; Сел дед пить чай и т. д.). В заключение даются тексты, в которые входят слова, состоящих из трех и более слогов.
Для проверки навыка чтения за первое полугодие и в конце учебного года учитель выбирает тот или иной текст в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Для проверки сформированности навыка чтения во 2—4 классах также предлагается несколько вариантов текстов. По усмотрению учителя проверка может быть осуществлена на основе одного или нескольких текстов.
В начальной школе предусматривается овладение и таким видом чтения, как чтение про себя.
Соотношение чтения вслух и про себя на уроке.
На уроке в 1 классе чтениевслух занимает 90% урока, чтение шепотом – на 10% (по времени) больше
В 4 классе чтение вслух занимает 30% урока, чтение про себя – 70%
Чтение вслух предназначено для слушающего. Чтение же про себя подразумевает не только переработку информации читающим, но и интенсификацию процессов понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Скорость чтения про себя должна превышать результаты при чтении вслух на 20—40 слов, иначе навык этого вида чтения можно считать несформировавшимся. Осуществлять же целенаправленный контроль за формированием навыка чтения про себя целесообразно со 2 класса. Тексты при этом лучше давать объемные, интересные по содержанию, яркие по использованию языковых средств, не очень известные детям. Методика проверки техники чтения про себя аналогична проверке чтения вслух. По окончании чтения важно выявить степень осознанности учащимися смысла прочитанного.
Стихотворные классические произведения можно использовать в работе по формированию и совершенствованию у детей навыка чтения, обращая внимание на соблюдение ритма, интонации, пауз, эмоциональную окраску, образность. Остановимся подробнее на таких важных аспектах навыка чтения, как осознанность, способ, правильность, темп, выразительность. Именно их учитель должен постоянно держать под контролем.
При проверке осознанности чтения следует обращать внимание на понимание содержания текста в целом, значения отдельных слов и словосочетаний, предложений.
Учитель может воспользоваться вопросами и заданиями, которые даются в конце текста, или предложить свои типа: «О чем этот текст?», «Назови главных действующих лиц», «Что тебе особенно запомнилось?». Однако количество их не должно быть слишком большим.
Одной из сторон навыка чтения у младших школьников является способ чтения, который определен программой на каждый период обучения. Самым продуктивным способом чтения является чтение целыми словами — именно так должны читать ученики 3—4 классов. Многократное чтение учащимися текста на уроках создаст условия для совершенствования навыка, обеспечения разнообразной деятельности детей с текстом. Две трети урока должны отводиться разнообразным видам чтения учащихся вслух (выборочное, хоровое, по ролям, цепочкой), а также чтению про себя — глазами, «просмотровому» — беглому чтению. «Просмотровое», беглое чтение целесообразно использовать перед устными формами работы с текстом (пересказ, составление плана, озаглавливание текста и т. д.). Необходимо, чтобы каждый ученик прочитывал текст на уроке не менее двух раз.
Именно от способа чтения зависит темп чтения. Он различный у детей, читающих по слогам, и у детей, читающих целыми словами. При подведении итогов чтения учителю следует руководствоваться нормами скорости чтения, которые предусмотрены программой.
Примерные нормативы темпа чтения в начальной школе
(количество слов в минуту)
Класс | 1 полугодие | 11 полугодие |
Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами | 20-25 | |
25-35 | 40-50 | |
50-60 | 60-70 | |
70-80 | 80-90 |
На все ошибки, допущенные ребенком при чтении, учитель указывает лишь после окончания чтения (если они не ведут к сильному искажению смысла прочитанного).
При оценке выразительности чтения следует учитывать четкость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию, правильность чтения диалогов. Выразительное чтение рассматривается как высший тип чтения. Формировать его, как показывает практика, помогают вопросы и задания следующего типа (их учитель предлагает детям на текущих, ежедневных уроках):
а) какие строки в тексте (отрывке) ты будешь читать громко, радостно, какие спокойно, медленно, с грустинкой, почему;
б) научись читать так, словно ты приветствуешь героя;
в) читай так, чтобы слушатели поняли, каким был каждый из героев; читай спокойно, не спеша;
г) научись читать отрывок целыми словами; выдели голосом предложения, в которых заключена основная мысль рассказа (басни, стихотворения);
д) выбери слова, которые подходят в большей степени для чтения русских народных песен (колыбельных, хороводных, о животных): быстро, мелодично; спокойно, торжественно, напевно, ритмично, громко, тихо, вполголоса и т. д.
При изучении курса «Литературное чтение» (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.) проверяется следующее:
-навык осознанного чтения в определенном темпе вслух и про себя;
-умение выразительно читать и пересказывать;
—умение учить наизусть стихотворение и прозаическое произведение;
— умение ориентироваться в книге;
— знать литературные произведения, их жанры, жанровые особенности, знание имен детских писателей и поэтов, их жанровых приоритетов.
1 класс. Проверяем сформированность слогового способа чтения с переходом к целым словам. Хороший чтец к концу 1 класса читает 30-50 слов, средний – 25-30 слов. Ученик должен осознавать общий смысл текста, понять отдельные слова и выражения. Про себя дети читают на 5-10 слов больше (шепотное чтение)
2 класс. Проверяем сформированность чтения целыми словами и словосочетаниями. Осознавать смысл читаемого при скорости 60-70/55-60 слов. Проверяем чтение с элементами выразительности. Ребенок должен правильно делать паузы, с помощью интонации передавать настроение и особенности характера героя.
3 класс. Читать словами и синтагмами. Темп 80-90/65-75. Про себя может читать 120 слов. Проверяем выразительность чтения подготовленного текста, прозы и стихотворения. Обращаем внимание на умение использовать паузы, ставить логические ударения, подчеркивать при чтении интонационный рисунок. Смотрим, насколько ребенок может осмысливать текст при темпе 80-90 слов (вслух), 115-120 слов (про себя). Смотрим выразительность чтения по книге и наизусть, как подготовленного, так и неподготовленного текста. Ученик должен уметь самостоятельно подбирать элементарные средства выразительности в зависимости от характера произведения.
В помощь учителю предлагаются таблицы для проверок навыка чтения. Ими желательно пользоваться на протяжении всего обучения в начальной школе. После каждой проверки делается сводная таблица по классу:
Понимают прочитанное | ||
Способ чтения | ||
Читают по слогам | Читают по слогам и целыми словами | Читают целыми словами |
Правильность чтения | ||
Читают без ошибок | Допустили ошибки | |
Темп чтения | ||
Ниже нормы | Норма | Выше нормы |
Выразительность чтения Прочитали выразительно |
Проверяется навык чтения индивидуально у каждого ребенка. При проверке нежелательно пользоваться секундомером, лучше иметь часы с секундной стрелкой. Учитель фиксирует время незаметно от ученика, и отсчет его ведет с начала процесса чтения (многие ученики имеют привычку готовиться к чтению, ищут первую строку, концентрируют внимание и т. д.). Слабых учеников необходимо подбадривать, вселять в них уверенность, после окончания чтения сначала отмечать положительные стороны, а затем в доброжелательной форме указывать на недостатки. Особого внимания требуют дети, имеющие психофизиологические недостатки: заикание, пониженный процент зрения, чрезмерную медлительность и т. д. При подведении итогов чтения это учитывается. Контроль чтения у таких детей можно осуществлять на уроке.
Проверка навыка чтения проходит на незнакомых детям текстах, образцовых по языку. Они представлены в виде самостоятельных произведений и логически законченных отрывков. Объем текстов рассчитан на одну-две минуты чтения.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки навыка чтения.
-искажение читаемых слов (замена окончания, перестановка слогов или звуков, пропуск или добавление букв, слогов, слов);
-неправильная постановка ударения;
-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
— неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-монотонное чтение, отсутствие средств выразительности.
-не более двух неправильных ударений;
— отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-неточность при формулировке основной мысли произведения;
-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Контроль навыка чтения бывает текущим и итоговым. Текущий контроль проводится на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ, выразительное чтение наизусть или с места. Возможны небольшие письменные работы (5-10 минут), ответы на вопросы, описание героя, событий, самостоятельная работа с книгой (с иллюстрацией, оглавлением), умение найти ошибку при работе с текстом.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме на уроке обобщения, после изучения раздела. Учитель выясняет:
— поняли ли дети содержание произведения, соотносят ли его с названием раздела,
— проверить, запомнили ли дети фамилии авторов и названия произведений, прочитанных в это разделе,
— помнят ли они основных действующих лиц, запомнили ли яркие фразы, передающие смысл произведения, из каких произведений они.
Тесты и задания к лекции №3.
Качества полноценного навыка чтения.
1. Выбери более точное определение навыка чтения.
Б) Навык чтения – автоматизированные действия, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений.
11. Термином техника чтения обозначаются следующие компоненты процесса чтения: А) восприятие, Б) воспроизведение, В) произнесение, Г) понимание, Д) слушание.
111. В методической науке выделяют следующие этапы формирования навыка чтения: А) аналитический, Б) аналитико-синтетический, В) синтетический, Г) этап воспроизведения, Д) этап автоматизации
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 401 ; Нарушение авторских прав