полномочия вече в древней руси

Вече Древней Руси – что это?

Новгородское княжество в истории прославилось особым путём своего развития, уникальной формой правления, показавшей довольно раннее стремление к демократии. Примечательно, что ничего подобного в тот же период, по крайней мере, в таких же масштабах, не наблюдается в других соседних крупных княжествах. Нигде народное собрание не стало высшим органом власти с такими полномочиями, которым обладало вече новгородское, причём на протяжении длительного времени, фактически, с XI века по XV. Но перед тем, как перейти к полномочиям собрания, следует подробнее остановиться на предпосылках.

Особое положение Новгородского княжества

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Всей полнотой власти, по факту, в княжестве, несмотря на его название, обладал народ. И именно его уникальное положение определяло новгородское вече, в котором могли участвовать все свободные мужчины. А большинство из них не привыкли жить полуголодно, забито. Княжество очень активно торговало: уже то, что среди его партнёров была Ганза, говорит о многом. Здесь же проходил известный путь «из варяг в греки». В самом Новгороде располагались торговые дома готов и немцев. Были налажены связи с Волжской Болгарией, Скандинавией, рядом мусульманских стран, Владимирским княжеством, другими соседями. Товары почти постоянно шли по Волге, Неве и реке Волхов.

Как происходил созыв?

Вече не действовало постоянно: ведь в него входило большое количество людей, которым нужно было работать. Поэтому созыв происходил по мере надобности. Звали на вече специальным колоколом, чей звук отличался от «голосов» других колоколов. Иногда собрать всех могли кого-нибудь отправить, например, когда шла уборка урожая.

Распускалось вече тоже, как правило, после принятия большинством определённого решения. Организованность была минимальной, всё происходило довольно шумно. Желавшие привлечь внимание могли нанять кого-то с громким голосом. Созывал вече обычно князь, часто – посадский или тысяцкий, иногда – частные лица. Конкретный протокол отсутствовал.

Новгородское вече и его полномочия

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Поскольку речь идёт о высшем органе власти, то неудивительно, что оно обладало весьма обширными и разнообразными полномочиями. Выбирали посадского, который контролировал князя, управлял всеми делами и занимал пост, по факту, высшего должностного лица. Помощником и правой рукой посадского был тысяцкий. Епископ в Новгороде – тоже выборная должность. Ограничений по срокам не было, каждый мог занимать свою должность, пока новгородское вече не отменит соответствующее решение. Собрание всех выбранных, а иногда и князя, могло призвать к ответу.

Именно на общем собрании принимались новые законы и налоги, отменялись старые. Вопросы войны и мира, важные политические, экономические – всё это обсуждалось и разбиралось здесь. Кроме того, новгородское вече было также чем-то вроде суда последней инстанции. Оно могло приговорить к смертной казни, к изгнанию, отнять всё имущество. Иногда у главных должностных лиц княжества возникали какие-то споры с князем. В этом случае они тоже обсуждались описанным способом.

Достоинства и недостатки

Принятие решений большинством – это форма первичной демократии, что довольно удивительно наблюдать в Средневековье. Создавалось впечатление равенства, справедливости. Убиралась вероятность того, что в городе появится жестокий князь, который будет устраивать погромы, подавлять бунты, что случалось в том же Киеве. Народ принимал непосредственное участие во всех решениях, которые его затрагивали.

Источник

Главным в компетенции вече Древней Руси было признание и изгнание князей, неугодных народу

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Вече было главнейшей формой самоуправления в Древней Руси, собрание, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города, земли для решения сообща каких-либо дел, касающихся их городской жизни. Сходки эти существовали издавна, задолго до призвания князей, и при князьях. Землею, назывался в XI–XII веках целый округ, вмещавший в себе несколько городов. Один из этих городов считался старшим, или «великим», а другие города были только «пригородами» этого старшего города, по имени которого называлась обыкновенно и самая земля.

Летописец, живший в конце XII века, отметил такое устройство Русской земли как исконное.

Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под 997 годом, в Новгороде Великом – под 1016 годом, Киеве – под 1068 годом. Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами.

До образования и усиления великого княжества Киевского, отдельные племена, поляне, древляне, собирались в случае надобности на свои племенные собрания и совещались со своими племенными князьками об общих делах. В X и в начале XI веках вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. С усилением центральной власти в лице великого князя Киевского (Владимира Святого и Ярослава Мудрого) эти племенные сходки потеряли свое политическое значение.

Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI–XII века).

После смерти Ярослава в 1054 году когда Русская земля разделилась на несколько княжеств, вече главных волостных городов выступает в качестве носителя верховной власти в государстве. Когда князь был достаточно сильным и популярным, вече бездействовало и предоставляло князю ведение правительственных дел. Зато чрезвычайные случаи, как перемена на престоле или решение вопросов о войне и мире, вызывали властное вмешательство веча, и голос народного собрания в этих делах был решающим.

Обычно государственный строй древнерусских княжеств X–XII веков представляет собой род «неустойчивого равновесия» между двумя элементами государственной власти: монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице народного собрания или веча старших волостных городов. Власть князя не была абсолютной, она везде ограничена властью веча. Но власть веча и вмешательство его в дела проявлялись только в случаях чрезвычайных, тогда как власть княжеская была постоянно и повседневно действующим органом управления.

Вече было формой, в которой выражалась тогдашняя государственная власть. Однако вечем называли тогда вообще совещание и вообще народное собрание, даже в тех случаях, когда и то и другое не имели своей задачей вынести какое-нибудь решающее то или иное государственное дело постановление. Но по преимуществу вече в киевское время является органом политической власти народа.

Князь в отношении других владетельных князей был независимым государем. Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Княжеская власть была необходимым элементом в составе государственной власти всех русских земель. Однако государственный строй древнерусских земель-княжений нельзя назвать монархическим.

Вече правило волостью наравне с князем, и, конечно, строгого разделения власти веча и князя не могло существовать в то время. Люди тогда жили не по писаному закону, а по обычаю, одинаково обязательному и для князей, и для народа, но не вносившему никакого строгого распорядка в течение дел.

Власть веча, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободные могли принимать в нем участие. Требовалось только, чтобы участвующие не стояли под отеческой властью (отцы на вече решали за детей) или в какой-либо частной зависимости. Фактически вече было собранием горожан главного города; жители малых городов, или «пригородов», имели право присутствовать на вече, но редко имели к тому фактическую возможность. Решение вечевого собрания старшего города считалось обязательным для жителей города и для всей волости. Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

Можно говорить, что вече управляло волостью, но и князь тоже ею управлял; ход этих двух управлений и определялся обычаем, причем, при всегда возможных столкновениях, немалое значение приобретало то, какие люди стояли во главе веча: очень ли рьяно стоявшие за самостоятельность веча или нет. Пожалуй, еще большее значение имело то, каков был князь – легко или не легко поддающийся вечевому требованию, умеющий или не умеющий с ним ладить. Взаимные чувства народа и князя определяли все в их отношениях как правителей. Любил народ князя, как, например, киевляне любили Мономаха или сына его Мстислава, – и никаких разногласий не возбуждалось; а был князь не по нутру народу в силу своего поведения или характера, и тогда столкновения его с вечем бывали часты и не всегда оканчивались благополучно для князя.

Когда умирал князь, горожане собирались на вече и сговаривались, кого из князей звать к себе, если ближайший по старшинству был не по нраву и если под силу было городу не допустить его к себе. Остановившись на каком-нибудь известном им князе, горожане посылали за ним и приглашали его стать их правителем. Когда князь приезжал в город, вече целовало ему крест на верность, а князь целовал крест перед вечем в том, чтобы ему «любити народ и никого же не обидети».

Заключая «ряд» с князем, горожане уговаривались, какой доход должен получать князь с города, уговаривались, чтобы князь поручал управление отдельными частями страны мужам добрым и справедливым, как он должен судить, сам ли или через тиунов своих, то есть особых, князем назначенных судей. Князь часто поручал суд своим заместителям, но народ всегда предпочитал личный суд князя. Заключенные условия соблюдались свято обеими сторонами, и вече зорко следило, чтобы они не нарушались.

На обязанности князя прежде всего лежало поддержание внешней безопасности и защита земли от нападений внешнего врага. Князь вел внешнюю политику, ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры. Князь был законодателем, администратором и высшим судьей.

По своей форме вече было непосредственным участием народа в государственном управлении, а не через представителей. Участвовать на вече имел право каждый свободный взрослый и материально независимый горожанин. Но это право никого ни к чему не обязывало. «Людин» мог пойти на вече, а мог и не пойти, мог там стоять и молчать, мог и говорить, отстаивая полюбившееся ему мнение.

Так как на вечевых собраниях не требовалось присутствия определенных лиц, в определенном числе, а нужно было только, чтобы присутствующие были горожане. Во всех русских землях, кроме Новгородской, в вече по древней традиции, могли принимать участия главы всех свободных городских семей. Другое дело, что социальная неоднородность древнерусского общества все больше делала внешне демократичные вечевые сходы фактически подконтрольными боярской аристократии. Правда, вплоть по начала XI века боярство еще было вынуждено считаться с народным мнением. Однако, уже в XII–XIII веках не только в Новгородской боярской республике, но и в других русских землях, земская знать фактически подчинила своей воле вечевые собрания.

Созывались веча смотря по надобности: в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось ни одного. Созывать вече имел право каждый «людин», но, конечно, пользоваться этим правом по капризу было опасно. Обыкновенно вече созывалось по почину городовой старшины или князя. Созывалось вече или по звону особого колокола, или через герольдов – бирючей.

Особого порядка совещаний на вече не было. Как только соберется народ и наполнит площадь, так и начиналось обсуждение дела. Конечно, не все собравшиеся на вече в один голос говорили и решали все дела; из всего «многолюдства» выделялись наиболее решительные, смелые и лучше понимавшие дело, они-то и вели весь разговор.

При обсуждении дел никакого подсчета голосов не велось, и требовалось всегда или единогласное решение, или такое большинство, которое было бы ясно видно и без всякого подсчета голосов. Решение веча, таким образом, действительно исходило от всего города. Единогласие получалось мирным путем, если успевали сговориться и поставить на чем-нибудь одном, но если страсти разгорались, то дело решал не словесный бой, а кулаки и топоры. При равном распределении голосов зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение.

Даже и в тех случаях, когда вече собиралось однородное, оно настолько зависело от настроения духа подвижной массы своих членов, что очень легко меняло свои решения. Такой порядок вещей очень способствовал развитию известной партийности в среде горожан и создавал обстановку, очень способствующую развитию партийной борьбы. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

Никаких записей того, что происходило на вече, не велось. Что касается до самого порядка совещаний, то он был изустный и не был заключен ни в какие формы. Ни председателя, ни руководителя прений не было – по крайней мере, летопись совершенно не указывает на существование их. Первый вопрос предлагался вечу обыкновенно тем, кто его созвал, – князем, посадником или кем иным, а затем начиналось самое совещание. Есть указания в летописях, что люди богатые подкупали людей бедных для того, чтобы они своим говором и криком на вече заглушали речи противников и способствовали проведению мнений тех, кто подкупал их.

Права вече и князя, в сущности, были одинаковы. Но князь существовал и проявлялся постоянно, вече же созывалось не всегда, действовало с перерывами. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов – заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.

Самым главным и обыкновенным предметом компетенции вечевых собраний было призвание, или принятие, князей и изгнание князей, не угодных народу. Призвание и перемена князей были не только политическими фактами, проистекавшими от реального соотношения сил, но были общепризнанным правом населения. Право это признавали и сами князья и их дружины.

Вторым – чрезвычайно важным – кругом вопросов, подлежавших решению вече, были вопросы о войне и мире вообще, а также о продолжении или прекращении военных действий. Однако вопрос о войне и мире решал также и князь. Для войны собственными средствами, с помощью своей дружины и охотников из народа, князь не нуждался в согласии веча. Если же князь требовал помощи горожан, то вершителем вопроса войны или мира и с решающим голосом становилось и вече. Для войны средствами волости, когда требовался созыв народного ополчения, нужно было согласие веча.

Во всех городах были постоянные места для вечевых собраний, но вече могло собираться и на других местах, если это почему-либо было удобнее. Так, в 1147 году киевляне собирались на вече раз под Угорским, другой – у Туровой божницы, несмотря на то, что у собора св. Софии было место, издавна предназначенное для вечевых собраний: там были даже поделаны скамьи, на которых вечники могли сидеть. Случалось и так, что горожане, разделившись резко в мнениях, собирали одновременно два веча в разных местах.

Вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время Новгородской республики. Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись также собрания концов и улиц.

Князь и вече были двумя началами, которые сосуществовали в правительстве киевских времен. Сосуществование их покоилось на единении их, на их согласии, которое создавалось на почве нужды друг в друге и иногда оформлялось даже договором с крестным целованием. Но, оставаясь постоянно во главе текущих дел, князь не был избавлен от известного контроля своих деяний со стороны веча. Этот контроль устанавливался сам собой в силу гласности и несложности всех дел тогдашнего государственного строительства.

По материалам «Кто и как управляет миром»

Источник

Вече и князь в древнерусском государстве. система государственных органов власти.

Вече и князь в древнерусском государстве

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Вече — всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов.

Города и волости управлялись вече. Наряду с вечем, где правом голоса пользовались все главы семейств, появилась власть князей, которые не упразднили вече, а правили землею либо при содействии, либо при противодействии последнего.

Законным называлось вече, созванное князем, а незаконным — созванное против его воли. Поэтому политическое значение веча снижалось при сильном князе и усиливалось при слабом. Отношения между князем и вечем постоянно изменялись.

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос. Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем. Изгнание князя осуществлялось в форме уничтожения ранее подписанного договора.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно. Просуществовало вече до монголо-татарского нашествия.

Система государственных органов власти Киевской Руси:

Признаки государственной власти:

Власть великого князя складывалась из самодержавной 3 власти монарха и поддержки народа. Монархия не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Но князь опирался на собственную дружину и с ее помощью удерживал власть.

В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь, но и крупные феодалы. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих в деятельности веча, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины великого князя и народного ополчения.

Как ранее уже говорилось, князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу. Эта идея выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

Вотчина князя складывалась:

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную — на другой территории.

Наряду с великим князем и вече судебными полномочиями в Киевской Руси обладала и церковная иерархия.

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Система
государственных органов власти Киевской
Руси
:

1) Великий
киевский князь

3) представительный
орган – всенародное вече;

4) совещательный
орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники
великого князя в городах, посадники (в
его полномочия входили суд и расправа
в городах);

6) волостели
– представители Великого князя в селах
(они осуществляли судебные полномочия
в селах и деревнях).

Признаки
государственной власти в Киевской Руси
:

1) она
даровалась народом;

2) органы
власти не имели оформленной структуры
и закрепленного объема полномочий;

3) органы
власти всей Киевской Руси и отдельных
ее княжеств значительно между собой
отличались, удельные князья формировали
собственные органы власти, которые
осуществляли свою власть параллельно
с органами киевского князя в соответствующем
княжестве;

4) взаимодействие
Великого князя и удельных князей
осуществлялось в порядке подчинения
всех киевскому князю.

Власть
Великого князя складывалась из
самодержавной власти монарха и поддержки
народа. Монархия в
Киевской Руси не
была абсолютной
и
полностью наследственной, народ имел
право свергнуть неугодного князя.
Основной функцией как Великого киевского
князя, так и удельных князей являлось
руководство дружиной и защита Русской
земли от вторжений.

Князь
опирался на собственную дружину. В
случае военных действий формировалось
народное ополчение.

Военные
дружины
мог
иметь не только князь. Это право
принадлежало всем крупным феодалам.
Поэтому народное ополчение созывалось
великим князем из свободных вооруженных
граждан, участвующих на вече, а также
из крупных феодалов и их собственных
дружин. Таким образом, вооруженные силы
Киевской Руси складывались из дружины
Великого князя и народного ополчения.

Князь
осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному
принципу.

Вотчина
князя складывалась из
:

1) земли,
населенной людьми князя;

2) земли
всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная
система власти
означала
абсолютную власть в пределах вотчины
князя, где проживали люди князя, и
ограниченную – на другой территории.
Князь обладал и судебными полномочиями.
Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече
всенародное собрание, обладавшее силой
высшего органа власти и полномочиями
по разрешению важнейших государственных
вопросов: войны и мира, избрание и
свержение князя и др. Вече возникло еще
в догосударственный период развития
восточно-славянского общества и по мере
укрепления княжеской власти и становления
феодализма теряло свое значение (кроме
Новгорода и Пскова).

Вече
обладало высшими судебными полномочиями.
Именно оно не только ставило вопрос о
доверии князю, но и разрешало этот
вопрос.

Призвание
князя оформлялось договором между вечем
и князем.

Вече
институт демократии. Оно просуществовало
до монголотатарского нашествия.

Вече
было чрезвычайным органом, формировавшимся
из всех свободных вооруженных граждан
Киевской Руси. Подобным институтом в
отдельных городах было городское
собрание. Вече заседало неограниченно
по времени. Решения на вече принимались
единогласно.

Вече и князь в древнерусском государстве. система государственных органов власти. — история России

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян.

Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин.

На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв.

отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной.

Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Система государственных органов власти Киевской Руси:

1) Великий киевский князь;

3) представительный орган – всенародное вече;

4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);

6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси:

1) она даровалась народом;

2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;

3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;

4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из:

1) земли, населенной людьми князя;

2) земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Вече – институт демократии. Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

2. Система государственного управления в Древнерусском государстве

Центральное управление в Древнерусском государстве олицетворяли Великий князь, боярский совет, княжеские съезды (снемы) и вече. Каждый из этих институтов был проявлением соответственно монархической, аристократической и демократической тенденций в государственном устройстве России.

Во главе государства стоял Великий князь киевский. В IX-X вв. его полномочия ограничивались руководством дружиной, организацией военных походов, сбором дани, охраной границ, дипломатической деятельностью, осуществлением судопроизводства на основе обычного права.

Киевские князья тогда обладали преимущественно киевской землей. Княжества племен сохраняли определенную автономию. Они платили дань Киеву и привлекались к участию в военных и внешнеполитических акциях Плотникова О.А. Становление института княжеской власти в Древней Руси // Власть.

С конца Х в., начиная с Владимира Великого, Великий князь (князь — предводитель войска, сидящий на коне) рассматривается как верховный властитель и распорядитель всей земли государства. В связи с усложнением структуры войска (дружина, войска вассалов, ополчение) возрастает объем его деятельности как военачальника.

Функции по защите границ предусматривают организацию сторожевой службы, строительства укреплений, установления и поддержание внешних связей. Появляются новые функции: хозяйственно-распорядительные (организация строительства дорог, укреплений, мостов и др.

), подавления народных восстаний, сопротивления угнетенных, руководство сбором налогов, пошлин за торговлю, платы за судопроизводство, штрафов Там же. С. 97..

Пространственная и геополитическая ситуация требовала сильной княжеской власти, поэтому в XI-XII вв. особенно весомой становится законодательная функция князя — ему принадлежит верховная законодательная власть.

В то время управление не было строго отделено от законодательства, потому что закон служил не только средством управления, поэтому древнейшие законы издавались самими князьями, при этом князья обыкновенно советовались с княжеской думой — княжеским советом.

Особые условия древнерусской жизни заставили совещаться в делах то с вече, то с дружиной, то с одними боярами. Выбор советников принадлежал самому князю Куприна Н. Институт княжеской власти и его эволюция // Мир юридической науки. 2010. № 11. С. 40..

Таким образом, в руках Великого князя, являвшегося главой администрации, сосредоточивалась и исполнительная власть, и законодательная власть, им выполнялись также и судебные функции.

Князь ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир. Князь назначал всех чиновников, посадников, тиунов, тысяцких, мытников и других.

Эти чиновники ведали полицией, финансовым управлением и судом.

Процесс децентрализации власти связывается с реформой Ярослава Мудрого, по которой каждый член быстро растущей династии Рюриковичей получал реальную (или мнимую) часть владений. В результате статус Великого князя был ограничен до уровня титулованного главы династически связанного конгломерата княжеств.

Межкняжеские отношения не были юридически урегулированы, даже принцип «старшинства» не имел никакого юридического обоснования и утверждался правом силы. В попытке занять место на киевском престоле многочисленные представители династии непрерывно враждовали и воевали между собой.

Однако, известны случаи дуумвирата — соправления двух князей (Святослав и Всеволод Ярославичи) и даже триумвирата — трех князей (Ростиславович: Роман, Мстислав, Рюрик) Чибинёв В.М., Голованов Н.М.

Исторические этапы становления и развития государственного управления в эволюции государственности и права Вечевой Руси и самодержавной России. СПб.: Лема, 2010. С. 28..

Княжеский (боярский) совет, позже боярская дума, был постоянным совещательным органом при князе. Это был сословный орган, который уходил своими корнями в период военной демократии.

Совет состоял из верхушки дружины князя, крупных бояр, представителей верхушки городов, высших церковных иерархов, а в военное время — и руководителей союзников. Название «бояре» происходит от древнерусского слова «боляр» — боец, дружинник Ступникова Н.Н.

Князь и княжеское управление в Киевской Руси // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12. С. 101..

Большинство историков разделяют бояр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей), земских старцев, градских (потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле.

И хотя Княжеский совет как совещательный орган не имел постоянного состава, юридически не был оформлен и созывался по мере надобности, его влияние на политику князя было весьма ощутимым — без него Великий князь фактически не мог провести в жизнь ни одного сколько-нибудь значимого решения.

Совет решал: вопросы внутренней жизни государства, связанные со сбором налогов, укреплением городов, строительством значимых для города объектов и т.п.; внешнеполитические вопросы, такие как объявление войны или заключение мира, руководство общим ходом боевых действий, участие в заключении международных договоров Щепетев В.И.

История государственного управления в России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 67.. Иногда он выполнял функции высшей судебной власти. Об этом, в частности, свидетельствует текст «Поучения» Владимира Мономаха. Совет не имел упорядоченной организационной структуры, однако его деятельность имела стабильный характер.

Это объясняется тем, что князь был заинтересован в поддержке важнейших решений влиятельными лицами государства.

С появлением у дружинников вотчинных владений совершается решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII-XIV вв. на место дружины становится княжеский «двор» — организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название «дворяне» или слуги.

В рассматриваемый период Великие князья оставались составной частью династического рода. Семейные отношения совпадали с вассальными: князь-отец — сюзерен, а княжичи-сыновья — вассалы. Положение осложнялось увеличением числа князей и их генеалогических линий.

В основе этих взаимоотношений лежала система лествичного восхождения князей, при котором генеалогическое старейшинство определялось наследованием Великого стола «от брата к брату». В реальном историческом процессе политическое и военное «старейшинство» отодвигало генеалогическое на второй план.

Между князьями постоянно вспыхивали споры, переходящие в вооруженные столкновения по поводу прав на киевский престол Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 70..

Передача киевского стола осуществлялась как в результате наследования по обычному праву (старейшему в роде), так и по завещанию. Завещание, противоречащее обычаю, давало основание силой оспорить легитимность такого решения.

Наследование княжеского стола могло подкрепляться избранием князя, но как самостоятельный способ передачи власти избрание использовалось при конфликте князя с вечем или в случае прекращения княжеского рода. Узурпация власти (добывание княжеского стола силой) всегда мотивировалась наследственными правами или избранием на княжеский стол.

Государственный строй древнерусского государства — функции великого князя

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

По форме правления древнерусское государство — раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства — единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Государство делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета — отличительная черта раннефеодальной монархии.

Князь — государственный орган. Происхождение княжеской Власти по наследству и по избранию.

Функции Великого князя:

1) военная (князь — полководец)

2) финансовая, сбор дани (полюдье, судебные пошлины, штрафы за уголов. преступления)

3) организатор внешней и внутренней торговли

4) внешнеполитическая деятельность

5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)

6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления — дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV — нач. XVI в.)). Центр управления — княж. двор, не сущ. деления на высшие и местные органы управления.

7) Поддержание государственного единства страны.

Функции совета при князе

Совет при Князе (свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) — эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.

Функции древнерусского вече

Вече — народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране — не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.

1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. — Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).

2) Призвание и смещение князей (1068 г. — был изгнана Изяслав).

4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. — потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.

Функции феодальных съездов

Феодальные съезды (с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)

— общеземские (все князья)

— смесные съезды (региональные).

Вопросы:

1) Охрана торговых путей

3) принятие законодательства

Местные органы гос. власти и управления были созданы в городах и волостях. Представители: волостели и наместники. Основная функция — сбор дани, судебные ф-ции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов (до 1555г.) 1497 г. — Судебник ограничивает подсудность кормленщиков.

Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды). Отсутствовала регулярная армия. Были: дружина и ополчение.

Высшие органы государственной власти Древнерусского государства

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Форма правления Древней Руси – раннефеодальная монархия. Ее особенности обусловлены спецификой древнерусского феодализма. Во-первых, отношения сюзеренитета-вассалитета сложились в патриархальной форме.

(вассальная служба осуществлялась за регулярную плату (кормление) ).

Во-вторых, в системе государственной власти существовали два источника власти: вече и княжеский род в лице Великого князя Киевского (в ряде случаев – с соправителями).

Центральное управление: вече, Великий князь Киевский, двор, совет при князе, феодальный съезд. Складывается дворцово-вотчинная система управления, однако основные управленческие функции осуществлялись все же местными властями.

Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.

Местное управление. В городах действовала десятичная система управления. Город делился на концы, сотни и улицы, которые возглавлялись выборными лицами: тысяцким, сотскими, десятскими. Параллельно в городе существовала и княжеская власть в лице посадников. Складывается система кормления.

Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления.

Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — стали руководителями более или менее крупных звеньев государства.

Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.

В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр.

Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.

Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины.Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы.Дружинники были не только воинами, но и советниками князя.

Использовались и наемные войска: варяги, кочевники. Войско делилось на тысячи, сотни и десятки.

В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия.

Среди них можно назвать, например, вирников — лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей.

Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

В сельской общине существовало выборное самоуправление: староста, «добрые люди» (т.е. уважаемые общинники), общинное вече. Общинные органы власти совмещали как частные, так и публичные функции. Иногда в общину присылались княжеские слуги (тиуны) – как временная мера и в чрезвычайных случаях.

Судебная система. Судебная власть в то время была еще неотделима от функций других государственных органов. Высшей судебной инстанцией был Великий князь Киевский, от его имени на местах – представители княжеской администрации совместно с местными выборными людьми.

В судебном процессе участвовали и специальные должностные лица: вирники, мечники, метельники. В основном княжеский суд рассматривал серьезные дела. Суд по мелким делам осуществляла община через свои органы. С призванием церкви появляется и церковная юрисдикция.

Прямым налогом на Руси была дань. Способы сбора дани: полюдье (князь и его слуги сами объезжали подданных) или повоз (привозили сами налогоплательщики, для чего Великой княгиней Ольгой в Х в.

создана система погостов – пунктов сбора дани. Применялась система подворного налогообложения, т.е. облагаемой единицей был двор – отдельное хозяйство с постройками.

Источником дохода были также судебные штрафы и пошлины, торговые пошлины.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством.

Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны — Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя христианскую религию.

Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

Органы гос. Власти и управления Древнерусского феодального гос-ва

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 46Следующая ⇒

По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь.

Его функции на раннем этапе существования Древнерусского государства заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли.

В дальнейшем большее значение приобретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями и т. д.

Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов.

Взаимоотношения с другими князьями строились на основе крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита последних, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).

Великий князь опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство., бояре вместе с князем решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.

При князе состоял советиз бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства возлагалось на тиунов и старост.

Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику).

Формируются два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина.

важную государственную и политическую роль играет народное собранию — вече.В вече участвовали все свободные жители города и примыкающих поселений. К компетенции вече относились вопросы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.

Местное управлениеосуществлялось посадниками (наместниками) в городах и волостелями в сельской местности, они осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населения себе. Такая система управления получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления являлась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв.

сочетала в себе элементы соседской и семейной общин и представляла собой конгломерат мелких поселений.

Она рассматривала вопросы перераспределения земельных наделов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний

. Судебные функциивыполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волостели…

Оформлялась церковная юрисдикция.Церковь судила: зависимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т. п.).

Вооруженные силывключали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство.Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).

8. Источники Древнерусского феодального права. «Русская правда»,её происхождение и основные редакции.

Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским,который содержит нормы русского и византийского права.

Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии.

Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семейные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда(РП).

До нас дошло более ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции:

В Прав­де Ярослава сохраняется кровная месть, отсутствует четкая дифференциация размеров судебных штра­фов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. В Правде Ярославичей отменялась кровная месть, устанавливалась мера наказаний, ограждающих жизнь и имущество феодалов.

Окон­чательный вариант Краткой Правды сформировал­ся в конце 11 в.;

2) пространная редакция (Пространная Правда) — систе­матизированный сборник правовых норм, изменен­ная и дополненная Краткая Правда. Пространная Правда содержала 121 статью. Пространная редакция Русской Правды состояла из 2 частей: (Устава князя Ярослава «устава Владимира Моно­маха).

Отражала дальнейшую со­циальную дифференциацию, устанавливались при­вилегии феодалов (вводились более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, нарушение границ земельных владений феодалов), определялось за­висимое положение смердов, закупов, закреплялось бесправие холопов. Свиде­тельствовала о дальнейшем развитии феодального землевладения, охране права собственности на иму­щество, определяла порядок заключения ряда до­говоров, передачи имущества по наследству. Боль­шая часть Пространной Правды были посвящены нормам уголовного права и процесса. Простран­ная Правда просуществовала до 14в

3) сокращенная редакция (Сокращенная Правда) — систематизированный сборник правовых норм, составленный во второй половине 15в.

Сокращен­ная Правда — из ее состава были исключены ставшие неактуаль­ными нормы права.

Регулировала вопросы уголовного права и процесса, гражданского права (права собственности), семейно-брачных отношении, наслед­ственного права, обязательственного права и вопросы правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения: князья, бояре (княжьи люди), служилые люди, дружина, духовенство, городское население, смерды, закупы, холопы (докладные, кабальные), рядовичи, изгои, прощенники.

Русская Правда различала договоры: купли-продажи; займа; хранения имущества (поклажи); займа с самозакладом (закупничество); подряда («урок мостников»);личного найма. Форма договора была устной. Договор заключал­ся при свидетелях, с совершением символических действий (рукобитья).

Неисполнение договора мог­ло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору. Стороны договоров должны были отвечать требова­ниям возраста, правоспособности и свободы.Русская Правда предусматривала наследование по закону и завещанию. Преимущественное право на получение наследства имели сыновья.

Наследство между сыновьями делилось поровну, но отцовский двор переходил только к младшему сыну. Дочери бояр и дружинников имели право на наследство. По Рус­ской Правде имущество смердов могли наследовать только сыновья, при их отсутствии имущество счита­лось выморочным и поступало в казну князя.

Не­законнорожденные дети права на наследство не име­ли, но если их матерью была рабыня, то они вместе с ней получали свободу.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Система государственных органов власти Древней Руси

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Наименование параметраЗначение
Тема статьи:Система государственных органов власти Древней Руси
Рубрика (тематическая категория)Право

Систему государственных органов власти в Древнерусском государстве составляли˸

1) великий киевский князь – глава Древнерусского государства, выполняющий следующие функции˸

а) защиту Русской земли от вторжений;

б) организацию и командование вооруженными силами;

в) сбор дани с населения;

г) налаживание внешней торговли;

д) судебные полномочия.

Призвание князя оформлялось договором между вече и князем. Доходы великого князя состояли из феодальных повинностей с собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов. Великокняжеский престол передавался по наследству. Изгнание великого князя осуществлялось в форме ʼʼвыредаʼʼ, т. е. уничтожения ранее подписанного договора по решению вече;

2) вече – всенародное собрание, образованное из племенных собраний славян и обладающее силой высшего органа власти.

Вече созывалось в Древнерусском государстве для разрешения важнейших государственных вопросов, таких как˸ война и мир, оборона города, организация военных походов, избрание и изгнание князей, налогообложения и др.
Размещено на реф.

рф
Вече обладало также высшими судебными полномочиями. Исполнительный орган вече состоял из городского патрициата и старейшин;

3) совет старейшин – совещательный орган при великом князе, в который входили родственники князя, представители дружины и племенной знати;

4) дружина – вооруженный отряд, состоящий из объединявшихся вокруг князя воинов. Данные воины участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружина составляла привилегированный слой общества;

5) снема – феодальный съезд, который созывался для решения вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета;

6) совет крупных феодалов – орган, состоящий из бояр и княжих мужей. Совет участвовал в решении вопросов управления, внешней политики, законодательства;

7) посадники великого князя – наместники древнерусских князей, управляющие городом или областью. Посадники являлись представителями князя в городе и избирались из знатных бояр на вече.

Посадники великого князя собирали в городе дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Жалование за службу посадники не получили, т. к.

имели право на часть собранного с населения сбора (на часть ʼʼкормаʼʼ с населения);

8) волостели – представители великого князя в сельской местности, которые ведали административными и судебными делами. Волостели жалованья от великого князя не получали, а кормились, как и посадники, за счёт сбора с населения волости;

9) доверенные люди князя, ᴇᴦο сыновья, осуществляющие местное управление, опираясь на военные гарнизоны, которыми руководили тысяцкие, сотники и десятские, т. к. в этот период ещё продолжала существовать численная и десятичная система управления;

Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей… [читать подробнее].

Органы власти и управления — История государства и права Украины Библиотека русских учебников

полномочия вече в древней руси. Смотреть фото полномочия вече в древней руси. Смотреть картинку полномочия вече в древней руси. Картинка про полномочия вече в древней руси. Фото полномочия вече в древней руси

Как раннефеодальное государство. Киевская. Русь была не определенной четко очерченной территории, а совокупностью персональных княжеств. Территориальный принцип суверенитета на. Руси появился на позднем этапе государственности те, а до общему правилу было преимущество персональных отношений над территориальными.

Государственная структура — это своеобразная иерархическая пирамида правителей разных рангов, связанных между собой клятвой и е рнистю. На ее вершине находился. Великий киевский князь1. Хотя киевские князья были главными,.

Великими князьями всего государства, но с развитием феодальных отношений одних принципов сюзеренитета-вассалитета было мало, поэтому между киевским и местными князьями заключали междукняжеские договоры, так называемые хрестоцилувальни грамотмоти.

Княжеский род мыслился как единая телесная сущность, неделимое семейное тело котором должно соответствовать такое же единое государственное тело.

Причем такое единство воспринимали не как единовластие одного из представителей этого рода, а как господство в нем согласия и братской любви всех родственники в. Князей на. Руси было немало.

Они владели многими уделами (волостями), но это не воспринимали как раздробленность единого государственного организма. Его единство обеспечивала согласие между князьями. А подрибненис во государства на волости — это не что иное, как способ обеспечения достойной жизни членам княжеского рода и реализация права каждого из них на княжениеняжіння.

Упадок. Русского государства начинается тогда, когда теряется единство княжеского рода, когда исчезает согласие между князьями. Именно как гибель и болезни. Русского государства расценивает автор»Слова о полку. Игореве»мижкня. Вязивский распри, становятся для государственного жизнь. Руси в конце XII — начале XIII стку XIII ст.

Князю принадлежала верховная законодательная и исполнительная власть в государстве. Он выполнял также функции военачальника и, по давней традиции, которая восходит к племенных княжеств, лично водил рать в бой с во орогом. Князья олицетворяли также и судебную власть.

Право наследования престола сначала передавали по принципу»старшинства»(старшему брату), но впоследствии его заменили на принцип»отчины»(старшему сыну). Однако никакие нормативные акты не определяли порядка перехода княжеской власти по наследству, что нередко порождало длительную борьбу за киевский стол.

А поскольку княжеские семьи были многодетными, политических нет и имущественные споры сопровождали каждую смену правителя государству зміну правителя держави.

По случаю прихода на престол нового князя происходила торжественная процедура с участием церкви. Есть все основания полагать, что церемониал интронизации позаимствовали у. Византии.

Князю вручали атрибуты власти — скипетр, мантию, головной убор, м эч тощощо.

Всеволод, а также их советники-бояре и представители высшего в духовенства на съезде в. Виш городе утвердили. Правду. Ярославичей.

Институт общерусских княжеских съездов существовал вплоть до 30-х годов XIII в, хотя стоит отметить, что их созвали нерегулярныхрно.

Наиболее представительным и одновременно известным в древнерусской истории стал съезд в. Любече 1097 г, подробно описан в летописях. Он дает наглядное представление о круге вопросов, которые рассматривали на таких фо. Орум, — улаживания межкняжеских дрязг и противодействие угрозе.

Дикой степи. В. Любече князья договорились о прекращении междоусобных войн и провозгласили принцип, по которому каждый князь имел право владеть успадко ными землями и обязывался не посягать на владения других правителей самом деле этот съезд не положил края княжеским междоусобицаицям.

Собственно, внешняя угроза, по мнению ученых, была мощным консолидирующим фактором единства русских князей протяжении существования. Киевской. Руси.

По нормам княжеской этики и неписаного междукняжеском права а принятые на снемах определения и постановления, в частности относительно совместных действий против внешнего врага, были обязательными для выполнения всеми князьями.

Иначе виноватому грозило лишение волости (княжение). Надзор за соблюдением норм рыцарской чести возлагали на. Великий. Киевский князьязя.

Боярская совет

Она в определенной степени направляла деятельность князя, хотя определенного юридического статуса и круга полномочий не имела. По своему количественному составу это учреждение была немногочисленной (10-15 человек), в нее входили найма огутниши феодалы-землевладельцы, влиятельные князья, высшие должностные лица, представители духовенства.

Раду формировал князь, он инициировал ее созыва. Вместе с боярской советом правитель обсуждал пит. Ання объявление войны и заключение мира, установления договорных отношений с другими государствами. В области внутренней политики деятельность совета касалась обсуждения и издание законов, выдвижение кандида тур на государственные должностисади.

Боярская совет должен также судебные полномочия, рассматривая дела, касающиеся феодальной знати или других влиятельных лиц.

Она участвовала в решении военных, административных, финансовых и дру их вопросов государственной жизни.

При отсутствии князя или в случае его внезапной смерти совет перебирала на себя функции главного властного органа, наделенного полномочиями по установлению власти нового прав ителля.

Вече как представительный орган

Древнерусское государство, просуществовавшее около 350 лет, была типичной феодальной монархией, в которой регионами (волостями) руководили удельные князья — вассалы. Великого киевского князя. Киевская. Русь не имела общегосударственного представительного органа. Однако власти.

Великого князя в известной степени находилась под контролем народного собрания (вече). Киева. Волости имели свои веча. Это было продолжением традиций народов ладья древних времен. Вече берут начало из антов суток, о чем писали упоминавшиеся уже. Иордан, прокатит. Кесарийский,.

Бедность информации в источниках и ее противоречивость не позволяют установить время возникновения этого института, его социальный состав. Известно, что именно вече, согласно поздней летописной интерпретацией, с пригласило.

Рюрика с братьями и женой на княжение на. Руси.

Некоторые исследователи убежден в аристократизме веча и допущении к решению важных дел только»лучших»людей, другие — наоборот, доказывает ш ироко представительство взрослого населения города или даже ближайших сийближчих сіл.

Для развития представительных органов. Киевской. Руси большое значение имело вече. Новгородской земли. Еще во времена. Ярослава. Мудрого. Новгород получил особые права, которые устанавливали настоящий его республи иканський устройство и были признаны преемниками князя. Ярослава.

Постепенно здесь возник политический строй с разделением властей и развитой судебной системой. Города и даже села владели автономией. Народ избирал. Ра ду. Панов, князя, архиепископа и посадника. Рада. Панов имела законодательные полномочия и была своеобразным парламентом.

Архиепископ выполнял функции современного главы государства (президента), а посадник — председателя правительства. Князь был главнокомандующим армии. Новгородской республики.

В летописи упоминается, что народное вече, в котором имели право участвовать все семьи, мог созвать любой из них, ударив в. Вечевая дзвиий дзвін.

Мало кому известно, что. Новгородская республика называлась»Святая. София», ее именем принимали законы и подписывали международные соглашения. Республика. Святая. София просуществовала до 1580 г, пока кровожадный»соби иратель русских земель»Иван IV. Грозный»огнем и мечом»захватил.

Новгород, вырезал почти всех его жителей (опричники пять недель мучили населения). Московский правитель приказал плетьми видшмага ты. Вечевой колокол, перевезти его в. Москву, чтобы он больше никогда не созывал новгородцев на. Дворище.

Ярослава (так называлось место собрания вечак називалося місце зібрання віча).

В других городах. Киевской. Руси вече созвали для рассмотрения любых вопросов государственного управления. У них право участвовать имели все свободные жители города.

Летописи упоминают о различные вопросы, которые виришув валы на собрании.

Так, в 983 г вече с»бояр и старцев»приняло принести жертву языческим богам, а киевское вече 987 г рассматривало вопрос о вере и приняло решение послать в разные страны послов узнать, где лучше верь, де краща віра.

Вече были формой подлинного народовластия, занимались важными вопросами государственной жизни. Они имели право назначать и снимать князей, и это последние признавали.

Поэтому правители стремились привязанности те населения своих волостей, искали там поддержки для утверждения и укрепления своей власти. Народ очень верил, что все неурядицы общественной жизни может решить»добрый»князь.

Поэтому местные общины видели гарантии своего благосостояния и эффективного управления не в законах, а в лице доброго правителя. Подтверждением того является изгнание киевским вече. Великого князя. Изяслава в 1068 г и приглашение на княжение. Вс е-слава, решения вече.

Киева о приглашении на киевский стол. Владимира. Мономаха в 1113 г, а 1146 г — князя. Изяслава. Вече. Чернигова в 1078 г устранило с должности князя. Всеволода и избрало вместо. Олега. С вятославовичОлега. Святославовича.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *