полк нормандия неман история
История полка «Нормандия-Неман»
22 марта 1943 года эскадрилья прибыла на полевой аэродром Полотнянный Завод, где базировались советские бомбардировщики Пе-2. «Нормандия», тесно взаимодействуя с нашими лётчиками.
До 10 апреля «Нормандия» входила в состав 204-й БАД, а с середины апреля и до конца войны — находилась в оперативном подчинении 303-й ИАД, которой командовал генерал — майор авиации Г. Н. Захаров. 16 апреля 1943 года эскадрилья (в составе 11 пилотов), перебазировалась на полевой аэродром Васильевское, вместе с 20-м ИАП той же дивизии.
Все свои воздушные бои пилоты «Нормандии» провели на истребителях конструкции А. С. Яковлева. Их первой машиной стал Як-1Б, затем — пересели на Як-9 и, наконец, войну они закончили — уже на новейших Як-3.
Все бои пилоты «Нормандии» провели на истребителях конструкции А. С. Яковлева
В августе 1943 года эскадрилья, приняв очередное пополнение, была переформирована в отдельный истребительный авиационный полк. За период с 1 апреля по 4 сентября 1943 года летчики «Нормандии» одержали 75 безусловных и 4 возможные победы, 14 самолётов противника уничтожили на земле. За это время эскадрилья потеряла 17 пилотов — половину своего личного состава.
К лету 1944 года, получив очередное пополнение и перевооружившись на новые Як-9, полк имел в своем составе уже 61 пилота и 55 самолетов, что по военным меркам соответствовало уже количественному составу почти 2-х истребительных авиаполков. «Нормандия» готовилась к новым боям.
Истребитель Як-9 Марселя Альбера, весна 1944 года
Большой путь прошли французские авиаторы крылом к крылу с советскими лётчиками, много боев провели вместе. Этот путь начавшись с Подмосковья, закончился в Восточной Пруссии. Они участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладении городами Гумбинен, Инстенбург, Кёнигсберг и Пилау. За успешные бои и надёжное прикрытие наземных войск при форсировании реки Неман, в августе 1944 года, полку «Нормандия» было присвоено почётное наименование «Неманский».
Большой путь прошли французские авиаторы крылом к крылу с советскими лётчиками
Зимой 1945 года лётчики «Нормандии» приняли участие в напряжённых боях за Кёнигсберг. К тому времени полк летал уже на новейших машинах Як-3.
Як-3 полка «Нормандия — Неман», весна 1945 года
Истребитель Як-3 сразу же очаровал французов — простой, лёгкий, быстрый и довольно неплохо вооружённый. Правда скоро дали о себе знать и его слабости: относительно небольшая автономность (всего около 1 часа полёта), деликатное шасси и недостаточная прочность при перегрузках (его последний недостаток, в какой-то мере, стал причиной гибели одного из лётчиков «Нормандии» — лейтенанта Камилля Бертрана). И всё же минусы нового самолёта никак не могли затмить его преимуществ, с ними вскоре примирились. Боевые действия показали, что в умелых руках новой машине нет цены.
Як-3 очаровал французов — простой, лёгкий, быстрый и неплохо вооружённый
К концу войны 96 лётчиков полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 268 самолётов противника (по данным штабных архивов 303-й ИАД или 273 — по данным французской инспекции ВВС) и подбили ещё 80 самолетов.
Судьба не баловала французских лётчиков. Из первой группы — 15 человек — в живых осталось только трое: Марсель Альбер, Роллан де ля Пуап и Жозеф Риссо. Всего же, за время боевых действий, полк потерял 42 пилота: 35 в воздушных боях, 7 — при исполнении служебных обязанностей. Имена всех погибших золотом выбиты на мемориальной доске, установленной на доме № 29 по Кропоткинской набережной в Москве, где когда-то находилась французская военная миссия.
За совершённые подвиги Советское правительство наградило полк орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское — Почётного легиона, Крестом войны с 6-ю пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских лётчика. Четверо из них — Марсель Лефевр (4.06.1945 года), Марсель Альбер (27.11.1944 года), Роллан де ля Пуап (27.11.1944 года) и Жак Андре (4.06.1945 года) стали Героями Советского Союза.
«Нормандия» вступает в бой
В годы Великой Отечественной войны в составе Красной Армии сражались многие иностранные военные формирования. Хорошо известны 1-я и 2-я армии Войска Польского, Чехословацкий корпус, соединения болгарской и румынской армий, которые на заключительном этапе войны воевали плечом к плечу с советскими воинами. Но наибольшую известность и в отечественной историографии, и среди наших соотечественников приобрели два соединения: польская танковая бригада имени Героев Вестерплятте и французский авиаполк «Нормандия – Неман». Причем и та, и другой стали знамениты прежде всего благодаря тому, что о них написаны книги и сняты фильмы: о первом — популярный телесериал «Четыре танкиста и собака», о втором — советско-французская кинолента «Нормандия – Неман».
«Послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков»
Началом истории французской эскадрильи в составе Красной Армии можно считать осень 1941 года, когда предводитель «Сражающейся Франции» генерал Шарль де Голль впервые получил от своих подчиненных предложение отправить французских военных воевать в составе Красной Армии. Это была почти безумная идея, если бы ее не выдвинул человек, военно-политические прогнозы которого сбывались с невероятной точностью, – бывший военно-воздушный атташе Франции в СССР Шарль Люге.
После тренировок в Иваново. Слева направо: представитель французской военной миссии и контрразведчик капитан Альбер Мирлес, пилот-инструктор капитан Павел Друзенков, аспирант (младший лейтенант) Марсель Лефевр, командир эскадрильи майор Жан Тюлян, аспиранты Альбер Дюран и Альбер Марсель. Источник: https://warspot.ru
Его поддержал начальник генштаба «Сражающейся Франции» Эрнест Пети, и в ноябре 1941 года де Голль впервые прямо предложил советскому правительству участие французских подразделений в сражениях на советско-германском фронте. Пошли переговоры по формированию в Красной Армии эскадрильи истребителей, укомплектованной летчиками из Франции. Первые прикидки по ее будущему составу появились еще в декабре 1941 года, уже в апреле 1942 года посол СССР при союзных правительствах в Лондоне Александр Богомолов отправил в Наркомат иностранных дел специальную телеграмму. В ней шла речь о том, что он получил от руководителя департамента по политическим вопросам «Сражающейся Франции» профессора Мориса Дежана «ноту, в которой содержится предложение послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков и 30 человек обслуживающего персонала».
Но прошло еще полгода, прежде чем от обсуждения предложений французов и решения вопросов о том, как именно может быть создано французское подразделение в РККА, дипломаты и военные перешли к практическим делам. Точкой отсчета в формировании эскадрильи «Нормандия» стало 25 ноября 1942 года. В этот день в Москве было подписано «Соглашение между представителем командования Красной Армии и представителем военного командования «Сражающейся Франции» об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». Подписали его начальник штаба, заместитель командующего ВВС РККА генерал-лейтенант (будущий маршал) авиации Федор Фалалеев и глава французской военной миссии в СССР бригадный генерал Эрнест Пети.
Летчики и механики эскадрильи «Нормандия» осваивают советские истребители Як-1 на аэродроме под Иваново, январь 1943 года. Источник: http://aerostories.free.fr
Были пункты, оговаривавшие порядок награждения французских пилотов (в зависимости от того, к каким наградам было представление – национальным или советским), порядок привлечения к ответственности за проступки и даже порядок организации почтовой связи между командиром эскадрильи и Эрнестом Пети. А 10 пункт гласил, что эскадрилья «участвует в боевых действиях по заданию и в порядке, установленном командиром соединения, в которое она включена. Командование эскадрильей и ее действиями в бою осуществляется французским командиром, а при совместном участии в бою с другими подразделениями или частями соединения командование осуществляется командиром, назначенным командиром соединения».
Командир 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии генерал-майор авиации Георгий Захаров (второй справа) и один из асов полка «Нормандия-Неман» лейтенант Жозеф Риссо (второй слева), весна 1944 года. Источник: http://nikitine.ru
«Закончена подготовка отдельной эскадрильи «Сражающейся Франции»
Штат французской эскадрильи, который упоминался в тексте соглашения, был весьма невелик: всего 14 пилотов, 25 техников, 15 бортстрелков, которым предстояло стать оружейниками, два пилота связи, врач и переводчик. Все они добирались до Советского Союза далеким кружным путем. Формирование эскадрильи началось еще в сентябре 1942 года на авиабазе Раяк, расположенной в Сирии (ныне территория Ливана). Именно в Раяке в сентябре того же года генерал Шарль де Голль подписал приказ о создании авиагруппы №3, которой предстояло войти в состав Красной Армии.
Иными словами, еще за два месяца до подписания в Москве окончательного соглашения «Сражающаяся Франция» изо всех сил готовилась к будущим боям на советско-германском фронте. Никто из французов не сомневался в успехе переговоров, а пилоты, многие из которых сумели вырваться с оккупированной французской территории, жаждали как можно быстрее попасть в Россию и начать наконец настоящую боевую работу.
Посол Советского Союза во Франции Александр Богомолов (крайний справа) зачитывает указ Президиума Верховного совета СССР о награждении летчиков авиаполка «Нормандия-Неман», Париж, октябрь 1944 года. Источник: https://www.prlib.ru
Но прошло еще два с половиной месяца. 2 декабря 1942 года французская эскадрилья на советских транспортных самолетах долгой дорогой через Иран, Азербайджан и Казахстан добралась до отведенного ей аэродрома в окрестностях Иваново. Именно здесь «Нормандии» (это имя эскадрилья получила еще осенью) предстояло принимать свою матчасть, новенькие советские истребители Як-1 и осваивать технику полетов и воздушных боев на этих машинах, серьезно отличавшихся от старых английских «Девуатинов», на которых они летали в Раяке.
Процесс этот оказался непростым. Очень быстро выяснилось, что в «Нормандию» попали самые молодые и неопытные пилоты, они не могли похвастаться хорошей техникой пилотажа. Кроме того, советские истребители очень сильно отличались по многим параметрам от тех, на которых раньше доводилось летать французам, и это тоже осложняло ситуацию. И даже несмотря на то, что руководил освоением Як-1 опытный советский инструктор капитан Павел Друзенков, который великолепно говорил по-французски, процесс освоения новой техники шел непросто.
Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» с боевым знаменем в Париже, лето 1945 года. Источник: https://www.facebook.com/memorial.normandieniemen
Но столь велико было у летчиков «Нормандии» желание сражаться, что они всего за три с небольшим месяца освоили советские самолеты. 14 марта 1943 года начальник управления формирования и укомплектования ВВС Красной Армии генерал-лейтенант авиации Алексей Никитин докладывает наркоминделу Вячеславу Молотову, что «закончена подготовка отдельной эскадрильи «Сражающейся Франции»… Эскадрилья имеет четырнадцать летчиков и вооружена самолетами Як-1. Подготовка эскадрильи проверена в воздухе. Весь летный состав и технический подготовлен и в соответствии с приказом Маршала Советского Союза тов. И. СТАЛИНА направляется в полном составе на Западный фронт в состав 1-й Воздушной армии» (орфография и пунктуация подлинника сохранены).
«Они глядят на меня как на существо с другой планеты»
«Нормандия» отправилась на Западный фронт своим ходом: летчики на собственных самолетах, техники и другой персонал – на транспортных Ли-2. И если на аэродроме под Иваново, где проходило боевое слаживание и обучение, к людям в странной смеси советской и иностранной военной формы все давно привыкли, то по пути к месту службы французские летчики вынуждены были терпеть изумленные взгляды и возгласы советских солдат и офицеров. Как писал через много лет после Победы в своих мемуарах Герой Советского Союза граф Ролан де ля Пуап, один из четырнадцати первых летчиков «Нормандии», «при перелете из Иваново на аэродром Полотняный Завод мы сделали промежуточную посадку под Москвой. На этой базе, где находилось несколько сотен советских пилотов, я произвел сенсацию в своей униформе, наполовину русской, наполовину французской. При виде обращенных на меня взглядах моих коллег из Красной Армии, мне казалось, что они глядят на меня как на существо с другой планеты».
Истребители Як-3 авиаполка «Нормандия-Неман» в полном составе на аэродроме Ле Бурже, лето 1945 года. Источник: https://www.reddit.com
Как ни удивительно, но поначалу прибывшую на фронт «Нормандию» включили в состав… бомбардировочной авиации! 22 марта французское подразделение вошло в 204-ю бомбардировочную авиадивизию 1-й Воздушной армии: летчикам объяснили, что главной задачей истребителей сейчас является сопровождение бомбардировщиков и оборона аэродрома от вражеских налетов. Но пилоты «Нормандии» хорошо понимали, что это больше похоже на попытку оградить их от больших потерь и были возмущены. Недовольство выразили и представители французской военной миссии, ведь соглашение 25 ноября 1942 года прямо предусматривало использование эскадрильи именно в качестве истребительной. Наверху к этому недовольству прислушались, и 1 апреля 1943 года «Нормандию» включили в состав 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии той же воздушной армии.
Всего же до конца войны летчики эскадрильи «Нормандия», которая уже через три месяца выросла в авиаполк «Нормандия», а 28 ноября 1944 года получила имя «Нормандия – Неман», одержали 309 побед, из которых 273 – подтвержденные. Четыре французских пилота – Ролан де ля Пуап, Альбер Марсель, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) – были удостоены звания Героя Советского Союза, практически все летчики стали кавалерами французских и советских боевых наград. За два года войны погибли тридцать четыре летчика «Нормандии» и восемь пропали без вести.
Сохранившиеся самолеты авиаполка «Нормандия-Неман», Ле Бурже, 2018 год. Источник: https://www.facebook.com/memorial.normandieniemen
Любопытно, что уже после Победы, когда «Нормандия – Неман» на подаренных советским правительством истребителях Як-3 вернулась во Францию, именами шестерых погибших летчиков знаменитого авиаполка были названы французские авиабазы. Имя капитана Мориса де Сейна присвоили базе в Оранже, имя первого командира «Нормандии» и ее первого погибшего летчика майора Жана Тюляна – базе в Турсе. Имя капитана Альбера Пресиози получила база на Корсике, аспиранта Шарля Монье, которого называли «Обманувший смерть» за то, что он пять раз выходил живым из совершенно безнадежных ситуаций, – база в городе Истр. Имя братьев, служивших в «Нормандии», – Ива, Жана и Клода Маэ – носила база в Таверни, а имя погибшего вместе с первым командиром «Нормандии» капитана Альбера Литольфа носила база в Контрексвиле.
Краткая история полка «Нормандия-Неман»
В этом году исполняется 75 лет формирования французского истребительного авиаполка «Нормандия – Неман», действовавшего во время войны против немецко-фашистских захватчиков на советско-германском фронте в 1943-1945 гг. В марте 1942 года Национальный комитет «Свободная Франция» (позднее «Сражающаяся Франция») обратился к представителям Советского правительства с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против фашистской Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи.
В конце ноября 1942 года в г. Иваново началось формирование эскадрильи, в которой первоначально насчитывалось 72 французских добровольца (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиатехников. По желанию личного состава эскадрилье было присвоено наименование «Нормандия». Советское правительство предоставило эскадрилье самолёты – истребители Як-1, позднее Як-9 и Як-3 и взяло на себя полное её материально-техническое обеспечение.
Полк участвовал в Курской битве, Смоленской наступательной операции «Суворов» 1943 года, Белорусской наступательной операции «Багратион» 1944 года, в боях по разгрому немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии в 1945 году.
28 ноября 1944 года за боевые заслуги и мужество в период боёв при форсировании реки Неман полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и он стал называться «Нормандия-Неман».
За время боевых действий на советско-германском фронте лётчики полка «Нормандия – Неман» совершили свыше 5 тысяч боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 273 и повредили 80 самолетов противника. Полк был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского. 96 лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми орденами. Четверо удостоены звания Героя Советского Союза.
Схема боевого пути французского истребительного авиационного полка «Нормандия – Неман»
Французские летчики и сопровождавшие их во Францию советские авиамеханики на аэродроме Ле Бурже. Париж, 1945 год.
Боевые успехи и память
Боевые успехи и память
Всего французские летчики на советско-германском фронте совершили более 5249 вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 самолетов противника. Четверо пилотов Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) были удостоены звания Героя Советского Союза.
Тридцать четыре пилота «Нормандии» погибли, восемь пропали без вести, девять получили тяжелые ранения. Четверым повезло вернуться из плена. Пятнадцать пилотов погибли уже после Второй мировой войны.
Для сравнения, авиагруппа № 1 «Эльзас», созданная на год раньше «Нормандии-Неман», за войну совершила 4500 боевых вылетов, сбив 32 самолета противника.
Авиагруппа № 2 «Иль-де-Франс», сформированная в январе 1942 г., совершила 6029 боевых вылетов, сбив 35 самолетов противника.
Всего французская авиация «Сражающейся Франции» с 1940 по 1945 г. сбила 344 самолета противника, из них 273, или 80 %, на счету «Нормандии-Неман».
И о потерях. «Нормандия-Неман» за годы сражений в СССР потеряла 42 пилота из 96. «Эльзас» 21 из 87, «Иль-де-Франс» 37 из 78. То есть при сопоставимой численности соединений, количестве боевых вылетов и потерь, результативность «Нормандии-Неман» на порядок выше.
Авиаполк «Нормандия-Неман» — самое титулованное подразделение французских ВВС, награжденное французскими орденами Почетного Легиона, Военным крестом с пальмовой ветвью, Военной медалью и советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 21 пилот и само подразделение были награждены орденом Освобождения — особой наградой де Голля, учрежденной в 1940 г.
6 авиабаз французских ВВС носят имена пилотов «Нормандии-Неман».
25 памятников и мемориальных знаков установлено во Франции. Улицы и площади носят имена пилотов «НорМандии-Неман».
В 1992 г. в честь 50-летия французского авиаполка, почетное наименование «Нормандия-Неман» было присвоено российскому 18-му гвардейскому авиаполку, который во время войны воевал бок о бок с французами.
В 2007 г. в честь 65-летия полка памятники «Нормандии» президентами России и Франции были установлены в Лe Бурже и в Москве. Всего в России и Белоруссии существует около 20 памятников «Нормандии-Неман».
После долгих попыток, начавшихся в 1974 г., по инициативе председателя совета ветеранов «Нормандии» майора Игоря Эйхенбаума, в 1992 г. в родном городе Марселя Лефевра Лез-Анделизе в Нормандии был открыт музей «Нормандии-Неман», перед которым установлен современный «Мираж» французского полка «Нормандия-Неман» и макет самолета Як-3 Марселя Лефевра. К сожалению, этот музей тоже не пережил пертурбаций последних лет и закрыт в 2010 году. Экспозиция должна быть перенесена в Ле Бурже, где ныне находится единственный сохранившийся подлинный Як-3 «Нормандии-Неман», и частично в другие музеи.
Кроме того, 11 действующих моделей Як в раскраске «Нормандии-Неман» ныне летают во Франции, 2 в Германии и 1 в США. Один из них, действующий и регулярно принимающий участие в различных фестивалях, находится в авиамузее авиабазы Ля-Фёрте-Але. Его можно увидеть в кинофильме «Рыцари Неба».
Единственный подлинный Як-3 находится в музее Ле Бурже. Согласно легенде, его уберег от отправки в металлолом тогдашний директор, бывший русский пилот «Нормандии-Неман» Константин Фельдзер. Он был выставлен в музее авиации в Медоне под Парижем с бортовым номером 18. После перевода музея в Ле Бурже в 1975 г. бортовой номер сменился на 4, под которым летал Герой Советского Союза Ролан де ля Пуап, оставивший в нем свой автограф на приборной доске.
Вопреки легенде известно, что этот самолет находился при музее авиатехники на авиабазе Оранж имени Мориса де Сейна, откуда был передан в дар музею в Медоне в 1967 году.
Читайте также
Большие успехи
Большие успехи День 9 сентября 1896 года явился поворотным этапом в истории лечения ран сердца. Это был день, знаменательный для хирургии сердца: сердце человека перестало быть недоступным, «нехирургическим» органом.Все предшествовавшие многовековые попытки прийти
Культурные успехи
Культурные успехи Пользуясь приливом туземных и заморских богатств в Киев и в другие торговые и административные центры, господствующий класс создал себе привольную жизнь, нарядно оделся и просторно обстроился в городах. Целые века помнили на Руси о воскресных пирах
УСПЕХИ ХУННОВ
УСПЕХИ ХУННОВ Шаньюй Юй был человеком с сильной волей и ясной головой. Он помог сбросить Ван Мана не для того, чтобы восстановить могущественную империю Хань. Он немедленно отказал в поддержке новому императору Гэн-ши и, заключив союз с «краснобровыми», способствовал его
Дальнейшие успехи
Успехи в комплектации
Успехи
Успехи Половина шестого утра. Невообразимый мороз ударил с новой силой. Ртутный столбик опять опускается ниже 40 градусов. Мы хотим попытаться вырваться из окружения. Говорят, южную трассу вновь освободили, а сибиряков отбросили назад.Густель напрасно старается
Астрономические успехи
Астрономические успехи В архиве РАН насчитывается 75 работ на астрономические темы, в которых тесно переплетаются его представления по космологии (строение Вселенной) и космогонии (происхождение и развитие небесных тел).Их анализ в основном был проведен академиком В.Г.
Успехи на Востоке, успехи на Западе
Успехи на Востоке, успехи на Западе После возвращения в Прагу, еще лежа в постели и не совсем оправившись от последствий малярии, Грозный приступает к выполнению задачи, которую считает первой обязанностью каждого первооткрывателя: к ознакомлению с новыми сведениями
Его успехи
Его успехи Репутация империализма изменилась с тех пор, как Редьярд Киплинг прославил его. Она была высокой в 1900 г., и его здание казалось достаточно прочным, чтобы пережить столетие. Обобщение не охватывает весь процесс. Франция и Россия, по-видимому, следовали
Первые успехи
Первые успехи Наступление 34-й армии началось не рано утром, как планировалось, а в полдень 12 августа. Задача на день была полностью выполнена. Лишь только правофланговая 257-я стрелковая дивизия встречала сопротивление мелких групп противника.В полосе 11-й армии
Первые успехи
Первые успехи На следующий день в небе все еще стоял запах пороха. Мы готовили ленч. Инструктивное совещание в 14.30. В тот полдень нашей целью был аэродром в Триквиле. Его собирались бомбить 72 «марадера», которые совершат два налета.Триквиль, близ Ле-Гавра, был укрытием
5. РЫЦАРСКИЕ УСПЕХИ
5. РЫЦАРСКИЕ УСПЕХИ («Московская правда» («Зазеркалье»). 1998. Сентябрь. № 68)Иерархизация, агрессивность, сведение воедино войны и политики, серость, монашество. Весь этот Арканар – это раннее Средневековье. Совсем другое дело следующий этап, следующий возраст – светлое,
Партизанские «успехи»
Партизанские «успехи» Большая часть территории Смоленщины (и ряд районов Московской области) были оккупированы только на карте — у немцев не хватало войск для фактического контроля всех населенных пунктов на занятой территории. Линия фронта существовала, однако в
Успехи и неудачи
Успехи и неудачи В январе 1918 года Симон Васильевич становится командиром гайдамацкого Коша Слободской Украины. Кош (около 150 бойцов) сформировал бывший офицер Николай Чеботарев. Но, будучи человеком малоизвестным, Чеботарев предложил командование фигуре более