политический строй государства киевская русь представляла собой
ВУЗРУ
«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Политическое устройство Киевской Руси
В политическом отношении Киевская Русь представляла собой большую раннесредневековое государство в форме монархии. Во главе государства стоял великий князь киевский, верховный владелец всех древнерусских земель, который сосредоточивал в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, административно-судебной и военной власти. Власть киевского князя была наследственной[1].
Отдельными частицами государства сначала управляли князья и великие бояре, а в конце Х в. стали назначаться великим князем киевским представители великокняжеского рода или наместники и тысяцкие. Князья и крупные бояре за свою службу пользовались частью дани, которая собиралась с подвластных им территорий.
Впоследствии бояре и князья начали получать земли и превращались в землевладельцев-феодалов. С установлением власти феодалов перестали проводиться народное собрание (вече) при великом князе появился совет ближайших князей и бояр. Их опорой выступали жены на принципе вассалитета и несли службу великому князю[2].
Основную часть княжеских войск составляла младшая дружина («отроки», «дети боярские», «пасынки»). В случае общей опасности собиралось народное ополчение — «вой», куда входили смерды и горожане. Весь политический строй Киевской Руси обеспечивал интересы класса феодалов.
Во времена Древнерусского государства были распространены символические знаки, некоторые из которых, видимо, были начаты еще в первобытнообщинном строе. Одним из древнейших был так называемый трезубец, который в давние времена был символом племени или символом власти[3].
Со времен Киевской Руси изображение трезубца случаются на золотых и серебряных монетах князей Владимира Святославича, Святополка, Ярослава Мудрого, на кирпичах, найденных при раскопках Десятинной церкви и других сооружений, на оружии, посуде. Трезубец в Киевской Руси был знаком княжеской власти, родовым знаком князей из династии Рюриковичей[4].
Киевская Русь не была государством в современном понимании этого слова, ведь в ней отсутствовали разветвленный государственный аппарат и централизованное управление. Однако это не должно вызывать удивления, ведь Киевская Русь — классическая раннефеодальная государство с монархической формой правления. Связь обладателя и подвластных людей держался в основном на системе сбора дани. В этом князю помогала дружина — личный военный отряд князя.
И именно на дружину на ранних этапах развития Киевской Руси опиралась княжеская власть, которая была частью военной, а не светской. Поэтому при захватнических походах (в Византию, Волжскую Булгарию, Хазарский каганат) значительная часть добычи доставалась именно дружине князя[5].
Со временем власть князя стала опираться не на приближенную военную элиту, а на бояр. Бояре — правящая элита русского общества. Этим слоем стали торговцы, бывшая племенная верхушка и часть дружины, то есть бояре были денежными людьми. Но они были не только богатым слоем общества, но и властным органом. Боярский совет мог существенно влиять на князя, ведь все свои решения он должен согласовывать с советом, а неповиновение могла стоить монарху привязанности зажиточного слоя населения.
Однако у князя оставались все рычаги управления страной. Он был главой всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной; также князь был верховным главнокомандующим и основным представителем страны на международной арене. Военное могущество князя опиралась на личную дружину, которая была связана с ним вассальными обязательствами, а светская власть поддерживалась церковью (в ранний период развития Руси — волхвами языческих культов), за что и щедро вознаграждалась обязательным налогом на церковь — десятиной[6].
На Руси был развит еще один орган власти — вече.
Вече — народное собрание горожан для решения неотложных дел общины. Выполняло близкие к законодательству функции; к участию допускалось взрослое мужское население. Происходит от племенных собраний, которые были распространены до образования Руси.
Вече могло существенно повлиять на то или иное решение князя, согласившись с ним или нет. Вече могло пригласить и выгнать князя из города (Изяслав Ярославич был как приглашенным, так и снятым с киевского престола) также горожане могли попросить князя о тех или иных изменениях, однако вече не могло самостоятельно предлагать и принимать какие-либо законы, хотя и имело значительные права[7].
В период раздробленности на Руси зародился «коллективный сюзеренитет», когда важные решения для развития государства принимал не только киевский князь, а также сборы самых влиятельных князей со всей Руси: Киева, Чернигова, Суздаля, Владимира и так далее. Это происходило на княжеских съездах, которые становились масштабными событиями в русской жизни.
Таких съездов известно несколько, ведь эта система не прижилась: съезд Ярославовичей, что после смерти отца собрались в Вышгороде (1072) для решения неотложных вопросов во внутренней политике, также считается, что на этом съезде была составлена «Правда Ярославовичей »- модификация законов« Русской правды »Ярослава Мудрого; на Городецком съезде 1026 Ярослав и Мстислав Владимировиче заключили мир и разделили Русь по Днепру; Любецкий и Уветицький съезды 1097 и 1100 годов соответственно были призваны прекратить междоусобную борьбу и наказать виновников ее начала[8].
Итак, киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы. Государство Киевская Русь сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Историческим ядром Киевской Руси было Среднее Поднепровье. В Киевской Руси очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.
[1] История Отечества. Учебник для вузов / Под ред. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2015. – 655 с.
[4] Отечественная история: Конспект лекций / Под ред. В.А. Потатурова. — М.: МИЭМП, 2014 — 92 с.
[5] Юшко А. А. Московская земля IX—XIV вв. — М.: Высш. шк., 2015. — 387с.
[6] Гордиенко Н. С. Крещение Руси: Факты против легенд и мифов. — М.: Наука, 2016. — 421с.
[8] Гордиенко Н. С. Крещение Руси: Факты против легенд и мифов. — М.: Наука, 2016. — 421с.
История государства и права России. Шпаргалка
Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Государственный строй Древнерусского государства
Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.
Признаки раннефеодальной монархии:
1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;
2) отсутствие юридической ответственности главы государства;
3) несформированные институты власти;
4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;
5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.
Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.
В функции великого князя входили:
1) организация и командование вооруженными силами;
3) налаживание внешней торговли;
4) назначение местного управления, княжеских агентов;
5) законодательная и судебная деятельность;
6) руководство внешними отношениями.
В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).
Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.
Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.
Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).
Политический строй древнерусского государства
Политический строй Древней Руси
Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.
Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.
Зарождение общественно-политического строя Древней Руси
Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.
В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.
Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.
Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.
Социально-политический строй Древней Руси
Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».
Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.
Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.
Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.
Особенности политического строя Древней Руси
В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.
Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.
Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.
Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.
Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.
Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.
Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.
Политический строй древнерусского государства — история России
В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11-й вв.) — раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.
Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7-м вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.
Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (сначала варяги, а в киевский период — кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных.
Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации.
Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.
К 10-му в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть.
Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11-го в.
важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.
Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9-м в. она резко возросла.
Русь 9-12-го вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.
Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.
Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в Древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12-го в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.
В Древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.
В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.
Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, — «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.
Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.
Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11-го в.) и Владимира Мономаха (1113-1125).
> Поделитесь с нами своим заданием!
История России
Морской поход Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV век.
Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» (бояре, княжеские мужи) и «младшую» (гриди, отроки, детские). Княжеские дружинники принимали участие в управлении государством.
Так, князь Владимир Святославич вместе с боярами обсуждал вопрос о введении христианства, о мерах борьбы с «разбоями» и решал другие дела. В отдельных частях Руси правили свои князья (например, в Древлянской земле князь Мал).
Но великий киевский князь стремился заменить местных правителей своими ставленниками.
Государство содействовало укреплению господства феодалов на Руси. Аппарат власти обеспечивал поступление дани, взимавшейся деньгами и натурой (например, мехами). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство — дым, рало, плуг.
Трудовое население выполняло и ряд других повинностей— военную, подводную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов и т. д. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань.
Вначале дань собиралась во время полюдья — периодических объездов подвластных земель князем с дружиной, но затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах. В середине X в.
при княгине Ольге были определены размеры повинностей (даней и оброков) и установлены временные и постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани.
Нормы обычного права складывались у славян с глубокой древности. С возникновением и развитием классового общества и государства, наряду с обычным правом и постепепно заменяя его, появились и развивались письменные законы, охранявшие интересы феодалов. Уже в договоре Олега с Византией (911 г.) упомянут «закон русский».
Сборником письменных законов является «Русская правда» так называемой «Краткой редакции» (конец XI — начало XII в.). В её составе сохранилась «Древнейшая правда», записанная, по-видимому, в начале XI в., но отразившая некоторые нормы обычного права. В ней говорится ещё о пережитках первобытно-общинных отношений, например о кровной мести.
Закон рассматривает случаи замены мести денежным штрафом в пользу родственников пострадавшего (впоследствии в пользу государства).
Вооружённые силы Древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин,которые приводили подчинённые ему князья и бояре, и народного ополчения (воев). Численность войска, с которым князья выступали в походы, доходила иногда до 60—80 тыс. Важную роль в вооружённых силах продолжало играть пешее народное ополчение.
Использовались на Руси и отряды наёмников — кочевников степей (печенегов), а также половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманнов, но роль их в составе вооружённых сил была незначительна. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из деревьев и обшитых по бортам досками.
Русские суда плавали по Чёрному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям.
Политический строй древнерусского государства (стр. 1 из 3)
Политический строй древнерусского государства. 5
Список литературы.. 17
Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать направляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью средств авторитета, права, насилия, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана.
Как явление власть необходима, она призвана обеспечивать потребности человеческого общежития. Государственная власть призвана управлять, устанавливать правовые отношения и судить.
Общественная власть в Древнерусском государстве первоначально образовлась частным путем в кровнородственных обществах. Она сохраняла частно-правный характер в течение всего первого периода.
Однако сознание общественной роли власти проявляется в самом начале истории. В древнейшем периоде истории России на первый план выступает последняя из упомянутых трех функций, т. е.
суд; однако и обе первые уже и тогда входят в задачи государственной власти.
Государство первого периода по задачам управления совершенно отличается от государства последующих периодов, особенно 3-го (когда око становится полицейским по преимуществу). Древнейшее государство есть по преимуществу военное.
Что же касается самоуправления в Древнерусском государстве, то в науке до сих пор не сложилось единого мнения о времени его зарождения. Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.
Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X—XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского «вет» — совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя.
Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти.
Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об общественной самостоятельности.
Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. С этого времени началось развитие отдельных элементов местного самоуправления в России.
Образование Древнерусского государства .
В IX в. у восточных славян уже существовали внутренние предпосылки для создания государственности. Родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом племени по-прежнему было вече — собрание всех его свободных членов.
Но уже существовала племенная знать в лице нескольких привилегированных родов, отличавшихся от массы общинников в социальном и имущественном отношении. Из их среды вече выбирало вождей (князей) и старейшин.
Ко времени образования государства уже существовали отдельные племенные княжения. Власть племенных князей опиралась на систему укрепления градо-поселений, некоторые из которых позднее превратились в настоящие феодальные города.
Племенные княжения были еще догосударственными образованиями, а племенные вожди еще не были князьями в подлинном смысле этого слова.
Существовали и внешние предпосылки, способствовавшие созданию государства у восточных славян.
Бескрайние степи, простиравшиеся между Черным морем и лесной полосой Русской равнины, издавна были торной дорогой в Европу для воинственных кочевников, орды которых раз в полтора-два столетия исторгала Азия.
Многие кочевые племена пытались закрепиться на этих землях, но оседлые славяне-земледельцы готовы были упорно отстаивать плодородную пашню, дававшую огромные урожаи.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
С.В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современные исследователи в большинстве своем считают это государство с самого начала раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенные характерные черты.
Организация государственного единства. Проблема эта вызвала большие споры как в дореволюционной, так и в современной литературе. Некоторые авторы утверждают даже, что в IX в. вообще не существовало единого Древнерусского государства, а был лишь союз племенных союзов. Более осторожные исследователи полагают, что с IX до середины X в.
можно говорить о союзе местных княжеств, т.е. государств. Кое-кто считает, что имела место федерация, хотя институт этот не свойствен феодальному государству, а возникает лишь в буржуазном и социалистическом.
При этом утверждают, что федерация существовала не только на начальном этапе развития Древнерусского государства, но и на всем протяжении его истории.
Думается, что более убедительной выглядит точка зрения С.В. Юшкова, который считал, что Древнерусскому государству свойственна типичная для раннего феодализма система отношений сюзеренитета-вассалитета, предполагающая, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии.
Вассал зависит от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего состоять в его войске, а также платить ему дань.
В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен.
Вассалами великих князей были местные князья. Главными иммунитетными правами были: право взимания дани и право вершить суд с получением соответствующих доходов.
Государственный механизм. Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др.
Великий князь сосредоточивал в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах.
Некоторые князья погибали в бою, как это случилось, например, со Святославом.
Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и др.
Дипломатические переговоры возглавлял и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию. Выполняли князья и судебные функции.
Фигура князя выросла из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга.
Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжи мужи.
Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. По мнению С.В. Юшкова, именно на таком съезде была принята Правда Ярославичей.
В Древнерусском государстве существовало и вече, выросшее из древнего народного собрания. В науке идут споры о распространенности веча на Руси и его значении в отдельных землях. Бесспорна высокая активность веча в Новгороде; что же касается его роли в Киевской земле, то источники не позволяют ответить на этот вопрос однозначно. [8, с. 28]
Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления.
Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — стали руководителями более или менее крупных звеньев государства.
Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.
Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства.
Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.
Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения.
Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.
Города или во всяком случае их центральная часть были крепостями, замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. Владимир Святославич для обороны от печенегов построил цепь крепостей на левобережье Днепра, набрав для них гарнизоны из северных русских земель.
Князья нередко прибегали к услугам наемников — сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).
В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия.
Среди них можно назвать, например, вирников — лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей.
Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав. [2, с. 82]
Государственное управление, войны, да и личные потребности князей и их окружения требовали, конечно, немалых денег. Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов, дани.
Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный, т.е. находящийся под данью.
Первоначально дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных.
Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты, т.е.
специальные пункты сбора дани. В науке существуют и другие представления о погостах.
Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей.
Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в.
в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже — денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством.
Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны — Перуном.
Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.
В науке существует спор о том, откуда пришла к нам новая религия. По летописному преданию Владимир, прежде чем изменить религии предков, позвал представителей разных стран и разных церквей. Из Хазарского каганата, где, как мы помним, верхушка общества исповедовала иудейство, приехали апологеты этой религии.
Из Волжской Булгарии прибыли защитники мусульманства. Но всех победили христианские миссионеры, убедившие великого князя киевского в преимуществах своей религии и церкви. Результат раздумий Владимира известен. Однако спорно, откуда именно прибыли христианские проповедники.
Наиболее распространено мнение, что это были византийские миссионеры. Однако некоторые исследователи предполагают, что христианство пришло к нам из Дунайской Болгарии, Моравии, даже Рима.
Есть версия и о том, что введение христианства тоже не обошлось без варягов, во всяком случае современные исследователи видят в древнерусском православии не только южное, но и западноевропейское влияние.
Не случайно поэтому введение христианства вызвало упорное сопротивление народа. Даже дореволюционные авторы отмечали, что крещение Руси проходило порой огнем и мечом, как это было, например, в Новгороде.
Вооруженное сопротивление миссионерам имело место и в других городах. Конечно, здесь сказались не только классовые, но и чисто религиозные мотивы: люди, веками привыкшие к вере отцов и дедов, не хотели без видимых причин от нее отступаться.
Особенно это имело место в северных районах Руси.
Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом. [5, с. 61]
открытая библиотека учебной информации
О политическом строе Киевской Руси написано очень много и единого взгляда оп этому вопросу не сложилось.
Можно выделить 2 базовых подхода:
1)Первый подход представляет Русь княжеством, поначалу единым, а затем распавшимся на множество более многих княжеств.
2)Второй подход предполагает, что Русь это конфедерация восточно-славянских племен или городов( городовых волостей).
1.Первая точка зрения относится к трудам русских историков 18 века (Татищев, Ломоносов). Господствует и в первой половине 19 века. Н.М. Карамзин писал о русской истории исключительно как об истории самодержавия.
Схема развития древнерусской государственности, нарисованная им, можно сказать, стала классической для российской историографии. Согласно этой схеме русское государство зарождается как монархия с приходом в Новгород Рюрика. Русь становится собственностью великого князя.
Часть земли государь оставляет за собой, а часть раздает варяжским дружинникам. Варяги согласно Карамзину составляют войско и верховный совет, в котором князь делится своей властью. Согласно Николаю Михайловичу данный порядок нарушается сохранившимися с древних времен вольностями.
После смерти Ярослава Мудрого Русь делится на уделы и возникают первые междоусобицы. В правлении в это время сочетаются 2 противоположных начала: самовластие и вольность.
По Алексею Михайловичу Соловьеву политической строй Киевской Руси принял своебразный вид. Как и его предшественники Соловьев считает Русь княжеством, владельцем страны. Он считает не князя владельцем, а княжеский род в целом.
Великий князь киевский в представлении Соловьева не государь и даже не верховная глава государства, а старший в роду(физически).
Со временем правления Андрея Боголюбского в княжескую среду проникают иные отношения (по определению Соловьевым –государственные), которые до 17 века боролись с родовым началом.
Соловьев признает и существование городовых волостей, князь и волость выглядят у него как параллельные политические структуры. То есть Русь в представлении Соловьева предстает княжеством, принадлежащим роду Рюриковичей и механической суммой городовых волостей, связанных между собой княжеским родом.
2.Вторая точка зрения распространяется во второй половине 19 века. Её защищали такие выдающиеся историки как Николай Иванович Костомаров, Василий Осипович Ключевский, Сергей Федорович Платонов, Александр Евгеньевич Пресняков и мн.др.
По мнению Костомарова каждое из восточно-славянских племен(народцев) с древнейших времен составляло особое политической образование земли. Руководили этими землями князья, но высшая власть принадлежала вече. Приход варягов не изменил существовавший порядок вещей.
И в первое время Русь представляла собой лишь скученность «народцев», обязанных платить Киеву дань. Полноценному объединению восточных славян по мнению Костомарова способствовало принятие христианства.
В противовес сторонникам первого направления Костомаров полагал, что рассаживание по землям сыновей Киевского князя вело к более прочному единству.
Василий Осипович Ключевский считал, что первой политической формой восточных славян была городовая область, под которой он понимал крупный торговый округ, управляемый городом. Возникновение торговых округов Ключевский относил к середине 9 века.
Затем, в конце 9 и в течение 10 века образуются вторичные политические образования –варяжские княжества. В последствии и соединения варяжских княжеств и городовых волостей он выводит 3ю политическую форму – великое княжество киевские, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было началом русской государственности.
Строгого порядка перемещения князей Ключевский не замечал. По мере разрастания княжеского рода отдельные его ветви расходились друг с другом, прочнее усаживались на княжение в свой области.
В результате Русь с распадом княжеского рода вновь разделилась на городовые области, где князья превратились в политическую случайность, а власть оказалась в руках городского вече.
Пресняков предавал княжеской власти еще большее значение, чем Ключевский, но результат у него оставался тот же самый.
В советской исторической науке выдавали обе точки зрения, преобладающая из них была первая, согласно которой Русь княжество. (Борис Дмитриевич Греков, Борис Аркадьевич Рыбаков, Лев Васильевич Черепнин и мн.др.).
Вторая точка зрения стала развиваться и возродилась благодаря трудам Илья Яковлевича Фроянова, однако представления основной массы советских историков о политическом строе древнерусского государства были довольно близко воззрениям Николая Михайловича Карамзина. Под схему знаменитого древнерусского историографа была подведена марксистско-ленинская методологическая база за исключением некоторых частных моментов, основные черты строя и его развития остались такими же как и у него.
Основателем советской господствующий концепции политического развития древнерусского государства был Борис Дмитриевич Греков.
В период так называемой феодальной раздробленности он не отрицал усиления политического значения городами и писал о возросшем значении вечевых собраний. При этом это не повлияло на общее определение политического строя древнерусских земель как монархического.
Первоначально он считал, что первые городские волости(города-государства) возникли в конце 9- начале 10 веков на родоплеменной основе, а в 11 веке произошла перестройка по территориальному принципу. Структура политической власти на Руси представлялась ему похожей на устройство древнегреческих полисов.
В конце 9- в начале 10 веков, в результате завоеваний, осуществленных полянами, сложился обще-восточно-славянский межплеменной супер-союз. При этом роль князя и его окружения он заметно принимает. Взгляды Фроянова на политический строй эволюционировали от близких Костомарову к схеме Ключевского.
В результате процесс развития древнерусской государственности стал выглядеть следующим образом: союзы племен —союзы союзов племен(супер-союзы)—обще-восточно-славянский супер-союз—- города-государства.
В современной исторической науке положение почти не изменилось, концепция фроянова обрела еще больше сторонников, чем в советский период, однако представления о Руси, как феодальной монархией по–прежнему давно распространено. Отказ от марксизма историков советской школы по сути оказался временным и неполым и не привел к решительному пересмотру взглядов по этому вопросу.
На рубеже 20-21 веков российские историки вновь как и историки царской России основное внимание уделяют политическому процессу, но несмотря на это очень мало политическому строю Киевской Руси.
Поляков А.Н. – его взгляды основаны на самом широком использовании работ предшественников и на самой широкой источниковой базе.
Согласно Полякову как политическое объединение Киевская Русь сложилась из центральной городской общины Киева и так же подчиненных ей общин киевских пригородов, созданный киевлянами для поддержания власти над окрестными славянскими племенами. Сюда входили славянские и неславянские племена, которые платили Киеву дань.
Развитие ситуации заключалось в том, что слабосвязанные с Киевом городские центры стали обособляться, а так же происходил их количественный рост. Из-за этого и возникло впечатление первоначального единства и распада Руси.
В действительности происходило постепенное усложнение политической структуры, это выражалось прежде всего в распространении городского образа жизни. В 10 веке на Руси существовала одна полноценная городская община.( В 11 веке их стало больше. В 12 веке их стало много.
)В дали друг от друга они жили самостоятельно и были фактически не зависимы друг от друга и от Киева. Но в то же самое время они помнили о своем происхождении, ценили это и считались с этим. Их объединяло единое культурное пространство, особенности социально-экономического строя.
При этом незаметно стерлась грань между вчерашними завоевателями и бывшими завоеванными если смотреть на отношение киевского князя лишь с общины Киева, то никаких существенных перемен политического характера на протяжении 10-13 веков мы не заметим. В 10 частично 11 веках можно заметить на Руси много князей, которые принадлежали разным родам. Заметно стремление выбирать князя из своего княжеского рода. Происходило исчезновение всех княжеских родов кроме киевского. В то же время данный род разветвлялся, что и позволяло русским городским общинам выбирать себе князя среди многочисленных представителей именно своего княжеского рода.
Согласно Полякову причиной, по которой до сих пор не удалось решить поставленную проблему, не вступая в противоречия с источником, является то, что к политическому строю киевской Руси все время пытались подходить в сточки зрения современных представлений о типах государственности, а порой сущности гос-ва как такового.
Еще одна причина заключается в характере летописных сведений. Роль вече и в целом древнерусского города хорошо заметна тогда, когда события описывает современники, если же в летописи идет речь о событиях прошлого, то на первом месте оказывается князь, не потому что он имел тогда больше власти, а в силу особенностей человеческой памяти и в связи с задачами летописного повествования.
Необходимо отметить, что князь не только не был самодержцем как полагали историки, его настоящим монархом можно назвать с трудом.
Князь управлял Русью не один, он сам обладал властью лишь по причине принадлежности к определенному роду, ему приходилось делиться не только с дружиной, но и с теми представителями своего рода, которые заявляли свои права на ее долю. Вопреки мнению Соловьева княжеский род не был собственником Руси, её владельцем.
Но при этом монархия, которая ограниченна княжеским родом, относительно которой великий киевский князь просто старший в роду, а не монарх. И самое главное, это такая монархия, которая ограниченна самим обществом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ решает важнейшие вопросы на вече, и князь является лишь одним из участников.
Князь обладал большой властью, но только если это касалось отдельных людей. Рамки княжеских полномочий создавались не законами или созданиями определенного органа, а понятиями правды, справедливости и самим обществом. Которое собиралось в нужное время на эти сходки. По типу государственности можно назвать вечевой монархией.
Вечевая монархия по форе организации власти это монархия, а по содержанию это власть, ограниченная вечем, на которую собираются все полноправные граждане. Такое положение князя выдает в нем прямое наследие родовых времен, наследсвенность княжеского статуса в сочетании с полной зависимостью от общества, типично для родового строя.
Читайте также
С.В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современные исследователи в большинстве своем считают это государство с самого начала раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны… [читать подробенее]
О политическом строе Киевской Руси написано очень много и единого взгляда оп этому вопросу не сложилось. Можно выделить 2 основных подхода: 1)Первый подход представляет Русь княжеством, поначалу единым, а затем распавшимся на множество более многих княжеств. 2)Второй… [читать подробенее]
4. Государственный строй Древнерусского государства. Система
Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.
При великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние. Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и иные важнейшие дела. Существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания. Основу военной организации составляла княжеская I дружина. Дружинники жили обычно на княжеском дворе или вокруг и были также советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Важным элементом политической системы стала | церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, затем в 988 г. он крестил Русь, введя христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.
Первоначально существовала десятичная система управления. Впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Изначально десятичная система не отделяла центральное управление от местного, позже такая дифференциация возникает.
В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система – соединение управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Со временем князья поручают своим дворцовым слугам какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью.
На местах управляли удельные князья, а также представители центральной власти – наместники и волостели.
Специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями администрации. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия, например вирники. Судебные функции осуществляли церковные органы, действовал также вотчинный суд.
Русская Правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.
Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.
Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязаны были работать на хозяина.
Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». Челядь была почти полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту.
Социально-политический строй древнерусского государства
Описание: При этом появилась категория экономически зависимых людей которых называли закупами. Рядовичами называли тех людей которые заключали договор ряд о службе феодалу на какихлибо условиях; 3дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. В частности мечниками называли судебных чиновников мытниками сборщиков торговых пошлин.
Дата добавления: 2014-08-04
Размер файла: 17.47 KB
Работу скачали: 6 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Социально-политический строй древнерусского государства
Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором:
1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника;
2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии. При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях;
3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.
Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.
Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».
После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125).
Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.
В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.
Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.
Социально-экономический и политический строй Древнерусского государства
В 9 – начале 12в.
Основу сельского хозяйства составляло пашенное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес, просо, горох, чечевицу, лен, сажали репу. Применялась переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие.
Крестьянская сельская община называлась «миром» или «вервью» и могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных поселений; как из больших семей, так и из мелких крестьянских хозяйств.
Кроме смердов-земледельцев в верви жили и смерды-ремесленники: кузнецы, гончары. Они работали главным образом на заказ. Жители соседних «миров» экономически были слабо связаны друг с другом.
Центрами притяжения нескольких «миров» был погост – место религиозных празднеств и место общего кладбища, периодического торга, сбора дани и оброка.
Крестьяне, жившие на государственных землях, платили подати в княжескую казну и не знали личной зависимости от феодала.
Феодальная собственность на землю возникала в процессе роста имущественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств.
Росту феодального землевладения способствовали и прямые захваты феодалами крестьянских земель.
Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и поэтому иногда называлась «градом». В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его тиунов (управляющих) и дворовой челяди, мастерские ремесленников, закрома и амбары.
С развитием феодальных отношений усиливалась борьба крестьян. Наиболее распространенной формой ее были побеги от хозяев. В 10в. произошло восстание в Древлянской земле против Игоря и его дружины.
Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит «Русская правда», в которой предусматривались наказания за нарушение границ земельных владений, поджог бортных деревьев, убийство представителей вотчинной администрации, массовое хищение имущества феодалов и др.
В это время возрастает роль городов, которые представляли собой центры ремесленного производства, торговли. Крупными городами были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов.
Часть городов возникла на месте древних племенных погостов и «градов», часть развилась из феодальных дворов и замков, а часть была заново построена феодалами.
Вблизи городов обычно основывались особые села, куда феодалы приглашали людей и давали им ряд льгот – свобод, отчего и сами села называли «свободами», «слободами».
В это время внутренняя торговля была развита очень слабо. В деревню проникали лишь мелкие торговцы. Продукция городских ремесленников, как правило, не получала значительного распространения на рынках внутри страны. Преобладала работа на заказ.
Несмотря на развитие внешней торговли, полностью сохранялся натуральный характер экономики страны. Громадная часть предметов вывоза не производилась как товар. Например, пушнина взималась с зависимого населения в виде дани или натурального оброка.
Предметы ввоза не попадали в деревню.
Политический строй древнерусского государства может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называющийся великим князем.
Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские).
Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками и пр.
С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территории государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных существовали должности тысяцкого и сотских.
В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины князя.
В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение.
14. Зависимое население Древней Руси в 11-12вв.
Основной производственной ячейкой было крестьянское хозяйство. Собирательным названием крестьянства был термин «смерды», происхождение которого недостаточно разъяснено наукой.
Часть смердов еще не попала в личную зависимость от отдельных землевладельцев; часть была вынуждена пойти в кабалу к феодалам и работать на их земле. Положение смердов было неполноправным.
Существовало правило «мертвой руки», когда после смерти смерда, не оставившего наследников мужского пола, его имущество переходило к князю.
Вся совокупность людей, работающих на князя, называлась челядью. В составе челяди были и рабы (холопы), и задолжавшие крестьяне и люди, искавшие покровительства и службы у феодала.
В 12в. распространенным названием крестьянина был «закуп». Это был смерд, вынужденный обращаться к боярину за помощью и получивший от него участок земли и «купу» — ссуду деньгами или в виде инвентаря, семян, тягловой скотины. Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа.
Другим наименованием зависимых людей были «рядовичи», т.е. люди, вынужденные заключать с феодалом какой-нибудь договор, «ряд» и выполнять различные работы в вотчине согласно этому «ряду».
Существовало еще несколько терминов, обозначавших различные категории зависимого населения: «изгой» – человек, порвавший связь с общиной, «пущенник», «прощенник» – отпущенные на волю рабы и т.д.
Не сохранилось данных, которое позволили бы определить, какая форма ренты преобладала в это время. По-видимому, часть лично зависимых смердов работала в феодальных хозяйствах на барщине, часть платила землевладельцу натуральный оброк.
В это время значительную роль в феодальных хозяйствах играли холопы. Источниками «обельного» (полного) холопства являлись плен, вынужденная самопродажа, женитьба на рабе или вступление в должность тиуна или ключника без специального «ряда» с господином.
15. Правящий класс Древней Руси в 11-12вв.
Землевладельцы Руси различались по количеству находившихся в их собственности земель, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии. Это выражалось в личном договоре о службе мелкого феодала в войске более крупного, оказывавшего своему вассалу покровительство.
Привилегированные землевладельцы пользовались правом иммунитета, т.е. представители государственной власти не могли приезжать в их владения для производства суда и сбора дани. Они сами судили население своих имений. Древнейшие дошедшие до нас грамоты князей, говорящие об иммунитете феодального землевладения, относятся к 12в.
Наряду с передаваемыми по наследству и отчуждаемыми вотчинами, существовала и другая форма феодальной собственности: земли давались князьями своим слугам во временное держание.
После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. В отличие от боярских и княжеских имений, нередко дробившихся при переходе по наследству, монастырские вотчины не делились. Поэтому наблюдается их непрерывное возрастание.
16. Русская христианская церковь в конце 10 – 12вв.
Церковь на Руси была организована следующим образом: во главе ее стояли киевский митрополит, назначаемый или из Константинополя, или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии.
С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свое войско.
Князья на содержание церкви давали «десятину» – десятую часть от своих даней и оброков.
Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. В городах в 11-12вв. было много каменных и деревянных церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники дьяконы.
На деле монастыри были крупными землевладельцами, владели селами, вели торговлю, ссужали деньги под проценты, принимали участие и в повседневных делах, и в крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники.
В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или купеческой среды.
Высшие церковные власти – епископы и митрополит – могли быть выбраны только из среды монахов, которых, в отличие от обычных попов и дьяконов, называли черным духовенством.
Некоторые монастыри, вроде Киево-Печерского (основан в середине 11в.), стали своего родя духовными академиями, куда поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки, здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события.
Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси 11-13вв. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению русской государственности, велика ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.
17. Культура Руси в 10-11вв.
Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав немекнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества.
Если мы сопоставим два полюса русской культуры 9-11 вв. – деревню и феодальный замок – то увидим резкую контрастность их внешнего облика.
С каждым столетием контраст между народной и феодальной материальной культурой все возрастал.
Прогрессивность народной культуры в эпоху становления и укрепления Древнерусского государства особенно проявилась в создании 10в. нового эпического жанра – героического былинного эпоса.
Народ воспевал в былинах борьбу с варягами и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь. Народ воспевал подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына, боровшегося с Соловьем-Разбойником.
Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальных Владимира – Владимир Святославович и Владимир Мономах.
Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.
Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот 11-15вв. Торговые сделки, частные письма, ответы о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают эти замечательные документы, подтверждая широкое развитие грамотности среди русских горожан.
Вскоре после крещения Руси в городах началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. Существенным отличием русской культуры от стран Востока и Запада является применение родного языка.
Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало 11в.).
Русские писатели 11-13вв. заставляли своих слушателей и читателей думать о судьбах Русской земли. При всем патриотизме русской литературы, в ней нет и следа проповеди агрессивных действий. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей.
Серьезным вкладом в историю мировой культуры является и русская архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.
Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. В живописи, как и в архитектуре, русские мастера на первых порах были учениками византийцев.
Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.
Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и точного использования всех видов искусства. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037г.), Спасский собор в Чернигове (1036г.) и Софийский собор в Новгороде (1045г.).
18. Феодальная раздробленность Руси: причины и региональные особенности.
12-15вв. период феодальной раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма. Причины:
1. Натуральное хозяйство и экономическая самостоятельность феодальных вотчин.
2. Усиление политической власти местных князей и бояр.
3. Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров.
Одной из причин феодальной раздробленности является также обширность территорий и слабое развитие инфраструктуры.
Внутри самостоятельных княжеств формировались более мелкие, находящиеся в вассальной зависимости. Крупные княжества, являвшиеся практически независимыми, получают название земля. Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями.
В результате формируется новая геополитическая реальность – Русь удельная, где Киев лишь формально сохраняет статус первопрестольного града. Создается принципиально новая форма организации древнерусского общества – своеобразная федерация земель под номинальной эгидой Великого киевского князя.
Таким образом, в течение 12в. Русь политически стала похожа на «лоскутное одеяло».
Можно говорить о том, что вопрос о феодальной раздробленности с 1132 года (смерть Мстислава) до конца 15в. (правление Ивана III) является одним из самых сложных.
С.Ф. Платонов причину раздробленности видел в ослаблении центральной власти. Князья, составлявшие княжеских род владетелей Руси из-за спутанных родовых и семейных отношений, из-за старшинства или обид, часто затевали усобицы и втягивали население в междуусобную войну.
Попытка использования марксистского метода привела к появлению течений экономического материализма. Доминантный фактор феодальной раздробленности – экономическая причина. Хозяйственная раздробленность страны приводила к политической раздробленности. Причина виделась в преобладании натурального хозяйства и как следствие – отсутствие прочных экономических связей между землями.
Классовую теорию феодальной раздробленности разработал Греков. Он считал феодальную раздробленность закономерным этапом развития феодализма как периода наивысшего могущества местных феодалов, боярства,, которые захватили общинные земли и закабалили крестьянство.
Феодализм – это возможность иерархически организованного класса феодалов использовать в своих интересах труд зависимого от них населения, находящегося на земле, представляющей собственность феодалов.
Вызревание феодальных отношений Греков относил к более раннему периоду. Киевское государство представляло собой единую империю Рюриковичей.
Распад ее на уделы объясняется тем, что успели образоваться достаточно окрепшие региональные центры, которые перестали нуждаться в помои киевского князя.
Таким образом, причинами феодальной раздробленности явилось развитие феодальных отношений на местах, что выражалось в росте крупных феодальных землевладений.
Ведущей силой, виновной в раздроблении Киевского государства, являлось боярство, которое было вассалом местных князей.
Эта региональная политическая элита стремилась все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, расширить политические права.
В своей основе переход к феодальной раздробленности был явлением прогрессивным. Он способствовал развитию феодализма, освоению новых территорий, созданию местных экономических и политических центров, наиболее крупными из которых были Галицко-Волынская, Владимиро-Суздальская и Новгородская земли.
Основой хозяйства в этот период оставалось пашенное земледелие, соединенное со скотоводством, сельскими промыслами и подсобными домашними ремеслами. Связи крестьянского и феодально-вотчинного хозяйств с рынком носили потребительский и нерегулярный характер.
12-13вв. – время быстрого роста крупного феодального землевладения, дальнейшего закабаления свободных крестьян-общинников, превращения многих из них в холопов.
В стране появились крупные землевладельцы-князья, иногда более состоятельные, чем киевские, которые нередко владели не только селами, но и городами. Общинные земли также захватывали бояре.
Росло церковное и монастырское землевладение.